Методика рене жиля: для младших школьников

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.

Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р.

Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:
1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков:
— отношение к матери,
— отношение к отцу,
— отношение к матери и отцу как семейной чете,
— отношение к братьям и сестрам,
— отношение к бабушке и дедушке,
— отношение к другу,
— отношение к учителю,
— любознательность,
— стремление к доминированию,
— общительность,
— отгороженность,

— адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам.

В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.
Проведите тестирование, а затем обратитесь к ключу для оценки полученных результатов.

Ключ

№шкалы Значение шкал Номера заданий Общееколичествозаданий
1 Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 20
2 Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20
3 Отношение к матери и отцу как родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19 10
4 Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42 20
5 Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 15
6 Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40 20
7 Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40 15
8 Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32 10
9 Лидерство 20-22, 39 4
10 Общительность 16, 22-24 4
11 Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42 15
12 Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38 10

Стимульный материал к методике

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты. Методика Рене Жиля: для младших школьников
  2. Обозначь крестиком, где ты сядешь. Методика Рене Жиля: для младших школьников
  3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
    Методика Рене Жиля: для младших школьников
  4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
    Методика Рене Жиля: для младших школьников
  5. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты?

    Кто этот человек?

    Методика Рене Жиля: для младших школьников

  6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
  7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
    папа и мама
    дедушка и бабушка
  8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
  9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали?
    Кому?
    А может быть тебе все равно?

    Напиши ниже

  10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой?

    Напиши ниже.

  11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

    Напиши ниже.

  12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один?
    Или с кем-нибудь?

    Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

  13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?

    Напиши ниже

  14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
    Методика Рене Жиля: для младших школьников
  15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
    Методика Рене Жиля: для младших школьников
  16. Где ты на этот раз?
    Методика Рене Жиля: для младших школьников
  17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками.
    Подпиши, что это за люди
    Методика Рене Жиля: для младших школьников
  18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других.
    Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно?

    Напиши.

  19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего?

    Напиши ниже.

  20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
    Методика Рене Жиля: для младших школьников
  21. С кем ты любишь играть:
    с товарищами твоего возраста?
    младше тебя?
    старше тебя?

    Подчеркни один из возможных ответов.

  22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
  23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
  24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
  25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:
    будешь плакать?
    пожалуешься учителю?
    ударишь его?
    сделаешь ему замечание?
    не скажешь ничего?

    Подчеркни один из ответов.

  26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
  27. Ты много помогаешь маме?
    Мало?
    Редко?

    Подчеркни один из ответов.

  28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
  29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
  30. Во время прогулки все расположились на траве.
    Обозначь, где находишься ты.

  31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
  32. Учитель показывает ученикам таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
  33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать:
    Будешь плакать?
    Пожмешь плечами?
    Сам будешь смеяться над ним?
    Будешь обзывать его, бить?

    Подчеркни один из этих ответов.

  34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:
    Будешь плакать?
    Пожмешь плечами?
    Сам будешь смеяться над ним?
    Будешь обзывать его, бить?

    Подчеркни один из этих ответов.

  35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать:
    Плакать?
    Жаловаться?
    Кричать?
    Попытаешься отобрать?
    Начнешь его бить?

    Подчеркни один из этих ответов.

  36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен. Что будешь делать:
    Плакать?
    Продолжать играть дальше?
    Ничего не скажешь?
    Начнешь злиться?

    Подчеркни один из этих ответов

  37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
    Ничего не ответишь?
    Надуешься?
    Начнешь плакать?
    Запротестуешь?
    Попробуешь пойти вопреки запрещению?

    Подчеркни один из этих ответов.

  38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
    Ничего не ответишь?
    Надуешься?
    Начнешь плакать?
    Запротестуешь?
    Попробуешь пойти вопреки запрещению?

    Подчеркни один из этих ответов.

  39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
  40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
  41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
  42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
Источник:

  1. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. — М. : Эксмо, 2006. — 608 с. (c. 500-514)

В чём заключается методика рене жиля и как использовать ее в среде младших школьников

Методика Рене Жиля: для младших школьников

Воспитание детей — это сложный процесс, который нуждается в постоянном наблюдении и коррекции со стороны взрослых. Существует несколько диагностик, позволяющих на основе тестирования сделать вывод об отношениях с близкими людьми и уровне развития тех или иных качеств ребёнка. Наиболее эффективными являются проективные методики, которые предлагают испытуемому оценить своё место в той или иной предложенной ситуации. К одному из таких приёмов относится тест Рене Жиля для младших школьников.

Суть методики Рене Жиля и предназначение

В конце 50-х годов ХХ века французский психолог Рене Жиль, озабоченный вопросами воспитания подрастающего поколения в условиях политической и экономической нестабильности во Франции в тот период, занимался поиском методики исследования уровня развития личностных качеств ребёнка.

 В результате наблюдения за значимыми сторонами жизни дошкольников и учащихся начальных классов учёный пришёл к выводу, что существует 7 особенностей, характеризующих конкретно-личностные взаимоотношения ребёнка, и 6 переменных, определяющих чувства самого малыша.

Эти показатели и стали основополагающими при составлении теста, который получил название «Методика Рене Жиля».

Проектная визуально-вербальная методика Рене Жиля представляет собой 42 вопроса, 25 из которых — картинки с изображёнными на них детьми или взрослыми и заданием, поясняющим рисунок. Остальные 17 пунктов носят исключительно текстовый характер.

Методика Рене Жиля: для младших школьников

Такие простые картинки предлагаются ребёнку во время тестирования

Целью теста является определение:

  • социальной приспособленности младшего школьника к существующим условиям жизни;
  • особенностей отношений ребёнка с другими людьми;
  • восприятия связей, образованных внутри семьи;
  • поведенческих моделей и чувств малыша.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Дети с угнетёнными чувствами — это, как правило, дети с угнетённым интеллектом, обеднённой мыслью. Там, где нет свободного проявления чувств, немыслим духовный порыв, переживание идеи».

Таким образом, приём Рене Жиля даёт возможность выявить зоны конфликта в отношениях ребёнка с социумом и самим собой, и тем самым повлиять на дальнейшее развитие подрастающей личности и скорректировать его.

Проведение тестирования среди младших школьников

Методика Рене Жиля предполагает, что, выполняя задания теста, ребёнок ставит себя на определённое место на картинке или выбирает один из предложенных ему вариантов поведения. В процессе беседы взрослый задаёт наводящие вопросы, позволяющие узнать информацию:

  • о составе семьи;
  • о значимых людях в окружении малыша (например, в задании №1 ребёнок может дорисовать персонажей, при этом важно выяснить, кто они и в каком порядке были добавлены);
  • о роли каждого человека в жизни младшего школьника.

Методика Рене Жиля: для младших школьников

Если ребёнок слишком зажат, то на тестировании может присутствовать близкий ему человек

Инструкция по выполнению теста для ребёнка:

  1. Посмотри на картинки.
  2. Внимательно прочитай (или прослушай) вопрос.
  3. Подумай пару минут и ответь, выбрав подходящее для себя место среди нарисованных людей. Или, определив для себя один из предложенных вариантов, отметь наиболее подходящий.

Диагностика проводится индивидуально с младшими школьниками до 12 лет (если у ребёнка задержка психического развития или выраженный инфантилизм, то и в более старшем возрасте) и сопровождается пояснениями испытуемого.

Файл: Стимульный материал для диагностики

Вопросы и задания теста Рене Жиля для младших школьников

Интерпретация и оценка результатов

Содержание методики, как уже говорилось, условно делится на исследование 7 переменных отношений конкретно-личностного характера и 6 характеристик собственных особенностей ребёнка. Для интерпретации результатов теста необходимо определить, какие вопросы характеризуют ту или иную категорию.

В этом поможет следующая таблица:

Название шкалы Номера вопросов Количество заданий
Отношения с мамой 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 20
Отношения с папой 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42  20
Отношения с родителями как единым целым  1, 3, 4, 6–8, 13–14, 17, 40–42 12
Отношения с бабушками и дедушками  2, 4, 5, 7–13, 17–19, 30, 40, 41  16
Связь с братьями и сёстрами  2, 4–6, 8–13, 15–19, 30, 40, 42  18
Отношения с друзьями  4, 5, 8–13, 17–19, 30, 34, 40  14
Отношения с учителями  5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28–30, 32, 40  12
Любознательность  5, 26, 28, 29, 31, 32  6
Желание общаться с широким кругом сверстников  4, 8, 17, 20, 22–24, 40  8
Стремление лидировать  20–24, 39  6
Конфликтность (агрессивность)  22–25, 33–35, 37, 38  9
Отклик на возможный негатив со стороны окружающих  25, 33–38  7
Желание уединиться  7–10, 14–19, 21, 22, 24, 30, 40–42  18

Анализ ответов проводится внутри каждой категории. Чем чаще ребёнок делает акцент на том человеке (людях), отношения с которым исследуются в конкретной группе заданий, тем большее значение он имеет в жизни школьника.

Например, если малыш постоянно в категории вопросов о маме ставит её рядом с собой, это означает, что он находится в тесных отношениях с этим родителем.

По такому же принципу оцениваются и особенности поведенческой линии личности: чем чаще малыш выбирает ту или иную модель решения ситуации, тем ярче проявляются характерные черты.

Психологи рекомендуют вместе с диагностикой Рене Жиля проводить тест «Рисунок семьи», в котором расположение на картинке родственников испытуемого, близость/удалённость от фигуры самого ребёнка и другие нюансы позволят подтвердить или опровергнуть выводы об отношениях школьника с родными.

Методика тестирования Рене Жиля позволяет определить степени близости ребёнка с окружающими его людьми и сделать вывод о поведенческой манере малыша. По результатам диагностики можно подкорректировать оценочную шкалу подрастающей личности и помочь школьнику построить гармоничные отношения с близкими.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Методика Рене Жиля

Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению

Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Описание теста

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

  • Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.
  • Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:
  • Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
  1. отношение к матери;
  2. отношение к отцу;
  3. отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
  4. отношение к братьям и сестрам;
  5. отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
  6. отношение к другу (подруге);
  7. отношение к учителю (воспитателю).

Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

  1. любознательность;
  2. стремление к общению в больших группах детей;
  3. стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
  4. конфликтность, агрессивность;
  5. реакция на фрустрацию;
  6. стремление к уединению

И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Тестовый материал

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

  2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

  3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

  4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

  5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

  6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

  7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

  8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

  9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
  10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
  11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
  12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
  13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
  14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

  15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

  16. Где ты на этот раз?
  17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
  18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
  19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
  20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
  21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.
  22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
  23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
  24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
  25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
  26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
  27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
  28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
  29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
  30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
  31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
  32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
  33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
  34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
  35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
  36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
  37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
  38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
  39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
  40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
  41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
  42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Ключ к тесту

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

Название шкалыНомера заданийКоличество заданий
Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 20
Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20
Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители») 1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42 12
Отношение к братьям и сестрам 2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42 18
Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 16
Отношение к другу, подруге 4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40 14
Отношение к учителю, воспитателю 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40 12
Любознательность 5, 26, 28, 29, 31, 32 6
Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей») 4, 8, 17, 20, 22-24, 40 8
Стремление к доминированию или лидерству в группе детей 20-24, 39 6
Конфликтность, агрессивность 22-25, 33-35, 37, 38 9
Реакция на фрустрацию 25, 33-38 7
Стремление к уединению, отгороженность 7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42 18
Ссылка на основную публикацию