Что делать, если ребенок нервный и непослушный

Что делать, если ребенок нервный и непослушный«Мой ребенок неуправляемый, упрямый, капризный, закатывает истерики, игнорирует мои просьбы, нарушает запреты». Когда подобные сетования появляются на интернет-форумах, обязательно находятся «психологи от бога», которые спешат пригвоздить растерянных родителей: «Ребенку не хватает любви и внимания» и настоятельно советуют «просто любить свое дитя» – и тогда, мол, оно с радостью станет послушным и покладистым. Так ли это на самом деле? Как грамотно реагировать на отказ ребенка выполнять ваши просьбы и подчиняться требованиям? В этих актуальных для многих родителей вопросах портал www.interfax.by разбирался с семейным психологом Максимом Бодиковым.

– Максим Михайлович, согласны ли Вы с тем, что детское непослушание – признак неблагополучия в детско-родительских отношениях? И действительно ли корень проблемы в том, что ребенку не хватает любви и внимания матери и отца?

– Прежде чем говорить о детском непослушании, давайте разберемся, для чего родителям надо, чтобы ребенок их слушался, вел себя определенным образом.

Когда мамы и папы откровенно отвечают себе на вопрос: «Какого человека я собираюсь воспитать?», проблема непослушания часто снимается.

Потому что они осознают, что послушный ребенок – это удобный ребенок, для них самих и окружающих, но не для себя самого.

Конечно, здорово, когда сын или дочь во всем беспрекословно тебя слушается в 5, 10, 15 лет.

Вот только не стоит мечтать, что такой ребенок, едва достигнув совершеннолетия, вдруг станет самостоятельным, целеустремленным, инициативным, будет точно знать, чего хочет от жизни.

На практике, когда послушные дети приближаются к взрослости, их родители хватаются за голову: «Он (она) ничего не хочет!» И недоумевают почему.

Что стоит за непослушанием ребенка, нужно разбираться в каждом конкретном случае.

Одно дело, когда он не хочет убрать за собой тарелку со стола, и совсем другое, когда перечит родителям, потому что у него есть своя точка зрения.

Дети до 5-6 лет своим непослушанием тестируют, кто главнее в отношениях – они или родители. Если взрослые вышли из себя, начали орать или наказали, то ребенок делает вывод, что главный – он.

Что делать, если ребенок нервный и непослушный

С нехваткой родительской любви и внимания может столкнуться первый ребенок в семье в возрасте 3-7 лет при появлении младшего брата или сестры. Дети старше 7 лет чаще всего не замечают, что родители с появлением младенца стали уделять им меньше внимания.

У последующих детей такая проблема изначально не возникает, потому что они никогда не были единственными у мамы и папы.

Дефицит родительского внимания может приводить к непослушанию ребенка, но, по моим наблюдениям, не более чем в трети случаев от общего количества.

– В некоторых случаях непослушание ребенка – вполне нормальное и даже необходимое явление, верно? Так, психологи утверждают, что подростковый кризис легче протекает у ребенка, который в три года был неуправляемым и на все предложения родных решительно отвечал: «Нет!», «Не буду!», «Не хочу!», а вот подросший тихоня обязательно заставит родителей поволноваться. Но даже если взрослый понимает, что это нормально, когда сын или дочь время от времени не слушается, ему бывает сложно справиться со злостью и стыдом, если сцена разворачивается при свидетелях…

– Негативные эмоции в ситуациях, когда ребенок не слушается, – ответственность исключительно родителей.

Вообще это нормально, когда маленькие дети орут, и если посторонние люди, например, в общественном транспорте или магазине, бросают на вас осуждающие взгляды, шикают, требуют: «Сделайте что-нибудь!» (другими словами: «Заткните рот своему ребенку, чтобы мне было комфортно»), то это их проблема. Пусть они решают ее сами, не касаясь вас и ваших детей. В Европе на детский ор реагируют адекватно – совершенно спокойно.

Что делать, если ребенок нервный и непослушный

Когда «хороший родитель напоказ» вдруг становится неудобным, он испытывает большой дискомфорт. И транслирует свою модель поведения ребенку, болезненно реагируя на его непослушание. Так вот вместо того чтобы стараться угодить окружающим, лучше задумываться над тем, а удобно ли тебе самому оттого, что ты удобный. Ради кого и ради чего ты поддерживаешь этот имидж?

– Максим Михайлович, у Вас с женой трое маленьких детей. Они послушные? Как Вы реагируете, когда они нарушают установленные в семье правила?

– Мой 4-летний сын очень непослушный, и меня это радует. Я уже вижу, насколько это хорошо: он самостоятельный, очень целеустремленный, точно добьется того, что ему нужно (уже сейчас добивается).

Негативные эмоции у меня появляются только тогда, когда дети делают что-то опасное. Если дети меня не слушаются, я не выхожу из себя по одной простой причине: у меня нет представления о том, что я идеальный папа, и нет желания казаться идеальным.

Дети не слышат от меня: «Я точно знаю, что для вас лучше».

От детей мы с женой требуем безусловного выполнения правил, которые касаются жизни и здоровья. Формулируем правило простыми словами, убеждаемся, что дети его поняли. Обязательно предупреждаем о последствиях нарушения правила, причем до того, как появилась такая возможность. Так, наши дети должны переходить дорогу, держа взрослых за руку.

Однажды сын на самокате пересек выезд со двора, не подождав нас с женой. Я его догнал, напомнил правило, предупредил, что выброшу самокат, если такое повторится. Сын сказал, что все понял, – и на ближайшем перекрестке снова не остановился. Самокат я тут же опустил в мусорный контейнер.

Сын помнит об этом случае, и желания нарушить правило при переходе дороги у него с тех пор ни разу не возникло.

Во всех остальных случаях мы с детьми торгуемся, причем сын и старшая дочка (младшая еще маленькая) нередко выигрывают эти споры.

– Если человек не научится учитывать и уважать интересы других людей, проблем в его жизни будет не меньше, чему у «хорошего родителя напоказ», разве не так?

– Конечно, границы должны быть. Вопрос в том, как их формировать. Если ребенок регулярно слышит от родителя жесткое: «Должно быть так, и никак иначе, потому что я так сказал», то подростковый бунт случится в 90% случаев.

Следует воспитывать не границы (понимание того, как нужно) как таковые, а понимание последствий своих поступков, чтобы подросший ребенок мог самостоятельно совершать выбор, а не беспрекословно следовать авторитету.

А если кто-то сомневается, то подумайте, что в тоталитарных сектах тоже говорят, как нужно, но кому от этого хорошо?..

Что делать, если ребенок нервный и непослушный

Большинство границ можно сформировать либо за счет объяснений, либо за счет сделки. Торг – очень эффективная модель отношений с детьми. Ребенка не нужно заставлять что-то делать – мотивируйте его и получите то, что нам нужно, не силой и принуждением, а в обмен на что-то.

Допустим, вы разрешаете ребенку проводить у телевизора не более получаса в день, но он хочет посмотреть фильм, который длится час. Или горит желанием заниматься в платной секции. Вы должны сказать: «Хорошо, а что мне с этого будет? Что ты можешь мне предложить?» И ребенок начинает думать.

Чем он старше, тем больше вероятность, что рано или поздно предложит вариант, который вам нужен. Если ребенок маленький, сами подкиньте ему идею: «Давай договоримся: ты ходишь в секцию, но каждый вечер моешь посуду за всей семьей».

Ребенок имеет право согласиться или не согласиться, но в любом случае он быстро понимает: если я чего-то хочу, то должен что-то предложить. Через какое-то время это становится манерой поведения, переносится на общение с окружающими. Уходит детское эгоцентричное «мне должны».

Последствия самые благотворные, ведь все взаимоотношения между людьми строятся на принципе «ты – мне, я – тебе».

Что делать, если ребенок нервный и непослушный– Как родителю вести себя, если ребенок не выполняет договоренности? Скажем, обещал прийти домой в 10 вечера, а вернулся в 11.

– Прежде всего нужно выяснить, почему ребенок не выполнил договоренность, и принимать решение, исходя из ситуации. Причем делать это нужно, когда все участники контролируют свои эмоции.

Чувствуете, что ребенок или вы вот-вот выйдете из себя, сорветесь на крик, наговорите обидных слов – возьмите тайм-аут. Можно ввести более жесткое ограничение на месяц-два: не можешь вернуться в 10, значит, приходи домой в 7.

Точки воздействия могут быть разными: ребенок может переживать, что мама расстроится, а папа перестанет доверять, лишение Интернета, гаджетов, карманных денег.

Даже если ребенка неправильно воспитывали сызмальства, в подростковом возрасте можно все изменить и вырулить на хорошие отношения с ним.

Давайте ребенку больше свободы, наделяйте бОльшим пластом ответственности – и, если вы будете правильно себя вести с ним (перестанете быть всезнающим мамой или папой, а начнете общаться с позиции «на равных», проявляя уважение к его личности и не допуская неуважения к себе), он начнет сам формировать границы. В итоге вы будете уважать друг друга и приходить к обоюдным договоренностям.

Беседовала Ирина Барейко

Что делать, если ребенок нервный и непослушный?

Что делать, если ребенок нервный и непослушный

Что делать с непослушным ребенком?

Для начала следует разобраться, в чем именно проявляется непослушание вашего сына или дочери, и какие причины за этим стоят. В большинстве случаев поведение непослушного ребенка имеет одну из следующих форм:

  1. Малыш в который раз повторяет то, за что его наказывают. У родителей в таком случае нередко опускаются руки, ведь они понимают, что кроха делает это специально. Многие мамы и папы срываются на своих детей, кричат на них, наказывают, например, ставят в угол или шлепают по попе, и через несколько дней ситуация повторяется вновь. В чем же причина такого поведения? Скорее всего, в такой семье слишком слабая психо-эмоциональная связь между детьми и родителями. Мама и папа слишком заняты работой, и хотя они уделяют своему малышу все свое свободное время, ему этого может быть недостаточно. Ребенку всегда необходимо чувствовать эмоции, которые родители испытывают, их привязанность и любовь по отношению к нему. Своим непослушанием маленькие дети только лишь пытаются увидеть вас настоящими. В силу своей неопытности им это удается, но эмоции оказываются совсем другими, а не теми, которых им так не хватает. Постарайтесь продемонстрировать своему чаду то, чего ему не достает, — вашу любовь, ласку, искренний интерес, привязанность и заботу.
  2. Иногда подросший ребенок начинает впадать в детство. Он делает вид, что не умеет читать, считать, говорить и так далее, постоянно кривляется и пытается во всех смыслах выглядеть маленьким. Вам необходимо дать понять малышу, что становиться взрослым намного интереснее. Можно воспользоваться хитростью, например, в ответ на просьбу крохи купить ему велосипед сказать: «Мы его обязательно купим, но только когда ты немного подрастешь, ты же еще маленький». Ради достижения желаемого ребенок быстро прекратит странно себя вести.

Что делать, если ребенок нервный, раздражительный и агрессивный?

Непослушание — это лишь малая часть беды. Гораздо сложнее бывает тем родителям, чей малыш провоцирует скандалы и ссоры буквально на ровном месте.

Такой ребенок не контролирует эмоции, не может выразить словами свои желания, и именно поэтому он постоянно плачет и кричит.

Любые запреты вызывают у него только агрессию, а главной целью в его жизни становится доказательство своей значимости.

В общении с таким ребенком психологи рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Не ведитесь на провокации и не отвечайте криком на крик.
  2. Наберитесь терпения, любой ребенок рано или поздно это перерастет.
  3. Что делать, если ребенок нервный и непослушныйВсегда оставляйте за малышом право выбора, даже в мелочах.
  4. Разговаривая с крохой, сядьте на корточки и загляните ему в глаза.

Многие родители, у которых слишком нервный и беспокойный ребенок, интересуются, что можно ему дать в качестве успокоительного. Не стоит пичкать малыша лекарствами без особой надобности.

Для начала обратитесь к врачу, и давайте своему чаду лекарственные препараты только, если доктор посчитает это нужным. В большинстве случаев такое поведение у малышей является возрастным кризисом, который просто необходимо переждать.

Попробуйте давать своему сыну или дочери отвар пустырника перед сном, а также добавлять в воду во время купания отвары мелиссы и валерианы, и совсем скоро все наладится.

Мой ребенок стал нервным и непослушным. Что делать?

Непослушание – достаточно распространенное явление в семьях с маленькими детьми. Такое поведение объясняется многими факторами, и зачастую оно является следствием неправильной поведенческой модели родителей и их воспитательных методов.

Действительно, во многих семьях используется авторитарный способ воспитания, который подавляет личность ребенка, разрушает его собственное «Я». Конечно, маленькая личность мириться с таким положением дел не желает, что проявляется непослушанием, а порой и нервозностью. Если вовремя не исправить ситуацию, ребенок вырастет замкнутым, робким, неуверенным в себе.

Но что делать, если ребенок вдруг стал нервным и непослушным? Первое действие – узнать причину, и только потом принимать меры по ее устранению.

Что делать, если ребенок нервный и непослушный

Возрастные особенности дошкольников

Назвать непослушание катастрофой или трагедией нельзя – это всего лишь знак родителям и близкому окружению малыша, указывающий на проблему определения крохой хороших и плохих поступков, а также на собственные действия по отношению к ребенку. К тому же непослушание и нервозность могут быть лишь особенностью возраста крохи.

Возраст ребенка Психология возраста Что делать?
До 2 лет Благодаря тесному взаимодействию с родителями (в частности, с мамой) проблема непослушания практически не возникает. В возрасте до 2 лет ребенок не ощущает себя самостоятельной личностью. Наслаждаться общением с малышом, способствовать развитию навыков и умений, мелкой моторики, речи и т.д.
2 года Ребенок активно проверяет родителей на стрессоустойчивость, податливость, определяет границы родительского терпения и запретов. Если послушный ребенок вдруг стал истерить и игнорировать запреты, нужно научиться терпеливо и спокойно реагировать на такое поведение. Во время истерики нужно уметь отвлечь внимание ребенка на что-то интересное, полезное. Нельзя идти на поводу у малыша. Любой запрет должен быть обоснованным.
3 года Психология трехлетнего ребенка характеризуется непостоянством поведения, перестройкой отношений с взрослым окружением и реальным миром, негативизмом, как формой несогласия с родителями (ребенок на любую просьбу взрослого отвечает отрицательно, хотя предложения его действительно интересуют). Нельзя подавлять устремленность ребенка, оказывать на него давление, отрицать его волю. Следует уделять крохе больше внимания, но при этом необходимо четко определить пределы дозволенного в семье и показать малышу, что в семье главенствует родитель, а не ребенок.
4 года В четырехлетнем возрасте ребенок достаточно спокоен, самостоятелен. Однако причинами непослушания могут стать: дефицит родительского внимания, сравнивание ребенка с реальными детьми или вымышленными персонажами (например, из любимых мультфильмов). Уделять ребенку больше свободного времени, хвалить за малейшие успехи и поддерживать в случае неудачи, никогда не сравнивать поведение своего ребенка с другими детьми и не ставить их собственному малышу в пример. В воспитании четырехлетнего ребенка родители должны быть единодушными: если один ругает малыша, то второй в этот момент не должен его жалеть, и наоборот. Родители должны соблюдать единые стратегии в воспитании. Нельзя потакать детским «хочу», не стоит кричать на малыша.
6 лет Еще один переломный период в жизни ребенка. В этом возрасте дошкольник обретает новые формы поведения, но из-за того, что старые формы поведения утеряны, а новые еще не приобретены, он не может контролировать свои эмоции, чувства, у него не получается их сдерживать. Шестилетний ребенок требует признания его суверенитета, требует к себе больше внимания, уважения со стороны взрослых, ведь он считает себя самодостаточной, взрослой личностью. Следует предоставить ребенку больше самостоятельности, хвалить его за успехи и не наказывать строго за проступки – это убивает инициативность дошкольника. Поощрение самостоятельности же способствует формированию интеллектуальности, самостоятельности. Что делать, если ребенок в 6 лет непослушный? Главное правило – не воспитывать криком, претензиями и кулаками. В этом возрасте детская психика такие воспитательные методы воспринимает скорее враждебно, чем положительно. Воздействуйте на непослушного дошкольника убеждениями, анализируйте его поступки вместе, рассуждайте над возможными последствиями его поступков, будьте открытыми.    

Почему ребенок стал нервный и непослушный?

Причин, почему дети проявляют свое непослушание, немало, и все они достаточно распространены.

  1. Недостаток родительского внимания. Современные родители в погоне за материальным достатком больше времени уделяют работе, а не собственным чадам. И в этом главная проблема. Дети, чувствуя нехватку общения, выражают протест доступными им методами, среди которых непослушание и упрямство. Интуитивно малыши понимают, что негативные события привлекают больше внимания, чем позитивные, поэтому и пользуются этим правилом.
  2. Чрезмерная любознательность. Научившись ходить, ребенок стремится как можно больше узнать об окружающем мире: он открывает шкафчики, гремит посудой, лезет в розетки и т.д. И поскольку в доме малыша ожидает много опасностей, родители выстраивают определенные запреты. Однако всегда нужно объяснять ребенку, почему нельзя делать то или другое, а также говорить, к каким последствиям может привести непослушание крохи.   
  3. Отсутствие мотивации. Чтобы ребенок выполнил просьбу взрослого, его нужно правильно мотивировать, то есть объяснить в доступной форме, зачем и для чего он должен выполнить то или иное задание. Например, если малыш не хочет убирать игрушки, скажите ему, что если он уберет их, у него будет больше места, чтобы играть мячиком или кубиками.
  4. Много запретов. Родители, предъявляющие ребенку слишком много запретов и требований, подавляют его самостоятельность, творческий потенциал. Из-за этого ребенок становится нервный и упрямый.
  5. Взрослые требуют от ребенка того, чего сами не делают. Родители – первый и главный пример, мотиватор для детей. И если они требуют от своих чад действий, которые сами не делают, то и ребенок никогда их выполнять не будет.
  6. Проявление самостоятельности. Упрямый ребенок может просто отстаивать свою точку зрения, свое мировоззрение.
  7. Недоверие к родителям. Если взрослые несправедливо наказывают малыша, срываются на нем, кричат и ругаются, то доверие ребенка к ним теряется. В этом случае непослушание является оправданным.
  8. Низкая самооценка. Если взрослые привыкли воспитывать ребенка методами унижения и запретов, малыш в итоге начнет огрызаться, станет непослушным – так он защищает свою личность.
  9. Непослушание, как месть взрослым. Некогда послушный ребенок может стать нервным и упрямым вследствие какого-нибудь психологического потрясения: например, развода родителей, обмана со стороны взрослых и т.д.
  10. Разочарование в собственных силах. Если малыш не смог справиться с каким-нибудь заданием и переживает по этому поводу, в дальнейшем он будет отказываться от выполнения каких-либо действий, боясь принять на себя ответственность.
  11. Ревность. Дети 4-7 лет могут ревновать родителей, например, к новорожденному брату или сестре. Они могут писаться ночью, капризничать, как младенец, перестают убирать за собой, просят кормить их с ложечки. Помните, что появление новорожденного в семье – огромный стресс для старшего ребенка, нужно помочь ему пережить этот стресс вместе.
  12. Нервные расстройства. Патологии нервной системы, если их не лечить, могут влиять на развитие ребенка, процессы формирования и становления его личности. В этом случае консультация профессионала жизненно необходима.

Это далеко не все причины, почему ребенок становится непослушным. Но у каждой причины есть своя психология, и объясняются они возрастными, психологическими особенностями, обстоятельствами в семье.

Что делать, если ребенок непослушный?

Конечно, игнорировать этот факт не стоит. В первую очередь нужно исключить неврологию: если проблем со здоровьем у малыша нет, значит, главная проблема его непослушания – неправильное воспитание. Чтобы исправить ситуацию, нужно следовать таким рекомендациям:

  1. Всегда оставайтесь спокойными. Своим непослушанием ребенок «прощупывает» предел вашего самообладания, изучает вашу реакцию. В любой ситуации старайтесь оставаться адекватными и невозмутимыми. Малыш закатил истерику и качается по полу? Продолжайте заниматься своими делами, пока он не успокоится. Поскольку кроха ожидает вашей реакции, при ее отсутствии он быстро успокоится. Более того, в дальнейшем он поймет, что это метод манипуляции родителями не действует.
  2. Станьте ребенку лучшим другом, будьте откровенными. Всегда находите время для бесед и игр со своим малышом. Выслушивайте его переживания и сопереживайте ему, делитесь своим опытом, не ругайте за правду, давайте ему советы.
  3. Не стоит кричать на ребенка. Все его капризы воспринимайте спокойно. Даже во время непослушания говорите ребенку, как сильно вы его любите, даже когда он балуется и сердится на вас.
  4. Всегда следуйте правилам, которые установлены в вашей семье. Если вы установили какие-нибудь запреты/правила, то они должны оставаться непоколебимыми. К примеру, вы пригрозили отдать игрушки соседскому ребенку, если ваше чадо их не соберет. В случае игнорирования вашей просьбы убрать игрушки – выполните свое обещание, тогда в следующий раз ребенок несколько раз подумает, стоит ли игнорировать просьбы взрослых. Родители должны быть мягкими и строгими в одинаковой мере.
  5. Упрямству – нет, компромиссам – да. Уступайте ребенку, он не должен вас бояться. К примеру, если малыш отказывается кушать суп, предложите ему другое блюдо или перенесите прием пищи на другое время. Мальчик отказывается надевать рубашку – предложите ему вещь на выбор.
  6. Будьте примером для своего ребенка.
  7. Не подавляйте своего ребенка – всегда аргументируйте запреты доступным языком.
  8. Всегда выполняйте свои обещания.
  9. Извиняйтесь перед ребенком, если вы были неправы.
  10. Разнообразьте досуг ребенка. Причиной агрессии, непослушания и упрямства часто становится безделье и скука. Займите кроху полезным занятием – рисованием, лепкой, аппликацией, играми. Занимаясь вместе с ребенком, вы поможете ему справиться с отрицательными чертами его поведения.

Главное – будьте терпеливыми и спокойными. Ведь ребенок – не идеальное создание. Он, в отличие от взрослых, только учится всему, что умеют его родители. Будьте снисходительны, не ругайте за мелкие шалости, не наказывайте, не унижайте свое чадо.

Чаще говорите ему о своей любви, обнимайте и целуйте, играйте, читайте сказки, гуляйте в подвижные игры. Изменив свои методы воспитания, вы очень скоро увидите, как изменится психика ребенка, каким счастливым и спокойным он станет.

Станьте для своего малыша другом, относитесь к нему с пониманием, и он с удовольствием ответит вам взаимностью.  

← У ребенка плохая память: что делать и как помочь малышу?Лучшие подгузники для новорожденных: рейтинг и отзывы →

Рекомендации по коррекции агрессивного поведения дошкольников

Рекомендации родителям, что делать, если ребёнок агрессивный

Агрессия — совершенно естественная реакция человека. Но важно понимать, что у агрессивного поведения дошкольника есть причины:

  • внутренние переживания: тревога, напряжение, стресс;
  • негативные эмоции: гнев, страх, обида;
  • неблагоприятные факторы внешней среды: ссоры в семье, проблемы в учёбе, конфликты с учителями или друзьями.

Получается, агрессия — это симптом, который указывает, что проблема не столько в поведении малыша, сколько в том, что с ним происходит. Поэтому главное, что нужно усвоить родителям — нет смысла её подавлять. Это не решит проблемы. Ребёнок обязательно найдёт, как выразить гнев и враждебность тогда, когда родители не видят, и, возможно, в ещё более деструктивной форме.

Причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Назовём некоторые причины детской агрессии. Уточним: в формате одной статьи рассмотреть все причины невозможно. Каждый случай индивидуален, разобраться поможет психолог. Эта статья — только экскурс для родителей.

Фрустрация — негативное эмоциональное состояние, возникающее вследствие наличия у человека мотивации достижения какой-либо цели и невозможности её достижения из-за возникших преград.

Например, фрустрация может возникнуть у малыша, который хотел мороженое, но не получил его, поскольку мама решила не покупать лакомство. Или хотел покататься на каруселях, а аттракцион закрылся. Или попросил на улице у друга игрушку, а друг не дал.

В этих случаях ребёнок начнёт кричать и плакать, называть маму плохой или может даже ударить того, кто не дал ему поиграть игрушкой.

Для малыша раннего и младшего дошкольного возраста нормально реагировать агрессивно, так как дети реагируют естественно, выражая эмоции, и не думают, насколько социально приемлемо их поведение, нарушает ли оно социальные нормы, опасно ли для окружающих или нет.

Это не значит, что взрослые должны разрешать так реагировать. Но опасно и просто подавлять агрессию. Слова взрослых «Нельзя плакать» или «Нельзя драться» лишь запрещают ту форму эмоциональной реакции, которая помогает малышу справиться с негативом. Но родители не помогают маленькому человеку справиться с эмоциями и не показывают социально приемлемых форм поведения.

Если ребёнок плачет, потому что ему не купили мороженое, скажите: «Ты злишься (расстроен), потому что я не купила тебе мороженое. Да, это неприятно. Но не всегда получается то, что хочется. Может быть, мы пойдём качаться на качелях?».

Если ребёнок ударил другого: «Ты рассердился, что Антон не дал тебе игрушку. Ты так зол, что хочешь сильно его ударить.

Как ты думаешь, если ты будешь драться, это поможет тебе получить игрушку? А как будет лучше поступить? Предложить Антону поиграть вместе или дать ему какие-то твои игрушки?».

Подавление агрессивных стремлений не является способом решения проблемы. Важно учить ребёнка перенаправлять гнев в социально приемлемое русло: нельзя бить людей, но, если очень зол, можно пинать мяч, лупить грушу или подушки, стучать пустыми пластиковыми бутылками.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки

Эта проблема подробно описана педагогами ещё в начале ХХ века. К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие педагоги обращали внимание, что родители нередко удивляются тому, что дети ругаются и дерутся, грубят старшим, а при этом сами ведут себя точно так же.

Казалось бы, прописные истины, но и в современных семьях мы видим, что мамы и папы грубо разговаривают с детьми, ругаются между собой, иногда используя нецензурную лексику, сгоряча бьют посуду. То есть родители демонстрируют разные формы агрессии.

Что в этом случае усваивает малыш? Что такая реакция нормальна и допустима. Он учится вести себя именно так.

Что дошкольник не замечает? Что взрослые ведут себя агрессивно не во всех местах и не со всеми людьми. Бабушка отлупит веником кота, но не будет кричать на папу. Папа ударит сына, а с начальником будет вести себя иначе. Мама дома ругается, а на улице — сама любезность.

Здесь агрессия мам и пап преимущественно направлена на более слабых, на тех, кто не может дать отпор. И сами родители порой не замечают, что делают что-то неприемлемое. Дети ещё не очень понимают социальную ситуацию, поэтому говорят те слова, которые слышали от папы во дворе, бьют веником бабушку, так как видели, что она била кошку.

Ребёнок видит формы реагирования взрослых и использует их как пример.

Обычно в таких случаях мамы и папы возмущены поступками дочки или сына, а своё поведение воспринимают как норму: «Одно дело на кота замахнуться, другое — на бабушку!», «Я ругаюсь, но я взрослый, а он — пятилетний мальчишка!».

В этом случае нельзя говорить о невоспитанности детей. Нужно говорить о невоспитанности взрослых и решать проблему, изменяя поведение старших членов семьи.

Что делать, если ребенок нервный и непослушный

  1. Научение агрессивному поведению как форме решения конфликта.

Примерно до двух, иногда до трёх лет малыш не умеет защитить себя. И некоторые родители специально начинают учить ребёнка агрессивным формам поведения. Вот сына толкнул другой мальчик, и папа говорит: «Не будь мямлей, пойди и дай сдачи!».

Нужно ли потом удивляться, что в дальнейшем дети не будут пытаться договориться, а сразу прибегнут к силе? Такой исход вероятен.

Постоять за себя — это не только уметь драться. Это и умения обсудить проблему, договориться, решить вопрос конструктивно без применения силы и взаимных оскорблений.

  1. Сила как способ повышения статуса.

Ребёнок растёт не только в семье. Он ходит в детский сад, гуляет во дворе, занимается в секциях и кружках. Он является членом детских коллективов, где существуют свои правила, нередко отличающиеся от правил семьи.

Атмосфера детского коллектива полностью зависит от педагога. Если неожиданно, попав в новую группу, малыш стал проявлять агрессию, познакомьтесь поближе с педагогом, другими детьми, присмотритесь к их форме взаимодействия.

В некоторых спортивных командах доминирует стиль общения, который с виду кажется грубым. Ребята при встрече толкают друг друга, бьют по плечу, обращаются друг к другу по кличкам. Такое внешнее грубоватое поведение не всегда признак агрессии.

Если в реальности в команде имеют место взаимовыручка, уважение друг к другу, то такая форма контакта — не более, чем игра.

Если ребёнок начинает так общаться в школе или с вами, обратите его внимание, что не везде это принято и допустимо. Если в команде так общаться нравится всем, то в школе это может стать причиной конфликта.

Но возможно и иное проявление агрессии в группе. Если в классе лидером является самый сильный и сила — основной способ улаживания конфликта, обратите внимание на эту проблему. Здесь агрессивность используется для повышения статуса в коллективе. Тогда ребёнок сознательно ругается, дерётся, грубит старшим.

Что может сделать родитель? Полностью изменить отношения в детской группе мама и папам вряд ли удастся. Лучше не решать проблему самостоятельно, а обратиться к учителю, социальному педагогу, школьному психологу.

  1. ТВ и гаджеты как источники агрессии.

Мультфильмы, фильмы, компьютерные игры порой демонстрируют примеры агрессивного поведения, которые дети повторяют. Здесь важно понимать, что воспроизведение агрессивных действий у дошкольников связано с тем, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого.

Малыш может не до конца осознавать опасные следствия своих действий. Увидев, как в фильме герой раскидал гвозди на дороге, он может сделать то же самое, не задумываясь о вреде другим людям.

Чтобы телевизор и гаджеты не стали основными источниками научения, важно обсуждать с детьми увиденное — действия героев и следствия, в том числе косвенные, этих действий. Особенно это касается комедий, поскольку понимание юмора — определённый уровень интеллекта, которого ребёнок ещё не достиг.

Объясните сыну или дочке, что некоторые действия, которые герой совершает в фильме, — художественный вымысел, и такие трюки нельзя воспроизводить в жизни.

Вряд ли имеет смысл полностью ограничивать ребёнку доступ к ТВ и гаджетам. Современные дети смотрят мультфильмы и фильмы, пользуются интернетом, играют в компьютерные игры. Но взрослым нужно фильтровать то, что смотрит дошкольник. Не разрешайте ребёнку смотреть фильмы, которые не подходят ему по возрасту и демонстрируют слишком высокий уровень агрессии.

Если причина агрессивного поведения вашего ребёнка описана выше, вы можете исправить ситуацию, а следствием будет изменение поведения малыша. Возможно, проблема глубже, и тогда не полагайтесь на принцип «время лечит», не рассчитывайте на то, что агрессия пройдёт сама. Обратитесь к специалистам.

Что делать, если ребенок нервный и непослушный

Капризные дети всегда доставляли родителям массу хлопот. Ежедневные крики, разбрасывание игрушек и нежелание их собирать, полное игнорирование замечаний взрослых, кого угодно выведет из себя. И жить в такой обстановке, значит калечить не только свою нервную систему, но и детскую психику.

Первая реакция большинства родителей на капризы и истерики малыша — дать ремня или ощутимый шлепок. Такие поспешные решения не ведут ни к чему хорошему. От рукоприкладства чадо вовсе не станет шелковым. Ошибки воспитания аукнутся родителям через много лет. Многие из них спросят: и что делать, если ваш ребенок очень нервный и непослушный? Как научить его быть послушным и спокойным?

Что делать с непослушным ребенком?

Перед тем, как начать применять какие-то методики воспитания капризули, необходимо понять причины непослушания. Как правило, существует два типа поведения непослушного ребенка.

  • Цикличность. Несмотря на постоянные наказания, малыш совершает один и тот же проступок изо дня в день. И никакие увещевания родителей, беседы и даже угол или шлепки никак не влияют на ситуацию. Психологи уверяют, что причина такого поведения ребенка в недостаточно крепкой психологической и эмоциональной связи с родителями, особенно с мамой. Это происходит в семьях, где родители работают, а отпрыском занимаются только в свободное время. Раньше, когда мама находилась в декретном отпуске, она полностью принадлежала малышу. Теперь же ребенок остро переживает невозможность постоянно быть с родителями. Он всячески привлекает к себе внимание, в том числе и неправильными, с точки зрения взрослых, методами. Непослушание маленьких детей — это способ увидеть, что родители отреагируют на выходку. Раз отреагировали, значит, они настоящие, а не мифические. Родителям в этом случае следует утроить внимание к своему малышу, чаще обнимать его, говорить ему, что он любимый, желанный, интересоваться его проблемами и радостями, какими бы малозначительными они не казались взрослым.
  • Второй тип непослушания имеет иную причину. Ребенок был вполне адекватным, послушным, не доставлял родителям особых хлопот. И вдруг, он стал вести себя, будто еще маленький: капризничает, коверкает слова, отказывается самостоятельно есть. Часто так происходит в семьях, где рождается младший ребенок, и все внимание переключается на него, только потому, что он маленький. В этом случае старшему брату или сестре нужно объяснить, что малышу до него еще расти и расти, а он уже большой, может и на роликах кататься, и на велосипеде, который ему уже хотели, было, купить, да видят, что рановато еще. Ведь он мал. Скорее всего, капризы моментально прекратятся.

Что делать, если ребенок нервный?

Если ребенок проявляет непослушание, и оно представляет собой мелкие безобидные шалости, это одно. Другое дело, когда он открыто провоцирует конфликт, агрессирует по любому поводу. Такому ребенку сложно контролировать эмоции, он не может толком объяснить, чего ему хочется. Отсюда крики, плач, а то и пускание в ход кулаков.

Сложно справляться с таким поведением. Но психологи предлагают действовать по следующим правилам:

  • Научиться игнорировать провокации ребенка.
  • Перетерпеть, дождаться, когда малыш перерастет этот период.
  • Воспринимать ребенка как личность, советоваться с ним, давать самостоятельность в некоторых вопросах.
  • При разговоре с малышом опускаться до его уровня, смотреть ему в глаза.

Некоторые родители пичкают нервного и беспокойного ребенка успокоительными препаратами, зачастую даже не советуясь при этом с врачом. Максимум, что можно давать — это отвар пустырника. А в воду для купания добавлять успокоительные отвары с мелиссой, хвоей, валерианой.

Источник: https://prosemyu.ru/rebenok/psihologiya/chto-delat-esli-nervnyj-i-neposlushnyj.html

Что делать с неуправляемыми детьми — образовательный блог | «Освитория»

Марина Комиссарова, психолог

Очень часто в детско-родительских сообществах появляются вопросы, что делать с неуправляемыми и совершенно непослушными детьми. На них не действует вообще ничего.

Многие родители сталкиваются с подростковой неуправляемостью, с невозможностью повлиять на ребенка 13-17 лет. Он ничего не слушает. Ну и наконец, есть совершенно неуправляемые (со стороны социума) взрослые.

Их чаще всего относят к преступникам, но это тоже интересная проблема.

Все три проблемы с точки зрения психофизиологии связаны. Все это разные степени одного и того же. Просто трудные дети не всегда становятся трудными подростками, и еще реже превращаются в правонарушителей.

Большинство благополучно минует такой период в детстве или в пубертате, а во взрослом возрасте становятся разумными и благополучными гражданами. Однако не все.

Иногда же встречаются люди, которые в детстве или даже в подростковом возрасте были вполне послушны, а потом превратились в неуправляемых. Это бывает редко, но все же бывает.

Что это такое?

В первую очередь – это слишком высокий порог фрустрации. Родителям трудных детей лучше всего понять эту тему, чтобы не бороться с непослушанием разными дикими и вредными (то есть усугубляющими проблему) способами, вроде ремня. Тем более глупо наказывать подростков (лишая прогулок и отнимая гаджеты).

Для обычного ребенка в трудный период это всего лишь обидно и создает разлад с родителем (и желание побольше от него скрывать и пораньше сбежать из дома).

А для действительно трудного – это еще больше повышает порог фрустрации, закаляет, заводит и делает родителя – мишенью для борьбы.

Тема порога фрустрации для неспециалистов – трудная. Попытаюсь объяснить максимально упрощенно. Дети рождаются разными, каждый со своей своеобразной нервной организацией. Еще более разными дети становятся, когда к нервной организации добавляется уникальный опыт развития.

Когда-то прекрасный ученый Лев Гумилев исследовал проблему пассионарности (а пассионарность во многих случаях это именно вот такая вот полная неуправляемость и неподчиняемость) и пришел к выводу, что пассионарность, возможно, зависит от особенных вспышек на Солнце. Среди социальных Гумилев выделил такой фактор как пересечение этносов, не столько разных генов, сколько кардинально разных культур.

Современные исследования склоняются к той же точке зрения. В появлении такой нервной организации участвуют и мутации, и генные особенности, и особая социальная среда, в которой есть разлом между нравственными смыслами.

Саму по себе пассионарность Гумилев считал очень важным и нужным для человечества явлением, однако отмечал, что будучи неправильно направлена и использована, она может превратиться в беду.

Выраженный пассионарий не останавливается ни перед какими преградами, любая преграда только сильнее стимулирует его на активность и на устремление к цели. Даже если цель благая, такой человек может оказаться опасен (тем более что благо — относительно).

А если цель — не общее благо? Страшно представить, на что способен такой монстр, одержимый идеей переделки мира по своему плану. Да и зачем представлять? Можно почитать историю.

Также Гумилев выделял как отдельный тип — субпассионариев (людей, энергия которых направлена на саморазрушение, самоуничтожение) и гармоничных (людей, которые живут нормально, спокойно и хорошо вписываются в социальные рамки). Все это довольно условно. Может быть гармоничный человек с чертами пассионария или, наоборот, субпассионария, причем иногда в разные периоды жизни.

С точки зрения психофизиологии, субпассионариев можно отнести к людям с очень низким порогом фрустрации, гармоничных людей – к тем, у кого порог фрустрации нормален, а вот пассионарии – это люди с очень высоким, иногда ненормально высоким порогом фрустрации.

Понятие фрустрации многие толкуют неверно, даже некоторые психологи.

Фрустрация – это не агрессия, которая возникает при столкновении потребности человека с препятствием. Нет. Агрессия – это всего лишь одна из форм реакции на фрустрацию, причем, Курт Левин считал фрустрацию, сопровождаемую агрессией, неполной.

Потому что агрессия – это дополнительная энергия, которая выделяется в попытке все-таки преодолеть препятствие. Вы натолкнулись на преграду и в ярости попытались ее сломать.

У вас неполная фрустрация, потому что вы все еще стараетесь продолжать движение к цели, пусть и таким деструктивным путем.

Настоящая фрустрация – это когда человек прекращает движение, столкнувшись с преградой, сдается, не может направить ту же самую энергию ни на что конструктивное. Он просто ее подавляет, гасит или направляет агрессию внутрь себя.

Обычный человек, сильная потребность которого столкнулась с преградой, сначала пытается эту преграду преодолеть, затем ищет обходные пути, и поняв, что преграда непреодолима, часть потребности фрустрирует (гасит), а часть пытается куда-то перенаправить (не фрустрирует). Это социально адекватное существо. В идеале малая часть должна гаситься, а большая перенаправляться. Это хорошо адаптированная и стрессоустойчивая личность.

Ярко выраженный пассионарий – это человек, потребность которого вообще не знает преград. Он никогда не откажется от своей цели.

Он либо умрет, либо пробьет преграду головой (и да, большинство как раз умирают, конечно).

В крайнем случае он придумает способ обойти эту стену, но не окольными путями и не станет долго выжидать, он ведь кипит страстью. Пассионарность — это сильная страстность (пассио = страсть).

Вы понимаете, что такое порог фрустрации? Это такой условный порог, который зависит от качеств психики и личности, дойдя до которого человек считает, что преграда слишком велика и тратить свою энергию дальше бессмысленно.

Нормальный человек видит объективные «нельзя», «невозможно», «слишком дорого будет стоить» и отступает. Пассионарий начинает рваться вперед с удвоенной силой. Да, настоящего пассионария преграды только заводят. Если порог фрустрации человека очень и очень высок, нет такой преграды, которую он бы посчитал для себя непроходимой.

С точки зрения психофизиологии – это патология, поскольку такие люди довольно плохо адаптированы для жизни в среде и тем более социуме, они часто погибают.

Однако, если не брать крайности, то есть не рассматривать запредельно высокий порог фрустрации, а рассматривать просто повышенный, то мы видим очень целеустремленного человека, возможно героя, а возможно и преступника, но личность довольно сильную (пока ее не сломали физически или не убили).

Слишком низкий порог фрустрации – такая же патология.

Такой человек от любой трудности пасует, он готов любое внешнее правило принять как закон и не будет пытаться его обходить и, встретив на пути любое сопротивление, сразу уступит.

Норма – всегда посередине, но своеобразие людей заключается в том, что некоторые нормальные люди имеют пониженный порог фрустрации, некоторые повышенный, и всем им нужно (и можно) учиться счастливо жить.

И вот теперь представьте себе маленького ребенка. Вашего трудного и совсем неуправляемого.

Он физиологически сделан иначе, чем его сверстники, с которыми вы его сравниваете. Что толку его пороть? Если это от беспомощности и злости, ладно (попейте лучше успокоительное), но если это сознательный метод воспитания, то вы — глупцы, а не родители.

Большинство неуправляемых детей, минуя кризис 3-летнего возраста (после 4-х лет примерно), становятся вполне управляемы. Но (!) Если родители уже не испортили с ними отношения, пока лупили их и мучили во время трехлетнего кризиса. За это время можно стать врагом ребенка, особенно если у вас настоящий пассионарий.

Чем отличается неуправляемый ребенок от послушного и тихого?

Послушный более чувствителен, эмоционально отзывчив, впечатлителен, тревожен, поэтому его порог фрустрации намного ниже. Мама всего лишь посмотрела печально, покачала головой, и его желание лезть вон на ту высокую полку улетучилось.

Внешнее «нельзя» стало достаточной преградой, ведь его порог фрустрации очень низок, достаточно любой почти преграды, чтобы он отступил.

Вы видите, что слишком послушный ребенок, это тоже не очень хорошо, верно? Любое внешнее «нет» сразу становится его внутренним законом, он внушаем, он полностью управляем. Все хорошо в меру.

А что такое очень непослушный ребенок? О, он вас вообще не слышит. Для него ваш ор — просто шум как звук моря. Его возбуждение от желания (нервное, физиологическое, психика у него так устроена) столь сильно, что вы можете хоть убиться, но он будет лезть туда, куда задумал.

Если порог фрустрации очень высок, вы можете бить его смертным боем, он будет плакать, но все равно лезть. Никакие страдания его не остановят, потому что страх – ничто по сравнению с его потребностью. Еще раз повторяю, скорее всего (9 из 10) он перерастет этот период, станет адекватным, но пока он такой.

Просто примите этот факт, для начала.

Вы напрасно считаете, что послушный ребенок более разумен и хорош, его потребность просто не имеет такой энергетической силы. Он не такой страстный.

Его потребность слабее, она легко снимается запретом. А ваш ужасный ребенок имеет желания сильные и могучие. Он — тайфун. Вот такой вам достался.

Что делают родители, когда бьют и наказывают таких детей? Они могут превращать их из возможных героев в возможных преступников. Да, не будем бояться громких слов, это примерно так и бывает. Не всегда, к счастью, но нередко.

Чем отличается герой от преступника? Первый хочет делать что-то на благо общества, второй – антисоциален и хочет грабить других. Второго можно считать психопатом, и из пассионариев, которых били в детстве, часто получаются психопаты.

Сами представьте, их потребность имеет невероятную энергетическую мощь, справиться с ней они не могут, нет психических резервов. А со стороны общества (которое олицетворяют родители и учителя) все время поступают побои и наказания.

Что остается детям? Во-первых, учиться врать и притворяться (для самозащиты), во-вторых, возненавидеть общество как главного врага, ища средства борьбы и мести. (Понимать это надо не ради оправдания преступников, а ради сокращения их числа).

Процент настоящих пассионариев очень мал. Великие герои и настоящие злодеи редки.

  • Большинство неуправляемых детей позже нормализуют порог фрустрации, станут совершенно нормальными и законопослушными гражданами.
  • Но не нужно в периоды их бунтов портить с ними отношения и настраивать их против себя и социума, усложняя себе жизнь, а им социальную адаптацию.
  • А что можно делать, я сейчас расскажу.

Я сейчас не могу сказать, что делать с детьми с настоящим расстройством поведения (которые и в 8-10 лет все разрушают, ведут себя агрессивно и не считаются с минимальными правилами) и как исправлять подростков-психопатов, это слишком сложная проблема (хотя интересная и много исследований и экспериментов сейчас ведутся). Но я могу сказать, что можно делать с маленькими детьми с повышенным порогом фрустрации, вот теми самыми, которые не хотят слушаться, очень упрямы, настаивают на своем, врут (потому что их наказывают) и нарушают все запреты.

Их энергию фрустрировать очень сложно или невозможно, им иногда проще сломать все кости, чем запретить чего-то хотеть и куда-то лезть. Но их энергию можно ПЕРЕНАПРАВИТЬ, предложив другую цель или несколько целей. И это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ. Понимаете? Запретить, остановить, запугать, доказать — практически невозможно.

Перенаправить внимание можно. Это единственный вариант. И лучше занимать их внимание ДО ТОГО, как они сами выберут себе деструктивную цель, иначе отвлечь будет сложно.

Заранее надо забивать их внимание. Останется пустошь, они заполнят ее сами и так, что вам не понравится это.

Родители должны очень хорошо понять, что главный враг таких детей СКУКА.

От скуки такие дети готовы не то что запреты родительские нарушать, а в окно выпрыгнуть и это не шутка. Поймите, психика у людей разная. А несформированная детская психика особенно причудлива.

Тревожные дети намного лучше скуку переносят, а вот такие дети совсем не могут, скука убивает их и взрывает им мозг. Они испытывают настоящую муку, сильнейшую адскую муку, когда вы заставляете их просто сидеть или заниматься чем-то скучным, полезным, но неинтересным.

Им нужны эмоции, они эмоциональные обжоры с рождения. Они подрастут и научатся саморегуляции, а пока им очень сложно жить в вашем нудном взрослом мире.

Вот здесь опыт отца, который оказался так внимателен и умен, что сразу понял, что бич его сложного ребенка (от которого отказывались все няни, сады и даже мать согласилась отказаться) – скука.

Он становится очень агрессивен от скуки (и там скорее всего генетическая особенность, потому что его отец – такой же), а в игре интересной — очень адекватен, сообразителен, отзывчив, нормальный ребенок.

Не ставьте никогда таких детей в угол, не наказывайте скукой и сидением на стульчике, не ведите себя как глупые монстры, они и так не выносят скуку, а вы еще больше мучаете их.

Если же вы бьете таких детей, вы не только создаете у них образ врагов-взрослых, но и поднимаете, закаляете им болевой порог, и скоро они начинают любить драться, любить даже физические наказания, любить кровь и побои (наносить и получать, да). Это сложно представить, но это так. Для пассионариев это очень характерно: в эмоциональном накале они не чувствуют и не боятся боли. А если болевой порог с детства натренирован, так и тем более они потом обожают драки.

Скука настолько непереносима для таких детей, что любая боль и опасность становится для них благом. А вы дополнительно еще и приучаете их к боли, делаете боль для них привычной или даже приятной. Зачем?

Лучше пусть их болевой порог остается ниже, тогда перед болью сохраняется пиетет, барьер и они меньше будут рисковать здоровьем в своей жизни. Боль несет защитную функцию, не надо ее упразднять, это очень опасно.

Единственный способ обращаться с такими детьми – держать их постоянно в состоянии какой-то увлеченности, каких-то интересных задач. О да, это трудно, но это единственный способ. Как только они скучают, они начинают нарушать ваши запреты, делать все, что нельзя, рваться к опасностям и приключениям.

Не думайте, что их цель – сводить вас с ума, но для них лучше это, чем просто сидеть в невыносимых четырех стенах в бесконечно растянутом времени. Время для такого ребенка растянуто так, что каждые пять минут превращаются в пять недель. Представьте себе, что вам нужно пять недель сидеть и смотреть в стену.

Вы захотите разбить себе голову об эту стену, не так ли? Вот именно этого хочет и ваш ребенок.

Не сравнивайте своего ребенка с другим.

Другой имеет другую психику, он выносит скуку лучше, он может в течение часа сосредоточенно рассматривать книжку или игрушку (слишком низкий порог фрустрации это тоже плохо, повторяю, до определенного возраста здоровые дети должны быть непоседливы), а ваш вот такой, ему невыносимо в обычных условиях, он нуждается в постоянном экшене, в постоянной игре, в постоянной смене событий, в постоянной нагрузке, психической и физической.

Ваша задача не только накормить его и уложить спать, но и обеспечить ему адекватный уровень нагрузки, впечатлений и стимулов. Если их будет слишком мало, он будет изнывать и беситься, выть и лезть на стенки. Он будет выносить вам мозг. Или крушить все вокруг.

Держитесь. Если вы с честью переживете этот кризисный период (обычно кризис длится год-два), вы получите адекватного, но энергичного сына или дочку, и вы еще скажете спасибо ему или ей, что они именно такие. Почти все особенности психики (здоровой) имеют свои недостатки и свои преимущества.

Публикация с разрешения автора. Оригинал — здесь.

Ссылка на основную публикацию