Как научить ребенка говорить в 2 года

Главная > Развитие > Развитие речи > Как научить ребенка говорить

Автор статьи: Ксения Кокорева.

Речь – это один из важнейших этапов взросления ребенка, переломный момент раннего детства и толчок к развитию памяти воображения. Все мамы с нетерпением ожидают первых слов своего малыша и делают все, чтобы научить ребенка говорить. Это правильно, ведь без участия взрослых овладение речью невозможно.

Как научить ребенка говорить в 2 года Как научить ребенка говорить в 2 года

Взрослые составляют слова из произнесенных ребенком звуков и сочетаний, взрослые создают связь между набором звуков «м-а-м-а» и человеком, наконец, именно взрослые формируют потребность ребенка говорить.

Рассказ одной мамы. «Мама моя месяц просила внучку: «Ну скажи «ба-ба», ну скажи «ба-ба» — молчит. Сегодня такой диалог: Я: Нет, на ручки я тебя не возьму. Дочь: А? Я: Ты только покушала, нельзя! Дочь: (очень отчетливо, смотрит на мою маму) Баба! Баба! (сморщивает мордочку, как перед плачем) Ба-ба-а-а!

Водружается к бабушке на руки и победительно ухмыляется».

  • Самым органичным способом научить ребенка чему-либо, не обязательно, речи, является игра.
  • Как научить ребенка говорить в 2 года Как научить ребенка говорить в 2 года

Игры на развитие речи для самых маленьких

«Перекличка». Как только малыш начинает произносить первые звуки, повторите их. После небольшой паузы малыш, как правило, снова затянет «а-а-а» или «у-у-у».

Во время его передышки предложите ребенку новый звук, который он еще не произносил. Постепенно переходите к слогам и их комбинациям. «а-а – а-ба – ба-ба – бу-ба – ба-бу – бу-бу – бум-бум».

Игра полезна для развития подражания, формирует речевой слух, тренирует произношение.

«Что это?». Возьмите малыша на руки, пройдите с ним по комнате, называя предметы, которые попадают в поле его зрения.

Несколько раз отчетливо назовите вещь, задержитесь рядом с ней, позвольте ребенку внимательно рассмотреть ваши губы и даже залезть пальчиками вам в рот.

Сосредоточенность ребенка на артикуляционных движениях – верный признак того, что слово стало предметом его внимания и скоро будет произнесено ребенком.

Когда малыш немного подрастет, ему будут интересны следующие игры:

«Дуем на перышки». Для этого занятия вам понадобится несколько перышек. Подвесьте их на нитках и покажите ребенку, как нужно на них дуть. От дуновения перышки начинают плавно покачиваться. Сила вдоха должна быть небольшой, а выдох – непрерывным и долгим.

Попросите малыша повторить за вами и тоже подуть на перышки. С помощью этого, простого на первый взгляд, действия тренируется артикуляционный аппарат, а ребенок учится управлять работой мелких мышц.

Подобным образом можно пускать «облака» из пены во время купания, задувать свечу, надувать паруса игрушечных корабликов, дуть на одуванчики и проч.

«Разговор игрушек». В игре участвуют небольшая игрушечная машинка и мышонок. Взрослый участник игры должен рассказать малышу, как говорят мышка и машинка: «Мышка пищит тоненько – пи-пи-пи, а машинка сигналит бип-бип!».

Разыграйте диалог, то есть пищите и «бибикайте» в течении десяти – пятнадцати секунд, а затем, убедившись, что ребенок запомнил «речь» игрушек, спросите: «Как говорит мышка? А машинка?» Получив ответ, проиграйте диалог по ролям.

Подобный сценарий подойдет для озвучивания, к примеру, жука (ж-ж-ж) и комарика (з-з-з), барашка (бе-бе-бе) и козочки (ме-ме-ме), паровозика (ту-ту-ту) и дудочки (ду-ду-ду) или других игрушек – все зависит от вашей фантазии. Такие игры обучают ребенка звукоподражанию, способствуют становлению игровой деятельности малыша.

«Гласные звуки». Существует множество вариантов игр для развития произношения гласных звуков. Например, можно предложить малышу покачать куклу «А-а-а-а!» или в ветреную погоду послушать как гудит за окном «У-у-у-у».

Предложите кому-нибудь из домочадцев заблудиться в соседней комнате и громко прокричать «Ау!». Скажите малышу, что бабушка (или другой член семьи) потерялась и зовет его и попросите в свою очередь позвать бабушку.

Бурно порадуйтесь, когда «пропажа» отыщется.

Как научить ребенка говорить в 2 года Как научить ребенка говорить в 2 года

Почему ребенок не разговаривает

Если ребенок в два года не разговаривает, то, скорее всего, у него сформировалась негативная установка, связанная с процессом говорения. Это печально, ведь изначально с речью у ребенка связаны только положительные эмоции. Голос становится одной из игрушек малыша, едва научившись гулить, он будет произносить один и тот же звук множество раз, просто наслаждаясь процессом.

Что еще печальнее – негативные установки, связанные с речью, у малыша формирует его ближайшее окружение. Другими словами, речь для ребенка из удовольствия превращается в тяжелую повинность, от которой он начинает небезуспешно увиливать. И первая задача родителей, задумавшихся над тем, как научить ребенка говорить, это создать положительный эмоциональный фон и потребность в речевом общении.

Как научить ребенка говорить в 2 года Как научить ребенка говорить в 2 года

Как создать потребность в речевом общении

  • никогда не кричите на ребенка и не кричите в его присутствии на членов семьи. Малыш должен слышать только ласковые слова, мягкую размеренную речь. Пусть он видит, что домашние обмениваются информацией, эмоциями и получают от этого удовольствие;
  • создайте потребность в назывании предметов. Малыш вполне успешно общается и без слов – мама, папа, бабушки и дедушки его прекрасно понимают. У ребенка не появится стимула к говорению, его все время отвечать за него и понимать его с полувзгляда. Рассказ одного папы. «Алеше было уже два года и разговаривал он так… не очень. Жена все понимала, я – нет. И вот как-то сижу, читаю газету. Подходит сын. «Сяюдяй!». Я: «Что-что?». Сын: «Сяюдяй!». Я: «Не понимаю. Чаю дать?». Вижу- напрягся. Сильно напрягся, даже покраснел и выдает: «Папа! Сало дай!».
  • звуковое окружение ребенка должно быть насыщено речью. Проговаривайте каждое свое действие и действие малыша. При этом старайтесь пользоваться простыми фразами: «Миша идет на прогулку», «Маша кушает суп», «Мама моет посуду».
  • разговаривайте с малышом на те темы, которые находят у него живой отклик и будут ему интересны.
  • будьте внимательны и предоставляйте ребенку возможность что-то сказать, если заметите такую потребность.

Как научить ребенка говорить в 2 года Как научить ребенка говорить в 2 года

Игры для детей 2 – 3 лет на развитие речи

«Во дворе». Для этой игры Вам понадобятся игрушечные петушок, курочка, уточка, кошка и корова. Выразительно прочитайте малышу стихотворение А.

Барто «Ку-ка-ре-ку» Кур стерегу…», показывая ребенку соответствующие игрушки. Затем задайте малышу вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как курочка крякает?».

Это игра развивает речевой слух и способность к звукоподражанию.

«Собачка лает».

Как научить ребенка говорить в 2-3 года?

Кушайте любимые творожки и йогурты Растишка и собирайте всю коллекцию из 25 любимых героев! Йогурты и творожки «Растишка» обогащены Ca и D3. 100 г йогурта или творожка обеспечивают 20-27% суточной потребности в кальции детей дошкольного и школьного возраста.

Многие родители никак не дождутся, пока их ребенок 2-3 лет научится говорить. В этом вопросе не стоит сравнивать малыша с другими детьми: у всех данный процесс протекает по-разному.

Но любой маме, даже самой неопытной, по силам ускорить развитие речи и научить говорить ребенка без помощи специалистов.

Как научить ребенка говорить в 2 годаi.ytimg.com

Этапы развития речи у детей

Прежде всего, нужно обратить внимание на особенности развития речи у малышей в соответствии с возрастом ребенка.

  • К двум месяцам кроха начинает «гулить»и «агукать».

Если ребенок начинает «гулить» при появлении взрослого, значит, речевой процесс из стадии рефлексов перешел в стадию коммуникации!

  • К полугоду ребенок начинает говорить отдельные слоги: «ба», «па», «ма».

Со временем он повторяет их многократно и сочетает друг с другом. Так образуются первые слова ребенка.

  • К году у ребенка в словарном запасе должно быть несколько слов, в том числе неполные и подражательные слова.
  • К полутора годам словарный запас ребенка растет, в речи должны появиться первые примитивные предложения.

Например, «папа бу», «дай ням» и пр.

  • В 2 года в развитии речи ребенка наблюдается очевидный прогресс.

Кроха уже знает 150-300 слов, строит более сложные предложения, задает вопросы.

Как научить ребенка разговаривать: полезные рекомендации

Чтобы научить ребенка разговаривать, не стоит ждать 2-3 лет, нужно говорить с малышом с самого рождения, даже если он еще не начал «гулить».

  • Пойте ребенку колыбельные песни.
  • Подходя к малышу, повторяйте за ним, шевелите губами, работайте языком, двигайте ртом и щеками. Это называется артикуляция. Не стесняйтесь гримасничать и показывать свою артикуляцию.
  • Рассказывайте все, что делаете и что видите.
  • Называйте предметы, повторяйте эти названия, вскоре ребенок запомнит и будет понимать, о чем идет речь.
  • Задавайте ему вопросы, даже если он еще не в состоянии отвечать. «Ну что, пойдем погуляем? Да, малыш?», «Хочешь кушать? Давай я тебя покормлю».
  • Произносите все слова четко и достаточно громко.
  • Читайте книги, рассказывайте сказки и «потешки».
  • Подражайте звукам животных.
  • Обращайте внимание малыша на разные звуки вокруг.
  • С трех месяцев делайте массаж пальчиков.
  • Играйте в пальчиковые игры (их множество на просторах интернета).
  • Предлагайте трогать предметы, отличные на ощупь (разные виды ткани: мягкие, шершавые).
  • Сделайте мешочки с разными крупами, пусть малыш их щупает.
  • Ближе к году можно давать малышу искать игрушки в коробке с манкой.
  • Можно играть с разными крупами, бобами или макаронами, НО под усиленным контролем взрослого!

Как научить ребенка говорить в 2-3 года: советы родителям

Как научить ребенка говорить в 2 годаmamuli.club

Недостаточно четкая речь в 2-3 года еще не считается патологией. Главное, чтобы ребенок все понимал и пробовал говорить. Для того, чтобы ребенок 2-3 года научился разговаривать, следуйте следующим рекомендациям:

  • Не сюсюкайте с ребенком, произносите полные слова, даже если малыш не может сказать так, как вы.
  • Не повторяйте слова на языке малыша. Называйте вещи своими именами. Никаких «би-би» и «ням-ням».
  • Многократно повторяйте названия предметов, учите их вместе.
  • Задавайте вопросы малышу и ждите ответа, старайтесь научить ребенка вести диалог.
  • Избегайте языка жестов, поощряйте ребенка говорить слова, собирать их в предложения, усложняя постепенно.
  • Изучайте карточки или картинки в книгах, называйте предметы, персонажи и описывайте действия.
  • Играйте в игру «Что или кто это?», «Что он делает?» с карточками или иллюстрациями в книгах.
  • Читайте и рассказывайте сказки.
  • Играйте в пальчиковые игры.
  • Рисуйте пальчиковыми красками.
  • Лепите из теста или пластилина.
  • Общайтесь с детьми постарше.

Если ребенок 2-3 лет продолжает молчать или говорит непонятно, есть несколько полезных методик, которые помогут вам научить разговаривать ребенка:

  1. Артикуляционная гимнастика.

Посадите ребенка перед зеркалом, а сами сядьте так, чтобы малыш мог вас видеть. Произносите слова, активно артикулируя. Просите ребенка повторять все слова и движения перед зеркалом. Желательно заниматься ежедневно, но не более 10-15 минут.

Добиться четкого произношения проще, если учить малыша выговаривать отдельные звуки. Обучение в игре проходит веселее и эффективнее. Научите ребенка рычать, как тигр — отличная подготовка для правильного произношения звука «р». Как шипит змея – подготовка к произношению шипящих.

Первоначальная задача говорить четко, а потом уже четко и быстро. Благодаря перестановкам звуков в скороговорках малыш сможет натренироваться произносить сложные звуки.

Научить ребенка разговаривать по силам каждой маме, главное не пускать этот вопрос на самотек, но и не заставлять заниматься насильно. Придет время, и ваш малыш обязательно научиться говорить.

Уважаемые читатели! Расскажите в х, как вы учили ребенка говорить в 2-3 года, поделитесь советами и эффективными методиками.

Как научить ребенка говорить: рекомендации для логопедов

25.10.2019

Как научить ребенка говорить в 2 годаЕсли вы хотите профессионально работать с неговорящими детьми, пройдите курсы повышения квалификации для логопедов. Программа разработана для специалистов, которые уже получили дефектологическое образование, в том числе на курсах профпереподготовки. Обучение проходит заочно, в онлайн-формате — вам не придется делать перерыв в работе.

Всю необходимую информацию по теме вы получите на курсе. Здесь мы расскажем лишь о нескольких важных моментах.

Как правильно учить ребенка говорить: основные этапы

Отметим сразу: на многих этапах недостаточно работы специалиста. Очень важно, чтобы родители тоже участвовали в процессе — от их поведения будет зависеть эффект занятий. Этот момент нужно обсудить сразу.

Как начинают учить ребенка говорить? Следуют схеме:

  • Сначала нужно выяснить, как ребенок играет и как взаимодействует со сверстниками и со взрослыми. Пытается говорить или «объясняется» только жестами? Общается с другими или замыкается в себе?
  • Если отставание в развитии речи есть, нужно определить, насколько оно серьезное. На этом этапе проводятся обследования, при этом важно заключение не только логопеда, но и других специалистов: педиатра, невролога, дефектолога, сурдолога, психолога и пр. На основании результатов обследований и рекомендаций специалистов логопед составляет план занятий.
  • В большинстве случаев приходится рекомендовать внести изменения в жизнь семьи. Если ребенок большую часть времени проводит за просмотром видеороликов, занятия с логопедом, скорее всего, не принесут быстрого эффекта. Родители должны больше общаться с ребенком, заменить просмотр мультфильмов активными играми, в том числе с игрушками, которые детям нравится «озвучивать» («машинка бип-бип», «паровозик ту-ту»), а также чтением и рассматриванием книг с яркими картинками.
  • Ребенка учат звукоподражанию («мяу-мяу», «гав-гав») и договариванию звуков за взрослыми. Родители используют те же приемы во время игр и прогулок. Также логопед учит ребенка говорить, не забывая, что для правильного произнесения звуков и слов малыша необходимо научить правильно дышать, а также развить у него подвижность языка, переключаемость артикуляционных движений. Для этого специалист использует дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Родители могут проводить дополнительные занятия по составленной логопедом схеме.
  • Начинается работа над расширением пассивного словаря, развитием понимания чужой речи. Ребенку показывают яркие иллюстрации или карточки с картинками, называют изображенных на них животных, растения и предметы. Во время разговоров и игр взрослые должны очень четко и понятно произносить слова, чтобы легче было их повторять.
  • Создается потребность в общении. Если ребенок привык «объясняться» жестами или мычанием, родители начинают делать вид, что не понимают его. В семье устанавливается правило: если хочешь о чем-то попросить или что-то рассказать, пользуйся словами. Каждый раз, когда ребенок что-то говорит (пусть и с ошибками), его стоит хвалить — это закрепляет нужное поведение.

Здесь важна последовательность — рано учить ребенка говорить слова, если он не умеет пользоваться речевым аппаратом. Скорость прохождения этапов у каждого ученика своя, поэтому логопеду следует регулярно пересматривать план занятий и корректировать его по мере необходимости.

Как учить ребенка говорить: даем рекомендации родителям

Если родители слишком сильно переживают из-за задержек в развитии речи у ребенка, очень важно их успокоить. Излишняя нервозность, страхи, постоянные попытки заставить сына или дочь заговорить — все это только помешает добиться прогресса.

Чтобы занятия быстрее принесли нужный эффект, посоветуйте родителям:

  • Больше общаться с ребенком. Дети любят копировать взрослых. Если в семье принято мало разговаривать и проводить большую часть времени за экранами гаджетов, дети, скорее всего, будут перенимать такую модель поведения.
  • Не сюсюкать и не коверкать слова. Причина та же, что и в первой рекомендации — дети любят копировать взрослых. Если родители говорят «ляля» вместо «девочка», как ребенок выучит правильное слово? Исключение составляют некоторые длинные слова: например, можно говорить «деда» вместо «дедушка». Сюсюканье лучше исключить полностью, особенно в общении с малышом старше 1-1,5 лет — ребенок начинает коверкать звуки, потому что так делают родители.
  • Использовать развивающие игрушки. В частности, улучшение мелкой моторики хорошо влияет на развитие мозга в целом и речевых функций в частности.
  • Делать артикуляционную гимнастику вместе с ребенком, превращая ее в веселую игру. Можно гримасничать, читать забавные стихотворения («язычок гулять собрался, он умылся, причесался…») — это нравится детям, и они выполняют упражнения с удовольствием.
  • Как учить ребенка говорить в 1-1,5 года
  • Коррекция должна быть комплексной: звукоподражание, договаривание звуков, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
  • Начинают, как правило, с самого легкого — с повторения звуков. Примеры игр:
  • Логопед делает вид, что ловит комара в кулак, подносит к уху ребенка и произносит «з-з-з». После этого он просит малыша тоже «поймать комарика». Затем повторяется та же игра, но уже с жуком и звуком «ж-ж-ж».
  • Ребенку читают стихотворение про коров на лугу и просят помычать.
  • Логопед показывает ребенку часы и просит повторить их звук: «тик-так, тик-так».
  • Малышу показывают картинку с изображением ежика или игрушку и просят пофыркать, как еж: «ф-ф-ф».

Также нужно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями:

  • растянуть губы в улыбке, затем сложить трубочкой и снова улыбнуться;
  • надуть щеки, нажать на них пальцами и плавно спустить воздух;
  • понюхать цветок, очень медленно вдыхая и выдыхая.

Ребенка в год учат говорить и понимать простые слова: дай, мама, папа, да, нет и пр. Его знакомят с названиями бытовых предметов (кружка, ложка, тарелка) и животных (кошка, собака, лиса). Хорошее упражнение — показывать ребенку картинки в книгах или на карточках и спрашивать: «кто это?», «что это?», «что он делает?» и т.д.

Как учить ребенка говорить в 2-3 года

В занятия включают артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения. Например, просят ребенка поцокать, как лошадка, широко открыть рот и провести языком по губам, показать, как кролик грызет морковку, и пр.

Для активизации понимания речи проводят специальные игры, в которых взрослый отдает команду, а ребенок выполняет.

Например, когда ребенок слышит слово «дождик», он должен притвориться, что спрятался в домик, а при слове «солнышко» — начать бегать по комнате.

С помощью таких игр закрепляют знание важных слов (предметы быта, названия частей тела и пр.) Например, логопед читает стихотворение, а ребенок повторяет команды: «Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп…»

Также в занятия с детьми 2-3 лет пора включать упражнения на запуск простых фраз. Например, ребенок отдает команды взрослым или игрушкам, говорит, кого он видит на картинке или фотографии, помогает логопеду рассказать сказку.

От профессионализма логопеда зависит эффект занятий. Времени на эксперименты почти нет, ведь чем старше ребенок, тем сложнее корректировать нарушения в развитии речи. Именно поэтому важно повышать квалификацию, делиться опытом с коллегами, изучать новые методики — от этого зависит будущее детей, с которыми вы работаете.

Другие новости >>

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Как научить ребенка говорить в 2 года

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас.

Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша.

Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой.

Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу.

Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат.

Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу.

Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Как научить ребенка говорить: несколько советов для мамочек

Умение правильно говорить и четко излагать свои мысли – это кропотливая работа, которая требует времени и сил. Особенно сложна эта работа, когда говорить учишь маленьких деток. Ведь каждая мамочка хочет, как можно скорее научить своего малыша говорить, четко и внятно, чтобы он не только мог с помощью жестов и звуков попросить любимую игрушку, но и сказать об этом.

Конечно, каждая мама с полуслова понимает, чего желает ее малыш, потому как с течением времени привыкаешь к тому, что твой ребенок придумал манной каше совсем другое название и хочет именно ее, обозначив каким-то жестом, словом или звуком. Но как быть с другими людьми? Ведь, например, воспитателю в садике может быть достаточно сложно понять, чего хочет ваш ребенок.

Возникает вопрос: «Как же научить ребенка говорить?». Об этом мы и расскажем в этой статье и откроем секреты хитростей для всех мамочек.

Очень важно не пропустить тот период, когда лучше всего можно начать развивать речь своего малыша. Этот возраст припадает на 4 -5 месяцев, когда малыш начинает активничать. В этот период начинается гуление, а через пару месяцев ваш ребенок начнет лепетать, как птенчик! Тут ваша главная задача, отвечать ему на любые проявления им эмоций.

Прислушивайтесь к тому, что лепечет ваш ребеночек, это нужно для того, чтобы понять, какие буквы он может произносить и, исходя из этого, вы можете разбивать несложные слова на слоги: «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Ваша задача четко и внятно повторять малышу эти простые слова по слогам, он, прислушиваясь к вам, будет пытаться также их повторить.

Когда ваша кроха станет немного больше, после полугода вы можете практиковать с ним находить предметы взглядом на вопрос «где?».

Вам нужно четко и внятно задавать малышу вопрос, указывая на вещь, а через некоторое время он сам уже станет искать взглядом предметы, которые вы просите найти.

Лучше всего, конечно, чтобы это были либо яркие предметы, либо большие в размерах: шкаф, стол, стул. Чтобы малыш мог запомнить и провести ассоциацию чего-то огромного и быстро ориентироваться, слыша вам вопрос.

С первыми шагами стоит пробовать с малышом что-то новое! Например, говорите ему, чтобы он дал вам ложку, либо взял свою игрушку, либо посмотрел на кота и т.д. А также, очень важно, чтобы ваш малыш реагировал на свое имя и умел распознавать его, для этого стоит как можно чаще повторять его имя.

После семи месяцев стоит переходить к тому, что вы будете с ним играть в веселые игры с несложными движениями. Это могут быть игры- песни, где ребенок будет развивать и речь, и моторику. Всем нам известная игра «ладушки- ладушки», отлично подойдет для этой стадии развития речи у малыша, вскоре вы заметите, что он самостоятельно повторяет какие-то движения.

К 10-ти месяцам ваш ребеночек уже сам будет говорить слова и копировать какие-то ваши действия!

Итак, что же важно помнить и знать, чтобы научить говорить своего малыша:

  • Постоянное общение с малышом
  • Имитируйте звуки вокруг
  • Читайте и пересказывайте прочитанное
  • Развивайте мелкую моторику пальцев рук
  • Побуждайте озвучивать название предметов

Как научить ребенка говорить букву «р»: практические советы

Всем известная ситуация, когда малыш уже во всю разговаривает, но выговорить буквы р уж никак не получается. С одной стороны, это мило и смешно, но если не взяться за это дело серьезно, то ваш ребенок может так и не научиться выговаривать эту букву, что в дальнейшем будет казаться уже не таким милым.

Как же бороться с этой каверзной буквой «р» ?! Чтобы научить вашего малыша выговаривать букву р, существует множество упражнений для разогрева и тренировки артикуляционного аппарата.

Для того, чтобы понять, какие упражнения нужно делать вашему малышу, вы обязательно должны проконсультироваться у логопеда.

Стоит отметить, что в большинстве случаев, детки сами справляются с барьером буквы «р» и при помощи нескольких упражнений в домашних условиях вы сможете успешно ему помочь!

Кроме буквы «р», существует еще одна проблема, более серьезная – это неговорящие дети. Бывает так, что ребенку уже 2, а то и 2 года, а он до сих пор не может разговаривать в сравнении со своими одногодками, которые уже четко и ясно разговаривают.

Что же делать? Для начала – не стоит сразу переживать! Потому что в большинстве случаев дети быстро перерастают этот период и догоняют, а то и перегоняют своих одногодок. Возникает вопрос: «Как научить говорить ребенка в 2 года?»

Тут главное терпение и четкие действия с вашей стороны. Во – первых, больше читайте своему малышу, это будет улучшать его произношение.

Во-вторых, развивайте мелкую моторику, например, с помощью детских пазлов, мозаики, рисования и т.д.

В–третьих, скороговорки в шуточной детской форме так же помогут вашему ребенку постигнуть речь.

Пойте песни с ребенком и избегайте объяснения жестами!

Но что же делать, если время идет, а ваш ребенок не говорит в 3 года, как быть в таком случае? Тут вам поможет — логопед –дефектолог!

Это специалист, который помогает не только корректировать, но и развивать речь. Ведь проблема иногда кроется не только в том, что ребенок не может нормально совладать речевым аппаратом, но, возможно, у него есть какие- либо моральные травмы, которые и обнаружит логопед- дефектолог.

Для того, чтобы решить проблему развития речи или же коррекции, а также раскрыть возможные способности и таланты вашего малыша, мы приглашаем вас в детский развивающий центр в Минске «БэбиУм»!

Тут вашему малышу обеспечены развивающие занятия от 2 х лет, благодаря которым речь вашего ребенка станет просто идеальной!

Как научить ребенка говорить

Часто родители начинают беспокоиться, если их ребенок, особенно в возрасте 2-3 лет все еще не разговаривает. Своим опытом делится мама-логопед Ольга в своем блоге.

Она поделилась играми «Превращение», которые помогут разговорить молчунов.

Возьмите любое «слово», которое говорит ваш малыш. Например, малыш говорит «пи», а вы превратите этот слог в слово «пить». «Пойдем пить чай, ты будешь пить сок».

Или слог «ти». Превращаем в слова «птичка летит».

Расклейте по квартире картинки на уровне глаз крохи (животные, бытовые предметы, мульт-герои, фрукты и овощи и так далее). Рассказывайте малышу о каждой картинке медленно, спрашивайте о деталях. Каждую неделю картинки нужно менять.

Чаще обнимайтесь с малышом, танцуйте вместе, держась за ручки, пойте песни.

Если ребенок разговаривает с вами жестами, мягко поправьте его и просите озвучить желание. Или попробуйте «оречевлять» жест ребенка: Что ты хочешь? — пауза — Ты хочешь гулять? Да? Пойдем гулять!

Провоцируем на диалог: Хочешь пить чай? Да (кивок головой). На», «Будешь рисовать? Не будешь (покачиваем головой). Нет».

Проговаривайте все, что делаете: играйте с игрушками, говорите цвет, размер фактуру. «Оречевляйте» свои действия – сначала мы съедим суп (уберем куклы). Съели (убрали).

Теперь будем есть пюре (теперь нужно убрать кубики). То есть дробите свои инструкции и будьте конкретнее в своих просьбах. Во время игры озвучивайте то, что делаете: «Паровозик гудит «Чу-чу-у-у-у-у! Садись, прокачуууууу».

Обязательно читайте стихи (потешки), давая малышу возможность закончить фразу.

Не стоит проявлять сильную настойчивость и приставать к ребенку с просьбами повторить слово.

Внимательно следите за появлением новых слов и фраз и вести дневник развития речи, записывая не только новые слова, но и даты их появления. Таким образом, вы сможете увидеть прогресс и результаты совместных с малышом занятий.

Обязательно используйте в игре с малышом слова-действия. Например, зайка прыгает – прыг, котик упал – бух, зайка купается – куп-куп, дождик идет – кап.

Как уверяют логопеды, при учении важно смотреть на лицо ребенка при разговоре, наблюдать за его реакцией. Будет эффективней показывать малышу картинки тех предметов, которые вы называете, так он рано научится связывать слова с образами и называть объекты и людей.

«Дети на самом деле учатся в процессе повторения слов и действий. Когда обучаете ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно. Пускай повторяет слог или слово столько раз, сколько он хочет.

Задавайте ребенку вопросы, даже если он пока еще не может на них ответить. Возможно, он попробует выразить свои эмоции с помощью жестов. И после того, как ребенок заговорит, продолжайте задавать вопросы. Они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.

Читайте ему сказки каждый день. Это познакомит его с новыми словами и понятиями, а главное — разовьет его воображение. Когда он уже будет знать буквы, узнавать слова и картинки, пускай попытается читать самостоятельно. Поощряйте в нем желание прочесть что-то самому, но не заставляйте его это делать», — советуют эксперты.

КНИА «Кабар»
Елена Цой

Как научить ребёнка говорить

Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются в первые месяцы жизни.

Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.

Вывод: разговаривайте с ребёнком как можно чаще, даже если он пока не способен ответить. Активно включайтесь в его языковое воспитание, учитывая возрастные особенности. И помните: интернет, видео в YouTube и даже научные телепрограммы не могут заменить человеческое общение.

  • Распознавать звуки и ассоциировать их с определёнными движениями губ. Едва появившись на свет, младенец уже умеет узнавать голос матери. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающему океану незнакомых звуков и учится извлекать из него смысл.
  • Гулить и агукать. Различные комбинации гласных «a», «y», «ы» и согласных «г» и «м» — первое, что слышат от малыша родители, если не считать плача, крика и кряхтения. Обычно на разговоры грудничков тянет, когда они сыты и довольны жизнью. Агукая, младенцы, помимо прочего, развивают мышцы лица, которые в дальнейшем помогут им воспроизводить более сложные звуки.
  • Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
  • Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.
  • Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.

Если после трёх месяцев ребёнок всё ещё не гулит, имеет смысл проконсультироваться у педиатра, невролога и лора.

  • Откликаться на своё имя. К шести месяцам большинство младенцев в курсе, как их зовут. Кроме того, они реагируют на некоторые знакомые слова вроде «мама» и «папа».
  • Распознавать интонацию. Малыш чутко реагирует на то, как к нему обращаются, — улыбается в ответ на ласковый голос и может заплакать, услышав грубый тон.
  • Подражать речи взрослых. Кроха перенимает тон, ритм и темп речи, которую слышит.
  • Выстраивать более сложные цепочки звуков. Это уже не односложное гуление, а переливы гласных, которые логопеды называют свирелью.
  • Поиграйте в «Кто это?». Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Кто это?» А затем назовите имя ребёнка.
  • Осваивайте искусство разговора с детьми. В английском языке есть понятие baby talk — беседа, ориентированная на малышей. В русском мы часто называем этот процесс сюсюканьем, тем самым умаляя его значение. А между тем, подыгрывая грудничку, вы помогаете ему быстрее усваивать язык. В дальнейшем ребёнку будет проще выучить более сложные слова. Вот какие есть приёмы baby talk:
    1. Подражание ребёнку: взрослые не выговаривают определённые звуки.
    2. Замена местоимений существительными. Мы спрашиваем: «Аня хочет гулять?» вместо «Ты хочешь гулять?».
    3. Упрощение слов и конструкций до «вава», «дюдя» и «Фу, кака!».
    4. Использование певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.

Baby talk помогает детям почувствовать родительскую любовь, вызывает ощущение комфорта и безопасности.

В каких случаях стоит беспокоиться

В шесть месяцев малыш не смеётся, не обращает внимания на новые звуки.

  • Распознавать короткие фразы в контексте. Например, может помахать рукой в ответ на ваше: «Пока-пока!»
  • Лепетать. Говорун с маниакальным упорством повторяет слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», «да-да-да», «та-та-та», «ка-ка-ка» и «га-га-га». Некоторые взрослые воспринимают детский лепет, как осознанную речь, и спорят, какое же слово малыш произнёс первым — «папа» или «мама». Хотя он просто ублажает свой слух и тренирует речевой аппарат.
  • Выражать эмоции. В лепете младенца можно различить удовольствие или, наоборот, сварливые нотки.
  • Играйте в звуковые игры. Повторяйте слоги, которые произносит ребёнок. Сами произносите различные звуки и короткие слова, чтобы малыш мог вам подражать.
  • Показывайте, как нужно говорить. «Работайте лицом» — важно, чтобы карапуз видел, как вы воспроизводите звуки. Есть и такой приём: когда что-то произносите, приложите детскую ладошку к своим губам, чтобы ребёнок почувствовал их движение.

Малыш не подражает интонациям взрослых, не реагирует на своё имя, лопочет редко и однообразно.

  • Понимать короткие фразы, показывать на предметы, которые вы называете. В этом возрасте малыши понимают гораздо больше, чем могут сказать.
  • Произносить первые осмысленные слова. Годовалые бутузы, как правило, уверенно говорят несколько слов, включая необходимые для выживания «мама», «папа», «дай». Словарный запас может варьироваться от двух-трёх до 20 слов, причём 80% из них — существительные .
  • Комментируйте то, что вы делаете. Если хотите, чтобы малыш поскорее назвал вас мамой или папой осознанно, объясняйте ему, чем вы занимаетесь в данный момент. «Мама пьёт кофе», «Папа идёт в магазин», «Мама работает». Идеально, если ваш день насыщен событиями — чем разнообразнее ситуации, тем больше новых слов освоит будущий оратор.
  • Рассказывайте, что и как называется — части тела, предметы. Проговаривайте имена родственников и друзей. Cо временем усложняйте фразы. От «Смотри, кошка!» переходите к «Смотри, чёрная кошка!». Если ребёнок пытается повторить за вами, поддержите его усилия: называйте предмет снова и снова.
  • Продолжайте практиковать baby talk. При общении с детьми в возрасте от девяти месяцев до одного года и девяти месяцев по-прежнему полезно использовать детские словечки вроде «ляля» и «кися». Также рекомендуется растягивать гласные — например, когда вы спрашиваете: «Как дела-а-а?» Так малыш быстрее учится говорить.
  • Читайте книги с большими яркими картинками. Называйте предметы и просите малыша показать их на рисунке.
  • Помогайте разрабатывать артикуляцию. Стройте рожицы, кривляйтесь, показывайте язык — разнообразными способами провоцируйте кроху сделать зарядку для мышц лица.
  • Откажитесь от соски. У детей, которые всё ещё сосут пустышку после года, чаще возникают проблемы с артикуляцией звуков, образующихся в передней части рта, — вроде «п», «б», «т», «д» и «с».

В возрасте от года до года и трёх месяцев ребёнок всё ещё не говорит «мама» и «папа», не может показать предмет на картинке.

  • Говорить «Нет!». Если малютка не желает есть кашу, он уже способен покачать головой и отказаться.
  • Строить первые простые фразы. Ребёнок пока прекрасно обходится упрощениями: «Тут ук» вместо «Тут лежит лук», «Де ба?» вместо «Куда и зачем ушла бабушка?».
  • Запоминать много новых слов. В этот период большинство детей переживают так называемый лексический взрыв. В речи появляется больше глаголов и других частей речи, а словарный запас к двум годам увеличивается до 300–400 слов. Но ничего страшного, если ваш ребёнок начнёт тараторить чуть позже — после двух.
  • Используйте больше новых слов и вовлекайте малыша в диалог. Исследования показали : чем чаще родители общаются ребёнком в период от полутора до двух лет, тем лучше его IQ и лингвистические навыки в подростковом возрасте. Особенно важно, чтобы малыш отвечал вам.
  • Делайте вид, что у вас проблемы с языком жестов. Иногда малыш просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать пальцем. Притворитесь, что не понимаете его. Попросите сказать словами. Как минимум попытайтесь выстроить беседу: «Ты хочешь ещё чаю? С сахаром или без? Правда, он очень вкусный?»
  • Поощряйте попытки говорить. Даже если вы действительно не понимаете, что пытается сказать ребёнок, не сдавайтесь. Предлагайте варианты, переспрашивайте, правильно ли вы всё поняли. И никакого раздражения! Только любовь и безграничное терпение.
  • Просите вам помочь. Например, пусть поставит чашку на стол или принесёт вам яблоко.

Маленьким детям непросто осваивать новые слова. Им нужно координировать более ста мышц речевого тракта. Для его развития полезно дуть мыльные пузыри.

Ричард Н. Аслин, профессор когнитивных наук, специалист по развитию и восприятию речи у детей

В каких случаях стоит беспокоиться

В полтора года малыш не прислушивается к разговорам окружающих и не говорит осознанные слова.

У двухлетки не получается повторять за взрослыми, даже если слово произносят несколько раз. Он не отвечает на простые вопросы и предпочитает общаться жестами. Это повод впервые посетить логопеда.

  • Следить за развитием сюжета. Малыш уже способен воспринять историю длиной 5–10 минут.
  • Использовать абстрактные понятия. Ему уже известно, что такое сейчас, каково это — быть грустным, и чем больше отличается от меньше.
  • Строить многословные фразы. После двух лет малыш осваивает причастия и предлоги, а чуть позже — союзы и местоимения. К трём годам словарный запас достигает 250–700 слов, а длина фраз — 5–8 слов.
  • Задавайте вопросы. Много и разных — о размерах, количестве, цвете, намерениях. Важно, чтобы малыш не мог ответить односложно — «да» или «нет». «Смотри, какие толстые червяки! Сколько их там? Как думаешь, куда они ползут?»
  • Используйте больше сложных предложений. Не ограничивайтесь короткими фразами. Речь с придаточными частями, причастными и деепричастными оборотами, прилагательными и наречиями поможет ребёнку освоить структуру языка.

Дети не могут научиться тому, что они не слышат.

Эрика Хофф, профессор психологии, автор книги Language Development

  • Читайте каждый день. И разговаривайте о прочитанном.
  • Разучивайте детские песни. Так малышу будет проще запомнить новые слова. К тому же пение помогает развитию речевого аппарата.
  • Развивайте мелкую моторику. Отделы мозга, отвечающие за неё и за развитие речи, находятся совсем рядом. Работая с одним из них, вы затрагиваете и другой. Лепка из пластилина, нанизывание бусин на верёвочку, мозаика — всё идёт в копилочку красноречия.

В каких случаях стоит беспокоиться

В три года ребёнок не называет предметы, не знает имена ближайшей родни, а его словарный запас не превышает 25 слов. Его речь невнятна, он не умеет строить предложения, не использует глаголы, не говорит о себе в первом лице.

????????????

Ссылка на основную публикацию