Консультация логопеда для родителей в детском саду

В  учреждении ежедневно функционирует логопедический кабинет,  в котором оказывается логопедическая помощь детям в возрасте  5-7 лет.

На занятия зачисляются дети на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК).

Комплектование осуществляется из числа детей старшей и подготовительной к школе групп. В первую очередь зачисляются дети подготовительной к школе группы. 

Учитель-логопед для проведения занятий комплектует  подгруппы детей с учётом возраста и структуры речевого нарушения.

Для коррекции нарушений речи  проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.

Еженедельно по средам учитель-логопед с 17.00 до 18.00 проводит индивидуальные консультации для родителей. Два раза в месяц проходят семинары-практикумы для  родителей всех групп детского сада по интересующим родителей темам.

  • -Перечень специальных учебных пособий и дидактических материалов (ссылка).
  • -Планирование семинаров-практикумов учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год (ссылка)
  • -Договор о сетевом взаимодействии с СГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербурга (ссылка).
  • -Информация о работе ТПМПК Московского района Санкт-Петербурга (ссылка)
  • -Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год (ссылка)
  • Консультация логопеда для родителей в детском саду Консультация логопеда для родителей в детском саду
  • Консультации учителя-логопеда
  • -Готов ли ребёнок к письму? Анкета (ссылка)
  • -Знакомим детей с понятием «Дни недели» (ссылка)
  • -Стоит ли самостоятельно ставить звуки ребёнку? (ссылка)
  • -Как заниматься с детьми летом (ссылка)
  • -Су-Джок терапия и развитие речи детей дошкольного возраста (ссылка)
  • -Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда (ссылка)
  • -Памятка для родителей. Как выполнять домашние задания по коррекции звукопроизношения (ссылка)
  • -Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период (ссылка).
  • -Основа речи ребёнка (ссылка).
  • -Подготовка к обучению грамоте (ссылка).
  • -Развитие речи у дошкольников (ссылка).
  • -Сказка про гласные звуки (ссылка).
  • -Развитие фонематического восприятия (ссылка).
  • -Развитие словарного запаса у детей от 3-7лет (ссылка).

-Шипящие звуки. Артикуляционная гимнастика (ссылка).

-Сонорные звуки. Артикуляционная гимнастика (ссылка).

-Поможем ребёнку развить логическое мышление (ссылка).

-Как научить ребёнка правильно произносить звуки (ссылка).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 174" Заволжского района города Ярославля

15. 12. 2019

Консультация для родителей:

27. 01. 2018

Консультации для родителей:

«Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушением речи» «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику» «Влияние мелкой моторики руки на развитие речи  детей»

11. 09. 2016

  • Консультация для родителей
  • «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»
  • Источник: https://vk.com/feed

26. 04. 2016

Консультация для родителей

Дышим глубоко – говорим легко! Дыхательная гимнастика для развития речи малыша

Дышите – не дышите! Оказывается, эта фраза, которая чаще всего ассоциируется с докторами, может помочь малышам в развитии речи. Что такое речевое дыхание? Как оно связано с развитием речи? Что такое дыхательная гимнастика? Какие существуют игры для развития речи детей и речевого дыхания?
Знаете ли Вы:

— что, когда мы говорим, ВЫДОХ – в 5-8 раз длиннее ВДОХА!

— что при обычном дыхании мы делаем вдох-выдох около 16-20 раз в минуту, а во время говорения – только 8-10 раз!
— что во время физиологического дыхания человек вдыхает 500 см3 воздуха, при речевом – 1000-1500 см3.

— что для речевого выдоха необходимо активное участие мышц, благодаря которому достигается нужная сила выдоха.

Оказывается, просто дышать, чтобы хорошо говорить недостаточно. Речевое дыхание – процесс более трудоёмкий, требующий специальной подготовки. И тут на помощь приходит дыхательная гимнастика. Несложный комплекс дыхательных упражнений поможет развитию речевого дыхания Вашего малыша.

 Итак, для начала тренируем длинный вдох и плавный длинный выдох.
Выдыхать длительно важно уметь и для произнесения гласных звуков и для согласных, а также для того, чтобы во время говорения не требовались вынужденные паузы для дополнительного добора воздуха.

Отличный способ потренировать длинный вдох – игра «Надувайся шарик».

Положите ручки малыша на свой живот, покажите, как он надувается, когда Вы дышите. Предложите малышу: «Давай шарик надуем (активно, шумно вдыхаете носом, малыш попробует сделать то же самое). Пшшшшшшшшш (плавно, довольно медленно)! Сдулся шарик. Давай ещё раз надуем!» Затем дайте возможность и крохе поиграть с «шариком»-животиком.

               
Упражнения дыхательной гимнастики, превосходно включаются в повседневные дела малыша. Можно что-нибудь остудить: чай, суп, кисель. Причем не только когда малыш сам принимает пищу, но и в игре, для зайки, мишки.

Можно что-нибудь посушить: ручки после мытья, рисунок, волосы кукле. Ваша фантазия только приветствуется. Можно кого-нибудь пожалеть: «Мишка упал, коленочку поранил. Давай зелёнкой (йодом) намажем. Ой, как щиплет.

Надо подуть! (дуете) Всё, теперь не щиплет!»

 
P.S.!  Не нужно заставлять кроху делать выдохи много раз! От этого может закружиться голова. 2-3 выдохов будет достаточно.

Далее тренируем умение выдыхать направленно. Для произношения звуков важно не только умение длительно выдыхать и распределять выдох по времени, но и способность направить воздух по язычку в нужном направлении. Для тренировки направленного выдыхания подойдут игры, описанные выше. Только воздух выдыхается не просто так, а с широкого язычка. Положите на нижнюю губу широкий язычок и подуйте на листочек с него. Получится не сразу, но обязательно получится! Масса веселья при этом гарантирована! Положите ватку прямо себе на нос! Малышу уже смешно. А если Вы ещё и подуете на неё с язычка!? Теперь дайте карапузу возможность сдуть ватку с носика самому! Это упражнение не только полезное, но и очень веселое!

Теперь потренируем длинный вдох и поэтапный выдох.

Налейте в тарелочку или тазик воды и опустите туда плавающую игрушку (рыбу, кораблик, уточку).

Понаблюдайте с малышом за игрушкой: «Смотри, как уточка плавает! Какой красивый у нее хвостик!» Подуйте на уточку – она поплывет быстрее! А теперь наберите воздух, но не выдыхайте сразу.

Поддувайте прерывисто, как будто спускаетесь по лестнице, что-то вроде: «Ф-ф-ф-ф!». Крохи будут пытаться сделать это следом за Вами.

С этой целью можно использовать и машинки.  Найдите в коллекции карапуза ту, которая легко катится, и попробуйте сдвинуть её с места дыханием.

Тренируем силу выдоха. Эти упражнения более сложные, поэтому применять их лучше в последнюю очередь. Воздушная струя должна быть достаточно сильной, чтобы разомкнуть преграду. Вы можете поиграть с малышом в лошадку. Учим лошадку издавать «лошадиные» звуки – смыкаем губы, вдыхаем носом и выдыхаем (без голоса) через губы так, чтобы они завибрировали. При этом получится очень смешной звук, что-то вроде «Прррррррр!» Ура! Лошадка «ожила». С той же целью подойдет и любая игра, в которой нужно изобразить какой-либо транспорт: вертолет, самолет, трактор, машина – на вкус Вашего крохи. Так же силу выдоха помогают тренировать следующие упражнения: — немного прикусите верхними зубами нижнюю губу, вдохните и выдохните через эту преграду без голоса. Получится звук «Фффффф!». Теперь сделайте то же самое, но уже с голосом. Получилось «Вввввввв»! — поднимите язычок в верхнее положение – к верхним альвеолам (бугорки за верхними зубами). Попробуйте произнести звук «Т» и одновременно сильно выдохнуть. Выйдет звук, похожий на моторчик «Трррррррр».

Делая дыхательные упражнения, не переусердствуйте. 

Обратите внимание, что: 1. Не нужно делать все упражнения дыхательной гимнастики сразу! Это слишком тяжело для крохи. Одного-двух вполне достаточно.

2. Сами упражнения не стоит выполнять слишком долго! Постепенно увеличивайте длительность каждого упражнения.

3. Если у малыша что-то не получается – не переживайте! Мы ведь тоже раньше не умели ходить, говорить, кушать ложкой. Научится! С Вашей помощью и поддержкой, конечно!

4. Не забывайте об игре! Любая сказочная история, с введёнными в неё дыхательными упражнениями, поможет лучше, чем строгий голос и настоятельные просьбы!

Консультацию подготовила учитель-логопед Куприянова Наталья Валентиновна, используя материал с сайта http://galka-igralka.ru/.

23. 11. 2015

Консультация для родителей

«Логопедические шифровки или разбираемся в логопедическом диагнозе»

Консультация логопеда для родителей в детском саду «Мама, а нас сегодня смотрела тетя логопед…». Эта фраза знакома родителям детей, посещающих обычный детский сад. Особенно старшую и подготовительную группу. Почему особое внимание логопед в детском саду уделяет именно этим возрастным группам?

Потому что в младших группах детского сада, как правило, встречается физиологическое (возрастное) нарушение звукопроизношения, которое при нормальных условиях, с улучшением работы органов речи (речеслухового и речедвигательного анализаторов) и когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи, самостоятельно изживаются.

Обследование устной речи детей логопед в детском саду проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После диагностики логопед в детском саду отбирает тех, с кем будет проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение года или шести месяцев (в зависимости от речевого нарушения). В мае проводится контроль коррекционной работы.

— Вот Вам тут логопед направление оставил…

А это уже слова воспитателя, передающего родителям маленький листочек, на котором в графе диагноз…

Да, да, настоящая ШИФРОВКА! И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову.

— Что с моим ребенком?
— Почему они не пишут по-человечески?

— Куда с этим кошмаром бежать?

Без паники!

На самом деле в логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами. Итак… Попробуем расшифровать все, что написал логопед в детском саду:

ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие расстройства могут проявляться:

  • в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
  • в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

Чаще всего нарушаются:

  1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц

  2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ

  3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)

  4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Дошкольников с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие).

Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые ( па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы).

А он, вследствие ряда причин, оказывается нарушенным или несформированным.

Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФН:

  • Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».
  • Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.
  • Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».
  1. Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
  2. Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.
  3. ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связнаой речи – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно:

  • Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
  • Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • Речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Детям с ОНР логопед  рекомендует перевестись  в коррекционный логопедический детский сад. В условиях обычного общеобразовательного детского сада ОНР полностью не исправляется.

  • Вот и все, что скрывают таинственные диагнозы детского логопеда.
  • Поэтому не надо ничего бояться, а необходимо сходить по направлению логопеда  на Психолого-Медико-Педагогическую комиссию, специалисты которой определят уровень недоразвития речи Вашего ребенка и дадут рекомендации по ее оптимальному улучшению.
  • И тогда родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно будет спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать…
  • Желаем удачи в борьбе с трудными, неправильными и вредными звуками!

Консультацию подготовила учитель – логопед Куприянова Н. В.

Центр диагностики и консультирования МОУ центр «Развитие»

т. 73 – 81 – 59

Часы работы с 9.00 до 18.00 с Понедельника по Пятницу, кроме Субботы и Воскресенья.

Адрес: ул. Проспект Ленина, д. 26

Центр помощи детям

т. 73 – 83 – 04

Адрес: ул. Некрасова, д. 58

Советы логопеда

  • Когда логопед отправляет ребёнка к невропатологу.   >>
  • Речь родителей — образец для ребёнка.   >>
  • Учим буквы с помощью манной крупы.   >>
  • Семь развивающих игр с пуговицами.     >>
  • Речь начинается со звукоподражаний.   >>
  • Читаем книги — развиваем речь.   >>
  • Восемь игр для развития грамматического строя речи.    >>
  • Чем полезны игры с песком.   >>
  • Шесть приёмов для развития связной речи.    >>
  • Девять идей для пальчиковой гимнастики.   >>
  • Игры для закрепления поставленного звука.   >>
  • Что нужно знать родителям леворуких детей.    >>
  • Стихотворения про осень для дошкольников.  >>
  • Несколько советов, как помочь ребенку в развитии речи.   >>
  • Памятка для родителей «Правила речевого дыхания».   >>
  • Памятка для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 1-5 лет».   >>
  • Мимическая гимнастика для детей.    >>
  • Рекомендации для родителей «Логопедические игры и упражнения».   >>
  • Памятка для родителей по развитию речи детей.   >>
  • Консультация для родителей «Изучаем правила дорожного движения с детьми».   >>
  • Презентация к логопедическому занятию в старшей группе по лексической теме «Одежда».   >>
  • Активная гимнастика для развития мелкой моторики.   >>
  • Упражнения для отработки звуков [ш, ж , щ, ч].   >>
  • Для чего нужны занятия с логопедом.   >>

Развитие речи детей. Советы логопеда на лето.    >>

  1. Советы логопеда родителям первоклассников.   >>
  2. Говорите с ребенком правильно!    >>
  3. Как подготовить ребенка к школе.   >>
  4. Критерии готовности к школьному обучению.   >>
  5. Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи.   >>
  6. Игры на развитие речевого дыхания.     >>
  7. Консультация учителя-логопеда для родителей детей подготовительной группы «Речевая готовность ребенка».   >>
  8. Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.  >>
  9. Методика работы с предложением.   >>

Укороченная подъязычная уздечка. Что делать?   >> 

  • Мимическая гимнастика для детей.    >> 
  • Развитие глагольной лексики.   >>
  • Консультация по развитию мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста.   >>
  • Как подготовить ребенка к школе.  >>
  • Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.  >>
  • Консультация для родителей «С детьми играем — речь развиваем».   >>

Консультация логопеда «Если ребенок не говорит?».  >>

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.   >>

Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей».    >>

Консультация логопеда для родителей. Тема : «Зима. Зимние забавы».   >>

  1. Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с общим нарушением речи, как часть работы по профилактике дисграфии».    >>
  2. Развитие общей моторики детей с речевыми нарушениями.   >>
  3. Консультация для родителей «Развитие внимания у детей дошкольного возраста».    >>
  4. Настольные игры, как средство развития речи.   >>

Открытое занятие. Видео.   >>

  • Игры и упражнения для развития связной речи.   >>
  • Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.   >>
  • Роль пальчиковых игр в развитии речи.   >>
  • Автоматизация звуков в речи.    >>
  • Консультация для родителей  «Организация и проведение артикуляционной гимнастики».  >>
  • Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить».   >>
  • Развитие речи ребенка в 6 лет.   >>
  • Советы логопеда на лето.   >>
  • Фонематический слух — одна из составляющих речевого развития.   >>
  • Формирование грамматического строя речи.   >>
  • Формирование слоговой структуры слова.   >> 
  • Если у Вас возникли вопросы или предложения, заполните форму. 

 Ваше обращение будет рассмотрено в кратчайшие сроки. Результат обращения будет выслан на Вашу электронную почту.

Консультации для родителей

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Диагностику речевого развития детей старших и подготовительных групп, посещающих наш садик, и их готовности к школьному обучению логопеды проводят в начале учебного года для своевременного оказания помощи. Остальные детки младших и средних групп обследуются в течение учебного года.

В ходе обследования логопед может выявить различные нарушения речи.

Взаимосвязь родителей и логопеда в преодолении речевых нарушений у детей?

Логопедическая задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.

В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна. Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Чтобы добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений, нужно понять, что одному логопеду, постороннему для малыша взрослому, в условиях 20 — 25 минутного жестко регламентированного взаимодействия, сложнее справиться с детским речевым недостатком.

Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • ·                           не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ·                           ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • ·                           не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • ·                           осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних логопедических заданий.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.

Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть.

Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между, – ведь это их речь воспринимается, как норма.

Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе», произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина о животных, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Ссылка на основную публикацию