Наталья Василишин17 августа, 201625314
Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».
Характеристика методики А.Р. Лурии
Оценивать состояние памяти с помощью многократного воспроизведения 10 коротких слов, ничем не связанных между собой, предложил основоположник отечественной нейропсихологии, сотрудник Льва Семёновича Выготского Александр Романович Лурия. Целью диагностики автор определил исследование следующих процессов:
- запоминания информации для последующей репродукции;
- восприятия знаний для анализа и выстраивания причинно-следственных связей с уже имеющимися;
- воспроизведения услышанного.
Кроме этого, тест позволяет сделать выводы о таких особенностях:
- степени утомляемости испытуемого;
- уровне активности внимания на разных этапах работы.
Методика предназначена для тестирования детей старше 5 лет.
Тест Лурии позволяет понять, нужно ли помочь ребёнку развить память и внимание, что важно для запоминания больших объёмов информации в школе
Процедура тестирования «Заучивание 10 слов»
Составление списка для запоминания
Экспериментатор самостоятельно формулирует набор слов для работы, учитывая ряд важных нюансов:
- слова должны быть по возможности знакомы испытуемому (так не возникнет проволочек, связанных с осмыслением неизвестного образца, а также желания задать вопрос взрослому);
- не стоит включать связанные между собой понятия («малина» и «ягода», например);
- слова не должны быть длинными: 5–6 букв — предел;
- если у организатора дефект речи, то в список не следует включать образцы, произнесение которых — следовательно, и восприятие ребёнком — может вызвать затруднение.
Примеры наборов слов для запоминания:
- Ряд, мир, пир, гора, тога, вода, сват, окно, огонь, снег.
- Огонь, дом, трава, спирт, море, игра, конь, гриб, брат, игла.
- Слон, код, плот, стул, снег, озеро, дверь, кот, нить, блок.
Организация диагностики
Исследование «Заучивание 10 слов» удобно тем, что никакого специального оборудования или материала для его проведения не понадобится. Единственное строгое требование — соблюдение тишины в процессе работы с испытуемым. Это касается и отсутствия шумов извне, и лишних реплик участников тестирования. Работа с ребёнком происходит один на один.
Деткам 5–7 лет можно предлагать меньшее количество слов для запоминания — от 5 до 8.
Алгоритм проведения теста:
- Взрослый объясняет: «Я тебе назову несколько слов, их нужно запомнить и повторить те, что зафиксировал в голове. Можно не по порядку».
- Экспериментатор не спеша зачитывает образцы, после чего ребёнок повторяет услышанное.
- Организатор делает отметки в протоколе — под каждым правильно названным испытуемым словом ставит «+».
- Затем опять следует пояснение со стороны взрослого: «Сейчас я снова зачитаю этот же ряд слов, ты должен повторить все, которые запомнишь».
- Далее работа строится так же, как описано в пунктах 2–3.
- В 3, 4 и 5 разы экспериментатор перечисляет набор слов, но уже без дополнительных пояснений, лишь говорит: «Ещё раз». На каждом этапе делаются соответствующие отметки в протоколе.
- После этого в течение 50–60 минут выполняются другие тесты с ребёнком или испытуемый играет в спокойные игры (собирает кубики, решает ребусы и так далее), читает сам или вместе со взрослым.
- По прошествии часа экспериментатор, не зачитывая образцы, просит тестируемого последний раз назвать слова, которые тот запомнил, и отмечает результаты в протоколе.
Важно учесть, что если испытуемый называет лишнее слово, то нужно сделать отметку об этом. Когда неверный образец ребёнок говорит не раз, его следует не только записать, но и выставить количество повторений.
В перерыве между этапами тестирования ребёнок может заняться несложными играми
Файл: Протокол для экспериментатора
Образец протокола к тесту
Обработка и интерпретация результатов
Типичная картина при выявлении особенностей памяти детей — 5,7 и 9, 6,8 и 9 или 5,7 и 10 правильных ответов. То есть к третьему повтору ряда нормально развитый ребёнок усваивает 9 или 10 слов, которые прочно входят в его сознание.
По данным исследований Института психологии при Академии наук России, дошкольники к третьему повтору запоминают на 1–2 слова больше, чем учащиеся среднего звена, и в целом на 2–3 слова превосходят результаты взрослых людей в возрасте от 18 до 25 лет.
Ситуация, когда испытуемый с каждым повторением называет всё меньше слов, говорит о том, что он страдает забывчивостью, часто бывает рассеянным. В основе этих проявлений лежит изнурённость внимания.
Что касается лишних образцов, то чаще всего их называют дети в расторможенном состоянии и подростки при наличии проблем, связанных с разного рода расстройствами.
Слова, названные вне списка, также говорят о том, что у ребёнка, возможно, болит голова, есть текущее нейропсихическое заболевание, имеются показания к приёму таблеток от переутомления или нарушена ясность сознания из-за травмы.
Количество воспроизведённых буквосочетаний через час говорит об уровне фиксации следов услышанного и усвоенного. Это показатели памяти в узком смысле.
По итогам ответов ребёнка можно составить кривую запоминания. Для этого строятся оси абсцисс (горизонтальная линия со значениями количества повторений) и ординат (вертикальная, с указанием чисел правильных ответов).
- Кривая с резким наклоном вниз говорит о том, что испытуемый страдает ослабленностью внимания.Такая кривая получается, если у ребёнка наблюдается ослабленность внимания
- Зигзагообразная сигнализирует: внимание ребёнка колеблется, оно неустойчиво.А такая картина — признак неустойчивости внимания испытуемого
- Прямая линия на графике, то есть повтор одинакового небольшого числа правильных ответов, свидетельствует о том, что тестируемый отличается эмоциональной пассивностью, отсутствием желания показать лучший результат, запомнив большее число слов.
Тест «Заучивание 10 слов» позволяет при минимальной подготовке оценить, насколько хорошо развиты у ребёнка важнейшие для успешного обучения качества. Кроме того, методика полезна и для тренировки внимания школьников любого возраста, что делает её одной из самых популярных и востребованных в современных учебных заведениях.
Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия)
Шкалы: уровень развития памяти
Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Инструкция к тесту
Вариант для детей:
«Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкция для взрослых:
«Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол.
Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе.
Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Тестовый материал
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.
Интерпретация результатов теста
По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах.
Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).
Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Источники
- Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.92-94.
10 слов слуховая память. Кратковременная слуховая память. Методика А. Лурия "10 слов". Характеристика методики А.Р. Лурии
Словари. Энциклопедии. История. Литература. Русский язык » Справочник » 10 слов слуховая память. Кратковременная слуховая память. Методика А. Лурия «10 слов». Характеристика методики А.Р. Лурии
«Заучивание 10 слов». А.Р. Лурия.
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
- Для проведения этой методики необходим набор простых слов, не связанных тесно между собой по смыслу. Можно предложить два варианта, хорошо апробированных на практике:
- а/ дом, конь, гриб. мед, брат, лес, стул, хлеб, дуб, труд;
- б/ гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила.
- Слова располагаются в таблице, которая заполняется по ходу эксперимента.
ИНСТРУКЦИЯ: «Сейчас я прочту несколько слов. Твоя задача – запомнить и повторить после меня столько слов, сколько сможешь, в любом порядке. Слушай внимательно!».
Инструкция для второго воспроизведения: «Я опять прочту тебе те же самые слова. Постарайся в любом порядке повторить их все». Далее перед прочтением можно просто сказать: «Еще раз. Внимание!»
После 5-кратного воспроизведения слов испытуемым экспериментатор переходит к другим заданиям, а в конце исследования (или через час) снова просит повторить все эти слова, как они остались в памяти.
По завершении исследования таблица принимает такой вид (пример умеренного снижения мнестических функций):
Слова для запоминания | Отсроченное воспроизведение |
Воспроизведенные испытуемым слова фиксируется знаком «+», либо порядковым номером (этот способ дает некоторую дополнительную информацию) в соответствующей графе таблицы.
Интерпретация результатов.
В норме испытуемые воспроизводят при первом повторении не менее пяти слов, после чего следует подъем, и на четвертом и пятом повторениях воспроизводят 9 – 10 слов.
Результаты ниже указанных, а также задержки и спады в промежутке свидетельствуют о снижении памяти. При последнем, шестом (отсроченном) воспроизведении в норме испытуемый может припомнить не менее 7 – 8 слов, в зависимости от интервала отсрочки.
Ориентировочно можно указать на следующие границы:
Отсроченное воспроизведение |
* где 1 – граница нормы; 2 – легкое снижение; 3 – умеренное; 4 – выраженное снижение памяти. При более слабых результатах можно говорить о грубом снижении мнестических функций.
- Частичные отклонения от этой схемы могут свидетельствовать:
- О преимущественном снижении долговременной памяти (резкое снижение при отсроченном воспроизведении);
- Ситуативно обусловленное снижение в результате, например, внешних помех (единичные «выбросы»);
- Об истощаемости внимания или общей астенизации психики (спад во второй половине);
- Наличие «лишних» слов свидетельствует об определенном дефекте памяти независимо от цифровых показателей (в этом случае можно предложить другой тест на память, можно в зрительной модальности).
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Инструкция для детей.
«Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол.
Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе.
Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Тестовый материал
Примеры набора слов: Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.
Интерпретация результатов
На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.
При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).
Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
- Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:
- При черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;
- При неврозах запоминание замедленное, больным требуется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запоминания имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемого материала от повторения к повторению проявляется тенденция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.
3.2. Методика «Цветовой диктант»
Диктанты, предложенные выше, в своей основе имеют вербальную инструкцию и вербально сформулированные правила. Но ученикам 1 -го класса, испытывающим трудности в обучении, иногда легче действовать по наглядной инструкции.
Для выяснения того, что является причиной затруднений ребенка при выполнении последовательности действий графически — несформированность произвольности или кратковременная память (не запоминает вербальные инструкции), нами предлагается цветовой диктант с предъявлением инструкции в наглядном плане. Форма предъявления может быть как индивидуальной, так и групповой.
- Время обследования — 10 минут.
- Инструкция:
- Вариант А (приложение 1, рис. За)
- Каждый цвет изображает свой путь: красный — 1 клетка направо (показ), синий — 2 клетки направо, зеленый — 1 клетка вверх, желтый — 2 клетки вверх.
«На этой карточке цвета нарисованы друг за другом, тебе нужно строить лесенку, по очереди проводя те линии, которые обозначают цвета. Ты будешь строить лесенку на листочке в клеточку, начиная от этой точки и не отрывая карандаша от бумаги».
- Серия 1
: «Желтый, синий, зеленый, красный, желтый, красный, зеленый, синий». - Серия 2
: «Зеленый, красный, желтый, синий, красный, зеленый, синий, желтый». - Серия 3
: «Синий, желтый, красный, зеленый, желтый, синий, красный, зеленый». - Вариант Б (приложение 1, рис. 36)
- Фигурки разной формы обозначают определенное количество клеточек в определенном направлении.
«На этой карточке показаны обозначения для каждого хода. Ты будешь выполнять ходы по очереди так, как я буду называть или показывать».
- Существенным для этой методики является то, что в случае, если ребенок плохо ориентируется в пространстве, направление стрелок показывает ему, в какую сторону двигаться.
- Цель:
диагностика умения действовать по правилу, заданному наглядно. - Анализ
деятельности
: - Ориентировка:
- усвоение правил, предъявляемых в наглядном плане;
- удержание инструкции по ходу выполнения задания;
- поиск нужных ходов с ориентацией на правила выполнения задания.
- Исполнение:
- выбор и графическое выполнение правильных поворотов в нужной последовательности на листе в клетку.
- Контроль:
- проверка правильности выполнения.
- Средства выполнения задания:
карточка с обозначением направления и длины шага с помощью цвета, клетки на бумаге. - Материал:
листок в клетку и карточка-инструкция. - Виды помощи:
1. Эмоциональная поддержка в ситуации неуверенности, при замедлении темпа.
2. Просьба повторить инструкцию при неверном соединении.
3. Повтор инструкции взрослым, если ребенок выполняет задание неверно и не может повторить инструкцию.
4. Просьба выполнить действие снова.
5. Повторное объяснение.
6. Выполнение действия взрослым (показ).