Поощрение и наказание детей в семье: родительское собрание

«Родительский всеобуч» открывает завесу взаимоотношения в семье детей и взрослых. Позиция родителей в воспитании своего ребёнка формирует стиль общения и поведения ребенка.

Безмерная любовь притупляет сознание взрослого человека. Цель родительского обучения: познакомить педагогическими нюансами в воспитательном процессе.

В материалах этой статьи мы поговорим о поощрениях и наказаниях для детей в семье, с которыми может столкнуться школа.

Проблема поощрения и наказания ребенка в семье

«Кнут и пряник» – самые распространенные формы работы во взаимоотношении с детьми на практике. На самом деле поощрение и наказание – это только вспомогательные методы в достижении цели. Чтобы сиюминутно добиться выполнения распоряжения взрослого человека, следует обещание вознаграждения или вызов страха за будущее наказание.

Поощрение

У каждого взрослого человека есть сформированная с детства модель поощрения для ребенка. Самое опасное – это материальная отвязка за выполненное задание. Выполнил поручение – получил сладости. В какой-то степени такая форма поощрения действенна.

Однако таким образом воспитывается расчетливый эгоист, который за каждый жест будет требовать вознаграждения. Дети имеют привычку расти, вырастет и аппетит. Поощрение и наказание детей в семье: родительское собраниеНаступит время, и родители не смогут выполнить желание чада, тогда будут вычеркнуты из его жизни.

В первую очередь необходимо взрослым научиться предъявлять требования, когда дети маленькие. Нужно контролировать выполнение поручения, добиваться послушания.

Виды поощрений

Надо поощрять не до выполнения порученного дела, а после, чтобы у ребенка появилось желание повторить действие.

  1. Положительная оценка родителей, похвала. Ласковое прикосновение, одобряющий взгляд, разговор взрослых между собой о поступке ребенка. Дети должны получить положительные эмоции от мнения окружающих.
  2. Создание необходимых условий для развития способностей ребенка. Это поощрение с учетом индивидуальной особенности личности.
  3. Премирование совместным выходом на природу, в театр, детский парк.
  4. Научиться ощущать степень вложения труда ребенком для достижения цели. Иногда рекомендуется авансировать поощрение: «Я верю, что ты многого добьешься».
  5. Если ребенок не смог достичь задуманного места на пьедестале, нужно поощрять пониманием, сколько было проделано работы: «Я горжусь тобой. Главное в этой жизни – самосовершенствоваться изо дня в день. Труд и старание никогда не бывают проигрышными».

Поощрение должно создавать ситуацию успеха, стимулировать общественно-полезный труд, формирование инициативной, открытой личности.

Наказание

Жизнь не может быть приторно-сладкой. Иногда дело доходит и до наказания. Такое действие со стороны родителей должно восприниматься наказанным, как справедливая мера. Должна быть осознанность своего проступка. Иначе возникнет обида, чувство несправедливости и потери родительской любви.

Виды наказания

Отец и мать должны быть единого мнения в выборе наказания.

  1. Холодность и порицающий взгляд. Иногда достаточно молчаливого осуждения. Дать понять силу негодования родителей проступком ребенка.
  2. Лишение каких-либо привычных благ: запретить сидеть за компьютером, играть на улице, пользоваться смартфоном.
  3. Физическое наказание. Это эмоциональный всплеск одного из родителей: нервы не выдержали. Агрессия всегда вызывает агрессию – это аксиома. Такой вид наказания возможно раз-два в жизни в экстренных ситуациях, чтобы раз и навсегда отбить желание совершить неприглядный проступок.

Преимущества ненасильственных методов воспитания детей

Ребенок – это полноценная личность своими генетическими задатками, который на первоначальном этапе жизни копирует поведение родителей. Работая над поведением своего чада, отец и мать выпрямляют недостатки своей жизни.

Насильственное воспитание заключается в жестких требованиях и навязывания модели поведения. Ребенок рассматривается не как личность со своими чувствами и предпочтениями, а объект формирования определённого члена общества в угоду родителей.

Яркий пример насильственного воспитания Никколо Паганини – скрипач-виртуоз, композитор. Отец заставлял его играть сутками на музыкальных инструментах, запирая в комнатушке. Талант и труд создали великого мастера на все времена.Поощрение и наказание детей в семье: родительское собрание

Ненасильственное воспитание строится на основе убеждений, соблюдении элементарных правил. При этом маленькая личность должен хорошо понимать, для чего выполняются те или иные действия.

Ребенок – полноценный член семьи, может высказать свои предположения, сомнения, желания. Он знает, что его выслушают, дадут дельный совет, но право выбора всегда за ним.

В садик идет, потому что в доме нельзя его оставлять одного, а родителям надо идти зарабатывать на еду и одежду. Значит, он уже помогает семье.

Формирование культуры поощрения ребенка в семье

Культура любого поведения прививается в семье. Сколько угодно можно ругать друзей, улицу, школу, но ребенок – это кровь и плоть своих родителей. Взаимная любовь, умение проявлять материнское чувство, отцовскую ответственность за семью на глазах подрастающей личности – это и есть формирование культуры.

Культура поощрения родителей заключается в их действиях:

  • когда ребенок изо дня в день слышит от родителей критику в адрес учителей, соседей, себя, научится порицать;
  • обстановка враждебности научит воевать;
  • атмосфера страха подавляет личность, ребенок вырастет забитым;
  • если все время жалеть, он научится жалеть самого себя и вырастет пессимистом;
  • если слышит насмешки в свой адрес, вырастет робким;
  • ревность родителей научит завидовать;
  • чувствует поощрение, вырастет уверенным в себе;
  • если слышит хвалебные слова, научится благодарности;
  • атмосфера любви научит любить;
  • одобрение окружающих научит любить себя;
  • чувство защищенности в семье научат верить в себя и людям.

Надо не только научить сочувствовать беспомощным и убогим, но и радоваться успехам других людей. По примеру родителей дети должны научиться проявлять искреннюю радость за других словами и действиями. Такое поощрение поможет им приобрести друзей, найти единомышленников.

Пути, средства и приемы построения взаимоотношений с детьми в семье

Сколько родителей, столько и приемов воспитания. Выбор пути взаимоотношений строится на некоторых факторах:

  • родители хорошо знают характер, увлечения, способности своего;
  • личный пример, опыт общения, специфика семейного уклада;
  • уровень культуры родителей;
  • семейные традиции.

Поощрение и наказание детей в семье: родительское собраниеСредства и приемы, которые способствуют правильному взаимоотношению в семье:

  1. Убеждение. Почему можно и почему нельзя. Чтобы убедить в чем-то, нужно иметь веские аргументы. Часто урок морали принимается детьми на штыки. Это самый трудный путь взаимодействия, но при правильном подходе положительный результат укрепит связь родителей и детей.
  2. Требование. Уже дошкольник должен представлять свои обязанности по дому. В одной многодетной семье, где родители с утра уходили на работу, мудрая женщина нашла выход из положения. Она с вечера составляла список работ, которые должны были сделать дети после школы. После выполнения каждый ставил галочку. Родители вечером проверяли по списку. И так изо дня в день. Дети выросли трудолюбивыми и ответственными.
  3. Поощрение. Одобрение выбора ребенка словами, улыбкой, радостью на лице. Стимулирование трудовую инициативу в помощи кому-либо.
  4. Похвала. Этот прием должен использоваться редко, но весомо.
  5. Наказание.

Методы поощрения и наказания учащихся

Наказание – это форма педагогического воздействия на школьника при нарушении общепринятых правил. Самое распространенное наказание – это учебная оценка в журнале «2», как и самое эффективное поощрение «5». Слова и выражения при оценивании работы ученика могут ранить, обидеть или возвысить, обрадовать. Педагог должен давать шанс ученику стать хорошим.

Есть один очень хороший действенный метод, который в конце прошлого века промелькнул, но был забыт из-за коренных преобразований в сфере образования.

Принцип простой: не говорить, что не сделано, отмечать и поощрять хорошие поступки. Классный коллектив собирался в неделю раз на собрание. Каждый рассказывал о своем хорошем поступке. Ученики должны были хвалить докладчика. Стремление быть хорошим захлестнуло всех.

Сначала это были мелкие заботы: кто-то полил цветы, чтобы смог что-то сказать перед одноклассниками. Волна активности учеников помогла поднять уровень успеваемости, так как начали друг другу помогать усваивать учебные предметы. При этом никого не наказывали. Во время отмечали любой добрый поступок.Поощрение и наказание детей в семье: родительское собрание

Школу закончили сильные, самоуверенные, активные ребята. Присутствовало и пассивная форма наказания. Всех хвалят, а кого-то – нет. Он сам себя наказывает. Вот робко начинает делать первые шаги: покормил птиц. Об этом рассказывает на собрании и получает положительные эмоции от высказываний сверстников.

Педагогическая помощь в решении трудных проблем семейного воспитания

Если родители обращаются за педагогической помощью к специалистам, это 50% решения проблемы.

Часто трудные проблемы в семье с детьми возникают тогда, когда родители не способны строить правильное взаимоотношение. Есть великая сила родительской любви, которая поможет справиться с проблемами.

У педагогов есть знания и опыт работы с детьми. Надо объединить усилия, чтобы преодолеть трудности.

Главное, нельзя оставлять проблему без внимания. Каждый день идёт процесс формирования новой личности, который будет жить в будущем не с родителями, а в обществе.

Источник: Childage

Родительское собрание: Поощрение и наказание детей в семье

  • Задачи: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.
  • Форма проведения: обмен мнениями.
  • Вопросы для обсуждения: виды наказаний и поощрений в семейном воспитании; значение наказания и поощрения детей в семье.
  • Подготовительная работа: анкетирование родителей; подготовка ситуаций для анализа; написания сочинения «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей».
  • Ход   собрания

I. Уважаемые папы и мамы!

Тема нашего собрания «Поощрение и наказание детей в семье».

     Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

     Мне, как классному руководителю, хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребёнка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребёнка, хотя родители им охотно пользуются. Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор. А пока говорят дети …

  1. II.  Презентация плаката
  2. — Меня хвалят, если ____________.
  3. — Мне дарят подарки, если _______________.
  4. — Мне дарят деньги, если _________________.
  5. — Мне разрешают __________ , если _________.
  6. III.  Анализ сочинений
  7. Выдержка из сочинений.
Читайте также:  Эко: что такое в медицине

— «Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнём, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».

— «Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я – волшебник».

— «Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

IV. Анализ педагогических ситуаций.

Ситуация 1. 

     Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и – на улицу. Вечером придёт – начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка».

Ситуация 2.

     Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё только в 3 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

Ситуация 3.

     В семье родился маленький ребёнок.

Старший ребёнок-ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: « Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 4.

     В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче.

В родительский дневник

     С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред.

     Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком на равных, общайтесь с ним, будьте тактичны, убеждая его.

 V.  Подведение итогов.

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Admin

Родительское собрание «Поощрение и наказание»

  • Марченко Анна
    Родительское собрание «Поощрение и наказание»
  • Поощрение и наказание детей в семье.
  • (доклад + презентация для родительского собрания)

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания.

Рассказать как правильно хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.

Ход собрания:

Сообщение темы родительского собрания «Поощрение и наказание детей в семье»

Нет никаких сомнений в том, что каждый родитель любит своих детей и желаете им добра.

Но быть родителями — это радостный и напряженный труд, который требует мудрого педагогического подхода. И выполняя эту работу, мы не один раз заходим в тупик, испытываем сомнения, пытаясь найти самую подходящую для нас и наших детей систему воспитания.

Сегодня я попытаюсь ответить на такие вопросы: Нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка?

Родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Но будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.

Стоит на минуту задуматься над тем, как мы разговариваете с сыном или дочерью.

Часто ли критикуете ребёнка, что-то напоминаем, угрожаем, читаем лекции или мораль, допрашиваем, высмеиваем, придираемся и ворчим? Иногда? Никогда? Эти распространённые методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение.

Давайте представим себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Из этого следует, что если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться, они будут делиться с вами, если вы научитесь слушать детей.

Если же родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ним.

Главная роль в воспитании молодого поколения принадлежит семье. В процессе воспитания мы должны не только формировать у детей лучшие нравственные черты, но и помогать преодолевать отрицательные качества.

Один из наиболее важных методов воспитания – это убеждение. Говорите со своим ребёнком, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Родители должны знать методы, приемы и средства воспитания, уметь практически ими пользоваться.

Общаясь со своим ребёнком каждый день, вы постоянно прибегаете к определённым методам воздействия на него. Среди них мы используем поощрение и наказание.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.

Поощрение ребёнка, за что-то хорошее, за примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности, поведения и т. д.

Наказание не должно быть слишком частым. Если им злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Поощрения должны в 2-3 раза превышать наказания.

Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители считают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна! Воспитывает ребенка не столько отрицательное

(наказание, сколько положительное (поощрение) подкрепление.

«Я очень довольна твоими успехами»,»Ты сегодня мне очень помогла» — говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли», — замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка.

Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера.

К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только поощрением и наказанием.

Эти родители, можно сказать, действуют методом “кнута и пряника”, они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения.

Упражнять ребёнка в правильном поведении надо с самого раннего возраста. Организуя игру, мы – воспитатели детского сада предъявляем к ребёнку требования. Воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания.

“Но что делать, если дети не выполняют требований?” — такой вопрос часто задают родители.

Предъявляйте требования с самого раннего возраста, постоянно увеличивайте круг требований, усложняйте обязанности ребёнка, осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его. Когда ребёнку нужна помощь – оказывайте её. В этом надёжная гарантия того, что у ребёнка не выработается опыта непослушания. Добившись послушания, важно установить правильное взаимоотношение с детьми.

А. С. Макаренко учил, “что в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесёт пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры”.

Предъявляемое требование должно быть посильным, иначе это не будет выполнено ребёнком, а это приводит к непослушанию. Если отец дал распоряжение, или запретил что-то, то мать не должна отменять решение отца и разрешать то, что он запретил, и наоборот.

Нельзя и самому себе противоречить. Дали одно задание, через некоторое время другое, причём из-за второго нельзя выполнить первое.

Трудно быть послушным, если не знаешь, что же собственно нужно делать.

Родители часто прибегают и к принуждению, а где принуждение, там может возникнуть и наказание.

Нередко между отцом и матерью возникают разногласия при выборе наказания за проступок. Один требует более жёстких мер, другой предлагает более мягкие и необидные для ребёнка. Проблема наказания сложна и вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, обязательны ли они. Формы наказания должны быть тщательно обдуманы.

Если за съеденное до обеда пирожное ребёнка не пустят на день рождения к товарищу, он воспримет это как несправедливость. Результатом будет не раскаяние, а обида.

Если за грубость по отношению к матери, отец лишает ребёнка вечерней телепередачи, такое наказание может спровоцировать еще большую грубость по отношению к отцу.

В этом случае адекватным наказанием для ребенка были бы холодность и отчуждение матери.

Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт. (“Нас били, и ничего, хорошими выросли”).

Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно.

И ребёнок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание, но при этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребёнок.

В такие моменты сознание ребёнка, все нормальные связи с внешним миром нарушены и его языком с родителями говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Если ребёнка обучать правильным действиям и поступкам путём физического болевого воздействия, ребёнок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет её безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребёнок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

Читайте также:  Маловодие при беременности: причины и последствия

Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломить волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность.

Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера и именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение.

Весьма распространённой формой наказания детей в семье являются наказания, лишающие ребёнка части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять ее нужно с большой осторожностью.

Временная утрата любви будет действенна для ребёнка тогда, когда он почувствовал родительскую любовь, когда ему есть что терять, когда связь с родителями стала необходимой потребностью.

Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, усилить его любовь к родителям и понимание, как сильно его любят.

Ребёнок должен чувствовать, что хотя в данной ситуации он мог бы и лишиться определённой доли родительской любви, поскольку заслужил наказание. Но, к счастью, эту родительскую любовь потерять никогда нельзя, это просто невозможно.

Если же ребёнок хоть на миг поверит в то, что мама разлюбила его, наказание следует считать вредным и неправильным.

Если ребёнок провинился, родители отказывают ему в некоторых удовольствиях, например, не пускают гулять, не разрешают посетить кино или театр, встретиться с друзьями. Применяя наказание, нельзя лишать детей того,что необходимо для их полноценного развития: еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками.

Такой тип отношений в семье прекрасно иллюстрирует новелла о мальчике и его папе, которые “так и существовали: ребенок все время ошибался, на то он и ребенок, а папа все время лишал его чего-то, на то он и папа.

К 7 годам оказалось, что ребёнок никогда не бывал в театре, в цирке, в кино, в зоопарке. Сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было ни лыж, ни санок, ни коньков и даже мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине.

Зато он без предупреждения стелил постель и без напоминания ложился спать”.

Родителям, прибегающим к наказаниям путем лишения чего-то приятного, необходимо всерьез задуматься, а что им дороже, сиюминутное, сегодняшнее послушание или радость ребёнка от новых впечатлений, от наслаждения прекрасным, радость открытий.

Следует также отметить, что справедливость наказания не должна вызывать сомнений. Если ребёнок получил двойку, маме необходимо заставить его выполнить дополнительные задания, объяснить ему материал, проконтролировать правильное выполнение уроков.

Усиление контроля, безусловно, не вызовет у ребёнка обиды и протеста. А вот если мама запретит ребенку гулять или идти в кино, справедливость подобной меры совсем не всегда очевидна. Вроде бы отреагировали на проступок ребёнка, показали свое негативное отношение, вроде бы и побудили его к самостоятельной работе.

Но при этом ребёнок остался один на один с трудностями. Хорошо известно, что за получением двойки могут стоять самые разные и порой очень серьезные причины. Подобное наказание не помогает ребёнку справиться с трудностями и создает новые.

За довольно частыми школьными неврозами нередко стоит такая ошибочная реакция родителей на трудности ребёнка в учении.

Психологи считают, что самым большим наказанием для ребёнка должно быть огорчение родителей. Вот как об этом писал В. Г.

Белинский: “Суровый взгляд, холодное вежливое выражение лица, косвенный упрёк, деликатный намёк, отказ в прогулке … — вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправление”.

Наказание ребёнка лишением родительской любви принесёт большой вред,если не соблюдать два условия: ребёнок должен чувствовать, что, каким бы ни был его поступок, он не утратит любовь родителей навсегда, что наказание относится к его поступку, а не к нему самому.

Только ли наказанием можно воздействовать на внутренние психологические качества детей, приводящие к ошибочным действиям и поступкам.Ответ ясен: конечно, нет. Наказание должно быть особой мерой. Его эффективность тем выше, чем неожиданнее и индивидуальнее его формы, чем реже оно применяется. Наказание будет эффективнее тогда, когда есть поощрение.

Как поощрять ребёнка в семье.

1. Поощряйте ребёнка словами, жестами, используйте выражения «ты прав», «мы с тобой согласны».

2. Дарите ребёнку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей. Учите принимать подарки и быть благодарным за любые знаки внимания.

3. Если Вы поощряете ребёнка деньгами, учите разумно ими распоряжаться.

4. Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и Вами.

Поощрения нужны для всякого человека. Они окрыляют, не дают человеку остановиться в своих хороших стремлениях и делах. Тем более поощрения нужны для растущего, формирующегося человека. Они укрепляют веру детей в свои силы, развивают чувство собственного достоинства, побуждают к положительным поступкам в дальнейшем.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребёнком усилие. Не столь важно к каким результатам ребёнок пришел, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок.

Между тем многие родители хвалят ребёнка только за достижения при условии определённого результата. Именно поэтому у некоторых детей создается “хронический дефицит поощрений”.

Всякой успешной деятельности присуща одна специфическая особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Главная задача родителей – научить ребёнка радоваться успеху.

Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребёнка и который сам по себе может доставить радость.

Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребёнка на пути к самосовершенствованию, фиксировать и подкреплять самые малые ростки всего нового, более совершенного в его поведении.

И в заключении я хочу привести слова Л. Н.Толстого: “Счастлив тот, кто счастлив дома”.

Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью.

Если ребёнка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми, и сам будет любить.

Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье" 2 класс

  • Педагогическая мастерская на тему:
  • «Поощрение и наказание детей в семье».
  • (для родителей учащихся вторых классов)
  • Цель: формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.
  • Задачи:

1.

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в сфере поощрения и наказания ребёнка в семье.

2.Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

3.Способствовать формированию у родителей установки относиться уважительнее к детям, быть терпимее.

Этапы:

Организационный. На данном этапе педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы.

Основной. Педагог проводит основную работу по теме в виде мини лекции, игр, упражнений, дискуссии.

Заключительный. Подводят итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Категория участников: классный руководитель, педагог-психолог, родители.

Предварительная работа:

  1. Анкетирование детей (Приложение 1).

Материалы и оборудование:

  1. Видеофрагменты из художественных фильмов «Похороните меня за плинтусом», «Сережа».

  2. Доска и мел

  3. Листы бумаги А 4 разного цвета (всего 4 цвета).

  4. Карточки тех же цветов (для каждого участника).

  5. Плакаты с высказываниями.

  6. Карточки с описанием проблемных ситуаций.

Ход собрания:

Звучит спокойная музыка, родители входят в зал и рассаживаются. Зал оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания. В зале стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в зал каждый участник получает карточку какого-либо цвета, заходит в зал и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4.

Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками.

1.Упражнение «Приветствие» (формирование доверительного стиля общения, способствовать раскрепощению участников).

Педагог приглашает родителей занять свои места и произносит вступительные слова: «Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас в нашей педагогической мастерской! Давайте поприветствуем, друг друга, подчеркнув индивидуальность каждого, например: «Я рада Вас видеть, и хочу сказать, что Вы выглядите великолепно» или «Здравствуйте, Вы как всегда энергичны и бодры».

2.Вступительное слово педагога. Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье, каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка.

У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?

Сообщение о результатах анкетирования. Педагог информирует родителей о результатах анкетирования детей. Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей? Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.

3. Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Похороните меня за плинтусом» (стимулировать родителей к самоанализу своих детско-родительских отношений). Примерные вопросы для обсуждения:

  1. — Какие чувства и ощущения вы испытывали во время просмотра?
  2. — Как вы думаете, какие чувства и ощущения испытывал ребенок?
  3. — Как такое воспитание отразится на взрослой жизни ребенка?
Читайте также:  Девять советов по финансовому воспитанию ребёнка

4. Практическое задание (актуализация имеющихся знаний у родителей). Педагог предлагает начать работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения.

Второй группе – перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе – перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе – перечень неприемлемых методов наказания.

(По завершению работы родители представляют свои результаты работы в группах).

5. Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Сережа» (стимулировать родителей к самоанализу своих детско-родительских отношений).

— Какие чувства и ощущения вы испытывали во время просмотра?

— Как вы думаете, какие чувства и ощущения испытывал ребенок?

— Что вынесет ребенок из этой ситуации? Как такой поступок взрослого отразится на взрослой жизни ребенка?

6. Мини-лекция педагога-психолога (расшить арсенал психолого-педагогических знаний родителей). Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка.

Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей. Отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения, подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе.

Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях.

Определяя, что может служить наградой, поощрением ребёнку, родители должны внимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

  • Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д. Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.
  • Материальные поощрения. Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете или разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве поощрений.
  • Социальные поощрения. Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывании по спине или в других формах доброжелательного отношения.

О чём нужно помнить при поощрениях. Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

  • Поощрение должно быть строго индивидуальным.
  • Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
  • Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
  • Возможно, награды придётся менять.
  • Поощрение должно быть достижимым.

Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях. Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря.

Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий. Потеря привилегии. Это очень эффективная форма наказания.

Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок.

Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:

  • Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
  • В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
  • Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
  • Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний.

Запрет на приятные для ребёнка занятия. Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием. Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:

  • Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.
  • Провинность должна определяться очень чётко. Например: “Я больше не хочу терпеть ваши ссоры, под ссорами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение разрешается тайм-аутом.
  • Далее делается предупреждение: “Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена.

Лишение поощрения. Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой. Вербальные наказания.

Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей. Физическое наказание. Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”.

Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических.

О чём нужно помнить, прибегая к наказаниям. Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.

  • Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
  • Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
  • Индивидуализируйте наказания.
  • Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
  • Сохраняйте холоднокровие.
  • Не злоупотребляйте наказаниями.

7. Рассмотрение проблемных ситуаций (закрепление теоретических знаний). Педагог предлагает родителям попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения.

— В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я не собираюсь с ним сидеть!» Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.

— В семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег.

Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д.

Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

— Родители долго думали, что подарить сыну к новому году. Купили фотоальбом и две книги. Получив подарок, мальчик был очень обижен: «Я думал, что вы мне что-нибудь хорошее купите! Вот другу родители компьютер купили!»

— Родители постоянно ставили сына за все проступки в угол и физически наказывали. А однажды, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, убегу от вас куда-нибудь, только бы не жить с вами. С вами больше жить не хочу».

8. Педагог обобщает и комментирует предложенные варианты решений. Сколько людей, столько и различных мнений. Давайте будем, уважительно относится к каждому решению проблемы.

9. Упражнение «Высказывания». Педагог в завершении собрания обращает внимание родителей на высказывания (записаны на доске или плакате) великих педагогов и психологов. Предлагает родителям выбрать и прокомментировать, то, которое им ближе.

1.«Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство» (Ф. Энгельс); 2. «Помни, рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам» (Народная мудрость); 3.

«Ребёнок нуждается в вашей любвибольше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает» (Э. Бомбек). 4.

«Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила — не что иное, как неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы

и душевного тепла, которого им так не хватает» (Олег Рой).

10. Обобщение. Уважаемые родители, поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь.

Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка.

А каков характер, такова во многом судьба человека.

11. Подведение итогов. Педагог предлагает родителям поделиться своими эмоциями и впечатлениями от собрания.

Родители высказывают свои пожелания на будущее (какие темы их интересуют, какой помощи они ждут от педагога и какую помощь могут предложить сами).

Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!

Любите своих детей! Удачи вам и счастья!

Источники:

  1. URL: http://psycabi.net/

  2. URL: http://festival.1september.ru

  • Анкета для детей “Поощрение и наказание”
  • 1. Меня наказывают, если _____________________________________________________
  • 2. Меня хвалят, если__________________________________________________________

3. Родители наказывают меня… (подчеркни как)

  1. а) кричат на меня
  2. б) называют обидными словами
  3. в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере
  4. г) запрещают гулять
  5. д) ставят в угол
  6. е) наказывают ремнём
  7. ж) свой вариант_____________________________________________________________

4. Родители поощряют меня…. (подчеркни как)

  • а) хвалят меня
  • б) дарят подарки
  • в) покупают вещи
  • г) что-то разрешают
  • д) дают деньги
  • е) свой вариант_____________________________________________________________
Ссылка на основную публикацию