Переутомление у ребенка: симптомы

Переутомление у ребенка: симптомы

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка.

Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши.

У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире.

Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее.

Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей.

Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха.

Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.

Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—8 лет!

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития.

Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу.

Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Сыну моих знакомых было чуть больше 4 лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: акробатический, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-либо делать. Он громко

кричал, разбрасывал вещи и совершенно не слышал взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить.

Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Возраст Продолжительность сна (часы)
Дневного Ночного Суммарно
3—4 года 2 10 12
4—5 лет 2 9,5 11,5
5—6 лет 1,5 9,5 И
6—7 лет 1,5 9,5 11

Пребывание детей на свежем воздухе

Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.

С 5—6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось много семей, в которых дети начиная уже с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером.

У них, естественно, формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности.

Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости.

У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что это успокаивающе действует на родителей, тем более что ребенок занят делом и никому не мешает.

  • Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.
  • Более того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.
  • Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки.
  • По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:
  • • повышенная отвлекаемость;
  • • частая смена позы;

• непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);

• неприятная мимика (кривляние, тики);

Читайте также:  Значение сказки в жизни ребенка: консультация для родителей

• неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

Что можно сделать для профилактики утомления

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10—15.

«Далеко — близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2—3 секунды — близко расположенный. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т. п. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему помещению.

Елочку помещают или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их».

Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.

«Поймай зайку». Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик, запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следуют за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребенка интерес к учёбе»

Рекомендуем посмотреть:

Как определить ребёнок левша или правша?

Какая мама нужна ребёнку?

Если ребенок чего-то боится. Что делать?

Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

Восприятие информации детьми

Причины переутомления ребенка и их последствия

Чаще всего у нас не вызывают тревоги детские капризы, шалости и озорство, так как это является нормой поведения ребенка. И все же иногда поведение маленького шкодника переходит все границы, да и малыш уже не может сам остановиться.

В этом случае важно разобраться в причинах проблемы. В большинстве случаев предпосылками плохого поведение ребенка являются возрастные кризисы, смена обстановки, стресс, начинающееся заболевание, ну и, конечно, усталость. Более подробно остановимся именно на утомляемости, ведь усталость может привести к таким осложнениям, как снижение иммунитета ребенка и реакции на ту или иную ситуацию.

Признаки переутомления у ребенка:

  • Малыш долгое время капризничает, плач имеет ноющие нотки;
  • Ребенок грызет ногти, сосет палец, кусает губу или проявляет другие признаки тревожного состояния;
  • Сбои в координации и внимании ребенка (неловкость движений, ошибки в выполнении задания);
  • В поведении проявляется вялость или, наоборот, избыточная активность (например, бесцельно передвигается или швыряется игрушками).

Каждый ребенок может выражать утомление по-своему, в зависимости от индивидуальных особенностей. Одни дети не слезают с маминых рук, другие требуют внимания и ласки, ну а у третьих эти признаки могут появиться на лице (например, круги под глазами).

Основными причинами утомляемости у ребенка являются:

  • Недостаточное пребывание на свежем воздухе. Малышу не удается с помощью прогулок и бега снять напряжение, накопившееся в течение дня;
  • Чрезмерное перенапряжение нервной системы. Причиной этому может быть слишком длительное посещение мероприятий;
  • Изменение режима дня. У каждого ребенка формируется свой индивидуальный режим, изменение которого (например, пропущенный обед или дневной сон) может спровоцировать переутомление;
  • Изменение условий, в которых находится ребенок. Излишний шум, недостаточное освещение, повышенная температура в комнате могут вызвать усталость;
  • Долгое выжидание в очередях;
  • Злоупотребление просмотром телевизора, компьютерными играми приводят к зрительной усталости.

Родителям необходимо быть начеку при первых признаках утомляемости своего чада и принять соответствующие меры для устранения проблемы.

В противном случае у ребенка возникнет переутомление, которое может сопутствовать с различными страхами, беспокойностью, ухудшением аппетита, тревожным состоянием.

Самим бывает сложно справиться с этими проблемами, приходится обращаться к помощи специалистов.

Если в жизни ребенка произошли большие изменения (например, первое посещение детского сада, смена места жительства, рождение еще одного ребенка в семье, развод родителей), необходимо уделить ему особое внимание и чуткость.

Способность ребенка адаптироваться к новым условиям, а также склонность к утомляемости зависят от следующих факторов:

  • От возраста ребенка. Чем младше малыш, тем тяжелее будет ему привыкнуть к различным изменениям в жизни;
  • От характера ребенка. Одни дети быстрее утомляются в течение дня, другие труднее привыкают к новым условиям;
  • От общего состояния здоровья малыша. Часто болеющие дети, а также дети, которые недавно перенесли заболевание, более подвержены утомляемости;

Дети, которые привыкли к частым пребываниям в общественных местах, менее подвержены утомляемости.

Внезапное изменение привычного режима дня, а также требований в отношении ребенка. Чаще всего эта проблема возникает, когда ребенок начинает ходить в детский сад.

  • Лучшей адаптации ребенка к тем или иным условиям способствует своевременная поддержка — похвала, подбадривание родителей.
  • Необходимо помнить: хороший сон, отличный аппетит, бодрое настроение ребенка свидетельствуют о том, что он здоров.
  • Для снижения утомляемости малыша необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
  • Придерживайтесь определенного, подходящего для ребенка, режима дня;
  • Гуляйте ежедневно на свежем воздухе как можно дольше;
  • Помещение, где находится ребенок, должно постоянно проветриваться;
  • В течение дня необходимо чередовать подвижные и интеллектуальные игры и переключаться на другие виды деятельности. Новые игрушки лучше обыграть.
  • Ребенок обязательно должен отдыхать. Дневной сон лучше сохранить как можно дольше. Однако, если ребенок не может спать днем, замените сон отдыхом в кровати или чтением книги;
  • Сократите просмотр телевизора, игры на компьютере, ведь они приводят к повышению утомляемости ребенка;
  • Ребенок не должен быть в напряжении или сидеть на одном месте более 30-40 минут. Планируйте, исходя из этого, посещение общественных мест.
  • Не следует нагружать ребенка, чрезмерно занимаясь ранним развитием.

Важно внимание к малышу. Не скупитесь на ласки и теплые слова.

Профилактика переутомления у детей

Дети и подростки развиваются в процессе организованной, разнообразной по форме и продолжительности деятельности, самой трудной из которых является умственная деятельность, связанная с обучением в образовательном учреждении.

Дозируемая с учетом сил и возможностей детского организма, умственная деятельность стимулирует развитие нервной системы, речи, анализаторов, усиливает энергетические процессы в организме, способствует нормальному росту и развитию.

Читайте также:  Лекарства от кашля детям от 3 лет

Однако активность ребенка не беспредельна: при интенсивной или длительной умственной деятельности у детей развивается утомление. Помимо этого дети утомляются при длительной неподвижности или ограничении двигательной активности.

О начале утомления ребенка свидетельствуют следующие внешние признаки: двигательное беспокойство, частые смены позы иотвлечения, рассеянность внимания, кривляние, крик, плач и т.п.

Утомление не представляет опасности для организма детей, так как вызванные им изменения функционального состояния организма исчезают после сна и достаточного отдыха детей. Однако, если нагрузка чрезмерная, а отдых недостаточный, восстановление нормальных функций не наступает и у ребенка может развиться переутомление.

При  этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Переутомление проявляется в изменении поведения, снижении успеваемости, расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, вегетативных расстройствах, снижении сопротивляемости организма ребенка.

Переутомление может стать виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.

Профилактика переутомления у детей включает в себя ряд мероприятий, основанных на гигиеническом нормировании деятельности: обеспечение оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей, деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Что необходимо знать родителям и педагогам для сохранения здоровья ребенка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в процессе обучения:

Ø                Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.

Ø                Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.

Ø                Установите для ребенка режим дня и требуйте его неукоснительного соблюдения. Не разрешайте школьникам ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя».

Ø                Осуществляйте контроль за времяпрепровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время просмотра телепередач.

Ø                Обеспечьте ребенку двигательную активность, вместе занимайтесь спортом, ходите в походы или хотя бы просто гуляйте. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями.

Ø                Не забывайте о правильном питании. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Ø                Укрепляйте иммунитет. Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Ø                Будьте для ребенка примером! Откажитесь сами  от вредных привычек и не допускайте их у детей. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет.

Отдел надзора по гигиене детей и подростков

10 признаков переутомления ребенка в школе

Sobesednik.ru определил 10 признаков усталости школьника, на которые обязательно нужно обратить внимание родителям.

Школа  — ч­удесное время, но вместе с тем трудное. А иногда школьная нагрузка становится непосильным бременем для ребенка. Как понять, что он перегружен? 

1. Ребенок стал хуже спать

Неважно, как именно испортился сон – трудно ли ваш школьник засыпает, просыпается ли по ночам, нарушен ли у него режим сна и бодрствования (вечером не может заснуть, утром с трудом просыпается, днем ходит сонный). Изменение сна – первый признак эмоционального перенапряжения как у взрослых, так и у детей.

2. Он жалуется на головную боль

Яркий и тревожный симптом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Дело может быть не только в перегрузках, но и в настоящих болезнях, поэтому за ребенком нужно наблюдать предельно внимательно и при необходимости обратиться к неврологу. А первым делом, конечно, умерить свои амбиции насчет его школьных успехов и разгрузить его. 

3. У него часто плохое н­астроение

Одно дело – расстроиться из-за двойки, другое – постоянно расстраиваться по миллиону разных поводов. В том числе мелких, сиюминутных. Не только повышенная капризность, плаксивость и вспыльчивость должны насторожить и навести на мысль, что ребенок не справляется с предложенной ему учебной нагрузкой, но и любые изменения настроения, которых не было до учебы.

4. Кажется, что ребенок стал лениться

Вы просите убрать книги – он кивает и ничего не меняется. Вы договариваетесь, что он поможет вам на кухне – он вроде бы рад, но тут же забывает.

Ребенок кажется рассеянным, не может подолгу заниматься делами, которые раньше любил, нехотя садится за уроки или вовсе «забывает» про них.

Все это с большой вероятностью не имеет никакого отношения к лени, а связано с хронической перегрузкой.

5. Он стал чаще болеть

Если до 1-го класса ребенок был домашним, то есть не посещал сад, частые болезни скорее всего означают адаптацию, которой вы надеялись избежать: он «знакомится» с инфекциями, которыми другие дети переболели еще в детском саду.

Но повышенная восприимчивость организма может быть и следствием снижения иммунитета из-за хронических перегрузок. Более того, частые болезни могут быть подсознательной реакцией на излишнее давление со стороны родителей, требующих успехов.

Ребенок не может сказать «нет» открыто и делает это с помощью болезни: он заболевает — его наконец оставляют в покое.

6. Ребенок п­ерестал играть

Вообще любая резкая перемена в поведении ребенка, в его привычках, отказ от любимых занятий — тревожный симптом, на который нужно обращать внимание. Перегрузки лишают его эмоциональных и физических сил даже на приятные дела.

7. Появились вредные п­ривычки

Дети теребят волосы, грызут ногти, качаются на месте и пр. не от скуки, а чтобы успокоиться. Они не «нахватались глупостей», это психика испытывает давление, с которым организм пытается справиться, как может.

8. Он не сидит на месте

Признаком перегрузки может быть не только вялость и апатия, но и физическая гиперактивность. В раннем детстве ребенок, переутомившийся сверх меры, начинал бегать по квартире кругами, вместо того чтобы упасть на кровать и заснуть. Это реакция незрелой нервной системы. В младшей школе дети могут реагировать на перегрузки так же.

9. Возникают п­роблемы с аппетитом

Насторожить должны любые – ест ли ребенок меньше обычного или, наоборот, требует больше и чаще. А также жажда, выбор каких-то определенных продуктов и вообще любая странность, которой не было раньше.

10. Ребенок стал рассеянным

Вроде бы все в норме — сон, аппетит, настроение, вроде бы ребенок не валится без сил в середине дня и утром не канючит, что не хочет в школу. Уроки выучены, кружки не пропущены, жаловаться особо не на что.

Вот только ребенок какой-то рассеянный: отвечает невпопад, витает в облаках, не может сразу определиться с желаниями.

Читайте также:  Ожирение 1 степени у детей

Если замечаете такое не в первый раз и учителя говорят о том же, возможно, дело в излишней нагрузке, которая оказалась ребенку не по силам.

Совет

Есть смысл поговорить с классным руководителем ребенка или школьным психологом. Они, как правило, знают школьную ситуацию изнутри и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда он действительно страдает от непосильной нагрузки. 

Подсказка

Родителям стоит знать, что у них есть право перевести ребенка на другую форму обучения.

Например, взять дополнительный выходной (самый простой вариант на тот случай, если ребенок переутомлен), получить индивидуальные занятия или вообще сделать обучение домашним.

Все это возможно по договоренности с администрацией школы и на основании заключения врача. Не всегда смена фор­мы обучения оправданна и необходима, но знать о такой возможности стоит.

Как понять, сколько кружков – норма

Пытаясь вложить в ребенка как можно больше полезного, что пригодится потом в жизни, родители впадают в крайности: с одной стороны, говорят, что дети перегружены школой, с другой – пытаются впихнуть в их расписание еще и музыку, спорт, иностранные языки и кружок моделирования. И при этом задаются вопросом: не много ли?

Неврологи говорят, что родители, жалея ребенка, часто преувеличивают нагрузку. Понять их можно. На самом деле нет каких-то нормативов, регламентирующих количество кружков и секций. Все дети разные, и единой формулы тут быть не может. Одним много и школьных уроков, другим по силам график, когда весь день расписан буквально по минутам.

Врачи советуют ориентироваться на состояние и поведение ребенка: если он доволен, бодр, с радостью занимается тут и там, не отстает в школе, значит, все в порядке. Просто следите за ребенком, разговаривайте с ним и многое поймете сами.

Переутомление

Переутомление

МКБ-10

R5353.

МКБ-9

780.7780.7

МКБ-9-КМ

780.7

DiseasesDB

30079

MedlinePlus

003088

MeSH

D005221
 Медиафайлы на Викискладе

Переутомление — состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека. Утомление — это усталость, всеобщее истощение организма, а переутомление — это стадия длительного утомления. Переутомление опасно для здоровья человека. Особенно опасно переутомление для детского организма.

Причины

Основной причиной для возникновения переутомления служит несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, отсутствие отдыха, плохое питание, физические нагрузки на организм.

Симптомы

Отсутствие желания сна как такового, пониженная реакция, покраснение глазного яблока, отеки лица, изменение цвета кожи лица, тошнота, рвота, обморок, дискомфорт и нервозность.

  1. Усталость, не прекращающаяся после 5—7 часов отдыха;
  2. Постоянные болезни;
  3. Головные боли;
  4. Безуспешные попытки заснуть (особенно в раннее время);
  5. Раздражительность, снижение внимания, памяти, способности концентрации, эмоциональный сдвиг;
  6. Гипертония.
  7. Боли в животе

Последствия

При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиться переутомление, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

Кроме того, хроническое переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении заболеваемости и травматизма. Довольно часто[обтекаемое выражение] это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии[источник не указан 2394 дня].

См. также

В Викисловаре есть статья «переутомление»
  • Кароси
  • Эмоциональное выгорание

Литература

  • Schaffner A. K. Exhaustion: A History : [англ.]. — Columbia University Press, 2016. — 304 p. — ISBN 978-0-231-17230-1.

Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Переутомление&oldid=108202360

Переутомление как одна из причин плохого поведения ребенка

Переутомление как одна из причин плохого поведения

Один из вопросов, который часто задают родители «Почему ребенок начинает себя вести?» Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста – это усталость, переутомление…

Утомление – это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.

Глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение; сохранение черт, присущих конкретному ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения и пр.

) – признаки отсутствия у ребенка утомления и переутомления.

Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, — пассивное настроение и подавленный вид.

Для избегания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для вашего ребенка.

чтобы выработать такой «личностно-ориентированный» режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.п. Внимательным родителям сделать это несложно.

Признаки утомления, усталости могут проявляться по-разному, вот некоторые из них:

  • подавленное настроение;
  • медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;
  • трудности с засыпанием;
  • некое беспокойство или же капризы в поведении, иногда беспричинный плач;
  • нарушения в координации движений, особенно рук;
  • возникающие несвойственные ребенку агрессивные действия – разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;
  • чрезмерная активность, несвойственная ребенку – бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Кроме этого, у каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть «в себя»; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин переутомления наиболее частые:

  • чрезмерная нагрузка на нервную систему (стабильное посещение дошкольного учреждения, где ребенку предъявляются обязательные требования; постоянное нахождение ребенка в местах, где много людей);
  • нарушение суточного режима (например, пропущенный дневной сон);
  • недостаточное пребывание на свежем воздухе;
  • душное помещение, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение и т.д.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеперечисленные признаки), а затем следует переутомление – это уже болезненное  состояние, требующее психолого-педагогической, а порой медицинской помощи, которое может привести к проблемам в развитии (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.) Конечно, каждый родитель по-своему стремится к тому, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – т.е., прежде всего, психологически здоровым. Достичь этого можно, следуя простым рекомендациям.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как избежать утомления (переутомления) ребенка

  • Следите за состоянием своего ребенка, реагируйте на его жалобы.
  • Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости и т.д.)
  • Соблюдайте режим.
  • Сохраняйте дневной сон в выходные дни.
  • Обеспечьте витаминами своего ребенка.
  • Чаще гуляйте – свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм.
  • Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.
  • Предлагайте новые игрушки, игры. Играйте вместе!
  • Чередуйте спокойные и активные занятия.
  • Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. Чередуйте эти занятия с подвижными играми.
  • Обеспечьте ребенку своевременный отдых.
  • Устраивайте совместный отдых в летнее время.

Источник: Справочник педагога-психолога. Детский сад.

Ссылка на основную публикацию