Синтаксический разбор сложного предложения позволяет повторить и обобщить сведения о сложном предложении, учит видеть структурные особенности данной синтаксической единицы и расставлять необходимые знаки препинания в соответствии с этой структурой. Кроме того, при данном виде разбора привлекаются все имеющиеся сведения о простом предложении, таким образом происходит обобщение и систематизация изученного материала по синтаксису и пунктуации.
Список дидактических единиц, проверяемых на ЕГЭ
В перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене, включены следующие дидактические единицы (нумерация – код элемента содержания, для которого создаются задания):
Все эти дидактические единицы изучаются на уроках русского языка в 9 классе в разделе «Синтаксис и пунктуация», систематизировать и обобщить знания по данным темам помогает синтаксический разбор сложного предложения.
Общий план разбора с примерами
- Подчеркнуть члены предложения во всех частях сложного предложения. Указать тип сказуемого и типы второстепенных членов (дополнения, определения, обстоятельства) во всех частях сложного предложения.
Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.- Я – подлежащее, выраженное местоимением;
- я (что сделал?) выглянул и увидел – однородные простые глагольные сказуемые;
- метель – подлежащее, выраженное существительным;
- метель (что сделала?) разбушевалась – простое глагольное сказуемое;
выглянул (куда?) в окно – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.
Утро было солнечным, и день должен быть жарким.
Утро – подлежащее, выраженное существительным;утро (каково? было каким?) было солнечным – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой было и прилагательным солнечным;
день – подлежащее, выраженное существительным;
день (каков? должен быть каким?) должен быть жарким – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой быть, кратким прилагательным должен и полным прилагательным в творительном падеже жарким.
Наступила тишина: он начал петь.
- Тишина – подлежащее, выраженное существительным;
- тишина (что сделала?) наступила – простое глагольное сказуемое;
- он – подлежащее, выраженное местоимением;
он (что сделал?) начал петь – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой начал и инфинитивом петь.
- Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.Каждое предложение из приведённых в №1 имеет две грамматических основы, следовательно, является сложным, состоит из двух частей.
- Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.
- Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.
- [ O и O ], (что). Предложение сложное, в первом простом – однородные сказуемые;
- союзное, части соединяются подчинительным союзом что;
- сложноподчинённое;
первое простое – главное, от него ставится вопрос ко второму предложению: увидел что? Следовательно, второе простое предложение – придаточное изъяснительное.
Утро было солнечным, и день должен быть жарким.
- [ ], и [ ]. Предложение сложное, связь союзная, простые предложения связаны сочинительным союзом и;
- соединительный союз выражает смысловые отношения последовательности событий;
- предложение сложносочинённое.
Наступила тишина: он начал петь.
- [ ]:[ ]. Предложение сложное, связь бессоюзная, простые предложения связаны по смыслу и интонационно;
- первое простое объясняет причину того, о чём говорится во втором, поэтому ставится двоеточие.
- Охарактеризовать предложение:
- — по цели высказывания;
- — по интонации;
- — по количеству грамматических основ (сложное);
- — указать тип сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное или предложение с разными видами связи (указать какими);
- — если в сложноподчинённом предложении к одному главному относятся несколько придаточных, указать вид подчинения: последовательное, параллельное или однородное.
Мы вошли в лес, где было много грибов, которые встречались нам на каждом шагу.
- Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;
- союзное, сложноподчинённое;
- первое простое Мы вошли в лес – главное, второе где было много грибов – придаточное определительное (лес какой?), присоединяется к главному с помощью союзного слова где;
- третье которые встречались нам на каждом шагу – придаточное определительное (грибов каких?), присоединяется ко второму простому с помощью союзного слова которые;
- последовательное подчинение.
Я знал, что она права, что придётся извиняться.
- Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;
- союзное, сложноподчинённое;
- первое простое Я знал – главное, второе и третье что она права, что придётся извиняться относятся ко всему главному и отвечают на вопрос о чём?;
- присоединяются к главному с помощью союзов что;
- являются придаточными изъяснительными;
- однородное подчинение.
Если хотите достичь успеха, нужно забыть обо всём, что вас отвлекает от цели.
- Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;
- союзное, сложноподчинённое;
- первое предложение Если хотите достичь успеха – придаточное обстоятельственное условия, отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется к главному с помощью союза если;
- второе простое нужно забыть обо всём – главное, третье простое что вас отвлекает от цели – придаточное изъяснительное, отвечает на вопрос о чём?;
- присоединяется к главному с помощью союзного слова что;
- параллельное (неоднородное) подчинение.
Он позвонил, и, когда дверь открылась, вышла девочка, которую он видел вчера.
- Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 простых;
- предложение с сочинительной и подчинительной связью;
- сочинительная связь: Он позвонил, и вышла девочка;
- два простых предложения связаны сочинительным союзом и, союз соединительный, выражает смысловые отношения последовательности. Подчинительная связь между предложениями вышла девочка (главное), когда дверь открылась (придаточное обстоятельственное времени, присоединяется союзным словом когда), которую он видел вчера (придаточное определительное, присоединяется союзным словом которую);
- параллельное (неоднородное) подчинение.
- охарактеризовать каждую часть:
- — указать роль в сложном предложении (главное или придаточное, вид придаточного), для придаточных назвать средство связи (союз или союзное слово);
- — по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать тип);
- — по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);
- — по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);
- — по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).
- Продолжим разбор на примере последнего рассмотренного предложения:
Он позвонил, и, когда дверь открылась, вышла девочка, которую он видел вчера.
- Первое простое Он позвонил – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;
- второе простое когда дверь открылась – придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено;
- третье простое вышла девочка – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;
- четвёртое простое которую он видел вчера – придаточное определительное, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено.
-
Если предложение содержит прямую речь или вставное предложение, они рассматриваются как самостоятельные предложения.
- Он сказал: «Помоги мне встать!»
- Он – подлежащее, выраженное местоимением;
- он (что сделал?) сказал – простое глагольное сказуемое;
- помоги – простое глагольное сказуемое;
- помоги (в чём?) встать – дополнение, выраженное инфинитивом;
помоги (кому?) мне – дополнение, выраженное местоимением.
Предложение представляет из себя прямую речь, первое предложение Он сказал – слова автора, второе Помоги мне встать – собственно прямая речь.
Первое предложение Он сказал – повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено. Второе предложение Помоги мне встать – побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, ничем не осложнено.
- Сергей (ему тогда исполнилось девять лет) тоже поехал вместе с родителями.
- Предложение Сергей тоже поехал вместе с родителями повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено вставной конструкцией ему тогда исполнилось девять лет.
- Вставная конструкция ему тогда исполнилось девять лет представляет собой предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное; ничем не осложнено.
Поделитесь статьей в соц. сетях:
Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения помогает осмыслить его структуру и в результате правильно расставить все знаки препинания. Этому важнейшему навыку и посвящена наша статья.
В отличие от простого, в сложном предложении не одна, а больше грамматических основ. Каждая из них является смысловым и грамматическим центром одной из частей сложного предложения.
Иногда части сложного предложения называют не частями, а предложениями, поскольку они в значительной мере самостоятельны; но и в том, и в другом случае имеется в виду одно и то же.
Части сложного предложения могут быть связаны с помощью союзов. Тогда они называются союзными, а, в зависимости от того, какой союз (сочинительный или подчинительный), – сложносочиненными или сложноподчиненными. Если же части сложного связаны только по смыслу и интонационно, то предложение бессоюзное.
При разборе предложения необходимо сначала подчеркнуть грамматические основы и определить их состав.
Затем надо найти союз, если он есть, и определить, как части сложного связаны между собой. При желании можно сразу же составить схему, так как вся необходимая для этого информация уже имеется, но можно это сделать и позже.
Подчеркнуть второстепенные члены предложения, не забывая ставить вопросы устно или письменно. Обязательно надо надписать вопрос в том случае, если какое-то слово можно рассматривать как разные члены предложения (например, «куртка с капюшоном» – какая? (определение) или с чем? (дополнение)).
Надписать сверху, какой частью речи выражен тот или иной член предложения; причастные или деепричастные обороты так и подписывают: «причастный оборот» или «деепричастный», – а не определяют все части речи.
После этого можно дать характеристику предложению. При этом необходимо указать следующее:
- предложение повествовательное, вопросительное или побудительное;
- восклицательное или невосклицательное;
- союзное или бессоюзное, а если союзное, то сложноподчиненное или сложносочиненное;
- если предложение сложноподчиненное, то указать тип придаточного (изъяснительное, определительное, обстоятельственное; если сложносочиненное, то определить разряд союза: соединительный, разделительный или противительный;
- затем дается характеристика каждой из частей по плану: односоставное или двусоставное, распространенное или нераспространенное; осложнено предложение или нет.
Последний штрих – это схема.
Это полный разбор. Иногда делают сокращенный разбор сложного предложения. Тогда достаточно подчеркнуть члены предложения (иногда только грамматические основы) и оставить схему. Можно менять порядок действий, но это замедлит работу и может привести к ошибкам.
Приведем примеры синтаксического разбора сложных предложений.
глаг. сущ. глаг. сущ. глаг. сущ.
Вечерело, когда Ольга вышла из дома и направилась к парку.
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным (времени) с союзом «когда»; главная часть односоставная безличная, нераспространённая; придаточная часть двусоставная распространённая, осложнена однородными сказуемыми.
[ ], (когда ).
Разбор предложения надо начинать с поиска грамматических основ; это позволит понять структуру предложения и определить, какое перед нами предложение: союзное (сложносочиненное или сложноподчиненное) или бессоюзное.
Затем надо подчеркнуть второстепенные члены, надписать части речи. В третью очередь надо дать характеристику предложению.
Кроме того, необходимо составить схему сложного предложения; это можно сделать в самом конце, а можно – после определения грамматических основ и типа сложного предложения.
Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 370.
Синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн
Фонетический разбор слова Разбор слова по составу Подобрать однокоренные слова Проверить уникальность Проверить уникальность сайта + орфография и качество Подобрать синонимы к словам Проверить орфографию Распознать Поставить ударение в слове Играть в города
Данная программа помогает в режиме онлайн, автоматом и бесплатно осуществлять синтаксический и морфологический разборы предложения (или любого текста, состоящего из нескольких предложений объёмом до 15 000 символов). Наш сервис обозначает все члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство. У каждого члена предложения указывается его часть речи (т. е. морфологические сведения каждого слова). Во время эксплуатации данной программы имейте ввиду, что достоверность синтаксического и морфологического разборов на уровне 80 %. Всвязи с этим, рекомендуем неоднократно проверять полученный итог. Обо всех неточностях и ошибках пишите в обратную связь, мы обязательно всё подправим 🙂
Учтите, что Е и Ё — это различные буквы.
Сохраняйте свою работу по разбору текста. Она будет доступна в течение 1-ой недели.
Полезная информация
Определение синтаксиса
- Раздел науки о языке, который исследует формы и типы предложений, а также, структуру словосочетаний и взаимосвязи слов в предложении именуется синтаксисом.
- Синтаксис изучает строение текста, связь между частями речи, предложениями и словосочетаниями.
- Что даёт нам синтаксис?
- Оптимальное выстраивание и правильную структуру словосочетаний и предложений.
- Разбор соединяющих слов в середине синтаксических компонентов.
- Определение тематики синтаксических частей, их основной миссии в языке.
- Выявление главных членов предложения и второстепенных.
Синтаксис как наука появился в 19 веке. Но зарождение понятия о синтаксисе произошло еще в древнее время. Античная грамматика предлагала перечисление схем и образцов предложений как метод описания синтаксических структур.
Отдельное предложение представлялось схемой – перечнем членов предложений и их связей.
О синтаксическом разборе предложения
Мы разговариваем словами, образовывая из них предложения. Для выявления главной мысли, немаловажно произвести оценку такого предложения. Так вот, синтаксис отыскивает и обозначает ключевые места в тексте. Вместе с тем, он разделяет предложения на простые и сложные. Наряду с этим, синтаксический разбор определяет тип связи в тексте.
Выделяют такие связи, как: управление или примыкание и согласование.
Как правило, для определения цели синтаксиса, находят ключевое слово. После, у главных членов предложения обозначаются время, наклонение и лицо.
Что это такое: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение
- В русском языке есть разделение на соответствующие наименования, поэтому основу синтаксиса можно, без особых проблем,усвоить.
- Основной член любого предложения — подлежащее.
- Отличительные черты подлежащих:
- Могут выступать как живые, так и неживые существа.
- Откликаются всегда на вопросы: «Кто?», «Что?».
- В основном, являются существительными или местоимениями.
- Обозначаются неразделимой одной чертой.
К примеру: «Её корова обожает свежую траву». Подлежащее тут «корова».
Данное слово — живое существо, отвечает на вопрос «Кто?», является существительным.
Или вот пример: «Он читает книгу». Слово «он» здесь подлежащее, отвечающее на вопрос «Кто?», выступающее в роли местоимения.
Второй главный член каждого предложения — сказуемое.
Основные черты сказуемых:
- Обозначают действие.
- Отвечают на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает предмет?», «Что сделал?», «Что с ним происходит?» и пр.
- На письме выделяются двумя прямыми, неразделимыми линиями.
- В основном, являются глаголами.
Разберем пример: «Папа обожает спортивные мотоциклы». Здесь «обожает» — это сказуемое. Это слово обозначает действие, отвечает на вопрос «Что делает», служит глаголом.
Следующий, но уже не основной член в предложении — дополнение.
Что характеризует дополнения:
- Обозначают предмет.
- Зависят от сказуемого.
- Отзываются на вопросы «Кого?», «Что?».
- Бывают только в винительном падеже.
- Обозначаются всегда одной пунктирной линией.
Например: «Виктория делает уроки, гладит кошку». В этом примере слово «кошку» является дополнением. Это слово отвечает на вопрос «Кто?» и находится в винительном падеже. Также, это слово зависит от сказуемого «гладит».
Еще одна дополнительная часть речи — обстоятельство.
Особенности обстоятельств:
- Обозначают место, время, способ действия и т. д.
- Зависят от сказуемого.
- Откликаются на вопросы « Где?», «Куда?», « Откуда?», «Зачем?», « Почему?», «Когда?», «Как?», «В какой мере и степени».
Смотрите: «Сосед Птушкин уехал в Турцию». Обстоятельством в данном примере выступает слово, которое откликается на вопрос «Куда?» — «Турцию». Это слово обозначает место и зависит от сказуемого «уехал».
Последний член предложения — определение.
Как найти определения в предложении:
- В ответе за вопросы «Какой?», «Чей?».
- Зависят от подлежащего, дополнения или обстоятельства.
- Способ выражения — существительное, прилагательное, местоимение, порядковое числительное или причастие.
Наглядный пример: «Кенгуру живут только в далёкой Австралии». Здесь слово «далёкой» выступает в роли определения. Оно соответствует всем признакам, характерным для это члена предложения: откликается на вопрос «Какой?», является прилагательным, зависит от дополнения.
Простые и сложные предложения. Особенности синтаксического разбора
Анализ простого предложения
- Пример: «Владимиру Исаеву выдали грамоту за отличные успехи в учёбе, проявленные во время обучения в начальной школе».
- Для начала, найдём основы в нашем примере:
- 1-ая половина предложения является главной (из-за того, что тут находится главное сказуемое), а по своей структуре — утвердительной.
2-ая половина служит придаточной, т. к. дополняет основной смысл.
Её структура — повествовательная. Вторая часть имеет причастный оборот. По количеству основ предложение является простым, двусоставным и распространенным.
Анализ сложного предложения
Пример: «Сегодня преподаватель по русскому языку занёс задание в электронный дневник, поэтому вся группа пришла на пару подготовленной».
В этом примере присутствует повествование, а именно, рассказ о случае, произошедшем в конкретное время. В этом предложении 2 основы, поэтому оно является сложным. В первой половине «преподаватель занёс», а во второй «группа пришла». Данное предложение является бессоюзным, т. к. союзы отсутствуют. Запятая отделяет одну часть предложения от другой.
Только что мы разобрали на практике синтаксический анализ разных видов предложений.
Этапы разбора
Существует много разных мнений о последовательности анализа. Одни придерживаются позиции начинать с определения частей речи. А другие считают первостепенной задачей охарактеризовать предложение в целом.
Вот оптимальный порядок разбора:
- Первым делом вдумчиво прочтите предложение, которое необходимо разобрать. Выявите смысл изложенного.
- Теперь, обратите внимание на конец предложения: какой знак там стоит. Таким образом вы сможете определить какая интонация у предложения: вопросительная или восклицательная.
- Затем, определите состав предложения. Основу подчеркните простым карандашом. Помните, что предложение может быть как сложным, так и простым.
- После определите, имеются ли части речи, связывающие простые предложения в составе сложного (либо однородные члены), т. е. союзы.
- Потом нужно определить, является ли предложение распространенным. Для этого нужно найти второстепенные члены. Если разные части речи отсутствуют, значит предложение не распространенное.
- Возможно, в вашем предложении есть причастные и/или деепричастные обороты.
Оказывается, очень просто разобраться с синтаксическим разбором предложения. Ведь, для того, чтобы верно расставлять знаки препинания, нужно хорошо представлять себе структуру предложения. А также, подробно рассмотреть её и понять взаимосвязь слов внутри предложения. Всё это и помогает сделать синтаксический анализ, то есть разбор предложения по членам.
Если делать разбор поэтапно, то больше вероятность, что вы ничего не пропустите.
О морфологическом разборе слов в предложении
Морфологический анализ представляет собой изучение слов как частей речи и определение их грамматических особенностей. Во время подобного анализа необходимо точно установить какой частью речи является разбираемое слово.
Определить признаки, отличающие анализируемую часть речи от других (установить являются они постоянными или изменяемыми), и решить в какой из форм её следует употреблять.
Также, выясняется функция анализируемого слова в разбираемом предложении.
Важно знать, что для верного разбора слова нельзя вырывать его из контекста. Известно, что в русском языке есть звуковые совпадения слов и других единиц языка, различных по значению.
Например, «бор» (сосновый бор), «бор» (химический элемент), «брак» (изъян) и брак (женитьба), «лук» (растение) и «лук» (оружие), «замок» (строение) и «замок» (на дверь), «язва» (болезнь) и «язва» (плохой человек).
Поэтому осуществляется морфологический анализ слов только из конкретного предложения без изменения его значения.
В ходе проведения морфологического анализа, нельзя забывать, что регламентированный комплект категорий подходит не для всех подряд слов. Также, иногда появляются проблемы с точным определением какой-то категории.
Также, как и в синтаксическом разборе, существуют разные взгляды на этапность по разбору слов на морфемы. Но в данное время уже сформированы основные правила. Если соблюдать определенную последовательность морфологического анализа слов, никаких трудностей с ним не возникнет.
И, наоборот, постоянно отходя от рекомендуемого алгоритма, легче допустить ошибки в процессе разбора. Именно поэтому, уже в младших классах детей приучают к определенному порядку, давая распечатки с четкими этапами разбора.
К слову, такие памятки помогают им в учёбе вплоть до выпускных классов.
Итак, ниже приведён порядок морфологического анализа слов:
- Выписывается изначальная словоформа слова, которая разбирается. Записывается она без вырывания из контекста, без всяких изменений.
- Затем находится начальная форма слова. Любая часть речи должна описываться только характерным для этой части речи правилом приведения слов в эту форму. Например, для дополнения свойственно присутствие винительного падежа. А, к примеру, для глагола характерная только неопределённая форма.
- Далее устанавливается грамматическая роль разбираемого слова в принадлежности к части речи. А именно, для определения это будет место, время, для глагола – действие.
- Указываются неизменные, зависящие от частей речи, грамматические типы. Например, разбирая существительное, нужно определить является оно собственным или нарицательным, одушевленным или неодушевленным, какой у него род и склонение. Глаголу необходимо установить вид, спряжение, переходность и пр.
В определенном в задании контексте, определяется используемая форма анализируемого слова.
Указывается синтаксическое значение слова в заданном предложении. Важно помнить, что часто бывает так, что слова берут на себя не характерные функции. Так, сказуемым часто становится глагол, а дополнением становится существительное.
Если в точности придерживаться данного алгоритма, то осуществлять морфологический разбор любого слова становится гораздо удобнее. Более того, это способствует высокому качеству выполняемой работы по проведения морфологического разбора того или иного слова.
Пример синтаксический разбор предложения
Instantly share code, notes, and snippets.
Пример синтаксический разбор предложения Файл: Скачать Пример синтаксический разбор предложения
синтаксический разбор сложного предложения пример пример синтаксический разбор предложения с прямой речью пример синтаксический разбор предложения образец пример синтаксический разбор предложения 4 класс синтаксический разбор предложения с обращением пример пример синтаксический разбор предложения 6 класс пример синтаксический разбор простого осложненного предложения синтаксический разбор предложения в 3 классе пример пример синтаксический разбор предложения 5 класс
Пример синтаксического разбора простого предложения: Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора. Синтаксический разбор предложения — это разбор предложения по членам и частям речи. Пример синтаксического разбора предложения. Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву. Как пользоваться БЛОГОМ. Русская грамматика. Большой справочник по теории для 5-11 классов Пример разбора от gramma.ru. Примеры и порядок разбора простого предложения по Ерёминой. Пример синтаксического разбора сложного предложения: Нам сегодня не задали домашнего задания, потому что мы с классом поехали в театр. Пример синтаксического разбора сложноподчиненного предложения. В эту группу сложных предложений относят предложения, в которых одна простая часть зависима от другой Пример синтаксического разбора простого предложения. Другой вариант синтаксического разбора. Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе. Синтаксический разбор предложения. Просто о синтаксическом разборе предложения. Пример синтаксического разбора простого предложения. Устный разбор 7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения. Пример синтаксического разбора простого предложения. В букете были розы и лилии. Синтаксический разбор. Примеры и комментарии. §2. Простое предложение. Пример 1: Белый цвет на Западе — символ чистоты, а на Востоке – траура.
Образец аудиторского отчета заключения, Доклад на тему профессия хирург, Как удалить удаленные документы в 1с, Текст договора пассажирские перевозки, Список документов для замены загран паспорта.
You can’t perform that action at this time.
You signed in with another tab or window. Reload to refresh your session. You signed out in another tab or window. Reload to refresh your session.