Девять советов по финансовому воспитанию ребёнка

Наука денег крайне важна для взрослого человека. Однако часто забывается тот факт, что грамотное отношение к материальным ценностям должно закладываться с юных лет, когда человек наиболее обучаем и способен воспринимать новые знания в огромных количествах.

Родителям необходимо прививать детям правильное отношение к деньгам еще до школы. Ведь, по словам Ирины Пермяковой, психолога, психодраматерапевта, развитие грамотности в финансовых вопросах не только поможет ребенку избежать многих проблем, но и сбережет время и нервы взрослым.

В связи с этим мы решили перечислить несколько правил того, как научить ребенка финансовой грамотности.

Что значит быть финансово грамотным

Девять советов по финансовому воспитанию ребёнка

Вопреки распространенному мнению наука о деньгах заключается не только в умении зарабатывать средства, экономить их и распределять. Финансовая грамотность – это, в первую очередь, способность оценивать текущую ситуацию на рынке и принимать верные решения после проведенного анализа. Получить подобное умение сразу невозможно, начало пути его формирования корнями уходит в детство. Как говорит Екатерина Сафонова, психолог портала «Я-родитель», финансовая грамотность – очень важный аспект воспитания, так как любой человек вне зависимости от возраста ежедневно сталкивается с денежными вопросами.

Понятие многогранно. В рамках развития финансовой грамотности дети должны изучить важные аспекты денежной науки, и узнать:

• Методы экономии;
• О правильной постановке материальных целей и их достижения;
• О выгодном вложении денег или как заставить инвестиции работать на себя;
• О том, как работает финансовый рынок и его основной институт – банк;
• О формировании бюджета и распределении доходов между потребностями;
• О контроле над расходами при помощи различных методик, в том числе современных программ;
• О том, как зарабатывать деньги и сохранять их.

При этом строить обучение, основываясь на методике принудительного постижения наук, не стоит. На это указывает и психолог Элла Эквтимишвили: «Ребенка необходимо обучать ответственному отношению к деньгам и управлению семейными финансами, но не переусердствовать, чтобы не вызвать неуместного страха».

Финансовая грамотность должна прививаться другим способом.

О нем говорит Галина Уткина, вице-президент, директор департамента управления банковскими продуктами «Ренессанс Кредит»: «Что касается формы «обучения», то для совсем маленьких детей это, безусловно, должна быть игра, а вот школьники среднего и старшего возраста уже могут учиться на реальных деньгах. Игры и задания могут быть разнообразными. Ребенок может копить свои карманные деньги для покупки чего-то серьезного. Или, наоборот, родители покупают ребенку новую приставку, а потом в качестве «процентов за выданный кредит» в течение определенного срока разрешают в нее играть ограниченное количество времени. В любом случае, важно сформировать у детей понимание того, что деньги – не самоцель, а всего лишь инструмент для достижения поставленных целей».

Точка отсчета: когда начинать обучение

Девять советов по финансовому воспитанию ребёнка

В школе ребенок уже способен научиться рационально распределять денежные траты. Анализируя, какие покупки важны, а какие являются излишеством, от которого можно отказаться. К тому же в это время детей уже можно приучать к самостоятельному зарабатыванию денег.  Об этом говорит и Замир Шухов, генеральный директор Global Venture Alliance: «Дети могут выполнять какие-то дополнительные задачи или работу от родителей или близких родственников для того, чтобы чуть-чуть подзаработать. Это прививает некую дисциплину и понимание ценности денег. Дети понимают, что для того, чтобы появились деньги, необходимо совершить какой-то труд, выполнить какую-то задачу».

При этом тема денег не должна выступать в качестве табу. Ребенок должен включаться обсуждение семейного бюджета и осознавать: средства ограничены, поэтому необходимо тратить их с умом.

Шаги к формированию финансовой грамотности

Девять советов по финансовому воспитанию ребёнка

  • Чтобы добиться осознания ценности денег родители при воспитании ребенка должны придерживаться некоторых правил:
  • • Рассказывать, откуда берутся деньги, донося до детей ценность труда;
    «Вместе с малышами оценивать стоимость товаров, строя градацию покупок по принципу» самое важное сейчас, остальное можно отложить»;
  • • Ребенок школьного возраста должен иметь определенную сумму на карманные расходы и тратить ее самостоятельно. Только имея средства можно научиться ими распоряжаться;

• Дети должны учиться быть экономными. Если выданные родителями деньги быстро заканчиваются, не нужно жалеть чадо. Необходимо разъяснить, что придется некоторое время обойтись без покупок. В следующий раз ребенок задумается о необходимости приобретения той или иной вещи;

• Стимулировать детей к заработку, объяснять что труд – это способ получения денег. При этом нельзя «оплачивать» оценки или домашние обязанности ребенка. Лучше найти иной способ заработка, в крайнем случае – поощрять инициативу в работе по дому. То есть оплачивать то, что ребенок не должен был делать, но выполнил по своему желанию.

Родителям, стремящиеся обучить детей азам финансовой науки, нужно помнить: деньги не должны выступать в качестве средства манипуляции, поощрять или наказывать их за поступки определенного характера не следует.

Только привитие необходимых умений в юном возрасте способствует формированию правильно представления о материальных богатствах и способах распоряжаться ими. Лишь обучая детей можно вырастить грамотных взрослых.

К тому же, как утверждает директор Международной школы Russian International School Ирина Макагон: «Возможностей для повышения финансовой грамотности действительно очень много и основная задача родителей и педагогов — это заинтересовать и увлечь детей, чтобы у них появилось желание разбираться в этой важной теме дальше».

Читайте: Как сделать детей финансово грамотными и подружить их с деньгами

Статью подготовила Кристина Рудич

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

Девять советов по финансовому воспитанию ребёнка

31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет.

Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Ошибка №2. Не давать карманных денег

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет.

Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям и т. д. Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет.

Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Ошибка № 4. Пускать все на самотек

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет.

Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Ошибка № 5. Платить за хорошие оценки

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Совет.

Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

в семейную библиотеку

  • Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.
  • Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться»: полезные советы.
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.
  • Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Узнайте еще 5 финансовых ошибок Девять советов по финансовому воспитанию ребёнка

Ошибка № 6. Оплачивать помощь по дому

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет.

Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым.

С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности.

Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Многие дети с 14−15 лет находят возможность подработки. Не стоит забирать всю зарплату в «семейный котел» — даже если ваши мысли о том, как распорядиться заработанным, кардинально не совпадают. Можно и нужно поощрять стремление поделиться: например, получив зарплату, подросток может купить угощение для всех.

Совет.

Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет.

Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет.

Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

Каждый из нас регулярно сталкивается с вопросами заработка, распределения, сохранения и приумножения денег, но вот в школе, к сожалению, этому не учат. Чем раньше ребенок получит эти важные навыки, чем раньше мы заложим основы его отношений с деньгами, тем легче ему будет во взрослой жизни. Финансовая грамотность нужна, чтобы научиться правильно распределять деньги, планировать расходы, копить, а также привыкать к ответственности и самостоятельности. Между прочим, от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие!

Финансовое воспитание детей: первые навыки — Ъ-Урал-Online — Издательский Дом КоммерсантЪ

Девять советов по финансовому воспитанию ребёнка

Виктор Долженко, директор филиала «БКС Ультима» в Екатеринбурге

Разговоры о детской финансовой грамотности становятся все более актуальными как внутри семей, так и на уровне других социальных институтов.

Родители, заработавшие некоторый капитал, понимают, что знания о распоряжении личными финансами необходимо закладывать с детства, однако их собственный опыт не всегда идеален для передачи.

Многие состоятельные люди заработали первые активы в 1990-е годы, но это не тот пример, следуя которому их дети смогут достигнуть успехов сегодня. Кроме того, они видят случаи, когда богатство других людей стремительно исчезает из-за неумения с ним обращаться. Это подталкивает их давать своим детям определенные знания.

Начинать учить ребенка распоряжаться деньгами можно лет с девяти: в это время он уже умеет считать и читать, у него появляются карманные деньги, он может самостоятельно ходить в магазин и совершать покупки.

Схематично знания о планировании личных финансов можно представить в виде пирамиды из трех составляющих. В ее основании — привычки, такие как учет своих доходов и расходов, сравнение цен товаров. Именно с этого нужно начинать прививать финансовую грамотность.

Подчеркну, что привычки формируются на примере семьи. Например, поощрять в ребенке привычку сравнивать цены можно с раннего детства, когда у него появляются первые запросы.

Но для этого нужно не полениться выехать в гипермаркет на окраине города, чтобы показать, что там желанная игрушка стоит дешевле. Сделать это полезно, даже если у родителя есть возможность переплатить, нужно воспринимать это как обучающий момент.

В центре пирамиды находятся навыки личного финансового планирования, куда относятся бюджетирование, анализ потребностей, знание финансовых инструментов, принципов кредитования и инвестирования и т. д. Рассказать о них ребенку можно самостоятельно или с привлечением специалистов, однако родителям не нужно забывать подкреплять теоретические знания собственным примером.

Верх пирамиды — навыки финансовой экспертизы, то есть специальные знания, которые позволяют прогнозировать поведение рынка. Сюда относится анализ индексов финансового рынка, действий участников рынка и регуляторов и т. д.

Многие, рассуждая о финансовой грамотности, подразумевают именно эти знания.

Ребенок может получить их в профильном вузе или на специальных курсах, однако, по моему мнению, незнание «верхушки» будет для большинства людей не такой большой проблемой, как пробелы в двух первых этапах.

Карманные деньги — отличный тренажер для формирования правильных финансовых привычек, но это работает только при системном подходе. Внутри каждого семейного бюджета есть общие расходы семьи и личные расходы каждого из ее членов. Карманные деньги — личные расходы ребенка. К примеру, родители дают 9-летнему ребенку 150 руб. в неделю на личные расходы.

Для этого можно выделить специальный день, завести специальную книжку для записей. Если ребенок забыл, что должен получить деньги, ему придется дожидаться следующей недели. Все это дисциплинирует и приучает относиться к денежным вопросам серьезно.

При повседневных походах по магазинам лучше не покупать ребенку игрушки просто так, а предлагать потратить на них свои карманные деньги или софинансировать покупку. Это делает траты более осознанными.

Пластиковую карту, привязанную к счету родителей, ребенку можно завести уже с шести лет, однако, по моему опыту, в этом возрасте ребенок относится к ней не как к платежному инструменту, а как к интересной вещи, которой можно похвастаться перед друзьями. Реальная потребность возникает при большем вовлечении в товарно-денежные отношения, годам к двенадцати.

Я рекомендую не привязывать карманные деньги к оценкам ребенка. С одной стороны, отличная учеба — еще не гарантия будущей успешной жизни, с другой — приемлемо учиться, делать домашние задания и не прогуливать — его обязанность.

При этом если ребенок хорошо закончил четверть, можно его за это как-то поощрить, а если прогулял уроки или совершил действительно плохой поступок, лишить на неделю карманных денег, но платить «зарплату» за каждую оценку не лучшая практика.

Платить ребенку за работу по дому — еще хуже, ведь семейные обязанности по умолчанию должны выполнять все члены семьи.

Главное не создавать для своих детей «финансовый заповедник», то есть не ограждать их от финансовых проблем, не давать карманные деньги по первому запросу. Этим часто грешат заботливые родители среднего класса. Например, один мужчина записал свою 13-летнюю дочь на курсы нашей школы финансовой грамотности.

Он неоднократно говорил, что ей очень нужны эти курсы, однако, когда началось первое занятие, дочь не явилась. Оказалось, что отец не смог объяснить девочке, зачем ей это нужно, — ребенок ответил, что у него нет проблем с деньгами.

Впоследствии такие дети часто надолго остаются на содержании у своих родителей или одномоментно сталкиваются с экономическими сложностями, не знают, как себя вести, и испытывают стресс.

10 советов по воспитанию, которые помогут вырастить миллионера

Илон Маск, Ларри Пейдж, Марк Цукерберг, Опра Уинфри — мир полон историй о том, как сегодняшние миллиардеры начинали с нуля и добились невероятных успехов. Какой родитель не желает в глубине души, чтобы его ребенок стал одним из сильных мира сего. Главный вопрос — как воспитать заведомо успешного человека.

Мы в AdMe.ru перелопатили весь интернет в поисках ответа на него. Единого рецепта нет. Но есть кое-что, что можно сделать для любого ребенка прямо сейчас.

© Mary Poppins Returns / Walt Disney Pictures

Это не запретная тема. С малых лет ребенок должен понимать, откуда берутся деньги, зачем они нужны и как их можно заработать.

  • В магазине обращаем внимание на цены. Ребенок будет рад стать активным участником процесса, если подскажет, сколько стоит тот или иной продукт, выберет что-то из списка и между делом поймет, почему, к примеру, макароны за 300 рублей можно оставить на полке в супермаркете, а аналогичные за 80 рублей купить.
  • Объясняем, что мама и папа делают на работе, почему ходят туда и что такое зарплата.
  • Смело за ужином обсуждаем большие покупки и путешествия и с финансовой точки зрения.

© Home Alone / Twentieth Century Fox

Необязательно его отпускать одного в магазин. Можно стоять рядом и наблюдать. Младшие школьники легко справляются с такими задачами. А тем, кто еще не умеет читать, безусловно, можно помочь.

  • У ребенка — список, цель и деньги.
  • Задача — выбрать продукты, не отвлечься на соблазны, посчитать, сколько денег понадобится, расплатиться на кассе.
  • Понятное дело, начинать лучше с меньшего. Отправлять чадо за покупками для всей семьи на неделю можно только в том случае, если близкие морально готовы 7 дней подряд лопать шоколадки.

Такой метод финансового воспитания практикуется в школах Монтессори по всему миру. Дежурные идут в магазин, чтобы купить продукты для одноклассников — например фрукты для второго завтрака или ингредиенты для будущей выпечки.

Для родителей это отличный тренинг по невмешательству. Постарайтесь не подсказывать и не поправлять. Идеальный опыт — полученный самостоятельно.

  • «Монополия» и «Денежный поток» — увлекательные настолки, после которых любой участник легко разберется в том, что такое инвестиции, активы, пассивы и налоги.
  • С детьми помладше можно регулярно играть в «банк», в «магазин», в «семью» и в любые другие игры, которые дают представление о том, как устроен финансовый мир.
  • Музеи профессий помогут вывести эти виды игр на новый уровень. Там можно «поработать» кассиром, инкассатором, менеджером в банке, «заработать» и «потратить» местные деньги.

Идею продвигают в своих книгах Роберт Кийосаки («Богатый папа, бедный папа») и Марк Аллен («Курс миллионера). Нужно завести 3 или 4 копилки. Их предназначение можно выбрать на свой вкус, например:

  • Накопления. Постепенно можно накопить ощутимую сумму на мечту. Считается, что умение копить — это неплохая профилактика кредитов в будущем.
  • Траты. Долго ждать умеет не каждый взрослый, а уж тем более это сложно делать детям. Пусть малыш поймет, как приятно побаловать себя из карманных денег.
  • Инвестиции. У детей не так много возможностей для создания активов, но можно завести пластиковую карту с возможностью начисления процентов.
  • Благотворительность — такая копилка нужна, чтобы научить ребенка не только получать, но и отдавать. Например, можно кормить бездомного котенка или участвовать в программах зооволонтерства.

Ребенок сам решает, на что тратить (или копить) свои деньги.

Если этот метод вам близок, можно давать ребенку, скажем, по $ 3 в неделю, чтобы постепенно копилки заполнялись.

Некоторые родители так делают, чтобы не потакать капризам малышей. Злополучная фраза так и хочет слететь с языка, когда уже стоишь посреди магазина, а малыш схватил огромную игрушку и смотрит на нее восхищенным взглядом. Почему так делать нельзя?

  • Негатив. Когда звучит фраза «Мы не можем себе это позволить», ребенок понимает: родители недовольны тем, что имеют, деньги вызывают отрицательные эмоции.
  • Пассивность. Формулировка сообщает ребенку, что вы не контролируете свою жизнь. Акитивная позиция — это принять решение, покупать или нет ту или иную вещь, а не давать количеству денег в кошельке управлять вами.
  • «Мы пришли в магазин не за этим». Тут и планирование, и расстановка приоритетов, и родительская твердость.
  • «Я запомню, что тебе это нравится, и, когда мы будем выбирать подарок на день рождения (Новый год, 8 Марта, День знаний, День города (мало ли!)), обязательно учтем твои пожелания».
  • «Давай договоримся, что подарки будем покупать раз в неделю» (например, в выходные). Это если просьба не масштабная и до субботы не трудно дотерпеть. Очень важно учиться ждать и мечтать, ставить цели (в том числе финансовые) и идти к ним.
  • «Это стоит дороже, чем я планировал потратить». Тоже неплохой ответ, который дает понять, что взрослый планирует свои расходы.
  • «Если ты найдешь то же самое по более выгодной цене, мы это купим». Во-первых, такой подход поможет ребенку понять, что одна и та же вещь может иметь разную цену. Во-вторых, позволит не делать эксцентричных покупок. Небольшая отсрочка поможет увидеть, так ли вещь на самом деле нужна.

Ничто не подарит ребенку такой спектр навыков и возможностей, как кулинарные эксперименты на собственной кухне вместе с мамой. В этом процессе развиваются:

  • самостоятельность и уверенность в себе;
  • умение доводить дело до конца, способность увидеть результат и насладиться им;
  • умение рисковать и нести ответственность.

«Мотивационное поле» (или просто «поле») — понятие, которое придумал в 1951 году Курт Левин. Он изучал влияние окружающих предметов на развитие и жизнь человека. Этот термин активно используют в маркетинге.

А многие педагоги и психологи говорят о создании особого мотивационного поля во время обучения. Например, психолог Любовь Сгонник учит родителей узнавать, какие у детей любимые вкусы и запахи, и окружать ими ребенка во время обучения.

Например, принести любимое яблочко в качестве перекуса во время решения трудной задачи.

Успеха добиваются не отличники, а люди гибкие, умеющие учиться, искать новые возможности и знающие, где можно отступить от системы. Иногда вместо школы лучше провести день в тишине или, наоборот, придумать себе культурную программу.

Прогул может быть полезен для того, чтобы:

  • Подумать о психологическом здоровье. Такую практику вводят некоторые компании. Для детей это может быть не менее важно, когда нужно просто «выдохнуть».
  • Оставаться физически крепким. Чтобы не включились механизмы психосоматики (когда организм заболевает, чтобы отдохнуть), лучше пропустить пару дней безо всякого чувства вины.
  • Воскресить внутреннюю мотивацию. В ее основе, по мнению ученых Эдварда Дечи и Ричарда Райана, лежат: компетентность, автономия и контакт с педагогом. Компетенция («я могу») и автономия (самостоятельность) — качества, которые не приветствуются в школе, и просто «ждут», когда на них найдется время.
  • Показать свою любовь. Педагог и писатель Дима Зицер не устает напоминать, что за всей пользой, которую родители пытаются «причинить» своим детям, они забывают о главном — о любви. А прогул, инициированный родителями, — это ее проявление. Когда ученик знает, что родители в «его команде», ему все беды по плечу.
  • Расставить приоритеты. Что будет, если пропустишь урок труда или итоговую контрольную по математике? В любой свободе появляется ответственность.
  • Брать на себя риски. Умение сделать смелый шаг — черта всех миллионеров. Достойный пример — Говард Шульц. Он не побоялся открыть сеть кофейных баров, вопреки желанию руководства Starbucks. Поставив на карту все, Шульц начал бизнес с нуля. Позже компания Starbucks объединилась с его делом и стала одной из крупнейших кофейных сетей мира.

Возможно, когда вы не отправитесь по расписанию готовить завтрак или делать с ребенком уроки, для него откроются новые возможности в плане самостоятельности и инициативности. Даже забота хороша в меру.

Чем старше ребенок, тем больше он может сделать сам. Покормить кота, помыть ботинки (да-да, и ваши заодно тоже), постирать одежду и разобрать посудомойку сможет любой первоклассник.

Просто не все знают, что так можно.

Секрет в том, что самостоятельность — одна из важнейших составляющих успеха. И финансового в том числе.

© Young Sheldon / Warner Bros. Television

Какими секретами воспитания пользуетесь вы, чтобы ребенок вырос успешным?

7 советов родителям, как вырастить неиспорченного и благодарного ребёнка

Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире.

 Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу.

 Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, — это его родители.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они.

Ваш ребёнок — это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером.

Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

1. Любите, но обозначьте границы

Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

2. Перестаньте опекать!

Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

Прекратите опекать своего ребёнка. Дайте ему возможность научиться управляться со своей жизнью самостоятельно, пока ещё ошибки не так болезненны.

3. Учите сопереживать

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

Эмпатия — это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

4. Развивайте финансовую ответственность

Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Если чувствуете себя чем-то вроде «золотого банкомата» для своих детей, тогда самым разумным решением будет закрыть свой бумажник.

Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

5. Говорите «нет» без чувства вины

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон слово «нет» и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

6. Учите отдавать, а не только получать

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.

Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.

Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

7. Замените «я» на «мы»

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:

  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.

Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Заключение

Воспитание — это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

Ссылка на основную публикацию