Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

© Масару Ибука

Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

Масару Ибука — один из основателей корпорации Sony, также известен как автор методики раннего воспитания детей. Он пишет о своей новой книге: «Я не профессиональный педагог, но именно поэтому замечаю то, что трудно заметить специалисту.

Маленькие дети обладают неограниченным потенциалом. Я впервые представил свою теорию раннего развития в книге «После трех уже поздно».

После этого наука о мозге и медицина шагнули далеко вперед и подтвердили, что маленькие дети действительно обладают удивительными способностями».

Что же понимают под ранним развитием некоторые родители? До трех лет, когда мозг ребенка обладает уникальными способностями, они не обращают на это никакого внимания, а после трех начинают учить его тому, чему учат в начальной школе. Это в корне неверно. Нельзя делать из ребенка гения, забывая о том, что в первую очередь вы должны воспитать его хорошим человеком.

И это не так сложно, как может показаться. Мой подход очень логичен и эффективен. Таким пожилым людям, как я, чтобы что-то запомнить, нужно бесконечное количество раз это повторить. А если мать будет развивать ребенка с самого рождения, он без труда усвоит все необходимое.

Любая мать может воспитывать ребенка в возрасте образов

Как вы знаете, приниматься за воспитание после трех лет уже поздно, начинать нужно в возрасте образов. Но вот вопрос: кто, чему и как должен учить ребенка в это время?

Сначала разберемся с «кто». Учитывая, что воспитание в этом возрасте основывается на использовании способности ребенка распознавать разные образы, это обязательно должна быть мать.

Возраст от рождения до года или двух лет — это период активного развития, ребенок в это время постоянно находится с мамой. Чтобы задействовать его способность распознавать образы, необходимо постоянно, терпеливо и много повторять с ним одно и то же.

А кто еще может сделать это, кроме матери, которая любит малыша и всегда находится рядом?

Кто-то может возразить, что это слишком сложная задача. На самом деле, если в возрасте образов задействовать способность ребенка к распознаванию паттернов, он без проблем усвоит все необходимое. В этот период малыш как будто сам просит маму: покажи еще, продолжай. И благодаря повторению мать может закрепить в его голове самую разную информацию.

Теперь обратимся к «что» и «как». Это уже должна решать мать. Главное, на что я хочу обратить внимание: удивительные способности ребенка в этом возрасте нужны не только для того, чтобы сделать из него гения в английском или музыке. Самое главное — научить его основным правилам жизни в обществе. Воспитайте полноценную личность, человека, который думает не только о себе, но и о людях вокруг.

От всего сердца хочу поблагодарить разных ученых и специалистов за их бесценный опыт и знания, которыми они делились на страницах журнала «Раннее развитие ребенка», авторов книг, откуда я почерпнул много нового, и, конечно, матерей, которые в письмах рассказывали мне о своем опыте воспитания детей.

Хорошая мать любит ребенка и стремится правильно воспитать его

«Хороший» и «плохой» — очень удобная мерка, чтобы оценивать вещи, поступки и события. Но такая оценка крайне субъективна: одна и та же музыка кому-то кажется хорошей, а кому-то плохой, так всегда бывает. И тем более нет единого стандарта, позволяющего определить «хорошую мать» и «хорошего ребенка», ведь все люди разные.

Японцы, которые долго жили за границей и вернулись на родину, в один голос утверждают, что у японских детей нет чувства ответственности перед обществом.

Они имеют в виду, что дети в общественных местах не задумываются о неудобствах, которые могут создавать окружающим своим поведением.

Например, в метро дети без очереди лезут в вагон, чтобы побыстрее занять место на сиденье, или пачкают одежду сидящего рядом человека, не обращая на это никакого внимания. Самая жесткая критика в этом случае направлена против матери, которая все это позволяет.

Подобные ситуации — проблема воспитания. Если спросить людей, что значит «хороший ребенок», все ответят по-разному. Но большинство будет единодушно в оценке «хорошая» и «плохая» по отношению к матери.

«Хорошая мать» любит своего ребенка и старается достойно воспитать его — с этим все согласятся.

Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

«Хорошего ребенка» каждый представляет по-своему. Но если мать не стремится вырастить своего ребенка хорошим (в ее представлении о хорошем), как родитель она провалилась. Я убежден в том, что основные качества «хорошего ребенка» закладываются до трех лет, когда родитель может полностью им управлять.

Известный американский психолог профессор Джером Брунер считает, что хорошие родители «устанавливают невербальную связь с ребенком еще до того, как он начнет говорить, и с ее помощью общаются и играют с ним, тем самым развивая».

Другими словами, хорошие родители сознательно воздействуют на ребенка в возрасте образов, чтобы правильно воспитать его. Обычно говорят, что ребенок может расти и без родителей, но «вырасти» и «получить воспитание» — совсем разные вещи.

Если мать не любит своего ребенка и не старается его воспитывать, ребенок ни за что не вырастет хорошим.

До детского сада ребенок легко может «подхватить» характер и поведение матери

Говорят, что ребенок — зеркало своей матери. Посмотри на ребенка — и поймешь, что за люди его родители. Влияние, которое оказывает на ребенка дошкольного возраста материнское воспитание, сильнее, чем мать может себе представить. Врачи-педиатры обычно наблюдают ребенка и мать вместе. Говорят, что опытные врачи с одного взгляда на ребенка могут определить, что за человек его мать.

Вот, например, история Дои Ёсико из города Кобе, которая долгие годы работает в сфере дошкольного образования. Дои руководит детским садом, к настоящему времени она выпустила около 5000 детей. Она рассказала о трех способах, которые использовала при приеме детей в детский сад.

Первый — совместный тест для матери и ребенка, второй — прием всех в порядке очереди, третий — жеребьевка.

Почему она использовала все три способа? В первом случае многие мамы жаловались, что вступительный тест задевает их материнское достоинство: если ребенок проваливался, они считали, что это их вина.

Во втором случае желающие попасть в детский сад приходили ночью и стояли в очереди, чтобы записаться. В конце концов пришлось использовать третий способ.

Меня заинтересовало, как отличались дети, попавшие в сад разными способами. По словам Дои Ёсико, дети, попавшие в сад первым способом, обладали лучшими способностями, а среди детей, выбранных третьим способом, было много не очень умных детей.

Каждый год из ее детского сада выпускается примерно 300 детей. Среди детей, попавших в сад по результатам тестирования, 40–50 человек позже поступили в лучшие университеты страны.

А среди детей, выбранных вторым и третьим способом, процент поступивших оказался значительно ниже.

Конечно, я не считаю, что дети, которые поступили в обычные университеты, хуже тех, кто поступил в лучшие вузы.

Многие ошибочно полагают, что для поступления ребенка в престижный университет необходимо заниматься его образованием еще до детского сада. Это не так.

А вот материнское воспитание и развитие, которое ребенок получает до детского сада, влияет на всю его жизнь. Будущее ребенка зависит от матери — настолько велика ее ответственность.

Мать должна уделять пристальное внимание воспитанию ребенка до двух лет

Если спросить современных молодых мам, зачем они родили ребенка, в ответ часто можно получить безответственное «муж захотел» или «в семье должен быть ребенок».

Иногда даже отвечают «от скуки», и в этом случае ребенок для взрослых — просто игрушка.

А если, наоборот, спросить женщин без детей, почему они не рожают, услышишь такие эгоистичные ответы: «ребенок будет мешать работе», «жизнь и так тяжела», «ребенок будет отнимать все время, не останется на себя».

На японском телевидении выходила передача «Женское призвание»: никто из пятидесяти участниц не ответил, что их призвание заключается в воспитании детей.

Когда работающая женщина выходит замуж, она вынуждена одновременно делать три больших дела: работать, воспитывать ребенка, следить за домом. Поэтому можно понять, когда современные женщины сомневаются, заводить ли им детей.

Но разве есть для женщины работа более важная, чем воспитание ребенка?

Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

«Вы говорите, что очень заняты разными делами и на ребенка не остается времени.

Но что может быть важнее в этом мире, чем воспитание детей? Если у вас есть такое занятие, то зачем вы вообще родили ребенка? Можете заниматься своими «важными делами» хоть до пятидесяти или шестидесяти лет.

Когда закончите — тогда и заводите детей!» Что могут ответить на это женщины, которые родили ребенка от скуки, и женщины, которые не рожают, потому что ребенок будет мешать работе?

Известный критик и эссеист Акияма Тиэко — женщина-карьеристка, прекрасно справлявшаяся со всеми тремя обязанностями: работой, воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства — считает, что женщины, которые сознательно не заводят детей, просто лентяйки. Воспитание детей — это не бесполезный труд, это одно из главных дел в жизни женщины, и именно поэтому, по ее словам, она могла хорошо справляться и с работой, и с домашними делами тоже.

Исходя из собственного опыта Акияма советует мамам, которые хотят работать, а не сидеть дома: «Сейчас у вас потрясающе интересный период в жизни. Все зависит от вас: вы можете стать воспитателем, диетологом или дизайнером… Но главное — уделять внимание воспитанию ребенка».

Размышляя о процессе развития ребенка, я пришел к выводу, что особенное внимание воспитанию мать должна уделять до двух лет. Именно она может положительно влиять на ребенка в возрасте образов.

Роды раньше называли главным делом женщины. Но я бы сказал, что самая главная работа начинается после родов. И если мать не может как следует заботиться о ребенке и воспитывать его, она не сможет хорошо выполнять и другую работу.

Я считаю, что воспитанию ребенка до двух лет нужно уделять как можно больше внимания, недостаточно просто родить, нужно воспитывать ребенка, заботиться о нем, беспомощном и беззащитном, до того момента, пока он не повзрослеет.

Конечно, я мужчина и не могу понять всю тяжесть родов. Но поэтому и нужно как следует воспитывать с таким трудом рожденного ребенка, а иначе в страданиях нет смысла. На свете много матерей, которые считают, что раз они уже родили ребенка, то их работа закончилась, и теперь они будут наслаждаться жизнью. Но разве есть большее счастье и радость для матери, чем воспитание своего ребенка?

У матери есть возможность стать не только воспитателем, диетологом или дизайнером, но и врачом, и духовным наставником. И когда мать совмещает все эти роли, ребенок растет и развивается хорошо.

Есть матери, которые перепоручают заботы о ребенке другим людям. Ничего удивительного, что таких матерей упрекают в безответственности и лени и даже говорят, что они фактически бросили своего ребенка.

Рождение ребенка — это не способ развеять скуку, воспитание малыша требует больших усилий.

От того, как воспитывается ребенок в период до двух лет, зависит его будущее. Поэтому так важно, чтобы мать серьезно отнеслась к его воспитанию хотя бы в это время. И это вполне посильная задача.

Воспитание  ребенка начинается в тот момент, когда  он  рождается

Говорят, что если рядом с новорожденным щенком положить карманные часы, завернутые в полотенце, он будет спокойно спать. Тиканье часов звучит для щенка как сердцебиение матери.

Все новорожденные испытывают сильнейший стресс после рождения.

В животе матери они слышали биение ее сердца — вероятно, именно поэтому детеныши животных успокаиваются, когда слышат похожий звук во внешнем мире. И дети не исключение.

Проводился такой эксперимент: младенцу давали послушать звуки, похожие на сердцебиение матери, и он успокаивался. Когда эти звуки учащались, ребенок начинал плакать. После этого эксперимента стали продавать аудиозаписи, на которых звук сердцебиения постепенно переходит в музыку.

Более того, считается, что у детей, которые в роддоме в комнате для новорожденных лежат ближе ко входу, следовательно, слышат больше разных звуков и чувствуют присутствие людей, мозг развивается лучше, чем у тех, кто лежит в глубине комнаты.

Для развития новорожденного ребенка очень важны даже первые несколько часов или несколько дней, воспитание ребенка начинается в тот момент, когда он рождается!

Умные мамы читают умные книги по воспитанию детей и детской психологии. Но изначально для воспитания ребенка важна природная связь между ним и матерью.

В таких процессах, как беременность, роды, воспитание, особенно сильна природная составляющая.

Если мать ее недооценивает, она может упустить самое благоприятное «время воспитания», что впоследствии никак не наверстать, сколько усилий ни прикладывай.

Я хочу убедить женщин быть более ответственными в воспитании детей. А начинается эта ответственность с осознания природной связи между матерью и ребенком. Намного лучше, если ребенок слушает настоящее сердце матери, а не имитацию сердцебиения в записи.

© Масару Ибука М. До трех — самое время! 76 советов по раннему воспитанию. — СПб.: Питер, 2018.© Публикуется с разрешения издательства

Гид по воспитанию детей от 1 до 3 лет. Практическое руководство от французского психологаТекст

Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

  • Anne Bacus
  • LE GUIDE PRATIQUE DE VOTRE ENFANT DE 1 À 3 ANS
  • Copyright © Hachette Livre (Marabout), Paris, 2012
  • Illustrations: Iris Glon
  • Перевод Ивана Шкурко
  • Дизайн переплета Екатерины Гузняковой

Вступление

Ни один период жизни ребенка так сильно не влияет на его будущее, как три первых года его жизни. Таким образом, было бы неплохо, если бы родители уделяли ему в этот период особое внимание.

Чтобы любить и воспитывать своего ребенка, делать его счастливым и помогать гармонично развиваться, вовсе не нужно обладать каким-то особым даром или получать специальное педагогическое образование.

Коктейль из нежности, терпения, энтузиазма и здравого смысла приносит потрясающие результаты. При этом очень важно хорошо понимать своего малыша.

Какие этапы проходит он? С какими проблемами или страхами сталкивается? Что творится у него в голове и в теле в том или ином возрасте? Эта книга даст вам ответы на эти и многие другие вопросы.

Чтобы его понять

Понимая закономерности развития своего ребенка, вы будете эффективнее решать многочисленные проблемы воспитания, недостатка в которых, как правило, не наблюдается.

В какой-то момент любые родители чувствуют себя потерянными, не зная, что делать с ребенком, который плачет без видимой на то причины; отказывается кушать; начинает ни с того ни с сего бояться принимать ванну; ходит под себя, хотя давно пора научиться проситься на горшок; просыпается по ночам или устраивает страшные истерики на пустом месте.

Более специфические проблемы – чисто медицинского, психологического или финансового характера – в этом пособии не рассмотрены. Разумеется, они могут дать о себе знать в период от первого до третьего года жизни малыша, как и в любое другое время, однако они слишком сложны и выходят далеко за рамки этой книги.

На протяжении многих лет я слышу от родителей маленьких детей такие вопросы, как: «Когда начинать приучать его к горшку?», «Какие игрушки подходят его возрасту?», «Как заставить его кушать, когда он капризничает?» или «Как запретить ему кусаться?» и т. д.

На эти бесконечные как? и почему? я и хочу ответить, отдавая себе отчет в том, что ни одна книга просто не может дать точных ответов на все вопросы. Так что родителям придется взять ответственность на себя и решить, руководствуясь здравым смыслом и ситуацией, как воспитывать своего малыша.

Каждые папа и мама найдут свой способ окружить ребенка атмосферой доверия, уважения, защищенности и любви.

Два решающих года

Первый год жизни ребенка проходит более-менее спокойно; в эти двенадцать месяцев ребенок развивается постепенно, знакомясь со своими родителями и миром вокруг. Следующие два года менее предсказуемы, однако от этого они не становятся менее увлекательными.

Любые проблемы в большинстве случаев связаны с приемом пищи, сном или характером малыша. Если до этого момента ребенок соответствовал тому идеализированному образу, который мы рисовали у себя в голове, то теперь, взрослея, он становится более сложным для понимания и гораздо требовательнее.

Кто не мечтает о том, чтобы его ребенок был умным, послушным, развитым не по годам, талантливым, веселым?.. Папа и мама отдали бы все на свете, чтобы их малыш избежал проблем и ошибок.

Но как избежать неизбежного? Так что родителям раз и навсегда надо усвоить, что в период от одного до трех лет ребенок проходит через своего рода «мини-подростковый» этап, зачастую сопровождающийся конфликтами с внешним миром: тут полно как истерик, во время которых ребенок становится просто невыносим, так и самых приятных моментов – это нормально!

В самом начале этого вы носите его на руках. В конце – этот маленький человечек, махая вам ручкой на пороге детского сада, говорит вам: «До свидания, до вечера». Именно этот путь, на котором столько важных открытий и препятствий, вам и предстоит проделать вместе с ним.

В качестве предупреждения

Все дети разные. Они отличаются как темпераментом, так и вкусами, каждый развивается в своем режиме. Среднестатистического ребенка в реальности не существует. Однако именно его описывают в книгах, адресованных широкому кругу читателей.

  1. Таким образом, родители не должны испытывать ни гордости, ни беспокойства по поводу того, что их ребенок опережает или отстает от своих сверстников по каким-то из описанных в этой книге критериям.
  2. Когда я говорю вы, то обращаюсь тем самым к обоим родителям, даже если в первые годы жизни ребенка большую часть времени он проводит все-таки с матерью.
  3. Так как в русском языке существительное ребенок мужского рода, то на протяжении всей книги я буду использовать местоимение «он».
  4. Так что не смущайтесь, родители девочек, и знайте, что все сказанное касается в полной мере и вас.

Ребенок от 12 до 14 месяцев

  • Какой он?
  • Он учится ходить
  • Он начинает есть самостоятельно
  • Вкусы и аппетиты
  • Перемены в яслях
  • Ограничения и запреты
  • Первые проявления ревности
  • Ночная тишина
  • Опасность солнца

Какой он?

Годовалый малыш – уже сложившаяся личность, он самостоятельно передвигается, любит общаться и привлекать к себе внимание, он просто обожает игры, в которых надо что-то складывать, соединять, наполнять и опустошать – он постоянно чем-то занят.

Это очень важный этап развития ребенка. Он чувствует особенную – праздничную – атмосферу в доме, чувствует себя центром мироздания, и недаром: все внимание направлено на него. Малыш впитывает в себя гордость за то, что взрослеет, – именно это чувство будет помогать ему двигаться вперед, несмотря на страхи и опасения.

Годовалый ребенок необъятно любопытен. Если он передвигается – ползком или пешком, – то делает это с какой-то конкретной целью. Он подолгу с увлечением наблюдает за мельчайшими деталями окружающего мира, за насекомыми или пылинками, а двери шкафов вызывают у него непреодолимую тягу: что там за ними?

Как бы вы ни переживали за возможные последствия такой любознательности, ваша первоочередная задача – сохранить у малыша это замечательное качество и помогать ему совершать открытия.

Ведь именно эта страсть к познанию приведет его к открытию чтения, письма и всего остального, чему учатся дети. Любопытство свидетельствует о глубоком жизненном стремлении ребенка к познанию.

Поощряя его, вы, разумеется, должны обеспечить своему чаду безопасность.

В этом возрасте ребенок не выносит ограничений свободы: даже необходимость сидеть на высоком детском стуле для него серьезное испытание и не должно быть слишком долгим. К великому счастью родителей, ребенка все еще довольно легко отвлечь.

Один год – это также самое начало развития детских страхов, которые будут на протяжении двух следующих лет прогрессировать: одни дети чувствительны к громким звукам, другие боятся воды в ванной, темноты или незнакомцев.

Все это свидетельства взросления. Я еще расскажу вам, как помочь малышу преодолеть все свои страхи, придавая ему уверенности в себе и не оказывая на него давления.

Отныне ребенок передвигается самостоятельно – на четвереньках или на ногах, держась за руку взрослого или сам.

В этом возрасте пока неважно, насколько уверенно он ходит, так как это нисколько не мешает ему стремительно перемещаться.

В следующие несколько месяцев он достигнет в этом деле еще большего прогресса: он научится держать равновесие, вставать, и вот тогда его уже на самом деле не остановить.

Его руки приобретают ловкость: некоторые дети уже без проблем пьют из стакана, почти ничего не разливая, другие строят башни, причем держат по кубику в каждой руке, что свидетельствует о том, что они уже освоили движения руками на довольно высоком уровне.

Они учатся расставлять большой и указательный палец в виде пинцета, что делает их движения более точными – им не составляет особого труда ухватить небольшой кусочек пищи или даже пылинку. Однако рот остается у ребенка пока что основным элементом познания объектов окружающего мира.

Именно с помощью рта дети изучают и открывают для себя мир, предметы вокруг, а режущиеся зубы делают десны еще чувствительнее.

Около года ребенок начинает демонстрировать зрелые зачатки речи: если он еще и не умеет говорить по-настоящему, то с огромной скоростью впитывает в себя поступающий извне вербальный материал.

Важно разговаривать с ним как можно чаще, комментировать его действия и поступки, совершаемые им в повседневной жизни, причем делать это простым, понятным языком, стараясь выразиться как можно точнее.

Вы можете начать учить его названиям частей тела, сначала на кукле, а потом и на его собственном теле.

  1. ✓ Что помогает ребенку взрослеть
  2. ✓ Ощущение того, что он желанный и его любят.
  3. ✓ Ощущение поддержки в своих начинаниях.
  4. ✓ Жизнь в теплой, придающей уверенности атмосфере, наполненной весельем и безмятежностью.
  5. ✓ Размеренная и предсказуемая жизнь, в которой всегда есть место сюрпризам и неожиданностям.
  6. ✓ Четкие и точные указания, согласующиеся с тем, что от него ожидают: чтобы во вторник от него требовали то же самое, что требовали в понедельник.
  7. ✓ Чтобы в его воспитании принимали участие оба родителя, уверенные в своих родительских способностях и не боящиеся быть самими собой.

Все это должно происходить в виде игры, а не занудного урока и как можно чаще заканчиваться игривым щекотанием. Если ребенок не говорит, он общается с нами: он прекрасно понимает, что ему говорят, может выполнять простейшие указания и дает понять, что у него на уме.

Ему нравится привлекать внимание

Взаимоотношения с другими детьми сложно назвать основанными на взаимном уважении: ребенок может поначалу вести себя дружелюбно, затем ни с того ни с сего ударить; а игрушки в руках у других всегда кажутся красивее и привлекательнее, чем собственные, даже если, с точки зрения родителей, они и выглядят абсолютно одинаково или даже если точно такая же игрушка просто валяется на полу. Таким образом, он будет пытаться присвоить себе чужое. Эта игрушка выглядит живой и забавной, потому что развлекает кого-то другого: ребенок присваивает предметам свойства живых существ и пока не понимает, что только человек может вдохнуть в бездушный предмет жизнь.

Отношения со взрослыми развиваются гармоничнее: ребенок требует их присутствия и внимания. Он то и дело тянет за рукав того, кто готовит еду, закрывает вашу книгу или делает всевозможные глупости, лишь бы поскорее закончить ваш телефонный разговор. Дело в том, что больше всего на свете ему нравится работать на публику, которая должна восхищаться им и аплодировать его клоунадам.

Именно в этот период родители должны начать проявлять свою строгость и непоколебимость. Если в течение первого года жизни не было смысла заставлять ребенка слушаться, то отныне его надо учить, что значат слово «нет» и определенные правила, которые сделают жизнь всей семьи в последующие годы намного проще.

Он складывает, соединяет, переливает…

Годовалый малыш обожает что-то тянуть или толкать, наполнять и опустошать. Так что было бы неплохо предоставить ему побольше ненужного барахла: собственный шкафчик, ящик в нижней части кухонного шкафа или полку в зале, огромный контейнер или коробки, наполненные безопасными безделушками, – он получит огромное удовольствие, просто ставя вещи на место и наполняя коробки.

Среди любимых детских забав фигурируют также игры в ванной, шарики и мячи, бусины и все, что складывается или соединяется.

  • В этом возрасте…
  • ✓ Он умеет или не умеет ходить.
  • ✓ Он вас не слушает, особенно если вы разговариваете с ним издалека или спиной – доходит до того, что родители начинают беспокоиться, нет ли у их малыша проблем со слухом.

✓ Он постоянно пытается добиться вашего внимания, особенно когда вы заняты. Больше всего вы ему нужны в тот момент, когда начинаете говорить по телефону.

  1. ✓ Он хочет, чтобы весь мир крутился вокруг него и все его обнимали.
  2. ✓ Он кричит очень громко с причиной или без – во всяком случае явной.
  3. ✓ Он ест руками.
  4. ✓ Он плачет по ночам, чтобы ему вернули выпавшую изо рта соску.

А еще ребенка тянет к громким игрушкам: чем громче они шумят, тем могущественнее себя чувствует малыш – что приходится по вкусу далеко не всем родителям…

Тем временем родители остаются самыми предпочтительными участниками всех детских игр. Дети обожают убегать, хвататься за родителей, прятаться от них, им нравится, когда их щекочут или берут на руки – это, без сомнения, их любимейшие игры. Они перенимают родительский энтузиазм, смех и эмоции взрослых, они учат новые слова и учатся жизни.

Он учится ходить

Умение ходить – решающий этап в развитии малыша. Как правило, он учится уверенно передвигаться на двух ногах между 10 и 18 месяцами, а в среднем дети начинают ходить в 14 месяцев.

Ребенок начинает ходить при условии достаточной как физической, так и психологической зрелости. Развитие этой способности также зависит от темперамента: активные «исследователи» начинают ходить пораньше, более спокойные «наблюдатели» с этим не торопятся.

У каждого свой ритм – главное, чтобы ребенок продолжал совершать открытия и оставался активным. Если ребенок встал на ноги относительно рано, это вовсе не значит, что он достигнет подобных успехов в других областях, будь то в плане физического или умственного развития.

А вот если в 18 месяцев ребенок не пошел, необходимо обратиться к педиатру.

Вы сразу заметите, что малыш готов начать ходить: постоянные тренировки этого умения берут абсолютный верх над всеми другими занятиями. Он тратит на попытки встать уйму времени, а многочисленные, но мягкие падения нисколько не отбивают у него желания.

В этот момент определяющую роль играет отношение матери. Падая, ребенок смотрит на нее, чтобы понять, что она по этому поводу думает. Если она улыбается и вслух призывает его не сдаваться, он видит, что в этом ничего страшного, встает и снова берется за дело.

Уверенность в своих физических способностях подразумевает, что не нужно сдаваться, встретив на своем пути первое препятствие.

Мамы-волшебницы используют заклинания: «Абракадабра, подуем три раза, и все прошло!» Такое колдовство пойдет на пользу, а вот если вы броситесь к упавшему малышу с видимым беспокойством, он воспримет это как повод, чтобы его пожалели… и начинает плакать.

Годовалые дети проходят разные стадии в умении ходить. Одни передвигаются на четвереньках, встав на колени или на полную ступню, и их это устраивает.

Те, кто ходит, опершись на ладони и ступни, встают на две ноги быстрее. Другие проводят немало времени стоя, держась за мебель, они пытаются ходить, передвигаясь от одной опоры к другой. Третьи без особого труда преодолевают несколько шагов до взрослого, вытянувшего навстречу руки.

Чаще всего относительно рано – в 9–11 месяцев – учатся ходить энергичные и любознательные дети. Это может оказаться и семейной чертой – дети нередко начинают ходить в том же возрасте, что и их мама или папа.

Что касается тех детей, которые отстают в этом плане от своих сверстников, то тут тоже свою роль могут играть как наследственность, так и характер: такой ребенок чаще всего любит наблюдать за происходящим и ведет себя относительно спокойно. Он сделал свой выбор – пусть и временный – и решил использовать больше руки, чем ноги.

Момент, когда ребенок учится ходить, символичен. Встав с колен на ноги, малыш присоединяется к миру людей, а его младенческому этапу жизни приходит конец. Отныне он начинает путь к самостоятельности.

Итак, родители чувствуют, что их кроха начинает от них ускользать – и в буквальном, и в переносном смыслах. Ребенок вкладывает в это дело много энергии, а эта борьба за независимое и полноценное существование будет играть важную роль на протяжении его второго года жизни.

Научившись ходить, ребенок освобождает руки, что позволяет достичь ему значительного прогресса во множестве областей. А так как теперь он тоже может уходить и возвращаться, то ребенок начинает по-настоящему проявлять накопленное за предыдущие месяцы своей жизни беспокойство по поводу ухода и возвращения родителей.

Мир начинает расширяться, ребенку хочется все разведать и понять. Однако очень быстро он упирается в некоторые ограничения – те, что устанавливаются родителями, и те, которые он чувствует и понимает сам. Испытываемое в связи с этим чувство неудовлетворенности станет большой проблемой грядущих месяцев его жизни.

Ребенку, который решился научиться ходить, надо помочь. Предоставьте ему, например, подвижную опору – спинку стула, табурет или раму с колесиками. Поощряйте его попытки ходить. Малыш упал на попу? Ничего: подгузник смягчил падение. Разрядите обстановку и призовите его встать.

Воспитание малыша от 1 до 3х лет — одна с самых важных задач родителей

В каком возрасте надо начинать воспитание ребенка?

К настоящему времени необходимость воспитывать ребенка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными.

Существенное значение в воспитании имеют такие факторы, как постепенное увеличение отрезков времени бодрствования, отражающие работоспособность мозга ребенка, раннее развитие у него анализаторов (слух, зрение и др.), а также развитие речи.

И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить. Нельзя терять ни одного дня для осуществления процесса воспитания.

  • Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте первых 3—4 лет жизни.
  • Если воспитание в этот период отсутствует, то неизбежны либо задержка в развитии мозга, либо формирование нежелательных привычек, создающих картину отрицательного поведения ребенка.
  • Дать какие-то готовые рецепты воспитания ребенка нельзя, так как многое здесь зависит от индивидуальных (типологических) особенностей детей, окружающей обстановки, прошлого опыта ребенка, привычек, сложившихся у него ранее, состояния его здоровья.

Однако имеется ряд общих педагогических правил, которые родителям необходимо соблюдать. Рассмотрим некоторые из них.

С ребенком надо обращаться ровно и спокойно.

Детям легко передается настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребенка отцом или матерью быстро возбуждают его — появляются слезы, малыш начинает капризничать.

Резкие движения, «дергание» ребенка при одевании, умывании или укладывании спать приводят к тому, что он отказывается выполнять поручения взрослых, становится раздражительным.

Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребенку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительного тона и т. д.

Единство воспитания.

У вас уже накоплен определенный опыт воспитания ребенка. Знаете, как его покормить, как уложить спать, как успокоить, развлечь и т. д.

Ребенок легче приспосабливается к окружающей обстановке, если родители применяют привычные для него способы обращения с ним.

Любое изменение знакомых воспитательных приемов или применение новых, пока что малопонятных для ребенка правил, нарушает его привычки и вызывает неуравновешенность поведения.

Например, ребенок привык ложиться спать в коляске на улице. Попробуйте уложить его в это же время дома, в кровати — вы испытаете определенные трудности. 

  1. Изменения в методику воспитания можно вносить лишь в соответствии с возрастом ребенка, когда необходимо предъявлять новые требования: самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и др.
  2. В таком случае изменения воспитательных приемов не вызовут нежелательных сдвигов в поведении, поскольку они вносятся на базе приобретаемых, новых умений ребенка.
  3. Понятие «единство воспитания», кроме единства методики педагогических приемов, включает также единство подхода к ребенку со стороны всех взрослых лиц, принимающих участие в его воспитании.

У мамы и папы, бабушки и т. д. должна быть полная согласованность в подходе к ребенку, предъявлении тех или иных требований.

Только такое единство взрослых членов семьи во взглядах на воспитание ребенка может обеспечить образование у него стойких положительных навыков, уравновешенности поведения.

Если мама запрещает «трогать часы», а папа разрешает «бери, играй, сыночек!», то в этом случае у малыша никогда не сформируется четкость восприятия такого важного понятия, как «можно» — «нельзя».

  • При такой системе неправильного воспитания ребенок быстро поймет: можно вести себя в одинаковой ситуации по-разному — важно только, кто при этом присутствует, отец или мать?
  • Пренебрежение воспитанием сдерживающих понятий формирует такие черты в характере ребенка, как упрямство, негативизм, раздражительность.
  • Родители должны хорошо знать, что может повлечь за собой эта шутливая замена «нельзя» на «можно».

Итак, единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи — важное педагогическое требование. Помните, что ваш ребёнок в этом возрасте более чуткий, сообразительный и умный, чем думают иногда некоторые родители.

  1. Ваше требование—закон.
  2. Есть еще одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания — «надо».
  3. Правильная, адекватная реакция ребенка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования.

Очень важно при этом, чтобы ваше требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка или с его потребностью. Например, вы говорите: «надо спать» — при укладывании малыша в положенное для него время, или «пойдем гулять», когда действительно наступило время прогулки.

Кроме этого условия, для выработки нужной реакции ребенка на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него.

Непосильным для детей раннего возраста (1—3 года) являются такие требования родителей, как сидеть спокойно или длительно ожидать чего-либо.

Находиться в неподвижном состоянии ребенок в этом возрасте еще не может. Умение «подождать», «посидеть» и пр. надо упражнять постепенно. Оно сформируется в более старшем возрасте, после трех лет.

Далее, каждый раз необходимо проследить, чтобы ребенок ваше поручение выполнил. И если на всякое ваше предложение что-то сделать ребенок будет отвечать обязательным его выполнением, у него сформируется привычка правильно вести себя в соответствии с той или иной просьбой взрослых. А ведь это не что иное, как послушание.

Как приятно слышать такую характеристику «какой послушный ребенок!» С таким ребенком легко родителям и воспитателям.

  • Развитие самостоятельности.
  • Если малыш тянется к предмету, который привлек его внимание, заинтересовал (например, игрушка), и, наконец, достает этот предмет сам, без помощи взрослых — он радуется, испытывает удовлетворение от «своих самостоятельных действий.
  • Такие действия ребенка надо поощрять («вот молодец, что достал сам»), это в еще большей степени укрепит его тягу к самостоятельности.

Бывает и так, что малыш в аналогичной ситуации сигналит — «не могу», «никак» и просит помочь взрослых «дай-дай-дай». И все же не спешите ему на выручку, а постарайтесь словами побудить его к самостоятельным действиям. «Ты уже большой, достань сам, попробуй».

Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок сделал сам то, что у него не получалось. На начальном этапе можно незаметно помочь ему довести дело до положительного результата, чтобы закрепить уверенность в своих возможностях.

Таким путем вы формируете у ребенка потребность в самостоятельных действиях, умение преодолевать трудности.

Можете ли вы быть образцом для подражания?

Обычно в 2—3-летнем возрасте дети склонны подражать действиям взрослых: малыши в игре изображают действия матери, отца, бабушки, доктора и т. д. Они «кормят» и «лечат» кукол, «готовят» обед, «читают» книги.

Приятно видеть, если подражательные действия ребенка состоят из выполнения положительных правил. А если нет? Кого в этом винить? Разумеется взрослых. Это в их поведении он увидел, а затем и воспроизвел отрицательное.

Способность ребенка к подражанию очень полезна для правильного воспитания, так как на ее основе происходит в основном обучение необходимым навыкам и привычкам.

Подражая действиям взрослых ребенок учится многому—аккуратно есть, складывать свою одежду, убирать обувь, собирать игрушки. И в дальнейшем многие гигиенические навыки, манеры культурного поведения дети получают, глядя на аналогичные действия старших.

Родители всегда должны помнить, что за их поведением неотступно следят внимательные детские глаза, и вести себя соответственно этому. Необходимо также обращать внимание ребенка на все положительные поступки, которые совершаются на его глазах.Воспитательные воздействия желательно сопровождать словесными пояснениями и настойчиво развивать позитивные формы ответных поступков ребенка.

Речевая установка.

Родители должны знать, что от ребенка легче добиться выполнения каких-то действий, если сначала ему сказать об этом, т. е. создать предварительную установку, положительную настроенность на выполнение данного действия.

Например, «Мы сейчас пойдем гулять, по сначала надо одеться» — и ребенок охотно будет на себя натягивать одежду. Или «Сейчас будем обедать, но сначала надо помыть ручки».

Такие фразы взрослых предупреждают капризы ребенка. Он понимает, что это «трудное» (одеваться, мыть руки и т. д.) делается для того, чтобы потом наступило «приятное» (прогулка, вкусная еда и т. д.).

Эти слова создают как бы готовность к тому или иному действию и вызывают у ребенка желание справиться с ним.

Наиболее распространенные ошибки в воспитании.

К ним относятся частые, немотивированные запреты, «срыв установки», отсутствие стабильности в режиме дня. Эти положения физиологически обоснованы, так как обусловлены психофизиологическими особенностями детского организма.

Почему вредны частые запреты? Одергивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребенка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности.

Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т. п.

Еще одна тонкость.

Запрещая что-то ребенку, вы говорите «не делай», «не трогай», «не тяни» и т. п., т. е. разные слова с отрицательной частицей «не». Однако в силу особенностей восприятия ребенком взрослой речи — ведь малыш только научился ее понимать — он не всегда улавливает эту короткую частицу «не» и часто слышит «делай», «трогай», «тяни» и т. п.

Вы поступите неправильно, если будете все разрешать ребенку, или, наоборот, запрещать.

Ребенок обязательно должен знать четкую границу между «можно» и «нельзя».

Но запрещений в этом возрасте должно быть немного. Целесообразно организовать место бодрствования ребенка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого.

А что такое «срыв установки»? Представим себе такую ситуацию: девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает ее в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребенка и есть «срыв установки».

Ребенок полностью захвачен игрой («установлен»). Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери.

В этом случае понятны протест и сопротивление ребенка, его плач — ведь все это из-за невозможности переключиться на другое действие.

Если такие неправильные приемы со «срывом установки» применяются часто, то у ребенка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых.

Переключать деятельность ребенка с одного занятия на другое, не нарушая установки, надо умело — сначала словами, если ребенок хорошо понимает речь, затем показом того, чем он должен будет заниматься. Такой способ переключения привлекает внимание малыша и возбуждает его интерес к новому занятию.

Нельзя резко и часто менять режим дня ребенка.

Обычно условия его жизни сравнительно постоянны (окружение, домашняя обстановка и т. д.). Основные слагаемые режима дня: сон, бодрствование и кормление, чередуются почти всегда в одной и той же последовательности. При этом у ребенка закрепляются определенные устойчивые привычки, которые имеют большое значение для его жизнедеятельности.

Если последовательность событий дня вдруг нарушается (приход гостей, смена времени кормления или сна, отъезд на дачу и т. д.), то, как правило, изменяется поведение ребенка: появляются упрямство, плач, капризы, снижение аппетита, расстройства сна.

Чтобы избежать этих явлений, советуем не допускать частых и значительных перемен в условиях жизни ребенка.

В случаях необходимости смены обстановки (переезд, поступление в дошкольное учреждение и т. д.) старайтесь не изменять резко сложившихся привычек ребенка.

Нельзя вносить в его жизнь сразу много нового. Безусловно, ее можно и нужно разнообразить, но постепенно, в пределах, допустимых возрастной выносливостью детской нервной системы.

В каждом отдельном случае вы можете получить консультацию в кабинете здорового ребенка детской поликлиники.

Категорически запрещается запугивать ребенка, обманывать его, применять физические наказания.

Иногда можно слышать, как мать, торопя малыша, говорит «ешь скорее, а то папе отдам». Такие необдуманные слова могут сформировать в характере ребенка жадность.

Нельзя также часто порицать его: «какой ты бестолковый», «до чего же ты упрямый», «ничего не умеешь» и т. п.

Ребенок плохо себя ведет.

Многие родители теряются и не знают, как обращаться с малышом, если он капризничает.

Самый распространенный прием, которым, вероятно, пользуются многие — это метод отвлечения. Чем меньше ребенок, тем легче отвлечь его внимание от причин, вызвавших плач, капризы.

Это помогает успокоить малыша, но не воспитывает правильного поведения. Поэтому в более старшем возрасте метод отвлечения лучше заменить убеждением, разъяснением или прямым обучением.

  1. Что делать, если ребенок плачет: жалеть, наказывать или не обращать внимания на его плач?
  2. В этом случае выбор метода воспитания будет зависеть от причины появления слез, установления вины ребенка и других обстоятельств.
  3. За что и как нужно наказывать ребенка?

Здесь не может быть однозначного ответа. В решении этого вопроса в каждом конкретном случае родителям должны помочь, подсказать ответ их любовь к своему малышу, желание воспитать у него самые лучшие качества характера, уберечь его от ошибок в будущем.

Если взрослые уделяют достаточно много внимания и ласки ребенку, то вполне достаточным может быть «суровый взгляд при обычной ласке»

Осуждением плохого поведения ребенка может стать отказ разговаривать или играть с ним.

Важно, чтобы приемы наказания соотносились с характером плохого поступка ребенка. Например, малыш сломал игрушку или порвал книжку — в этом случае надо сказать, как плохо он поступил и запретить ему пользоваться этой игрушкой или книжкой.

Лучше сразу правильно воспитывать ребенка, формируя у него как можно больше положительных форм поведения, чем потом перевоспитывать, ломать сложившиеся стереотипы

Ссылка на основную публикацию