Что такое блокада ленинграда: для детей

Блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. 900 дней и 900 ночей люди держались мужественно и благородно. Суровая блокада города началась 8 сентября 1941 года.

Жителям города пришлось многое преодолеть. Главная цель была – выжить. Продовольствия в городе катастрофически не хватало, так как немецкие войска уничтожили Бадаевские продовольственные склады, обеспечивавшие не только город, но и часть армии. В городе начался голод.

Были предприняты попытки эвакуации женщин и детей подальше от военных действий. Из города увезли около миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1943 года.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

С наступлением холодов люди стали умирать прямо на улицах, некоторые умирали дома во сне. Всего лишь 3% населения погибло от бомбежек, остальные 97% — от голода. Матери, чтобы прокормить своих детей, могли убить домашних животных.

Люди ели все, что можно было съесть: цветы (из них делали лепешки), растворяли и варили плитки столярного клея с лавровым листом, олифу, на которой поджаривали хлеб.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

Люди выезжали за город, на поля, где уже был собран урожай. Ленинградцы собирали нижние зеленые листья капусты, кочерыжки и ботву. Из них варили супы и делали заготовки на зиму.

Корм для животных. Особенно хорошо шел корм для птиц. Его быстро раскупили и потом питались много голодных месяцев. Корм для птиц состоял из крупы – чечевицы, гороха, вперемешку с палочками и песком.

Люди стали выращивать овощи в парках и скверах, власти это всячески поощряли. Из выращенных овощей делали заготовки на зиму.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

Массово издавались брошюры, где рассказывали, как обрабатывать землю, выращивать овощи, какие дикие травы подходят для употребления в пищу, как сварить суп из крапивы, как из высушенного и измельченного корня одуванчика сделать заменитель кофе.

Хвоя. Это была не только еда, а источник витамина С. Из неё варили напиток, который спасал людей от цинги.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

В пищу шла и промышленная «органика». Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей.

Спасались и ловлей рыбы. Под обстрелом врага рыбачили на Неве ( в основном, мальчишки). Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни.

  • Что такое блокада Ленинграда: для детей
  • СЧАСТЛИВЫЕ НАХОДКИ
  • Была история, когда на антресолях в доме нашли целый чемодан сухарей, который когда-то бабушка привезла на хранение и про него забыли.
  • Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками.
  • Рады были и мешочку с крупой, который случайно «завалялся» за буфетом.
  • КАКИМ БЫЛ ПАЕК

Блокадный паек был очень скудным, даже чтобы поесть один раз, а он выдавался людям на целый день. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка. Да и состоял он из опилок, соды, бумаги и лишь малой части муки. Из-за этого хлеб был черствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

Продовольствие могли привозить в осажденный город лишь одним путем – через Ладожское озеро. Как только появился первый лед, машины направлялись в Ленинград. Большинство из них не доезжали до города, поскольку проваливались под лед или попадали под фашистский обстрел.

Чтобы как-то подбодрить жителей, не прекращалось радиовещание. Оно передавало новости или же звук обычного метронома. Это был символ надежды, вечно бьющегося сердца непокоренного города.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

Голод — не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев. Сильные морозы еще больше ужесточили условия их существования. Отопления и водоснабжения в домах не было. Люди делали проруби в Неве и совершали настоящие подвиги, добираясь до воды.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

Единственным спасением была печь «буржуйка», с помощью которой можно было отопить жилье. Жгли, что только могли: мебель, книги паркет, ненужные вещи.

СКОЛЬКО ДНЕЙ ДЛИЛАСЬ БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Люди героически боролись за свой город, за свою страну. Они выстояли и не сдались. 27 января 1944 года блокада, которая длилась 842 дня, была полностью прорвана. Согласно официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Тем не менее, город выстоял. А произошло это благодаря тому, что люди придерживались определенных правил выживания.

  1. Существовали ТРИ СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ:
  2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, когда человек расходовал все личные ресурсы исключительно на себя.
  3. СЕМЕЙНАЯ – ресурсы добывались и расходовались сообща внутри семьи.
  4. КОЛЛЕКТИВНАЯ, когда группа людей поддерживала друг друга.
  5. Конечно в коллективе выживать было проще.

Прежде, чем погибнуть, человек долго и мучительно «доходил»: терял до 50% веса, покрывался вшами, болезненно отекал, иногда терял зубы и полностью изнашивал сердце (оно теряло в весе, как и все мышцы, переставая справляться с нагрузками). В какой-то момент проблемой становилось самостоятельно встать, самостоятельно одеться и т.п.

НЕПИСАННЫЕ ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

ПРАВИЛА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Эффективность немецких бомбардировок в Ленинграде оказалась не такой высокой, как было запланировано противником. Во многом это заслуга бойцов ПВО и добровольцев, дежуривших на крышах домов.

Однако, свою роль сыграла и подготовленность ленинградцев, которые знали, как следует действовать во время воздушной тревоги, где находится ближайшее бомбоубежище, а также о том, какой путь является безопасным.

До сих пор на некоторых улицах Санкт-Петербурга можно увидеть таблички с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!».

Благодаря тому, что жители Северной столицы придерживались упомянутых правил, людские потери от бомбардировок оказались минимальными. Всего около 3% жертв блокады погибли от снарядов.

Правда, вторая беда – голод – оказалась страшнее бомбежек: оставшиеся 97% скончались именно из-за скудного питания.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

ПОМЕНЬШЕ ВИЗИТОВ

С голодом было связано и еще одно негласное правило – даже если такая возможность появлялась, блокадники редко ходили друг к другу в гости. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг.

, отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Конечно, отмирание прежних ритуалов и обычаев было обусловлено традицией наносить визиты не с пустыми руками.

Понятно, что тогда ленинградцам дарить было нечего: самим бы выжить.

Литератор А. Тарасенков в своих воспоминаниях описывает своего друга, который сначала делился хлебом, а потом, наоборот, начал уносить кусочки для своей супруги. Во время подобных визитов становилось не по себе не только гостям, но и хозяевам, которым нечего было предложить друзьям и родственникам.

ПРАВИЛА ПИТАНИЯ

Вообще правила питания являлись для блокадников основными. Одна из жительниц осажденного города, слова которой приведены в сборнике «Школа жизни.

Воспоминания детей блокадного Ленинграда», вспоминала, что у них в семье был установлен строгий порядок: один кусочек хлеба на завтрак и на ужин и два – на обед. Съедать сразу все взрослые детям попросту запрещали.

В качестве доказательства эффективности такого метода женщина рассказывает про мать и трех детей, проживавших в соседней квартире. Они, едва выкупали хлеб, тут же его съедали. Все они умерли, кроме младшей дочери.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

В издании «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» имеется множество подобных свидетельств. Аналогичным способом, «по крошечкам» питались дети, оказавшиеся в детских домах, которых этому никто не учил. «Вероятно, срабатывал инстинкт самосохранения», — говорят бывшие блокадники.

ПОВЕДЕНИЕ В ОЧЕРЕДИ

Что касается очередей за продуктами питания, то тут люди действовали вполне осознанно. Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности.

Р.И. Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода.

«НЕ ЛОЖИТЬСЯ»

Нормы хлеба все время уменьшались. Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов. Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 граммов.

Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок. Поэтому неудивительно, что ленинградцы даже передвигались с большим трудом. Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо.

Читайте также:  Как оформить доклад в школу: образец

О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни. «Кто ложился, тот больше никогда не вставал».

В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры. Когда находили детей, их забирали и отправляли в детские дома. Лежачим затапливали печь, согревали кипяток. Так было легче. И человек вставал, начинал потихоньку двигаться. Люди оживали…

А ещё почти все блокадники курили. Табак, пусть и смешанный с высушенными листьями, притуплял голод. Ленинградцы шутливо прозвали эту смесь «сказками Венского леса» (за наличие внутри самокрутки суррогатов табака), и с сигаретой в зубах можно было встретить даже десятилетних мальчишек.

Мало кто знает, что солдаты… охотились на передовой! Они крошили на землю немного хлеба и ждали, когда слетятся воробьи. Затем по команде стреляли по птицам из рогаток. И шутили – два воробья на котелок воды – доппаек Ленинградского фронта! Юмор и в этой ситуации помогал выжить. Главное – действовать и верить в победу!

ПОДВИГ, СОВЕРШЕННЫЙ ЛЮДЬМИ ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ, НЕЛЬЗЯ ЧЕМ-ЛИБО ИЗМЕРИТЬ. ЕГО НУЖНО ПОМНИТЬ ВСЕГДА И ЧТИТЬ ПАМЯТЬ ГЕРОЕВ.

Дети и блокада

Что такое блокада Ленинграда: для детей Что такое блокада Ленинграда: для детей

Игрушки ленинградских детей

Что такое блокада Ленинграда: для детей

125 грамм блокадного хлеба…

Что такое блокада Ленинграда: для детей Что такое блокада Ленинграда: для детей

Занятия в бомбоубежище…

Что такое блокада Ленинграда: для детей Что такое блокада Ленинграда: для детей

В этом году 27 января  исполняется  70 лет как  была снята  блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении  вместе с взрослыми в эти  тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей. 

Начало

 Захват Ленинграда был одним из  пунктов  немецкого  плана  «Барбаросса». Фашисты считали, что  в течение лета и осени Советский Союз  будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись.  Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска   в 4-7 километрах от города. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.

Гитлер принял решение стереть  Ленинград  с лица земли. Для этого  обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом. На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как  школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч    зажигательных и 3055 фугасных бомб.

На снимке  игрушки  ленинградских детей, которых эвакуировали из Ленинграда на большую землю на барже. Транспорт с детьми  подвергся вражеской бомбардировке и был затоплен. Через десятки лет эти игрушки были  найдены на дне Ладожского озера. Никого из маленьких хозяев этих куколок, мишек, погремушек не осталось в живых.

Во время воздушной тревоги,   когда  жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили  бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети.   «Зажигалку», которая шипела и брызгала, быстро хватали    длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или  сбросив вниз на землю.

 Нельзя  упускать ни секунды, поэтому  надо было  быстро двигаться по покатой и  скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось.

Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые.

Блокада

Но гибель мирных жителей  во время артобстрелов  была только началом бедствий, выпавших на город. Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму.

 Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Ленинград  занесло снегом,  ударили 40 градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали  устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги.

 Замерзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было  брать только из Невы и Фонтанки.

«Мне было десять лет, —  вспоминает один из жителей блокадного города А. Молчанов. —  Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. 

Мы были настолько истощены, что не знали, уходя  за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом».

Голод

Лишь   три процента  жизней унесли  бомбежки и артобстрелы. 97 процентов  жителей  блокадного города погибли от голода.

 Самой тяжелой была зима  1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только  наполовину состоял он из муки, которой тогда  очень не хватало. В него  добавляли  жмых, целлюлозу, обойный клей.

Но из-за этим  маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек  хлебозаводы не работали и матери ни с чем  возвращались домой , где их ждали голодные дети.

 Других продуктов  практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили  из них суп.  Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Разрезали на куски и отваривали  кожаные сапоги и туфли.

«Мы здесь живем очень плохо, — пишет  в письме  семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали  бы три буханки хлеба, все бы съел».

Дети  того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от  которой они может быть  капризничая  отказывались в мирное время.

Вот записка Вали Чепко, которое она назвала  «меню после голодовки, если я останусь жива». 1-е блюда: суп картофельный, овсяный.…2-ое. каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре. И тоскливая  подпись: об этом я и не мечтаю.

Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода  в 1942 году.  В ту первую страшную  блокадную  зиму  в городе каждый день от голода  умирали 2-3 тысячи человек.

ГОРЕ

Детям в блокаду было намного хуже,  чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему  завывает  сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?

 Резко увеличилось число детских домов. Если в конце 41 года их было 17,  то весной 1942 – 98. В них  было принято более 40 тысяч детей – сирот.

У каждого такого ребенка – вашего сверстника —  своя страшная история жизни в блокадном городе.  Часто, вспоминая блокаду, говорят  про   дневник  Тани Савичевой,  и ее известную  фразу  «осталась одна Таня». Но   судьба Тани  — одна  из  судеб  многих  ленинградских мальчишек и девчонок.

Сколько огромного  горя скрывается  в этих детских строчках, авторы которых неизвестны. Сегодня их письма   — экспонаты в музее защитников Ленинграда.

» Привет из Ленинграда. Здравствуйте, милая тетя. Вы пишите, что не получаете от нас новостей. Вот они.

  • 16 февраля умерла мама.
  • 16 ноября умер папа.
  • 10 января умерла бабушка.
  • 19 января умерла тетя Лиза.
  • 21 марта  комната наша разбита и ранен в голову Славик.
  • 23 марта в госпитале в 9 часов утра он скончался.
  • И я осталась одна «.

У большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для  них  обычной  картиной. Но все они мечтали о будущем, о  будущем без войны. И поэтому преодолевая  слабость , в лютый холод,  под обстрелами – они шли в школу.

ШКОЛА

В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе работали 39 школ.

Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро  спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.

Чтобы не бегать с  учениками начальной школы  из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них  проводились  только  там. Вот удивительный экземпляр учебной тетради того времени. На ней детской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища. Такое возможно было только в Ленинграде!

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.

Читайте также:  Куда пойти учиться после 9 класса мальчику

Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. Отрывок из дневника школьника: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно.

  Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… »  

Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!

В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало  меньше, многие   погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».

Новый год

Хотя обстановка в осажденном Ленинграде  была очень тяжелой, тем не менее  было принято решение о проведении школьных елок зимой 1942 года. В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами  выступали артисты.

Но главное,  что в пригласительных билетах было написано, что их ждет  обед. Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда  по тому времени. А еще в город  привезли мандарины и раздавали их детям. Это был самый лучший  подарок от Деда Мороза.

Его  прижимая под одеждой, уносили домой – маме,  младшим братьям и сестренкам.

Маленькие герои

Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.

Не было таких событий в блокадном городе , в которых не участвовали  юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых.

В 12-15 лет дети   изготавливали  детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята   могли работать за станками, для них  делали деревянные подставки.

Сколько будет длиться рабочий день  – никто не считал.

Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.

С весны до поздней осени в 1942- 44 годах  школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.

Школьники  приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненных.  Пели им  песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.

 С 1943 года   в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту.

В осажденном городе  работала консерватория, театры давали спектакли , шли фильмы. Город жил и выжил, несмотря  на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом.

И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за  872 дня блокадных дня.  Но они не только пережили блокаду, но они, как и их родители,  помогли выстоять великому городу.

Они  учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

 Хроника блокады

8 сентября: Кольцо окружения вокруг Ленинграда замкнулось, когда немецкие войска достигли берегов Ладожского озера.

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

Детям о блокаде Ленинграда

  • Что такое блокада Ленинграда: для детей
  • Что такое блокада Ленинграда: для детей
  • Что такое блокада Ленинграда: для детей
  • Что такое блокада Ленинграда: для детей
  • Что такое блокада Ленинграда: для детей
Главная / ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ / 27 января (Блокада Ленинграда) / Детям о блокаде Ленинграда /

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА ТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ЛОДБ

ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА

  • Бахревский В.А. Родные ласточки/ В.А.Бахревский// МУРЗИЛКА.-2005.-№5.-С.17. Рассказ о спасении ласточкиных гнезд во время драпировки шпиля Адмиралтейства в начале блокады Ленинграда.
  • Был город-фронт, была блокада…: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д.Б.Колпакова, В.Н.Суслов.-Л.: Дет.лит., 1984.-206c.: ил.
  • Васильев П.А. Ступенька: повесть, рассказы/ П.А.Васильев; худож. И.Дяткина.-Ленинград: Дет.лит., 1985.-108[2]c.: ил.
  • Васильева Е. Маленькая ночная няня: Повесть/ Е.Васильева; Ил. Л.Уральский// КОСТЁР.-1997.-№2.-С.10-20.
  • Верейская Е.Н. Три девочки: повесть/ Е.Н.Верейская; Ил. Л.А.Пестрецова.-Москва: АСТ: Астрель, 2005.-187с.: ил.-(Любимое чтение).
  • Герман Ю.П. Вот как это было: Повесть/ Ю.П.Герман; Предисл. А.Смоляна; Рис. Н.Цейтлина.-М.: Дет.лит., 1985.-179с.: ил.
  • Гоппе Г.Б. Взвод моего детства: Поэма о мальчишках блокадного Ленинграда/ Г.Б.Гоппе; Рис. О.Титова.-М.: Дет.лит., 1973.-46с.: ил.
  • Гроховский Л.П. Под обстрелом — к стихам, во Дворец пионеров: [воспоминания о блокадном детстве]/ Леон Гороховский, Лев Мархасёв; рис. Н.Котляревского// Искорка: Ежемесячник.-1985.-№1.-С.42-45.
  • Дети города-героя: Сборник/ Сост. А.Л.Мойжес.-Л.: Лениздат, 1974.-423с.: ил.
  • Дубровин В.Б. Мальчишки в сорок первом: [Повесть]/ В.Б.Дубровин; Ил. В.Вальцефер.-Л.: Дет.лит., 1968.-144c.: ил.
  • Ельянов А.М. Чур, мой дым!: повесть/ А.М.Ельянов; авт. предислов. Д.Дар; худож. В.Тамбовцев.-2-е изд.-Ленинград: Дет.лит., 1974.-174с.
  • Ефимовский Е.С. Спасённый Петербург: Это книга о Санкт-Петербурге, его истории, об архитектуреи скульптуре, о тяжёлых годах испытаний, о подвиге блокадных мальчишек в воспоминаниях, рассказах, стихах, загадках и фантастических историях/ Е.С.Ефимовский.-Санкт-Петербург: Левша, 2010.-165с.: ил.
  • Карасёва В.Е. Маленькие ленинградцы: Рассказы/ В.Е.Карасёва; Рис. А.Кирилло.-М.: Дет.лит., 1969.-64с.: ил.
  • Крестинский А.А. Мальчики из блокады: Рассказы и повесть/ А.А.Крестинский; Ил. Н.Кошельков.-Л.: Дет.лит., 1983.-143c.: ил.
  • Крылова Т.Ф. Одна обыкновенная жизнь: очерки о веке минувшем/ Т.Ф.Крылова; [гравюры С.Б.Юдовина; репрод. картин И.Ф.Смольникова].-СПб.: Коста, 2008.-268с.: ил., цв. вкл. Эта книга — одна из многих, написанных в мемуарном жанре. Но одна из немногих, в которых документальный материал обрел форму живых, выразительных очерков. Книга о времени, которое оставило глубокий след в судьбе многих лениградцев. Книга об «одной обыкновенной жизни», в которой отразилось многое из нашей отнюдь не «обыкновенной» эпохи. Глава «У жизни на краю» опубликована в 2003 году в связи с 60-летием прорыва блокады Ленинграда.
  • Матвеев Г.И. Тарантул: Приключенческая повесть/ Г.И.Матвеев; Ил. Ю.В.Денисов, Д.К.Титов.-СПб.: Лениздат, 1996.-510c.: ил.- (Библиотека для детей: Вторая серия (тома 16-25)/ Сост. А.И.Белинский; Т.22).
  • Медаль имени Четырёх Девочек// Детская литература: журнал о детской литературе и искусстве для детей.-1989.-№1.-2-я стр. обложки.-На медали воссоздан облик девочек, известных своим мужеством: Таня Савичева, Анна Франк, Садако Сасаки, Саманта Смит. Медаль Ассоциации «Мир — детям мира!» (с 1988г.) присуждается самым благородным защитникам детства.
  • Миксон И.Л. Жила, была: Ист. повествование/ И.Л.Миксон; Ил. Г.А.В.Трауготи др.-Л.: Дет.лит., 1991.-225c.: ил., 16л. фот. Повесть посвящена Тане Савичевой и ленинградцам блокадного города. Примечание вдовы писателя Л.Н.Кононовой-Миксон: Книга иллюстрирована рисунками художника Александра Траугота, сделанными им в 1942-1943 годах в Блокадном Ленинграде, когда ему было 11-21 лет. Оформил книгу его брат — Валерий Траугот, известный иллюстратор сказок Ганса Христиана Андерсена.
  • Никольская Л.Д. Должна остаться живой: легко казаться, трудно — быть!: повесть/ Л.Д.Никольская.-Санкт-Петербург: Гриф, 2010.-253[2]c.-65-летию Победы в Великой Отечественной Войне посвящается.
  • Пожедаева Л.В. Война, блокада, я и другие: мемуары ребёнка войны/ Л.В.Пожедаева.-Санкт-Петербург: Каро, 2015.-416c.: ил.-12+.
  • Рассказы о юных героях/ авт. предислов. И.П.Токмакова; сост. Р.Е.Данкова.-Москва: ОНИКС, 2010.-192c.: ил.-(Библиотека российского школьника).-Содерж.: В.М.Воскобойников, М.Зощенко, Б.Дубровин, Л.Васильева, А.Митяев и др.
  • Сапаров А.В. «Скворцы» перелетают Ладогу: Рассказы/ А.В.Сапаров; Рис. И.Некрасова.-Л.: Дет.лит., 1974.-158с.: ил.
  • Селиванов В.Н. Стояли как солдаты: Блокада. Дети. Ленинград/ В.Н.Селиванов.-СПб.: ЭГО, 2002.-220[1]с.: ил., фот.-Библиогр. в конце кн.Книга была представлена в Музее-библиотеке «Книги блокадного города» на конференции «Люди блокадной поры», посвящённой 60-летию снятия блокады Ленинграда.
  • Семенцова В.Н. Лист фикуса: Рассказы о войне/ В.Н.Семенцова; Ил. Т.А.Панкевич.-СПб.: Паритет, 2005.-31с.: ил. Отзыв читателя
  • Скобелева Е.А. Родина моего детства 1940-1945 гг./ Е.А.Скобелева.-СПб.: Сударыня, 2004.-24c.+фото.
  • Суслов В.Н. Красные облака/ В.Н.Суслов; Ил. Н.Кошельков.-Л.: Дет.лит., 1970.-95c.: ил.
  • Суслов В.Н.Пискарёвка: Рассказ/ В.Н.Суслов// КОСТЁР.-1997.-№1.-С.10-11. Рассказ о мемориальном Пискарёвском кладбище.
  • Сталева Т.В. Детство наше блокадное…/ Т.В.Сталева// ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.-1995.-№5.-С.79-85.
  • Сталева Т.В. Пусть узнают живущие: худож.-документ. очерки/ Т.В.Сталева.-2-е изд., доп.-М.: Серебряные нити, 2004.-191с., 12л. фото.
  • Стояли со взрослыми рядом…: Сборник документальных очерков/ Сост. А.М.Осипова, О.Н.Тюлева.-Л.: Лениздат, 1985.-208c.: 8л. фото.
  • Сухачев М.П. Дети блокады: Повесть/ М.П.Сухачев; Худож. Г.В.Алимов.-М.: Дет.лит., 1989.-176c.:ил.
  • Тихонов Н.С. Ленинградские рассказы/ Н.С.Тихонов; Ил. И.Я.Латинский.-Л.: Дет.лит., 1977.-191c.: ил.-(Военная библиотека школьника).
  • Ходза Н.А. Дорога жизни: Рассказы/ Н.А.Ходза; Рис. В.Бескаравайного.-Л.: Дет.лит., 1984.-72с.: ил.
  • Черкашин Г.А. Кукла/ Г.А.Черкашин; Рис. Г.А.В.Траугот.-Л.: Дет.лит., 1989.-32с.: ил.
  • Шевченко Т.А. Ленинград — жив!: урок памяти о блокадном Ленинграде среди учащихся 7-11-х классов/ Т.А.Шевченко// Читаем, учимся, играем : журнал-справочник сценариев для библиотек и школ.-2008.-№12.-С.87-90.-(Великая Отечественная война, 1941-1945 ).
  • Чуковский Н.К. Девять братьев; Девочка-жизнь; Кайт: повесть: рассказы/ Н.К.Чуковский.-Москва: ЭКСМО, 2010.-315c.: ил.-(Большая книга приключений).
  • Яковлев Ю.Я. Последний фейерверк: Повесть и рассказы/ Ю.Я.Яковлев; Худож. А.Г.Тамбовкин.-М.: Дет.лит., 1989.-158c.: ил.

08.09.2010

Что такое блокада Ленинграда: для детей Аглиуллина Р. Ленинград: блокада. Мое отношение к блокадному Ленинграду

  • Баданина М. Ненаписанные биографии
  • Быстрова Е. Рассказ ветерана
  • Великанов Ю. Дети войны
  • Гаева Л. Живым жить на земле
  • Галиев М. Дети и блокада
  • Галишина Н. «Это горькое слово — блокада»
  • Глазков А. Мой дед
  • Горбунов А. «Всем известна Таня Савичева»
  • Дягилев С. «Был город-фронт, была блокада»
  • Исакован Ю. Блокада Ленинграда
  • Караваев А. Жизнь в Ленинградской блокаде
  • Клюева С. Мы собирали крапиву, подорожник и варили щи
  • Колюхова Н. В честь прадеда Кириллом зовут моего старшего брата
  • Кузьмина Н. Великая Отечественная война в истории моей семьи
  • Кулагина Д. Блокадный Ленинград
  • Назаренкова А. Рассказ о дедушке
  • Первов И. Что я узнал о блокаде Ленинграда
  • Поляков Е. История семьи — зеркало истории моей Родины

Проценко Д. Мои впечатления о прочитанной книге А.Адамовича и Д.Гранина «Блокадная книга» Путков С. Что я знаю о блокаде Сергеева С. Взирая на войну невинными глазами…

  1. Смолькина Е. Моя бабушка — ленинградка
  2. Старчикова Е. Кроссворд
  3. Тен В. Дети войны

Шелухин Л. «27 января исполняется…»

  • Шемшученко П. Я как будто тоже воевала
  • Щербаков С. Блокада Ленинграда

Дневник памяти: почему дети должны знать о Тане Савичевой

23 января 2020 года ленинградской школьнице Тане Савичевой, потерявшей в дни блокады всю семью, исполнилось бы 90 лет. Но она умерла в 14 в эвакуации от дистрофии и нервного истощения. Девочка оставила короткий дневник на девяти страницах, где скупо фиксировала, как один за другим умирали ее родные.

Документ был использован во время Нюрнбергского процесса в качестве одного из главных свидетельств преступлений фашистов, а о Тане Савичевой из блокадного Ленинграда узнал весь мир. Однако спустя 75 лет после окончания Великой Отечественной войны далеко не все современные российские школьники знакомы с ее историей.

Зачастую родители пытаются оградить детей от слишком жестоких свидетельств того страшного времени. Педагоги уверены, что делать этого не стоит.

Прикоснуться к страницам

В музей Санкт-Петербургской школы №35 Василеостровского района, где училась Таня Савичева, помимо российских учеников каждый год приезжают иностранцы. В 2019-м были школьники из Швейцарии, Германии и Австрии.

Всего за прошлый год музей провел порядка ста экскурсий. Как отмечает директор школы Оксана Кусок, это существенный результат для неюбилейного года.

Не исключено, что в год 75-летия Победы и 90-летия со дня рождения Тани поток посетителей возрастет.

«Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.», — эта запись на букву «Ж» стала первой в записной книжке Тани Савичевой. Ее она сделала после смерти старшей сестры.

И продолжала записывать даты смерти остальных родственников, используя соответствующие буквы: «Б» — бабушка, «Д» — дяди, «М» — мама.

Дневник заканчивается записями «Савичевы умерли», «Умерли все» и «Осталась одна Таня», сделанными на страницах с буквами «С», «У» и «О».

В музее хранятся фотографии, оригиналы и прототипы блокадного хлеба, письма бойцов. Сам дневник переведен в электронную форму. Гости могут листать его в интерактивном киоске. Подлинник находится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

РИА Новости

Дневник Тани Савичевой в музее на Пискаревском мемориальном кладбище

Сейчас в школе уже нет парты, за которой сидела Таня Савичева. Она передана в Музей блокады Ленинграда, сказала Оксана Кусок.

— Но была ли это точно именно ее парта, я сильно сомневаюсь, поскольку школа служила госпиталем во время войны, — отметила она.

В школьный музей приводят детей разных возрастов, даже воспитанников детских садов. Для самых юных устраивают квесты: посетители получают вопросы и должны найти тут же, в музее, ответы. Нередки ситуации, когда дети плачут, узнав о Таниной судьбе и ее дневнике, говорит Оксана Кусок. Однако есть и такие, которые никогда не слышали о Тане.

— Далеко не все родители сегодня рассказывают детям о таких событиях. Некоторые ребята даже не знают, что в нашем городе была блокада. А если и знают, то только отдельные факты. Но таких, к счастью, немного, — подчеркнула Оксана Кусок.

Без лицемерия

С подходом родителей избегать в рассказах детям о Великой Отечественной войне страшных фактов категорически не согласен профессор Военного университета Министерства обороны РФ Юрий Рубцов. По его мнению, попытки оградить детей от жестокости таким путем — это лицемерие.

— Мы должны помнить не только о героях войны, но и о многочисленных жертвах, одной из которых была Таня Савичева. Величие этого ребенка в том, что, когда ее самые близкие люди падали от голода и умирали, она находила в себе мужество оставлять свидетельства. Для себя она это делала? Полагаю, что нет. Она хотела оставить какой-то след, память для ровесников, — сказал Юрий Рубцов.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

РИА Новости/Рудольф Кучеров

Одна из немногих сохранившихся фотографий Тани Савичевой (1930–1944), которую держат родная сестра Тани Нина Савичева (справа) и брат Михаил (слева)

Некоторые дети сегодня не знают, кто такая Таня, потому что учителя им попросту еще не успели о ней рассказать. Как объяснили «Известиям» в издательстве «Просвещение» и корпорации «Российский учебник», события Великой Отечественной проходят в десятом классе.

В большинстве учебников, по которым сегодня изучают историю России, материал о Тане Савичевой есть. Например, в учебнике под редакцией Анатолия Торкунова «История России.

10 класс» говорится, что дневник Тани стал символом страшной блокадной поры, а также приводится фрагмент из записей.

Председатель московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин подчеркнул в беседе с «Известиями», что преподавателям никто не запрещает говорить о Тане Савичевой с учениками младшего возраста. С этим согласен и директор московской школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский. По его словам, все седьмые классы в учебном заведении готовят материалы к 75-летию Победы, и значительная их часть посвящена Тане.

Запомнят ли учащиеся эту историю, зависит от мастерства педагога.

— Учитель должен соединить исторические факты и частные истории. Именно через детали к школьникам приходит понимание, — пояснил Павел Панкин.

Право на память

На примере истории Тани Савичевой мы видим трагедию изнутри, отметил заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов.

— Это была самая обыкновенная ленинградская семья. Одна из многих. Но более западающий в душу рассказ о блокаде сложно найти, — заявил он.

Таню Савичеву также нередко сравнивают с еврейской девочкой Анной Франк, описавшей зверства фашизма в своем дневнике. Но Таня была младше — 11 лет, совсем ребенок.

Обессилевшая от голода и холода, она не могла полноценно вести дневник и оставляла лишь короткие записи о смерти близких. Зачем? Ответ на вопрос ищут многие специалисты — историки и психологи.

Мнения разные, но ясно одно: так девочка пыталась победить смерть.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

РИА Новости

Дневник Тани Савичевой

— Самое важное в дневнике то, что она пишет не о себе, а о том, как погибали близкие. Пишет в состоянии стресса. Но на смерть невозможно смотреть как на что-то обыденное. Скупые слова Тани отражали самое важное для нее, — заключил Арсений Замостьянов.

Таня Савичева доказала свое право на память, отметил историк. Доказала, что человек даже в самых чудовищных условиях не должен превращаться в животное.

Ссылка на основную публикацию