Усыновление ребенка — сложное и важное решение, к которому невозможно быть полностью готовым. Психолог центра «Архитектура будущего» Александра Чернышева рассказала incamp.ru о том, как подготовиться к появлению нового члена семьи.
— Любой ли человек может взять приемного ребенка и воспитать его? Или для этого нужно определенные качества?
— Безусловно, любой человек может стать приемным родителем. Для этого, скорее, нужны не определенные качества, а знания. Сейчас чтобы стать приемным родителем, необходимо пройти школу приемных родителей.
В ней ведется качественная подготовка, включающая работу с психологом, – прорабатываются травмы и особенности личности, юридические консультации и многое другое.
Постепенно родители подходят к осознанию ответственности и обязательств.
— Какую психологическую подготовку должен пройти родитель прежде чем взять ребенка из детского дома?
— Осознание собственных мотивов: «Зачем я это делаю?». Если человек хочет «спасти», защитить, сделать хорошее дело, то вероятность печального исхода выше.
Второе, что надо учитывать, дети из детдома или дома ребенка имеют личностные психологические особенности.
У подавляющего большинства — нарушение привязанности, поскольку они живут в особой среде, педагогическая запущенность, потому что система обучения не индивидуальна. К этому надо быть готовым.
— Почему желание «спасти» ребенка приводит к негативным последствиям?
— Когда мы «спасаем» ребенка, совершаем благое дело, мы, в том числе неосознанно, ждем благодарности. Ждать благодарности от любого ребенка бессмысленно, особенно если у него нарушение привязанности, травматический опыт проживания в собственной кровной семье.
Ведь детей изымают из семьи, когда есть угроза жизни, здоровью и развитию. Ребенок из детдома глубоко травмирован. Даже если он не помнит родителей, прошлые события на нем отражаются.
Низка вероятность взять из детдома ребенка без сильных эмоциональных переживаний и трагедий.
— Как понять, готов ли я принять на себя ответственность?
— Почитайте в интернете истории приемных семей. Есть множество форумов, на которых описываются такие истории. Их надо внимательно изучить, чтобы избавиться от розовых очков.
Безусловно, всегда есть шанс, что именно вам попадется ребенок, который за полгода без усилий привыкнет к вам, и все будет замечательно. Но бывают и другие случаи.
На этот шаг надо идти с открытыми глазами, понимая, что вы делаете, и как могут разворачиваться события.
Важно пройти школу приемных родителей. Пройти не для галочки, а действительно поработать с психологами, прослушать лекции, подготовиться юридически. Сейчас все активнее ведется работа по возвращению детей в кровные семьи. Соответственно, всегда есть шанс, что ребенка, взятого под опеку, органы захотят вернуть кровным родителям.
Вы должны разбираться во всех юридических нюансах.
Родителям стоит проработать личные сложности и травмы, пообщаться с психологом, познакомиться со своими слабыми местами. «Дети из системы» часто неосознанно нажимают на самые болезненные точки.
Очень многие приемные родители говорят о том, что они за период адаптации выяснили, какие “монстры” в них живут.
Главная задача – снять розовые очки и только после этого принять окончательное решение. Это более чем ответственный шаг, который несет серьезные последствия для всех участников. Любой возврат ребенка обратно в систему – это травма для семьи и самого ребенка. Даже если кажется, что все вздохнули с облегчением, этот поступок отразится на семье.
— По вашему профессиональному опыту, с какими основными проблемами сталкиваются приемные родители?
— Мы мало работаем с приемными семьями, для этого есть тематические психологи — специалисты по работе с приемными семьями. Если вы как семья собираетесь взять ребенка из детского дома, надо искать именно тематического психолога. Это люди, работающие именно с этой спецификой, имеющие большой опыт.
Даже психологи с профильным образованием, работающие с клиентами, не всегда могут прочувствовать всю специфику. Если мы рассматриваем динамику развития кровного ребенка, то сравнивать ее с динамикой развития ребенка из системы нельзя. Человек-профессионал должен понимать психологические особенности ребенка из детдома.
Иначе есть вариант получить неквалифицированную помощь.
Проблемы я бы разделила на две группы: во-первых, проблемы, связанные с психологическим состоянием ребенка и семьи, во-вторых, общественное мнение.
Что касается второй: важно определиться, насколько окружающие будут или не будут в курсе того, что вы принимаете ребенка в семью. Если они в курсе, надо быть готовым к вопросам, обсуждению, спорам с друзьями, родственниками и знакомыми.
Надо относиться к этому с пониманием и быть готовым, в том числе к дискуссиям о «генах алкоголиков и наркоманов» и «почему бы вам не родить самим».
Если возвращаться к психологическому состоянию, то главная проблема – адаптация. Какой бы ни был хорошо построенный контакт, ребенок все равно попадает в семью к чужим людям, а вы принимаете в семью чужого человека. Есть родители, которые принимают ребенка сразу, будто сами родили. Есть те, кому это дается тяжело. Но обычно адаптация занимает довольно много времени.
По словам тематических психологов и родителей, самое тяжелое время – через 5-6 месяцев, когда собственный ресурс уже заканчивается, а сложности еще остаются.
Чем сложнее анамнез у ребенка (были возвраты, тяжелые травмы внутри семьи, физическое и сексуальное насилие), тем больше вероятность, что ребенок будет плохо себя вести, в том числе в девиантных формах, манипулировать, пробовать разные модели влияния.
— Какие возрастные особенности важно учитывать при этом решении?
— Если у вас не было опыта взаимодействия с приемными детьми, и есть свои кровные дети, лучше брать детей младше кровных, чтобы не было соперничества, чтобы легче строились отношения.
Если у вас нет опыта и вы не чувствуете в себе большого ресурса, не стоит брать ребенка с очень сложной историей, особенно «возвратного». Есть возрастные нюансы, но в каждой ситуации есть индивидуальные особенности.
Младенцы до года: по ним еще не успела «пройтись катком» система — реабилитация, восстановление, формирование привязанности происходят наиболее легко, ребенок еще очень мал, легче догнать возрастную норму развития.
Какой бы ни был хороший детдом, все равно индивидуального внимания ребенок там почти не получает. Это оказывает очень сильное влияние на развитие ребенка, психическое и физическое. С другой стороны, в этом возрасте сложнее обнаружить некоторые заболевания, поставить диагноз.
Младшие дошкольники, от 1 до 4 лет, сильнее вовлечены в систему, сильнее травмированы. Если от ребенка отказались при рождении, то у него могут быть серьезные проблемы с привязанностью, он никогда не был в кровной семье.
Привязанность – это способность испытывать нежные чувства к другому, эмпатия, любовь, близкие отношения. Всегда бывают исключения, возможно, именно с этим ребенком кто-то из персонала играл, брал на руки, давал индивидуальное внимание, общался.
Но это возраст, в котором еще многое можно наверстать, развить, это чувствительный период.
У детей 5-8 лет часто наблюдается педагогическая запущенность. Зачастую в детдоме дети хитрят, ленятся, отказываются учиться. У некоторых к школе нет почти никаких знаний. К этому тоже надо быть готовым. Много усилий придется потратить на образование.
Если говорить про подростков, то ситуация с образованием такая же. Подростковый возраст – это возраст экспериментов, проб ошибок.
В это возрасте не всегда дети сами хотят в семью, не понимают, почему и зачем их забрали, почему они должны слушаться новых людей, они хотят обратно в детдом.
С другой стороны, некоторые, наоборот, хотят попасть в семью и вырваться из системы. Тогда проще договариваться, обсуждать, искать компромиссы.
— Если все этапы пройдены и пришло время ехать в детдом выбирать ребенка, как это сделать?
— Универсального рецепта нет. Важно, чтобы ребенок был вам симпатичен. Не на фото, а реальный ребенок. Процесс адаптации не всегда простой, а тот факт, что ребенок вам нравится, упростит его. Отгоните от себя мысль: «Не на базаре, выбирать не надо». Надо выбирать.
Поймите, насколько приятен сам ребенок, его внешность, привычки, запах. Важно испытывать симпатию именно к этому ребенку.
Здорово, если ребенок сначала проявляет к нам некую настороженность. Это говорит о том, что ребенок с большей степенью вероятности различает границы «свой-чужой».
Если ребенок идет на руки сразу ко всем, возможно, есть нарушение привязанности. Дети, заглядывающие в глаза и спрашивающие: «Мамочка, папочка, вы меня заберете?» — пример детского манипулирования, который может фатально повлиять на ваш выбор.
Если ничего не ёкает, и ребенок кажется нам несимпатичным и неприятным, то подумайте дважды.
— Если родитель принял это решение, но столкнулся с трудностями, ему кажется, что ничего не получилось, где искать силы и помощь?
— Обращаться к тематическим психологам и не доводить ситуацию до полного собственного истощения. Будет сложно в любом случае, поэтому ищите профессиональную поддержку. Если вам кажется, что психолог вам помогает как-то не так, ищите другого.
Но идти стоит именно к тематическим специалистам.
Если есть возможность, ищите помощь и поддержку у близких, родных, других приемных родителей. При этом важно, чтобы окружение поддерживало.
Если кто-то из окружения говорит вам: «Сдай ребенка и не мучайся!», — ищите другую помощь, это не помощь, а лишние сложности.
Если есть возможность куда-то отправить ребенка отдохнуть, сделайте это. Только пусть это будет не спецучреждение – лагерь, детский сад, санаторий – а бабушки-дедушки, дяди-тети, друзья, профессиональные приемные семьи, куда-то, где ребенок не окажется снова в системе, чтобы не случился откат.
Сами всеми силами восстанавливайте собственные ресурсы — не забывайте про сон, приятные впечатления, хобби и увлечения. Когда у самого нет ресурсов, то и ребенку ничем не поможешь.
Поищите помощь среди приемных семей на специальных форумах, там можно найти помощь и поддержку профессиональных семей, которые уже через многое прошли и готовы помочь советом. Составляйте список положительных качеств ребенка, приятных воспоминаний, которые вас связывают.
Купите ему симпатичную одежду, которая вам и ему будет нравиться, сделайте новую прическу. Чем больше вам нравится ребенок, тем проще его будет принять и почувствовать родство.
— Если ребенка взяли совсем маленьким высок соблазн не говорить ребенку о его статусе, стоит ли это делать?
— Такой соблазн часто есть, особенно, если ребенок уже “прирос” и кажется таким родным. Однако делать этого не стоит.
Во-первых, всегда будут люди, которые будут знать о приемности, и в самый неподходящий момент расскажут об этом: “добрая” соседка, жалостливая подруга, кто-то из родственников в пылу ссоры… После этого восстановить отношения будет сложно, особенно если это случится в подростковом возрасте.
Будем честны, каждый подросток примеривал на себя роль приемного ребенка, задаваясь вопросом, — “Не потому ли жесткие родители заставляют мыть посуду, что я им не родной?”. А если это оказалось правдой? Доверие будет не вернуть.
Во-вторых, это нечестно по отношению к самому ребенку. Скрывая от него правду, мы лишаем его собственной истории, какая бы она не была. Не обязательно рассказывать все подробности, особенно, если они страшные, но знать правду — право каждого человека.
В-третьих, всю жизнь врать близкому человеку — тяжкое бремя, на которое вы себя обрекаете, если умалчиваете этот факт. Более того, дети тонко чувствуют интонации и эмоции родителей, а на подсознательном уровне вопросы про беременность, роды и раннее детство (до того, как ребенок попал в вашу семью) будут вызывать тревогу, что найдёт отражение в реакциях родителей.
Если я вас ещё не убедила, стоит почитать в интернете истории приемных детей, которые случайно узнали о своей приемности.
— Несколько слов на прощание.
— Принятие ребенка в семью – это безусловное благо. Система калечит. Согласно последним статистическим данным, не более 10% выпускников детских домов адаптируются в жизни. Все остальные – это те, кто скрываются, обеспечивают детские дома следующим поколением воспитанников, уходят в криминал, наркоманию и заканчивают печально.
С другой стороны, идти на этот шаг надо с открытыми глазами, потому что дети в детдоме в большинстве своем травмированы. Применять к ним как возрастные, так и личностные нормы обычных детей не совсем корректно. Всегда есть шанс, что именно вам попадется идеальный ребенок, с которым вы сразу почувствуете родство, но рассчитывать на это не стоит.
Если вы ожидаете взять прелестную малютку, которая будет вам благодарна, а получаете травмированного ребенка, который крушит все вокруг, бьет других детей, врет и манипулирует, то высока вероятность возврата, то есть очередной глубинной травмы.
Давайте будем отвечать за свои действия и готовиться к тому, что будет. Думайте, советуйтесь, общайтесь.
К сожалению, очень много случаев возврата детей, в том числе, потому что семья оказалась не готова к тому, кого они получат.
Ребенок очень просил, опека очень хотела отдать, и в итоге ребенок в очередной раз чувствует себя брошенным и ненужным. Давайте ответственно подходить к судьбоносным решениям своей жизни.
Биографическая справка:
Александра Чернышева
Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.
С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:
- «Уверенность в себе»,
- «Интеллектуальная успешность»,
- «Эффективность в общении».
Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», в котором работает Александра:
Директор по маркетингу и PR incamp.ru
Психологические особенности готовности к обучению в школе детей из приемной семьи — современные проблемы науки и образования (научный журнал)
1
Вяткина Л.Б. 1
Краснов А.В. 1
1 ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В статье дается подробный анализ теоретических основ проблемы психологической готовности к обучению в школе детей из приемной семьи в зависимости от детско-родительских отношений.
Приводятся результаты исследования, полученные на основе обработки полученных данных с помощью методов математической статистики. Т-критерий Стьюдента позволил выявить сходства и различия в развитии компонентов готовности к школе и преобладающих детско-родительских отношениях у детей старшего дошкольного возраста из приемной и кровной семьи.
Так, для детей из приемной семьи характерно: высокий уровень развития вербальной и образной памяти, вербального интеллекта. Из личностных особенностей у них преобладают такие, как: чувствительность, открытость, добросовестность. Для этих детей в большей степени присущ тип детско-родительских отношений – сотрудничество.
детско-родительские отношенияпсихологическая готовность к школе
1. Гашкова Н.И. Формирование готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 15.
2. Лазаренко Л.М. Приемная семья и патронат как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Право и образование. – 2007. – № 7. – С. 7.
3. Михеева Л.Ю.
Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. – 2003. – № 5. – С. 8.
4. Ращикулина Е.А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению; методологические ориентиры // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 12. – С. 10.
5. Цветкова В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству РФ: дис.
… канд. юрид. наук; 12.003. – Омск, 2009. – 130 с.
В течение последних лет в отечественной психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу и тесно связано с этим понятие психологическая готовность к школьному обучению.
Трудно переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяют успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление.
Этим и определяется актуальность данного исследования.
Результаты психолого-педагогических исследований (Л.И. Божович, Э.А. Лиштованная, А.А. Люблинская) показывают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется [1]. Однако много исследователей (Н.К. Абраменко, Л.И. Божович, К.А. Климова и др.
) [4] указывают на трудности, переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью (ученика).
На фоне достаточного высокого интеллектуального развития нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими.
Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов с взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников.
Этим объясняется отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению социально-личностной готовности ребенка к школе. Научные данные и практика воспитания дошкольников свидетельствует о том, что одной из причин недостаточной социально-личностной готовности ребенка к школе является отсутствие у детей навыков культуры поведения, неполное владение детьми знаниями о нормах и правилах общения, а, следовательно — отсутствие сознательного руководства этими правилами в повседневной жизни. Готовность дошкольника в личностном плане к принятию качественно новой позиции в системе отношений с окружающими способствует созданию эмоционально положительного климата в классе, отношения к учителю, как к носителю социально выработанных способов действий и норм поведения. Важная роль в этом процессе принадлежит семье.
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей.
От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье [2].
Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. При поступлении в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития.
Для того чтобы подготовить ребенка к школе, не требуется дополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями, дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени. Таким образом, очевидно, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми членами семьи и детьми.
Кроме того, функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение [5]. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками.
В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в. других типах неформальных групп.
Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что ребенок нуждается в родительской заботе и любви, в чувстве защищенности и доверии. Это дает ему семья, даже если это приемная семья.
Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье.
Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной Среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд.
VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья.
Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.
Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой — имеет только ей присущие особенности [3].
Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание.
Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей.
Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми, в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.
Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как с взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют.
А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька».
При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.
Данное исследование проводилось в 2012-2013 г. в г. Перми. В исследовании приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста и их родители: 25 кровных семей, 25 приемных семей.
В ходе исследования были использованы диагностические методики, направленные на определение уровня развития компонентов психологической готовности детей к обучению в школе, а также методика, определяющая тип детско-родительских отношений в каждой семье.
Результаты, полученные в ходе исследования, подверглись математической обработке. Были проведены сравнительный, корреляционный и дисперсионный анализы.
Сравнительный анализ позволил выделить значимые сходства и различия между показателями готовности к школьному обучению, личностными особенностями и детско-родительскими отношениями в исследуемой выборке.
К сходствам относятся показатели «Абстрактное мышление», «Умеренность», «Беспечность», что объясняется возрастными характеристиками старшего дошкольника.
Различия наблюдаются между показателями «Интеллект», «Творческое мышление», «Образная память», а также в детско-родительских отношениях «Удовлетворенность отношениями родителя с ребенком» и «Автономность и контроль».
Далее был проведен корреляционный анализ в каждой изучаемой выборке. В рамках данной статьи остановимся на описании полученных взаимосвязей в выборке детей из приемной семьи (рис. 1).
Из показателей готовности к обучению в школе наибольшее количество значимых взаимосвязей (7) имеет показатель «Интеллект», который взаимосвязан с показателями: «образное мышление», «абстрактное мышление», «внимание», «беглость», «тщательность», «гибкость».
Рис.1Взаимосвязь показателей готовности к обучению в школе с личностными особенностями детей и типом детско-родительских отношений (выборка детей из приемной семьи)
На развитие интеллекта влияют многие условия, такие как: концентрации внимания при выполнении различных заданий, способности адаптироваться в сложной жизненной ситуации, высказывать многообразие идей, порождать новые нестандартные идеи, усваивать отношения знаний о пространстве, о явлениях живой и неживой природы, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения особо эффективным оказывается использование наглядных моделей в отвлеченной и обобщенной форме, а затем применять полученные представления в конкретных условиях.
Среди показателей личностных особенностей наибольшее количество взаимосвязей имеет (4) показатель «чувствительность» по Р.
Кеттелу, который отрицательно связан с показателями: «вербальное мышление», «логическое мышление» и положительно связан с показателями «открытость», «добросовестность» и «сотрудничество». Данные взаимосвязи отражают, как воспринимает и выполняет ребенок правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми.
В данных взаимосвязях приемные дети не пренебрегают своими обязанностями, они ответственны, добросовестны в зависимости от ситуации.
Ребенок включен во взаимодействие, в семье признаются его права и достоинства, а также присутствует система единых требований, которая улучшает взаимодействие между родителем и ребенком. Но между тем эти дети в большей степени подвержены влиянием внешней среды, менее приспособлены к жизни в обществе из-за недостаточно сформированной эмоционально-личностной сферы.
Таким образом, в результате корреляционного анализа можно сделать вывод, что приемные дети имеют сложности адаптации к новым условиям, людям, в большей степени подвержены влияниям внешней среды, поэтому нуждаются в помощи и поддержке.
Отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, не способен к длительным интеллектуальным усилиям. Эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей.
Испытывает трудности ставить приемлемые цели, организовать действия, делая их целедостигающими. Происходит интенсивное развитие мышления.
Приемный ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем учится анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.
Как правило, у этих детей ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития (т.е. ребенок не достигает возраста «школьной зрелости»).
Ребенок включен во взаимодействие, в семье признаются его права и достоинства, а также присутствует система единых требований, которая улучшает взаимодействие между родителем и ребенком. Потребность приемного ребенка во внимании и доброжелательности со стороны взрослого доминирует. Усвоение социального опыта стимулирует развитие личности ребенка, его социальной позиции.
В основе дисперсионного анализа лежит показатель детско-родительских отношений «удовлетворенность».
В обеих выборках взяты противоположные значения «высокая удовлетворенность» и «низкая удовлетворенность». При этом средние значения не учитывались.
Оказалось, что в экспериментальной группе (приемная семья), несмотря на высокую или низкую удовлетворенность родителей, для детей характерен низкий уровень развития интеллекта.
В контрольной группе (кровная семья) уровень развития интеллекта ребенка зависит от удовлетворенности родителей.
Чем выше показатель «удовлетворенности», тем выше у ребенка уровень развития интеллекта, и, наоборот, чем ниже показатель «удовлетворенности», тем ниже у ребенка уровень развития интеллекта.
Из полученного факта можно предположить, что на развитие интеллекта в большей степени влияют наследственные факторы.
Так, в приемной семье были изучены время пребывания детей в приемной семье (от 11 месяцев до 6 лет), причины изъятия детей из кровной семьи (асоциальные семьи).
Также немаловажную роль играет, в какой местности воспитываются приемные дети (большая половина из них воспитывается в сельской местности). Играют мотивы принятия ребенка в семью: самоутвердиться, спастись от скуки, заработать деньги.
Таким образом, показатель «удовлетворенность» в приемной семье на развитие интеллекта не влияет. И наоборот, уровень развития интеллекта ребенка в кровной семье зависит от удовлетворенности родителей.
Статья подготовлена в рамках Проекта № 032-Ф программы стратегического развития ПГГПУ.
Рецензенты:
Жданова С.Ю., д.псх.н., заведующий кафедрой психологии развития ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь;
Щукин М.Р., д.псх.н., профессор кафедры практической психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Вяткина Л.Б., Краснов А.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15008 (дата обращения: 28.08.2020).
Психологические особенности приёмных детей
Особенности приёмных детей исходят из жизненной истории – недолгой, но насыщенной потерями и болью. Ребёнок из благополучной семьи, оказавшийся сиротой по трагическому стечению обстоятельств, вряд ли попадёт к чужим людям на воспитание, потому что почти всегда находятся родственники, готовые такого ребёнка взять в семью. В приёмных же семьях оказываются глубоко травмированные дети, оказавшиеся без какой-либо поддержки.
Нарушения привязанности – неумение любить
Родители из жизни социальных сирот исчезают не сразу: дети вынуждены длительное время наблюдать распад личности своих матерей и отцов. Эти метаморфозы сопровождаются жестокостью, насилием и безучастностью родителей к ребёнку.
Отсутствие любви и даже просто близких отношений со значимыми взрослыми с самого раннего возраста становится мощным орудием, уничтожающим в душе ребёнка доверие и интерес к людям и миру.
Потом детей изымают из семей, и они оказываются в детдоме в компании детей с таким же ощущением тотальной ненужности, с потерей способности любить и принимать любовь.
Нарушение привязанности – сбой у человека стремления доверять, принимать и отдавать, ценить другого и ощущать собственную ценность для него. Взамен формируются другие стремления, убеждения и ценности – те, которые помогают выживать в мире, полном опасности и враждебности.
Примеры жизненных установок таких детей: «Кто сильнее, тот и прав»; «Рассчитывать только на себя»; «Я никому не нужен, и мне никто не нужен»; «Только я сам во всём виноват».
Да, конечно, они не формулируют свою жизненную позицию именно такими словами – эти установки прочно вписаны на уровне подкорки.
Дети-сироты ведут себя в соответствии с теми принципами, которые доказали свою эффективность и полезность в тех жестоких и жёстких условиях, где гуманные и нравственные правила не работают. Отсюда «трудное» поведение и «неудобный» характер.
«Трудный» характер
Травмы прошлого формируют характер ребенка, а проверенные им жизненные установки диктуют общий план поведения. Условно это поведение можно разделить на четыре типа, соответствующие в целом типам расстройства привязанности.
-
Ребёнок, которым до приёмной семьи пренебрегали или же держали в крайних ограничениях, может провоцировать новых родителей на сильные эмоции и раздражать их, делая это как будто специально.
Особенность таких детей в том, что они не могут определить силу и вообще наличие любви к себе по обычным тонким проявлениям заботы и внимания. Им всегда нужны сильные проявления со стороны других людей, особенно значимых взрослых.
Если кричат и бьют, то в понимании таких детей их присутствие активно замечают, а значит, наверное, любят. Если сильных проявлений от взрослых нет, значит, «я не нужен».
-
Если кровные родители были истеричны и крайне непоследовательны, то дети плохо ориентируются в проявлениях своих и чужих эмоций. Любое чувство и любая эмоция такими детьми испытываются по максимуму.
Если ребёнок думает, что испытывает радость или любовь, то это должен быть крайний восторг или полное слияние. Если что-то расстроило или напрягло, то ребёнок может моментально впасть в ярость или испытывать крайнюю тревогу, страх.
Когда такие дети считают себя виноватыми в чём-то, то чувство вины тоже захватывает их полностью и причиняет боль и страдание, съедая изнутри.
-
В некоторых случаях ребёнок воспринимает разрыв с родителем как его предательство. Такое может случиться, когда у ребёнка была сильная привязанность и даже склонность к зависимым отношениям с родным человеком, «вдруг» бросившимего. Чаще всего такие дети замыкаются в себе, и их доверие крайне сложно заслужить. Их принцип – «не верить никому».
-
Другая крайность – дети, никогда и ни к кому не испытавшие привязанности. Их били и унижали. Они рано поняли для себя, что не имеют никакой ценности, а выжить и добиться успеха может только тот, кто умеет использовать силу и власть. «Кто сильнее, тот и прав» – это их принцип жизни.
Такие дети поначалу могут показаться приёмным родителям вполне милыми и приятными, потому что они умеют играть на чувствах, манипулировать и лицемерить. Но через некоторое время новые родители начинают видеть в своём ребёнке эгоиста и потребителя, сталкиваться с агрессией, хамством и неприятием. Для этих детей не существует общепринятых рамок и правил.
Они могут идти к своей цели напролом, не желая учитывать интересов и прав окружающих.
Черно-белое мышление
Для многих детей с трудным жизненным опытом характерно чёрно-белое мышление, которое формирует особенности характера, проявляясь в поступках и эмоциях. Ребёнку трудно поверить в любовь, потому что он не способен разглядеть её за обыденной заботой.
Ему также сложно понять, что мама сердится, если она спокойно скажет об этом. Он, скорее, поймёт взрыв ярости и физическое нападение как сигнал о том, что родителю что-то не нравится.
Проявление осознанного доверия для таких детей недопустимо, потому что доверие даже в малом обязательно должно привести к краху, катастрофе, полной потере всего.
Результат такого мышления – отсутствие ощущения стабильности, определённости будущего. Как можно позволить себе спокойно жить, если опасность подстерегает буквально повсюду? У ребенка могут проявляться в крайней степени такие черты характера, как подозрительность, замкнутость, зависимость, зацикленность, экзальтированность, агрессивность.
Волевые парадоксы
Стоит отметить особенности волевой сферы приёмных детей. С одной стороны, эти дети могут показывать чудеса терпения и нечувствительности к боли. Падения и удары переносятся легко, без слёз и жалоб, а порой и вовсе не замечаются.
Монотонность ожиданий и несложных действий тоже не выведет их из равновесия.
Когда это не вступает в противоречие с другими их интересами, они могут подолгу раскачиваться, равнодушно сидеть наказанными в углу, вызывать раздражение других людей однообразными действиями.
С другой стороны – бесконечные требования, капризы и истерики, особенно первое время пребывания в семье, которые вводят замещающих родителей в ступор и отчаяние. Истерики происходят именно там, где отсутствует терпение и от ребёнка требуются дополнительные усилия, чтобы что-то делать или остановиться.
Ребёнок, с раннего возраста выживавший в трудных и жестоких условиях, не склонен к дополнительным усилиям в тех сферах, где ему, по его представлениям, ничего страшного не угрожает. А актуальные жизненные задачи всегда лучше решать теми способами, которыми они быстрее и проще всего решались.
Познавательные способности
На фоне волевых нарушений познавательная активность почти всех сирот заметно снижена.
Зачем тратить силы на то, что не приносит незамедлительного результата? Где это может пригодиться прямо сейчас? К чему браться за всё новые и новые задачи, которые требуют постоянного поиска различных методов решения, когда вокруг масса задач, которые могут быть решены привычными и проверенными методами быстрее, эффективнее и экономичнее? Хочется получить мобильный телефон – лучше потребовать его у приёмных родителей с помощью криков, истерик, угроз и шантажа. А идти на договорённости завершать полугодие без двоек ради получения телефона через три-четыре месяца – это, с точки зрения ребёнка, совершенно бессмысленно и очень затратно по времени и усилиям.
Кроме того, низкая успеваемость приёмных детей в школе объясняется педагогической запущенностью. Им действительно труднее навёрстывать учебную программу, чем детям, не знавшим серьезных житейских проблем и развивавшимся гармонично.
За годы выживания страдают и природные задатки. Часто бывает, что у приёмного ребёнка хорошо развиты образная и ассоциативная память, внимание, скорость реакции и другие психофизиологических свойства. Но, к сожалению, всё это – невостребованный потенциал, который ребёнок не научился грамотно использовать.
Трудности в обучении, выстраивание взаимоотношений с людьми, сложность в понятии и принятии себя, страдание от собственных действий – всё это наслаивается на базовые нарушения в способности доверять и любить.
Такой груз сложно исцеляется и часто тянется шлейфом по жизни человека со сломанным детством. Всем кажется, что это особенности характера или психики.
А на самом деле – заученные реакции на жизненные условия, избежать которых было невозможно.
Елена Турлина