Анастасия Рыбакова
Сегодня мы обсудим важную и интересную тему воспитание лидерских качеств у ребенка. Разговоры об этом особенно популярны в последнее время – сейчас бум в плане книг на про лидерские навыки, бесчисленное количество статей и дискуссий на ряде форумов, разговоры между собой в родительских, учительских, психологических, и многих других кругах.
Родители, заботящиеся о благополучии своих чад, бьют во все колокола – как же сделать моего ребенка лидером?! Привейте уже наконец ему те самые качества лидера!
- Но вот понимания, зачем это лидерство ребенку и что оно даст и в итоге у большинства людей нет.
- Лидерство стало своего рода трендом.
- Все примерно об одном – лидерство, мотивация, личная эффективность – а вот о чем это и причем тут наши дети, остается вопросом, ответ на который знает мало кто.
И все-таки, что же такое лидерство? Я постараюсь максимально детально расписать значение данного термина, очень важного для последующего понимания основной части статьи и дам общие теоретические сведения о нём.
- Если говорить в общем, лидерство – это возможность оказывать какое-либо влияние на человека или группу лиц, использующаяся для достижения определённых целей благодаря личным качествам.
- В любой группе лидеры бывают формальными и неформальными.
- Формальное лидерство – история больше про власть.
В неформальном на первый план выходят способности лидера, его авторитет и степень доверия к нему, уровень эмоциональной связи в коллективе. Одним словом, «психологические преимущества».
Людей никто не принуждает делать выбор, он происходит сам собой.
- Активность – умение проявлять свою энергию
- Инициативность – одна из «вариаций» предыдущего пункта, но более творческая – генерирование и предложение различных идей, готовность идти вперед
- Общительность, открытость – готовность и даже скорее потребность во взаимодействии с людьми
- Самостоятельность – умение брать на себя ответственность и решать многие вопросы
- Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить начатое дело до конца, сюда же можно отнести в некоторой степени и работоспособность
- Организованность – способность грамотно планировать свое время на необходимый «фронт работ»
- Самообладание – умение контролировать себя, свои желания, эмоции, поведение, особенно в напряженных ситуациях
Работа над перечисленными личными качествами как минимум делает человека чуть лучше, чем он есть.
Как максимум – превращает вас из, скажем так, «обычного человека» в того, кто способен видеть чуть дальше, чуть больше, разбираться в людях, делать правильные выводы в тех или иных жизненных обстоятельствах, а значит, быть лидером.
- Ну а теперь переходим к самому интересному: причем тут вообще дети, как это к ним относится?
- Ведь это такие взрослые понятия — лидерство, работоспособность, организованность… Термины, относящиеся ко взрослой жизни… Вроде.
- На самом деле не только ко взрослым это имеет отношение.
- Все взрослые в детстве были детьми.
Рассказывать детям о взрослой жизни нужно. А еще лучше – показывать примеры в жизни.
Но перед этим запомните одну важную вещь: не каждый ребенок способен быть лидером и не всем это нужно.
Представьте, что бы произошло, если бы все были лидерами?…
Так что, даже если ребенок способен быть лидером, он не всегда им становится. А еще наличие лидерских задатков в детстве проявляются далеко не всегда, поэтому без паники, если вы не обнаружили их в вашем ребенке.
Однако, сделать акцент на развитии именно ряда навыков, которые характерны для лидеров, стоит. В дальнейшем ему помогут – как в лидерстве, так и в жизни – стоит.
Воспитывать их необходимо каждый день, в семье. Однако надёжный способ развить эти самые качества – курсы для детей по развитию необходимых навыков для будущей жизни.
Лидерам порой переживать кризисы бывает сложнее, чем их ровесникам.
Что делать родителям? Объяснить, что хорошим для всех никогда не станешь, нужно помнить о своих желаниях, и о том, что важно для тебя.
Важно родителям отличать проявление лидерских качеств от попыток манипуляции вами
Для ребенка с лидерскими способностями редко характерно устраивать истерики в попытках чего-либо добиться. Хотя, многое зависит от воспитания. Он доминирует не только дома, но и в детском саду, школе. Он не старается выделиться каким-то изощренным способом, но при этом заметен среди остальных ребят.
- Первые проявления лидерства можно заметить в возрасте приблизительно 3х лет. Особенно если ребенок ходит в детский сад. Он стремится к самостоятельности, организовывает ребят, на детском уровне, но все же. Он наблюдателен, легко общается и проявляет инициативу, его любят в группе. Детский сад – первое место, где ребенок оказывается в обществе. Важно вовремя заметить задатки лидера и начать их развивать. А еще работать над ними. Так как если не контролировать развитие личности, все лидерские качества в будущем могут проявиться с худшей стороны.
- 5-7 лет – время перехода из детского сада в школу, где лидерские качества начинают проявляться уже более явно. Важно помнить – учителя порой назначают «командира класса» самостоятельно по разным причинам. А другой ребенок может стать неформальным лидером. Как и во взрослой жизни.
- В подростковом возрасте управлять каким-то количеством людей становится сложнее – это очень неоднозначный период жизни каждого человека. И в первую очередь, психологически для подростка с лидерскими задатками. Он начинает бояться ошибиться даже в мелочи, становится более зависимым от мнения окружающих, а это в принципе характерно для подросткового возраста. И самое страшное, во всем этом он начинает терять себя.
Ну а теперь: как же конкретно воспитать лидера в ребенке?
- Как можно больше времени уделяйте общению с ребенком, интересуйтесь его увлечениями.
- Уважайте мнение своего ребенка, а в спорных ситуациях учитесь идти на компромисс и учите этому чадо.
- Развивайте способность выступать публично – это умение чрезвычайно важно в современном мире в целом.
- Объясняйте, что поражения – это нормально, не все всегда получается с первого раза. Не вышло сейчас – попробуй начать заново. И не забывайте хвалить малыша, это поможет ему быть терпеливым и усидчивым.
- Давайте ребенку больше самостоятельности. Пусть он учится сам принимать решения, хоть в малом, но планирует свой распорядок дня и так далее. Направляйте, советуйте, предлагайте несколько вариантов, но не совершайте выбор за него – это ключ к воспитанию лидерских навыков.
- Распознать, выявить лидерские качества в раннем возрасте помогут различные игры – именно в них, проявляя организаторские способности, видно будущих лидеров.
- Интересуйтесь у воспитателей, учителей, как ваш ребенок ведет себя при общении с другими детьми, может, у него проявляются какие-то особенности – все это поможет вам и понять ребенка лучше, и скорректировать свои методы воспитания, поведение по отношению к нему.
- Держите под контролем учебный процесс, мнение, что ребята-лидеры обязательно отличники, неверно. Дети больше обращают внимание на окружающих, управление, если так можно сказать, ими, а учеба от этого может страдать.
- Поддержка ребенка очень важна, в школьное время особенно. Быть лидером в школьном коллективе со временем становится нелегко, и кому как не родителям нужно помогать ребенку преодолеть все эти трудности
- Без чего точно не обойдется ребенок – так это без вашей любви. И я не устану это повторять, потому что это важнее всего
Вдохновляйте своего ребенка на достижение новых вершин!
Как мы уже обсудили, лидерство – это не только особенность характера, это совокупность навыков. И если на характер и особенности ребенка влиять сложно, да и не всегда нужно, но развитые навыки лишними не будут никогда. Будущему лидеру они безусловно необходимы, но и другим ребятам развитие этих качеств поможет добиться успеха в будущем.
- В нашем центре разработаны специальные курсы по Soft Skills – гибким навыкам, которые помогают человеку каждый день.
- Курс Я-лидер поможет ребятам лучше понять себя, суть самого понятия лидерство, осознать, кем они хотят быть в будущем и какое место занимать в коллективе.
- И знаете, наверное, совсем неважно, станет в дальнейшем ребенок лидером или нет – ведь если у него будут любящие родители, все можно преодолеть, со всем справиться.
От вас зависит ключевая дилемма жизни вашего чада – станет он счастливым или нет. Помогите ему сделать правильный выбор.
Воспитание в ребенке лидерских качеств
Как воспитать лидера в ребенке? Современные родители мечтают видеть своих малышей в будущем успешными и самодостаточными. Мысль о том, что их ребенок будет у кого-то “на побегушках” приводит в ужас близких.
Быть лидером не только дома, но и в кругу друзей, в школе, в глазах взрослых сможет не каждый. Не стоит путать лидерство с диктаторством.
Как же воспитать лидера в ребенке не “перегибая палку”? Какие ошибки лучше не допускать при выявлении лидерских качеств? Для лучшего понимания, есть ли задатки у ребенка вы можете пройти тест.
Лидером рождаются или становятся?
Всего лишь 40% лидерских качеств заложено в младенца с рождения, остальные 60% зависит от родительского воспитания. Будет ли Ваш сын или дочь лидером зависит от воспитания и примера близких. Родители являются эталоном для подражания. Если родители не имеют в жизни достижений, то и ребенок не будет стремиться быть лидером.
Конечно же, бывает так что маленький вождь назло всем показывает свои сильные стороны и добивается успехов. Так вырастают безжалостные лидеры с холодным сердцем. Им чужды чувства сострадания и милосердия.
В семье, где хотя бы один родитель достиг немалых успехов, воспитать лидерские качества у ребенка гораздо легче.
На собственном примере взрослые показывают форму общения, нормы поведения, уважение и сострадание к окружающим.
Стоит также сделать акцент на том, что говорят детям родители. В порыве гнева взрослые могут уронить обидное слово, не придав значения. Однако, для маленького человечка каждое слово играет большую роль в формировании личности.
Если мама или папа часто говорит: “Какой ты глупый…”, “Не делай так, делай как я сказал(а)” и прочее, такие высказывания приводят к понижению самооценки. Ребенок старается совсем не показываться, становится стеснительным, пассивным.
Чаще хвалите малыша, подбадривайте. Искренняя вера в положительный результат даст больше уверенности.
Нужно ли воспитывать лидера?
Все дети разные и не каждый может быть лидером. Не стоит стараться сделать из ребенка лидера, если он комфортно чувствует себя в одиночестве или с лучшим другом. Проанализируйте поведение чада и если выявите такие качества, то скорее всего в вашей семье подрастает, как минимум, руководитель:
- в окружении сверстников является “моторчиком”, друзья слушают его и хотят быть рядом;
- любит, чтобы окружающие сосредоточились только на нем;
- доказывает своё мнение, спорит;
- легко общается с людьми разных возрастов;
- знает свои изъяны и легко переживает шутки в его сторону и прочее.
Если Вы не увидели такие качества в своем малыше — не расстраивайтесь. Задача родителей — вырастить счастливого, полноценного, самодостаточного человека. Не обязательно за собой вести толпу.
Человек может добиться успеха с поддержкой близких друзей и родных. Оказывая моральную опору детям, Вы воспитываете уверенность в себе.
Уверенность нужно подпитывать каждый день, и для мальчиков это наиболее важно.
Чтобы мужчина вырос самоуверенным, целеустремленным, успешным, в то же время, милосердным и сочувствующим, в детстве он должен быть окружен поддержкой и правильным воспитанием.
Мальчикам с раннего возраста необходимо усвоить некоторые нужные привычки, для воспитания лидерских качеств:
- сдерживать обещания;
- выполнять больше, чем поставлена задача;
- доводить работу до завершения;
- уважать окружающих;
- следить за своим внешним видом и здоровьем;
- ставить новые цели и достигать их.
Как же вырастить лидера?
В первую очередь присмотритесь к малышу, он сам покажет и расскажет есть ли у него задатки лидера. Только это никак не влияет на отношение к ребенку. Если лидерские качества “на лицо”, в руках родителей возможность развивать их, соблюдая баланс и критикуя конструктивно. Именно правильное отношение к критике — залог успеха.
Крошка научится воспринимать критику без обид и стыда, если в детстве родители правильно обсуждали неудачи. Ведь одну ситуацию можно преподнести двояко. Например, после уборки дочери мама обнаруживает пыльные углы, сказав: ”Плохо убралась. Пока полы не будут блестеть, никуда не пойдешь!”. После таких слов энтузиазм у девочки исчезает, проявлять инициативу она, точно, не будет.
Другой вариант: “Доченька, у тебя с каждым разом полы чище и чище, только осталось убрать с углов остатки пыли и пойдем пить чай.” Такой подход разбудит интерес в любом деле, потому что в девочку верит самый близкий человек.
Некоторые родители пытаются воспитать в ребенке лидерские качества путем соревнований.
Здесь нужно быть осторожным, не восхвалять победителя, а объяснить, что это плод его труда, что у других людей иные заслуги.
Покажите подрастающему лидеру важность совершенных поступков, а не сказанных слов. Только действия рождают результат. Научите спокойно воспринимать неудачи, выносить уроки. Тот не ошибается, кто ничего не делает! В любой ситуации ищите вместе положительные стороны, к оптимистам тянутся люди, с ними легче общаться и находить общие интересы.
Важно в раннем детстве увидеть интересы малыша и развивать их. В деле, которое приносит удовольствие, человек достигнет больших успехов. А при поддержке близких и вера в успех дадут толчок к развитию самодостаточной личности.
Выполняйте ежедневные действия для развития лидерских качеств:
перед выходом на прогулку позвольте малышу самому выбрать игрушку и нести ее на площадку;
- предоставьте возможность сыну или дочери вспомнить дорогу в магазин (поликлинику, к бабушке и прочее);
- предложите крошке первому подойти к незнакомому ребенку на площадке;
- чаще спрашивайте мнение дошкольника, советуйтесь;
- будьте тактичными с детскими вопросами, желаниями.
Дети, у которых родители “делают из мухи слона”, вырастают тревожными и неуверенными. За любой неудачей малыша должна следовать еще одна попытка.
Не следует давить, принуждать к следующей попытке, подбодрите: “Повторишь попытку, когда будешь готов”.
Человек рождаясь обладает индивидуальным набором качеств и умений, под влиянием окружающей среды в процессе взросления эти качества развиваются или затухают. Настоящий лидер тот, который умеет ставить цели и достигать их, высказывает мнение опираясь на личные ощущения.
Каждый ребенок должен сам выбирать себе друзей, занятия, увлечения. Кто-то добивается необыкновенного успеха в бизнесе, а кто-то чувствует себя комфортно в домашней обстановке с книжкой в руках. Стоит не опираться на шаблонные требования, прислушайтесь к чувствам малыша и следуйте за ними.
Главная миссия взрослых — воспитать гармоничную, многогранную, счастливую личность. Выявить сильные стороны и направить в нужное русло. Придерживаясь золотой середины, доверяйте ребенку, давайте разумную свободу. Наблюдая, вы сами поймете как ребенка воспитать лидером.
Любите своего ребенка чемпионом или оказавшимся в проигрыше, властным или посредственным.
Вам также может понравиться
Дети-лидеры — Психологос
Некоторые дети — лидеры с рождения. Они не ждут воздействий и не подчиняются им, они сами влияют на родителей и сверстников, ведя свою линию и подчиняя себе окружающих.
Дети-лидеры знают, что они хотят, они не ждут, пока им кто-то — взрослые или другие дети — скажут, что те хотят от них, дети-лидеры сразу заявляют о своих желаниях и своих ожиданиях.
Дети-лидеры делают окружающих вокруг них — ведомыми.
Черты характера детей-лидеров
Интересно, что дети-лидеры могут быть с самым разным характером. Что объединяет их всех, так это энергия, активная подвижность, внутренний моторчик. Есть наблюдения, что дети-лидеры чаще Силовики, чем Душки: быть Душками чаще учатся дети-ведомые.
А вот говорить, что дети лидеры чаще смелые, умные и склонные к манипулированию, можно только в самом грубом приближении. Прямой жесткой связи: ребенок-лидер значит ребенок-манипулятор — нет. Лидер может быть простодушным, а ведомый — лукавым.
При этом несколько чаще дети-лидеры все-таки чаще проявляют себя манипуляторами: активности и смелости у них больше, манипулировать выгодно, а нравственные ориентиры к детям приходят позже.
Лидеры — чаще смелые, но может быть осторожная (трусливая) сестра-лидер, подавляющая своего смелого брата, который рядом с ней ведомый.
А нужно ли вашему ребенку быть лидером?
Нужно ли ребенку быть лидером? Всегда ли? Каким лидером? Для чего?
Не очевидно, что перспективы ребенка-лидера самые радужные, ребенку-лидеру бывает в жизни труднее, чем другим детям, да и с ним окружающим труднее, чем с ребенком обычным.
Во-первых, у ребенка-лидера часты конфликты с родителями на почве борьбы за власть.
Во-вторых, если ребенок-лидер не подчиняется умным взрослым, это затрудняет его приобщение к культуре, и в силу своей слишком ранней самостоятельности, он может остаться активным диким волчонком, имеющим проблемы во взрослой жизни.
С другой стороны, ребенок-лидер, воспитанный правильно, в нужном ключе, может вырасти качественным, достойным человеком. Он будет активнее своих сверстников продвигаться по жизни.
Он чаще будет брать на себя позицию Автора. Он научится сплачивать людей вокруг себя, создавать свою команду (а не ждать внимания и интереса от окружающих), будет смелее ставить цели и достигать их.
Но все это – при вашем участии и правильном воспитании!
Как это сделать?
Дети-лидеры изначально воспринимают всерьез только тех, кто равен им по силе либо превосходит их. Поэтому, если вы хотите иметь влияние на своих детей, вы должны быть активнее их, и иногда это вполне реально. Постоянно играйте на опережение. Он еще не успел пожелать чем-то заняться, а вы уже дали ему задание.
Далее, позаботьтесь о том, чтобы оказаться человеком, интересным вашему ребенку, чтобы вы привлекали его внимание и могли быть ему образцом. В частности, покажите им пример достойного Лидерства.
Например, пишет мама: «Моя дочь знает, что мама — лидер команды — не только командует, но постоянно думает о каждом участнике, его интересах и целях, в нужный момент похвалит и поддержит».
В случае, если ребенок захочет бороться с вами за власть, приучайте его смотреть на ситуацию не только с позиция «я хочу», а с позиции «что выгодно семье».
Чье решение сейчас самое эффективное, целесообразное, нужное для семьи? Может, быть ваше, а, может быть, и его.
Очень полезным здесь оказывается введение правила «Все лучшее — взрослым», оно удивительным образом мотивирует детей взрослеть и включаться в общесемейный дела.
Впрочем, иногда их можно поймать на манипуляции, сыграв на их желании проявить себя уже большим и взрослым: «Помоги мне, маленькой и слабой!» — Это проходит не всегда, но в отношении мамы и сыновей иногда дает неплохие результаты.
Воспитание и развитие лидерских качеств
Если кто-то из детей рождается лидерами, а кто-то рождается ведомым, значит ли это, что лидером нельзя стать, лидерству нельзя научиться? Нет, это не так. Многие люди стали в своей жизни сильными и уверенными лидерами, хотя в детстве лидерскими особенностями вовсе не отличались.
Если у вас ребенок скорее ведомый, из него может вырасти лидер. Это — реально. Детей-лидеров можно воспитывать. Как? — Родительскими внушениями, собственным поведением как образцом, своим образом жизни, помещением в развивающую среду и специальными воспитательными (тренинговыми) технологиями.
Но об этом — попозже.
Ребенок лидер: секреты воспитания
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
Ребенок с раннего детства сам принимает решения, не терпит замечаний и во всем старается быть первым? Возможно, в вашей семье подрастает маленький лидер… Не стоит этого пугаться, когда-нибудь это качество может сыграть отпрыску хорошую службу, а пока маме и папе стоит просто набраться терпения и научиться общаться со своим особенным малышом.
Врожденные лидерские качества начинают проявляться обычно уже с первых лет жизни: малыш может начать командовать за столом, самостоятельно распоряжаться игрушками, организовывать новые игры, активно привлекая к участию других детей.
В школе такие дети также продолжают «тянуть на себя одеяло». При этом ошибочно полагать, что они непременно становятся отличниками. Желание быть первым по успеваемости часто заменяется стремлением покорить себе волю одноклассников.
Советы для родителей:
Как реагировать на то, что малыш трех-четырех лет лучше вас, родителей, знает, чем ему сейчас заняться? Или как смотреть в глаза школьному педагогу, который в десятый раз отчитывает за то, что любимый сын или дочь командуют в классе на правах руководителя? Первая мысль – отругать как следует и поставить на место. Но, увы, в данном случае это может иметь обратный эффект, ребенок лидер не отступит от своих правил, а вот вашим хорошим взаимоотношениям в семье придет конец. Тут следует действовать по-другому.
• Учитесь лояльности. Ребенка-лидера невозможно заставить жить по вашим правилам. Для него просто необходим простор фантазии и действий. «Что же, позволить дошкольнику командовать всей семьей?» — скажете вы. Вовсе нет, просто стоит научиться воспринимать своего малыша как равного себе.
Почувствовав, что его уважают и к его мнению, по крайней мере, прислушиваются, ребенок вполне может пойти на многие компромиссы. Но уже не как недоросль, подвластный воле старших, а как взрослый.
Безусловно, подобная модель в семье кажется непривычной, но это единственный способ не только сохранить порядок в доме, но и свой авторитет как мамы и папы — уважаемый человек будет уважать!
• Чаще говорите по душам. Чтобы стать своим малышу с задатками лидера нужно не просто быть союзником, но и близким другом. Не бойтесь признаться в своих сомнениях или спросить совета, ребенок обязательно все это оценит.
• Если вы и сами настоящий лидер (такое случается часто, ведь лидерство обычно передается по наследству), сохранить теплые и крепкие отношения поможет разделение обязанностей. Скажем, за приготовление пищи ответственная мама. Папа следит за машиной – это его вотчина.
А у малыша может быть обязанность – выносить мусор или ухаживать за собакой. Что все это означает? Маме никто не говорит, что ей готовить на ужин. Папа сам решает, какие чехлы купить в авто.
А вот сынишке никто не напоминает про прогулки с псом – это его задание, его работа, его зона ответственности.
А если все наоборот?
Нередко родители сталкиваются и с абсолютно противоположной проблемой – малышом, который абсолютно ничего не может решить сам.
И если в самом раннем детстве это воспринимается как беспрекословное послушание, то со временем мамы и папы начинают понимать, что не все так гладко… Неужели он так никогда и не научится думать самостоятельно, и всегда будет идти у остальных на поводу? Вовсе нет, но если есть серьезные опасения, стоит подстраховаться и заняться воспитанием лидерских качеств. Как это сделать?
• Также, как и в случае с малышом-лидером, поручить ему отдельную зону ответственности – в данном случае она будет выполнять иную функцию – именно воспитывать ответственность.
• Исключить чрезмерную заботу и опеку.
• Как можно чаще предлагать посмотреть фильмы и почитать книги, герои которых не боялись идти вперед, придумывать что-то новое, к чему-то стремиться — и за это были удостоены всеобщей славы и любви. Эти простые советы обязательно помогут добиться желаемого результата!
Калиниченко Наталья
Воспитание в раннем детстве
Развиваем у ребенка лидерские навыки – Развитие ребенка
Многие родители хотели бы, чтобы во взрослой жизни их дети обладали лидерскими навыками и оставили свой след в истории (хотя бы в локальных масштабах). Лидеры имеют влияние на других людей, могут менять их убеждения и решения.
Наличие у ребенка лидерских качеств не означает, что он обязательно станет публичной фигурой или руководителем, но лидерские качества – это неотъемлемая часть характера, которая, несомненно, принесет ребенку большую пользу во взрослой жизни.
Хотя лидерские качества даются человеку с рождения, родители могут развить их у ребенка. Рассмотрим несколько способов сделать это.
Говорите о своих ценностях
Установите систему семейных ценностей (например, честность, искренность и т.д.). Прививайте их ребенку с раннего возраста. Следование ценностям является основой лидерства.
Прививайте ребенку чувство ответственности
Научите ребенка брать на себя ответственность. Для этого поручайте ему дела по дому, которые соответствуют его возрасту. Это развивает у ребенка самостоятельность и уверенность в себе – качества, которые лежат в основе лидерства.
Дайте ребенку возможность самовыражения
Ребенок должен иметь возможность выражать свою точку зрения. Обсуждайте с ребенком то, что видите по телевизору, расспрашивайте его, что происходит в школе. Ребенок должен понимать, что с его мнением считаются. Давайте ребенку возможность принимать участие в принятии некоторых семейных решений (например, что приготовить на ужин или куда поехать в отпуск).
Приобщайте ребенка к занятиям, которые развивают лидерские качества
Школьные и внеклассные занятия развивают у ребенка дисциплину, навыки взаимоотношений с другими людьми, чуткость к окружающим, а также учат работать в команде. В ходе этих занятий ребенок учится достигать поставленных целей. Эти навыки будут ему очень полезны в будущем.
Поощряйте участие ребенка в командной работе
С раннего возраста постарайтесь определить интересы ребенка и приобщайте его к групповым занятиям в соответствии с этими интересами. Запишите ребенка в спортивную секцию или кружок, где ребенок может найти себе друзей. Также поощряйте, чтобы ребенок играл в командные игры вместе с друзьями. Для ребенка это отличный способ понять, что такое командная работа.
Ставьте цели и двигайтесь к ним
Когда ребенок ставит себе цели, он учится решать проблемы и планировать на длительный период времени. Кроме того, достигая поставленных целей, ребенок укрепляет уверенность в себе.
Покажите ребенку, как ставить цели и разбивать их на более мелкие задачи. Отмечайте промежуточные достижения ребенка на пути к намеченной цели.
Если у него что-то не получается, предложите ему проанализировать причины неудачи: «Какой урок ты можешь извлечь из этой ситуации, чтобы в следующий раз все получилось?».
Развивайте у ребенка навыки планирования
Приобщайте ребенка к планированию семейных дел, таких как отпуск, поездки в гости к родственникам и т.д. Позволяйте ему высказать свое мнение наравне с другими членами семьи. Можно также поручать ребенку мелкие обязанности при подготовке к тем или иным событиям.
Воспитывайте в ребенке храбрость
Поощряйте ребенка не идти на поводу у сверстников, отстаивать свою позицию и не избегать ситуаций, которые выводят ребенка из зоны комфорта. Когда дети сталкиваются с трудностями, они развиваются и становятся сильнее. Не бросайтесь решать проблемы за ребенка, но помогайте ему и оказывайте поддержку.
Развивайте настойчивость в преодолении трудностей
Настоящие лидеры умеют не только достигать поставленных целей, но и проявлять настойчивость в случае неудачи. Важно не оберегать ребенка от неудач, а позволить ему пережить разочарование, чтобы извлечь из этого жизненный урок. Ребенок должен научиться справляться с неудачами и двигаться дальше, когда, например, выигрывает команда соперников или кого-то другого выбирают старостой класса.
Не вмешивайтесь
Когда вы видите, что ребенок пытается справиться с трудностями, выполняя домашнее задание или в других подобных ситуациях, у вас может возникнуть соблазн вмешаться и сделать работу за него. Вместо этого позвольте ребенку самостоятельно найти решение проблемы. После этого вы можете обсудить с ним возникшие трудности и подумать о том, что можно было сделать по-другому.
Научите ребенка искать компромисс
Умение договариваться и идти на компромисс – очень важные навыки для лидеров. Общаясь с ребенком, развивайте у него эти навыки. Вместо того чтобы отвечать на его просьбы категоричными «да» или «нет», позвольте ребенку переубедить вас. Научите ребенка договариваться: требуя у других что-то, предлагать что-то взамен и не уступать сразу в ситуациях, которые ему не нравятся.
Развивайте у ребенка навыки принятия решений
Детей следует учить принимать решения как можно раньше. Маленьких детей может сбивать с толку слишком большое количество вариантов, поэтому иногда стоит сузить его выбор до двух-трех наиболее разумных вариантов.
Можно так поступать в случаях, когда вы выбираете вечернее занятие для ребенка или блюдо на ужин. Научите ребенка взвешивать все плюсы и минусы каждого варианта, чтобы сделать разумный выбор.
Это умение будет ему чрезвычайно полезным во взрослой повседневной жизни.
Развивайте у ребенка уверенность в общении
Семейный ужин в кафе или ресторане может стать для ребенка хорошим уроком уверенного общения. Позвольте ему самому поговорить с официантом и заказать себе блюдо. Это научит ребенка уверенно разговаривать со взрослыми и открыто заявлять о собственных потребностях.
Поощряйте ребенка в проявлении активной позиции
Объясняйте ребенку, что, когда он сталкивается с ситуациями, на которые может повлиять, он не должен сидеть сложа руки. Оптимистичные взгляды на жизнь вдохновляют окружающих. Будьте оптимистами – и другие люди последуют вашему примеру.
Приобщайте ребенка к помощи окружающим
Помощь окружающим и волонтерская деятельность учат ребенка социальной ответственности. Если ребенка с раннего возраста приучить помогать окружающим, он будет продолжать делать это и во взрослой жизни. Предложите ребенку не только посвящать свое время помощи окружающим, но и жертвовать деньги на благотворительность.
Показывайте ребенку хороший пример
Родители всегда являются авторитетными фигурами для ребенка, поэтому они должны показать ему хороший пример в развитии лидерских качеств.
И дело здесь не только в том, чтобы хорошо выполнять родительские функции, – это учит ребенка необходимости показывать хороший пример людям, на которых он хочет повлиять. Расскажите ребенку о своих жизненных целях, возможностях для развития и о собственном жизненном опыте.
Покажите ребенку, как вы совмещаете свои профессиональные и личностные качества. Так он поймет, какие качества нужны для того, чтобы быть эффективным лидером.
Будьте последовательными
Развитие у ребенка лидерских качеств требует от родителей много времени и целенаправленных усилий. Постоянно прививайте ребенку моральные качества, поощряйте ответственное поведение и предоставляйте возможности для роста. Когда ребенок вырастет, он сможет научить этому других.
Прилагая небольшие усилия, родители могут развивать у детей лидерские качества. Даже если ваш ребенок не станет руководителем или общественным деятелем, эти качества помогут ему лучше учиться в школе и налаживать хорошие взаимоотношения с окружающими.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 5 оценок.
Воспитываем лидера
Гоша был настоящим лидером. Вечера в большой семье превращались в игровые представления, режиссером которых был четырехлетний «полководец».
Вся семья умилялась и на семейном совете решила развивать в ребенке «лидерские качества» (как знать, возможно, этот мальчишка – будущий президент!) Когда пришлось отдавать ребенка в детский сад (в семье изменились условия, маме пришлось выйти на работу, да и подготовиться к школе не мешало бы), семья столкнулась с проблемой: ребенку было тяжело ужиться в коллективе, конфликтовал не только с детьми, но и с воспитателями. Папа давал совет: «Ну какой же ты после этого лидер! Давай сдачи!» Бабушка возмущалась: «Что за воспитатели! Не понимают, что губят индивидуальность ребенка! Срочно искать другой детский сад! Или лучше няню!» А мама робко просила: «Возможно, ты хотел победить, но ведь Маша – девочка. Ты, как мальчик, мог и уступить!»
Хотите знать продолжение истории? В младших классах Гоша старался быть во всем первый и радовался, когда его ставили в пример. Если случалось, что кто-то другой опережал его в чем-то, ужасно нервничал, бывало, даже бросал дело. К подростковому возрасту ситуации «проигрыша» участились, поскольку на живом интеллекте ребенок «едет» только класса до шестого, не дальше. Потом играет роль работоспособность, умение добиваться успеха. В общении у него были большие проблемы. Георгий считал, что все вокруг – серые бездарности, которые не дают ему развития. Поскольку родители были разочарованы неудачной «карьерой» лидера, появились конфликты в семье. Среди «друзей» у него были только те, кто был способен ему подчиниться.
Черты настоящего лидера
Прежде всего, давайте вспомним, какого человека мы представляем себе как лидера? Кому можем позволить руководить собой, за кем пойдем без оглядки, если он позовет? Наверное, это – человек, который способен что-то придумать или воспользоваться чужой идеей (творческое мышление).
Это человек, уверенный в себе, способный общаться и сплотить вокруг себя команду, которая поддержит его упорство в продвижении к поставленной цели. Требуя исполнительности и целеустремленности других, лидер сам исполнителен, способен взять на себя ответственность. И есть у лидера еще одна черта – харизма, особая притягательность для людей.
Это, наверное, что-то на грани имиджа и энергетики, что-то такое, что заставляет идти за человеком, его эмоциональностью и уверенностью.
Формируем лидера с детства
Зачастую излишнюю требовательность, способность к манипулированию малыша родители выдают за организаторские способности, что далеко не достаточно, как мы видим, для воспитания лидера. Организатор прежде всего должен знать, как исполнять.
Ни один генерал не был плохим солдатом! Ни один хороший директор фирмы не мог не быть исполнительным менеджером. Формировать только организаторские качества в ущерб умению правильно, «позитивно», конструктивно общаться – значит воспитывать тирана, а не лидера, за которым пойдут люди. За тираном никто не пойдет.
Только лишь человек, способный в беседе как минимум не уронить самооценку собеседника, а лучше – повысить ее – способен управлять людьми.
Родители, бабушки и дедушки, умиляясь способности ребенка «всех построить» не чувствуют того, что некоторые фразы и действия их кумира не обижают их только потому, что это – их любимый единственный ребенок. Если ТАКОЕ сказал или сделал соседский Вовка – не миновать ему падения в глазах этих же взрослых людей.
Это говорит о том, что если вы задались целью воспитать лидера, – начните с его умения общаться, причем вам придется для этого, крепя сердце, погрузить ребенка в настоящие конфликты коллектива, без которых ни один ребенок не учится «прятать» свои острые углы. Никогда не вините других детей в неудачах ребенка в общении.
Столкновения детей в коллективе могут быть ни чем иным, как борьбой за лидерство. Вашей главной для будущего лидера фразой должно быть: «Давай разберемся спокойно!». Умение «позитивно» общаться развивается у человека чуть ли не всю жизнь. Главное, чтобы первые неудачи не сформировали у ребенка нежелание общаться, неуверенность в своих силах и возможностях.
Ваше живое участие, «разбор полетов» и, главное – ваше спокойствие – помогут ребенку наладить отношения в коллективе, особенно если в нем есть несколько лидеров. Заостряйте внимание ребенка на его качествах, которые выгодно отличают его от других лидеров. Тогда он может стать просто другим лидером.
Не переусердствуйте! Не желательно, чтобы ваш поиск отличий от других плавно перетек в «хвастовство» ребенка перед другими детьми.
Чаще всего в жизни мы встречаемся с людьми, которые способны увлечь за собой лишь благодаря нескольким своим качествам. Так, в любом коллективе есть:
- эмоциональный лидер, который умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми,
- лидер-критик, который умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны,
- лидер-интеллектуал — умеет порождать разные позитивные идеи,
- лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками,
- лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.
Еще нужно позаботиться об умении сопереживать другим людям и находить нужные слова в нужный момент. Это свойство называют эмпатией. Она – одно из главных составляющих так называемого эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом, кстати, играет гораздо большую роль при приеме на работу, чем IQ. Очень близко к общению стоит умение говорить.
Ребенок лидерского типа рано начинает говорить, любит участвовать и слушать долгие «взрослые» беседы, склонен общаться с более старшими, аргументирует, отстаивает свою точку зрения, броско одевается, охотно идет туда, где много людей, без стеснения поет и танцует. Естественная общительность дает предпосылки для умения говорить, но развивать это умение, безусловно, нужно.
Поощряйте ребенка к речевым играм, в которых нужно находить разные слова. Хороший словарный запас – шанс для развития ораторских способностей. Но не забывайте, что кроме запаса слов вы должны уделять внимание и интонационной стороне речи. Развивайте способность учитывать нюансы в разговоре (ловите эмоции). Способность анализировать свои поступки постепенно развивается до подросткового возраста.
Даже первоклассник иногда, рассказывая о своих поражениях, вспомнит о своих обидчиках, о травмирующей его ситуации, но совершенно «забудет» рассказать о том, что было ДО того, как его «уронили», ударили… Разматывая «клубочек» событий, как киноленту в обратном направлении, мы сможем сформировать у ребенка память, аналитические способности, которые так важны для лидера.
Исполнительность, целеустремленность – тоже развивающиеся качества. Их формирование будет происходить до конца младшей школы, а, возможно, и в более старшем возрасте. Если же взрослый человек решает измениться и стать лидером, то даже он способен воспитать в себе эти качества (есть же специальные тренинги лидерства, личностного роста для взрослых!).
Дисциплинированность ребенка во многом формируется примером родителей. Так что присмотритесь к себе. Возможно, вам «нужно усилить тылы».
Работоспособность тоже перенимается от родителей: если они не бывают праздными, всегда заняты чем-то осмысленным и полезным, постоянно поддерживают в себе любознательность, деятельное сопереживание происходящим событиям, не чураются физического труда, способны брать на себя ответственность и нести большие нагрузки, то это же становится содержанием жизни ребенка.
Родители поощряют развивающие занятия ребенка, стараются направлять его деятельность, принимают эмоциональное участие в этих занятиях. Настоящих лидеров «растят» только тогда и там, когда и где у ребенка есть стимулы для собственного роста. Редко лидерские качества у ребенка формируются в семьях, где кто-то из домашних – сильный лидер.
Потому и бытует поговорка: «На детях великих природа отдыхает». Лидеру-взрослому некогда формировать в ребенке нужные качества, потому что он всегда занят. А если он свободен – ему «некогда» проявить терпение, выслушивая и поправляя «конструктивные предложения» своего отпрыска. Гораздо чаще такие родители действуют привычно – директивно.
В этом случае задерживается развитие такого нужного качества, как инициативность. Мало быть умным и придумывать новые идеи. Их нужно внедрять! Это – работа лидера. Если вы сами – лидер, то, воспитывая своего преемника, необходимо помнить, что у ребенка должен быть положительный опыт внедрения своих идей. Наметьте в своем дневнике время для «формирования лидерских качеств ребенка».
В эти минуты вы должны позволить ребенку высказаться. Поощряйте при этом его сдержанность, обсуждайте его предложения «на взрослом уровне». Возможно, вам придется выполнять большее количество обещаний, но ваша ответственность и исполнительность – колоссальный фактор для формирования этих черт в ребенке. Умение проигрывать – хороший показатель того, как ребенок реагирует на неудачи.
Настоящий лидер идет к цели несмотря на помехи и преграды! Если вам жаль малыша, который расстраивается при появлении первых трудностей (проигрыша), и вы «поддаетесь» в игре, предупреждая появление плохого настроения у ребенка, то задерживается способность ребенка анализировать свои ошибки. Конечно, можно поддаваться в игре на первых порах, пока не выучены правила, пока «набивается рука». Но затем ребенок должен получить опыт преодоления трудностей. Обязательно поощряйте ребенка, если, несмотря на неудачу, он желает победить. Упорство в достижении цели – важное качество лидера!
Формирование лидера – это не игра в поддавки (тогда вы воспитываете тирана, а не лидера) и не постоянная указка на правильный путь (тогда вы формируете недумающего безынициативного исполнителя). Это – постоянная учеба, поиск взаимных решений, опыт «позитивного» общения ребенка и спокойствие, только спокойствие…
Предотвращаем негативные тенденции
Если вы уже заметили, что ваш малыш командует, нисколько не заботясь об интонации, жестах, целесообразности, обязательно останавливайте его. Но никогда не применяйте фразу, обычно вырывающуюся у родителей импульсивно: «Нечего командовать! Мал еще!». Импульсивность родителей – нежелательная черта для подражания будущим лидером.
Наберите воздух в легкие, выпустите его медленно, за это время вспомните, что ваше спокойствие формирует у ребенка выдержку! И скажите: «Когда со мной говорят таким тоном, я вовсе не хочу это делать» – и отвернитесь, дав понять, что такими способами от вас действительно ничего не добиться.
Если в ситуации возникновения спора между вами или между детьми ребенок станет добиваться своего криками или дракой, дайте понять, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Иногда нужно дать будущему лидеру опыт правильного спора как средства достижения компромисса. Для этого тоже вы должны собрать все свое спокойствие.
Говорите: «Мне бы хотелось сделать это так… Как ты думаешь?» Не поощряйте ребенка все время добиваться своего. Это – плохой для лидера опыт. Именно после этого возникают такие бурные эмоциональные реакции, когда ребенок встречается с потребностью сталкиваться с мнением, отличным от своего.
Вот умение соглашаться с чьим-то мнением и уступки более конструктивной идее (анализ чужой идеи) – важно для будущего лидера. Для этого подойдет фраза: «Давай подумаем, может лучше сделать так?»
Стоит ли воспитывать лидера?
Как видите, многие лидерские черты могут закладываться и воспитываться в детстве. Но невозможно представить себе младенца, в котором уже видны все лидерские качества. Так, общительность и быстрота реакции могут быть заложены свойствами высшей нервной деятельности новорожденного.
Но отсутствие правильного воспитания может не дать им развиться в правильном направлении. Считают, что лидерами могут стать не более 5% населения, и это значит, что если вы будете готовить ребенка к лидерству, не имея для этого необходимых предпосылок, вы обречете себя на неудовольствие, а его — на травму.
Если уровень притязаний завышен и реальные достижения приносят разочарование, могут сформироваться комплексы неполноценности, неуверенность в себе, постоянное раздражение и т.п. С другой стороны, подумайте о жизни лидера.
Понравится ли вашему ребенку быть все время на виду, уделяя внимание всему, учитывая все, забывая об обеде, выходных и отпустке?
Поэтому нужно задуматься, прежде, чем «на семейном совете» решать воспитывать лидера. Стоит ли решать за ребенка его судьбу? Каждое из качеств, нужное лидеру, «пригодится» и «обычному» человеку. Так, может, не нужно «задаваться целью» и формировать лидера. Если ему суждено быть лидером, то он им станет, потому что подлинные способности невозможно скрыть.