Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков.
Родители, педагоги и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки.
В этой статье пойдет речь о том, как правильно рассказать детям детского сада о войне 1941-1945 годов.
Зачем рассказывать детям о войне
Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень любознательны.
Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Конечно, воспитатель или педагог должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек.
Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших.
Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну.
Проведение в детских садах тематических бесед и мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к Отечеству, которая помогает ощутить корни своего рода.
Именно поэтому, чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи.
Родители должны тесно сотрудничать с воспитателями детских садов, чтобы при комплексном подходе не только расширить познания ребенка о войне 1941-1945 годов, но и сформировать у него правильную и четкую гражданскую позицию, воспитать уважительное отношение к старикам и ветеранам, памятникам и героям ВОВ.
Почему началась война
Объяснение дошкольникам причин войны 1941-1945 годов очень волнует и родителей, и воспитателей. Ребенок должен понять, что причины войн заключаются в желании захватить чужую, процветающую территорию или в ссоре руководителей разный стран. Но причина начала Великой отечественной войны была совершенно другой.
Правитель Германии Гитлер решил убивать людей только потому, что они имели другую национальность. Русские, поляки, евреи, французы и другие нации должны были или принять и подчиниться фашистскому режиму Германии, или умереть.
Ребенку нужно объяснить, что и в самой Германии проживали люди разных национальностей, к которым жестокие репрессии были применены в первую очередь. Многие страны, которые были не в состоянии противостоять Гитлеру по каким-либо причинам, сдались.
Германия напала на нашу страну внезапно, ранним утром, когда все люди мирно спали. Но русские отказались подчиняться фашистам, вступили с немцами в неравную схватку, и, благодаря отважности и решимости, одержали победу над врагом.
Русские почти 4 года защищали свою Землю, свою Родину, детей, жен, родителей, свое Отечество, поэтому войну 1941-1945 годов назвали Великой Отечественной.
Как рассказать детям о войне в детском саду
Рассказать ребенку о Великой отечественной войне за одно занятие невозможно. При этом важно учитывать и возраст аудитории. Например, малышам можно почитать стихи и рассказы о войне, написанные для самых маленьких, рассказать о наградах, медалях и орденах.
Детям постарше будут интересные беседы о подвигах, технике и оружии. Уместными будут встречи с ветеранами, походы к памятникам героям Великой отечественной войны, аллеям боевой славы, посещение музеев.
Родители должны активно сотрудничать с педагогами и воспитателями, чтобы помочь организовать подобные встречи, походы и экскурсии.
Организовывая беседы и познавательные мероприятия для детей дошкольных учреждений, следует корректировать их с учетом возраста детей.Для детей младшей группы детского сада можно провести беседы о том, почему началась война, как долго она длилась, о подвигах героев, праздновании Дня Победы.
Совместными с родителями усилиями приготовить тематические поделки и устроить выставку в группе. Можно посвятить занятия разучиванию стихотворений и песен о войне, армии, мужестве.
Для детей средней группы детского сада можно устроить встречи с ветеранами, участниками боевых действий, читать рассказы, стихи о войне, подвиге советских людей. Проводить тематические беседы на следующие темы: Что мне известно о Великой отечественной войне. Роль женщин при защите Родины во время ВОВ.
Сталинградская блокада, Блокада Ленинграда и прочие. Подвиг пионеров-героев, подвиг советских людей. Рассказ о тех, кто трудился в тылу. Четвероногие помощники на фронте. Дети войны.
Также можно организовать посещение музеев, поездки и походы к памятникам боевой славы, проведение в группе тематических занятий по рисованию и творчеству.С детьми старшей и подготовительной групп детского сада можно подготовить тематический утренник, с разучиванием песен и стихотворений о войне, подвиге и мужестве.
Рекомендуется делать акцент на зрительном восприятии дошкольников, так как это позволит им более глубоко прочувствовать подвиг солдат, защищавших нашу Родину. Также можно встраивать встречи с ветеранами, организовывать посещения музеев, памятников войны, устраивать чтение книг о подвигах, битвах, полководцах, проводить выставки и спортивные соревнования.
Тематические беседы можно подготовить по следующим темам: Фотохроника военных дней. Памятники воинской славы. Великие битвы, полководцы. Города-герои. Военная техника. В этом возрасте дети уже могут самостоятельно приготовить подарки ветеранам (рисунки, открытки, аппликации).
Военные профессии
Рассказывая дошкольникам о войне, следует упомянуть и о военных профессиях.
Дети должны понимать, что помимо учителей, врачей, продавцов и прочих, есть категория людей, которые занимаются разработкой тактик и стратегий, боевой техники и оружия.
В мирное время представители военных профессий готовят новобранцев и пополняют командный состав, занимаются разработками боевой техники и заданий, а во время войны они становятся командующими: генералы, маршалы и прочие.
К военным профессиям относят профессии летчиков, моряков, врачей, медсестер, связистов и другие. Управление боевой техники осуществлялось так же хорошо обученными и подготовленными людьми. Те, кто остался в тылу, тоже помогали армии.
Женщины, дети и старики работали на полях, фабриках, заводах, выращивали продукты, шили форму, готовили запасные части для техники, выпускали танки, самолеты и многое другое. Рассказывая дошкольникам о Великой отечественной войне, следует упомянуть о том, какое это было сложное и тяжелое время даже для тех, кто оставался в тылу, не говоря уже о тех.
Кто сражался на линии фронта. Как голодали люди, прятались в бомбоубежищах от бомбежек, как фашисты захватывали деревни и издевались над пленными, как подрывали дома.
Пионеры-герои
Детям дошкольного возраста будет интересно узнать о героических детях, которые тоже сражались с врагом во времена войны. Они, не боясь расправы фашистов, помогали советской армии и стране победить.
До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки, к 1941 году многим еще едва исполнилось 10 лет. Во времена тяжелых испытаний они совершили настоящий подвиг, защищая свой народ, и питая ненависть к фашистам.
Многие из них погибли, выполняя задание, помогая партизанам, армии, Родине.
Советы родителям
В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте.
В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины. Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком.
Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все. Например, о военной технике и оружии лучше побеседовать после посещения музея, когда ребенок сможет увидеть все своими глазами.
О героизме и доблести воинов можно поговорить с малышом у памятника или в сквере воинской славы. О подвиге солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы.
Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку.
Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плачи.
Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.
На формировании правильной и четкой гражданской позиции дошкольника положительно скажется и чтение соответствующей литературы. Родители могут сводить ребенка в библиотеку и вместе выбрать книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка.
В выходной день можно всей семьей посетить музей или отправиться в путешествие в какой-либо город-герой, посмотреть местные достопримечательности военной направленности. Возлагая цветы к памятникам боевой славы, расскажите ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания.
Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма.
Год Памяти и Славы
- Бессмертный полк
- Группа № 1
- Группа № 2
- Группа № 3
- Группа №4
- Группа № 5
- Группа № 7
- Группа № 9
- Группа № 10
- Группа № 11
- Сотрудники детского сада.
- 2020 год Указом Президента РФ объявлен в России Годом памяти и славы, в целях сохранения исторической памяти и ознаменование 75-летия Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
- Сайт, посвященный Году памяти и славы РФ www.год2020.рф
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и проведение Года памяти и славы:
- Информационное сопровождение проведения Года памяти и славы:
- Воспитатели в годы ВОВ
- Видеоролики для детей
- Видеоурок «Дети войны»
- «Детям и Великой Отечественной войне»
- Мультфильм о Великой Отечественной войне «Жить»(2016 г.)
- Мультфильм для детей старшего дошкольного возраста
- Детям о Великой Отечественной войне
- Фильм для дошкольников о Великой Отечественной войне
- Мероприятия, посвященные Году памяти и славы:
- Мероприятия федерального, республиканского и муниципального уровня:
Новости о мероприятиях федерального уровня: https://may9.ru/news/
Всероссийская патриотическая акция «Стена Памяти»
Дан старт Всероссийской патриотической акции «Стена Памяти», посвященной 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.
Призываем всех принять активное участие в акции! Присылайте для размещения на сайте фотографии, письма, памятные документы родственников, участвовавших в Великой отечественной войне — ветеранов войны и тружеников тыла.
- Сохраним память о воинах, защитивших наше Отечество во Второй мировой войне.
- Акция «Стена Памяти» продлится до — до 20 апреля.
- Патриотическая акция «Стена памяти»: http://стенапамятикоми.рф
Великая Победа глазами детей! Конкурс от Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» Коми региональное отделение: http://www.vsmskomi.ru/
- Всенародный исторический депозитарий «Лица Победы»:https://historydepositarium.ru/Великая Отечественная война – самая разрушительная и кровопролитная война не только в истории нашей страны, но и всего человечества. Она предопределила итоги Второй мировой войны и принесла миру Победу над нацизмом.
За эту Великую Победу наши предки заплатили огромную цену, проявив неимоверное мужество и массовый героизм. Безвозвратные военные потери Советского Союза составили более 12 млн. человек, а вместе с гражданским населением свыше 26,6 млн. человек.
Мы хотим сохранить память о каждом, кто внес свой вклад в Победу. В каждой семье хранят память о своих родственниках и близких, которые воевали на фронте или работали в тылу. Их лица и имена должны стать достоянием сегодняшних и будущих поколений.
Всенародный исторический депозитарий – это болеe 150 миллионов фото и текстовых документов, более 150 миллионов судеб. В Музее Победы создана «народная экспозиция», в которой участники проекта «Лица Победы» могут найти портрет своего предка и показать его своим детям и внукам.
Проект «Лица Победы» имеет международный статус, граждане любой страны могут внести сведения о своих близких в исторический депозитарий в Музее Победы и увековечить подвиг поколения, победившего нациз - Проект «Дорога памяти:https://foto.pamyat-naroda.ru/
Министерство обороны Российской Федерации реализует план строительства в парке «Патриот» Главного храма Вооруженных Сил России. На территории храмового комплекса будет возведена галерея «Дорога памяти».
В галерее на основе специальных технологий будут представлены имена и фотографии участников Великой Отечественной войны.
Участие в проекте подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника, сражавшегося за Родину, может поделиться его фотографиями довоенного, военного и послевоенного времени и историей о нем из домашних архивов. Собранные материалы будут увековечены в галерее «Дорога памяти».
- Обобщенный банк данных «Мемориал» — банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. Подробнее о проекте
- Портал «Память народа»: https://pamyat-naroda.ru/
- Мероприятия МАДОУ «ЦРР — Д/С № 111» г.Сыктывкара:
Ветеранам Великой Отечественной войны
от педагогов МАДОУ «ЦРР — Д/С № 111» г.Сыктывкара
Что мы знаем о той Войне….Немного информации из личного архива поисковика отряда ВОВ «Возвращение»
- Мартын Екатерины Петровны, воспитателя МАДОУ «ЦРР — Д/С № 111»
- Великой Победе, посвящается!
- От педагогов и родителей группы № 1.
Как рассказать детям о Великой Отечественной Войне?
Давно оставшаяся в прошлом Отечественная война оставила по-настоящему глубокий след в жизни многих поколений людей. Уже немного осталось ветеранов, принимавших участие в боевых действиях, но внуки и правнуки до сих пор помнят и гордятся их подвигом.
Занимаясь воспитанием нового поколения, нужно еще в детском саду рассказывать детям о войне 1941-1945, чтобы они поняли, как нашим героям удалось победить врага и отстоять свою Родину. Лишь так мы сможем дать малышам правильное представление о тех далеких и нелегких военных годах.
Существует несколько способов, применяя которые в комплексе, мы сможем добиться своей цели. В идеале этим должны заниматься как воспитатели, так и родители.
Как рассказать ребенку о войне? Для чего это нужно?
Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно, не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка. При этом знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги.
Зачем детям рассказывать о войне? Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя.
Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны – заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно.
Поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей.
Как рассказать ребенку о войне? Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах.
Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы.
Зрительное восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.
Чтение детям небольших рассказов о войне. Отлично подойдут для этого произведения Сергея Алексеева о мужестве, смелости и дружбе. Малышей можно знакомить с простыми стихотворениями «Сказка о громком барабане» или «Брат мой в армию идет».
Интересны будут детям рассказы о войне 1941-1945 и победе в ней: «Таежный подарок», «Галина мама», «Братские могилы», «Победой закончилась война». 5-6 летние ребята уже активно сопереживают героям книг, поэтому им более интересны рассказы о жизни их сверстников, например, «Война и дети», «Что могут солдаты» и пр.
Старших детей можно познакомить с моральным аспектом войны, показав им хорошие военные фильмы советских времен.
Встреча детей с ветеранами войны может оказаться именно тем, что вызовет у малышей настоящий интерес. Ведь живое общение всегда лучше, чем даже самая увлекательная книга. Такую встречу можно приурочить ко дню Победы либо провести заблаговременно, чтобы к маю у детей уже было понятие о том, когда была война и почему 9 мая – такой большой праздник для всех нас.
Посещение музеев и памятников, возложение цветов у вечного огня поможет детям осознать и запомнить значение войны и особенно победы, провести параллели между 40-ми годами XX века и их собственной жизнью.
Возможность своими глазами увидеть реальные свидетельства того времени – мины и снаряды, военную форму и трофеи – оставляет глубокое впечатление в душе каждого ребенка. Особенно волнительны такие экскурсии для мальчиков, которым всегда интересны оружие и военный транспорт.
Именно поэтому посещение торжественного парада или просмотр его по телевизору станет отличным поводом провести познавательную беседу на данную тему.
В преддверии 9 Мая в детском саду воспитанники готовят поделки, рисуют картины на военную тематику. Дома можно продолжить совместное творчество: сделать поделку и подарить ее дедушке, бабушке.
Поделки, приуроченные ко Дню Победы, помогут систематизировать и закрепить в памяти малышей полученную информацию о войне. Это могут быть аппликации из бумаги, картона и фетра (звезды, георгиевские ленты, букеты гвоздик), объемные поделки в форме танков и самолетов, голубь мира в технике оригами и пр. Можно нарисовать рисунок и повесить его в квартире.
Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные фотографии, ордена ветеранов. Главное в таком разговоре – искренность.
Следует также объяснить малышу, что войны случались всегда. Даже на примере сказочных героев можно рассказать о сути боевых действий.
Можно сходить с ребенком к Вечному огню или в музей, возложить цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по телевизору, выразить в творчестве неприятие войны.
Не стоит пугать ребенка тем, что война может начаться в любой день. Лучше дать ему ощущение стабильности. Пояснить, что победа дала нам возможность жить в мире, учиться и работать, спокойно гулять и не бояться врагов. За это следует благодарить ветеранов. Когда ребенок спрашивает о войне, он больше желает услышать то, что его любят и не дадут в обиду.
Однако не стоит перегружать детей лишней в их возрасте информацией – датами и прочими цифрами, специальными военными терминами и названиями населенных пунктов. Все эти детали они узнают позже, из школьных учебников истории.
Советы родителям
Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация. Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей.
Об оружии поговорить в музее, о героизме – у памятника, о благодарности – создавая подарок ветерану. Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво доносить информацию о некоторых нюансах войны. Родителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам.
Если нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но позднее.
Своевременно проведенные беседы о войне с детьми в детском саду и дома – гарантия того, что молодое поколение будет расти с должным почтением к подвигу героев той войны.
Не пренебрегайте патриотическим воспитанием своих детей, поскольку они, насмотревшись современных фильмов с акцентом на спецэффектах, могут получить ложное представление об общечеловеческих ценностях, которые так ярко проявлялись в военное время – любви к Родине, дружбе, долге и т.д.
Блохина Анна Викторовна, старший воспитатель, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N97»,
г. Ярославль.
План работы ко дню Победы
- ПЛАН
- мероприятий на 2014-2015 учебный год
- посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
- ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне.
- ЗАДАЧИ:
- — формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
- — пробуждать интерес к прошлому нашего города, страны;
- — познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, со странами – участницами боевых действий, с городами
- героями;
- — показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
- — развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
- — учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- — привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.
— «9 мая день Победы» ит. д. |
Ноябрь 2014- май 2015 г. |
-«Великая Отечественная война», — «Города-герои» и т. д | Февраль 2015 Апрель 2015 |
«Не забудем их подвиг великий! » с приглашением ветеранов фронта и тыла. | Май 2015 |
Апрель- май 2015 | |
Апрель- май 2015 | |
Апрель- май 2015 | |
7. Проведение совместной акции с родителями «Ветеран живет рядом» (подбор материала и составление презентаций родителями совместно с воспитанниками о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ) | Февраль- апрель 2015 |
8. Участие в конкурсе детского рисунка «Наша Победа» | Апрель -май 2015 |
9.Проведение праздничных утренников для детей, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне | 08.05.15 |
10. Участие в муниципальном конкурсе чтецов, посвященном Дню рождения М. Джалиля | Ежегодно |
11. Конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир! | Апрель -май 2015 |
12. Музыкально-литературный Салон «Песни, с которыми мы победили» | Апрель -май 2015 |
13. Оформление тематических альбомов
|
В течении года |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
- Творческий проект, посвященный празднику 70 лет Победы для детского сада.
- Старшая группа
- «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Введение В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.
А. С. Макаренко
Без памяти о Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов, о Великой Победе в этой войне немыслим ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования. Великая Отечественная война 1941—1945 годов — это подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России… Патриотизм — это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Эти сложные чувства возникают еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение передает народную культуру и сохраняет историческое прошлое страны. Память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов живет в сознании наших людей как самое многотрудное и длительное испытание. Целые поколения родились и выросли с тех пор. Каждое новое поколение хранит память о зловещем отсвете зарниц жестоких сражений войны, больших утратах и долгожданных победных салютах. Подвиг воинов, славные традиции служения России по- прежнему вдохновляют, делают нас причастными к знаменательным вехам истории Родины. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев — все это входит в понятие «патриотизм». Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, гордость за Россию. Зайдите в любой дом, поинтересуйтесь, чем дорожат, перед чем благоговеют, и вы окажетесь в мире бесценных семейных реликвий. Вам покажут семейный альбом с фотографиями пехотинцев, танкистов, летчиков, моряков, пограничников или партизан, расскажут об их боевых орденах и медалях, достанут сбереженные на память дедовскую фронтовую шинель, пилотку или флотскую бескозырку, похвалятся грамотами и знаками отличника и специалиста, полученными уже сыновьями и внуками ветерана. Все это бесценный материал для воспитания у наших детей верности традициям. Только вглядываясь пристально в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее… Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе отечественных традиций и современного опыта. Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы и новые подходы — проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Информационно – практико – ориентированный творческий проект «Никто не забыт, ни что не забыто» позволяет систематизировать знания по предложенным темам, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков, создает предпосылки поисковой деятельности, способствует развитию художественно-эстетической интеллектуальной направленности. Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе со старшими дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только педагоги ДОУ, но и родители детей. Поэтому необходимы сотрудничество с родителями и отказ от традиционной роли педагога в пользу партнерской.
- Целями проекта «Никто не забыт, ничто не забыто» являются:
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Никто не забыт, ничто не забыто»
- Продолжительность проекта: краткосрочный.
— формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов; — сохранение любви и уважения к историческому военному прошлому через произведения искусства. Работа над проектом осуществляется в процессе: • организованной образовательной деятельности; • познавательных бесед по теме проекта; • работы изобразительного исскуства; • самостоятельной деятельности ребенка; Совместное творчество педагогов, воспитанников и их родителей над проектом способствует успешному решению задач нравственно-патриотического воспитания. Вид проекта: — информационно – практико – ориентированный; — творческий. Тип проекта: — детско-взрослый; — ребенок — субъект проектирования; — открытый — в ДОУ и за его пределами; Срок реализации проекта: с 27 апреля по 9 мая 2015 года. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель старшей группы, родители детей. Возраст участников проекта: 5-7 лет. Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Актуальность темы: художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Цели проекта: — Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к Родине. — Формирование интереса к продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
— Формировать личность, живущую по законам исторической преемственности поколений. — Воспитывать любовь и уважение к защитникам. — Развивать продуктивную деятельность и творчество. — Поощрять поисковую деятельность детей и родителей по истории военного прошлого семьи. — Привлекать родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям. — Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании своих детей.
— Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
- Формы организации детей:
— музыкальное занятие; — продуктивная деятельность; — работа в изобразительной студии; — работа в уголке творчества; — выставка детского рисунка; — конкурс чтецов; — конкурс детского творчества; — прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен; — выставка рисунков; — рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток; — утренник «День Победы»; — выступление на митинге; — занятия; — беседы
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
— игра; — наглядность (выставки репродукций картин известных художников); — традиционные методы народной педагогики (подражание, подпевание, подхватывание, пение за педагогом, диалог, беседы по картинкам, «круглый стол»); — создание мини уголка; — творческая активность детей (групповая и индивидуальная); — включение элементов творчества в занятия, игровую и самостоятельную деятельность;
— метод совместной деятельности детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками, коллективная работа.
Предполагаемый результат: любознательность, активность; интерес к новым знаниям; проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность народа страны в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов; представления о фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны 1941—1945 годов), их фронтовых и трудовых подвигах; умение представить творческий продукт индивидуальной или коллективной деятельности; соотнесение воспринятой информации со своим опытом, чувствами и представлениями; интерес к историческому прошлому страны через произведения живописи и скульптуры, прослушивание музыкальных произведений; проявление активного интереса к народной музыке, традиционной песне и пляске, музыке воинской тематики; творчески активны, воспроизводят музыкальные произведения, соответствующие тематике проекта
Продукт проектной деятельности.
— коллективное детское творчество «Открытки для ветеранов»; — конкурс детского рисунка «Никто не забыт, ничто не забыто»; — конкурс детского рисунка «Портрет героя»; — выставка макетов, поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) «Никто не забыт, ничто не забыто»; — организация музыкальной гостиной «Поем песни о войне» — праздничный концерт, посвященный празднованию победы в Великой Отечественной войне «День Победы»,
Заключение
Проект « Никто не забыт, ничто не забыто» предназначен для формирования у детей знаний об историческом прошлом Родины, целостного восприятия событий, связанных с Великой Отечественной войной 1941—1945 годов. Проект помогает установить историческую преемственность поколений. Реализация проекта не только позволяет повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции дошкольника, которая является основой личности взрослого человека — гражданина своей страны. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно в полном объеме в том случае, если организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь всех компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе «педагог ребенок — родитель».
Эффективным средством нравственно-патриотического воспитания являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор). Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.