Задержка психического развития у детей: симптомы

Понятие психики включает в себя сложный механизм взаимодействия с окружающим миром, ежесекундный анализ происходящих изменений, адекватные реакции на возникающие проблемы. Каждый день мы пропускаем через себя огромное количество информации, анализируем ее, делаем выводы, сохраняем полученный материал в памяти.

Это позволяет нам, как виду, успешно эволюционировать, существовать в этом непростом мире. Своевременное развитие психических навыков и умений у детей позволяет им становиться успешными людьми в будущем, без огромного “рюкзака” за плечами с грузом нерешенных комплексов и проблем, которые, как правило, тянутся из детства.

В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей: совершенствуются методики обучения, улучшается качество образования. Однако, несмотря на это, некоторые ребята испытывают трудности в обучении. Всё больше детей не способны освоить школьную программу в её полном объеме.

Исследования показали, что готовность ребенка к интеллектуальной деятельности напрямую связана с его психическим и коммуникативным развитием.

И всё больше родителей обращаются к педиатрам за помощью, чтобы вовремя предотвратить и скорректировать возможные задержки и отклонения в психомоторном развитии малыша.

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций.

В понятие ЗПР у детей входит и психическое недоразвитие (или замедленное развитие), также и стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте, нарушения познавательной деятельности.

Детишки с ЗПР больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны, чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников. Однако диагноз ЗПР не является клиническим, и все перечисленные выше отклонения имеют полностью обратимый характер.

Причины ЗПР

Причины ЗПР могут включать в себя различные факторы, среди которых можно выделить социальные и биологические, перечислим их:

  • поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка, нарушение нормального развития;
  • проблемы матери во время беременности, сложные роды;
  • хронические заболевания матери, употребление спиртных напитков во время беременности, психотропных препаратов и т.п.;
  • наследственные факторы также нередко становятся причиной возникновения ЗПР;
  • неблагоприятные условия дома, проблемы с воспитанием, плохой уход или полная безнадзорность.

Впрочем, не будем забывать, что для выявления причин задержки развития необходимо пройти комплексное обследование. Каждый человек уникален и по-своему неповторим, поэтому существует множество индивидуальных сопутствующих факторов, являющихся, в конечном итоге, причинами отставания в развитии ребенка. 

Симптомы ЗПР

Симптоматика ЗПР, как правило, выявляется на 5 году жизни. Однако есть некоторые моменты, которые могут указать на возможные проблемы в будущем у детишек и в более раннем возрасте. Итак, на что стоит обратить свое внимание:

  • Отставание от сверстников в психо-эмоциональной сфере: как правило, проявляется в отсутствие самоконтроля, серьезных перепадах настроения, замкнутости и излишней эмоциональной стеснительности.
  • Проблемы в области концентрации внимания: ребенок не способен концентрироваться на каком-либо занятии, часто отвлекается и переключается на что-то другое, при этом и другое занятие не способно занять малыша на длительное время.
  • Проблемы с восприятием окружающей действительности: не узнает предметы, не распознает простые схемы и контуры рисунков.
  • Отклонения в развитии памяти: отсутствует познавательная активность, свойственная ровесникам малыша, быстро забывает пройденный материал, правила игр и т.п. В игровой деятельности малыш склонен к однообразным действиям, сюжет не отличается разнообразием, прямолинеен.
  • Проблемы с развитием речевых навыков: проявляется в скудном словарном запасе.
  • Общее отставание в развитии, отсутствие навыков мыслительного процесса.

Диагностика ЗПР

Чаще всего родители обращаются за консультацией к специалистам, когда ребенку исполняется 7-8 лет, т.е. при возникновении первых проблем со школьной успеваемостью. Однако рекомендуется проводить диагностику ЗПР гораздо раньше.

Если Вы заметили замедления темпов развития моторики или речи малыша, при возникновении проблем с памятью и вниманием, если обнаружились трудности с усвоением обучающей программы в детском саду, то, скорее всего, Вашему малышу показана диагностика ЗПР с целью выявления симптомов, причин ЗПР, если таковые обнаружатся, а также назначения своевременного лечения, корректирующей программы, консультаций смежных специалистов. Постановка основного диагноза возможна только после комплексной диагностики.

Обследование ребенка с ЗПР проводится несколькими методами: сюда входят и полномасштабные обследования профильными специалистами, нейропсихологическое тестирование, возможно, потребуется сделать МРТ головного мозга, КТ и ЭЭГ.

Лечение ЗПР

Когда точно определен и поставлен диагноз «Задержка психического развития», врач составляет индивидуально подобранное лечение в соответствии с особенностями развития каждого ребенка в отдельности. Предполагается, что программа реабилитации должна носить комплексный характер, помощь оказываться не только со стороны врачей и специалистов, но и со стороны родителей.

Атмосфера в семье для ребятишек с ЗПР играет основополагающую роль. Благоприятный исход лечения ЗПР во многом зависит от поведения и настроя взрослых. Нужно всегда помнить, что такие дети требуют особого подхода. Как можно чаще хвалите ребенка, подбадривайте, пусть ваша поддержка придаст ему уверенности.

Общайтесь, как можно больше играйте вместе, ходите на прогулки, и старайтесь всегда и везде обсуждать с ребенком увиденное, спрашивайте его о впечатлениях, шутите и смейтесь, и пусть только хорошее настроение, Ваша забота и любовь окружают кроху.

И результат не заставит себя долго ждать! Со временем Ваш малыш обязательно догонит сверстников, и все его трудности останутся далеко позади!

Задержка психического развития

Само название диагноза уже раскрывает суть состояния ребенка, которое заключается в отставании в темпе развития психической сферы ребенка от общепринятых показателей для данной возрастной категории.

Причинами ЗПР у детей могут быть органическое поражение головного мозга, неблагоприятная социальная ситуация развития (условия воспитания), перенесение ребенком ряда хронических заболеваний в связи с общей интоксикацией организма.

Важным отличием ЗПР от умственной отсталости является способность детей продуктивно использовать помощь взрослого.

Например, во время выполнения заданий ребенок с помощью взрослого может успешно с ними справляться и это обозначает ближайшую зону его развития.

При правильно проведенной коррекционной работе специалистов в команде с родителями возможно достичь больших успехов в ее минимизации (конечно это также зависит и от других факторов, например от глубины поражения головного мозга).

  • — Отставание в когнитивном развитии по сравнению со сверстниками;
  • -Трудности с овладением навыков чтения, письма, арифметикой;
  • — Часто наблюдаются проявления гиперактивности, проблемного поведения; 
  • — Незначительные нарушения в мелкой моторике; 
  • — Преобладание игровых мотивов над учебными;
  • — Сложности с соблюдением норм и правил (например, школьных);
  • -Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • -Эмоциональная лабильность.

В случае с задержкой психического развития речь идет скорее всего не о лечении, а о коррекции, целью которой является помощь ребенку оптимизировать работу когнитивных процессов, развить эмоционально-волевую сферу и как следствие быть в рамках возрастных показателей психического развития.

Дети могу посещать дошкольные учебные заведения и общеобразовательные (до 4 класса), в которых занятия будут организованы по программе ЗПР, также дети могут обучаться и в инклюзивных классах.

Также рекомендованы дополнительные занятия с логопедом, коррекционным педагогом, детским психологом. Не менее важным является обеспечении ребенка необходимым количеством двигательных активностей, спорта, подвижных игр.

Эффективными направлениями в работе с детьми с ЗПР могут быть: нейропсихологическая коррекция, методика Марии Монтессори, терапия сенсорной интеграции, Томатис терапия, Бос-терапия и другие. Перед началом любой терапии и коррекции важно убедиться, что у специалиста надлежащие подготовка и образование.

Задержка психического развития ребенка: признаки, причины, лечение ЗПР

Главная → Информация о заболеваниях → Задержка психического развития ребенка: признаки, причины, лечение ЗПР

Для задержки психического развития характерно: преобладание игровых по большей части  детских интересов, ограниченные представления об окружающем мире,  не способность к интеллектуальной деятельности и незрелость мыслительных процессов которые в дальнейшем серьезно затрудняют процесс обучения. Важно своевременно выявить задержку психического развития и оказать ребенку с ЗПР медицинскую и педагогическую помощь.

Признаки задержки психического развития (ЗПР)

Родители могут заметить следующие признаки задержки психического развития (ЗПР):

Незрелая эмоционально-волевая сфера

Ребенок не пытается совершить над собой усилие или сделать так «как надо» или «как положено», а не так как ему вдруг захотелось.

Незрелость эмоциональной сферы так же может проявляться в истерических проявлениях или агрессии, так как ребенок не понимает почему нужно делиться игрушками, спрашивать разрешение, и что означает например фраза: «у меня нет с собой денег, поэтому я не куплю тебе машину».

Игровая деятельность у детей с ЗПР

Игры у детей с задержкой психического развития часто носят примитивный характер, нет сюжетно-ролевого компонента.  Например в 5 лет ребенок с ЗПР механически катает машину взад-вперед, хотя его сверстники уже давно строят гаражи, играют в супергероев, человека-паука или строят космические корабли из конструктора. 

В ряде случаев игры могут быть разрушительными: рвет, ломает и разбрасывает предметы, или с выраженным преобладанием двигательного компонента — он постоянно прыгает и бегает, но не играет с другими детьми и с игрушками.

Речевое развитие у детей с ЗПР:

Задержка психического развития часто сочетается с задержкой развития речи. Ребенок не разговаривает, либо его речь существенно отстает от возрастной нормы. Важно помнить, что речь является основой интеллекта. Если ребенок не разговаривает — у него не набирается кругозор, в результате темп психического развития еще больше замедляется, что в дальнейшем приводит к серьезным проблемам с обучением.

В некоторых случаях наоборот отмечается избыточная или даже патологическая речевая активность. Ребенок с ЗПР говорит «все подряд», не понимая, что говорить можно, а что нельзя. Речь часто «несвязная», отвечает невпопад и не о том, о чем его спрашивали.

Двигательная активность у детей с ЗПР:

У детей с ЗПР часто отмечается  избыточная или даже патологическая двигательная активность. Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Постоянно находится в движении, хватает все подряд и порой даже не понимает, что надо спрашивать разрешение. Позже такому ребенку могут установить диагноз СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности, который сильно затрудняет процесс обучения. Но есть и обратная ситуация когда у ребенка с ЗПР резко снижена двигательная активность и окружающие считают его тихим и «очень стеснительным ребенком», но у него снижена не только двигательная, но и познавательная активность и нет присущего всем детям любопытства.

Бытовые навыки у детей ЗПР:

У детей с задержкой психического развития часто страдает выработка бытовых навыков. Ребенок не может полностью самостоятельно одеваться. Некоторые дети с ЗПР не умеют самостоятельно есть. У многих не выработаны туалетные навыки: сам не просится в туалет или вовсе не признает горшок.  

Учебные навыки у детей с ЗПР:

При подготовке к школе у детей с задержками психического развития на первый план выступают неусидчивость, нарушение концентрации внимания, нежелание  даже спокойно сидеть за партой и уж тем более нет желания выполнять задания педагога. Хотя с помощью взрослого (или учителя) они могут выполнять предложенные им задания, но в коллективе эти дети как правило растормаживаются, постоянно отвлекаются и не усваивают школьный материал.

  • Очень распространенная ситуация: грубая задержка психического или психо-речевого развития не была своевременно выявлена, ребенок не получал адекватного комплексного лечения, не развивался,  а напротив с каждым годом все больше отставал от сверстников ….
  • В результате перед школой психиатр поменял ему диагноз на умственную отсталость.

Важно восстановить психическое развитие ДО ШКОЛЫ, чтобы в дальнейшем ребенок мог получить образование и выбрать себе достойную профессию. В противном случае ребенок с ЗПР может попасть в СПЕЦ-ШКОЛУ для детей с задержкой ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ или УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: Для детей с задержкой психического развития созданы школы 7 вида. У детей с задержкой психического развития сохранен интеллект, но они эмоционально неустойчивы, быстро истощаются, у них так же нарушена память. Для усвоения школьной программы детям с ЗПР требуется постоянный контроль со стороны педагога и поэтому они не могут учиться в больших классах обычных школ. В конце 9 класса дети сдают ГИА и получают соответствующий аттестат. Высшее образование с таким аттестатом недоступно.

Для детей с умственной отсталостью существуют Школы 8 вида.

После окончания школы дети получают документ, что ребенок принимал участие в обучении. С данным документом можно пойти только в ПТУ …  

Причины ЗПР — задержки психического развития у детей

Некоторые психологи (не имея медицинского образования) высказывают мнение, что причина неадекватного поведения кроется в гиперопеке.

И фактически перекладывают на родителей «вину за происходящее»,  считая что дефект воспитания привел к задержке психического развития.

Но у многих детей с ЗПР есть серьезные проблемы с развитием нервной системы, в связи с чем нарушается процесс созревания высших психических функций.

  1.         Причин ЗПР может быть несколько:
  2. — гипоксия — головной мозг ребенка во время беременности (испытывал нехватку кислорода) — тяжелые или преждевременные роды привели к повреждению нервной системы
  3. — повышенное внутричерепное давление давит на лобные доли мозга, отвечающие за психическое развитие и логическое мышление  и мешает им работать.
  4. Возможны и другие факторы, приводящие к ЗПР:
  5. — в ряде случаев признаки задержки  развития родители заметили у малыша после длительного наркоза, черепно-мозговой травмы, прививки сделанной на фоне простудного заболевания, тяжелой инфекции и длительного пребывания в стационаре и пр.
  6. Улучшить работу головного мозга можно даже в запущенных случаях, когда у ребенка уже сформировалась задержка ПСИХО-РЕЧЕВОГО развития.

 

Лечение (ЗПР) задержки психического развития

Для лечения детей с задержкой психического развития (ЗПР) оптимальным является комплекс процедур:

  • МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ
  • КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
  • ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ
  • ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ, подобранная индивидуально после окончания курса лечения, с учетом особенностей и состояния ребенка с ЗПР.
  • Наиболее эффективна комплексная реабилитация при ЗПР:  
  • При лечении детям с задержкой психического развития проводят Микротоковую рефлексотерапию,  которая проводится по индивидуальной программе, позволяет улучшать работу различных зон мозга, корректировать поведение и способности к обучению:
  • Активизация лобных долей проводится для:
  • развития логического мышления
  • формирования адекватного поведения
  • выработки бытовых навыков

Активизация Речевых зон мозга проводится для

  • улучшения понимания обращенной речи
  • развития фразовой речи
  • развития связной диалоговой речи

Активизация учебных зон мозга проводится для:

  • повышения интереса к учебному процессу
  • формированию навыков счета, чтения и  письма
  • улучшения памяти и концентрации внимания
  1. Седативное (успокаивающееся) воздействие на двигательные зоны мозга проводится детям с избыточной двигательной активностью Седативное (успокаивающее) воздействие на нервную систему
  2. проводится детям с возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью
  3. Если у ребенка с задержкой психического развития страдают социальные навыки и ребенок не умеет самостоятельно одеваться, кушать и ходить в туалет, то в комплексную реабилитацию включают занятия по выработке социально бытовых навыков с применением карточек визуального ряда.
  4. Коррекционные занятия для детей с ЗПР.

В рамках комплексной реабилитации помощь детям с зпр должны оказывать не только врачи неврологи-рефлесотерапевты, но и  педагоги: логопед, дефектолог, детский специальный психолог, нейропсихолог — они проводят различные  развивающие занятия с детьми с ЗПР.

Для развития детей с ЗПР обязательно проводятся занятия с дефектологом или детским специальным психологом. Занятия позволяют ребенку с ЗПР усвоить основные понятия: большой/маленький, цвет, форма и размер, объединение предметов в группы.  Занятия так же направлены на развитие логического мышления, причинно-следственных связей. Подготовку к школе.

Развитие связной речи у детей с ЗПР.

Если у малыша помимо задержки психического развития задерживается развитие связной речи то ему необходимы занятия с логопедом для формирования грамотной речи, обучения ребенка навыкам описания и построения рассказа. Ежегодно в ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЕТИ КЛИНИК «РЕАЦЕНТР» в различных регионах России проходят комплексное лечение более 7000 пациентов.

  • Микротоковая рефлексотерапия разрешена и рекомендована к применению у детей
  • Родители помните: чем раньше начато лечение ЗПР, тем больше вероятности, что ребенок сможет догнать своих сверстников в развитии и усваивать школьный материал!

Министерством  здравоохранения  РФ.

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.

С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ЗПР.

Более подробную информацию о лечении ЗПР вы можете получить по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный) Микротоковую рефлексотерапию для лечения ЗПР (задержки психического развития) проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов,  Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань,  Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шимкент, Нурсултан, Ташкент,Фергана.

Фгбну нцпз. ‹‹патология психического развития››

Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.

Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития (именно так они трактовались в МКБ-8 и МКБ-9) либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания (МКБ-10).

Распространенность задержек психического развития в детском населении (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8—10 % в общей структуре психической болезненности. Задержки психического развития, естественно, в качестве синдрома встречаются значительно чаще.

Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.

Диагностирование задержки психического развития возможно с первых месяцев жизни В одних случаях на первый план выступает задержка развития эмоциональной сферы, в других преобладает задержка развития интеллекта в виде пограничной умственной отсталости Последнее иногда сочетается с признаками недоразвития лобных и теменных долей мозга на ЭЭГ [Благосклонова Н. К. и др., 1994].

Замедление созревания психических функций может варьировать от легкой степени до выраженной.

При легкой степени задержки психического развития становление возрастных навыков запаздывает в пределах одного возрастного периода; при средней степени становление возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, коммуникативных взаимодействий и других нервно-психических функций задерживается более чем на один возрастной период; при тяжелой степени отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных периода.

При легкой степени задержки психического развития выявляются и признаки компенсации отстающей функции. При задержке развития средней степени, при сохраняющейся тенденции к компенсации сроки развития психических функций значительно отстают от нормативов.

Тяжелая степень задержки развития, как правило, не содержит в своей структуре элементов компенсации, и задержка психического развития характеризуется не только ретардацией, но и разного рода аномалиями Данный тип задержки психомоторного развития обычно отражает последствия внутриутробного или интранатального повреждения головного мозга, и эти случаи являются наиболее сложными в дифференциально-диагностическом отношении, особенно в плане отграничения от умственной отсталости.

Главные клинические признаки задержек психического развития (по М. Ш. Вроно): запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.

Этиологические факторы задержек психического развития подразделяются на конституционально-генетические, церебрально-органические и психосоциальные.

Некоторые врожденные и наследственные прогрессирующие заболевания нервной системы в первые годы жизни так же манифестируют задержкой психомоторного развития, но в этих случаях речь идет о соответствующем синдроме, динамика которого определяется основным болезненным процессом.

В некоторых случаях легких степеней задержки психического развития отмеченные нарушения в процессе последующего развития ребенка исчезают и диагноз ретардации психических функций снимается.

Различают первичные и вторичные задержки психического развития [Журба Л. Т., 1980; Лебедев Б. В, 1981; Маслова О И, 1991; Горюнова А В, 1994]. Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наиболее распространенными нарушениями развития.

В их основе лежат гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.

), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта.

Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца), сопровождающихся церебральной недостаточностью в виде минимальной мозговой дисфункции.

Обменные нарушения и связанные с ними токсические и гипоксические воздействия при хронических соматических заболеваниях в сочетании с неустойчивостью регуляции гомеостаза особенно в раннем возрасте приводят к поражению нервной системы и приостановке психофизического развития.

Отличительным признаком вторичных задержек психического развития является наличие в их структуре аффективных расстройств и замедленного формирования положительных эмоциональных реакций. В этих случаях на фоне низкого эмоционального тонуса наблюдается отставание адекватных форм общения со взрослыми, долго не развивается эмоционально-игровой характер коммуникаций, отсутствуют подражательные жесты, адекватная мимика, задержаны начальные этапы речевого развития. Выход из данных состояний часто бывает скачкообразным через ускоренное развитие задержанных функций.

Особый вариант нарушений представляет задержанное развитие с диссоциированностью (расщеплением) и дисгармоничностью (неравномерностью) развития отдельных психических функций.

Наиболее характерным для этого варианта является сочетание неравномерной задержки психических функций с аутизмом.

Этот вариант задержки психического развития является предвестником будущей психической патологии (аутизма, детской шизофрении и др.).

При некоторых формах задержек психического развития большое место в клинической картине занимают неврологические нарушения с гипервозбудимостью, гипертензионными, гидроцефальными, судорожными и церебрастеническими явлениями, а также с мышечной гипотонией и др. В других случаях доминирует отставание интеллектуального развития. Последнее необходимо отличать от состояний дефекта, наступивших вследствие психических заболеваний (в первую очередь детской шизофрении и последствий органических заболеваний мозга).

Детские неврологи [Журба Л. Т., Мастюкова Е. М., 1981] ввели понятие неспецифической, или доброкачественной, задержки развития, которая обусловлена замедлением темпа созревания морфо-функциональных структур головного мозга, и специфической задержки, которая обусловлена поражением головного мозга.

В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общих психических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций. У детей же старше 3 лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов.

Обоснованным является отнесение (Л. Т. Журба, Е. М.

 Мастюкова) к вторичным задержкам (без изначального церебрального органического дефекта) нарушений психического развития при некоторых формах патологии зрения и слуха, после тяжелой и длительной психотравмирующей ситуации, при дефектах воспитания, особенно в условиях депривации и др.

Последние исследования в области психической депривации, особенно сенсорной (слепота, глухота) и в результате сиротства, показывают, что выраженность депривационных задержек развития зависит от возраста ребенка. Если соответствующий фактор воздействует с первых месяцев жизни, то он непосредственно влияет на нервную систему.

Но в тех случаях, когда слепота и глухота являются врожденными, они сами по себе уже отражают патологию головного мозга, т. е. в этих случаях речь идет о первичной церебральной патологии [Лангмейер И., Матейчик 3., 1984; Калинина М. А., 1995; Проселкова М. Е., Козловская Г. В., 1995; Строганова Т. А., 1995, и др.].

Существует деление задержек психического развития на тотальную, при которой созревание моторных и психических функций отстает более или менее равномерно, и парциальную, когда на первый план выступает отставание в развитии какой-либо одной функции.

Термин «тотальная задержка» чаще применяется по отношению к глубоким степеням умственной отсталости, а при пограничных формах чаще употребляется термин «парциальная задержка».

Парциальные задержки обычно обусловлены упоминавшимся выше физиологическим феноменом гетерохронии мозга, т. е. неодновременным созреванием мозговых структур, что создает возможность диспропорциональности и асинхронности развития некоторых функций вплоть до задержек формирования их.

Наиболее наглядным примером являются различные варианты парциального отставания в двигательном или речевом развитии.

Среди них выделяют моторные алалии, дислалии и дизартрии, диспраксии в раннем и дошкольном возрасте, которые в дальнейшем выступают как дисграфии, дискалькулии и дислексии.

При ограничении двигательного пространства (иммобилизации) наблюдается отставание в формировании стато-кинетических функций, тогда как психические и речевые функции развиты нормально, а иногда даже в большей степени. Аналогичные взаимоотношения складываются при дефиците зрительно-слуховых и когнитивных стимулов.

К парциальной форме задержки психомоторного развития относится задержка развития экспрессивной и импрессивной речи

Обучение детей раннего возраста с психомоторной задержкой развития (ЗПР)

Диагноз ЗПР или Задержка Психомоторного Развития довольно часто встречается в медицинских картах детей раннего возраста. Также можно встретить и другое употребление этого термина: ЗПРР (задержка психоречевого развития), задержка умственного развития, временная задержка умственного (психического) развития.

Причины

Причиной отставания в развитии психомоторных функций могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.

Одним из предрасполагающих факторов может быть генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы.

Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения.

У детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что затрудняет образование сложных нейронных связей между областями и участками мозга.

Понятие задержка психического развития является понятием психолого-педагогическим и характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера. Важно помнить, что задержка темпа развития психических функций имеет обратимый характер!

Можно сказать, что ЗПР занимает промежуточную нишу между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет грубых отклонений в психомоторном развитии, как у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения или нарушениями в опорно-двигательной системе.

Необходимо отметить, что у детей задержка в развитии может проявляться по-разному и отличаться по степени проявления. Однако можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с синдромом задержки психомоторного развития эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
  2. Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
  3. Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
  4. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
  5. У детей ЗПР нередко возникают проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи. У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.

    Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях. Развитие речи ребенка с ЗПР — одно из основных направлений деятельности центра Логопед Профи.

  6. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. Дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

    Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности.

    Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью дети).

    Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

  7. Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию.

Профилактика

Диагноз задержки психомоторной задержкой развития появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет.

А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.

Проблема в том, что диагностирование задержки психомоторного развития ребенка на ранних стадиях представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

Таким образом, на первое место выходит ранняя профилактика синдрома задержки психомоторного развития у детей.

Рекомендации по этому поводу будут состоять в следующем: в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, — пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным назначить лечение, то не стоит пренебрегать его рекомендациями.

Можно воспользоваться услугами онлайн-консультации специалистов центра Логопед Профи, которые смогут дать квалифицированные рекомендации по профилактике отклонений в развитии психомоторного и социального развития ребенка. Работа психолога с детьми ЗПР заключается в тестировании по шкале KIDR-СDI и составлении дальнейшего плана лечения.

Записаться на приём

Печать

Дети с задержкой психического развития

Задержка психического развития у детей (сокращенно называемая ЗПР) представляет собой отклонение, которое выражается в замедленном темпе совершенствования таких психических функций ребенка, как внимание, память, мышление и эмоционально-волевая сфера.

Чаще всего ЗПР обнаруживается на этапе подготовки малыша к школе.

Каковы причины задержки психического развития? Как классифицируются разновидности болезни? Какими характеристиками обладают дети, у которых встречается подобное отклонение, и есть ли методы борьбы?

Причины задержки психического развития

Прежде всего, стоит заметить, что ЗПР — обратимое отклонение, которое достаточно часто воспринимается психологами и педагогами, как обыкновенная педагогическая запущенность ребенка.

Именно поэтому своевременная диагностика и грамотные меры по устранению проблемы дают ощутимые результаты.

Это означает, что при обнаружении признаков задержки психического развития, внимательным взрослым нужно обратиться к специалистам, и ситуацию можно будет исправить.

Что становится причинами задержки психического развития? Их разделяют на социальные и биологические.

Социальные причины ЗПР:

  • Перенесенные ребенком психологические травмы
  • Неблагоприятные условия жизни, приводящие к отставанию в развитии от сверстников
  • Ограниченные возможности социального развития (длительная изоляция и т.п.)
  • Педагогическая запущенность.

Биологические причины ЗПР:

  • Патологии при беременности: травмы и перенесенные матерью инфекции, сильный токсикоз и прочие
  • Гипоксия плода во время беременности
  • Родовые травмы: например, асфиксия
  • Недоношенность малыша
  • Тяжелые заболевания, пережитые ребенком в раннем возрасте (инфекционные, связанные с травмами или отравлениями)
  • Отставание в физическом развитии
  • Заболевания внутренних органов
  • Генетическая предрасположенность
  • Болезни центральной нервной системы.

В зависимости от того, что именно стало причиной патологии, отклонение по-разному классифицируется. На основании точного диагноза специалисты назначают программу лечения, которая может включать в себя не только медикаментозное лечение, но и активную работу с ребенком психологов и педагогов.

Обратите внимание! Чем раньше обнаружена проблема, тем выше шансы на ее устранение! Поэтому не стоит откладывать в долгий ящик визит к специалисту.

Классификация задержки психического развития

Современная медицина выделяет несколько разновидностей задержки психического развития у детей. В зависимости от вида задержки лечение и коррекция отклонений происходит по-разному.

Наиболее распространенная среди них — классификация К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР. Причиной подобного вида отклонения становится генетическая предрасположенность.
  2. Соматогенная ЗПР. Данный вид задержки психического развития вызывается перенесенным заболеванием, оказавшим негативное влияние на мозг ребенка — инфекционные заболевания, астения, дизентерия, дистрофия или аллергия.
  3. Психогенная ЗПР. Причиной подобного вида отклонения становится социально-психологические факторы такие, как ограниченный круг общения ребенка, неблагоприятный психологический климат внутри семьи или коллектива, недостаток внимания или любви родителей, нехватка эмоций.
  4. Церебрально-органическая задержка. Ее причинами становятся серьезные нарушения в работе головного мозга ребенка. Чаще всего их причиной становятся осложнения при беременности матери — вирусные заболевани, сильный токсикоз, алкоголизм и употребление наркотиков, травмы во время родов и прочие.

Характеристика детей с задержкой психического развития

Как уже упоминалось ранее, чаще всего ЗПР диагностируется только при начале подготовки малыша к школе. В этот период умственная и психологическая нагрузка резко возрастают, и ребенок может наглядно продемонстрировать свою неспособность к усвоению нового материала, концентрации внимания и тому подобному. Однако, признаки отклонения можно обнаружить и на более ранних этапах.

Наиболее яркие признаки задержки психического развития у ребенка:

  • Неспособность совершать простые действия, которые достаточно легко удаются у его ровесников. Например, малышу тяжело даются навыки самостоятельного приема пищи, гигиенические процедуры, одевание и приведение в порядок помещения.
  • Излишняя замкнутость, проблемы в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Повышенная тревожность и агрессивность ребенка.
  • Признаки умственной отсталости.

В большинстве случаев признаки задержки психического развития достаточно ярко себя проявляют. Однако, в некоторых случаях их обнаружить бывает проблематично. Ребенок может практически ничем не отличаться от ровесников, испытывая сложности лишь в отдельных сферах повседневной жизнедеятельности.

Точный диагноз в состоянии поставить только опытный специалист, опираясь на результаты проведенных исследований.

ЗПР затрагивает все интеллектуальные процессы — внимание и восприятие, память и мышление, речь.

Интеллектуальные процесс Влияние ЗПР
Внимание Очень поверхностно и неустойчиво. Любой посторонний раздражитель способен отвлечь внимание ребенка, ему сложно или практически невозможно производить действия, требующие хорошей концентрации. В случае переутомления ребенок может проявлять признаки синдрома дефицита внимания.
Восприятие Ребенку сложно усваивать новую информацию, он принимает ее фрагментарно и неточно. Поэтому формирование полного образа чего-либо затруднено. Зрительно информация усваивается заметно легче, чем на слух. По этой причине учебный процесс необходимо сопровождать демонстрацией наглядных примеров.
Мышление Образное мышление нарушается по причине того, что затруднено восприятие. Абстрактно-логическое мышление практически невозможно без помощи взрослых. Таким детям сложно анализировать полученную информацию, синтезировать данные, сравнивать факты.
Память Память носит эпизодический характер. Образы и картины, увиденные своими глазами запоминаются проще, чем информация, полученная вербально.
Речь Речь ребенка с синдромом задержки психического развития может отличаться нечетким произношением отдельных звуков, скудностью словарного запаса, неспособностью правильно применять словоформы. Малышу сложно построить длинное предложение.
Ссылка на основную публикацию