Правила по воспитанию от эксперта ларисы сурковой

Самые главные правила по воспитанию счастливого и здорового ребенка в рамках декоративное обрамление картины, фотографии (траурная рамка) и, в некоторых случаях, текста флешмоба Агуши #правиласчастья

Что делает детей счастливыми?

Детство — это самое прекрасное, потрясающее и невероятное время в нашей жизни основное понятие биологии — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических. Время открытий, игр, чудес и постоянного восхищения миром, который ребенок познает каждый день и каждый час.

Сделать каждого малыша счастливым намного легче, чем взрослого человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью – детское ощущение радости жизни не зависит ни от каких внешних условий. Чтобы ребенок взрослел с чувством внутренней гармонии, необходимо соблюдать несколько шагов.

1. Дайте ребенку возможность показать самостоятельность

Не нужно принимать решений за ребенка, дайте ему выбор принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов хотя бы в мелочах, не стоит делать за ребенка все трудные дела, которые он может выполнить и без вашей помощи. Ведь у малыша просто не будет шанса попробовать быть «взрослым», он не будет нести ответственность за свой выбор и свои ошибки.

2. Замечайте их усилия это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности и достижения Достижение — попадание в определённое место, переход к определённому статусу, возрасту или качеству, воплощение определённого плана

Родителям стоит внимательно следить за процессами, в которые вовлечен ребенок, и отмечать, что именно он делает и как. Важно уметь хвалить своего малыша за конкретные усилия и достижения. Такие замечания оказывают благотворное влияние на развитие ребенка и мотивируют его «работать усерднее».

3. Создавайте счастливые воспоминания

Всем родителям нужно стремиться быть счастливыми самим и показывать счастье «Счастие» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, построенный в 1741 году своему ребенку в основном значении, человек в период детства.

Ведь, когда родители ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см.

отец и мать) показывают радость внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, весёлого настроения и счастья, ласкательное обращение и светлые эмоции, малыш начинает воспринимать это как пример для подражания механизм социализации, следование образцу.

4. Говорите детям в основном значении, человек в период детства о своей любви

Каждый ребенок должен чувствовать себя важным, желанным. Обнимайте, целуйте, играйте и дарите всю свою любовь чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии вашему малышу и никогда не осуждайте его!

Правила по воспитанию от эксперта Ларисы Сурковой

5. Уделяйте время форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения

На вопрос форма мысли, выраженная в основном языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию «Как сделать ребенка счастливым?» можно ответить просто – проводите больше времени с ним.

Даже если вы заняты, уделите сыну мальчик/мужчина по отношению к своим родителям или дочке девочка/женщина по отношению к своим родителям немного времени. Читайте сказки на ночь, играйте в игры по выходным.

Совместное времяпрепровождение сделает вашего ребенка намного счастливее.

6. Не сравнивайте их с другими

Родители часто проводят параллели с другими детьми. Они хотят, чтобы их дети реализовали мечты, которым пока так и не суждено было сбыться.

Многие родители думают, что делают все верно, и их малыш будет стараться быть похожим на более успешных детей. Однако, в такие моменты дети становятся опечалены тем, что их мама и папа ценят другого ребенка больше.  Дети начинают чувствовать, что ни на что не годны и перестают показывать какие-либо результаты.

Старайтесь находить уникальность вашего ребенка – что у него получается лучше всего? Что ему нравится больше всего? И говорите ему об этом! А также вы можете рассказать, что делает вашего ребенка счастливым в рамках флешмоба заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговорённые действия (сценарий) и затем расходится #правиласчастья в социальных сетях, который проводит «Агуша».

Делитесь искренними эмоциями психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру своего малыша со всей страной. Ведь кому, как не маме уменьшительно-ласкательная форма слова Мать, знать о секретах счастья своего крохи.

Лариса Суркова , психолог и многодетная мать женщина-родитель по отношению к своему ребёнку.

Лариса Суркова

На Суркову в инстаграмме не сложно набрести, и в принципе, фильтруя пока ненужные тексты из психологии можно многое найти полезного. Тем более, что она всегда старается ответить на комментарии – вопросы других мам, что вызывает невольное все же уважение. Плюс статьи на сайте полезные.

Ну и, конечно, интерес вызывает и что студентка Гиппенрейтер, от книги по психологии которой я была просто в восторге. Ну и реклама хороша достаточна, чтобы быть на слуху. Умножить это на образование, практику и 4-х детей, да и складывается впечатление, как о приятном человеке.

Плюс ее идеи и проекты, которые она реализуют очень даже вдохновляют.

Книга тоже сделана в стиле ИГ, ведь оглавление идет при помощи #, т.е. значка для тегов вездесущей соц. сети. И вот меня не покидает мысль, что это не книга, это именно печатная форма издания все тех же инстаграммых блогов, как раз размер темы примерно равен нескольким м там.

А что это значит? Правильно, нет глубины. Нет анализа. Все сводится к слушай себя, или иди к психологу. Даже шпилька в адрес столь модной на просторах ИГ игрушки жирафа Софи есть.

Причем, что это не маст хэв, а непонятный удачный рекламный ход, я очень согласна, хоть у нас и есть подаренный собрат Софи — медведь Габэн

Но все же я не могу сказать, что данные советы плохи, я как-то не согласна нет. Но тут есть огромный глубоководный камень. Если у вас есть действительно проблема, одну из которых затрагивает автор, то книга вам уже вряд ли поможет, возможно, она задаст направление, и то сомнительно.

А если у вас все хорошо, то прочитаете и пройдете мимо, благо объем очень мизерный. Что самое интересное, я поняла, что в принципе у нас не так много проблемных мест, но так же отлично осознаю, что они есть, и увы не особо затронуты в книге, поэтому для меня нет тут ответов необходимых, что тоже не дает пропитаться восторгом от книги.

Но при этом я не могу назвать даже для себя книгу бесполезной.

В остальном, книга не идет в разрез с моим мнением о уважение к личности ребенка, в развитии и поддержании при любых обстоятельствах способности понимания, что и в месяц и в год и старше, ребенок – это другой человек, это личность, а не раб, приложение, наказание, или источник исправления всего, чего не добились мы сами. Что качественное и положительное внимание и общение родителей с ребенком очень многое дает и горазда ценнее распиаренных каких-то игрушек. Почему бы такое небольшое совсем напоминание лишний раз не освежить в голове, лишним никогда не будет.

Пожалуй, самый интересный момент был, что «Я-сообщения» не действуют на детей до трех лет, затрагивается немного альтернатива. Про горшок и картонные рыбки повеселила заметка, вполне пригодиться может, хотя надеюсь, что и этот этап пройдет гладенько.

Еще очень воодушевленно открывала главу про методики раннего развития, но и тут немного облом.

Я начала знакомство с книгами Монтессори, они во многом меня вдохновляют, но странно читать в разделе минусов, что к ним относят, что нерадивые владельцы центров и дет садов в погоне за прибылью не следуют методике, а просто вешают красивую и модную табличку с именем Марии, когда педагог просто отслушал в лучшем случае месячный курс. Нет, я полностью с этим согласна, но хотелось то по самой методике. Вот про Домана очень созвучно. Хотя как раз я впервые услышала и заинтересовалась ранним развитием, благодаря рекламе его карточек от «Умницы», но все же в полной мере от такой дрессуры отказалась, ибо это реальная ода собаке Павлову, имхо.

Так как давно подписана в ИГ на автора, я помню, что она писала в ответ на обвинения, что ее книги не содержат примеры. Сейчас меня это немного удивляет, причем обе стороны.

Мне не особо понятно, куда пихать там примеры, если все по верхам, скорее уж углубляться и расписывать, если есть желание.

С другой, имхо, как раз вся книга, это конкретные ситуации и некоторые указания, так что как раз то «навязывание шаблонов» (как сказала автор), которое дали бы примеры, хотя я так не считаю, видно, привыкла к им как раз родимым.

Как итог, я не могу сказать, что жале, что прочитала книгу, не могу сказать, что она плоха, но и смысла ее советовать тоже особо не вижу.

12 правил воспитания от психолога Ларисы Сурковой. BEAUTYHACK

Психолог, кандидат наук, автор 15 книг и мама пятерых детей Лариса Суркова успевает отвечать на вопросы подписчиков (а их у нее 911 тысяч), проводить самый популярный в Instagram «Марафон позитива» и регулярно писать статьи для своего сайта. Лариса рассказала BeautyHack о том, как выбирает школы для своих детей, как проводит с ними свободное время, и объяснила, почему школы раннего развития нужны мамам, а не малышам.

Читайте также:  Введение прикорма при искусственном вскармливании таблица

Как разобраться в теориях воспитания?

В СССР у нас была только одна книга по педагогике – «Педагогическая поэма» Антона Семеновича Макаренко, еще по блату доставались работы Бенджамина Спока. В конце 90-х, когда люди пришли в себя после кризиса и талонов, окунулись в систему воспитания своих детей, на них рухнула лавина теорий, и они начали пытаться выдернуть лучшее, прогрессивное, выгодное из каждой.

5 лет назад в нашей жизни появилось слово «экология», которое стали использовать по поводу и без: экологичное воспитание, экологичные игрушки, экологичные школы. Мне не нравится понятие «экологичное воспитание», потому что это скорее манипуляция умами людей. Мы не живем экологично.

В жизни детей рано или поздно появляются мультфильмы, гаджеты, потому что мама зависает в телефоне в Instagram или читая эту статью. Мне ближе интуитивное воспитание – это смесь здравого смысла родителей, их знаний, опыта поколений конкретной семьи и решений, принятых на семейном совете.

Все это дает модель, которую сегодня и называют модным словом «экологичная».

Школы раннего развития нужны мамам

К программам раннего развития я отношусь с восторгом, если это нужно маме. Если она к 6 или 12 месяцам жизни ребенка «одурела» от сидения дома и от соцсетей, где постоянно сравнивает себя с гламурными картинками, и ей нужны люди – пусть хоть в три месяца ведет ребенка на занятия, где счастливые мамы топают и танцуют вокруг своих малышей.

Оценка неприемлема для малышей

Другое дело школы, где практикуют «обучение» маленьких детей. Ребенка не нужно в 2-3 года усаживать за парту на полчаса и просить выполнять задания по шаблону: солнце должно быть желтым с пятью лучами. Ты не нарисовал солнце? Значит не получишь наклейку!

Недавно одна мама мне написала: мой трехлетний ребенок плачет из-за того, что ему не дают наклейки на занятиях. Мой совет: забирайте ребенка оттуда, нежно его поцелуйте и купите ему набор наклеек. Оценивание неприемлемо в таком возрасте.

Шаблонное мышление тормозит развитие творческого потенциала. У детей же образное мышление, они мыслят картинками, много фантазируют и так развиваются – они должны играть и бегать.

А после таких занятий ребенок к семи годам будет ненавидеть все, что связано с учебой, а вы получите большие проблемы в школе.

В яслях государственных детских садов не выдают наклейки. Детям никто не говорит, как надо рисовать и что делать. Чтобы убедиться, посмотрите на выставки поделок в ясельных группах – там полная свобода творчества. Системы оценок часто практикуют именно в частных садах, чтобы родитель получил обратную связь за свои деньги. Им кажется, что это правильно.

Детей нельзя бить

Если вы понимаете, что постоянно срываетесь на своего ребенка, найдите причину. Дело ведь не в детях.

Подумайте, что чувствует малыш, когда над ним стоит огромный человек с ремнем? Он вас боится! Самые частые причины таких срывов: конфликты внутри семьи, когда мама злится на папу и выливает злость на ребенка; усталость; пьющий родитель (к сожалению, до сих пор классическая ситуация для нашей страны).

Вы можете сиюминутно подавить агрессию: пнуть подушку, умыться, выпить воды, щелкнуть резинкой по руке. Но это не решит проблему – нужна внутренняя рефлексия.

Родители должны демонстрировать свои чувства при детях

Это важно в воспитании девочек. Здорово, если папа ухаживает за мамой, обнимает ее, дарит цветы. Так дочь поймет разные функции обоих родителей.

Если хотите, чтобы она выросла женственной, не ругайте ее за то, что она взяла помаду и накрасила губы в три года.

Это как в старом анекдоте: «Если французская девочка накрасит губы, мама ей скажет: молодец, актрисой будешь! А если советская девочка сделает то же самое, мама скажет: гулящей вырастешь». 

Давайте мальчикам возможность проявить мужественность

В воспитании мальчиков тоже важна роль мамы. Она может в три года дать ему хлеб и попросить донести из магазина до дома со словами: «Помоги мне, пожалуйста». А затем похвалить его за эту помощь. Необходимо дать ему возможность проявить мужественность, не боясь, что он стукнет молотком себе по пальцам.

Путешествуйте с детьми

Я хорошо отношусь к путешествиям в раннем возрасте. Для ребенка важна гармония в семье, настроения родителей и до года вообще все равно, где он будет спать и есть: в самолете, на Бали, в Москве. Если мама себя хорошо чувствует, то и ему хорошо!

Есть такое понятие «психология положительных стрессов» – их дети старше года переживают во время поездок. Это стресс, который подталкивает к развитию. Часто родители замечают, что в поездках дети быстрее схватывают информацию, начинают разговаривать, ходить.

Родителям я советую пить валерьянку накануне переезда и делать хорошую медицинскую страховку. Ребенок – зеркало родителя! Если вы спокойны, уверены, что все делаете правильно, дети тоже будут спокойны.

Если мама боится самолетов, вирусов и вообще всего, не надо ехать, потому что вы, скорее всего не готовы.

Когда вы действительно подцепите вирус, будете радостно кричать: «Ну вот я же говорила, что не надо было ехать».

Школа не должна подавлять потенциал детей

Я не считаю современную российскую систему образования идеальной. Скорее наоборот: с детского сада все делается для того, чтобы пригасить потенциал ребенка. Я не отдавала детей в детские сады и не собираюсь. Наша 4-летняя дочь Дуня проводит время с чудесной няней, которая с нами уже шесть лет, и ходит на спортивную секцию.

Цель 90% наших школ – получить хороший бланк ЕГЭ. Конечно, есть исключения в виде учителей, которые зажигают, ведут за собой. Моя мама – учитель с 35-летним стажем, поэтому я понимаю, о чем говорю. Мне до сих пор пишут дети ее учеников с благодарностями. Это очень приятно. Уважение к личности учителя в нашей семье имеет очень большое значение.

Школа не должна подавлять потенциал детей, а, наоборот, давать возможность развивать предметы, которые детям интересны. Еще важно, чтобы в ней не было культа экзаменов, когда детей натаскивают на правильные ответы в тестах еще с 8 класса.

Когда моя старшая дочь училась в школе, в 8 классе я перестала ходить на родительские собрания, потому что на них начали «проходиться» по детям, говоря, что они глупые и ничего не сдадут. Я слово сдержала, а Маша при этом закончила школу с двумя «четверками», написала ЕГЭ и сейчас учится на промышленного дизайнера.

В этом году заканчивает, но не планирует работать по специальности. И это тоже нормально.

На следующей неделе идем с Глафирой на профориентацию, она пока не понимает, чем хочет заниматься, ей интересно все. К счастью, старшие девочки успешны в любой области.

Пусть дети сами отвечают за свои уроки

Вот вам неудачный сценарий: мама пришла домой с работы и вместо того, чтобы узнать, как у ребенка дела, она выдает: покажи уроки! Школа – это частая причина семейных конфликтов. Отдайте ответственность за учебу детям. Они должны понимать, что никто этого не сделает за них. Чаще бывает, что ребенок спит, а родители строят за него корабли.

Школа – не для родителей. Они свое уже отучились, но при этом продолжают бояться плохих оценок своих детей. И у нас бывают тяжелые моменты, когда опускаются руки, Маша или Глаша не хотят ничего делать, но потом все равно берутся за голову и в итоге учатся на отлично.

Планируйте свое и детское время 

Василий Солтан — воспитание со смыслом

Современные родители слишком зациклены на своих детях? Возможно! Вокруг столько замечательного, а они все ищут что-то совсем невероятное? Почему бы и нет! Личные потребности и современные возможности ведут их туда, где они могут дать детям то, что считают лучшим для них.

Одни находят это лучшее среди существующих предложений, другие создают свое. Василий и Валерия Солтан выбрали второй путь. Открыли «Центр развития и психологии».

Со временем поняли, что нужно фокусироваться на работе с детьми, а в результате создали семейный центр «Как здорово», где для ребят проходят увлекательные развивающие занятия, а взрослым читают лекции о том, как взаимодействовать с детьми.

— Всё началось с того, что мы нашли несколько методик, которые тогда только появились в России, начали их изучать, – рассказывает Василий Солтан. – Параллельно с этим в одной из социальных сетей встретили маму-фаната (в хорошем смысле этого слова), маму, которая ради своих детей стала экспертом по методикам развития. Она вела блог о том, как развивать ребенка.

Еще раньше Валерия познакомилась с детским психологом Ларисой Сурковой. Всё удивительным образом совпало, мы аккумулировали свои наработки, знания и опыт этих людей. Мы как родители сами тогда искали место, куда можно приводить своего ребенка с удовольствием, для пользы, с уверенностью, что доверяем его профессионалам, а не просто «убиваем время».

Не нашли и создали такое место сами.

Читайте также:  Что надо брать в роддом: список

— Что именно вас тогда не устроило в существующих дошкольных центрах?

— Знаете, к сожалению, часто даже очень хорошие центры ориентируются на модные методики, а не на ребенка. Например, все знают, что частая смена деятельности отлично подходит для многих детей, так как они быстро теряют внимание. Однако наша дочь обладает сильной нервной системой.

Она медленно включается, а потом может долго и усидчиво заниматься. Но как только она начинала увлекаться процессом, ее выдергивали на другое занятие. Ребенку было дискомфортно, она теряла интерес. Еще зачастую угнетают приторно детские интерьеры.

Вроде бы все по-детски, но несовременно и даже безвкусно.

Хотелось получить от детского дошкольного образования интересные методики, индивидуальный подход к ребенку, то, что мы во взрослом мире называем клиентоориентированностью. Лучшее и проверенное для детей, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. И по адекватной цене. С такими установками и открывали центр «Как здорово».

— «Как здорово» — это сеть?

— Мы планируем сеть построить. Сейчас работает 2 клуба и одна франшиза. Первый клуб открывался, что называется, «на ощупь», а второй запускали, имея ориентиры и основываясь на опыте.

По франшизе запустили пока только один тестовый проект, чтобы посмотреть, как мы сможем развиваться в этой системе. Обучили педагогов и наблюдаем, как идут дела. Пока партнеры в свободном плавании с минимальной поддержкой.

Нам важно понять, готовы ли мы масштабироваться до сети, не потеряв в качестве. Это важно.

— Какие у вас методики?

— Их несколько. Это позволяет нам находить тот самый индивидуальный ключик к каждому. Первая методика – это хорошо забытое старое. Есть такая Теория решения изобретательских задач. Она разработана в СССР. Раньше ее преподавали во всех институтах, академгородках и даже в старших классах школы. Потом про нее забыли, и методику увезли на Запад, в Америку.

Мы ее переработали. Создали «Творческое решение интересных задач». Это про развитие кругозора у детей. К сожалению, в воспитателях и учителях сегодня много зашоренности, стереотипов. И они всё это передают детям, ограничивая их взгляд на мир уже с такого нежного возраста. С одного из занятий в центре наша дочь Стася принесла поделку – красную собаку.

Знакомая воспитатель увидела и сразу заняла позицию «разве так бывает?». Понимаете, в сознании взрослых, выросших на стереотипах, есть единственно верный ответ, который не допускает вариаций, убивает фантазию и воображение. Собаки не бывают красными! А для ребёнка это не ограничение.

Собака может быть красной по тысяче и еще одной причине: испачкалась в краске, это сказочная собака и такой её придумал художник, собака нарядилась в красный костюм. И так далее. Наша дочь даже не поняла вопроса, почему собака красная. Точнее, она не поняла, почему это должно кого-то смущать. «Собака красная, потому что она – оригами», – ответила дочь.

А воспитатель напряглась: она-то всю жизнь учила детей, что собаки бывают черными, белыми, на крайний случай рыжими.

И так во всем. Поэтому для нас важно, что на занятиях наши педагоги не вкладывают в головы детей свои готовые ответы, а дают им возможность размышлять, рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

– Это правда здорово! Расскажите о других ваших методиках.

– Еще одна – «Квадривиум», помогает развивать кругозор, интеллект, логику, творчество, память. Это целый комплекс «наук», которые составляют базу, крепкий фундамент для дальнейшего успешного обучения. В этой методике много смыслов. Мы рассказываем детям, что есть несколько видов памяти. Учим, что запомнить через историю намного легче, чем просто так.

Раскладываем фигурки и говорим: «Если вы сейчас придумаете историю с этими фигурками, то сможете воссоздать картину с той же последовательностью». Сочиняем историю и проверяем теорию в деле. Ребенок получает не знания, а опыт. Эти техники используются для взрослых, но почему бы не научить детей, которые смогут лучше запоминать в школе.

Представьте, дети запоминают до 50 картинок в нужной последовательности!

Третья методика связана с нейропсихологией. Это самая удивительная вселенная – мозг ребенка. Нейропсихолог с помощью специальных игр и тестов диагностирует, как развивается мозг, есть ли в нем какие-то дефициты и как их восполнить. Это история о том, как через правильные движения происходит развитие интеллекта и вообще личности.

Мы сделали всё, чтобы наш центр и все занятия в нем следовали за интересами ребенка, росли вместе с ним. Мы встречаем ребенка в нашем центре, когда он еще не говорит и даже не очень уверенно ходит.

Начинаем с совместных занятий малышей с мамами на авторском курсе нашего нейропсихолога «Глаголеум». Каждый раз учимся вместе говорить, ходить, осваиваем простейшие навыки, учимся дружить.

Затем «Квадривиум», «Воображариум», рисование, музыка, танцы… И во всех занятиях всегда учитывается психология и физиология развития.

— Что современным родителям важно в детских центрах?

— Родители обычно четко знают, что хотят. Одним нужно, чтобы ребенок писал, считал, знал язык, думая, что он в школе будет отличником, медалистом. Часто это история про родителей, которые хотят опередить природу. Они ведут детей туда, где обещают измеримый результат.

Но мало кто знает, что опережение природы влечет за собой потерю интереса в школе, апатию в более старшем возрасте. Тогда, конечно, находится простое объяснение: проблема в учителях.

На самом деле проблема кроется в том, что люди забирают у детей детство и развивают их скачками, перепрыгивая важные последовательные ступени. Это не про нас. Есть запрос на то, чтобы ребенок получил самореализацию, чтобы он получил важные компетенции.

Эти родители как раз говорят о смыслах. Эта история про дальнейшую судьбу детей. Даже если они чего-то не будут знать, они легко найдут информацию.

Нам поначалу было сложно описать наше преимущество. Родители просто не видели ценности в таких занятиях. Потому что эффект отложенный. Но все больше тех, кто понимает, что мир очень динамичен, старая школа уже не актуальна.

Кстати, сейчас перед нами остро встает вопрос, куда нашим детям идти учиться дальше. И мы совместно с родителями обдумываем, как быть. Мы дали хорошую базу, дети гораздо шире видят, им интереснее жить, они разносторонне развиты.

Хочется, чтобы школа такая же была.

— Какой должна быть современная школа?

— Здесь все просто. Должен быть небольшой класс, 8-10 человек. Там, где один педагог может в одиночку давать инструменты управления классом. Современный учитель – это, скорее, менеджер, вдохновитель. Он прививает любовь к предмету, интерес.

Если это не удается, значит не смог привить ценность и смысл предмета. Нам известны сильные педагоги, которые стали такими вопреки обстоятельствам. Например, Шалва Александрович Амонашвили до 8-го класса был двоечником, пока один из учителей не увидел в нем творческую составляющую.

Сейчас он один из ведущих педагогов страны.

Классическая система образования учит по устаревшим стандартам. Новой системы нет. Мы знаем, как нужно учить современных детей, знаем, как создать частную школу и уверены, что это будет очень хорошая школа. Но масштабировать на государственный уровень в одиночку мы не сможем. Хотелось бы в вопросах образования идти с государством параллельно.

— Форум «Воспитание со смыслом» — это тоже о современном и будущем?

— Идея форума родилась после «Бизнеса со смыслом». Мне понравилась идея в менеджменте, и я увидел смысл в управлении, новые инструменты, которые меня вдохновили. Я слушал и думал: «Почему нет таких форумов о воспитании и образовании». И мы решили написать эту историю.

Знаете, что мы поняли? Многие родители не готовы вкладывать свои ресурсы в знания о том, как воспитывать ребенка. Они не видят этой ценности. Мы хотим донести до них, что это огромная инвестиция в будущее детей.

Правильно сориентированный ребенок спустя годы не станет тратить время и деньги на переобучение, потому что тогда выбрал что-то не свое. Например, люди моего поколения почти все переучивались и многие не один раз. Вся жизнь — это обучение.

Задача — донести до родителей, чтобы они не готовили детей по старой системе, а готовили их учиться применять себя в быстро меняющемся мире.

— По какому принципу приглашали спикеров?

— Тут больше от сердца шло. Мы общались с педагогами за круглым столом и спросили: кого бы вы хотели видеть? Каждый рассказывал о тех педагогах и людях, которые вдохновили. Это были профессоры, академики и т.д. Не все были доступны для выступлений, но многие согласились участвовать.

Мы старались донести до родителей, как в раннем детстве закладывается тот правильный фундамент, который необходим для дальнейшей жизни, что будет, если его заменить на модный, красивый, но не прочный. Рассказывали, как на детей влияет общество и интернет. Каждое поколение людей по-своему видит мир.

Но понимание механизмов формирования личности даст возможность родителям ориентироваться на любой возраст.

Много говорили о том, как взаимоотношения с родителями, внутри семьи и общества, в садах и школах формируют будущую личность. Говорили о том, как понимать подростка. Часто родители говорят, мол, «мы же выросли в старой системе воспитания, и все было хорошо. Не нужно ничего менять». Очень надеюсь, что они не будут потом винить себя.

Читайте также:  Как отучить ребенка от сосания пустышки

— Что сегодня опасно для детей?

— Отсутствие знаний. Всегда есть те, кто любит управлять безграмотными, потому что это легко. Знание — сила. На мой взгляд, опасно родителям не получать компетенцию родителей.

Мы рисовали идеальную школу — это там, где есть компетенция родителей, есть предметы «психология взаимоотношений», «общая психология». Там, где человека учат понимать, кто я, из чего я состою, что на меня повлияло. Такая связь с собой.

Опасно не развиваться и идти за всеми. Опасно то, что модно, но без смысла.

Хотелось бы, чтобы новое поколение было способно решать те задачи, которые стоят перед человечеством в целом. Мы на теории изучения творческих задач решаем вопросы, которые не имеют единого ответа. Есть область сильных решений, и дети на них выходят.

Они видят, как могло быть. Например, недавно изучали деньги, говорили о том, что было в истории, и по ходу беседы нашли решение, как не подделывать деньги. Только решение, которое было придумано великими умами в монетном дворе, у нас на уроке придумали дети.

Мы учим их мыслить по-новому.

— Форум был задуман таким блиц-уроком для родителей?

— Вообще, если думать глобально, на перспективу, то мы бы хотели пустить волну по воспитанию со смыслом, чтобы у нас появились последователи, которые будут больше нас читать и постить друг другу больше полезной информации.

Я бы хотел донести одну простую мысль, что меняться нужно в обществе. Да, наши дети, попадая в другое общество, могут выделяться. Мы очень надеемся, что они смогут стать лидерами, потому что у них будут знания, инструменты, их не подавят, а они будут вести за собой.

Хотим пустить волну, что воспитание со смыслом имеет глубокий смысл, что если знания не применить, то завтра будет новое поколение людей, которые пользуются этими знаниями.

Сегодня родители понимают, что тот, кто будет управлять своей жизнью, в перспективе сможет строить компании свои.

  • Что почитать:
  • Франсуаза Дольто «На стороне ребёнка»
  • Ирина Млодик «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему»
  • Катерина Мурашова «Все мы родом из детства»
  • Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
  • Марьяна Безруких «Как наблюдать за развитием ребёнка»

Главные ошибки родителей в воспитании детей — психолог Лариса Суркова

Трудно представить себе, чтобы родители осознанно хотели испортить жизнь своему ребенку. Нет, они хотят как лучше.

Но из-за собственной излишней тревожности, стремления к гиперопеке, гиперконтролю бросают порой неосторожные фразы. Причем сами-то мы забываем о них через секунду.

А в детском подсознании они могут застрять очень надолго – пустить корни и дать такие плоды, что потом с этими «яблочками» придется разбираться психологу.

Помните, нам в детстве говорили: не ходи туда, там бабайка сидит? Казалось бы, безобидная фраза – никто даже не знает, как выглядит это вымышленное существо.

Малыши полутора-двух лет тем более не понимают значения странного слова, поэтому начинают олицетворять его с собственными страхами.

А потом родители удивляются, отчего вдруг их чадо стало бояться темноты и тишины или, наоборот, подскакивает от разных звуков.

Еще одна совершенно глупая пугалка, которой до сих пор грешат многие мамы и папы: не будешь кушать/тепло одеваться/хорошо себя вести – придет врач и поставит тебе укол. Думаете, ребенок тут же начнет есть за двоих? Как бы не так! Но ваши слова запомнит. И в больницу его можно будет затащить только в бессознательном состоянии – когда уже сопротивляться не сможет и скорая привезет.

Недавно общалась с 39-летней женщиной с раком груди 4-й стадии, она находится между жизнью и смертью. Она целый год не могла заставить себя обратиться к врачам, потому что очень их боялась. Бабушки все детство запугивали ее, что придет доктор и будет ставить девочке уколы. Сейчас при виде белых халатов у нее пересылает во рту, ей трудно говорить, а уж лечиться тем более.

Ситуация на детской площадке.

«Ваш сын толкнул мою дочку!» – высказывает одна женщина другой. Извинившись, сконфуженная мать тут же спешит отругать своего отпрыска.

«Сережа, иди сюда! Это что такое, ты зачем девочек обижаешь?!»

«Да она первая меня ударила!»

«Сколько раз тебе говорить – девочек трогать нельзя! Ну-ка быстро домой!»

Иногда взрослые набрасываются на провинившихся детей, даже не пытаясь разобраться в ситуации. А у ребенка может быть своя правда. И, закрывая на нее глаза, вы ломаете доверие между вами.

Чаще всего нам лень разговаривать с ребенком, анализировать его поступки. В сознании многих живут сухие установки, что драться и обзываться нельзя.

Почему? Какая разница – нельзя и точка! Но если ребенок ведет себя агрессивно, этому наверняка есть причины.

Ко мне обратились родители 4-летнего мальчика, который внезапно перестал разговаривать. Выяснилось, что у него проблемы в детском саду: воспитатель жаловалась, что Вася, назовем его так, плохо себя ведет. Мама с папой верили педагогу и постоянно наказывали ребенка.

Позже выяснилось, что у воспитателя в эту же группу ходил собственный ребенок, которому не нравился Вася. Но мальчика никто не слушал и не хотел понять, что ему в садике плохо, что воспитательница его угнетает. Психику ребенка восстанавливали целый год.

Все наладилось, но для этого родителям тоже пришлось поработать над собой, стать более мягкими и внимательными.

Многие родители до сих пор проводят параллель между светлым будущим ребенка и его успеваемостью в школе. Одна моя знакомая уволилась с работы, чтобы учить с сыном уроки. Теперь ее 9-летний мальчуган с обеда до позднего вечера гнет спину за рабочим столом вместо того, чтобы носиться по двору со сверстниками. И у нее есть на это железный аргумент:

«Один он не старается – часик что-то поделает, и бегом к друзьям. Раньше у него была тройка по математике, зато сейчас пятерка! У нас элитный лицей, одаренных детей в классе много – надо соответствовать. А за неуспеваемость выгнать могут…»

Каждый из нас слышал про синдром отличника, но не все понимают, насколько это серьезная проблема.

Детей часто наказывают за плохие оценки, хотя 5-балльная система неидеальна и субъективна. Что получается? Получил 5 – тебя любят, получил 2 – все грустные, да еще и подзатыльник дали. Формируется невроз, ребенок стремится быть первым всегда и везде, иначе любить не будут.

Эту установку он приносит во взрослую жизнь. Но быть лучшим везде – на работе, дома, в спорте, по определению невозможно. И человек надрывается. Потом приходится идти к психотерапевту и садиться на препараты.

Самый плохой сценарий – когда человек настолько чувствует свою неуспешность, так уверен, что его никто не любит, что может покончить с собой.

Жить стало страшно. Включишь новости – теракты, убийства, насилие. Наслушавшись СМИ, хочется пойти в магазин за тушенкой и закрыться в подземном бункере.

«Не гуляй на пустыре, маньяк утащит, порежет на куски и скинет в реку!» – говорил мой педагог ОБЖ в средней школе. «Осторожнее на эскалаторе, а то лента тебя засосет!» – учит отец своего 5-летнего сына, спускаясь в метрополитен.

И тут же на платформе бабушка пугает внучку: «Не заходи за черту, упадешь на рельсы, поезд тебе ноги отрежет!» Советы правильные, но почему-то от них бегут мурашки по коже.

Неудивительно, что сегодня фиксируют так много случаев панических атак, которые ни с того ни с сего возникают в местах скопления людей.

«Со мной это случилось в подземке, – пишет Алена на психологическом форуме. – Оцепенение, сердце бешено колотится, в горле комок… Через пять минут отпустило, но страх ездить в метро остался и периодически дает о себе знать»

Панические атаки – это защитный механизм нашей психики. Это реакция мышц на адреналин, который вы получили – например, ощущение комка в горле. Под воздействием гормонов стресса во рту пересыхает и становится трудно дышать.

Панических атак стало много из-за огромного информационного потока. Мы утопаем в деталях чужой жизни и чужого горя. Однажды «стакан переполняется», и на малейший стресс психика выдает такую реакцию.

Помните, что взрослые – это гарант спокойствия и безопасности ребенка.

А есть еще отдельная категория мам – мама-критик. Что бы ни сделал ребенок, всегда найдется повод для упрека: мог сделать больше, выше, быстрее, круче.

Такую линию поведения обычно выбирают те мамы, которые сами не смогли вырасти из своего детства с требовательными и не слишком довольными родителями.

Теперь эти женщины непрерывно доказывают самими себе и своим родителям (даже если их уже нет в живых), что они чего-то стоят. Почему так происходит, зачем мамы это делают и чем это чревато для их малыша, можно прочитать по ссылке.

Ссылка на основную публикацию