Младший школьный возраст — это период становления личности, когда закладываются самооценка и адекватное определение своего места среди сверстников. Постоянно находясь в школьном коллективе, важно, чтобы ребёнку было комфортно в нём, а значит, задача учителя — приложить все усилия для создания благоприятных условий. Однако педагогу очень важно знать, с каким уровнем личной самооценки малыш попал в школу и как изменились эти параметры за определённый отрезок времени. В этом поможет методика диагностики младших школьников «Лесенка».
Суть диагностики младших школьников по Дембо-Рубинштейн
«Лесенка» позволяет выявить уровень сформированности самооценки младших школьников
Методика психодиагностики «Лесенка» – это способ выявить у ребёнка уровень способности критически оценивать себя и окружающих. Эта шкала оценки была предложена американским психологом русского происхождения Т. В. Дембо в начале 60-х годов ХХ века. Первоначально техника была направлена на выяснение отношения людей к понятию «счастье».
Но в 70-е годы советский психолог С. Я. Рубинштейн дополнила диагностические карты, которые используются и в наши дни, причём для работы с младшими школьниками.
«Лесенка» представляет собой набор для оценки особенностей своей личности, состоящий из 9 карточек с 9 ступеньками на каждой, которые обозначают выраженность важнейших составных качеств личности:
- здоровья;
- умственного развития;
- красоты;
- роста;
- смелости;
- доброты;
- принятия в классе;
- черт характера;
- счастья.
Например, блок счастья представляется следующим образом:
- Самый счастливый.
- Очень счастливый.
- Счастливый.
- Счастливый более или менее.
- Средне счастливый.
- Более или менее несчастный.
- Несчастный.
- Очень несчастливый.
- Самый несчастный.
Задача малыша — выбрать ту ступеньку, а соответственно, и качество, которое, как кажется самому испытуемому, обозначает степень проявления этой черты. «Лесенка» помогает:
- выявить самооценку детей, устойчивость в социальной среде;
- вовремя принять меры по социальной адаптации ребёнка в случае необходимости;
- научиться работать не только индивидуально, но и в группах;
- развить умение распределять обязанности в мини-группах, а также нести личную и общую ответственность за поступки каждого члена коллектива.
В чём вклад в методику «лесенка» психолога щур
психолог в. г. щур несколько упростила методику проведения теста, адаптировав его под дошколят и первоклассников. в результате стало меньше блоков (5–6, касающихся здоровья, умственного развития, доброты, черт характера, принятия в классе) и меньше вопросов (около 3 на каждой карточке). например, карточка о чертах характера:
- я очень трудолюбивый.
- я трудолюбивый.
- я ни трудолюбивый, ни ленивый.
- я ленивый.
- я очень ленивый.
как правильно провести
Ребёнок должен условно поставить себя на ступень, соответствующую уровню проявления у него определённого качества
От правильности проведения «Лесенки» зависит, насколько правдивыми будут результаты.
- Ребёнку даётся набор карточек с изображением деток (животных, героев мультфильмов).
- Учитель объясняет задание: нужно представить себе, что поднимаешься по лестнице. Наверху — самый здоровый (как карточке «Здоровье»), самый добрый (на карточке «Доброта»), а внизу — самый больной, скорее больной, а не здоровый, больной, тяжело больной.
- Малышу предлагается карандашом отметить своё место на этой шкале.
- Затем ребёнок делает пометки на других шкалах, отвечая на вопросы: «Каким ты хочешь стать?», «На какую ступеньку поставила бы тебя мама (папа, бабушка)?», «Как бы оценила тебя твоя учительница?»
В процессе составления такого рейтинга малыша нужно спрашивать: «Ты на самом деле такой или хочешь таким казаться?», чтобы избавить ребёнка от долгих раздумий и колебаний.
Виды тестирования
Групповая диагностика важна для определения уровня сформированности личностных качеств каждого члена классного коллектива
Тест «Лесенка» может проводиться в двух видах.
Инструкция:
- Дети в классе получают бланки для ответов и карандаши.
- Учитель на доске рисует ступеньки лестницы.
- Педагог объясняет, например, что на верхней ступеньке стоят самые добрые ребята (при этом взрослый указывает на 1 ступеньку). Затем — добрые (показывает на 2, 3 ступеньки). Далее – ни добрые, ни злые (4 ступенька). Потом злые (5, 6 ступеньки). На 7 ступени — самые злые.
- Каждый из испытуемых должен представить себя на этой шкале и обозначить своё место на лесенке кружочком.
- Индивидуально. Процедура проведения такая же, только каждый выбор ребёнка следует попросить прокомментировать.
Обработка и интерпретация результатов теста
Некоторые ответы ребёнка, связанные с проявлением особенностей характера, могут зависеть от настроения в момент проведения теста
Анализ готовой «Лесенки» довольно прост. Необходимо подсчитать, какое количество ответов ребёнок расположил на той или иной ступени. Результат будет зависеть от того, каких позиций оказалось больше.
- 1-я ступенька. У малыша явно завышенная самооценка. Но для учащихся 1-х классов она является нормой. Сами дети объясняют свой выбор так: «Мама говорит, что я самый лучший», «Я себя очень люблю» и т. д. Однако чаще всего испытуемые никак не объясняют свой выбор, так как в этом возрасте у них ещё слабая способность к рефлексии и анализу своей личности. Кстати, именно поэтому первоклассникам нельзя ставить баллы за учебную работу, так как малыш оценивает себя через призму полученного поощрения: «Я хороший, потому что у меня 3 «солнышка», «звёздочки». Или «Я плохой, потому что у меня сегодня «тучка» по чтению».
- 2-я, 3-я ступени. Адекватное оценивание себя. Малыш обладает уже сформированным позитивным отношением к собственной личности. Он умеет объяснить оценку: «Я хорошая, потому что помогаю родителям в работе по дому». Такое развитие самооценки является нормальным вариантом.
- 4-я ступенька. Самооценка занижена. Такая позиция связана с тем, что у ребёнка нарушены эмоциональные связи со взрослыми, имеющими для него ключевое значение — мамой, учительницей. «Я ни хороший, ни плохой, плохой, потому что у меня не получается красиво писать буквы, а мама ругает за плохие оценки. Но я быстро читаю, поэтому по чтению у меня уже 2 «солнышка» за неделю».
- 5-я, 6-я ступеньки. У ребёнка явно занижена самооценка, но это явление ситуативное: «Я плохая, потому что на перемене забрала у Тани куклу, и она от обиды расплакалась». Обычно через 1–2 дня на этот же вопрос у малыша уже будет совершенно другой ответ, с адекватной самооценкой. Правда, если таких ответов у малыша большинство, то есть смысл задуматься, ведь подобная картина может означать, что у ребёнка нарушена мотивация. И опасность такой ситуации в том, что негативное оценивание собственной личности может сохраниться на всю жизнь.
Французский писатель В. Гюго говорил: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
В этой ситуации важно узнать причину ответа. Это могут быть ссоры с родителями («Я нарисую свой кружок на нижней ступеньке, потому что папа говорит, что я очень невнимательный, некрасиво и с ошибками пишу в тетрадях»). В любом случае необходимо разговаривать с родителями, объясняя им, что у каждого малыша свой темп и особенности процесса обучения.
- 7-я ступень. Критически заниженная самооценка. Такие результаты показывают те дети, которые находятся в эмоциональном неблагополучии. То есть в школьном коллективе и среди родных они получают стабильно отрицательную оценку. В этом случае необходимо проводить беседы с родными малыша на предмет создания для него ситуаций успеха, а также создавать благоприятные условия для общения с одноклассниками (привлекать к общественно полезному коллективному труду, задействовать во внеклассной и внешкольной работе).
Тестирование младших школьников с помощью методики «Лесенка» позволяет вовремя распознать проблемы, связанные с самооценкой малышей.
Таким образом, у педагога есть возможность повлиять на формирование и коррекцию основополагающих для личностного роста качеств.
И всё это возможно при оптимистическом, одобряющем и положительном отношении к детям, постоянном контакте с той средой, в которой воспитывается каждый конкретный ребёнок в классе.
- Наталья Василишин
- Распечатать
Методика "Лесенка" для определения самооценки детей в школе и дома
Исследуем самооценку своего ребенка
Каждый родитель, отправляя своего ребенка в первый класс, заботится о том, чтобы он получил определенный уровень учебных знаний, умений и навыков. Но мало кто думает о том, с каким психологическим багажом будущий школьник подошел к обучению.
Между тем, приходя в школу и общаясь с одноклассниками, ученик замечает определенные способности других детей, проводит сравнение, дает оценку собственным способностям. И не всегда он остается доволен своими результатами.
Кто-то лучше него решает задачи, интереснее придумывает рассказы, легко заводит новых друзей, становится любимцем класса. И тогда начинаются переживания, которые волнуют и детей, и взрослых. Чтобы этого избежать, педагоги советуют учитывать психологические особенности детей.
Очень часто они применяют различные методики, определяющие самооценку ребенка.
Исследуемая самооценка ребенка и интерпретация результатов стимулируют ученика, помогают успешно учиться, осуществлять познавательную деятельность, определяют причины внутренней неуверенности, решают проблемы общения внутри коллектива.
Известным способом определения самооценки является методика «Лесенка», проведение которой доступно не только педагогам, но и родителям. Диагностика выясняет отношение ученика к себе по его рассуждениям, и как его оценивают окружающие. После тестирования результаты двух оценок сравнивают.
«Лесенка» — простое исследование, подходит детям старшего дошкольного возраста.
Процедура диагностики детей методикой «Лесенка»
Тестирование «Лесенка» выполняется без сложной подготовки. Детям потребуются:
- нарисованная лестница из семи ступеней;
- вырезанные фигурки девочки, мальчика;
- карандаш.
- верхнюю ступеньку заняли лучшие дети;
- среднюю ступеньку (вторую, третью) занимают хорошие дети;
- четвертую занимают ни плохие, ни хорошие;
- последнюю ступеньку (пятую, шестую) заняли плохие дети.
Результаты диагностики
После выполнения тестирования, результаты обрабатываются и делаются выводы. Каждая ступень имеет интерпретацию (истолкование):
- Первая ступень – показатель завышенной самооценки. Показатель является нормой для первоклассников. Ученику трудно проводить анализ собственной личности. Родители часто его хвалят, говорят: «Ты лучше остальных детей». Доверяя мнению семьи, малыш выбирает верхнюю ступеньку.
- Вторая — третья ступеньки рассказывают об адекватной самооценке. Дети понимают — они занимают эту позицию, потому что отличаются примерным поведением, помогают родителям, доброжелательно относятся к окружающим, положительно оценивают свои поступки.
- Четвертая ступень является крайней нормой, говорит про слегка заниженную самооценку. Эту позицию школьник занимает из-за проблем во взаимоотношениях с людьми, которых считает главными. Мама осуждает плохие оценки, а учительница хвалит за примерное поведение. Поэтому ученик не может однозначно дать ответ.
- Пятая — шестая ступеньки показывают заниженную самооценку. Нужно учитывать факторы, искажающие результаты. Тестирование может проводиться после недавней ссоры, когда ребенок чувствует собственную вину. Скорее всего, через пару дней школьник даст противоположные ответы. Педагогу нужно провести беседу, выяснить, является ли оценка временной. Возможно, существуют причины, которые заставляют его быть «плохим».
- Седьмая ступень является показателем критически низкой самооценки. Школьник испытывает эмоциональное стресс, постоянно выслушивает критику педагогов, осуждения семьи, неодобрение сверстников. Таким детям необходима психологическая помощь.
Методика Дембо — Рубинштейн на определение самооценки
Более сложной считается методика определения самооценки младшего школьника Дембо-Рубинштейн. Она помогает определить разницу между реальным и идеальным представлением личности. В домашних условиях можно использовать такое тестирование при условии, что родители хорошо познакомятся с процедурой проведения и, возможно, получат рекомендации специалиста.
Процедура определение самооценки
Методика, предложенная американским психологом Дембо, изначально предназначалась для выявления отношения людей к понятию «счастье». Отечественный педагог С.Я. Рубинштейн изменила диагностику, адаптировав ее к работе с нашими школьниками. Методика включает 9 диагностических карточек по 9 ступенек каждая. Блоки составлены из вопросов, касающихся оценки:
- здоровья;
- счастья;
- характера;
- дружбы;
- смелости;
- роста;
- доброты;
- образованности;
- красоты.
Например, блок «Смелость», который обычно предлагается детям, включает варианты ответов:
- бесстрашный;
- очень смелый;
- смелый;
- достаточно смелый;
- относительно смелый;
- умеренно трусливый;
- трусливый;
- сильно трусливый;
- самый трусливый.
Ученик выбирает вариант ответа, соответствующий уровню проявления у него определенного качества.
Важно! Прежде чем предлагать ребенку варианты ответа, необходимо убедиться, что все категории ему хорошо известны и понятны. Например, можно спросить, кого он представляет себе очень смелым; а кого называют бесстрашным. Можно сравнить с героями мультфильмов, сказок, животными.
Разработка методики «Лесенка» В.Г. Щур
Психолог Щур, пользуясь примером исследований Дембо-Рубинштейн, совершенствовала методику диагностики самооценки «Лесенка». Она упростила задание, сократила список блоков (5-6), количество вопросов (3-4). Названия блоков, разработанных Щур:
- здоровье;
- ум;
- доброта;
- характер;
- принятие коллективом.
- очень добрый;
- добрый;
- добрый более или менее;
- злой;
- очень злой.
Благодаря работе психолога методика «Лесенка» легко воспринимается маленькими детьми, а занятие приобретает игровую форму.
Используя «Лесенку» возможно
- определить самооценку, уровень жизненной адаптации детей;
- предупредить возникновение проблем, корректировать отклонение самооценки от нормы;
- научить учеников взаимодействовать между собой, выполняя общее задание;
- создавать команды, где дети самостоятельно выбирают роль, проверяют друг друга;
- научить ребят положительно оценивать результаты деятельности.
Самооценка – важный показатель личности. Дети младшего школьного возраста формируют представление о себе, определяют свое место среди других.
Используя методы диагностики самооценки, взрослый может вовремя обнаружить проблемы в самоощущении ребенка.
Результаты исследований помогают корректировать поведение школьника, учат адекватно оценивать собственные возможности, открывают новые способности, развивают процесс самопознания.
Методика исследования самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста «Лесенка»
Самооценка — это один из важнейших компонентов самосознания человека. Самооценка — это то, как человек оценивает себя, свои способности, личные качества и внешний вид. Как и характер самооценка не является врождённым качеством личности, она формируется в процессе жизнедеятельности, в процессе воспитания. Самооценка по степени адекватности разделяется на два вида: адекватная и неадекватная. Адекватная говорит о правильном и соответствующем действительности представлении о себе. Соответственно неадекватная — наоборот.
Самым благоприятным периодом для формирования адекватной самооценки является младший школьный возраст. Так именно от того, как сложится школьная жизнь ребёнка в начальных классах зачастую зависит не только его собственное отношение к себе, но и его успехи в обучении, его отношения с одноклассниками, а также способность реализовать свои возможности.
Методика лесенка В.Щур и С. Якобсона
Одной из самых распространённых методик диагностики самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста является тест «Лесенка». Он проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Использовать для диагностики его могут психологи детских дошкольных учреждений, школьные психологи, педагоги, воспитатели и родители. Существует несколько модификаций данной методики. Например «Лесенка» В. Щура и С.
Якобсона насчитывает семь ступенек и к ней прилагаются фигурки мальчика и девочки, вырезанных из бумаги или картона. Этот вариант методики направлен не только на исследование уровня самооценки ребёнка, но и на выявление личных притязаний. Модификация методики авторов М. Лисина и Я.
Коломенский представляет собой лист бумаги с изображённой на нём лесенкой, состоящей из шести ступенек, фигура мальчика и девочки, вырезанных из бумаги также имеется в наличии.
Самый популярный вариант теста «Лесенка», который родители могут использовать для диагностики самооценки своего ребёнка:
Стимульный материал:
- Белый лист бумаги А4 с нарисованной лесенкой, состоящей из шести ступеней.
- Простой карандаш или ручка.
Для детей дошкольного возраста понадобится фигурка человека, соответствующая полу ребёнка, участвующего в исследовании.
Инструкция для дошкольника:
Попросите ребёнка повторить только что сказанное вами, чтобы убедиться, что он понял и запомнил значение ступеней. Затем объясните, что кукла, находящаяся у него в руках, это он сам. Попросите поставить её на ту ступеньку лесенки, где бы он хотел стоять.
Инструкция для младшего школьника:
«Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй — хорошие. На третьей — ни хорошие, ни плохие. На четвёртой сидят не очень хорошие дети. На пятой — плохие. На шестой сидят самые плохие дети. Возьми в руки карандаш (ручку) и нарисуй кружок на той ступеньке, на которую ты хочешь себя поставить».
Методика Лесенка — интерпретация результатов :
После тестирования необходимо провести беседу с ребёнком. Попросить рассказать, почему он поставил себя на ту или иную ступень. Бывает, что дети неправильно понимают задание и из-за этого неверно выполняют его.
Кроме того, оценивание себя ребёнком бывает ситуативным. Например, если незадолго до начала тестирования произошла ссора с другом, то ребёнок может поставить себя на четвёртую и пятую ступень просто потому, что считает в данный момент времени себя плохим (обидел друга).
- Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка. Для детей младшего школьного возраста и для дошкольников является нормой. Дошкольники часто ещё не способны адекватно оценивать себя и свои поступки. Дети же младшего школьного возраста оценивают себя подобным образом, исходя из своих достижений: «Я очень хороший, потому что получаю хорошие оценки».
- Ребёнок поставил себя на вторую ступень: адекватная самооценка.
- Ребёнок поставил себя на третью ступень: адекватная самооценка.
- Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы. Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень.
- Ребёнок поставил себя на пятую ступень: низкая самооценка.
- Ребёнок поставил себя на шестую ступень: крайне низкая самооценка. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.
Если результат теста «Лесенка» выявил заниженный, низкий или крайне низкий уровень самооценки вашего ребёнка, рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту в случае невозможности самостоятельно скорректировать ситуацию.
Исследование самооценки дошкольника (методика «лесенка»)
Большое значение для благополучного развития личности ребенка играет наличие адекватной, правильной самооценки, а также чувство принятия его ближайшим окружением, защищенности, ощущение любви к нему близких людей.
Выявить самооценку ребенка-дошкольника, отношение к себе, его представление о том, как относятся к нему окружающие, поможет диагностическая методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур).
Данная методика (в предлагаемом варианте) хорошо подойдет детям старшего дошкольного возраста.
Диагностическая методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур)
Материал, необходимый для проведения обследования
Изображение лесенки с семью ступеньками (смотрите рисунок в начале статьи) и фигурка ребенка (мальчика или девочки). Фигурку ребенка можно вырезать из плотной бумаги.
Порядок проведения диагностической методики «Лесенка»
Перед ребенком кладут рисунок лесенки. Фигурку ребенка располагают на средней ступеньке. Обследуемому ребенку объясняют, что на ступеньке лесенки стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, еще выше — очень хороших. На самую верхнюю – самых хороших детей. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – плохих. На самую нижнюю ставят самых плохих детей.
Далее взрослый уточняет у ребенка: правильно ли он понял объяснение. Если понял не совсем верно, разъясняет еще раз.
После этого взрослый задает вопросы, регистрируя ответы ребенка. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? На какую ступеньку тебя поставит воспитательница? Мама? Папа? Бабушка? Состав лиц, о которых спрашивает ребенка взрослый, зависит от его ближайшего значимого окружения.
Могут быть также заданы дополнительные вопросы, которые помогут взрослому сделать более полные и объективные выводы. Например, почему ты так решил?
Оценка результатов проводимого обследования
Для детей данного возраста размещение себя на верхних ступеньках и оценка как «хороших», «очень хороших» или даже «самых хороших» является нормой.
Требует пристального внимания ситуация, когда ребенок размещает себя на нижних ступеньках, особенно на самой нижней. Это говорит, скорее всего, не об адекватной самооценке и критическом отношении к себе и своим поступкам.
Возможно, ребенок совершенно не уверен в себе, отрицательно относится в целом к своей личности, что может быть обусловлено слишком жестким стилем воспитания в семье, постоянной критикой в его адрес со стороны родителей.
К подобным результатам может привести и равнодушное отношение к ребенку, безразличие родителей к процессу воспитания.
В обоих случаях ребенок сомневается в себе, в ценности своей личности, не чувствует любви и принятия со стороны самых близких людей. Все это мешает развиваться личности ребенка в положительном ключе. Может способствовать как психологическому неблагополучию (неврозы), так и развитию асоциальности.
Наиболее усугубляет ситуацию, говорит не только о низкой самооценке, но и неблагополучии взаимоотношений в семье, вариант ответов, когда ребенок считает, что его родители, все члены его семьи ставят его на нижние ступеньки «лесенки».
Если ребенок действительно ведет себя не лучшим образом, при этом считает, что воспитательница поставила бы его на одну из нижних ступенек, говорит скорее об адекватной самооценке.
Для нормального, благополучного развития личности ребенка большое значение имеет наличие чувства защищенности, принятия, безусловной любви к себе самых родных и важных людей в его жизни, уверенность ребенка в том, что мама (папа) его любит при любых обстоятельствах. Это понимание, ощущение выражается в том, что один из взрослых (по мнению ребенка), а может быть и все родители, ставят его на самую высокую ступеньку (на одну из самых высоких).
Данную методику, с некоторыми изменениями, можно использовать для оценки отдельных качеств ребенка, а также для выявления взаимоотношений в детском коллективе.
Для проведения обследования памяти ребенка рекомендую несложную в организации диагностическую методику «Десять слов», для обследования мышления – методику «Самое непохожее», восприятия – методику «Пирамидка».
ИНТЕРЕСНОЕ ПО ТЕМЕ:
Методика "Лесенка" В.Щур
- «Лесенка»
- Цель: выявление уровня развития самооценки.
- Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
- Возраст: 1- 4 класс.
- Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
- Учащимся предлагается следующая
инструкция: - Ребята,
нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на
доске).
На
самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть-
чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней
ступеньке стоят саамы лучшие ученики.
Оцените сами себя, на какую ступеньку вы
сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит
вас ваша мама, а папа?
- Критерии оценивания: 1-3 ступени –
низкая самооценка; - 4-7 ступени – адекватная
самооценка; - 8-10
ступени – завышенная самооценка.
Методика «Лесенка» используется в психологической практике для
исследования самооценки ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. В
данной программе методика не является обязательной в стартовой диагностике,
предлагается как альтернатива методике «Дембо-Рубинштейн». Может использоваться
в варианте текущей оценки результатов образовательной деятельности.
В процессе развития у ребенка формируется не только представление о
присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» —
«какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть,
каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»).
Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем
эмоционального благополучия.
Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе
и своим качествам, его самооценку.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной
ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о
самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание,
негативное отношение к
своей личности.
Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и идеального
«Я» проводят обычно с помощью методики «Лесенка».
Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками,
где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой
лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые,
сильные, послушные — чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие»,
«очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие
дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На
средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».
Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту
или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от
пола ребенка).
После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом
деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и
каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила
бы мама (воспитательница, учительница)».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший — плохой», «добрый
— злой», «умный — глупый», «сильный — слабый», «смелый — трусливый», «самый
старательный — самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет
задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если
ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы:
«Почему ты себя сюда поставил?
Ты всегда такой?» и т.д.
Для внесения данных в таблицу
необходимо полученным результатам присвоить следующие уровни