5 принципов педагогической системы Никитиных
Методика раннего развития, разработанная Борисом и Леной Никитиными в 70-х годах прошлого века для их собственных детей, была востребована в СССР, известна на Западе и даже в Японии. В чем были преимущества этой системы, обусловившее ее популярность? Давайте вспомним основные принципы методики Никитиных.
Борис Никитин, инженер по образованию, занялся педагогикой еще до знакомства со своей будущей женой Леной.
Несогласный с принятыми в советской стране методами воспитания молодежи, Никитин в середине 50-х даже пытался создать собственную школу, но власти эту идею не поддержали.
Идею о новом подходе к педагогике Никитину удалось развить и реализовать в своей семье: у них с Леной было семеро детей. Супруги написали немало книг о собственном опыте и возможностях РРР — раннего развития ребенка, в которых подробно изложили основы своей системы
Свобода превыше всего
Основная идея Никитиных — свобода естественного развития ребенка. «Заставлять — плохо, опекать — еще хуже, а что тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-нибудь удается, — это по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком», — так писали Никитины в одной из своих книг.
Когда их дети совершали первые шаги, никто не страховал малышей: так ребенок учился полагаться на собственные силы. Когда младшие дети карабкались вверх по гимнастической стенке и боялись упасть, родители их не снимали оттуда, а подходили поближе, чтобы в случае чего поймать.
Ребенок знал: он сможет слезть самостоятельно и ничего себе не сломает, потому что папа вовремя поймает.
В класической системе воспитания детей стараются оберегать от горячих чайников и острых ножниц, рассказывая, почему эту вещи опасны. Никитины же считали, что если ребенок на собственном опыте убедится, что о кипящий чайник можно обжечься, он без всяких слов будет осознавать эту опасность. «Не лезь», «Не трогай» — эти просьбы их дети практически не слышали.
Воспитание начинается до рождения
Никитины считали, что и протекание беременности, и процесс родов, и первые дни жизни малыша должны проходить с минимальным вмешательством. Они выступали против анестезии на родах, прививок, пеленания и за прикладывание новорожденного к материнской груди в первые минуты жизни, за грудное вскармливание до прорезывания первого зуба, за совместный сон.
Воспитание — это развитие
Цель воспитания Никитины видели во всестороннем развитии способностей ребенка. Они считали, что начинать заниматься этим нужно как можно раньше: если до трех лет ничему не научить ребенка, то его способности угаснут, а жизнь будет скучной.
Борис Никитин даже сформулировал педагогический закон НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Чтобы этого не произошло, нужно создать ребенку максимально благоприятные условия, наблюдать за ним, но не вмешиваться и ни в коем случае не решать за него, чем он будет заниматься.
Родителям следует хвалить малыша за успехи, не ругать за неудачи, ориентировать его на самый высокий результат.
Никитины при этом подчеркивали: они растят не вундеркиндов, их методика для этого не подходит. Они просто хотят, чтобы их дети выросли гармонично развитыми и самодостаточными людьми.
Труд и физкультура — путь к здоровью
Никитины полагали, что ребенок будет здоров только тогда, когда развиты его физические способности. Поэтому их дети закалялись, ходили босиком по снегу, с ранних лет занимались физкультурой. В свободном доступе у них были гимнастические брусья, кольца, канат. Родителям, согласно методике, при обращении к врачам следует воспринимать слова медиков просто как информацию, а не как догму.
Труд так же укрепляет организм, как и физкультура. Дети Никитиных совместно с родителями трудились в домашних мастерских и сами делали себе игрушки, с малых лет привлекались к уборке и другой работе по дому, в том числе и на огороде.
Игра бесценна
Развивать интеллект и творческие способности предполагается при помощи игр, которые сами Никитины и разрабатывали. Наследие Никитиных — разнообразные дидактические материалы: кубики «Сложи узор» и «Уникуб», игры «Сложи квадрат», «Дроби», «Кирпичики».
Главный принцип этих игр — постепенное постижение правил. Ребенок смотрит, как играют другие, погружается в атмосферу игры и сам выводит ее правила. Так он учится мыслить аналитически и принимать решения. Вовлекать детей в игру следует добровольно и постепенно.
Если интерес к игре потерян, ее следует отложить.
Как всякая педагогическая система, методика Никитиных и в свое время, и сейчас имеет не только приверженцев, но и критиков. Как относятся к этой системе специалисты? Своим мнением делится детский психолог Наталия Калиниченко.
Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии
Педагогическая система Никитиных — противоречивая, спорная и при этом неоправданно забытая методика раннего развития. Она уникальна прежде всего тем, что рождена в естественных условиях — в реальной семье.
Второй несомненный плюс этой системы в том, что это действительно система. Никитины рассматривают взаимосвязь всех сфер развития ребенка: физической, психической, трудовой.
Комплексность этой системы подтверждается разработанной дидактической базой, которая до сих пор популярна.
Дети Никитиных практически не имели никаких травм от занятий спортом и трудом, когда сами, в три года, делали себе игрушки при помощи пил и молотка. Согласно статистике, они и болели в 10 раз реже, чем дети из других семей. Этому можно верить: за Никитиными пристально наблюдали врачи, педагоги, другие специалисты.
Сейчас наукой доказано, что физическое развитие способствует активной познавательной деятельности. Когда мы двигаемся, быстрее циркулирует и наша кровь, насыщаясь кислородом, быстрее работает мозг. Никитины продемонстрировали это на своем опыте: их дети читали с трех лет, в четыре с половиной решали уравнения с одной переменной.
В школу они шли раньше других и заканчивали ее тоже с опережением ровесников, поскольку у них был высокий уровень интеллектуального развития.
А теперь о минусах. Никитины были очень вовлеченными родителями, которые принимали активное участие в жизни детей. Современным родителям с их занятостью такой вариант не подходит: он просто нереализуем.
В этой семье существовала и проблема социализации. Дети росли в доме, общаясь только друг с другом. Они прекрасно формировали семейные связи, но не умели взаимодействовать с людьми со стороны.
В школе они показывали блестящие успехи в учебе, а вот дружить с одноклассниками им было попросту неинтересно. Недостаточно развита у них была и эмоциональная сфера. В два года у ребенка наступает пик эмоциональности, когда он учится понимать свои чувства и считывать чужие.
Дети Никитиных в это время занимались совсем другим: исследованиями, трудом, чтением.
При воспитании детей по этой системе, в отличие от современной, не уделяется внимания гендерному аспекту: нет специфических навыков, которым обучают девочек и мальчиков.
При желании применить эту систему важно изучить все ее аспекты, посмотреть документальные фильмы о семье Никитиных, которых было немало, почитать их книги: «Правы ли мы?», «Мы, наши дети и внуки», «Интеллектуальные игры». Нужно составить максимально полное представление о методике, чтобы понять, подходит ли она вам.
- 5 принципов педагогики Марии Монтессори
- 7 принципов вальдорфской педагогики
- Эдьютейнмент — это лучший образовательный формат, и вот почему
Методика Никитиных и ее особенности — Магазин развивающих игр и игрушек Умный ребенок
Купить пособия Никитиных>>
Педагогической методике, созданной педагогами и многодетными родителями Никитиными, исполнилось почти полвека, за это время она не утратила популярности, в разных странах мира их сочинения продолжают находить множество сторонников. Провозглашенные Борисом Павловичем и Леной Алексеевной принципы для советского времени были просто революционными. Фактически впервые в нашей стране заговорили о важности и необходимости раннего развития ребенка. Как неоднократно отмечал сам Никитин, его педагогическая методика возникла не сразу, она сформировалась постепенно, постоянно корректируясь практическими наблюдениями за своими собственными детьми и воспитанниками детских садов и школ.
Никитин одним из первых объявил о необходимости длительного физического контакта малыша и матери, приводя в пример африканских женщин, которые постоянно носят своих младенцев за спиной до полутора-двух лет.
Ощущение близости мамы имеет не меньшее значение для развития крохи, чем специальные занятия.
Именно поэтому он призывал работников родильных домов не уносить младенца от матери сразу же после рождения, а дать возможность приложить его к материнской груди, по крайней мере, на 10-15 минут.
Никитины выступали против строго регламентирования деятельности детей. «Заставлять дошкольника заниматься тем или иным предметом определенное количество времени – просто губительно. Такой подход может вызвать переутомление и отвратить ребенка от удивительного мира знаний», — отмечал Борис Павлович.
Гораздо важнее для развития ребенка – создать особую обстановку, которая будет подстегивать его к знакомству с окружающим миром, поражать воображение, будить любопытство.
Так, Никитин был одним из противников пеленания младенцев, призывал одевать их в одежду, которая не стесняет движений и дает возможность исследовать мир.
Как только малыш начинает ползать, ему нужно дать полную свободу передвижения по дому, предварительно убрав потенциально опасные предметы. Коляски и манежи огранивают возможности развития малыша.
Важно, чтобы ребенок в раннем возрасте имел возможность познакомиться и поиграть не только с игрушками, но и с настоящими взрослыми вещами – кухонной утварью, инструментами ит.п. Это позволит приучить малыша к ручному труду.
Многодетные родители знакомили своих детей с новыми знаниями, прежде всего, в игровой форме, предлагая задания и пособия, опережающие их развитие. В результате, малыши Никитиных, которые начинали играть с буквами и кубиками уже 6-8 месячном возрасте, к 3 годам могли свободно читать, а в 5 лет с увлечением изучали географию и решали несложные уравнения. Никитин советовал предоставить ребенку как можно больше разнообразных пособий, которые смогут увлечь его деятельностью, развивающей логическое и образное мышление. Он советовал в обязательном порядке развешивать в детской комнате картинки с буквами, различные обобщающие и тематические таблицы, географические карты.
Основой развития дошкольника, по мнению педагога, должны стать логические игры. При этом важно, чтобы родители принимали в них участие наравне с ребенком, демонстрировали свою искреннюю заинтересованность в успехах и неудачах малыша.
Большинство пособий для развивающих игр Никитин создал самостоятельно. Они были составлены таким образом, чтобы ребенок в увлекательной форме смог познакомиться с разными способами передачи информации от устного описания правил до умения читать чертеж или схему.
Все разработки Никитина не предполагают единственно возможного варианта решения или игры с пособием.
Подобная вариативность помогает малышу развить творческое мышление, научиться думать гибко и оригинально, а не просто действовать по единожды заученному образцу. В каждой семье могут появиться свои варианты игры с развивающими пособиями.
Интерес к таким умным игрушкам может сохраняться долго, если ребенок каждый раз сможет с их помощью делать все новые открытия, решать постепенно усложняющиеся задачи – эти наблюдения Никитин также использовал при создании своих игр.
Таким образом, в Кубики Никитина может с одинаковым интересом играть и годовалый карапуз, и подросток, и их родители.
Давая ребенку то или иное задание, родители должны развивать самостоятельность дошкольника и стимулировать свободу его мышления. Поэтому делать что-то за ребенка или подсказывать ему, если он может догадаться сам, Никитин не советовал.
Подчеркивая важность родительской похвалы для ребенка, воспитатель говорил о том, что родители не должны ругать и наказывать малышей за допущенные ошибки, а постараться уловить логику рассуждений, которая привела ребенка к неверному решению задачи. Немаловажную роль в развитии ребенка по методике Никитиных играют закаливание и спорт. Именно они стали популяризаторами спортивных уголков в домашних условиях и в детском саду. Рекомендовали детям дома носить легкую одежду, обливаться.
Педагог-новатор был сторонником идеи Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Он предположил, что способность к развитию тех или иных способностей не является константой.
В разные возрастные периоды ребенок наиболее восприимчив к овладению теми или иными навыками и способностями, если не успеть их развить именно в этот период, определенные участки мозга, отвечающие за данные навыки, начинают атрофироваться.
Несмотря на то, что данная теория не получила окончательного доказательства, современные исследования установили, что способности ребенка, развитие которых стимулировали в раннем возрасте, получают спустя годы наиболее успешное и глубокое развитие.
Об этом следует помнить всем родителям, которые считают, что заниматься развитием ребенка может быть слишком рано, и их малыш еще успеет всему научиться когда-нибудь потом, например, в школе.
Играйте в увлекательные пособия Никитина, но помните, что при всей ценности его педагогических идей не следует забывать о том, что эта методика не может быть избрана в качестве единственной системы занятий с дошкольником. Она нацелена, прежде всего, на развитие логического мышления и укрепление физического здоровья, поэтому её стоит дополнить занятиями, направленными на эстетическое и этическое, гуманистическое и патриотическое воспитание.
Купить пособия Никитиных>>
Эксперты разобрали самые популярные методики раннего развития детей — МК
Психологи и педагоги отмечают, что современные родители буквально помешались на раннем развитии своих детей. И, к сожалению, очень часто такой фанатизм приносит малышу не пользу, а реальный вред.
Буквально с 2–3-летнего возраста взрослые начинают таскать малышей по различным кружкам или пробовать на них новомодные методики, стремясь охватить все и вся.
При этом родители часто не замечают, в чем истинный талант их малыша, и не дают детям выбирать и гармонично развиваться в нужном им направлении.
— Современные родители очень часто зависят от текущей моды на образование и бесцельно пытаются ей следовать, — считает детский психолог Алена Крутицкая. — Например, учить малыша читать с колыбели или заниматься с ним олимпиадной математикой на горшке.
В результате занятия становятся узконаправленными, что совершенно не полезно ни для какого ребенка. По сути, любая система раннего развития так или иначе предполагает разносторонние занятия с малышом.
В дошкольном возрасте практически невозможно понять, в чем талант того или иного ребенка, поэтому нужно дать ему возможность гармонично развиваться в совершенно разных направлениях. Безусловно, ни одна из существующих педагогических систем раннего развития не является идеальной.
На мой взгляд, имея представление об основных из них, родители могут составить свою собственную программу, подходящую именно для их ребенка.
По мнению педагогов и психологов, современным родителям стоит знать основные методики развития детей, созданные педагогами разных стран.
Из них всегда можно выбрать методику, подходящую семье по духу и потребностям, или вообще использовать в воспитании своего чада элементы и советы разных систем.
Возможно, в конце концов, методом проб и ошибок у кого-то из взрослых получится создать свою собственную систему воспитания гения. Ведь не секрет, что авторами методик раннего развития были люди совершенно разных профессий.
- Методика Монтессори
- Возраст: 0–12 лет
- Девиз: «Помоги мне это сделать самому!»
Методика Марии Монтессори на протяжении долгих лет остается одной из самых популярных систем раннего развития. В России ее чаще всего используют родители для самостоятельных занятий с детьми, а также широко практикуют в частных детских садах и школах.
Суть данного метода в предоставлении ребенку полной свободы в познании и развитии. Система не предполагает никаких поощрений и наказаний, то есть системы оценивания, и не загоняет малыша в определенные рамки. Родители и педагоги вмешиваются в процесс только тогда, когда ребенку действительно требуется помощь.
В центре системы обучения всегда находится ребенок, который полностью свободен в своем развитии.
Система Монтессори предполагает обучение детей в помещениях, условно разделенных на тематические зоны, которые можно организовать и в обычной квартире: жизненной практики, сенсорного развития, математического развития, языкового развития и космического развития (естественнонаучных знаний). В каждой тематической зоне должны размещаться специальные пособия, которые помогают детям самостоятельно получать знания. Особое внимание в методике уделено развитию сенсорных и сенсомоторных способностей ребенка, так как именно они больше всего влияют на умственное развитие.
Несмотря на большую популярность, противников у данного метода тоже немало.
В частности, говоря о данной системе, многие вспоминают, что ее автор Мария Монтессори сдала своего собственного сына в интернат сразу после рождения и не занималась его воспитанием. Впервые мать встретилась с сыном, лишь когда он стал взрослым.
Однако это не помешало Монтессори достичь потрясающих успехов в воспитании чужих детей, в том числе умственно отсталых, с которыми она работала в начале своей карьеры.
en.wikipedia.org
За: ребенок учится самостоятельности с раннего возраста, раньше сверстников осваивает навыки самообслуживания, свободен в своих действиях, в связи с этим нередко развивается быстрее, осваивая более сложный материал раньше других детей.
Против: после обучения по системе Монтессори детям намного сложнее привыкать к обучению в традиционной школе, кроме того, в методике практически не уделяется внимания творческому развитию ребенка, нет сюжетно-ролевых игр. Система больше подходит для открытых и общительных детей, замкнутым ребятам по ней заниматься сложно.
Мнение родителей:
Валентина, мама девочек-погодков: «До школы мы занимались по этой методике дома самостоятельно, и мне она очень нравилась.
Девочки действительно развивались быстрее основной массы сверстников, при этом интересы у них были весьма разносторонние: и музыка, и рисование, и естественнонаучные опыты. Традиционной подготовкой к школе мы не утруждались, и это стало нашей главной ошибкой.
Дочери привыкли заниматься тем, что им нравится, поэтому, когда в 1-м классе нужно было четко выполнять указания учителя, было очень тяжело. Полностью привыкнуть к традиционной системе девочки смогли только через год.
Так что я считаю, что в целом методика Монтессори хорошая, но имеет смысл использовать в развитии ребенка ее отдельные элементы, не забывая, что потом детям придется учиться в традиционной школе. Реально эффективней всего данная система подходит дошкольникам.
- Вальдорфская методика
- Возраст: 0–16 лет
- Девиз: «Познавай мир без принуждения!»
Вальдорфская педагогическая система основывается на религиозно-мистических (антропософских) представлениях о методах саморазвития с помощью мышления. Чаще всего данная система обучения используется родителями при домашнем обучении ребенка и практикуется в частных школах.
Суть методики в том, что ребенок должен познавать мир свободно и естественно, без принуждения со стороны взрослых.
Согласно вальдорфской методике ребенка до 7 лет вообще нельзя загружать лишней информацией, а в начальной школе результаты обучения школьника не принято оценивать традиционными отметками.
Стержнем обучения по данной методике является любовь к природе и окружающему миру. В качестве игрушек и учебных материалов дети используют изделия из природных материалов — например, лист дерева, шишки или кубик льда.
Основной принцип системы — уважение к личности ребенка и индивидуальный подход к каждому малышу. В рамках системы существует запрет на слово «нет» со стороны взрослых, оно может использоваться лишь тогда, когда ребенок может поранить себя или окружающих, то есть когда его действия опасны.
В остальных случаях ребенку дозволено практически все, а взрослые не должны вмешиваться в процесс его познания мира.
Большое значение в вальдорфских школах играет творчество, все пособия так или иначе должны возбуждать творческий порыв у всех ребят.
При этом идею раннего развития ребенка данная система полностью отрицает; считается, что различные знания нужно давать человеку только в том возрасте, когда он дорос до них. Обучение не делится на отдельные дисциплины, а преподается так называемыми эпохами, длящимися 3–4 недели.
В целом данная система хорошо подходит для домашнего обучения, так как даже в вальдорфских школах детей до 12 лет всему учит только один наставник.
За: основной упор делается на раскрытие личности малыша, это позволяет каждому проявить свою индивидуальность и раскрыть себя; большое внимание уделяется обучению ремеслу: рукоделию, садоводству и др.; вальдорфские дети обладают хорошим воображением и фантазией, увлечены творчеством; методика предполагает запрет на просмотр телевизора.
Против
Популярные методики раннего развития детей
Чтобы дети раннего возраста (от 1 года до 3 лет) комплексно развивались, необходимо создать условия, которые будут способствовать эффективному усвоению малышом навыков и знаний. Именно в этом возрасте занятия с ребенком наиболее эффективны, так как на этот возраст приходится пик развития умственных и творческих способностей маленького человечка.
Что это за условия? В первую очередь это, конечно, общение с ребенком – стимулирование речи, проговаривание всех действий взрослыми. Далее, это организация развивающей среды – создание дома особых пространств с обучающими предметами и играми, которые будут расширять двигательную активность, развивать сенсорику, зрение и слух детей.
Чтобы помочь ребенку реализовать свой потенциал, всесторонне развить и подготовить его к взрослой жизни родители также все чаще прибегают к использованию специальных методик раннего развития детей. Сейчас мы вкратце рассмотрим наиболее популярные из них.
- Методика Марии Монтессори
- Девиз данной образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!»
- Базируется методика на зонировании пространства и отказе вмешательства в дела ребенка (родители и педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно).
- Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами, которые соответствуют возрасту ребёнка, это могут быть книги, сортеры, совочки, ёмкости, пирамидки и многое другое. Выделяются следующие зоны:
- — практическая (дети учатся подметать пол, одевать и раздевать кукол, застегивать и расстегивать пуговицы, чистить обувь, гладить одежду, нарезать овощи и многому другому);
- — сенсорная (дети играют с поролоновыми мячиками, крышечками и прочими предметами разной формы, цвета и веса);
- — математическая (дети осваивают счет);
- — языковая (дети изучают буквы, расширяют словарный запас);
- — космическая (дети знакомятся с окружающей средой, погодными явлениями, народами мира).
- Материалы Монтессори очень наглядны, они предоставляют возможность малышам практически любого возраста самостоятельно проводить опыты, направленные на познание окружающего мира.
Монтессори-группы разновозрастные: в одних классах занимаются малыши (от 1 года до 6 лет) и дети более старшего возраста (до 12 лет). В ходе занятий старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.
Методика Монтессори подразумевает соблюдение ребенком ряда правил, например, вести себя тихо, убрать на место все игрушки и пр., делать самостоятельно то, что можешь сделать без помощи взрослых и др.
- Минусы методики Монтессори: практически не затрагивается творческая и эмоциональная сфера; отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры; не учитываются реалии социума (отсутствует конкуренция и критика).
- Методика Марии Монтессори разработана в основном для спокойных детей, которые могут подолгу сидеть на одном месте.
- Вальдорфская (штайнеровская) педагогика
- Цель данной образовательной системы — воспитание свободных, творчески мыслящих людей, в соответствии с человеческой природой.
Данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет. Приверженцы методики категорически против получения ребёнком навыков чтения и письма до его поступления в школу. Дети, обучающиеся по данной методике, только в третьем классе начинают обучаться чтению.
Приоритетом является художественная и театральная деятельность детей, совершенствование воображения. Также, большое внимание уделяется двигательной активности ребенка, в том числе в форме народных танцев, хороводов, ролевых игр. Ребёнок активно вовлекается в хлопоты по организации домашнего хозяйства: помогает убирать комнату, накрывает на стол.
- Учебный материал разделен на блоки. На всех этапах обучения день делиться на три части:
- — духовную (преобладание активного мышления);
- — душевную (обучение музыке и танцам);
— креативно-практическую (рисование, лепка, изготовление поделок из дерева, шитье, выпечка хлеба, плетение кружев и пр.).
Для игр детям предлагаются всевозможные игрушки, сделанные из натуральных материалов, шишки, ракушки, каштаны, сухие листья, разноцветные ткани и пр. В Вальдорфской школе стараются максимально воссоздать естественные, природные условия для роста детей, там запрещены телевизор и СМИ.
- Минусы Вальдорфской педагогики: нет сильного упора на точные науки,
- Вальдорфская педагогика ориентирована в частности на стимуляцию духовного роста личности ребёнка.
- Методика Глена Домана
Американский доктор Глен Доман был убеждён, что нервная система ребенка до 1 года настолько совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать различные факты и информацию.
По его мнению, развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.
Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что его окружает.
«Карточки Домана» — это дидактический материал, используемый в данной системе, он представляет собой картонные карточки определённого размера, на которых на белом фоне изображены точки, слова, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, фруктов, овощей и пр.
Занятия проводятся в форме занимательной игры. В течение дня родители демонстрируют эти карточки ребенку, показывая их всего на несколько секунд, регулярно вводя всё новые и новые изображения. Ежедневное повторение помогает запечатлеть информацию на подсознательном уровне ребенка.
Очень важно, чтобы занятия заканчивались раньше, прежде чем ребенку надоест или станет скучно.
Не меньшая роль уделяется и физическому развитию ребенка. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.
- Минусы методики Глена Домана: слишком большой объем информации, методика не уделяет должного внимания творчеству и игровой деятельности, нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
- Методика Глена Домана не требует особых материальных затрат, но требует от родителей усидчивости и терпения.
- Методика Зайцева
- Основная идея методики Зайцева заключается в подаче информации в игровой форме, где используются все формы восприятия ребенка — мышление, практическая самостоятельная деятельность, слух и зрительная память.
- Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, петь, танцевать, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.
Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад — пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, А-И-С-Т, МА-МА.
«Азбука вредна», — утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А — аист, Б — бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц».
Склады написаны на гранях кубиков, которые различаются по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
Все склады на кубиках надо пропевать. Николай Александрович считает, что эффект от этого намного лучше, тем более заниматься с музыкой для малыша интереснее.
Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чтение по слогам для ребенка очень сложное, особенно, если подряд идут несколько согласных букв.
Минусы методики Зайцева: в школе детей приходится переучивать, так как гласный звук в словах обозначается красным цветом, звонкий согласный — синим, а глухой согласный — зеленым. В данной методики звуки обозначены совсем другими цветами.
- Методика Зайцева подойдет не только для детей, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям.
- Методика Никитиных
- Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное — успеть реализовать их.
Ребенку дается полная свобода: малыш может заниматься тем, что ему ближе, без ограничений. Родители только должны помогать разобраться со сложностями.
Никитины не рекомендовали ограничивать ребёнка приспособлениями вроде прогулочных колясок и манежей. Детям нужно предоставлять полную свободу, чтобы дать возможность в полной мере познать окружающий мир.
Нельзя что-то категорически запрещать ребенку, лучше говорить, что эту новую книжку нельзя рвать, а вот эту старую прочитанную газету можно.
Методика Никитиных также делает упор на необходимости физических упражнений (для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры) и закаливании. Дети при этом не должны находиться в абсолютно стерильной среде.
Никакого режима дня. Никитины считают, что чёткое расписание может не только переутомить малыша, но и пробудить в нем нелюбовь к обучению и другим видам занятий.
Особое внимание в данной методике обращается на то, чтобы пособия для обучения ребенка были немного сложнее, чем его возможности на сегодняшний день.
Для обучающих игр Никитины использовали Уникуб – это 27 кубиков, каждая из их граней которого покрашена в желтый, красный и синий цвета.
С помощью них ребенок узнает, что такое трехмерное пространство и в будущем сможет лучше освоить такие сложные науки, как черчение и математика.
Минусы методики Никитиных: методика не содержит конкретных рекомендаций по чтению, счету и пр., отсутствие сюжетно-ролевых игр.
Методика Никитиных легко адаптируема для разных возрастов и уровней развития детей.
Методика Тюленева
Принцип методики — успешное обучение малышей возможно только в результате тесного и эффективного общения родителей и детей, начиная еще в период внутриутробного развития.
Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни, и самое важное – предоставить ему для этого разнообразные тактильные раздражителей. С самого рождения необходимо создавать обучающую среду для ребенка.
Очень важным периодом автор считает первые недели его жизни.
В качестве обучающего материала Павел Тюленев предлагает использовать специальную систему МИР, а также созданные им различные обучающие игры и пособия. Автор методики разработал специальные развивающие карточки для новорожденных (опорные образы). Содержание карточек будет меняться по мере взросления ребенка.
- Обучение по методике Тюленева четко распланировано не только по дням, но даже по часам. Обучение выглядит примерно следующим образом:
- — от 1 до 2 месяцев малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
- — от 2 до 4 месяцев детям показывают рисунки зверей и растений, изображения букв и цифр;
- — в 4 месяца с малышом играют в «Игрушкобол» (грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары);
- — с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Прикасаясь к ним, малыш пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
- — с 6 месяцев начинают осваивать буквы, разглядывая специальную магнитную азбуку;
- — в 8 месяцев малыша просят принести букву, в 10 месяцев — показать букву, а потом — назвать букву или целое слово;
- — с 1,5 лет с малышом играют в шахматы;
- — с 2 лет ребенок уже не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
- — с 3 лет дети начинают пробовать вести дневник на компьютере.
- Все материалы должны постоянно находиться рядом с ребенком, малыш должен их трогать и рассматривать.
Во время обучения по данной методике ребенка не должны отвлекать игрушки и посторонние предметы. Все внимание должно быть сосредоточено на изучаемых предметах и материалах. Любой изучаемый объект должен озвучиваться.
Одна из важных разработок автора – комлечтение. Суть в том, что начиная с введения прикорма во время кормления ребенка нужно демонстрировать ему картинки с различными изображениями. Также Тюленев не советует гулять просто так. Лучше отправляться в очередное путешествие. Разновидности путешествий по Тюленеву: Юный географ, Юный Дарвин, Юный мичуринец, Я — Петр I.
Минусы методики Тюленева: система предполагает строгие ограничения и четкое следование ее правилам, например, категорически нельзя параллельно использовать другие системы раннего развития, слушать музыку до обеда, смотреть телепередачи с сильным эмоциональным содержанием; ребенку запрещено пробовать на вкус предметы, открывать интересующие его ящики, заводить животных и т.д.
Основными учителями для детей по методике Тюленева являются родители, в том числе и те, которые очень заняты на работе.
Общие рекомендации:
· Внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывает предложенные игрушки, нужно прекратить занятия и увлечь его чем-то другим.
· Не следует отрывать ребенка от занятия, которым он увлечён в данный момент. Если малыш предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру.
· Обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, включая эмоциональную и социальную сферы.
Родители сами выбирают — применять ли специальные методики или следовать естественному ходу детского развития. Но стоит помнить, что идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, не существует. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому то, что подойдёт одному, может быть ненужным другому.
Если вы все же решили начать регулярно заниматься с малышом по какой-то определенной методике, то нужно быть готовым к тому, что результаты ваших совместных усилий могут быть заметны только спустя несколько месяцев или даже лет.
5 самых эффективных методик раннего развития
Методики Глена Домана в большей степени стимулируют развитие мозга и общей эрудиции. Американский врач-физиотерапевт опирается на хорошую зрительную память у детей от 0 до 3 лет.
Он рекомендует показывать малышам карточки не с буквами, а с крупно написанными словами, которые нужно четко произносить. Позже родители показывают картинки и так же четко говорят, что на них изображено. Занятия должны проходить интенсивно.
Они стимулируют развитие речи и помогают увеличить словарный запас.
Игры от Сесиль Лупан, автора книги «Поверь в свое дитя» , основаны на контакте мамы и ребенка и способствуют интеллектуальному развитию. Сесиль подчеркивает важность живого общения, советует объяснять ему все, что происходит вокруг, не боясь, что ребенок не поймет, вместе петь песенки, больше играть и прекращать любые занятия до первых признаков утомления.
Методика Никитиных учит рассуждать, самостоятельно решать задачи и раскрывает творческий потенциал. Она предполагает совместную игру детей и их родителей. Никитины называют игры «ступеньками творчества», потому что можно совершенствовать правила в зависимости от навыков и добавлять новые задания. Большинство из игр больше похожи на головоломки.
Методики Николая Зайцева в игровом формате с самого раннего возраста учат детей читать и писать. И все это с помощью кубиков разного размера и цвета. На их гранях — слоги и звуки.
Причем кубики со звонкими звуками наполнены таким же звонким материалом, например, железяками. Гласные — медными деталями, глухие — деревянными. Разный цвет букв помогает ассоциативно усвоить правила фонетики.
Такой подход к обучению в свое время предложил еще Лев Толстой.
Вальдорфская система направлена на духовное развитие детей. Их не учат читать, писать и считать до школы, избегают нагрузки на память, зато акцентируют внимание на физическом и творческом развитии. Ключевой фактор — особенная атмосфера: доброжелательность, отсутствие суеты, интерьер с отделкой из натуральных материалов, отказ от гаджетов в пользу самодельных игрушек.
Масару Ибука, автор книги «После 3-х уже поздно», говорил о раннем развитии как о создании среды, в которой ребенок активно познает окружающий мир. По его мнению, цель раннего развития – сделать ребенка счастливым.
Задача мамы в этом вопросе — подобрать программы, которые будут учитывать психологические и физиологические особенности ребенка.
Это несложно — достаточно учесть возраст малыша, его навыки и желание развивать ту или иную способность, будь то образное мышление, творчество, речь или музыкальный слух.
Даже в этом возрасте ребенок уже может принимать самостоятельные решения. Эксперт по раннему развитию Евгения Белонощенко уверена: «Дети обязательно будут расти здоровыми и любознательными, если взрослые покажут им безграничность их возможностей и дадут право выбора заниматься любимым делом».
Десятки авторских программ, сгруппированных по этим принципам, представлены, например, в клубе прогрессивных мам Nutriclub.ru, организованном брендом Nutrilon.
Сайт довольно прост в навигации и предоставляет разнообразный контент для мам в формате видео, инфографики, пошаговых инструкций, а также предлагает сервис индивидуальных консультаций с опытными экспертами.
13 ноября 2019