Психология
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Советы психолога
12 сентября 2019 121 043 просмотра
Олеся Ахмеджанова
«Мне что ли это нужно?! Я свое уже отучилась», — часто отвечают родители ребенку, если тот не хочет идти в школу. Мысль вроде бы верная, но не особо полезная. Что же делать? Психолог Марина Новикова рассказывает, как воспитать интерес к обучению и научиться слушать учителя.
Как донести до ребенка мысль, что школа — это интересно?
Может показаться, что мотивация учения — это зона ответственности школы. Отчасти да, но в целом интерес к познанию зарождается в семье, и именно родители могут его поддерживать. Что же могут сделать мама и папа, чтобы ребенку стало интереснее учиться?
Психолог Марина Новикова
Подавайте пример
Задайте себе простые вопросы: как часто вы читаете? Чем сами интересуетесь? Где ищите знания? Какие места посещаете? О чем говорите за семейным ужином? Знают ли дети про ваши увлечения?
Личный пример — до сих пор один из лучших методов воспитания.
Дети бессознательно копируют наши достоинства и недостатки. Так пусть достоинств будет больше.
Делитесь личным опытом
Узнавайте, что ребенок проходит в школе, что ему особенно нравится и не нравится. Только, чур, без осуждения и нравоучений. Делитесь личным опытом из детства: не с позиции «А вот я в твои годы!», а на равных. Расскажите про возможную двойку, про первую пятерку, про отношения с учителями.
Определите таланты ребенка и свяжите их с обучением
Если ребенок не боится публики, пусть чаще выступает с докладами. Если обладает организаторскими способностями — пусть устраивает школьные мероприятия. Главное — дать возможность для реализации потенциала. Помещайте ребенка в ситуацию успеха и концентрируйтесь на сильных сторонах и достижениях.
Пройдите «лабиринт с конца»
Источник
Выясните, кем хочет стать ребенок, когда вырастет, и расскажите ему, что для этого необходимо. Но только начните с финишной прямой. Объясните, в каком учебном заведении нужно учиться, какие для этого важны знания, какие предметы для этого нужно изучать.
Установка «вырастешь — будешь дворником» давно не работает.
Общайтесь с учителем, родителями одноклассников, приходите на школьные концерты и посещайте собрания — принимайте в меру активное участие в жизни школы.
Спрашивайте, как прошел день в школе
Узнавайте, что проходили на уроках и что давали на обед в столовой; с кем ребенок играл или общался на переменах; что нового узнал и от чего ему было скучно.
Поддерживайте благоприятный климат в семье
Источник
Помните, что отношения в семье влияют на учебу. Если у ребенка сильный стресс, ему не до развития и новых знаний: все силы организма направлены на борьбу с проблемой. Пусть дома будет комфортно.
Развивайте эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и управлять эмоциями, своими и чужими. Когда ребенок хорошо владеет своими эмоциями, он адекватно переживает разные ситуации: его не выбивают из колеи плохие оценки, новые учителя или другой коллектив.
Устраивайте интересные образовательные мероприятия
Вместе разгадывайте кроссворды или ходите в библиотеку. Отправляйтесь на выставку или в театр. Обучение — это ведь не только сидеть за учебниками. Это весело и необычно.
Обращайте внимание на то, что вы сами говорите про школу и учителей
У каждого у нас богатый опыт. Возможно, ваши воспоминания о школе не очень радужные, но не стоит переносить их в жизнь ребенка.
Постарайтесь не ругать учителей в присутствии детей и уважительно отзываться о школе.
Иначе ребенок сделает простой логический вывод: если мама с папой не любят школу, почему её должен любить я?
Авторитет учителя
Источник
Ох уж этот авторитет — он беспокоит и учителей, и родителей. Сразу возникает вопрос: возможно ли сформировать авторитет без участия самого учителя? Конечно, нет. Уже на первых уроках дети составляют мнение о педагоге, который своими поступками, словами и даже молчанием создает определенный образ. Но кое-что родители могут сделать.
Если вы столкнулись с агрессивным поведение учителя, то эта ситуация должна рассматриваться на уровне руководства школы. Остальные проблемы будем решать с помощью личного примера.
Учителям тоже непросто завоевать уважение целого класса. Источник
Говорите об учителе уважительно в присутствии ребенка
Никогда не оскорбляйте учителя при ребенке. Даже если учитель не прав, делайте акцент на его поведении, а не его личности.
Если возникает конфликт, не занимайте сразу чью-то сторону
Выслушайте всех участников и затем делайте выводы. Будьте деликатны в общении с учителем, в том числе при ребенке.
Требования по делу
Если вы сами хотите поговорить с педагогом, договоритесь о встрече заранее, будьте вежливыми и постарайтесь не предъявлять нереальные требования.
Избегайте объединения
Да, авторитет — это важно. Но не допускайте, чтобы ребенок думал, что вы с учителем в одной команде. Вы — родитель, и ваша поддержка нужна ребенку, иначе он просто перестанет вам доверять. Не забывайте об этом.
Обложка: freepik
Что делать, если ребенок не хочет учиться?
С этой проблемой сталкиваются очень многие родители. И если хорошенько покопаться в закоулках памяти, то вы, скорее всего, и сами вспомните периоды в своем детстве и подростковой жизни, когда заниматься учебой совсем не хотелось.
Попробуем разобраться, с чем это связано, и что можно с этим сделать.
Если вы не знаете на кого пойти учиться, попробуйте пройти специальный тест и получить подробный отчёт, включающий список подходящих профессий, ваши характеристики личности и интеллекта.
Причины отсутствия интереса к учебе
Начнем с того, что все дети разные, и причины их полного безразличия к процессу получения новых знаний тоже различаются. Если объединить наиболее распространенные из них в группы, то можно получить следующую классификацию:
- Сложности в учебе. Это очень банальная, но весьма распространенная причина. Бывает так, что ребенку действительно очень сложно учиться. Возможно, он болел и много пропустил, либо у него есть сложности с концентрацией внимания, памятью, чтением, другими видами активности и когнитивными процессами. А когда ребенку сложно, непонятно, тревожно – он, защищаясь, отгораживается от учебы.
- Проблемы в отношениях со сверстниками. Посещение школы связано не только с получением новых знаний и проверкой качества усвоения информации, но и со множеством социальных взаимодействий. Если у ребенка возникли какие-то проблемы со взаимоотношениями внутри коллектива, если ему некомфортно, то этот дискомфорт ассоциируется у него с процессом обучения в целом. И, опять же, у него возникает естественное желание от этого дистанцироваться.
- Проблемы в отношениях с учителями. Несмотря на то, что профессия педагогов в современном обществе не так уважаема, как раньше, они все же имеют для школьника определенный авторитет. Если какой-то учитель откровенно невзлюбил вашего ребенка и не стесняется это показывать, такая ситуация тоже может спровоцировать отвращение к учебе.
- Высокий уровень подготовки. Некоторые дети развиты не по годам: много читают, очень быстро улавливают и усваивают информацию. Им может быть просто скучно в рамках стандартной общеобразовательной программы, рассчитанной на среднестатистического ребенка. То же относится к случаям, когда школьник по каким-то причинам остался на второй год.
- Недостаток или переизбыток внимания родителей. Обе крайности мешают по-своему. Если родители сильно контролируют процесс образования ребенка, во всем ему помогают, он перестает чувствовать себя первооткрывателем, учеба перестает быть чем-то, что удовлетворяет его любопытство. Если же родители не уделяют ему должного внимания, не хвалят за успехи в школе, то он может просто не видеть смысла в том, чтобы этих успехов достигать.
- Смена ценностей. Все люди проходят определенные стадии психоэмоционального развития, когда их мировосприятие, ценности, авторитеты меняются. В подростковом возрасте наибольшее значение для ребенка имеет авторитет среди сверстников, то есть интеграция в социум. На этом этапе даже те дети, что раньше учились охотно, могут перестать проявлять интерес к учебе. Это может быть, например, частью нонконформистского бунта.
- Проблемы со здоровьем. Если ребенок вял, апатичен, часто жалуется на головные боли, болезненные ощущения в других частях тела, головокружения и другие атрибуты плохого самочувствия – стоит показать его врачу. Дело может быть не столько в учебе, сколько в том, что у школьника в принципе нет сил серьезно заниматься чем бы то ни было. То же касается серьезных стрессовых ситуаций.
Как вернуть ребенку интерес к учебе?
Для начала неплохо будет разобраться, какая из перечисленных выше причин, с большей степенью вероятности, спровоцировала нежелание учиться у вашего ребенка. Отметим еще раз, что если вы подозреваете наличие у него проблем со здоровьем – обязательно отведите его к врачу.
Возможно, причина окажется в каком-то заболевании, и своевременная диагностика поможет вылечить его быстрее и эффективнее.
Возможно, дело будет в нехватке каких-либо микроэлементов, и прием соответствующих препаратов вернет ребенку энергичность, хорошее самочувствие, интерес к учебе и жизни.
Если школьник пережил серьезный стресс, который мог оказать сильное влияние на его психологическое состояние – имеет смысл сводить его к психологу. Психологические травмы, как и физические, лечатся быстрее, когда их не запускают. Кроме того, это может быть еще и профилактикой развития психосоматических заболеваний.
В контексте других причин того, что ребенок не хочет учиться, будет полезно соблюдать следующие универсальные советы.
Формируйте доверительную атмосферу
Ребенок должен понимать, что может поделиться с вами своими проблемами. Что вы проявите уважение к его чувствам, поддержите его, что вы сохраните в тайне его переживания и не будете рассказывать о них за семейным столом, что вы не будете его оценивать.
Это ключ к решению очень многих трудностей в детско-родительских взаимоотношениях. Ведь если ребенок будет вам доверять, он придет именно к вам и с проблемами в общении со сверстниками и с учителями. Не побоится признаться, что у него не получается успевать за школьной программой, или что собственная любовная драма для него сейчас гораздо важнее пятерки по математике.
Подавайте правильный пример
Основной принцип, в соответствии с которым дети обучаются тем или иным поведенческим шаблоном – это копирование поведения взрослых. Если вы не читаете книги, терпеть не можете школу, пренебрежительно отзываетесь об учителях и системе образования, то ребенок впитывает это и начинает вести себя так же.
Мотивируйте
Ученика младших классов может мотивировать игра, азарт, желание достичь какой-то цели в учебе как уровня в компьютерной игре. Ему важно, чтобы родители и учителя его хвалили, и этого мотива может быть достаточно. Но, конечно, такому ребенку вполне можно вернуть интерес к учебе, если пообещать купить велосипед за отсутствие троек (главное – обязательно выполните свое обещание).
Для подростка, как уже было отмечено, похвала (особенно учительская) уже не так важна. Его по-прежнему можно заинтересовать чем-то материальным, а еще – чем-то, что позволит ему почувствовать себя взрослым. Например, принятием решения о том, куда он поедет летом отдыхать (из предложенных вами вариантов, само собой).
Старшеклассник начинает задумываться о своем профессиональном будущем, и с ним можно вести серьезные разговоры на тему важности хорошей учебы для успешного поступления.
Но не стоит превращать поступление в культ – это повысит тревожность ребенка и станет причиной серьезного стресса, если он не справится с экзаменами так, как планировал. И обязательно слушайте, что он вам говорит, не навязывайте ему свои представления о том, какую профессию ему выбрать.
Потому что если он будет понимать, что впереди – поступление на ненавистный факультет, то никакой мотивации у него не возникнет.
Помогайте сделать учебу интереснее
Если школьнику нравятся какие-то дисциплины или занятия – найдите для него кружок по интересам, предлагайте ему сходить на тематические мероприятия, выставки, поучаствовать в конкурсах. Главное – не переусердствовать и не превратить жизнь ребенка в череду секций и факультативов, которые ему не нужны.
Если вы умеете видеть, слышать, чувствовать своего ребенка, то вы сможете решить любые проблемы в его воспитании. Если же этих умений вам не хватает – имеет смысл обратиться к психологу, причем, возможно, походить на совместные консультации.
Ребенок не хочет учиться. Заставлять «из-под палки»? (фото)
Полузащитник сборной Франции Поль Погба заболел коронавирусом«Родина любит так сильно, что это уже инцест». БГ написал новую песнюВ МИД Польши вызвали посла БелоруссииСамый большой флаг Украины порвался, не провисев и пяти днейЧерчесов: Соболев поговорил с Дзюбой.
Вопрос между ними урегулированПутин: Если люди вышли на улицу, все должны с этим считатьсяВ Петербурге заняты 80% коронавирусных коек для взрослыхМесси уговаривает Неймара перейти в «Манчестер Сити»«Манчестер Юнайтед» выбыл из борьбы за МессиВышел трейлер фильма «Цой» Алексея УчителяПутин рассказал, как его дочь приняла вакцину от коронавирусаТихановская назвала новое условие для своего возвращения в БелоруссиюЭксперт: Снижение яркости экрана смартфона сделает глазам только хужеНаш проект: Деньги есть. Куда вложить? Узнайте, какой вы инвесторСаакашвили решил перебраться из своего «второго дома» в ГрузиюБывший гендиректор «Туполева» стал советником главы РоскосмосаПутин даст сегодня «большое интервью по актуальным темам»На Украине — антирекорд по смертности от коронавируса за суткиПредыдущие новостиАрхив материалов
Для многих школьников и их родителей выполнение домашнего задания становится настоящей пыткой. Ребенок убежден, что школа – это каторга, придуманная исключительно для издевательства над ним, а родители сокрушенно хватаются за голову.
Как не пустить все на самотек и при этом избежать учебы «из-под палки»?
www.interesno.name
Для многих школьников и их родителей выполнение домашнего задания становится настоящей пыткой.
Ребенок убежден, что школа – это каторга, придуманная исключительно для издевательства над ним, а родители сокрушенно хватаются за голову.
Все обратные доводы исчерпаны; ребенок давно отодвинул учебники и равнодушно смотрит в окно. Как не пустить все на самотек и при этом избежать учебы «из-под палки»?
Опять двойка. 1952/ Решетников ФП artcyclopedia.ru
А планка падает…
Вот результаты исследований: на сегодняшний день в школах из года в год уровень стремления к успехам неумолимо падает. Самое неприятное, что есть тенденция: этот процесс начинается не в старших и даже не в средних классах, а именно в начальной школе. Если раньше у третьеклассников интерес к учебе был очень заметен, то сейчас стимул отсутствует.
Последствия такого подхода к занятиям неутешительные: порядка 10% учащихся начальных классов и около 15% учеников средней школы систематически прогуливают уроки.
Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, а 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.
В чем проблема?
Конфликты на почве неудовлетворительного выполнения ребенком своих задач и обязанностей зачастую возникают не из-за отсутствия у него способностей, а из-за недостатка мотивации к учебному процессу.
Потому что на достижения и неудачи в школе влияет не только уровень умственного развития, но и большой набор других различных факторов. Успех – совокупность способностей и желания. А отстающим школьникам, как правило, недостает именно заинтересованности в уроках.
Они занимаются лишь потому, что вынуждены это делать. В итоге они поверхностно осваивают материал, не отдаваясь глубокому его изучению.
Учиться противно? Добавьте мотива!
Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. И действительно, мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Когда мотивация присутствует, взрослые это прекрасно видят: у ребенка горят глаза, повышается активность, энергия бьет ключом, его не нужно заставлять что-то делать.
Он сам полностью погружается в процесс и знает, что при его успешном завершении его ждет какой-то ощутимый, осязаемый, видимый итог.
Этот результат как раз и является тем мотивом, который движет человеком в начале какой-либо деятельности.
В случае же отсутствия мотивации все делается с протестом, раздражением и большим нежеланием. Ежедневные уроки и домашние занятия превращаются в сущую каторгу.
Родители вынуждены прибегать к неприкосновенному запасу стимулов, которые были припасены на крайний случай. Но иногда ничего – ни денежное вознаграждение, ни угрозы – не помогает.
Подобные ситуации возникают не только в рамках процесса школьного образования. Это может касаться всего что угодно: музыкальной школы, спорта, домашних дел.
Комментирует психолог-консультант, тренер центра тренинга и консультирования «12 коллегий» Олеся Денисенко (которая тему мотивации детей в домашних условиях озвучивает и на мастер-классах в Академии родительского мастерства): «Существует ряд причин, которые чаще остальных кроются в таком явлении, как отсутствие мотивации. Во-первых, это несформированность навыков. Приведу пример.
Ко мне как-то на прием пришел мальчик десяти лет. У ребенка все прекрасно с интеллектуальным развитием, с памятью, с вниманием. Мы с ним стали заниматься всевозможной практикой, и я видела отличные результаты – у мальчика все получалось великолепно, а главное, он все делал с увлечением и интересом. Но когда мы дошли до задания «устный счет», ребенка будто подменили.
Его взгляд замер в одной точке, весь интерес пропал без следа… Оказалось, что, когда его на занятиях обучали этому самому устному счету, у него совсем не сложились благоприятные отношения с учителем. Это и привело к тому, что конкретно этому навыку не удалось сформироваться. Во-вторых, это эмоциональный дискомфорт.
Он возникает в случае, когда ребенок при какой-либо деятельности чувствует себя подавленным, когда советы и вмешательства со стороны своего наставника воспринимает негативно и болезненно. Третьей причиной часто становится травмирующая ситуация.
Например, у ребенка при каком-либо занятии однажды возник конфликт или эксцесс, который впоследствии на ассоциативном уровне не позволяет ему углубиться и с удовольствием выполнять эту же задачу. И четвертой распространенной причиной становится физиология ребенка.
Отсутствие внимания, врожденная рассеянность, плохая память, быстрая утомляемость – вот те физиологические барьеры, которые мешают ребенку качественно заниматься какой-либо учебной деятельностью. Со всеми этими причинами способны в первую очередь качественно и результативно бороться именно родители.
Мама и папа, как никто другой, должны знать, что способно заинтересовать, увлечь, заинтриговать ребенка. И в каждом конкретном случае использовать эти вещи в качестве стимула. Также существует несколько обобщенных методов, которые работают в умелых руках родителей при отсутствии мотивации у ребенка. Во-первых, это элемент игры и конкуренции.
Постарайтесь вовлечь малыша в деятельность при помощи азарта. Пусть у него возникнет стремление быть первым, победителем. Во-вторых, поощрение. Поделите задание на несколько этапов и при успешном прохождении ребенком каждого из них награждайте и хвалите его. И, наконец, если вы видите, что ребенок столкнулся с трудностью, помогите ему, преодолейте ее вместе! Если вы возьмете часть проблемы на себя, поверьте, у вашего сына/дочки появится гораздо больше уверенности в себе, в вас и в успехе!»
Сам себе стимул
Мотивация – это не фиксированный, постоянный показатель. Нет. Ее уровень и значения очень переменчивы. И меняются они в зависимости от ситуации, настроения ребенка, предмета изучения.
Но нет такого ученика, у которого реальный показатель мотивации равен нулю. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться.
Надо только нащупать их и поспособствовать их правильному применению.
Комментирует семейный психолог Софья Сергеева: «Необходимо понимать, что вера в свои собственные способности у ребенка способна породить внутреннюю мотивацию, завести тот самый моторчик, который не поддается родителям или учителям. Но эту уверенность должны прежде всего прививать мама с папой.
Как только родители видят, что ребенок столкнулся с препятствием, которое не позволяет ему двигаться дальше, им нужно деликатно и грамотно вмешаться в процесс. Необходимо дать понять, что трудность – это не поражение, что это не означает неуспех. Это всего лишь временный барьер, который можно преодолеть и идти дальше.
Как только ребенок поднимается на очередную ступеньку, его внутренний моторчик заработает еще быстрее и лучше».
Способы мотивации
Разумеется, родители, как взрослые люди, должны здраво и осознанно подходить к выбору способа мотивации. Исключительно материальные поощрения (в том числе наличные деньги) ведут к риску, что у ребенка сформируется не самая благоприятная картина мира.
Конечно, если ученик действительно добился совсем не рядового успеха, стоит удовлетворить и некоторые нескромные его запросы. Но злоупотреблять этим не рекомендуется.
Если ребенок после школы аккуратно разложил свои вещи и одежду, это еще не повод покупать ему абсолютно новый гардероб.
Наилучший вариант – соразмерность поступка и вознаграждения. Если ребенок терпеливо вынес поход по рынку за продуктами, самое время отвести его в парк аттракционов.
Если с утра он не вынудил вас бить поварешками по кастрюлям, чтобы разбудить его, а встал сам вовремя, разрешите ему вечером на 10 — 15 минут дольше посмотреть любимый мультфильм.
Если он систематически поддерживает в комнате порядок и приносит из школы отличные оценки, тут уже можно подумать о серьезной долгожданной покупке. Кажется, он этого действительно заслужил!
А как вы мотивируете своих детей?
Ирина Клочихина, для «Фонтанки.ру»
Опять двойка. 1952/ Решетников ФП artcyclopedia.ru
Рассылка «Фонтанки»: главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Стася Лапшенова17 Июн 2018 в 21:10Это точно, ведь в начальной школе закладывается отношение ребенка к учебе в целом, это фундамент… И если его не заинтересовать в начале, в далнейшем он школу будет считать каторгой. В этом плане мне нравится система начальная школа 21 века, мой ребенок по ней учится. Там задания такие, что дети делают все с больши инетерсом.Janna_5e4cd31e94c3812 Мая 2018 в 10:49У меня сын заканчивает 6 класс. Мотивация — это постоянный процесс, нужно искать разные ходы и мотивы. Во первых, важно с самого начала дать правильный настрой. Мы готовились, играли в школу. Нашли чудесную вещь «Письма из сказки. Обучение с увлечением». Это приключеские квесты, ребенок помогает героям и при этом учится, сам открывает школу и учит игрушки. Посмотрите в интернете, всячески рекомендую!
В более старшем возрасте важно выработать привычку не откладывать дела на потом, привычку учиться — как рутинное действие. И ОЧЕНЬ важно всегда быть на стороне ребенка, не сравнивать его с другими детьми. И всеми силами повышать его самооценку — выделять хорошие поступки, сделанные дела, хвалить. Принцип такой — хороший человек не унизится до плохих оценок. Быть двоечником — себя не уважать!читать все комментариидобавить комментарий
Ребенок не хочет учиться. Что делать?
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
Наверное, вряд ли найдется родитель, перед которым так или иначе не вставал бы этот вопрос. Действительно, что же делать?
Во-первых, следует подумать об этом без лишних эмоций. Наилучшим образом возникшие сложности решаются в спокойном и уравновешенном состоянии. Вы хотите видеть своего ребенка спокойным и уверенным? Здесь все взаимно — ребенку нужен спокойный и уверенный родитель. В первую очередь, родитель, уверенный в успехе своего ребенка.
- Во-вторых, необходимо задать себе вопрос: почему не хочет?
- Обратите внимание на следующие два момента:
- 1) не было ли ссоры одноклассниками;
- 2) не возникало ли конфликта с кем-либо из педагогов.
Хотя не исключено, что причина резкого снижения интереса к учебе лежит вне школы – это тоже необходимо прояснить. Однако здесь важно быть тактичным и деликатным.
Прямые вопросы типа: «С кем ты поссорился? Ну-ка расскажи!» нежелательны – любая ссора и без того болезненна для ребенка, и рассказать о ней непросто. Здесь лучше выждать момент, когда подросток больше «расположен» к такому рассказу.
В беседе не оценивайте его действий и не давайте советов. Просто посочувствуйте ему:
— А он мне как врежет! Ни за что! Просто так! — Ты растерялся — не понял за что так с тобой. «Просто так» — тебе казалось… — Да! Именно! Ну я, конечно, тоже …сдачи дал … и обозвал…
- — Ты пытался себя защитить…
- В-третьих, снижение учебной мотивации наверняка распространяется не на все учебные предметы.
Какой предмет вызывает особенно неприятные чувства? Почему? Из-за учителя? Какой предмет нравится? Почему?
Не исключено, что этот предмет когда-то нравился (а возможно, и продолжает нравиться) вам. Попробуйте изучать вместе, причем для начала лучше использовать игровую мотивацию — вместе рисуйте, запоминайте (кто больше?), придумывайте – используйте любую игру.
Чем больше смеха и удовольствия (особенно для вас) – тем лучше для ребенка. Возможно, через какое-то время вы, к своему удивлению, увлечетесь… Ваша увлеченность и желание – залог успеха.
Кстати, ничто не делает семью такой дружной, как совместные занятия, приносящие удовольствие.
А что делать, если учебный материал сильно запущен, и эта пресловутая учебная мотивация отсутствует уже давно?
Эта ситуация сложнее – восстанавливать всегда труднее, чем строить с нуля. Горы учебного материала, который предстоит заново освоить, слишком велики, а репетиторы дороги. Делайте ставку на вновь изучаемые (биология, химия, история) и «легкие» (технология, МХК) предметы. И помните – необходимо ваше живое участие. Без вас ребенок с запущенным учебным материалом вряд ли начнет учиться сам.
Сходите в школу, поговорите с преподавателем. Толковый педагог, возможно, не только увидит у ребенка способности (например, в биологии), но, скорее всего, охотно его поддержит – даст задание подготовить интересный доклад, поддержит, похвалит.
А это отличный стимул развить интерес к предмету и не только. Также — почувствовать себя знающим, оцененным, нужным, умным, компетентным, т.е. повысить самооценку.
Ребенок с таким ощущением, безусловно, хочет чаще бывать там, где оно, это ощущение, возникает, в данном случае таким местом является школа.
Кстати, тестирование показывает, что довольно часто подросток с запущенным учебным материалом оценивает себя по позиции «ум» (в его понимании сумма знаний) гораздо ниже своих одноклассников, однако по позиции «способности» — выше.
Такая самооценка является ресурсной – ваш ребенок правильно видит, что он способный и талантливый. Сложность в том, что ему хочется сразу, без усилий, в мгновение ока стать таким же «умным», т.е. знающим, как и его сверстники.
В этой ситуации родитель должен а) вместе с ребенком составить пошаговый план действий (задача – что делаю – какой получаю результат); б) подтягивать только один выбранный ребенком предмет; в) оказывать помощь и контролировать выполнение; г) поощрять каждый, пусть даже незначительный, успех ребенка.
Здесь родителю потребуется все его мужество, силы, терпение – конечно, продвижение может быть медленным, также могут быть срывы, неудачи.
Главное, не опускайте руки. В вашей жизни бывали и более сложные ситуации, с которыми вы успешно справились (Как вам это удалось? Какие методы вам тогда помогли? Сколько времени вы на это затратили?). Не стоит его, времени, жалеть, и все, что вы вкладываете в детскую душу, воздастся сторицей …
Татьяна Щербакова
Если ребенок не хочет учиться
«…Он вообще ничего не хочет», — часто жалуются родители. Это и не удивительно, ведь во многих семьях теперь есть возможность «помогать» ребенку учиться.
Большинство современных родителей очень вовлечены в процесс учебы ребенка. Они практически учатся за него. Отслеживают все его домашние задания, проверяют или укладывают портфель. Проверяют домашнее задание, иногда даже делают его вместе, напряженно глядя через детское плечо.
С одной стороны, многим родителям кажется, что насколько успешно учится ребенок в школе, настолько счастливым и обеспеченным потом будет его будущее. В этом есть доля правды, но не вся. Ведь важно не только то, какие оценки у него будут по предметам, но и какие навыки, умения и чувства у него останутся после того, как он закончит школу.
Если ребенок, учась в школе, в основном пребывает в напряжении, стрессе, страхе, если там он часто ощущает себя неуспешным, раскритикованным, неуверенным, плохим, если у него останется ощущение, что учеба — это то, что он ненавидит, это постоянное принуждение — то, завершив обучение в школе, ему будет трудно любить учиться.
Он постарается побыстрее закончить этот процесс в своей жизни, и не возвращаться к нему никогда. Так что, понукая его, вы можете достигнуть нежелательных целей.
Очень многие дети больше никогда не открывают крышку пианино после окончания музыкальной школы, ненавидят читать, потому что их заставляли, не способны написать даже письмо, потому что кто-то критиковал их и заставлял переписывать сочинения.
Учеба в наших современных школах — непростое, но посильное занятие, с которым Ваши дети способны справиться самостоятельно.
Исключением могут стать ситуации, когда родители имеют непомерные амбиции и отдают ребенка туда, где учебные требования выше его возможностей, когда ребенок реализует когда-то несбывшиеся мечты родителей.
А также когда амбиции учителя превышают детские способности, и учитель возложил на родителя почетную обязанность привести оценки конкретного ребенка к его завышенным ожиданиям, дабы «не портить картину успеваемости в классе».
Уважаемые родители, отдавая ребенка в школу вы должны быть готовы к тому, чтобы он сначала научился учиться, а лишь потом самостоятельно и настолько успешно, насколько он может, постиг школьную программу.
У многих, особенно у сверхконтролирующих родителей, есть твердое убеждение, что все дети от природы ленивы, безответственны, только и думают, как бы развлечься, набедокурить, найти приключений на свою голову.
Их убежденность небезосновательна, но применима только к тем детям, которые на минутку, на полчаса, на день вырвались из-под удушающего родительского контроля.
Большинство же детей на самом деле готовы заниматься делом, вполне разумно сочетая его с отдыхом, хотят быть успешными, способны сосредоточенно работать и учиться, когда понимают, что это их дело, что оно под их управлением и контролем.
Когда все победы — их, и ошибки и поражения — тоже их. Дети легче и быстрее откликаются на ту деятельность, которую они сами могут организовать, на результат которой могут повлиять, в которой сами могут распределять свое время и свои усилия.
Сейчас большинство детей невнимательны, расторможены, не собраны потому, что за свое дошкольное время так и не научились управлять собой.
Скорее всего, потому, что многое делалось и решалось за них, потому, что им не ставили границ, либо ограждали от всего, и у них не было возможности сделать дело самим сначала и до конца.
Школа проявила проблемы, и по большей части — проблемы даже не ребенка, а семейной системы, в которой он рос.
И как на возникшие проблемы прореагировала система? Она усилила свои прежние воздействия. Если его гиперопекали, стали опекать еще больше, если контролировали, то усилили контроль.
«Он же не справляется, это очевидно!» И как будто не хотят замечать, что от всех этих мер проблема в корне не решается, наоборот, усиливается, закрепляется. Тогда сила воздействия повышается еще больше… его начинают наказывать, не добившись уговорами, начинают делать что-то за него.
И он перестает учиться, или, во всяком случае, хотеть учиться. У него вырабатывается стойкое и сильное сопротивление к их давлению.
Сопротивление может быть пассивным и выглядеть как лень, саботаж, бесконечные походы в туалет, попить, поиграть, помечтать, забывание домашних заданий, откладывание уроков на потом. Или более активные формы: капризы, возмущения, скандалы, прогулы, конфликты, открытые протесты (как правило, в подростковом возрасте).
Постепенно у ребенка остается все меньше сил и желания пытаться справиться с тем, с чем ему невозможно справиться. У него пропадает собственный мотив делать что-то, а вместе с мотивом — и энергия, которая всем нам нужна для того, чтобы делать что-то (особенно то, что делать не особенно хочется), к тому же у него растет сопротивление к этому внешнему давлению.
Как заставить ребёнка учиться — советы психолога
Наверное, так было во все времена: учёба далеко не для каждого ребёнка была любимым делом… Но понятно, что современным родителям от этого не легче, и им важно понять, почему именно их дети не хотят ходить в школу, кто в этом виноват и, главное, как заставить ребёнка учиться?
Скажу сразу честно и по существу: просто заставить его уделять больше внимания и старания учёбе не получится, как бы мы ни бились.
Вернее, может получиться (если запугать чем-то ужасным или пообещать в награду что-то уж очень привлекательное и, как правило, дорогое), но эффект будет весьма непродолжительным: на день или, самое большее, на неделю-другую. А потом начнётся всё с начала, и снова нужно будет что-то придумывать.
Потому что в данном случае мы с вами будем пытаться исправить симптом, не обращая внимания на причину отказа от учёбы, а это принесёт столько же результатов, как если бы мы рубили головы чудищу, у которого на месте одной срубленной вырастают две новые.
Поэтому предлагаю другой путь: разобраться, из-за чего же возникло нежелание учиться, и, исходя из этого, что можно сделать для исправления ситуации.
Кстати, обычно ребёнок не виноват в том, что желание заниматься у него отсутствует. На то всегда есть очень веские причины, которые от него лично почти или совсем не зависят. Зависят они от взрослых (родителей, педагогов).
Так что, если вы читаете эту статью в надежде, что я посоветую вам сделать что-то с ребёнком, и всё быстренько наладится, то вы ошибаетесь («волшебных пилюль» не бывает). Также должна предупредить, что не существует методов, подходящих для всех детей, поэтому вам всё равно придётся пробовать несколько и искать тот, который лучше подходит именно вам и вашему ребёнку.
Если вы не согласны с этим, то можете прямо сейчас закрыть эту статью – она вам всё равно не поможет. А вот если готовы приложить усилия, чтобы помочь ребёнку – тогда вперёд!
Самая простая причина, из-за которой дети могут не хотеть учиться, заключается в том, что учёба даётся слишком легко. А то, что чересчур легко – неинтересно. А раз неинтересно, то и желание заниматься этим пропадает.
Так бывает в первом классе у детей, которые были очень хорошо подготовлены к школе, и в более старшем возрасте у одарённых детей, для которых школьная программа узка и недостаточно сложна. Ну, здесь всё довольно просто: чтобы «заставить» ребёнка учиться, нужно выходить за рамки программы, пробуждать уснувший интерес к процессу учения.
Желательно, конечно, делать это с помощью педагогов школы и по согласованию с ними, но если не получается договориться, то самостоятельно.
Пусть ребёнок не ограничивается тем, что задают учителя, а ищет дополнительную информацию по изучаемым темам, пробует придумать новые способы решения задач, формулирует определения и правила по-своему, предлагает гипотезу и проводит эксперименты, подтверждающие или опровергающие её, выполняет творческие или исследовательские проекты и т.п.
Иногда бывает так, что у ребёнка ещё до поступления в школу отбили интерес к учёбе и желание узнавать новое, и он поэтому не хочет учиться, хотя у него в общем-то неплохие интеллектуальные способности. Чаще всего это происходит в первом классе.
Кто в этом виноват? Как правило, ответственность за сложившееся положение дел лежит на взрослых, которые, пытаясь подготовить ребёнка к школе, силой заставляли учить буквы, цифры, писать, считать и читать, а он всячески этому сопротивлялся, ему было трудно, непонятно и неинтересно и, по сути, пока не нужно. Вообще, надо сказать, что подготовка к первому классу заключается совсем не в этом, и если форсировать события и преждевременно нагружать дошкольника тем, чему должны учить в школе, то скорее всего результат будет совсем не таким, как вы ждёте, а как раз наоборот.
Но перейдём к вопросу: а что же теперь делать? Чтобы исправить то, что получилось, и всё же привлечь ребёнка к учению, необходимо показать ему, что учиться не так трудно, как ему кажется, и даже очень увлекательно. Таким образом, его нужно не заставлять, а заинтересовывать. Т.е.
выбирать (а может, и придумывать) такие задания, которые будут вызывать у него положительные эмоции, любопытство и интерес. Например, ученик любит играть с роботами-трансформерами. Значит, можно именно про них решать задачки или примеры, сочинять и читать короткие истории и т.д.
Или, если ребёнок – хохотунчик и хорошо понимает юмор, то тренировать навыки чтения можно на детских анекдотах, навыки письма – придумывая и прописывая смешные слова, а навыки счёта – с помощью «Задачника» Григория Остера.
Это я сказала к примеру, а вы на самом деле ориентируйтесь на своего малыша, его особенности и пристрастия.
Кроме этого, предлагайте ребёнку сначала наиболее лёгкий материал и простые задания, чтобы не «спугнуть» его и не вызвать отказ. Обязательно поддерживайте его, если возникли трудности, и помогайте с ними справиться (только не делайте всё за него!). Непременно хвалите, в том числе и «авансом», чтобы у ребёнка появлялась уверенность в своих силах.
Часто бывает так, что дети не хотят учиться из-за того, что у них конфликт в школе, который они не могут сами разрешить (с учителем, с одноклассниками). Заставить ребёнка учиться в этом случае тоже не получится – будет только хуже.
Если ребёнок ещё достаточно мал (в начальных классах), то ваша задача – помочь ему преодолеть эту ситуацию, поговорив с его сверстниками или педагогами и постаравшись найти выход.
Только важно соблюдать одно правило: не обвинять, не предъявлять претензии и не ругаться, а вместе искать пути примирения.
Если ребёнок против того, чтобы вы вмешивались, и если ему уже больше 12 лет, тогда вам нужно помогать ему советом – как найти взаимопонимание, и поддерживать эмоционально. Ну, а в том случае, когда ничего не помогает, лучше перевести вашего сына или дочь в другой класс или школу.
Отказ от учёбы может быть и в том случае, когда взрослые (родители) требуют от ребёнка слишком многого (например, только «5» и «4» по всем предметам, и т.п.), того, что ему не под силу.
В этом случае родителям нужно, в первую очередь, пересмотреть свои требования и снизить их до разумных и достаточных (скажем, пусть «5» и «4» будут по тем предметам, к которым есть способности, а по остальным – как получается). Также для ребёнка очень важна похвала – за то, что он делает хорошо, и за то, что он старается.
И ещё очень важный момент – давайте детям право на ошибку (и на не очень хорошую отметку)! Все ошибаются, и вы в том числе, в этом нет ничего ужасного и стыдного. А уж детям ошибаться сам Бог велел, потому что так они приобретают свой собственный опыт.
Ещё одна причина, которая мешает детям с желанием учиться, заключается в том, что никто их не приучил к преодолению препятствий, причём не обязательно в учении, а во всём.
Возможно, родители ограждали ребёнка от самых разных трудностей, делали многое за него (мы часто встречаемся с тем, что родители и домашнюю работу за ребёнка в тетрадках пишут), не привлекали малыша к помощи, не давали умственных заданий, и поэтому он не привык к нагрузке – интеллектуальной в том числе.
И теперь, когда хочешь-не хочешь, а учиться (читайте – трудиться умственно) надо, он просто не готов к этому и не знает, как это делать.
Чем тут можно помочь? Во-первых, не торопитесь и приучайте преодолевать трудности постепенно – начиная с лёгких заданий.
Потихоньку уменьшайте объём своей помощи ребёнку (например, если вы раньше от начала до конца выполняли с ребёнком домашние задания, то теперь только половину; потом помогите разобрать лишь то, то совсем непонятно; через какое-то время ограничьте свою помощь лишь подготовкой рабочего места и проверкой). Предлагайте интересные задания, которые увлекут вашего ученика. Горячо и искренне хвалите и поощряйте за самостоятельность и за результат, даже маленький.
И последняя причина, о которой хочу сказать: ребёнку учиться трудно, у него не получается. И вот с этого места давайте опять разберём поподробнее. Тут дело может быть в том, что большое количество уже пройденного учебного материала усвоено плохо и образовалось много пробелов в знаниях.
А раз так, то всем последующим знаниям не на что опереться (не знаешь таблицу умножения =>не можешь решать задачи, примеры, уравнения, выполнять действия с квадратными корнями и степенями и т.д.; путаешь право-лево =>трудности в понимании геометрии).
Значит, наша помощь в такой ситуации будет состоять в том, чтобы выучить то, что было упущено (самостоятельно или с помощью репетиторов – это зависит от глубины проблемы и от особенностей самого ребёнка).
Или же суть проблемы в том, что программа, по которой обучают ребёнка, не соответствует его интеллектуальным возможностям и особенностям (к примеру, ребёнок, имеющий сложные речевые проблемы, не сможет успешно учиться по программе обычной школы – ему нужна программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи; или ребёнку, имеющему умственную отсталость, не под силу освоить то, что учат дети с нормой интеллекта, как он ни старайся). И тут выход тоже есть – нужно лишь пройти обследование на ПМПК и перевести ребёнка на обучение по адекватной для него программе.
Надо сказать, что в последнем случае, в отличие от всех предыдущих, в появлении такой проблемы не виноват никто: ни родители, ни учителя, ни, тем более, сам ребёнок.
Как правило, здесь преобладают физиологические факторы: трудности при вынашивании матерью беременности, патология при родах, болезни ребёнка в первый год жизни, наследственность, генетические аномалии и многое другое.
Например, если ребёнок родился, обвитый пуповиной, значит, у него было кислородное голодание, и поэтому какая-то часть клеток коры головного мозга погибла. И с учёбой у него трудности именно по этой причине.
Естественно, что погибшие клетки полностью не восстановятся уже никогда, даже если ребёнка беспрестанно ругать, заставлять заниматься, обзывать лентяем и тупицей, бить и унижать, или уговаривать, увещевать, просить учиться лучше п т.д. Просто позаботьтесь о том, чтобы его обучали по той программе, которую он сможет освоить, и желание учиться постепенно появится.
А сейчас – последнее замечание. Даже если вы в точности последуете моим советам и выполните все рекомендации, быстрых результатов не ждите. Даже первые, самые маленькие изменения к лучшему могут появиться лишь через несколько недель, а уж значительные и устойчивые – через нескольких месяцев! Так что наберитесь терпения, а я желаю вам успехов.
Педагог-психолог Елена Михайловна Белоусова