Методика «дембо-рубинштейн»: самооценка младших школьников

1 Приложение 13 ИЗМЕРЕНИЕ САМООЦЕНКИ ПО МЕТОДИКЕ ДЕМБО РУБИНШТЕЙН 1. Краткая информация о методике Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо Рубинштейн, модифицированной нами (1981, 1985).

Методика состоит из двух частей. Первая часть построена на методе прямого оценивания, вторая носит проективный характер.

Оптимальным является использование методики на стадии массового опроса для выявления школьников, требующих особого внимания со стороны педагога и психолога. 1

2 Вариант для младших школьников 2. Описание методики Экспериментальный материал: бланк методики, содержащий инструкции и задания. Каждая часть размещается на отдельном листке. I часть Бланк методики. здоровый аккуратный умелый умный добрый есть друзья веселый хороший ученик больной неаккуратный неумелый глупый злой нет друзей скучный плохой ученик Чистый лист бумаги формата А4.

II часть 2 3. Процедура проведения Методика проводится в 1-м классе индивидуально, во 2-м классе допускается фронтальное выполнение. ИНСТРУКЦИЯ К I ЧАСТИ (дается устно): Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: «Я самый умный» или «Я не очень веселый». Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот таких линий.

3 Психолог рисует на доске вертикальную линию, отмечая ее верх и низ горизонтальными черточками, а середину заметной точкой. Например, вот эта линия. Она расскажет нам, как можно оценить свое здоровье. На самом верху этой линии (ставит крестик на самом верху линии) находятся самые здоровые люди на свете. Они никогда ничем не болели, даже не чихнули ни разу.

А в самом низу (ставит крестик) находятся самые больные люди на свете. Они все время болеют и болеют очень тяжелыми болезнями. Никогда не бывают здоровыми. Посередине (ставит крестик в середине линии) находятся те, кто бывает болен и здоров примерно поровну.

А если человек почти совсем здоров, но иногда все же болеет, где он нарисует свой крестик? Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или не верным. А если человек часто болеет, и ему это надоело, и он стал укреплять свое здоровье, заниматься зарядкой, закаляться и вот уже две недели здоров.

Куда он поставит крестик? Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или не верным. Все поняли, как можно пользоваться такими линиями, чтобы рассказать о себе? (Отвечает на вопросы детей.) А теперь я вам раздам листки, на которых нарисованы такие линии, и каждый сможет рассказать о себе так, как мы сейчас научились.

Раздает бланки, в 1-м классе с заранее подписанными фамилиями и всей необходимой информацией. Во 2-м классе дети подписывают бланки сами, необходимо выделить на это специальное время и проверить правильность заполнения. Посмотрите на первую линию. Она поможет каждому рассказать о своем здоровье. Напоминаю: наверху находятся самые здоровые, а в самом низу очень больные.

А как каждый из вас оценит свое здоровье? Где поставит свой крестик? Психолог проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на первой линии, подписанной «здоровый больной». Теперь вы научились оценивать себя с помощью линий.

Посмотрите теперь на вторую линию. В самом верху написано «аккуратные», внизу «неаккуратные». На самом верху этой линии крестик ставят самые аккуратные люди, у которые никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка. А в самом низу ужасные неряхи, самые неаккуратные. Где находишься ты? Посмотри внимательно на свой листок и поставь свой крестик.

Психолог вновь проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на второй линии, подписанной «аккуратный неаккуратный». Так последовательно заполняются все 8 линий. В 1-м классе необходима инструкция психолога перед каждой линией.

Во 2-м классе обычно достаточно объяснений, сделанных на первых двух линиях, далее дети работают самостоятельно. Но ориентироваться следует на общий уровень класса. После того, как все дети закончили работу, психолог вновь обращается к классу: «А теперь переверните страницу». 3

4 ИНСТРУКЦИЯ КО II ЧАСТИ (дается устно): А теперь пусть каждый придумает сам, какие свои качества, умения, успехи он хочет оценить. Каждый может нарисовать на этом листке столько линий, сколько захочет. Нарисуйте сначала одну и подпишите сверху и снизу так, как мы это делали.

(Проходит по классу, проверяет выполнение, помогает детям в случае необходимости понятно обозначить линию, найти правильный антоним.) А теперь поставь на этой линии крестик там, где ты считаешь нужным. Все понятно? (Подробно отвечает на вопросы детей.) Далее дети работают самостоятельно. Психолог помогает только по просьбе ребенка, в случае затруднений с подписыванием линий. 4.

Обработка и оценка полученных результатов По первой части обработке подлежат результаты на шкалах 2 8. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно. Для удобства подсчета оценка переводится в баллы.

Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам). 1.

По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяется высота самооценки от «0» до знака «крестика». 2. Определяется средняя мера самооценки школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем анализируемым шкалам. 3.

Определяется степень дифференцированности самооценки. Ее получают, соединяя все крестики на бланке испытуемого. Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, успешности деятельности.

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, может использоваться лишь для некоторой ориентировки. 4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда пропускаются некоторые шкалы, крестики ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, и т. п.

При обработке второй части внимание уделяется: уровню самопрезентации школьника (сколько качеств он использует); тому, самостоятельно ли школьник выбирает качества или повторяет те, которые были в первой части; преобладающей категории качеств (нравственные, волевые, деловые, коммуникативные и др.); преобладанию среди выбранных качеств тех, которые школьник оценивает высоко, средне или низко. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (см. табл. 1, 2). 4

5 Ãðóïïà èñïûòóåìûõ Таблица 1 Показатели уровня самооценки Êîëè åñòâåííàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñàìîîöåíêè, ñðåäíèé áàëë Íîðìà Íèçêàÿ Î åíü âûñîêàÿ Ñðåäíÿÿ Âûñîêàÿ Äåâî êè è áîëåå Ìàëü èêè Ãðóïïà èñïûòóåìûõ Таблица 2 Показатели дифференцированности самооценки Êîëè åñòâåííàÿ õàðàêòåðèñòèêà, áàëë Ñëàáàÿ Óìåðåííàÿ Ñèëüíàÿ Äåâî êè áîëåå 16 Ìàëü èêè Áîëåå 19 Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средняя или высокая при умеренной степени дифференцированности. Материалы по второй части служат дополнением к первой, позволяя дать более глубокую качественную характеристику личности школьника. 5

6 Вариант для подростков и старших школьников 5. Описание методики Экспериментальный материал: бланк методики, содержащий инструкции и задания. Каждая часть размещается на отдельном листке. I часть Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога (см. рисунок).

здоровый хороший характер умный способный авторитетен у сверстников красивый уверенный в себе больной плохой характер глупый неспособный презирается сверстниками некрасивый неуверенный в себе Чистый лист бумаги формата А4. II часть 6.

Процедура проведения ИНСТРУКЦИЯ К I ЧАСТИ Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя на самую высокую. Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает.

Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой ( ) отметьте на каждой линии эту самооценку. 6

7 После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х).

ИНСТРУКЦИЯ КО II ЧАСТИ Подумайте, какие стороны своей личности, своего характера, успехи в том, чем вы занимаетесь, свои умения, успехи вы хотите оценить, и сделайте это с помощью линий. Перед вами чистый лист бумаги.

Нарисуйте на этом листке сколько хотите линий (чем больше, тем лучше), подпишите каждую из них сверху и снизу и выполните то же задание: оцените себя, поставив на каждой линии знак ( ), а затем представьте, каким вы хотели бы быть, когда почувствовали бы гордость за себя, и отметьте это на каждой линии знаком (х).

Методика может проводиться фронтально с целым классом или группой учащихся и индивидуально с каждым школьником. При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый больной).

Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции мин. 7.

Обработка и оценка полученных результатов Обработке подлежат результаты на шкалах 2 7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно. Для удобства подсчета оценка переводится в баллы.

Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам). 1.

По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяется: уровень притязаний в отношении данного качества по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»; высота самооценки от «0» до знака ; величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале. 2. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем анализируемым шкалам. 3. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки (для определения дифференцированности самооценки) или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности деятельности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

7

8 Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, может использоваться лишь для некоторой ориентировки. 4.

Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, и т. п.

При обработке второй части внимание уделяется: уровню самопрезентации школьника (сколько качеств он использует); самостоятельно ли школьник выбирает качества или повторяет те, которые были в первой части; преобладающая категория качеств (нравственные, волевые, деловые, коммуникативные и др.

); преобладание среди выбранных качеств тех, которые школьник оценивает высоко, средне или низко. Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки 500 чел., девушек и юношей примерно поровну. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл.

3, 4). Ïàðàìåòð ëåò Íèçêàÿ Таблица 3 Показатели уровня самооценки и уровня притязаний Êîëè åñòâåííàÿ õàðàêòåðèñòèêà, áàëë Íîðìà Î åíü âûñîêàÿ Ñðåäíÿÿ Âûñîêàÿ Óðîâåíü ïðèòÿçàíèé ìåíåå è áîëåå Óðîâåíü ñàìîîöåíêè ìåíåå è áîëåå ëåò Óðîâåíü ïðèòÿçàíèé ìåíåå è áîëåå Óðîâåíü ñàìîîöåíêè ìåíåå ëåò Óðîâåíü ïðèòÿçàíèé è áîëåå Óðîâåíü ñàìîîöåíêè

9 Таблица 4 Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний Ïàðàìåòð Ñòåïåíü ðàñõîæäåíèÿ ìåæäó óðîâíåì ïðèòÿçàíèé è ñàìîîöåíêîé Ñòåïåíü äèôôåðåíöèðîâàííîñòè ïðèòÿçàíèé Ñòåïåíü äèôôåðåíöèðîâàííîñòè ñàìîîöåíêè Ñòåïåíü ðàñõîæäåíèÿ ìåæäó óðîâíåì ïðèòÿçàíèé è ñàìîîöåíêîé Ñòåïåíü äèôôåðåíöèðîâàííîñòè ïðèòÿçàíèé Ñòåïåíü äèôôåðåíöèðîâàííîñòè ñàìîîöåíêè Ñòåïåíü ðàñõîæäåíèÿ ìåæäó óðîâíåì ïðèòÿçàíèé è ñàìîîöåíêîé Ñòåïåíü äèôôåðåíöèðîâàííîñòè ïðèòÿçàíèé Ñòåïåíü äèôôåðåíöèðîâàííîñòè ñàìîîöåíêè Êîëè åñòâåííàÿ õàðàêòåðèñòèêà, áàëë Ñëàáàÿ Óìåðåííàÿ Ñèëüíàÿ ëåò áîëåå áîëåå áîëåå ëåò áîëåå áîëåå áîëåå ëåò áîëåå áîëåå áîëåå Интерпретация и дополнительные показатели (для обеих версий) При качественном анализе материала особое внимание следует уделить редким ответам. К таким ответам, как уже отмечалось, относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается выше уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом, свидетельствует о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности. Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценка или только уровень притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых, притязаниях. Переживания, связанные о таким отношением к себе, столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный от- 9

Измерение самооценки по методике дембо-рубинштейн

Предлагаемая
методика измерения самооценки представляет
собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, модифицированной
А.М.Прихожан (1981, 1985).

Оптимальным
является использование методики на стадии массового опроса для выявления
школьников, требующих особого внимания
со стороны педагога и психолога..

ВАРИАНТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Экспериментальный
материал

Бланк
методики с 8 вертикально расположенными линиями,
представляющими
собой биполярные шкалы. Длина линии — 100 мм. Верхняя и нижняя линия отмечены
черточками, середина – точкой. Каждая линяя озаглавлена сверху и снизу:

  1. здоровый — больной

  2. аккуратный — неаккуратный

  3. умелый — неумелый

  4. умный — глупый

  5. добрый — злой

  6. есть друзья — нет друзей

  7. веселый — скучный

  8. хороший ученик — плохой ученик

Порядок проведения

Методика проводится
в первом классе – индивидуально, во
втором классе – допускается фронтальное
выполнение. Перед началом работы дается общая инструкция.

Инструкция (дается устно):

«Каждый
человек оценивает свои способности,
возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: “Я самый умный” или “Я не очень веселый”. Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот таких линий».

Психолог рисует на доске вертикальную линию, отмечая ее верх и низ горизонтальными черточками, а середину — заметной точкой.

«Например,
вот эта линия. Она расскажет нам, как можно оценить свое здоровье. На самом
верху этой линии (ставит крестик на самом верху линии) находятся самые
здоровые люди на свете. Они никогда ничем не болели, даже не чихнули ни разу. А в самом низу (ставит крестик) находятся самые больные люди на свете. Они все время болеют и болеют очень тяжелыми болезнями. Никогда не бывают здоровыми.

  • Посередине (ставит
    крестик в середине линии) находятся те, кто бывает болен и здоров примерно поровну.
  • А если человек почти совсем здоров, но иногда все же болеет, где он нарисует свой крестик?»
  • Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или не верным.

«А если человек часто болеет, и ему это надоело, и он стал укреплять свое здоровье, заниматься зарядкой, закаляться и вот уже две недели здоров. Куда он поставит
крестик?»

Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или не верным.

«Все поняли, как можно пользоваться такими линиями,
чтобы рассказать о себе?»(Отвечает на вопросы детей).

«А теперь я вам раздам листки, на которых нарисованы такие линии, и каждый сможет рассказать
о себе так, как мы сейчас научились».

Раздает бланки, в 1 классе — с заранее подписанными фамилиями и всей необходимой информацией.
Во 2 классе дети подписывают бланки сами, необходимо выделить на это
специальное время и проверить правильность заполнения.

«Посмотрите на первую линию. Она поможет каждому рассказать о своем здоровье. Напоминаю: наверху находятся самые здоровые, а в самом низу — очень больные. А как каждый из вас
оценит свое здоровье? Где поставит свой крестик?»

Психолог проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк,
убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить поставлен ли крестик на первой линии, подписанной “здоровый – больной”.

«Теперь вы научились оценивать себя
с помощью линий.

Посмотрите теперь на вторую линию. В самом верху написано “аккуратные”, внизу — “неаккуратные”. На самом верху этой линии крестик ставят самые аккуратные люди, у которые никогда не бывает
даже помарки, даже пятнышка. А в самом низу — ужасные неряхи, самые неаккуратные.
Где находишься ты? Посмотри внимательно на свой листок и поставь свой крестик».

Психолог вновь проходит по классу,
проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить поставлен ли крестик на второй линии, подписанной “аккуратный — неаккуратный”.

Так последовательно заполняются все 8 линий.

В 1 классе необходима инструкция психолога перед каждой линией. Во
2-м классе обычно достаточно объяснений,
сделанных на первых двух линиях, далее дети работают самостоятельно. Но ориентироваться следует на общий уровень класса.

После завершения работы психолог собирает листы.

Обработка
результатов

Обработке подлежат
результаты на шкалах 2-8. Шкала «Здоровье»
рассматривается как тренировочная и в
общую оценку не входит. При необходимости
данные по ней анализируются отдельно.

Для удобства
подсчета оценка переводится в баллы.
Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы
равны 100 мм, в соответствии с этим
начисляются баллы (например, 54 мм = 54
баллам).

1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы
«Здоровье») определяется высота
самооценки — от «0» до знака «крестика».

2. Определяется средняя мера самооценки школьника.
Ее характеризует медиана каждого из
показателей по всем анализируемым
шкалам.

3. Определяется
степень дифференцированности самооценки.
Ее получают, соединяя все крестики на
бланке испытуемого Получаемые профили
наглядно демонстрируют различия в
оценке школьника разных сторон своей
личности, успешности деятельности.

В тех случаях,
когда необходима количественная
характеристика дифференцированности
(например, при сопоставлении результатов
школьника с результатами всего класса)
можно использовать разность между
максимальным и минимальным значением,
однако этот показатель рассматривается как условный.

Следует отметить,
что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет
средняя мера и соответственно, тем
меньшее значение она имеет и может
использоваться лишь для некоторой
ориентировки.

4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда
пропускаются некоторые шкалы, крестики ставятся за границами шкалы (выше
верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией
и т.п.

Оценка и интерпретация результатов.

Для оценки средние данные испытуемого и его результаты
по каждой шкале сравниваются со
стандартными значениями, приведенными
ниже (см. табл. 3, 4).

Таблица 3

Показатели уровня самооценки

ГруппаИспытуемых Количественная характеристика самооценки, средний балл
Низкий Норма Очень высокий
Средний Высокий
Девочки 0-60 61-80 81-92 92-100и более
Мальчики 0-52 53-67 68-89 90-100

Таблица 4

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д.

Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;
  2. ум, способности;
  3. характер;
  4. авторитет у сверстников;
  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;
  6. внешность;
  7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

  1. По каждой из шести шкал определить:
    • уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
    • высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
    • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
  2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.

Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

Параметр Количественная характеристика (балл)
низкий средний высокий Оченьвысокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100

Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения

Куракина, Е. П. Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения / Е. П. Куракина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 555-557. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64953/ (дата обращения: 27.08.2020).



В настоящее время значительное место в исследованиях занимает проблема формирования самосознания, воспитания личности. Ключевыми элементами, входящими в понятие самосознания, являются самоконтроль, саморегуляция, самочувствие, самопознание, самокритичность, самооценка.

Анализ исследований показал, что проблема формирования самооценки обсуждается в более общей проблеме воспитания самосознания.

Одной из центральных задач воспитания является формирование самосознания, понимания того, кто «Я» и какое место занимаю в обществе, осознание себя как индивидуальности, а так же как участника социальных отношений.

Развитие самосознания является необходимым условием того, чтобы ребёнок стал полноправным членом общества.

В последние годы идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии стала в педагогике общепризнанной. В настоящее время центром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок.

В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу проблемы формирования самооценки в дошкольном возрасте, это работы Л. М. Фридмана, JI. B. Ковинько, Е. Е. Даниловой, А. А. Люблинской, Е. И. Рогова, Г. М. Бреслава, К. М.

Гуревича, Р. Бернса. Самооценка, являясь звеном «Я — концепции», входит в структуру личности в качестве оценочного компонента.

Самооценка представляет собой сложное психологическое образование и не может быть изолирована от всех других проявлений психической жизни человека.

  • В связи с вышеизложенным проблема исследования состоит в поиске оптимальных путей и средств эффективного формирования самооценки дошкольников в процессе контроля их учебной деятельности.
  • Важность решения поставленной проблемы доказывает необходимость, поиска возможных путей формирования самооценки дошкольника.
  • В связи ранее сказанной информацией были определены следующие задачи:
  1. Изучить и проанализировать в теории и на практике состояние проблемы формирования самооценки, раскрыть особенности самооценки дошкольников.
  2. Изучить динамику развития самооценки в дошкольном возрасте в процессе обучения учащихся.
  3. Теоретически обосновать педагогическую систему формирования самооценки дошкольников в процессе учебной деятельности.
  4. Выявить и обосновать комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий эффективное функционирование данной системы.

У детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка своеобразная, это проявляется в отставании её формирования от нормы, она отличается своей упрощённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.

Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Сам возрастной период накладывает оригинальный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка.

Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с ЗПР, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.

У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.

  1. Анализируя научную литературу, можно утверждать, что дети, имеющие задержку психического развития, показывают особенности самооценки, которые обусловлены спецификой психического развития, что развитие самооценки у таких детей происходит с задержкой и отклонениями.
  2. Общими проявлениями несформированности самооценки у младших школьников с ЗПР являются: низкая самооценка, что в основном отражает оценивание школьников взрослыми, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность, стереотипность ответов.
  3. Для диагностики самооценки было использовано три методики:
  1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна
  2. Тест «Лесенка» В. Г. Щур
  3. Экспресс-диагностика уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В..
  • Преимущества выбранных методик состоят в том, что:
  • – Они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития
  • – они не требуют много времени для проведения, а также, в основном имеют количественные показатели для обработки.
  • – методики не требуют специального оборудования для проведения, они доступны и понятны.
  1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна — тест предназначен для исследования уровня самооценки. Основным содержанием диагностической процедуры является оценка качеств и сторон личности черточкой.

Цель: выявить уровень самооценки младших школьников с задержкой психического развития.

Цель: определить особенности самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

  1. Экспресс-диагностика уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В.

Цель: быстрая диагностика уровня самооценки.

У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.

  1. Общими проявлениями несформированности самооценки у младших школьников с ЗПР являются: низкая частично дифференцированная самооценка, что в основном отражает оценивание школьников взрослыми, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность и стереотипность ответов.
  2. По итогам эксперимента мы пришли к выводу, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР самооценка неадекватна (заниженная или завышенная). Таким образом, проведённое исследование подтвердило то, что самооценка младшего школьника с ЗПР имеет свои особенности, а именно:
  3. – у младших школьников с ЗПР самооценка чаще завышенная или заниженная, это доказывает то, что в этом возрасте задержка психического развития отрицательно влияет на уровень ее адекватности и замедляет процесс становления самооценки.

При этом, развитие и коррекция самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР обусловлено многими внешними и внутренними факторами, главными являются уровень общего развития школьника и восприятие его окружающими людьми. Для развития адекватной самооценки важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к самовыражению.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. Питер. 2001. — 288 стр. (3-е издание) Серия «Мастера психологии»
  2. Бачина О. В. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики: Учеб.пособие / О. В. Бачина, Н. Н. Иванова. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 126 с. С. 60–62.
  3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. — М. Изд-во УРАО, 2009. — 147 с.
  4. Битянова М. Р., Беглова Т. В. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении //Библиотека журнала Директор школы — 2010.-№ 8
  5. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие / Л. Н. Блинова. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. — 136 с.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 454 с.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, младший школьный возраст, самооценка, дошкольный возраст, методика измерения самооценки, общее проявление несформированности самооценки, особенность самооценки, оценивание школьников, стереотипность ответов, учебная деятельность.

Ссылка на основную публикацию