Обычно детям нравятся пальчиковые игры с движениями: ими увлекаются в саду и даже в школе, ребята постарше играют в них друг с другом, помладше — с родителями и близкими. Для чего они нужны? Это не только приятное времяпровождение. Они идеальны для развития мелкой моторики. Учёные давно доказали связь мелких движений руки с развитием мозга, особенно его части, отвечающей за речь.
Пальчиковые игры для малышей до года
В таком раннем возрасте развитие мелкой моторики неотделимо от развития движения вообще. Поэтому, кроме игр непосредственно с пальчиками, не забывайте выполнять простые упражнения и массаж.
Если нет никаких особенных указаний от врача, массаж и простые упражнения могут делать родители.
В такой массаж обязательно включайте массирование пальчиков на обеих руках, его можно сочетать со знакомыми стишками, например «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», или:
- Паучок, паучок,
- Аню хвать за бочок.
- Лягушка, лягушка,
- Аню хвать за ушко.
- Олени, олени,
- Аню хвать за колени.
- Пёсик, пёсик,
- Аню хвать за носик.
- Бегемот, бегемот,
- Аню хвать за живот.
- Оса, оса,
- Аню хвать за волоса.
- Кузнечики, кузнечики,
- Аню хвать за плечики.
- (Легко растираем указанную часть тела.)
- Помимо массажа вы можете поиграть с малышом, посадив его себе на колени. Под различные стишки или песни выполняйте определённые действия, такие как в знакомом всем с детства «В ямку бух» или:
- Пришёл медведь к броду,
- Влез на колоду (сажаем малыша между коленями),
Бултых в воду! (Подкидываем на коленях.)
- Уж он мок-мок-мок,
- Уж он кис-кис-кис (лёгкие толчки на коленях),
- Вылез, выкис, вылез, высох (приподнимаем),
- Встал на колоду,
Бултых в воду! (Роняем между коленями.)
- Сами пальчиковые игры, безусловно, пока пассивные: вы сами массируете пальцы и ручку ребёнка, например, c известной считалочкой «Мы делили апельсин» или с такими словами:
- Этот пальчик маленький,
- Этот пальчик слабенький,
- Этот пальчик длинненький,
- Этот пальчик сильненький
- Этот пальчик толстячок.
- Ну а вместе — кулачок.
Пальчиковые игры для детей 1–2 лет
Упражнения в этом возрасте всё ещё пассивны: ребёнок пока только пробует повторять движения, поэтому вы сами массируете пальчики на обеих руках. Используемые потешки могут становиться сложнее. Например:
- Вот кулак (закрываем ладонь крохи, сжимая пальчики в кулак),
- А вот ладошка (открываем).
- На ладошку села кошка (кладём на неё сложенные щепоткой пальцы)
- И крадётся, и крадётся, и крадётся (перемещаемся вверх, к плечу).
- Прыг под мышку (засовываем руку под мышку),
Где же мышка? (Разводим руки в стороны.)
Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет
Получить уроки
Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше
Около двух лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения. Существуют потешки, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.
- Например:
- Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)
- И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).
- Вот так, вот так
- Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).
- Зайке холодно сидеть,
- Надо лапочки погреть (трём ладошки).
- Вот так, вот так
- Надо лапоньки погреть.
- Зайке холодно стоять,
- Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).
- Вот так, вот так
- Надо зайке поскакать.
Когда дети начнут повторять за вами движения, переходите к более сложным занятиям. Малышам 2–4 лет начинают нравиться игры не только в исполнении родителей, но и в записи.
- Хома-хомка-хомячок (надуваем щёки),
- Полосатенький бочок.
- Хомка рано встаёт (потягиваемся),
- Щёчки моет, ушки трёт (трём соответствующие части тела).
- Подметает дом, оградку («подметаем»)
- И выходит на зарядку.
- Раз-два-три-четыре-пять (делаем зарядку).
- Хомка хочет сильным стать (показываем бицепсы).
- Для осени:
- Тихий, тихий, тихий дождик (садимся на пол и стучим по нему ладошками).
- Дождик, дождик кап-кап-кап.
- А потом сильнее дождик (быстрее стучим).
- Дождик, дождик кап-кап-кап.
- Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим).
- Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши).
- В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясём ими).
- И тишина тс-с-с, тс-с-с (подносим палец ко рту, как будто показываем «тише»).
- Вдруг силою ветра сменилась она (поднимаем ручки вверх и качаемся).
- И вот снова дождик, тихонько,
Ты слышишь? (Снова стучим ладошками по полу тихо.)
- Закапал, закапал, закапал по крыше.
- Наверно, сейчас барабанить он станет,
- Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро).
- Для зимы:
- Мы во двор пошли гулять,
- Бабу снежную лепить (делаем вид, что лепим снежки).
- Птичек крошками кормить (пальцы щепоткой, будто крошим хлеб).
- А ещё с горы кататься (одной ручкой проводим по другой от плеча вниз),
- А потом в снегу валяться (поворачиваем ладони из стороны в сторону).
- Все в снегу домой пришли (отряхиваем с себя снег),
- Съели суп и спать легли (подкладываем ладони под голову).
- Для весны:
- Наши алые цветки (ручки соединены в форме тюльпана)
- Распускают лепестки (пальчики «распускаются»).
- Ветерок чуть дышит
- Лепестки колышет (покачиваем кистями).
- Наши алые цветки
- Закрывают лепестки (пальчики «закрываются»),
- Тихо засыпают,
- Головой качают (покачиваем сжатыми пальцами).
- Для лета:
- Пять маленьких рыбок
- Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут),
- Лежало большое
- Бревно на песке,
- И рыбка сказала:
«Нырять здесь легко!» (Переворачиваем ладони с боку на бок.)
Вторая сказала:
«Ведь здесь глубоко». (Качаем соединёнными ладонями.)
А третья сказала:
«Мне хочется спать!» (Поворачиваем ладони на бок.)
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать. (Дрожь в руках.)
А пятая крикнула:
«Здесь крокодил! (Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!» (Быстро убираем ладони.)
Не заставляйте ребёнка заучивать слова и движения, ежедневное повторение поможет ему запомнить их без давления.
Игры для детей от 6 лет
Дети младшего школьного возраста также любят занятия с движениями. Они становятся всё более и более сложными. Дети развивают координацию, ловкость рук. В пальчиковых играх используют сложные схемы, пробуют соединять пальцы разными способами, играют в парах, хлопая в ладоши. Считалки тоже становятся сложнее:
- В той стране, где много солнца,
- Жили-были три японца:
- Як,
- Як-Цидрак,
- Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.
- О-о-оу… Як,
- Як-Цидрак,
- Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.
- В той стране, где много солнца,
- Жили-были три японки:
- Ципи,
- Ципи-Дрипи,
- Ципи-Дрипи-Лямпомпони.
- О-о-оу… Ципи,
- Ципи-Дрипи,
- Ципи-Дрипи-Лямпомпони.
- Вот они переженились:
- Як на Ципи,
- Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,
- Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.
- О-о-оу… Як на Ципи,
- Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,
- Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.
- И у них родились детки:
- У Яка с Ципой — Шак,
- У Як-Цидрака с Ципой-Дрипой — Шак-Шарак,
- У Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони с Ципой-Дрипой-Лямпомпони — Шак-Шарак-Шарони.
- Старшие дети часто передают варианты игр друг другу и уже не требуют, чтобы взрослые в них участвовали.
Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.
Пальчиковые игры для детей 1 года жизни — Магазин развивающих игр и игрушек Умный ребенок
Купить пособия с пальчиковыми играми>>
О пользе развития мелкой моторики рук знают все, но для некоторых тренировка детских пальчиков является в первую очередь одной из составляющих подготовки ребенка в школу, поэтому и пальчиковым играм родители начинают уделять внимание лишь в старшем дошкольном возрасте, а это совсем не верно. Детская ладошка имеет тесные и прочные взаимосвязи с различными областями головного мозга, именно поэтому стимулирование пальчиков малыша при помощи массажа и специальных упражнений имеет большое влияние на формирование речевых навыков крохи, способствует раннему возникновению связной речи, накоплению большего словарного запаса.
Помимо этого, во время пальчиковых игр укрепляется связь между правым и левым полушарием головного мозга, они начинают работать синхронно. Эти процессы способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей, а также тренировке внимательности. При этом заниматься пальчиковыми играми можно и нужно уже на первом году жизни.
Однако занятия с самыми маленькими требуют от родителей особой методики.
Если ручки дошкольников уже достаточно подвижны, и они сами с удовольствием стремятся повторить действия, предлагаемые им взрослым, то при занятиях с крохой наберитесь терпения, будьте готовы, что Вам придется действовать постепенно, учить малыша самым элементарным с точки зрения взрослого действиям.
Для начала Вам достаточно будет одного-двух несложных игровых упражнения, однако постарайтесь подобрать их так, чтобы в мини-комплексе сочетались упражнения на напряжение и расслабление мышц ладошки.
Перед тем как начинать занятия сделайте малышу легкий массаж ладони и пальчиков, это должны быть легкие, поглаживающие и разминающие движения. Начинаем и завершаем массаж всегда поглаживанием. Не забудьте уделить внимание каждому пальчику.
Чуть позже четырех -пятимесячному малышу можно начинать делать более детализированный массаж, тщательно разминая все фаланги пальцев.
А малыш старше полугода уже сможет и сам выполнять эту традиционную разминку, возможно, качество такого массажа и будет слегка страдать, зато эмоциональная составляющая занятий компенсируют этот недочет. Закончить игру можно также массажем.
Будьте готовы, что в первые три месяца, практически все манипуляции детскими пальчиками должен выполнять взрослый, крохе они пока просто не по силам. Чтобы правое и левое полушарие головного мозга ребенка развивались одновременно, старайтесь уделять равное внимание обеим рукам малыша. Не стоит подбирать сразу очень сложные манипуляции или осваивать сразу много игр, занятие не должно утомлять малыша и в зависимости от возраста может длиться от 3 до 10 минут.
Даже маленькие успехи малыша должны находить похвалу и одобрение родителей. Вообще занятия с малышами должны проводиться максимально эмоционально, чтобы у ребенка в процессе игры создавалось приподнятое настроение.
Пальчики новорожденных практически всегда находятся в согнутом состоянии, поэтому будет полезно вкладывать свои указательные пальцы в сжатый кулачок грудничка и с веселыми потешками слегка приподнимать кроху.
Совершенствование хватательного рефлекса в свою очередь благотворно влияет на развитие эмоционально-чувственной сферы малыша.
Заинтересовать малыша в пальчиковых упражнениях помогут игры, во время которых пальцы взрослого будут щекотать или «пробегать» по спинке или ручкам малыша и т.п.
Малышам наверняка понравится игра, когда мама или папа будет по очереди сгибать и разгибать их пальчики, а более взрослого малыша можно попросить попробовать выполнить это упражнение самостоятельно.
Примерно в полгода пальчики малыша уже готовы для развития более тонких движений, именно тогда можно начать разучивать традиционные «Сороку-белобоку», «Ладушки» и «Козу рогатую». Эти классические детские забавы позволят развить быстроту реакций и пространственное мышление малыша, усовершенствовать координацию движений детских ручек и пальчиков.
К 10 месяцам для развития мелкой моторики рук можно включить пальчиковые игры с катанием по полу или столу шариков различных диаметров, если эти шары будут сделаны из разного материала — это также позволит обогатить опыт тактильных ощущений крохи.
Также в этом возрасте полезны будут и пальчиковые игры с элементами сортировки мелких предметов, таких как камешки, пуговицы, различные виды круп.
Однако такие занятия требуют от родителей особой бдительности, ведь кроха может из любопытства или в задумчивости потянуть эти своеобразные дидактические пособия в рот.
Чем старше становится Ваш малыш, тем все большую значимость получает для него звуковое оформление пальчиковых игр.
Если для детей до 6 месяцев большее значение имела интонация взрослого, то во втором полугодии он обращает внимание и радостно реагирует на знакомое звучание несложных четверостиший потешек, поэтому постарайтесь не просто придумать или подобрать игры по возрасту, но также и найти и выучить соответствующие стихи к ним.
Старайтесь читать потешки максимально выразительно, при возможности задействовать мимику, тогда кроха быстрее выучит стихотворный текст и запомнит соотношение слов текста и своих действий при этом. Кроме того прослушивание во время игры стихотворений способствует накоплению словарного запаса, формированию воображения.
Не менее важно и то, что во время пальчиковых игр происходит общение малыша с родителями, он получает столь важный ему в первые месяцы тактильный контакт со взрослыми, ведь занятия с самыми маленькими не обходятся без поглаживаний, прикосновений, щекотаний и т.п.
Между мамой или папой и ребенком устанавливается эмоциональный контакт, поэтому важно, чтобы пальчиковые игры приносили младенцу радость. Выбирайте для игры моменты, когда малыш не устал, находится в благодушном расположении духа, хорошо себя чувствует. Перед тем как разучить очередную пальчиковую игру с малышом сначала сами покажите малышу, как она будет выглядеть при помощи своих пальцев.
Затем проделайте тоже самое, только на этот раз манипулируйте уже ручками ребенка. После того как игра в общих чертах запомнилась, можно попробовать выполнять необходимые движения одновременно, и наконец, к концу первого года можно предложить ребенку выполнять несложные манипуляции самому, а взрослый при этом будет говорить подсказывающий нужные действия текст потешки.
При этом, если Вы видите, что малыш забыл свои движения, не давите на малыша, требуя, чтобы он вспомнил, лучше подсказать нужное движение.
Купить пособия с пальчиковыми играми>>
Пальчиковые игры для малышей от 1 года
2014-12-26
Сегодняшнюю статью я пишу в продолжение цикла статей о пальчиковых играх. Широко известен факт, что пальчиковые игры способствуют развитию речи малыша, поэтому они занимают значимое место среди прочих развивающих игр.
Пальчиковые игры благотворно сказываются и на других сферах развития ребенка, подробнее об их пользе вы можете прочитать в статье с играми для малышей от 6 месяцев до 1 года (кстати, все игры в этой статье актуальны и для годовалого малыша).
В любых развивающих занятиях очень важно поддерживать интерес малыша. Для этого необходимо, во-первых, постоянно добавлять что-то новое в ваши занятия, во-вторых, постепенно увеличивать трудность добавляемого материала.
Поэтому всю свою копилку пальчиковых игр я разбила на несколько этапов в порядке возрастающей сложности. Разбиение по возрастам (от 6 месяцев, от 1 года, от 1 года 3 месяцев и т.д.
), конечно, несколько условно, но все равно помогает маме ориентироваться в огромном количестве стишков.
В этой статье вы найдете наиболее простые варианты пальчиковых игр. Они лучше всего подходят для малышей, которым только исполнился 1 год, либо для тех, кто только начинает знакомство с пальчиковыми играми. Для следующего этапа занятий хорошо подойдут «Пальчиковые игры для малышей от 1 года до 3 месяцев».
Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)
Тася, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)
И ладошкой помаши. (машем рукой)
Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)
Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)
Ножками потопаем, (топаем)
Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)
Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)
Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)
Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)
Мы танцуем дружно
Музыка и песенка –
Вот что Тасе нужно
***
Вот мы на пол встали,
С тасей поплясали
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли
Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)
Хлопали немножко
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли
Ручки поднимали, (поднимаем руки)
На головку клали. (кладем руки на голову)
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли
***
Так мы топаем ногами, (топаем ножками)
Топ-топ, топ-топ
Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)
Хлоп-хлоп
Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)
Ой-ой, ой-ой!
Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)
Выше, выше, выше
Так мы руки опускаем, (опускаем руки)
Ниже, ниже, ниже
Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)
Так, так, так
Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)
Так, так, так
***
Идет бычок, качается, (ходим на четвереньках)
Вздыхает на ходу: (вздыхаем несколько раз)
«Ох, доска кончается
Сейчас я упаду». (ложимся на пол)
Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики
В возрасте 1 года ребенок еще очень мал, чтобы самостоятельно делать движения каждым пальчиком по отдельности, но, если мы хотим развивать мелкую моторику, то без этих игр просто никуда.
Поэтому все движения из стишков в этом разделе необходимо выполнять маме пальчиками ребенка.
Как правило, в этом возрасте малыши с большим удовольствием наблюдают за интересными событиями, разворачивающимися у них на ладошке:) Нам с Таисией эти игры здорово помогали скоротать время в автомобильных поездках.
***
Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)
***
Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
Мы грибы идем искать
Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик встал и съел. (отводим большой пальчик)
Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)
***
Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)
***
Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)
Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)
Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)
Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)
А мизинчик – суп варил. (загибаем мизинец)
***
Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
С этим братцем в лес ходил, (массаж каждого пальца по очереди)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
Да всех братцев забавлял
***
Пальчик, пальчик-непоседа, (разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их)
Где ты был? Где ты обедал?
С этим братцем ел малину,
С этим братцем ел калину,
С этим братцем – землянику,
А с малышечкой – чернику
Помимо стишков-игр будет интересно разучить вместе с малышом несколько простых жестов:
- На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
- Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
- Показываем «да», «нет» движением головы;
- Показываем «спасибо» кивком головы;
- Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
- Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
- Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
- Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
- Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
- Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате).
Попробуйте также поиграть в пальчиковые игры под музыку. Вот здесь вы можете СКАЧАТЬ несколько самых простых игр-песенок.
Буду очень рада, если вы расскажите нам о пальчиковых играх, в которые вы играете со своим малышом.
На этом все. До встречи! Не забудьте посмотреть:
- ГОТОВЫЙ ПЛАН ИГР И ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
- ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
- ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
- С уважением, Яна Разначенко
Пальчиковая гимнастика для детей 1-3 лет на занятиях в детском клубе
Современным педагогам не надо объяснять значимость пальчиковой гимнастики для развития детей.
Переоценить значение пальчиковой гимнастики достаточно сложно — общеизвестно влияние пальчиковых игр на развитие речи и мышления у ребёнка.
Родители с удовольствием всегда реагируют на ту часть занятия, где включается пальчиковая гимнастика. Однако подобрать игры с учётом возрастных особенностей не такое уж и простое дело! Здесь важно учитывать возраст детей.
Для возраста 1-3 лет есть свои правила проведения пальчиковых игр. Если дети совсем маленькие, в возрасте от 1 года до 1года и 2 месяцев, то сначала пальчики ребёнка занимают пассивную позицию – сопровождающий на занятия взрослый (мама, папа, няня и т.д.
) берёт пальчики ребёнка в свои руки и выполняет необходимые движения. Это же правило необходимо выполнять также и тогда, когда ребёнок постарше, но впервые оказывается на занятии и первый раз сталкивается с пальчиковыми играми, или когда вводится новая игра для малышей в возрасте от 1 до 2 лет.
Став постарше, дети начинают сами подражать действиям педагога.
Поэтому пальчиковые игры для возраста от 1 года до 3 лет на развивающих занятиях обязательно располагаются в порядке возрастания сложности:
1. Простые игры, в которых взрослые, взяв руки ребёнка в свои, выполняют заданные движения
2. Очень простые игры, которые предполагают 2-4 несложных одинаковых действия обеих рук (сжимание – разжимания кулачка, движения только указательного пальчика и т.д.), выполняемых детьми самостоятельно.
3. Простые игры, выполняемые детьми без помощи взрослых, где усложняются движения пальчиков и рук. Левая и правая рука действуют ещё одновременно.
4. Простые игры, выполняемые детьми самостоятельно, в которых левая и правая рука выполняют разные движения поочерёдно.
Для данного возраста непреложной является следующая схема обучения пальчиковой гимнастики:
- демонстрация игры педагогом (можно даже не один раз, чтобы увлечь детей игрой)
- взрослый совершает действия ребёнка руками для облегчения запоминания и поддержания игровой мотивации
- самостоятельные действия руками ребёнка под произносимый педагогом текст.
Следует отметить, что в возрасте от 1 года до 3 лет, даже если малыши уже и умеют говорить, не надо заставлять их произносить текст игры. Детям этого возраста ещё сложно
одновременно произносить текст и производить необходимые действия руками. Само содержание пальчиковой гимнастики должно быть понятно и интересно детям – только в этом случае они с увлечением включатся в игру.
Как часто должны появляться новые пальчиковые игры на развивающих занятиях? Чем младше возраст детей, тем дольше они работают с одной пальчиковой гимнастикой. Педагоги рекомендуют следующее: если у вас занятия 2-3 раза в неделю, то новую игру надо вводить не ранее чем через месяц после знакомства с предыдущей.
Причём, сначала повторяется знакомая игра, а потом начинает разучиваться новая гимнастика. Не стоит также на одном занятии вводить новую пальчиковую игру и новую подвижную игру. В нашем пособии http://tvoyklub.ru/katalog-produktsii/metodicheskij-material/kniga-palchikovaya-gimnastika-na-razvivayuschih-zanyatiyah-v-detskom-klube-dlya-detej-ot-1-goda-do-7-let/ мы неслучайно разделили игры данной возрастной группы на следующие подгруппы: пальчиковая гимнастика от 1 года до 2 лет, от 2х до 3-х лет и от 3 до 4-х лет. В интернете и книжных магазинах можно найти много информации по пальчиковой гимнастике, но совершенно нет пособий, которые предлагали бы пальчиковые игры, разделённые по возрастам – это для детей 1 года, а это уже для двухлетних…
Также существуют общие правила работы педагога с пальчиковой гимнастикой для всех возрастных групп:
- Педагог должен знать текст пальчиковой игры наизусть!
- Текст произносится всегда выразительно, с паузами и подчёркиванием необходимых слов.
- Если пальчиковая гимнастика предназначена для одной руки, то сначала производятся действия на одной руке, а потом – на другой.
- Не надо заставлять детей специально заучивать текст пальчиковой гимнастики. Малышам это не требуется, а более старшие дети скоро сами выучат.
- Должна происходить разумная смена пальчиковых игр, чтобы они не надоедали детям.
- Время от время повторяйте ранее изученные игры – детям это нравиться!
- Приведём примеры некоторых пальчиковых игр для детей разного возраста:
- Для 1 года
- «Кулачок» (мама загибает пальчики ребёнку)
- Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
- Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
- Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
- Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
- Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
- Ну а вместе кулачок!
- «Рыбки» (ребёнок сам выполняет движения)
- Рыбки весело резвятся (сложить две ладошки вместе)
- В чистой тёпленькой воде. (Двигаем вместе сложенными ладошками)
- То сожмутся, разожмутся, (сжимаем ручки в кулачки и разжимаем)
- То зароются в песке.(Делаем «замок»)
- Для 2 лет
- «Дом»
- Мы построим новый дом, (делаем крышу руками над головой).
- Дружно в доме заживём. (Одна рука пожимает другую)
В нашем домике – окошко. (Большие пальцы соединяем друг с другом, и остальные пальцы тоже соединяем друг с другом).
-Загляни туда, немножко! (Заглядываем в «окошко»).
- Для 3 лет
- «Медвежонок»
- Кончики больших пальцев руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Медвежонок в гости шел. К рыжей белке он зашел, И на озеро, к бобру, И к ежу зашел в нору, Даже к комаришке Заходил наш мишка!
Анастасия Шевченко Бизнес-тренер
Методист детского эко-клуба Умничка
Пальчиковая гимнастика для детей от 1,5 до 2 лет
Пальчиковые игры
Пальчи
ковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка.
Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий. Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок.
Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.
Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.
Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста.
Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.
- Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.
- Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцамииндуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики, которые проводятся в режимных моментах в течение дня. Пример любимых игр детей — специально для вас, родители, ниже.
Пальчиковые игры для малышей (1-3 года)
ИГРЫ – ПОДГОТОВКИ
Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры.
Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться.
Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре.
- ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
- Утром встали пальчики – маленькие мальчики,
- Друг другу обрадовались,
- Здороваться начали.
- Здравствуй, пальчик,
- здравствуй пальчик….
- (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
- МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» – отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)
- Один, два, три, четыре, пять,
- Вышли мышки погулять!
- Испугались кошки, спрятались опять.
- ЕРШИ
- Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку (на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
- На реке камыши, расплескались там ерши
- Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке)
- круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке)
- круг совсем малыши. (ставим – щекочем точечкой в серединке)
- ПЕРВИЧНЫЕ ИГРЫ
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.
- Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.
- ШАЛУН
- (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
- Наша Маша варила кашу
- Кашу сварила, малышей кормила.
- (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
- Этому дала, этому дала,
- Этому дала, этому дала,
- А этому – не дала.
- Он много шалил,
- Свою тарелку разбил.
- (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
- БЕЛОЧКА
- (по мотивам народной песенки)
- (поглаживаем руку, расправляя кулачок)
- Сидит белка на тележке,
- Продаёт свои орешки;
- (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
- Лисичке-сестричке, Воробью, синичке,
- Мишке косолапому,
- Заиньке усатому.
- ФРУКТЫ-ОВОЩИ
- Как у нашей Зинки
- Овощи в корзинке:
- Вот пузатый кабачок
- Положила на бочок,
- Перец и морковку
- Уложила ловко,
- Помидор и огурец,
- Наша Зина-молодец.
- Как у нашей Зины
- Фрукты есть в корзине:
- Яблочко, груша,
- Чтоб ребята кушали,
- Персики и сливы,
- До чего ж красивы!
- Посмотрите на ранет,
- Вкуснее наших фруктов нет!
- ПОМОЩНИК
- Посуду моет наш Антошка:
- Моет вилку, чашку, ложку,
- Вымыл блюдце и стакан,
- И закрыл покрепче кран
- (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)
- ИГРУШКИ
- У Антошки есть игрушки:
- Вот весёлая лягушка,
- Вот железная машина.
- Это мяч, он из резины.
- Разноцветная матрёшка
- И с хвостом пушистым кошка.
- ТРАНСПОРТ
- Будем пальчики сгибать, будем транспорт называть:
- Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
- Пять пальцев мы в кулак зажали,
- Пять видов транспорта назвали.
- ПОСЧИТАЕМ
- (сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
- Один-два-три-четыре-пять,
- Буду транспорт я считать:
- Автобус, лодка и мопед,
- Мотоцикл, велосипед,
- Автомобиль и самолёт,
- Корабль, поезд, вертолёт.
- ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
- (от мизинца- к большому пальцу)
- Это зайчонок, это бельчонок,
- Это лисёнок, это волчонок,
- А это спешит, ковыляет спросонок
- Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
- ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
- Довольна корова своими телятами,
- Овечка довольна своими ягнятами,
- Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
- Довольна коза своими козлятами,
- А я так довольная своими ребятами!
- (по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев) например:
- Здравствуй, котёнок!,
- Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!Здравствуй, утёнок!
- Здравствуй, забавный смешной поросёнок!
- Или: Кто у нас в лесу живёт?
- Вот-лисичка, вот, вот
Вот зайчик, вот, вот…..
вот мишка…..
- Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть:
- Это – роза,
- это – мак,
это гвоздика…..
и т.д.
- Ещё вариант:
- Вот коза – с козлятами,
- вот мышка- с мышатами
и т.д.
- ПО ГРИБЫ
- Один, два, три, четыре, пять,
- Мы идём грибы искать!
- (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
- Этот пальчик в лес пошёл,
- Этот пальчик гриб нашёл.
- Этот пальчик чистить стал.
- Этот пальчик всё съел,
- Оттого и потолстел.
- УСЛОЖНЕННЫЕ ИГРЫ
- ДОЖДИК КАПАЕТ
- Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
- Пальчики обеих рук постукивают по столу.
- ЁЛОЧКА
- Праздник приближается, ёлка наряжается:
- Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
- Звёздочки горят,
- А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
- Конфетти кругом!
- ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ
Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом. Эффект,приведённых ниже примеров игр аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!
- У ЖИРАФОВ
- (игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж.Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе)
- У жирафа пятна, пятнышки везде.(хлопаем по всему телу ладонями)
- На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках.
- ( указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз)
- У слонов есть складки, складочки везде.
- (щипаем, как бы собирая складки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
- У котяток шёрстка, щерсточка везде.
- (поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)
- На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.
- (обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
- А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
- (проводим ребрами ладони по телу «рисуем полосочки»)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
(и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)
ЧАСЫ
Эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
- Мышь полезла в первый раз
- Посмотреть, который час.
- Вдруг часы сказали: “Бом!”, (рука шлёпает легонько по макушке)
Мышь скатилась кувырком. (руки «скатываются» на по телу вниз..)
- Мышь полезла второй раз
- Посмотреть, который час.
- Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” (два хлопка)
- Мышь скатилась кувырком.
- Мышь полезла в третий раз
- Посмотреть, который час.
- Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” (три хлопка)
- Мышь скатилась кувырком.
- ПОЖАРНИКИ
- (игра-пробуждение, активизация)
- Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)
- И на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)
- КОШКА
- (игра-расслабление, для снятия возбуждения.Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
- Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
-МЯУ-МЯУ! – скажет кошка, – наша детка хороша!
- ДОМИК
- Стенка, стенка (потрогать щечки),
- Потолок (потрогать лобик),
- Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
- Дзинь – звонок! (нажать на носик)
- ПАУЧОК
- Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
- Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
- Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.