Иногда родителям приходится чуть ли не силой выгонять своего ребенка из-за компьютера. Он необходим для учебы, но сидеть за ним целыми днями детям не рекомендуется. Это может отрицательно сказаться на здоровье. Остановимся на этом вопросе подробнее и узнаем, сколько времени ребенок может проводить за компьютером.
Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?
Этот вопрос давно волнует не только родителей. Им уже заинтересовались психологи, врачи и другие специалисты. Сегодня ни для кого не секрет, что компьютер может навредить здоровью человека, если проводить за ним все свободное время. Детям приходится использовать компьютер и во время учебы.
Когда они отдыхают от уроков, они также берут в руки гаджеты и играют либо выходят в интернет и общаются. Все это неминуемо приводит к ухудшению зрения и другим серьезным проблемам со здоровьем. Дети реже бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом. Это сказывается на состоянии иммунитета.
Ученые приходят к выводу, что компьютерные технологии становятся причиной различных недугов, включая психологические.
В связи с этим специалисты разработали инструкции, которые следует соблюдать, работая за компьютером.
В эти рекомендации входят и ограничения по времени. Они являются усредненными и зависят от возраста ребенка. При этом, когда говорят о контроле времени, которое ребенок может безопасно для здоровья провести за компьютером, имеются в виду не только ноутбуки и обычные компьютеры, но и планшеты, смартфоны и прочие гаджеты.
Также можно попробовать ответить на вопрос: стоит ли ограничить своего ребенка в просмотре телевизора?
Почему важно ограничить время работы ребенка за компьютером?
О том, что детям сидеть за компьютером следует ограниченное время, заявляют врачи и психологи. Они утверждают, что постоянное использование компьютеров и гаджетов негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом состоянии ребенка. Рассмотрим кратко аргументы специалистов.
Влияние на зрение. Когда человек смотрит вдаль, глаза его испытывают меньшую нагрузку, чем во время рассматривания предметов, расположенных вблизи. Когда мы смотрим в монитор, глаза находятся в напряжении.
Если не давать им время для отдыха, пренебрегать гимнастикой, может возникнуть спазм аккомодации, который еще называют ложной близорукостью. Этот недуг может со временем развиться и превратиться в миопию. Кроме того, постоянное зрительное напряжение вызывает синдром «сухого глаза».
Человек, сидящий перед экраном, реже моргает, из-за чего ухудшается увлажнение роговицы.
Влияние на позвоночник. Сильное напряжение испытывают и мышцы спины. Зачастую осанка ребенка, сидящего за компьютером, неправильная. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу. Чрезмерное нагрузка на мышцы спины и шеи может вызвать головокружение и головные боли.
Малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая нагрузка называется гиподинамией. Она становится причиной развития патологий сердца и суставов, сахарного диабета, ожирения. Малая физическая активность — серьезный фактор, ослабляющий иммунную систему.
Переутомление. Ребенок может даже не заметить, как сильно устает и переутомляется в процессе учебы. Умственная нагрузка отнимает у организма очень много сил. Постоянная работа за компьютером может привести к сильному переутомлению, которое наносит большой вред развивающемуся организму ребенка.
Вред электромагнитного излучения. Оно исходит от любого электронного устройства. Длительное воздействие на человека этого излучения может в будущем проявиться сердечно-сосудистыми заболеваниями, гормональными сбоями, хронической усталостью, болезнями нервной, иммунной, репродуктивной систем.
Компьютерная зависимость. Она возникает из-за частой игры на компьютере. В головном мозге располагаются центры, отвечающие за получение удовольствия. Когда ребенок играет, эти центры находятся в состоянии напряжения.
Регулярное их возбуждение одним и тем же раздражителем со временем приводит к привыканию. Если ограничить время игры ребенка на компьютере, он начинает раздражаться, проявляет агрессию или, напротив, замыкается, становится апатичным и незаинтересованным.
Избавиться от такой зависимости достаточно сложно. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога.
Итак, есть много факторов, которые вынуждают ради здоровья самого ребенка ограничивать его в использовании электронных устройств.
Сколько времени можно сидеть за компьютером ребенку?
Мы перешли к главному вопросу: сколько времени ребенку можно сидеть за компьютером без сильного вреда для здоровья.
Специалисты утверждают, что ребенок в возрасте 4-5 лет не должен находиться перед экраном дольше 10 минут в день. По мере взросления время можно увеличить.
В 5-7 лет электронные устройства рекомендуется использовать не больше 20 минут в день. В этом возрасте ребенок отправляется в школу, поэтому ему может понадобиться компьютер для обучения.
В 7-11 лет, то есть в период обучения в начальной школе, работать за компьютером ребенку можно по 20-30 минут. В 12-14 лет время увеличивается еще на 15 минут. Подросток может использовать компьютер по 45 минут в день. В этом возрасте за школьником уследить сложнее всего. Родители должны доступно донести до него информацию о вреде электронных устройств.
Примерно с 15 лет подросток может проводить за экраном по 1-2 часа в сутки. При этом каждые 30-40 минут следует прерываться и отходить от монитора, чтобы отдохнуть, сделать глазную гимнастику и зарядку. Такие перерывы не помешают и взрослым, которым приходится постоянно работать за компьютером.
Приведенные выше нормы рассчитаны для тех детей, которые чувствуют себя хорошо, не болеют и не испытывают чрезмерных нагрузок в школе. В противном случае садиться за компьютер не рекомендуется. Если необходимо обязательно выполнить школьное задание, то проводить за компьютером следует в два раза меньше времени, чем указано в общей инструкции.
Сколько времени может проводить ребенок перед телевизором?
Ранее были перечислены правила использования компьютеров, смартфонов, планшетов и других гаджетов. Что касается просмотра телевизора, то здесь ограничения не такие строгие. Телевизор, как правило, располагается от глаз дальше, чем экран компьютера. Смотрит его ребенок, находясь на диване, а не на стуле, поэтому и вред от телевизора меньше.
Однако это не значит, что можно сидеть перед ним часами. В возрасте 3-7 лет просмотр TV должен быть ограничен 30 минутами в день. В 8-10 лет ребенок может потратить на просмотр мультфильма по телевизору около часа. С 11 до 14 лет без вреда для зрения можно смотреть TV по 1,5-2 часа.
Только дети в возрасте 14-18 лет могут посвятить этому занятию до 3 часов в день, делая перерывы каждый час.
Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
Не всегда есть возможность уследить за ребенком и проконтролировать время использования им компьютера. Родители могут не заметить, как у их ребенка формируется компьютерная зависимость. Как поступать в таком случае? Можно использовать специальные программы родительского контроля.
Они позволяют блокировать сайты в интернете, которые несовершеннолетнему просматривать нельзя. Кроме того, с помощью таких программ можно настроить автоматическое выключение электронного устройства в определенное время. Также можно устанавливать пароли, без которых включить компьютер будет невозможно.
Проблема заключается в том, что дети могут проявить сообразительность и отключить эти защитные приложения. Особенно если речь идет о подростках.
Лучшим средством, позволяющим ограничить время нахождения ребенка за компьютером, является здоровая мотивация. Необходимо с самого детства приучать детей к правильной эксплуатации электронных устройств.
Родители должны им объяснить, что постоянно использовать компьютер вредно для здоровья. В детском возрасте следует больше уделять времени ребенку. Если он будет предоставлен самому себе, скорее всего, начнет играть в телефон или планшет, которые сегодня есть практически в каждом доме.
Если зависимость уже сформировалась и от нее не получается избавиться самостоятельно, желательно обратиться к детскому психологу.
Привыкший большую часть времени проводить в компьютерных играх или социальных сетях школьник не сможет моментально избавиться от зависимости, если отобрать у него планшет или заблокировать доступ к интернету.
Это может нанести психологическую травму ребенку. Только квалифицированный специалист сможет найти способ избавить его от вредной привычки.
Экранная диета, или сколько времени детям можно проводить у компьютера
Влияние всемирной паутины на становление личности ребенка 21 века невозможно переоценить — зачастую именно интернет становится важным источником новой информации и помогает чаду в формировании полезных для дальнейшей жизни навыков. Однако нельзя утверждать однозначную пользу такого информационного потока: посредником между ребенком и интернетом всегда выступает девайс с мерцающим экраном…
Сколько же времени можно сидеть за компьютером ребенку? Ответ на вопрос, который будоражит умы родителей, стремящихся ограничить и реорганизовать погружение ребенка в виртуальную реальность, зависит от возраста ребенка.
Как компьютер влияет на зрение детей (и не только)
Будет ли это компьютер, планшет или смартфон – растущему организму непозволительно подвергаться длительным зрительным нагрузкам — в противном случае ребенок рискует обзавестись к подростковому возрасту «вторыми глазами», а вы — знакомым детским офтальмологом.
Предупредим сразу: если возраст вашего чада перешагнул за двузначное число, будьте готовы к тому, что попытка ограничить его пользование девайсами будет в чем-то напоминать сюжет «Миссия невыполнима». Поэтому рекомендуем заранее установить с отпрыском доверительные отношения и позаботиться о том, чтобы контент, который он будет поглощать сквозь экран монитора, был максимально полезным.
Контроль времени для младших детей представляется более простой задачей. Рекомендации врачей по этому поводу достаточно просты.
Сколько можно сидеть за экраном компьютера детям?
- Если вашему малышу меньше двух лет — педиатры не рекомендуют подпускать его к экранным девайсам. Чем позже у него наступит момент осознания, что экран смартфона или планшета может показывать яркие картинки, тем легче для вас будет снизить вред планшета для ребенка.
- Если возраст ребенка находится в пределах 3-5 лет, постарайтесь ограничить коммуникацию с девайсами в рамках четверти часа в сутки. 15 минут — это оптимальное время, в которое ребенок действительно воспринимает информацию с экрана.
- Шести- и семилетним детям врачи советуют расширить доступ к экранам до 20-25 минут.
Вы можете позаботиться о том, чтобы предоставить ему развивающие игры в качестве способа времяпрепровождения. В восемь лет предел созерцания экрана может достигнуть уже 40 минут.
- Детям девяти-десяти лет можете отважно разрешать проводить время за компьютером или планшетом до полутора часов в сутки, но обязательно регламентируйте с ребенком перерывы, чтобы обеспечить его зрению отдых.
Сколько времени можно сидеть за компьютером ребенку и сколько нельзя
В этом вопросе есть одно твердое «нельзя»: нельзя позволять ребенку целый день сидеть ни за компьютером, ни за планшетом, ни за книгой.
В любом возрасте растущему организму необходимо движение, несколько отличное от движения пальцем по тачскрину, поэтому позаботьтесь о подборе активностей для своего чада: полезным будет записать его спортивные секции для детей или подобрать интересный вариант досуга: посмотрите, куда сходить с ребенком в выходные на KidsVisitor.
Сколько времени можно ребенку сидеть за компьютером
Наталья Визер
Сегодня тема ребенок и компьютер становится всё актуальнее. Растёт количество компьютерных игр и приложений для детей. А с другой стороны специалисты придумывают множество вариантов того, как контролировать количество часов ребенка за компьютером.
Сегодня мы поговорим о времени которое можно уделить использованию гаджета. Какие нормы для здоровья детей существуют и как проконтролировать их соблюдение.
Ухудшение зрения. Врачами доказано — если долго находится перед монитором, то есть вероятность того, что зрение станет хуже. В юном возрасте это происходит чаще и проявляется сильнее.
Только за последние 15 лет в России показатель детей, у которых проблемы со зрением, увеличился в 1,5 раза.
Влияние на позвоночник. Часто осанка ребенка, за компьютером, неправильная. Если сидеть так, в будущем это — искривление позвоночника, сколиоз, а также — головокружение и головные боли.
Малоподвижный образ жизни. Или гиподинамия. Это одна из причин развития патологий сердца и суставов, ожирения, ослабления иммунитета.
Переутомление. Умственная нагрузка в процессе учебы отнимает много сил, а работа за компьютером является нагрузкой не меньшей. Организм не отдыхает, когда школьник проводит находится за монитором.
Вред электромагнитного излучения. Оно исходит ото всех электронных устройств.
Благодаря современным технологиям этот вред конечно становиться всё меньше и меньше, но всё же длительное воздействие этого излучения может в будущем нанести серьёзный вред здоровью – выразиться в хронической усталости, проблемах с сердечно- сосудистой, иммунной и нервной системой, и ухудшить здоровье в целом.
Компьютерная зависимость. Она развивается, когда подростки часто играют в компьютер. Существуют центры в головном мозге, которые отвечают за получение удовольствия, когда ребенок играет, они находятся в состоянии напряжения. Если регулярно школьник получает удовольствие о похожих вещей, например, компьютерных игр, возникает привыкание.
В случае, если привыкание произошло, а потом родители решили ограничиться определенным временем игр за компьютером ребёнок начинает раздражаться, становится агрессивен. Или наоборот, ему ничего не интересно, он замыкается в себе.
Чем младше ребёнок ем быстрее возникает привыкание! А избавиться от такой зависимости не легко. Часто нудна помощь детского психолога.
Говоря том, сколько школьник может безопасно для здоровья сидеть за компьютером, мы имеет в виду не только обычные компьютеры или ноутбуки. Сюда же относятся телефоны, смартфоны, планшеты, и другие гаджеты, да и просмотр телевизора. Об этом тоже поговорим.
Детям до 4 лет находиться перед монитором не рекомендуются. В столь раннем возрасте пагубное влияние в разы больше. В 4-5 лет – не дольше 10 минут в день. По мере взросления ребёнка время использования электронной техники увеличивается. В возрасте 5-6 лет оно составляет до 30 минут в день. Далее, постепенно увеличиваясь, к 12 годам возрастает до 1 часа.
При этом нужно помнить, что после 45 минут непрерывного контакта с монитором обязательно нужно делать перерыв на зарядку и отдых глаз.
Подростки старше 14 лет могут сидеть за компьютером до 2 часов в день.
В этом случае ограничения не такие строгие. Телевизор, располагается от глаз дальше, и положение, в котором находится ребенок не такое вынужденное как при работе с наутбуком. Итак, 3-7 лет – 30 минут, в 8-10 лет – около часа. С 11 лет – 1,5-2 часа. С 14 лет – до 3х часов, делая перепевы каждый час.
Гимнастика для глаз. Лучше делать её вместе со своим ребёнком, чтобы он освоил метод и привык к этому. Сейчас существует множество видов подобной «зарядки».
Правильная организация рабочего места. Расстояние от глаз до монитора должно быть минимум 60 сантиметров, нельзя забывать про осанку, а стопы должны упираться в пол.
Мини-зарядка. Нужно периодически, каждые 30-40 минут, делать простые физические упражнения, например, наклоны, приседания и прыжки. Это поможет размять мышцы, чтобы они не затекали.
Сделать этот процесс веселее можно при помощи музыки и игровой формы, если мы говорим про детей более младшего возраста. Подростки могут справится с этой задачей сами.
Но помощь родителей важна, чтобы сформировать привычку.
Хобби – это важно.
Сейчас гаджеты часто используются в развлекательных целях. Избежать этого полностью очень сложно, наверное, даже невозможно. Однако, поните, что детям обязательно нужны дополнительные занятия.
Те, которые им интересны. Спортивные секции — танцы, плаванье, боевое искусство, и другие.
Здесь школьники могут общаться и совершенствовать навыки коммуникации, приобретать новые навыки, поддерживать здоровье и черпать позитивную энергию.
Родители – пример.
Если дома принято, что вечером все «сидят в телефонах» контролировать время проведённое за компьютером невозможно. Организовывать совместный досуг дома – необходимо. Вместе готовить ужин, читать книги, играть в настольные игры.
- У ребенка должен быть опыт того, как развлекаться без помощи компьютера.
- Правила.
- Школьник должен чётко знать, сколько он может провести за ноутбуком.
- Важно, чтобы не родители, а он сам контролировал этот процесс.
Это не просто. Но только воспитывая у предростка осознанное отношение к своему здоровью и жизни в целом можно добиться реального эффекта. В тренинговом центре К.О.Т. есть курс «Я сам», где вопросы мотивации и осознанности детально разбираются с детьми.
По их мнению, нужно знать меру и правильно выбирать мультики и игры, которые вы показываете своим детям, говоря про дошкольников и младших школьников.
Злоупотребление временем использования гаджетов может подавить интерес к общению. Важно не заменить весь мир и общение с ровесниками, а развивать логику, мышление, нравственные нормы.
При этом чрезмерное использование ПК может привести к зависимости и замедлению развития.
Вариаций бесконечно много, особенно у подростков. Прежде чем ругаться со своим ребёнком по поводу того, что он живет «в своих гаджетах» попробуйте узнать, а что именно его там так заинтересовало.
Возможно, он увлекается программированием и у него это получается. Это может стать делом всей его жизни, к тому же сейчас это развивающаяся отрасль. Так же сейчас популярен киберспорт. Это тоже не всегда зло.
Конечно, что в 6-9 лет нужно тщательно следить за играми, ведь там может оказаться излишняя жестокость. А в старшем возрасте реально выучить языки, найти интернет друзей, используя компьютерные игры.
Или школьник пишет рассказы и статьи, а в будущем станет писателем.
Домашнюю работу в основном тоже выполняют сейчас выполняют с использованием компьютера. Потому что в школе задают делать презентации, доклады и рефераты, а тут без гаджетов не обойтись
Некоторые подростки зарабатывают через интернет, и так распоряжаются свободным временем. Пишут статьи, рисуют, выполняют некоторые задачи по сайтам. Сейчас вариантов много.
Общение в социальных сетях. Это большая часть жизни современных школьников, продиктовано нашим временем. Отвернуться от реальности невозможно. Но и полностью отказываться от реального общения нельзя!
Вы чувствуйте, что у подростка мало друзей, а основное время он стремится провести в компьютере? Стоит обратить внимание на то, умеет ли он общаться.
С проблемами в общении часто сталкиваются дети школьного возраста. Здесь стоит не ругать ребёнка или запрещать использование компьютеров, а научить его общаться. Например, предложить пройти тренинг по общению.
Здесь мы не будем писать про шок-контент. Конечно, есть нежелательные сайты, которые посещают подростки. Но часто школьники используют интернет по назначению. С целью общения, точнее небольшого его количества, работы и развития.
Вам интересно, умеет ли ваш ребенок общаться? ответьте на несколько вопросов теста, узнайте ответ и получите рекомендации психологов!
Пройти тест
Так что же делать – ребёнок и компьютер
Гаджеты – это современный мир. С их помощью люди работают, учатся. Совсем не сидеть за компьютером просто невозможно. Но помните, что детьми нужно заниматься. И контролировать время за компьютером, соблюдать нормы, необходимо.
Объясняйте, что гаджет – помощник в выполнении дел, а не способ сбежать из реальности. Не единственный вариант способ распорядиться временем. Предлагайте им альтернативу. Научитесь слушать и слышать детей.
Тогда нас ждёт здоровое и счастливое будущее.
Сколько детям можно сидеть за компьютером
Начиная с двадцать первого века, компьютер является неотъемлемым атрибутом не только взрослого человека, но и ребенка. Сейчас все чаще можно заметить в специализированных клубах, что ребенок сидит за компьютером, и там он может проводить несколько часов подряд. Или в метро мамочку, которая чтобы занять ребенка в дороге протягивает ему планшет. А для малышей до года разработали специальные развивающие мультики, которыми просто напичкан весь интернет.
Вот именно поэтому, сейчас на форумах и среди специалистов, часто звучит вопрос, сколько детям можно сидеть за компьютером. И мнения расходятся. Некоторые утверждают, что современные мониторы абсолютно безвредны для глаз малыша. Другие соглашаются и приводят пример, что первые навыки компьютерной грамотности ребенок получает уже в первом классе.
Абсолютно противоположное мнение у врачей, в особенности невропатологов. Сегодня, мы с вами проанализируем мнения и попытаемся систематизировать информацию.
Сколько детям сидеть за компьютером и во сколько начинать?
Если брать исследования, которые проводили примерно десять лет назад, то показатели значительно ниже, чем сейчас. Статьи последних лет не так суровы. Но все равно мнение о том, что до 5 лет вообще лучше не допускать ребенка к компьютеру едино.
— В девяностые года норма детям 5 лет в день – 7-10 минут. Сейчас же – около часа.
— Норма для детей 6 лет – 10-15 минут. Сейчас — 1 час 20 минут.
— Для детей 7-9 лет, старая норма- 15-20 минут. Сейчас 1,5 часа.
— Для детей старше 10 и до 16 лет была максимальная полчаса в день, сейчас же достигает трех часов в день.
Еще один из наиболее актуальных вопросов родителей, что будет, если долго сидеть за компьютером?
- — По мнению психологов, если родители разрешают много времени проводить за монитором, то у ребенка пропадает интерес к друзьям, к общению.
- — Возникает игровая зависимость, а развитие ребенка замедляется.
- — Безусловно, первым результатом злоупотребления компьютера является резкое ухудшение зрения.
- — Может быть быстрая утомляемость, ребенок жалуется на головные боли и боли спины.
Но совсем отгородить ребенка от игр или занятий за компьютером невозможно. Так как в школе задают задания, информацию для выполнения которых, нужно искать в интернете. Поэтому создайте ребенку комфортное место для занятий, приобретите стол компьютерный детский и такое же кресло.
Монитор на столе у ребенка должен находиться от глаз на расстоянии не менее 50 см. Не разрешайте малышу сидеть за компьютером в темноте, так как контраст освещения дает чрезмерную нагрузку на глаза.
Детские компьютерные кресла сейчас стали очень популярны, ведь они позволяют поддерживать правильную позу за столом и сохраняют здоровье. Многие из них соответствуют эргономическим особенностям малыша или подростка.
Отзывы покупателей
Сколько времени можно сидеть за компьютером детям?
Мнений на этот счет масса, и многие абсолютно противоположны.
- Да, сейчас эра компьютера, и без него никуда.
- Да, существует масса интересных развивающих компьютерных игр для малыша.
- Да, в школах и центрах развития обязательно проводятся уроки компьютерной грамотности.
Но в детсадах уже отказались от экспериментальных занятий компьютером с детками и специалисты не рекомендуют разрешать играть в компьютерные игры дошкольникам.
А как же быть ребенку, если его мама и папа проводят все свое свободное время у компьютера, и он с пеленок наблюдает за этой «интереснейшей игрушкой»?
У малыша стойко формируется желание попасть в этот интересный мир взрослых, научиться тому же, что умеют они. Поэтому его тяга к компьютеру естественна.
Что же делать нам, родителям в этой ситуации? Разрешать на свой страх и риск (ведь так хочется, чтобы малыш был с компьютером «на ты») или запрещать, рискуя создать нездоровую тягу у ребенка?
Главной причиной для запрета компьютерных игр считается формирование игровой зависимости. Это психическое отклонение, болезнь, которая очень сложно поддается лечению, − поделилась детский психолог Оксана Лысикова.
− А если заболевание происходит в очень раннем возрасте, то излечение практически невозможно. Это спорное утверждение, однако, не секрет, что во время компьютерной игры происходит так называемое «замещение», когда человек может спутать виртуальность и реальность.
А для маленького человечка с неокрепшей психикой это особенно опасно.
- Если ваш ребенок стал раздражаться, впадать в истерику и неадекватно реагировать на выключение компьютера (или лишение его компьютерных игр) — на лицо все признаки игровой зависимости.
- Мнения специалистов расходятся:
- С одной стороны есть приблизительные величины для различных возрастов:
- • Детям 5-7 лет от 15 минут до получаса в день.
- • 7-12 лет – не превышая часа в сутки.
- • Подросткам 12-16 лет – около 2-х часов в день.
- Другие специалисты считают, что продолжительность непрерывной работы на компьютере для детей различного возраста должна быть следующей:
- 5 лет – не более 7 минут;
- 6 лет – 10 минут;
- 7-9 лет – 15 минут;
- 10-12 лет – 20 минут;
- 13-14 лет – 25 минут;
- 15-16 лет – 30 минут.
- Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут.
Похоже, каждый родитель сегодня знает, в чем заключается вред компьютера. Он часто заменяет детям общение с близкими и другие виды деятельности и приводит к целому ряду осложнений – неврологическим и офтальмологическим проблемам, облучению, которое присутствует даже у самых современных моделей и к которому особенно восприимчив именно детский организм.
У детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми, выявлен новый вид заболевания – синдром видеоигровой эпилепсии. Кроме физических недомоганий, описанных выше, у таких детей отмечено развитие негативных черт характера: подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость.
Чтобы сделать пребывание за компьютером вашего ребенка наиболее безопасным, необходимо помнить о соблюдении режима работы за ПК, а также о том, что родители сегодня имеют реальную возможность контролировать пребывание их чад за компьютером, благодаря специальным программам.
Об ограничениях пребывания детей за компьютером или перед экраном телевизора часто говорят психологи. По их мнению, мультфильмы и компьютерные игры в том виде и в том объеме, в которых они сейчас преподносятся нашим чадам, способны не только подавить интерес к контактам с другими детьми, но также привести к замедлению развития ребенка на определенном этапе.
Детское увлечение компьютерами может отражаться и на взрослой жизни того, кому родители много времени разрешали сидеть за «компом». У таких людей могут появиться проблемы поведенческого характера. Их могут преследовать фобии, они будут неконтактны и неспособны решать жизненные проблемы в реальной жизни, а не в виртуальной.
Еще один негативный момент, который отметила психолог: у таких детей могут быть нарушены границы дозволенного. В качестве примера она привела некоторых современных парней и девушек 15-18 лет, которые в жизни, как будто в компьютерной игре, стараются все проверить на собственном опыте, подвергают себя различным опасностям.
А еще родителям, положа руку на сердце, стоит признаться самим себе, что чаще всего компьютер необходим не ребенку, а маме и папе. И пребывание ребенка перед экраном – это не более чем возможность для родителей отдохнуть и не заниматься какое-то время собственным чадом, – уверена психолог.
Если вы хотите стать автором рубрики в женском клубе, читайте инструкцию.
Ребенок и компьютер
Гимнастика для глаз
- 1. Не поворачивая головы (голова прямо), делайте медленные круговые движения глазами вверх — вправо — вниз — влево и в обратную сторону. Затем посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.
- 2. Голову держите прямо. Поморгайте, не напрягая мышцы глаз, считая до 10. Не поворачивая головы с закрытыми глазами посмотрите направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднимите глаза вверх на счет 1-4, опустите вниз на счет 1-4 и переведите взгляд прямо на счет 1-6. Повторяйте упражнение 4-5 раз.
- 3. Посмотрите на кончик носа на счет 1-4, а потом переведите взгляд вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.
- 4. Проследите глазами за рукой, медленно опуская, а затем медленно поднимая ее на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторите 10-12 раз, меняя руки.
- 5. Закройте глаза. Подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливайте на верхние веки по 2-3 секунды. Затем просто посидите с закрытыми глазами еще 2-3 секунды. Повторите 3-4 раза.
- 6. На счет 1-4 закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскройте глаза и посмотрите вдаль. Повторите 4-5 раз.
- 7. Поставьте большой палец правой руки перед глазами посередине на расстоянии 25-30 см от глаз. Посмотрите на него двумя глазами 3-5 секунд, правым глазом (закрыть левый) 3-5 секунды, снова двумя, левым глазом (закрыть правый) и опять двумя глазами по 3-5 секунд. Затем смените руку. Повторите цикл 2-3 раза.
На вопросы отвечает Тамара Борисовна Малых, старший научный сотрудник Психологического института РАО, руководитель интернет-проекта «Родитель.ru»
С какого возраста лучше начинать знакомство ребенка с компьютером?
Если малыш уже хорошо читает, хорошо разговаривает, то он может раскрашивать раскраски на компьютере, играть в паззлы. Четких ограничений нет.
Можно понемножечку давать ребенку играть на компьютере, однако обычные, настольные, игры, конечно, предпочтительнее. Многие программы формально имитируют то, что можно сделать на бумаге.
Существует даже миф о том, что с помощью компьютерной мышки возможно развивать у детей мелкую моторику. Лучше не попадаться на такую рекламу, а играть в самые обыкновенные игры.
Представляет ли компьютер какую-то угрозу для ребенка?
Компьютер зачастую становится поводом для всяких «страшилок». И не всем из них нужно верить. Хотя, конечно, компьютер оказывает воздействие на здоровье, в частности на глаза.
Наши глаза напрямую связаны с мозгом, и зрительное утомление сразу сказывается на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому если вы чувствуете, что ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.
Другая опасность связана с тем, что дети начинают меньше читать, предпочитая визуальные источники информации. А умение читать для ребенка намного важнее, поскольку при этом задействуется другое полушарие мозга: читая, мы сами воображаем, а воображение, как известно, это основа любого творчества.
Если ребенок много времени проводит за компьютером и мало читает — это очень тревожный знак. Надо попытаться увлечь его книжкой.
А чем компьютер может помочь ребенку?
Во-первых, он подсказывает некий путь развития способностей ребенка. Компьютер может и пробудить творческие способности, причем совершенно неожиданно. Одни дети, к примеру, начинают быстрее изучать языки, другие — рисовать на компьютере, да так, что не верится, что это детские рисунки.
Во-вторых, это очень хороший способ самообразования, развития навыков самостоятельного мышления. Зачастую в школе ребенок этого лишен. А при работе с компьютером ему часто приходится принимать собственные решения, результаты которых он видит сразу.
Еще одно поле деятельности для ребенка — интернет, который может стать хорошей школой общения: там ребенок может общаться на полном серьезе со взрослыми, публиковать какие-то свои работы, получать на них отклики.
Проблема — как оторвать подростка от компьютера?
Во-первых, если подросток очень много времени проводит за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Очень часто дети уходят в компьютер, потому что им трудно общаться с домашними. Хотя, конечно, это не всегда так. И чтобы оторвать его от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое дело.
Очень хорошо увлечь ребенка спортом, найти ему подвижное хобби. Не нужно показывать свое раздражение, если он, допустим, слишком долго по ночам играет в игры. Гораздо эффективнее — доступно объяснить ему, что такое биоритмы, что каждый орган работает наиболее активно в определенное время.
Если обойтись без давления и понятно объяснить, почему вредно долго сидеть за компьютером, уверяю, ребенок запомнит это на всю оставшуюся жизнь.
Нужен ли ребенку свой, отдельный компьютер?
Да, это может иметь хороший психологический эффект. Ребенок потихоньку научится что-то переустанавливать, менять, понимать, что происходит с техникой, может завести свои творческие проекты. Все это может очень пригодиться ему в будущем. Свой компьютер — это, можно сказать, личное, интимное пространство, и оно необходимо.
Что можно посоветовать родителям?
Не бояться компьютера в детской. Компьютер уже проник в нашу жизнь. Техника стремительно развивается, и с самыми последними достижениями дети встречаются первыми.
Ключевые слова: Как правильно сидеть за компьютером, ребенок и компьютер
Ребенок за компьютером: как предотвратить зависимость
Путин: Если люди вышли на улицу, все должны с этим считатьсяВ Петербурге заняты 80% коронавирусных коек для взрослыхМесси уговаривает Неймара перейти в «Манчестер Сити»«Манчестер Юнайтед» выбыл из борьбы за МессиВышел трейлер фильма «Цой» Алексея УчителяПутин рассказал, как его дочь приняла вакцину от коронавирусаТихановская назвала новое условие для своего возвращения в БелоруссиюЭксперт: Снижение яркости экрана смартфона сделает глазам только хужеНаш проект: Деньги есть. Куда вложить? Узнайте, какой вы инвесторСаакашвили решил перебраться из своего «второго дома» в ГрузиюБывший гендиректор «Туполева» стал советником главы РоскосмосаПутин даст сегодня «большое интервью по актуальным темам»На Украине — антирекорд по смертности от коронавируса за суткиКоронавирусная статистика в Петербурге медленно, но растетОператоры связи начали отказываться от безлимитных тарифовВрачей могут включить в экипаж пассажирских самолетовПредыдущие новостиАрхив материалов
Для современных детей компьютер — «наше все». Здесь они общаются по скайпу, проводят время в соцсетях, скачивают музыку, фильмы. Они быстро схватывают технические новшества, лихо с ними управляются. Но часто это увлечение идет в ущерб другому: прогулкам, чтению книг, общению со сверстниками. Как сделать оптимальным время, которое ребенок проводит за компьютером?
razvitie-rebenka.org
Для современных детей компьютер — почти «наше все». Здесь они общаются по скайпу, проводят время в соцсетях, скачивают музыку, фильмы, игры. Они намного быстрее, чем взрослые, схватывают технические новшества, лихо с ними управляются.
Но часто увлечение новейшими технологиями идет в ущерб другим занятиям: прогулкам, чтению книг, живому общению со сверстниками.
Как сделать оптимальным время, которое ребенок проводит за компьютером? Как противостоять компьютерной зависимости?
Парадокс
По сути, первый ПК в мире был создан всего лишь в 1981 году. А сегодня (по данным исследования ВЦИОМ, проведенного в 2011 году) уже более половины россиян (55%) имеют персональный компьютер у себя дома.
Больше всего ПК у москвичей и петербуржцев (66%), у 18-24-летних (75%), высокообразованных (69%) и обеспеченных (79%), а также активных пользователей Интернета (84%).
Без компьютера чаще обходятся пожилые (67%), малообразованные (74%), малообеспеченные (50%) россияне, а также люди, не пользующиеся Интернетом (59%).
«Компьютер — это современное средство связи, которое дети просто обязаны изучить, — считает Сергей Монахов, заместитель директора Федерального института развития образования.
— Компьютер учит мыслить стратегически, просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Используя его, дети учатся искать информацию, анализировать и создавать ее. К тому же есть польза компьютера и в развитии мелкой моторики.
На пальцах есть определенные точки, нажимая на которые мы положительно влияем на тот или иной орган».
Вот так: с одной стороны дети развивают интеллект, учатся управлять информационно-техническими устройствами, а с другой стороны перекос в сторону компьютера обедняет их развитие, делает его односторонним…
А жизнь толкает вперед
Вспомним: наши родители тоже ворчали из-за новшеств, были против того, чтобы мы ими чрезмерно увлекались, опасались, что из-за них из нас не выйдет толку. Однако, как видим, технические новинки не мешают вырасти умными, достойными людьми.
Хотим мы этого или нет, компьютеризация будет развиваться все больше, электронные приборы и гаджеты станут неотъемлемой принадлежностью каждого человека, теми универсальными устройствами, с помощью которых он действует в современном мире: ищет информацию, работает, покупает товары и услуги, общается, развлекается, знакомится, устраивает личную жизнь. Поэтому идти против веяний времени бесполезно, время все равно побеждает. Главное, чтобы все эти новшества не заслоняли детям многообразия мира и всего спектра возможностей, необходимых для всестороннего, гармоничного развития.
Регулируем время
Сколько времени ребенок должен проводить за компьютером? Специалисты считают, что первоклассники могут сидеть за ним 15 минут в день, ученики 2-5 классов — 20 минут, ученики 6-7 классов —25-ть, учащиеся 8-9 классов — 30-35-ть, старшеклассники — 45-50 минут в день.
«Длительная работа за компьютером может приводить к развитию близорукости, — считает Татьяна Киселева, врач-офтальмолог, ведущий научный сотрудник НИИ глазных болезней РАМН. — Не рекомендуются занятия за компьютером детям до 5 лет. Органы зрения в этом возрасте не полностью развиты, а также неокрепший организм чувствителен ко всем внешним вредным воздействиям».
Но и это не все. «Длительное бесконтрольное сидение ребенка за компьютером помимо нарушения зрения может привести к сильной невротизации, — утверждает детский психолог Арина Егоренкова. — В этом случае у ребенка могут развиться депрессия, склонность к появлению страхов, утомляемость, снижение внимания».
Противостоять этому непросто, согласитесь. Ведь ребенок видит, что дома есть компьютер, мама и папа сами порой проводят за ним немало времени. Поэтому компьютер интересен ребенку.
К тому же, пока он растет, родители часто используют его как подспорье: включают диски с мультиками, детскими развивающими играми. А мама и папа в это время могут что-то поделать, заняться домашними делами, ведь их никто не отменял.
То есть, сначала сами взрослые используют компьютер, чтобы занять ребенка, а потом удивляются, почему он к нему привык.
Не стоит делать из компьютера камень преткновения. Наказания здесь не помогут, а лишь вызовут сопротивление вашего чада, ведь запретный плод сладок.
Поэтому лучше всего, если вы договоритесь с ребенком, что он сможет сидеть за компьютером, допустим, 30-40 минут в день. При условии, что перед этим он сделал уроки, погулял, выполнил домашние обязанности.
Также можно принять некоторые технические меры, например, поставить пароль на вход в систему, чтобы отпрыск не смог войти в компьютер без вашего ведома.
Можно ли пускать ребенка в Интернет?
Этот вопрос волнует всех родителей. Ведь в Сети детей могут подстерегать опасности: сайты с порнографией, серверы экстремистских организаций, вылазки педофилов, которые ходят по соцсетям и пытаются знакомиться с несовершеннолетними.
Полностью оградить ребенка от всего этого не получится. Лучше доходчиво объяснить ему, что Интернет далеко не безобиден и в нем надо соблюдать предосторожности. Мало того, что он даже не так уж и безопасен, как может показаться, поэтому не стоит доверять всему, что там написано.
Нельзя указывать в открытом доступе свои координаты: имя, фамилию, адрес, телефон, потому что есть нечестные люди, которые могут использовать это во вред.
Надо научить ребенка технике безопасности в Интернете, и здесь лучше действовать не как строгий родитель, насаждающий запреты, а как добрый советчик и друг.
Также родители могут заблокировать адреса сайтов с определенными доменами. Для этого надо внести их в черный список, чтобы браузер не открывал их (инструкцию о том, как это сделать, можно найти в Сети).
Проводим с ребенком больше времени
Психолог, доктор философии Владимир Цыганков убежден: «На вовлечение подростков и молодежи в компьютерную зависимость оказывают влияние конфликты с близкими людьми (в первую очередь с родителями), недостаток в семье эмоционального и доверительного общения, теплоты, внимания, безусловной любви по отношению к ребенку или между родителями, ошибки в воспитании, эгоцентризм, не привитое умение общаться со сверстниками, нарушение привычных стереотипов жизни (например, развод). Словом, речь идет о неблагополучных (или только внешне благополучных) семьях. Иногда семья внешне крепкая, сплоченная, а при ближайшем рассмотрении — без взаимного уважения, псевдосолидарная».
Похожего мнения придерживается и детский психолог Елена Окулова: «Когда ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру, я говорю, что это ребенок, которого родители «потеряли». Такие дети ускользают от мам и пап в виртуальный мир.
Понять своего ребенка, живущего в параллельном компьютерном мире, родителям становится все сложнее и сложнее.
До 10-11 лет для физического и психического здоровья ребенка гораздо безопаснее и полезнее читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры».
Если вы не хотите, чтобы у вашего чада возникла компьютерная зависимость, то постарайтесь принять меры. Ведь что такое компьютер? Это новая информация, впечатления, общение.
Так покажите ребенку, что новые впечатления можно найти и вне компьютера. Уделяйте ему больше внимания и времени, пожертвуйте своими интересами ради него.
Да, лучше сейчас поступиться своими интересами, пока ребенок еще растет и формируется, чем допустить, чтобы он отдалился от вас и пошел не в ту сторону.
«С наступлением эры всеобщей компьютеризации люди перестали полноценно общаться, что не может не влиять негативно на развитие ребенка, — утверждает детский психолог Светлана Кирсанова.
— Рисунок семьи, выполненный современным ребенком, выглядит примерно так: папа сидит спиной к ребенку за компьютером, мама сидит спиной к нему перед телевизором, ребенок один играет с приставкой или в лучшем случае собирает лего.
Во многих семьях, к сожалению, нет ритуала вечернего чая с обсуждением прожитого дня. Книги родители практически не читают, в лучшем случае ставят диск с любимым мультфильмом или музыкой. Но ничто не заменит ребенку тепло маминого голоса, ее ласковые руки.
Я всегда говорю родителям: заняты, обеспокоены, устали — но найдите полчаса своего времени для живого общения с ребенком. Важно не количество, а качество проведенного вместе времени».
Поставьте перед собой задачу показать ребенку другие способы времяпровождения, чтобы он увидел, что они так же интересны, как компьютер, или даже лучше. Все это — ради его развития, чтобы он понял, что мир многообразен и многогранен, и что в нем есть и другие ценности. Да и вы получите удовольствие от общения со своим ребенком, запомните эти бесценные минуты на всю жизнь.
Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»
Рассылка «Фонтанки»: главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter