Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.
Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.
Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны — это 8 марта и первомай.
Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.
И снова наступает зима…
Не забудьте обсудить и само понятие «времена года», что такое год. Детки часто путают «время года», «время суток», «неделя», «месяц» и просто «время», сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:
В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)
Птицы эти вереницей летят,И не воротятся больше назад.В каждой стае птичек — семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)
Двенадцать братьевДруг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)
Протянулся мостНа семь вёрст,А в конце моста —
Золотая верста. (Неделя.)
Ежегодно приходят К нам в гости:Один седой,Другой молодой,Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)
- Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.
- Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев, и на каждое время года приходится по 3 месяца.
Календарь времена года
Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: «когда опадают листья с деревьев?», «когда мы поедем купаться на реку?» и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.
В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.
Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.
Карточки
Нужно разрезать по линиям.
Далее предложите ребенку рассмотреть рисунки и подумать, когда это бывает.
- В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:
Как с ребенком выучить названия месяцев
Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:
По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!Догонял его февраль — потерял из вьюги шаль.
Прибежал на смену март, зазвенел: «Весна, на старт!»По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.
Шелестел листвою май: «Куртку тёплую снимай!»Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!
А в июле, а в июле мы на море отдохнули!Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.
В золотистом сентябре мы забыли о жаре!Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!
Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!
- (с) Ирина Гурина
- Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам 🙂
- Не забудьте рассказать и про високосный год!
Тридцать дней всегда в сентябре,В апреле, июне и ноябре.На день больше в месяцах прочих,Только февраль подравняться не хочет.В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.
Учим месяцы и времена года с ребенком
Взрослея, дети начинаю задавать много вопросов. «Что это?», «Зачем это нужно?» — типичные вопросы ребенка. Поэтому взрослым нужно уделять много внимания и времени ребенку, который развивается.
Для детей интересны все серьезные темы. И когда речь заходит о чем-нибудь подобном, родители начинают задумываться, как это объяснить. Например, родители могут услышать вот такой вопрос: «Мама (или папа) что такое ноябрь?».
Как доступно разъяснить ребенку, что есть месяца года, всего их 12, из них 3 – это зимние, 3 – весенние, 3 – летние и 3 – осенние месяцы. Каждый месяц года имеет свое название, а январь – это зима, а июль – лето? И т.д., и т.
п… Как выучить месяца с ребенком, и не просто выучит, а научить его видеть разницу между ними по их признакам?
- Содержание
- Когда начинать учить месяцы?
- С чего начать обучение месяцам?
- Месяцы в картинках для детей
- Зимние месяцы
- Весенние месяцы
- Летние месяцы
- Осенние месяцы
Учим месяцы по книжкам
Учим месяцы играя
Когда начинать учить месяцы?
Начать объяснять ребенку разницу между месяцами и временем года можно уже с трех-четырех лет. Ребенок этого возраста уже видел зиму, лето осень и весну и понимает различие между ними. Он знает, что такое холод и что такое жара. Прежде чем учить месяцы выучите сезоны по порядку (см.: Времена года для детей дошкольного возраста).
С чего начать обучение месяцам?
Начните с объяснения того, что же такое месяц вообще, сколько их всего, почему принято такое деление года. Далее расскажите про общепринятый порядок месяцев и начните учить с ребенком месяца по порядку, начиная с первого – января.
Список месяцев (современное и старинные названия)
Месяцы в картинках для детей
Ребенку будет проще и интереснее изучать, какие месяцы в году существуют, если вы будете демонстрировать ему тематические картинки или презентации. Презентация про времена года и про каждый месяц отдельно, созданная вами собственноручно непосредственно для вашего ребенка, а может быть, и вместе с ним – это вообще отличная идея.
Подобрав картинки о каждом месяце и продемонстрировав их ребенку – вы сможете зафиксировать их названия в его памяти. Для этого подберите картинки, на которых изображена жизнь животных в каждый период года, одежда людей зимой и летом.
Кроме того, можно изобразить особенности каждого месяца. Например, сентябрь может характеризоваться опаданием листьев и началом учебного года. В презентации продемонстрируйте праздники. К примеру, декабрь – украшение ёлки, подарки, Новый год. Ну и обязательно нужно не забыть о месяце дня рождения ребенка. Ведь этот праздник каждый малыш знает наверняка.
Презентация должна быть яркая и красочная, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка.
Учим месяцы по книжкам
Рекомендуется приобрести учебно-развивающие книжки для детей о месяцах и временах года. В таких пособиях, детей в простой и доступной форме знакомят с особенностями природы и признаками каждого месяца года. Также в таких книгах могут быть задания для проверки в конце каждого раздела. Такие задачи хорошо укрепляют в памяти полученную информацию.
Учите стихи. Это не только поможет ребенку выучить названия месяцев, но и улучшит его память.
Покупайте специальную литературу, в которой есть стихи, сказки и рассказы на тему двенадцати месяцев. Например, можно рекомендовать отличную книгу «365 сказок на ночь».
Иллюстрации в ней сортированы по временам года, а каждая страница соответствует одному дню в календаре. В этой книге есть стихи и рассказы, которые касаются темы месяцев.
И она также отлично подойдет для обучения.
- Кроме данной книги есть энциклопедия «Времена года» (другое название «Изучаем календарь»), где также найдутся ответы на множество вопросов по теме.
Учим месяцы играя
Костюмированные сценки – также хорошо помогут запоминанию месяцев и сезонов года. Ребенок может быть как участником, так и зрителем.
На тему месяцев можно придумать разные загадки. Например, на карточках нарисуйте детей в сезонной одежде. Ребенок должен отгадать, в какое время года ее носят.
Рисование картинок, которые соответствуют месяцам года, также принесет пользу в обучении ребенка.
Кроме вышеперечисленных способов, тематические дидактические игры также станут отличным способом выучить месяца года. Эти игры разработаны специально для изучения детьми дошкольного возраста месяцев года. Кроме того, они показывают связь с живой природой, а также развивают память и логическое мышление.
Интересная и захватывающая информация легко запоминается детьми. Ведь дети всегда задают множество вопросов и хотят узнавать все больше, познавая при этом окружающий мир. Ребенок – прекрасный собеседник и умеет хорошо слушать. Месяца года – это очень интересная и познавательная тема для ребенка, и он будет с удовольствием изучать ее вместе с вами.
Мультик про 12 месяцев года. Времена года. Стихи для детей
Учим времена года
В современном мире количество информации, которой необходимо владеть человеку в повседневной жизни растет с угрожающей скоростью. Особенно это заметно по школьной программе обучения – она с трудом вмещает в себя все необходимые предметы.
Если в конце прошлого века обучение начиналось с самых азов, то теперь начало образования переместилось в дошкольную сферу, в детские сады.
Современные дети идут в школу уже умея читать по слогам и писать буквы, даже если это пока и не требуется – так ребенку легче влиться в новую жизнь.
Более того, еще до садика многие дети проходят курсу подготовки к дошкольным учреждениям, различные кружки развития ребенка, где учатся не только общению со сверстниками и привыкают находится в коллективе без родителей, но и изучают навыки творчества и понятия об окружающем мире.
По разным причинам не всем детям удается получить такое социальное благо как подготовка к школе в дошкольных учреждениях. Многие находятся под опекой мам или бабушек до самой школы. Чтобы такие дети не отстали от сверстников, родителям приходится самостоятельно проводить с детьми развивающее обучение в домашних условиях.
В помощь таким родителям посвящена эта статья. В ней рассказывается как, с помощью каких методик и пособий выучить с ребенком времена года и месяца.
С какого возраста начинать изучать времена года
Начиная с 4 лет психология ребенка уже способна выстраивать ассоциации. он уже видел смену времен года, наблюдая за природой, замечает повторение процессов, а значит можно начинать дальнейшее обучение – изучать времена года..
Как научить ребенка временам года
Обучение в столь раннем возрасте возможно только в игровой форме.
Для простоты восприятия лучше всего подойдут наглядные пособия. Существуют следующие методики игрового развивающего обучения:
- Рисовать вместе с ребенком различные природные явления, поясняя как и когда происходят эти изменения.
- Читать и рассматривать детские книги с картинками, посвященные временам года, обсуждая изображения и содержание.
- Проводить интерактивные игры с использованием тематических карточек, изображающие времена года и их признаки.
- Разучивать стихи и песни о временах года и ярких моментах, которые их характеризуют.
- Наблюдение за изменениями в реальной природе и их обсуждение.
- Просматривать специальные обучающие мультфильмы и телепередачи для детей на соответствующую тематику.
Специальное пособие по изучению времен года – это карточки с изображением различных времен
Такие карточки можно приобрести в магазинах детских товаров или распечатать изображения и сделать самому.
Рассматривая такие карточки, ребенок будет замечать, что эти признаки сгруппированы в четыре категории – времена года. На других карточках природные явления изображены отдельно и ребенок сам должен отнести их по сезонам.
Во время прогулок на улице, обращайте внимание ребенка на природные явления, происходящие вокруг нас. Это могут быть пожелтевшие листья на осенних деревьях, цветы весной и летом и птицы, улетающие осенью на юг и зимние катания на снегу. Все это помогает ребенку понимать и определять времена года.
В книгах детских авторов есть замечательные стихи на тему времен года. Легкая четкая рифма помогает малышам привязать явления к временам года, запомнить их и не путать, скажем, осень с весной.
И, наконец, можно просмотреть видео с любимыми мультипликационными персонажами, которые тоже пытаются понять, что же такое – времена года.
Как научить ребенка запоминать месяца года
Здесь нам не обойтись без тематических пособий в виде красочных карточек с названиями месяцев и изображением основных признаков этого месяца. Важность здесь заключается еще и в том, что в это время ребенок знакомится с буквами и цифрами и эти процессы помогают и подталкивают друг друга. Такие карточки бывают сгруппированы по сезонам – весенние, зимние и тд, что помогает ребенку запомнить месяцы по временам года, так и раздельные с названиями каждого месяца.
Это позволит ребенку выучить названия месяцев и их последовательность в правильном порядке.
Существуют стихи – считалочки, в которых перечислены все месяца. Разучивая такие стихи дети тренируют память и запоминают календарь одновременно.
Каждый месяц имеет какую-то отличительную особенность, хорошо известную ребенку, например: праздник в марте или первый – январь. Привязав такие признаки к каждому месяцу мы также облегчим процесс запоминания.
- В изучении календаря помогут тематические мультфильмы.
- Подобные методики запоминания подходят и для изучения дней недели.
Как запомнить количество дней в каждом месяце
В дальнейшем, уже будучи школьниками, детям предстоит выучить сколько дней в каждом из месяцев. Здесь также могут помочь наши методики. Одну из них мы вам предлагаем. Это старый проверенный способ счета на кулочках. Сожмите кулочки и считайте месяца по костяшкам, как это показано на рисунке.
Как научить ребёнка временам и месяцам года
Подрастающим детям необходимо всё больше знаний об окружающем их мире. Эта информация не обязательно касается получения практических навыков (чтения, счёта, умения вырезать и клеить). Смена времён года, месяцев и дней недели — как объяснить эти процессы, как научить ребёнка легко запомнить нужную информацию?
Для того чтобы малыш хорошо запомнил и в дальнейшем легко ориентировался в названиях месяцев, необходимо провести подготовительную работу — нужно научить его хорошо различать и определять времена года.
Это обучение можно начинать очень рано, уже в полтора-два года нужно обращать внимание ребёнка на характерные приметы каждого сезона.
Изучаем времена года и их особенности
- Зима. Это, безусловно, царство снега. Дайте малышу попробовать снег пальчиками – подключите его тактильную память. Выстроите цепочку: зима – это снег, а снежок холодный и белый. Попозже, когда ребёнок подрастёт можно добавлять другие приметы, связанные с этим сезоном, рассказывать о популярных зимних развлечениях, праздниках.
- Весна – время пробуждения. Обращайте внимание ребёнка на проклюнувшиеся почки, давайте ему потрогать молоденькие листики, травинки. Расскажите, какие птицы прилетают весной обратной после зимовки, какие животные пробуждаются от спячки.
- Лето – с этим временем года у малыша, скорее всего, будет ассоциироваться отдых у любимой бабушки, либо другой его вариант – с родителями на море. Акцентируйте также внимание на том, что именно летом созревают столь любимые детьми фрукты и ягоды, что летом можно долго играть на улице, потому что день длинный, а ночь короткая.
- Осень. Время, когда опадают, окрашиваясь в яркие цвета листья. Время изготовления интереснейших осенних поделок – из шишек, каштанов, ягодок и листвы. Поделки и аппликации из осенних даров природы легко соотнести с осенней порой. В то же время обращайте внимание на другие характерные признаки осени: становится холоднее, раньше темнеет, по утрам бывают заморозки, и некоторые птицы улетают зимовать на юг.
В возрасте двух — трёх лет ребёнок должен хорошо определять времена года, их последовательность, и основные признаки.
Отличный вариант для изучении времен года — это настольная игра. А играть в хорошо оформленную, яркую обучающую настольную игру — одно удовольствие. Ребенок достаточно быстро схватывает материал и сам проявляет интерес к игре.
- Красивые иллюстрации научат ориентироваться в сезонах годового круга, различать месяцы и сравнивать состояния природы.
- Игра состоит из магнитных полей и фигурок.
Выучили? Переходим к следующему этапу.
Изучаем и запоминаем названия месяцев
Проще всего научить ребёнка определять месяцы, опираясь на имеющиеся знания о временах года. Для этого можно самостоятельно сделать наглядное пособие, которое поможет вам быстро научить малыша нужному материалу и закрепить его знания о временах года.
Итак, нам понадобится:
- Кусок плотного картона размером 30х40 см.;
- 4 бумажных конверта;
- 4 красивые крупные картинки, изображающие зиму, весну, лето и осень;
- 12 карт из плотной бумаги с крупными названиями месяцев и соответствующими им тематическими картинками.
Приступаем к изготовлению
Шаг 1. Разделите лист картона на 4 одинаковые части, на каждую наклейте картинку, изображающую определённое время года в такой последовательности: два верхних прямоугольника – это зима и весна, два нижних – лето, осень.
Шаг 2. В нижней части каждой картинки наклейте конверт (лицевая сторона конверта приклеивается непосредственно на картинку). У конверта отрежьте верхний клапан, которым обычно его заклеивают. Должен получиться своего «кармашек» на картинке, изображающей время года.
В этот карман и нужно поместить соответствующие каждому сезону карты с названиями месяцев. В итоге, в каждом кармане должны находиться три карты. Размер карты нужно подобрать так, чтобы её большая часть выглядывала из конверта, и ребёнок мог без затруднений увидеть, что на ней изображено и название самого месяца.
Оформляем карты
Надписи «февраль», «март», «апрель» напишите или напечатайте чётко и крупным шрифтом. Первую букву названия месяца можно слегка выделить – сделать её другого цвета и чуть увеличить шрифт. Это поможет детям в будущем запомнить название месяца, в том числе, по первой букве. Однако этим способом удобнее пользоваться тем, кто уже хорошо знает алфавит.
Картинки на карточках должны изображать характерные события и приметы каждого месяца, доступные для запоминания малышом.
Например: январь – новогодние праздники, июль – купание в речке или на море, март – первые подснежники и тюльпаны, апрель – день рождения ребёнка (сестры, бабушки) и т.д.
Постарайтесь, чтобы картинки были яркими и запоминающимися.
Можно разнообразить картинки домашними фото, на которых изображён сам малыш, при этом следите, чтобы было хорошо видно, какое именно время года изображено на фотографии.
Учим названия месяцев и играем
Продемонстрируйте ребёнку наглядно, как соотносятся месяцы с временами года, поместив карты с их названиями в соответствующий карман.
Для первых занятий достаточно запоминания двух — трёх месяцев, гораздо важнее, чтобы ребёнок старался запомнить, как они распределяются по временам года, какие относятся к лету, какие к зиме.
Учим месяцы не спеша, стараясь подбирать понятные ребёнку ассоциации и примеры.
В процессе обучения предлагайте малышу самостоятельно распределять карточки с названиями в нужные карманы, при этом проговаривайте их названия вслух.
Усложняем задание:
Чтобы научить ребёнка хорошо ориентироваться, в каком порядке месяцы следуют друг за другом в течение года, предлагаем следующее задание. Вытащите все карточки с названиями и перемещайте их в произвольном порядке.
Потом положите их перед малышом и предложите разложить их в правильном порядке, начиная с января.
Можно добавить элемент игры, рассказав, что это злая Баба Яга смешала карточки, и если не помочь месяцам стать в правильном порядке, то Новый Год не настанет.
Когда юный ученик быстро и без проблем начнёт складывать карты с названиями месяцев в правильном порядке, а также устно отвечать на вопросы: «Как называется первый месяц в году?», «Какой месяц идёт за мартом?», «Назови три осенних месяца, три летних и т.д.», тогда можно считать, что он успешно научился определять месяцы.
- Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена - Развивающий мультик о временах года и месяцах из серии «Уроки Тетушки Совы»:
Времена года. Учим месяцы. Что такое год?
Прочти стихотворения (или послушай). Скажи, когда это бывает? Нарисуй на каждое стихотворение дерево, которое ты можешь увидеть в это время года. Скажи наоборот: лето — ..; весна — ..; холодно — ..; мокрый — ..; расцветают — ..; улетают — …
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя: То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя.
- А. Пушкин
- Г. Ладонщиков
- Г. Ладонщиков
- А. Плещеев
В поле солнечно и тиху. Сушит землю знойный день. Призадумалась гречиха. Свесил голову ячмень.
От полуденных лучей Побежал с горы ручей, И подснежник маленький Вырос на проталинке. Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется. Лужи у крыльца.
В саду царском стоит дерево.
На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? — Это год.
Найди лишнее слово: зимний, холодный, морозный, спокойный, снежный, вьюжный. Придумай похожие слова: жаркий,.. Поиграем вместе: Если собирают грибы, это.., если набухают почки, это.., если ты гуляешь в валенках, это.., если ты одел теплую куртку, это… или…
Определи, какое время года изображено на картинках. Что происходит с деревом зимой, весной, летом и осенью?
Какое время года напоминают тебе эти предметы?
Расскажите ребенку что год состоит из 12 месяцев.
Разделим месяцы по временам года:
После этого вместе с ребенком заучите названия месяцев. Тут необходимо выучить с ребенком, сколько дней в каком месяце и как можно это определить.
Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы. Расскажи, что нарисовано на картинках. Рассмотри рисунки и расскажи, что происходит в природе в это время.
Найди в каждой группе лишний предмет. Объясни свой выбор.
Рассмотри рисунки и скажи когда это бывает? Назови время года.
Отгадай загадки про время
Птицы эти вереницей летят, И не воротятся больше назад. В каждой стае птичек — семь,Вам они известны всем! (Дни недели.) | |
Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Но друг друга не обгоняют.(Месяцы.) | |
Протянулся мост На семь вёрст, А в конце моста — Золотая верста.(Неделя.) | |
Ежегодно приходят К нам в гости: Один седой, Другой молодой, Третий скачет, А четвёртый плачет.(Времена года.) |
Как с помощью рук определить количество дней в любом месяце? Сожми руки в кулачки и поверни так, как показано на рисунке.
ЯНВАРЬ — 31 | ИЮЛЬ — 31 |
ФЕВРАЛЬ — 28 (29) | АВГУСТ — 31 |
МАРТ — 31 | СЕНТЯБРЬ — 30 |
АПРЕЛЬ — 30 | ОКТЯБРЬ -31 |
МАЙ — 31 | НОЯБРЬ — 30 |
ИЮНЬ — 30 | ДЕКАБРЬ — 31 |
Послушай стихотворение. Скажи, сколько дней в феврале в високосном году?
Тридцать дней всегда в сентябре, В апреле, июне и ноябре. На день больше в месяцах прочих, Только февраль подравняться не хочет. В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.
- Определение знака года по китайскому гороскопу. Я РОДИЛСЯ:
- Определи под каким знаком зодиака ты родился: Я РОДИЛСЯ:
КОЗЕРОГ 22 ДЕКАБРЯ — 20 ЯНВАРЯ | РАК 22 ИЮНЯ — 22 ИЮЛЯ |
ВОДОЛЕЙ 21 ЯНВАРЯ — 18 ФЕВРАЛЯ | ЛЕВ 23 ИЮЛЯ — 23 АВГУСТА |
РЫБЫ 19 ФЕВРАЛЯ — 20 МАРТА | ДЕВА 23 АВГУСТА — 23 СЕНТЯБРЯ |
ОВЕН 21 МАРТА — 20 АПРЕЛЯ | ВЕСЫ 24 СЕНТЯБРЯ — 23 ОКТЯБРЯ |
ТЕЛЕЦ 21 АПРЕЛЯ — 21 МАЯ | СКОРПИОН 24 ОКТЯБРЯ — 22 НОЯБРЯ |
БЛИЗНЕЦЫ 22 МАЯ — 21 ИЮНЯ | СТРЕЛЕЦ 23 НОЯБРЯ — 21 ДЕКАБРЯ |
Другие материалы по теме год и месяцы года:
Если у Вас есть интересные и полезные материалы, Вы можете прислать их нам на электронный адрес. Мы будем рады их разместить на страницах нашего сайта!
Как запомнить названия месяцев года. — Лидия Панькова
Вроде нам, взрослым, всё кажется достаточно простым. Но для некоторых ребятишек запомнить названия месяцев года — наисложнейшая задача.
Ребёнку нужно объяснить, что считать месяцы мы начинаем после большого праздника — Нового года. Уходит старый год, приходит новый, и отсчет начинается заново — с января. Самый первый в году приходит январь.
Детишки, как правило, неплохо запоминают стихи. Я сделала небольшую подборку стихов, в которых звучат названия месяцев года. Прочитайте их детям. Попробуйте выучить.
- Он под номером один,
- Под названием январь,
- Много снега, много льдин,
- Самый важный зимний царь.
- А под цифрой два — февраль,
- В холодах купается;
- Но конец зимы! Не жаль —
- Пусть скорей кончается.
- Третий месяц — это март!
- Время года новое!
- Нет зиме. Весенний старт,
- Время ручейковое.
- А под номером четыре
- От весны идёт апрель,
- И в дворовом детском мире
- Травки нежная постель.
- Пятый месяц. У весны,
- Главный месяц — май,
- И листочкам всей страны
- Солнце дай-дай-дай!
- Номер шесть. Вступает лето,
- И в июне детвора,
- В школе празднует победу!
- И каникулы — ура!
- Летний месяц. Цифра семь,
- До чего ж горячий!
- И в июле даже пень,
- Думает о даче.
- Месяц август вкусный-вкусный,
- Фруктов — сколько хочется!
- Он восьмой, и грустный-грустный —
- Лето скоро кончится…
- Цифра девять! Цифра девять,
- И осенняя пора,
- Всем для школы форму мерить —
- Старт учебный с сентября.
- Номер десять. В октябре
- Веет первым холодом;
- Лист желтеет во дворе —
- Сыплет осень золото.
- Вот одиннадцатый номер.
- Чем ноябрь полнится?
- Осень шлёт привет знакомым —
- Стать зимой готовится.
- Месяц двенадцатый — зимние дни —
- Спор с декабрём, между прочим:
- Правда ли, в темень огни-огоньки,
- Делают белые ночи?
- Б. Эльшанский
- К этому стихотворению можно сделать рисунки — иллюстрации под номерами 1-12.
А можно вспомнить самые главные события каждого месяца : день рождения ребёнка, родителей, бабушек — дедушек, друзей, общенародные праздники и т.д.. Получится семейный календарь. Тут нужно подключить и вашу фантазию, и знания.
Открываем календарь.
Первый месяц в нём – январь.
Лихо празднует народ
Рождество и Новый Год.
- А за ним февраль идёт.
- Март – считается весной,
- Дальше следует апрель.
- В мае всё кругом цветёт
- Вот июнь. Настало лето
- А в июле – сенокос.
- Август – месяц урожайный.
- В сентябре полно работы:
- Знать, октябрь наступает.
Нам метели он несёт.
Как же злой зиме ни быть,
Знает: надо уходить.
Вот и борется с зимой.
И, конечно, побеждает:
Вечных зим, ведь, не бывает.
Он – звонарь. Звенит капель,
Пробуждается природа,
Улучшается погода.
И ликует, и поёт.
Вся природа шлёт приветы
Наступающему лету.
В платье яркое одето.
Загорай, гуляй, купайся
И здоровья набирайся.
Запах сена он принёс
Первый гриб кладём в лукошко,
Роем первую картошку.
Собирай-ка, не ленись
И в саду, и в огороде,
И в лесу, и будешь сыт.
Убирают огороды.
Закрома полны добра,
В школу школьникам пора.
Кроны снова пожелтели,
Листьев кружатся метели,
Дождь всё чаще поливает,
В ноябре грустит природа:
Надоела непогода.
По ночам уже морозно
И рассвет приходит поздно.
Начинает год зима,
И кончает тоже.
- В декабре кругом бело,
- Т. Леванова
- Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду. - Январь очень любит на санках кататься.
И трещат морозы.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь — тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрем завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит — и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.
Двенадцать братьев.
Январь.
Выбелил январь
Страницу,
Вывел чётко
Единицу.
Ни на час
Не опоздал —
Это
НОВЫЙ ГОД
- Настал!
- Февраль.
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти — не придти
И весну не привести!..
Март.
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
- Солнцу рады!
- Апрель.
В лесу
Апрельская уборка:
Метёлки
Верба мастерит,
Подснежник первый,
Как пятёрка, - Чуть-чуть застенчиво стоит.
- И облака уже,
Как груда,
А это значит:
Скоро жди —
Ударит первый гром, как чудо, — - Откроет летние дожди!
Май.
Зайцы после зимней стужи
Вербе хвостики отдали,
Белый хвостик им не нужен —
Зайцы серенькими стали!
В мае мир глядится новым:
Небо в цвете васильковом,
Переполнились пруды,
Заневестелись сады,
Всё цветёт … и нет ответа:
Где весна, а где тут лето?!
Июнь.
Стали вылетки смелей,
Стало тише и светлей.
День растёт, растёт, растёт —
Скоро к ночи поворот.
А пока заросшей тропкой,
Земляничной, неторопкий
- По земле июнь идёт!
- Июль.
Июль, июль — макушка лета…
Паденья яблок сладкий звук,
И день застенчивый с рассвета, - Грохочет после полдня вдруг.
- Пошёл грибами лес хвалиться,
Осины лист примерил медь,
И в поле выцветшего ситца
Уже тропу не разглядеть.
Август.- Урожай поспел, как раз!
- Сентябрь.
Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданый, долгожданный - Звонкий праздник сентября!
Август кланяется в ноги,
Август просит о подмоге:
Соберите урожай!
Сад и поле — через край!
Спаса нет! За спасом Спас!
Октябрь.
Листья опали,
Птицы пропали,
Всё, что цвело
Притаилось в опале.
Заняты норы,
Замерли споры,
Заиндевели утром заборы…
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем нам октябре?!
Ноябрь.
Чёрный лес
Неотразимый
Прорисован до корней,
За ноябрьским предзимьем
Снега ждёт душа скорей.
За угрюмыми ночами
Белых плясок хоровод,
За терпенье и печали
Долгожданный Новый год!
Декабрь.
У декабря полно забот —
Как всё успеть — не знает!
Он провожает старый год
И Новый Год встречает!
Он должен ёлку нарядить!
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На праздник новогодний!
- М. Садовский
- По сугробам шёл январь,
Всех морозов зимних царь! - Догонял его февраль –
- Прибежал на смену март,
- По ручьям приплыл апрель,
- Шелестел листвою май:
- Одуванчик нёс июнь.
- А в июле, а в июле
- Август пчёлами гудел,
- В золотистом сентябре
- Ветер дунул октябрём:
- Нас ноябрь заморозил,
- Вот декабрь к нам идёт,
- И. Гурина
Потерял из вьюги шаль.
Зазвенел: — Весна, на старт!
Он в кармане нёс капель.
— Куртку тёплую снимай!
Хочешь чуда? Просто дунь!
Мы на море отдохнули!
Да грибом в лесу сидел.
Мы забыли о жаре!
Листьев жёлтых наберём!
Первый снег на землю бросил.
Завершая длинный год!
Двенадцать месяцев.
Январь.
В шубках ёлочки-подружки,
В шапках старые пеньки.
Не нужны зимой игрушки:
- Мы пойдём играть в снежки.
- Скоро станем мы похожи
На смешных снеговиков.
А январь, весь белый тоже, - Улыбнётся широко.
Февраль.
Белокрылые метели
Завывают в феврале.
Звери сильно похудели
- В тесной норке и в дупле.
- Мы поможем им немножко:
Хлеб в кормушку принесём.
По заснеженным дорожкам - В задремавший лес придём.
Март.
Солнце зиму одолело,
Стало ласковей, добрей.
Птичка песенку запела.
Все на улицу скорей!
Там звенит капелью утро.
Там весны весёлый старт.
Снега сахарную пудру
Топит в лужах тёплый март.
Апрель.
Дождь напоит щедро землю,
В поле вырастет трава.
Вешний лес уже не дремлет:
Появляется листва.
Просыпаются все звери,
Что дремали под снежком.
Открывай, апрель, им двери!
Все из норок кувырком!
Май.
Всё поёт, играет, пляшет.
Наступает месяц май.
Нет его светлей и краше.
- Руки к солнцу поднимай!
- Над цветком пчела кружится,
На берёзке дрозд свистит.
Всё живое веселится, - Нас с тобою веселит.
Июнь.
Настал июнь — начало лета.
Его мы ждали целый год.
Всё, тёплым солнышком согрето,
Благоухает и цветёт.
Деревья вновь позеленели.
Их новый радует наряд.
И только сосенки да ели
Отводят свой колючий взгляд.
Июль.
В июле зреет земляника
И на полянке, и в саду.
И все от мала до велика
- За сладкой ягодой идут.
- Над речкой солнышко – лепёшкой
И мостик радуги – дугой.
А в речке юркие рыбёшки - Зовут купаться нас с тобой.
Август.
Август, август – детям радость!
В летний лес пойдём гулять.
Там малины спелой сладость
- И грибов – не сосчитать!
- Сколько ягод сочных съели
И грибов домой снесли!
…Оглянуться не успели, - Как каникулы прошли.
Сентябрь.
Прячется солнышко, хмур небосвод.
Вот и сентябрь сторожит у ворот.
Сникла трава, опустели кусты.
- Птичье «прощай» к нам летит с высоты.
- Быстро закончилось лето… Как жаль!
Робко листочки на клёнах дрожат…
Но не печалься о летнем деньке: - Сделай из листьев осенний букет.
Октябрь.
Дождь стучит весь день по крыше.
За окошком – листопад.
То октябрь править вышел.
Что ж никто ему не рад?
Студит воздух он и воду.
Мерзнет, прячется зверьё.
…Да, в такую непогоду
Хорошо иметь жилье.
Ноябрь.
Яблони и сливы голые стоят.
Выглядит уныло наш осенний сад.
За окном то дождик, то холодный снег.
Мрачно, неуютно на душе у всех.
Утонуло солнце в лужах ноября.
Но не будем злиться на него мы зря.
Приготовим лыжи, санки и коньки.
Ждут нас очень скоро зимние деньки.
Декабрь.
Ходит по лесу декабрь,
Сыплет жемчуг, серебро.
На опушке шумный табор
Непоседливых ворон.
Погалдят и разлетятся
Добывать нехитрый корм.
А декабрь — им вслед смеяться,
Осыпать подруг снежком.
Т. Керстен
Проверьте знания малыша с помощью загадок.
- Дни его − всех дней короче,
- Всех ночей длиннее ночи,
- На поля и на луга
- До весны легли снега.
- Только месяц тот пройдёт −
- Мы встречаем Новый год.
- (Декабрь.)
- Щиплет уши, щиплет нос,
- Лезет в валенки мороз.
- Брызнешь воду − упадёт
- Не вода уже, а лёд.
- Повернуло солнце к лету,
- Что, скажи, за месяц это?
- (Январь.)
- Снег мешками валит с неба.
- С дом стоят сугробы снега.
- То бураны и метели
- На деревню налетели.
- По ночам мороз силён,
- Днём − капели слышен звон.
- День прибавился заметно.
- Что, скажи, за месяц это?
- (Февраль.)
- Солнышко всё ярче светит,
- Снег худеет, мякнет, тает.
- Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
- (Март.)
- В ночь мороз,
- С утра капель,
- Значит, на дворе …
- (Апрель.)
- Зеленеет даль полей,
- Запевает соловей.
- В белый цвет оделся сад.
- Пчёлы первые летят.
- Гром грохочет. Угадай,
- Что за месяц это?
- (Май.)
- Самый длинный, длинный день.
- В полдень − крохотная тень,
- Зацветает в поле колос,
- Подаёт кузнечик голос,
- Дозревает земляника,
- Что за месяц, подскажи-ка.
- (Июнь.)
- Жаркий, знойный, душный день.
- Даже куры ищут тень.
- Началась косьба хлебов,
- Время ягод и грибов.
- Дни его − вершина лета,
- Что, скажи, за месяц это?
- (Июль.)
- Листья клёна пожелтели,
- В страны юга улетели
- Быстрокрылые стрижи.
- Что за месяц, подскажи.
- (Август.)
- В каком месяце лето кончается,
- А осень начинается?
- (Сентябрь.)
- Всё мрачней лицо природы,
- Почернели огороды.
- Оголяются леса,
- Молкнут птичьи голоса.
- Мишка в спячку завалился,
- Что за месяц к нам явился?
- (Октябрь.)
- Поле чёрно-белым стало,
- И уже похолодало,
- Мёрзнет в поле озимь ржи,
- Что за месяц, подскажи?
- (Ноябрь.)
Нравится мне, как помогает запомнить названия месяцев года Мультипедия. Может, именно с мультиком вашему ребёнку будет легче закрепить в памяти все 12 месяцев?
Чем раньше ребёнок будет слышать в речи взрослых названия месяцев, чем более эти названия будут привязаны к реальности, в которой живёт ребёнок, тем проще ему будет запомнить эти имена: Январь…Февраль…Март..