Что такое группы здоровья, и что они означают? Этот вопрос остается одним из актуальных, которым задаются приемные родители. Мы продолжаем серию материалов с различными экспертами о разных аспектах этой темы. В прошлый раз мы говорили с врачом-неврологом, теперь — со специалистом-педиатром, а по совместительству, приемной мамой.
Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны? Какие прогнозы дают врачи о будущем малыша или подростка? Снимут ли диагнозы, которые были поставлены в детском доме, с ребенка, когда он будет жить в полноценной семье? На эти вопросы фонду «Измени одну жизнь» ответила приемная мама, педиатр Анна Богатырева.
Что такое «группы здоровья»
Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ в№621 от 30.12.2013 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья
Узнать больше о диагнозах детей, прочитать истории усыновления особенных малышей и подростков можно в разделе «Здоровье детей».
1 группа – это здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие пороков развития и каких либо отклонений от нормы.
2 группа – к ней относятся практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения.
Например, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, низкий вес или избыточный вес).
В эту же группу входят часто болеющие дети и дети с физическими недостатками (последствиями травм или операций), но у которых сохранены все функции.
3 группа здоровья – к ней относятся дети, у которых есть хронические заболевания, с редкими обострениями и которые на момент осмотра находятся в стадии ремиссии.
К этой группе относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (то есть имеющиеся недостатки не должны ограничивать возможность обучения или труда ребенка).
4 группа здоровья — это дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения или и стадии нестойкой клинической ремиссии (с частыми обострениями), которые ограничивают жизнедеятельность ребенка или требуют поддерживающей терапии.
К этой группе относятся дети, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в некоторой степени, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.
Какие диагнозы часто встречаются в медкартах детей-сирот?
5 группа здоровья – к ней относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с частыми обострениями или непрерывными рецидивами, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, требующими постоянной терапии. А также дети с инвалидностью, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Кто и как определяет группу здоровья
В реальной практике группу здоровья определяет участковый врач-педиатр или врач детского дома/дома ребенка, на основании осмотра, диспансеризации и/или дополнительных обследований.
В упомянутом приказе четко прописан алгоритм, основанный на международной классификации болезней, согласно которому у врача есть «диагностический коридор», в рамках которого он устанавливает группу здоровья
В детских домах группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму. Вопрос в качестве проведенной диспансеризации. Детям до трех лет группа здоровья не ставится вообще. Старше трех лет и до 17 лет – согласно приказу Минздрава РФ.
Возможные сценарии развития событий
Стопроцентной гарантии, что взяв ребенка с 1-2 группой здоровья, вы получите реально здорового малыша или подростка, нет ни у кого. Сценариев развития событий много, но глобально, по-моему мнению, их четыре:
- В детском доме работает хороший врач, и диспансеризация проводится не формально. То есть, то, что написано в истории болезни воспитанника – правда. Это значит, что группа здоровья с большой долей вероятности выставлена правильно.
- В детском доме вообще нет врача, или он выполняет свои обязанности формально, и/или диспансеризация проведена тоже формально. Тогда здесь возможны такие варианты. Первый: гипердиагностика. Выставляется тот диагноз, которого нет. И от этого группа здоровья определена как более тяжелая. Второй: гиподиагностика. При этом варианте группа здоровья стоит, к примеру, вторая. А в реальности ребенок требует углубленного обследования и лечения.
- Выставлена правильная группа здоровья, например, третья. Но попав в домашнюю обстановку, ребенок « самоизлечивается». И через год-два его группа здоровья первая или вторая.
- Любой потенциальный приемный родитель должен отдавать себе отчет, что взяв даже здорового ребенка с 1 группой здоровья, это не дает гарантии, что с течением времени у ребенка не появится какое-либо заболевание, в том числе тяжелое и инвалидизирующее. И причина появления заболевания будет не в том, что врач сиротского учреждения работал плохо. Просто произошло стечение обстоятельств, наличие генетических предрасположенностей и т.д.
Как относиться к заявленным группам здоровья детей
Практически у каждого человека есть предпочтения и страхи: кто-то боится инфекций, кто-то просто не любит больницы, кому-то не комфортно в обществе людей с видимыми физическими недостатками, кто-то очень не хочет взять ребенка с умственной отсталостью.
Приемные родители делятся опытом воспитания и развития особых детей
Поэтому я посоветовала бы потенциальным приемным родителям честно для себя понять, какие именно заболевания для них не приемлемы, и сразу не рассматривать таких детей. Например: ВИЧ, гепатиты, туберкулез. При этом ребенок с ВИЧ может относится к 3, 4 и 5 группам здоровья, в зависимости от течения ВИЧ.
Хронические неинфекционные заболевания, например хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический гастрит — от 3 до 5 групп здоровья, в зависимости от тяжести течения.
При этом, например, наличие диагноза бронхиальная астма сразу относит ребенка к 3 группе здоровья.
В настоящее время бронхиальная астма очень хорошо лечится, и большинство детей ведут абсолютно обычный образ жизни, включая учебу в школах и занятия спортом (правда, не профессиональным). Но группа здоровья будет не меньше 3.
При этом дети с расстройством личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, с шизотипиями и неврастениями могут относится как ко 2, так и к 3 группам здоровья.
Первая группа здоровья — это раритет и среди домашних детей, в детском доме они встречаются еще реже.
2-3 группа здоровья это дети с отклонениями в здоровье, которые не мешают/или не сильно мешают обычной жизни.
4-5 группы здоровья — это дети со значимыми отклонениями по здоровью и дети с инвалидностью, но зачастую они могут доставлять меньше проблем, чем дети с 2 группой здоровья.
Для поступления в гимназию, лицей или языковую спецшколу требуется 1-2 группы здоровья, равно как и для занятий в специализированных спортивных школах. Это связано с тем, что на детей ложится повышенная нагрузка, которая может негативно сказаться на не совсем здоровых детях и ухудшить их соматический статус.
На что влияет группа здоровья ребенка, и как ее определяет врач
Для детей младшего и дошкольного возраста существует 5 групп здоровья.
Здоровье детей оценивают по следующим показателям:
1. Особенности развития (генеалогический, биологический и социальный анамнез – данные, полученные при осмотре пациента).
2. Уровень физического и нервно-психического развития.
3. Степень сопротивляемости организма болезням.
4. Уровень функционального состояния основных систем организма.
5. Наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.
Учитывая каждый пункт, педиатр определяет группу здоровья ребенка и заносит ее в медицинскую карту.
«Группа здоровья» – условный термин. В медицинской практике он используется для составления планов мероприятий по оздоровлению и обучению детей. Для детей младшего и дошкольного возраста существует 5 таких групп.
В первую группу входят дети, у которых отсутствуют отклонения в состоянии здоровья. Физическое развитие таких малышей гармоничное и соответствует их возрасту, они редко болеют, болезни протекают легко.
Вторая группа включает детей, имеющих какие–либо функциональные нарушения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием. Например, функциональные систолические шумы в сердце, нарушение осанки легкой степени, незначительный дефицит или избыток массы тела. Эти дети болеют до четырех раз в год.
К третьей группе здоровья относятся дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации (организм обеспечивает приспособление к изменениям вследствие заболевания).
Четвертая группа – дети с хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (после обострения основного заболевания длительно нарушаются общее состояние и самочувствие).
К пятой группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. В эту группу также включают детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие ребята обычно не посещают детские дошкольные учреждения общего профиля.
Группу здоровья ребенка необходимо знать инструкторам ЛФК, учителям физкультуры. В зависимости от нее школьнику подбираются подходящие физические нагрузки и определяется медицинская группа по физкультуре: основная, подготовительная и специальная.
К основной относятся ученики с абсолютным здоровьем. Они могут заниматься в различных кружках и секциях, участвовать в соревнованиях.
Вторая группа – практически здоровые дети, имеющие некоторые отклонения в здоровье и входящие в группу риска (например, с пищевой аллергией). Также сюда относят физически слабо подготовленных детей. Для таких ребят подходят упражнения с постепенным освоением программы.
В специальных медицинских группах занимаются дети с хроническими заболеваниями. Для них допустимы занятия ЛФК.
Группа здоровья ребенка может измениться со временем. Например, малыш болел дискинезией желчевыводящих путей. Если он прошел лечение, строго следовал всем указаниям, то спустя 2 года, после контрольного обследования, его могут снять с диспансерного учета и перевести в другую группу здоровья.
Дарья АНДРИАНОВА
Фото Виталия ГИЛЯ
Что значит группа здоровья у ребенка?
Группа здоровья у ребенка: что это такое, какой бывает, что означает?
При прохождении осмотра у врача можно услышать, что ребенка отнесли к определенной группе здоровья. Как это понимать?
Когда ребенок появляется на свет, на него заводится медицинская карта с указанием особенностей его роста и развития. Группа его состояния обозначается цифрой от 1 до 5. Что это значит?
Что такое группа здоровья?
Группой здоровья называется условное медицинское обозначение, которое используется с целью дать характеристику общему детскому состоянию.
Для того чтобы сделать вывод о причислении к тому или иному показателю, малыша подвергают осмотру, обследованиям, берут анализы. Окончательное решение о присвоении показателя детям принимает педиатр.
Делает он это на основании выводов узких специалистов, таких как лор, хирург, кардиолог и другие.
Внимание! С возрастом группа здоровья ребенка может меняться.
Такая отметка требуется для оказания дальнейшей медицинской помощи или наблюдения специалистов.
Какие бывают группы здоровья?
Каждый ребенок в ходе диспансеризации должен быть причислен к одной из следующих групп:
- Первая. К ней относятся крепкие физически и психически дети, не имеющие каких-либо пороков или отставаний в развитии.
- Вторая. В нее входят относительно не больные дети. Хронических заболеваний у них нет, но имеются некоторые нарушения. Например, ко второй группе отнесут человека, который перенес тяжелое инфекционное заболевание, операцию, травму. Также сюда входят дети с избыточным или недостаточным весом.
- Третья. У осматриваемого есть хронические заболевания, но сейчас он находится в стадии ремиссии? Его отнесут к третьей группе. Также в третью группу входят дети, которые перенесли сложные заболевания, травмы или операции с последствиями для самочувствия. При этом эти последствия не ограничивают их в трудовой деятельности или учебе.
- Четвертая. Если у ребенка в наличии острое или хроническое заболевание с постоянными обострениями (нестойкая клиническая ремиссия), и ему требуется дополнительная регулярная терапия, то его определяют к четвертой группе. При этом состояние здоровья человека требует ограничений по труду, спортивной и учебной деятельности.
- Пятая. В нее входят дети, которые страдают тяжелыми заболеваниями в хронической форме, у них часто случаются рецидивы или обострения. Также к пятому показателю относят инвалидов, детей с физическими недостатками. Их в значительной степени ограничивают в плане учебы и трудовой деятельности.
Какие факторы задействуют при предписании ребенку того или иного показателя?
Чаще всего для определения группы здоровья учитывают 6 факторов:
- Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан задать взрослым вопросы о наследственных заболеваниях, как они передаются и насколько тяжелы их последствия.
- Физическое развитие. Учитывается рост осматриваемого, вес, окружность головы, груди, размеры рук, ног. Также отслеживается, когда он начал держать головку, сидеть, ходить, ползать, говорить.
- Развитие систем органов. Для этого привлекаются дополнительные исследования и анализы.
- Иммунитет. Если защитные силы организма снижены, то проводятся дополнительные исследования для выявления причины.
- Физиологические показатели. Обычно эти показатели оценивает педиатр по специальным таблицам.
- Психологическое заключение. Отслеживаем этих факторов занимаются психолог и невролог.
Внимание! Группу здоровья нельзя считать окончательным диагнозом. Это шкала, которая позволяет следить за состоянием детей, корректировать их нагрузки в учебе и специальных секциях.
I группа
Диспансеризация представляет собой комплексный медицинский осмотр населения, предназначенный для выявления заболеваний и факторов риска, а также общей оценки состояния здоровья граждан РФ, включающий в себя: осмотр пациентов, проведение лабораторных исследований, пропаганду здорового образа жизни и привлечение внимания граждан к состоянию здоровья своего организма.
Лица до 18 лет проходят диспансеризацию ежегодно, а основная часть взрослого населения – один раз в три года, начиная в установленные возрастные периоды (21, 24, 27 и т.д. до 39) и ежегодно после 40 лет.
В данной статье мы рассмотрим какие группы здоровья выделяют по итогам диспансеризации взрослых и детей, и чем они различаются.
Группы здоровья для взрослого населения
- Диспансеризация является основным мероприятием для исследования и мониторинга уровня здоровья взрослого населения. На основании сведений, полученных в результате прохождения диспансеризации, врач или фельдшер присваивает каждому гражданину группу здоровья в соответствии с требованиями и критериями, определенными в Приказе Минздрава РФ от 13 марта 2019 года N 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения»
- Нормативный акт выделяет четыре группы здоровья взрослого населения – 1, 2, 3а и 3б.
- К I-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия.
По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.
II группа
В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения.
Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний.
Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).
Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых.
К II группе здоровья относятся граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний
- при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске,
- а также граждане, у которых выявлено ожирение и (или) гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, и (или) лица,
- курящие более 20 сигарет в день,
- и (или) лица с выявленным риском пагубного потребления алкоголя и (или) риском потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Граждане со II группой здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом.
Гражданам со II группой здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.
III группа (а и б)
К группе III а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи.
Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма.
Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни.
К категории III б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.
Граждане с III а и III б группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Группы здоровья для детей
Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых).
Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.
1 группа
К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.
2 группа
Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом.
Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска.
Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.
3 группа
К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.
4 группа
Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации.
В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма.
Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы.
5 группа
К данной категории относятся дети с серьезными хроническими болезнями в состоянии декомпенсации. Это дети-инвалиды с тяжелыми проблемами в развитии либо сниженными функциональными возможностями.
Стоит отметить, что заболевания этой группы не всегда являются врожденными. Абсолютно здоровый ребенок после перенесенной болезни, операции или травмы может получить 5 группу.
Такие дети практически всегда требуют постоянного надзора и помощи.
Заключение
Таким образом, группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, как взрослого, так и ребенка.
Учитывая осмотры узких специалистов, группу здоровья определяет педиатр или терапевт, который в свою очередь осуществляет комплексную оценку состояния организма человека.
группы здоровья детей
- Группы здоровья в структуре комплексной оценки состояния здоровья детей.
- Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:
- I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,
- II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
- III критерий – уровень нервно–психического развития,
- IV критерий – резистентность организма,
- V критерий – функциональное состояние органов и систем,
- VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.
Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.
- II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.
- II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.
- Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:
- — ребенок от многоплодной беременности,
- — недоношенность, переношенность, незрелость,
- — перинатальное поражение ЦНС,
- — внутриутробное инфицирование,
- — низкая масса тела при рождении,
- — избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),
- — рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),
- — гипотрофия 1-й ст.,
- — дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,
- — аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),
- — функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,
— частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,
- — понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,
- — тимомегалия,
- — дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,
- — вираж туберкулиновых проб,
— состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),
— состояние после неотложных хирургических вмешательств.
Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е.
с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).
Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.
Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
Группы здоровья детей и их характеристика здоровье ребенка — pdf free download
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Частное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации» Положение об организации учебных занятий по физической культуре по программам бакалавриата и
Подробнее
Цыганова Валентина Алексеевна Заместитель начальника управления здравоохранения города Магнитогорска. Самым ответственным периодом в жизни ребенка является первый год его жизни. Это период интенсивного
Подробнее
Приложение 1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора от 01.09.2014 58/58- ОД Положение о специальной медицинской группе по физической культуре I. Общие положения. 1.1. Специальная медицинская группа (далее — СМГ)
Подробнее
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Новый гуманитарный институт» Положение об организации учебных занятий по физической культуре в Автономной некоммерческой организации высшего образования
Подробнее
Грипп Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) находятся на первом месте по числу заболевающих людей. Несмотря на постоянную борьбу с гриппом, победить грипп человечеству до сих пор
Подробнее
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА 1 L/O/G/O
Подробнее
Лекция 2 Тема «Этапы и принципы медицинской реабилитации» План лекции: 1. Три этапа медицинской реабилитации 2. Принципы медицинской реабилитации (обоснованность, этапность, непрерывность, преемственность).
Подробнее
МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ. ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
Охрана здоровья детей и подростков состоит в том, чтобы способствовать нормальному физическому и психическому развитию как можно большему количеству родившихся детей. Применение рациональных методов профилактики заболеваний и их лечение с учетом физиологических особенностей организма позволило снизить смертность среди детского населения. Этому служит диспансеризация населения.
Диспансеризация — это динамический контроль за уровнем развития и состояния здоровья с целью ранней диагностики начальных отклонений и назначения своевременных оздоровительных и корригирующих мероприятий, а также обеспечение условий для оптимального развития ребенка. Диспансеризация — это синтез профилактики и лечения. Профилактические мероприятия направлены на снижение вероятности возникновения заболевания, на прерывание или замедление прогрессирования имеющегося заболевания, на повышение качества жизни.
В связи с актуальностью проблемы качества жизни в России, которая определяется низкой рождаемостью против смертности, увеличением заболеваемости ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, увеличением количества инвалидов, в стране разработано несколько национальных проектов и программ. Но долг каждого родителя в масштабе своей семьи заботиться о состоянии здоровья своих детей.
Важным разделом профилактической работы является проведение прививок, В разделе, посвященном инфекционным заболеваниям, если помните, мы коснулись этой темы. В данном случае здоровье ребенка зависит от его родителей.
Отказавшись от проведения прививок или срывая сроки вакцинации, вы ставите под угрозу не только здоровье, но и жизнь ребенка.
Как уже говорилось, что вакцинация против туберкулеза, дифтерии, столбняка, коклюша, кори, полиомиелита и еще ряда заболеваний позволила почти полностью ликвидировать эти заболевания среди детского населения.
Если раньше эти заболевания являлись причиной инвалидизации или даже смерти, то сейчас эти заболевания встречаются крайне редко. К профилактическим мероприятиям также относятся рациональный режим труда и отдыха, питание, адекватная физическая нагрузка, а также повышение иммунитета ребенка. Я думаю, что вы сможете правильно построить режим дня своему ребенку, уже ознакомившись с предыдущими темами.
Диспансеризации подлежит все детское население.
Сюда входят осмотры специалистов в поликлинике, лабораторное обследование ребенка; в случае заболевания вашим врачом составляется план наблюдения ребенка с хронической патологией, с которым вы должны быть ознакомлены: каких специалистов и когда вы должны посетить, какие анализы сдать, какие провести противорецидивные мероприятия, какое конкретное провести лечение. Диспансеризация призвана своевременно выявить ту или иную патологию у ребенка, своевременно начать лечение и предупредить развитие осложнений.
Для определения полноты наблюдения за ребенком проводится комплексная оценка его состояния здоровья. Она складывается из определения наследственных факторов риска по тому или иному заболеванию, по биологическим факторам — течение беременности, течение родов и раннего возраста, социальных факторов.
Оценка состояния ребенка складывается также из показателей физического и нервно-психического развития, которые могут быть оценены как нормальные. С задержкой или опережением. Оценивается резистентность организма, т.е. его устойчивость к заболеваниям, а также оценка функционального состояния по поведению, эмоциональному статусу. Имеет значение наличие или отсутствие хронической патологии.
На основании полученных сведений о состоянии здоровья ребенка определяется группа здоровья от первой до пятой, принцип формирования этих групп был также изложен ранее. Вспомните эти группы здоровья. Родителям также даются рекомендации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию, уходу.
Составляется график проведения профилактических прививок, план наблюдения специалистами. От соблюдения, казалось бы, простых рекомендаций часто зависит течение заболевания. Поэтому необходимо соблюдать все данные вам рекомендации.
Если порой родители не могут повлиять на возникновение и развитие какой-либо болезни, то всегда в их силах научить ребенка необходимым навыкам.
Для поддержания здоровья ребенка в семье необходимо заложить в нем с самого раннего детства полезные для здоровья навыки. Гигиеническое воспитание — необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков является отражением их адекватного развития и начальной социализации. Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень усвоения этих навыков.
Учитывая индивидуальное развитие ребенка, необходимо поэтапно приучать его к различным гигиеническим процедурам. Так раннее приучение ребенка к горшку вызывает стресс и негативные эмоции у ребенка и родителей.
Начало туалетного обучения необходимо начинать не ранее 15 месяцев, а для некоторых детей это возраст 2 -2,5 года. Многолетняя практика показывает, что никакие попытки ускорить процесс туалетного обучения не могут привести к положительным результатам, если не созрела нервная система ребенка.
Признаки готовности ребенка к приучению к горшку: ребенок остается сухим более двух часов подряд в дневное время, ребенок умеет ходить и самостоятельно садится на горшок, знает для чего предназначен горшок, у ребенка имеется фразовая речь не менее чем из двух слов, умеет самостоятельно снимать трусы.
В возрасте 2-3 года ребенок начинает самостоятельно мыть руки, начинает пользоваться зубной щеткой и расческой, а также носовым платком и салфетками. В 5-6 лет ребенок в состоянии ухаживать за своей одеждой и обувью: аккуратно повесить одежду, почистить обувь. В 6-7 лет знает правила поведения за столом и пользуется правильно столовыми приборами.
Следующим аспектом борьбы за здоровье ребенка является профилактика травматизма. Среди причин смертности детей в возрасте 1-17 лет на первом месте стоят травмы, самоубийства, убийства. Среди травм на первом месте автодорожные травмы, затем утопления, ожоги, отравление угарным газом.
В большинстве цивилизованных стран дети в возрасте до 5 лет и старше чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых. Если от инфекционных заболеваний разработаны прививки, то от травматизма намного сложнее разработать меры профилактики.
Поэтому особое внимание в профилактике детского травматизма должно уделяться воспитательной работе, во время которой детям сообщают специальные знания, передают жизненный опыт. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их типичны.
Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, недостаток жизненного опыта, отсутствие чувства опасности.
Ребенку необходимо внушать, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. Работа по профилактике травматизма должна идти в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и обучение детей основам профилактики травматизма.
Следующей актуальной проблемой, связанной с сохранением здоровья, является проблема зрения. В происхождении зрительных болезней выделяют наследственную предрасположенность и особенности детского глаза.
Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов: повышенная зрительная нагрузка, неблагоприятные гигиенические условия, недостаточная двигательная активность, общие заболевания. Для предупреждения зрительных расстройств большое значение имеет организация занятий, связанных с напряжением зрения.
Во время занятий важно регулировать длительность зрительного напряжения. Зрительная нагрузка должна сменяться паузами, особенно при работе на компьютере.
За последние годы значительно вырос % патологии зрения у детей, что связано с перенапряжением глаз при интенсивной зрительной нагрузке: просмотр телевизора, игры на компьютере длятся по несколько часов в день, учебные занятия и т.д. При этом не соблюдается расстояние от глаз до экрана, освещенность.
Не рекомендуется школьникам заниматься зрительной работой в транспорте, не читать во время болезни, во время еды. Нельзя смотреть телевизор в темноте.
Просмотр телевизионных передач и занятия на компьютере должны быть ограничены по времени 10-15 минут дошкольникам, 30 минут- младшим школьникам, 1-1,5 часа — детям -школьникам среднего звена с 10 минутными перерывами. Необходимо выполнять простые упражнения для глаз: вращение глазных яблок, перевод взгляда с ближнего на дальнее расстояние. Казалось бы, что эти достаточно простые требования должны выполняться легко и бесприкословно, однако на практике отмечается сопротивление детей этим требованиям. Поэтому чем раньше научить ребенка соблюдению данных гигиенических мероприятий в отношении своего же зрения, тем легче он будет выполнять необходимые требования.
В последние годы также вырос % детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что связано с малоподвижным образом жизни, слабостью мышц, неудобной постелью, неправильным положением тела при ходьбе, стоя и сидя.
Наиболее действенным средством профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни.
Занятия спортом обеспечивают постепенно увеличивающуюся нагрузку на костно-мышечную и связочную систему ребенка, которая со временем укрепляется, становится выносливой.
Должно быть правильно организовано рабочее место ребенка, правильный подбор мебели. Влияние питания также имеет немаловажное значение для формирования скелета.
Для поддержания здоровья вашему вниманию была предложена тема о профилактике респираторных заболеваний, о здоровом образе жизни, о питании. Все эти перечисленные факторы влияют на здоровье каждого ребенка и соблюдение требований к организации дня — это залог крепкого здоровья, а значит и счастливой жизни вас и вашего ребенка.
- Желаем вам крепкого здоровья!
- Вопросы для самопроверки:
- Выберите «да» или «нет» на каждый вопрос