Школа – одно из первых серьезных учреждений в жизни ребенка, где, помимо знаний, он учится взаимодействовать с людьми разного возраста. В школьные годы ваш сын или дочь впервые принимают самостоятельные решения, несут за них ответственность, заводят друзей, отношения с которыми зачастую поддерживаются всю жизнь. Не случайно многие люди вспоминают школьные годы как «золотое время», когда не было серьезных проблем.
Но не у всех школьников должным образом складываются отношения как с другими детьми, так и со взрослыми: некоторые ребята становятся «козлами отпущения» для своих сверстников, а иногда и для учителей.
Становление личности у таких детей проходит под прессом трудных обстоятельств, преодолеть которые ребенку, а затем и подростку, в одиночку бывает очень сложно.
Таким детям требуется помощь взрослых, которым он больше всего доверяет, – его родителей.
Безусловно, за время обучения ребенка в школе невозможно избежать каких-либо ссор со сверстниками, недомолвок с учителями, но, как правило, эти проблемы можно решить быстро, если все стороны настроены на их конструктивное решение. Однако как быть тем, кто подвергается необоснованным придиркам и насмешкам регулярно?
Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?
В первую очередь это дети, выделяющиеся среди сверстников.
Совсем не обязательно школьник, которого обижают, будет отличаться от других внешне, хотя это тоже немаловажный фактор – он может сыграть решающую роль в выборе «крайнего».
Ребенок может выделяться поведением, отличным от взглядов других детей мнением на разные ситуации, особенностями характера и личности. Известно, что дети-интроверты чаще подвергаются нападкам со стороны одноклассников.
В большинстве случаев агрессоры очень хорошо чувствуют тех, кто из-за заниженной самооценки не в состоянии дать отпор. Как правило, это дети, подвергающиеся постоянной критике дома, имеющие сформированные комплексы, которые легко «считываются» окружающими.
Дети из малообеспеченной семьи, не имеющие модных гаджетов и одежды, также становятся объектами разного рода нападок.
При переводе ребенка в другую школу, где в детском коллективе уже есть сложившаяся иерархия, нередко возникает ситуация, которую можно назвать «Кто на новенького». Даже если ребенок был лидером в своей прежней школе, ему нужно заново выстраивать отношения с новыми одноклассниками.
Гиперопекаемый ребенок, которого родители всячески ограждают от «суровой действительности», столкнувшись в школе с реальной моделью жизни, нередко становится объектом для насмешек.
Нападкам со стороны преподавателя могут подвергаться дети, имеющие собственное мнение, которое отличается от авторитетной точки зрения педагога. Часто насмешкам подвержен ребенок, у родителей которого конфликт с учителем.
Как понять, что ребенка обижают: основные признаки
Нежелание идти в школу. Ребенок ищет любые предлоги, чтобы не пойти в ненавистную ему школу и избежать общения с коллективом. Он начинает систематически прогуливать, искать причины, чтобы остаться дома, становится молчаливым и замкнутым, отказывается обсуждать школьную жизнь и своих друзей.
Нежелание идти в школу и подвергаться травмирующей ситуации может проявить себя на уровне соматики: у ребенка появляются систематические головные боли, расстройство пищеварения, он начинает часто болеть.
Помимо этого у школьника меняется поведение: он становится замкнутым, более раздражительным, появляется плаксивость, случаются истерики, возможны ночные кошмары, даже энурез. Он не желает общаться со сверстниками, у него всегда плохое настроение, низкая самооценка.
На теле ребенка регулярно появляются синяки и ссадины, его одежда и личные вещи оказываются порванными и поломанными, а могут и вовсе исчезнуть.
Конечно же, ребенок может получить ссадины случайно, а вещи – испортиться или потеряться, но в рассказы ребенка, якобы сам упал, поэтому каждый день синяк под глазом и нос разбит, а рукав рубашки случайно уже пятый раз за неделю оторвался, верить не стоит.
Ребенок может жаловаться на плохое отношение к себе сверстников или учителя. Ваша задача как родителя – не отмахнуться от сына или дочки, а обратить на такие жалобы внимание и отреагировать на них соответствующим образом.
Как вести себя, если ребенка обижают
Для начала нужно разобраться в ситуации и выяснить, что же в действительности происходит между детьми в классе. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам.
При этом не следует делать упор на оценки и взаимоотношения с одноклассниками – лучше всего продемонстрировать ребенку любовь, понимание и поддержку в любой ситуации.
Если ребенок доверится вам, нужно внимательно и максимально спокойно его выслушать.
Не стоит сразу же бежать в школу и выяснять отношения с обидчиками вашего ребенка: тем самым вы окажете ему медвежью услугу, а к обидным прозвищам, которыми его наградили сверстники, добавятся еще несколько, типа предатель, ябеда. Возможно, на некоторое время обидчики и притихнут, но вскоре возобновят свои придирки, причем с новой силой.
Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Нужно выяснить, с кем и как ребенок общается, с кем дружит, с кем из одноклассников у него конфликт. Это поможет понять, почему вашего сына или дочь обижают.
Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации и не пускайте всё на самотек. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно справиться с ситуацией. Если вы хотите, чтобы у вас сложились доверительные отношения с ребенком, с вашей стороны должны быть только понимание и поддержка.
Обратитесь к специалисту – школьному или семейному психологу. Он поможет разобраться в проблеме и поднять самооценку ребенка.
Если же вы решите перевести ребенка в новую школу, помощь специалиста тем более необходима, чтобы похожий сценарий не повторился уже на новом месте учебы.
Светлана Совела
Готов ли ваш ребенок к школе?
Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.
Пройти тест
Как действовать родителям, если детям мешает учиться агрессивный одноклассник
Автор текста : Алина Мирошникова
Что делать, если вашего ребенка обижает одноклассник? Разбираемся вместе с детским психологом Еленой Гридасовой, психоаналитиком Мариной Бабушкиной и детским психиатром Игорем Кузнецовым.
Недавно огласку получили два именно таких случая в украинских школах. В криворожской школе №121 в Днепропетровской области ученики третьего класса несколько дней не приходили на занятия из-за агрессивного поведения одного из детей.
Похожий бойкот произошел киевской школе №247. Здесь от побоев одноклассника страдали ученики второго класса. Есть видео, где видно, как ребенок бьет даже учителей, нападает на сверстников.
Как должны действовать родители, чтобы защитить своего ребенка?
Когда такие ситуации возникают, стоит в первую очередь поговорить с родителями ребенка, который агрессирует. Попробуйте не обвинять, а донести, что их ребенку нужна помощь. От родителей многое зависит в этой ситуации, поэтому следите за тем, что говорите.
Если хотя бы один из родителей обеспокоен поведением ребенка и настроен на сотрудничество, проблему можно решить. Тактично поговорите с родителями о том, почему ребенок может агрессировать.
- Типичные причины обычно такие:
- 1) неумение иначе завоевывать авторитет, особенно если драки в классе — обычное дело;
- 2) противостояние буллингу, если агрессор — изгой в классе;
- 3) неумение общаться;
- 4) вымещение на сверстниках агрессии, которая на самом деле направлена на родителей за физические наказания;
- 5) детские страхи;
- 6) психотравмирующие обстоятельства: например, родители разводятся, или в семье кто-то умер.
Свяжитесь с другими родителями и договоритесь о том, что будете сотрудничать. Вместе обратитесь к учителям. Можно собрать подписи, чтобы ваши жалобы не казались придирками.
Проведите общее собрание, на которое пригласите родителей сложного ребенка. Это обязательно нужно сделать, если родители агрессора считают, что проблему должна решить школа. Групповое обращение к ним поможет понять серьезность ситуации.
Договоритесь с администрацией школы о тренингах и воспитательных часах для всего класса.
Можно попросить классного руководителя показать детям последствия драк. Например, провести экскурсии в отделение травматологии в больнице, полицию, приюты для несовершеннолетних.
Важно подавать это как общее просвещение, не нужно акцентировать внимание на поведении одного ученика.
Договоритесь о сотрудничестве со школьным психологом или пригласите в школу специалиста, которому доверяете. Он должен отработать с детьми способы решения конфликтов, снять установку «слабак тот, кто не бьет».
Учите детей объединяться. Но не против кого-то конкретного, а чтобы поддерживать друг друга и уметь остановить драку в начале. Не настраивайте против агрессора, но учите защищать слабых, если их обижают.
Наука «давать сдачи» — это спорная тема, которую каждая семья решает по-своему. Однако объясните детям, чем отличается самооборона от насилия.
Обязательная психологическая помощь нужна и самому забияке. Если школьный психолог не справляется, а у родителей агрессора нет средств, лучше самостоятельно собрать деньги, чем потом исправлять последствия.
Если воспитательные моменты и психотерапия не дают эффекта, а родители агрессора говорят, что хотят, но не могут справиться с ребенком, необходимо медицинское обследование. Важно, чтобы родители драчуна поняли, что речь может идти о здоровье их ребенка.
Причиной агрессии могут быть, например, соматические болезни: патология надпочечников, щитовидной или поджелудочной железы, опухоль головного мозга. Или психиатрические: эпилепсия, биполярное расстройство, шизофрения.
Повышенный выброс адреналина может превратить ребенка в раздраженного чертенка. В таких случаях нужно в первую очередь спасать здоровье ребенка, который агрессирует.
Родители могут не знать о таких заболеваниях, не иметь денег на обследование, опасаться консультаций с психиатром. Поэтому задача остальных — помочь и уговорить обратиться за квалифицированной помощью.
Самая типичная проблема, по которой ребенок становится «террористом», — это расстройство личности (психопатия). Это не заболевание, а врожденная аномалия характера. К ней приводят некоторые нарушения высшей нервной деятельности. В этом случае не имеют особого эффекта ни воспитание, ни психотерапия, ни поход к врачам.
Поэтому, на всякий случай, посоветуйте своему ребенку держаться подальше от агрессора, даже если он в хорошем настроении и предлагает играть и дружить. Чаще всего срываются на тех, кто рядом.
Ни в коем случае не надо советовать ребенку «устроить темную» агрессору, побить его вместе с другими школьниками. Так вы учите и своего ребенка агрессировать. Кроме того, родители хулигана могут первыми снять побои, и тогда уже вашей семьей заинтересуются социальные службы.
Предупредите ребенка, что не стоит стыдить драчуна перед всем классом и заставлять публично извиняться.
Стыд только перерастет в новую волну агрессии.
Если родители или администрация школы беспомощны, а конфликт достаточно серьезный, выход один: перевести своего ребенка в другой класс.
Многим учителям не хочется прилагать лишних усилий и выносить конфликты на публику. Не надо конфликтовать. Говорите об общей проблеме, ведь серьезная травма в классе может стать причиной и для увольнения, и для уголовной ответственности учителя. Расскажите преподавателю о своих дальнейших планах, пусть он поймет, что от этой ситуации невозможно скрыться.
Требуйте отчет от школы: что сделала администрация, чтобы защитить вашего ребенка. Письменно обращайтесь к администрации школы, в районное управление образования. Каждый ребенок имеет право на образование, а вашему срывают учебный процесс.
Руководство школы может временно присоединить учеников к другим классам, чтобы организовать для них учебный процесс, а сложного ребенка учить отдельно, пока вопрос не решится.
Если вы готовы действовать решительно, следует добиваться перевода агрессора на домашнее обучение. Для этого важно собрать доказательства конфликтов: зафиксировать травмы детей.
Даже простые синяки учтут, если они у многих одноклассников. Когда травмы серьезные, стоит вызвать скорую сразу в школу, а не на дом. Иначе будет сложнее доказать, что инцидент произошел в классе.
Обращайтесь к ювенальной полиции: пусть начинают производство, берут обидчика на учет. Не думайте, что драки несовершеннолетнего проигнорируют — просто отвечать будут его родители.
Установите за свой счет видеокамеры в классе и коридоре. Сообщите об этом детям: обычного драчуна это может остановить. А если у агрессора серьезные проблемы, будете иметь необходимые доказательства.
Если родители драчуна отказываются сотрудничать, пишите заявление в органы опеки, в социальные службы по поводу ненадлежащего выполнения родительских обязанностей. После проверок эти органы могут подать в суд на папу и маму. Там речь пойдет об ограничении родительских прав, а ребенка могут передать в соцребцентр еще до вынесения такого решения. Максимум — на 9 месяцев.
За это время специалисты должны найти причину неадекватного поведения ребенка, оказать психологическую помощь и назначить социальное сопровождение и особый образовательный маршрут. Если окажется, что родители не способны воспитывать, их лишат родительских прав, а ребенка направят в интернат.
Что делать, если ребенка обижают в школе?
С марта 2017 года некоммерческая организация «Семья детям» начала проводить открытые лекции для пап и мам Верхней Салды. Темы лекций касаются актуальных вопросов детско-родительских отношений.
Эти мероприятия организация проводит в рамках проекта «Профилактика жестокого обращения в отношении детей в Верхней Салде», который реализуется в нашем городе уже третий год.
Первая лекция состоялась в школе №1 и была посвящена теме «Что делать, чтобы Ваш ребёнок не стал/перестал быть жертвой издевательств в школе?». На лекции присутствовали порядка ста родителей. «Они пришли с самыми разными вопросами, — говорит Марина Березина, психолог «Семьи детям».
— Многие после лекции продолжали рассказывать свои случаи из жизни, им не хотелось уходить. Очень тяжело, когда родители плачут, не могут решить проблему своего ребенка. И прежде всего именно им мы хотели помочь».
По данным Организации объединенных наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет.
По данным статистики детского телефона доверия в России количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза.
По данным исследования «Семьи детям», которое проводилось в Верхней Салде — 75% детей подвергаются психологическому насилию.
В нашем материале мы приведем случаи из жизни, которые представила Марина Березина на лекции и подскажем, что делать, если ребенка обижают в школе.
Как распознать, что ребенка травят?
Марина Березина, психолог «Семьи детям»:
— Чаще всего, если ребенка травят в школе, он не признается в этом родителям. Потому что ему стыдно за то, что это происходит именно с ним, а еще потому, что ребенок боится, что родитель придет в школу, начнет разбираться, и тогда в глазах одноклассников он уже никогда не сможет реабилитироваться, а прослывет ябедой и трусом. Нежелание разочаровывать и расстраивать маму или папу, тоже часто мешает открыться. Ко всему этому можно добавить, что дети не всегда видят поддержку и не всегда верят, что эту ситуацию можно разрешить.
Но есть очень важное правило — травлю никогда не удастся остановить без вмешательства взрослых. Травля от ссоры отличается тем, что ребенка систематически бьют, над ним насмехаются, угрожают. Травля – это насилие.
Если ребенок теряет интерес к школе, кажется счатливым в выходные, а в будни нет, предпочитает проводить время в компании взрослых, часто болеет, его мучают кошмары, он кажется одиноким, боязливым, тревожным и отказывается говорить, что происходит, то это именно те признаки, на которые важно обратить внимание родителю, и начать действовать.
Кого винить в травле?
Марина Березина, психолог «Семьи детям»:
— Ребенок подтягивается на турникете 5 раз. В то же время его папа всю жизнь мечтал быть спортсменом и говорит ему «нет, слушай давай 20 раз». А ребенок столько не может. Так некоторые завышенные требования рождают у ребенка бессилие. Что в крайней степени, как объясняют психологи, может привести ребенка к жертвенному типу поведения.
Жертвенный тип поведения — когда ребенок постоянно жалуется, плачет, не умеет постоять за себя, слишком внушаем. Такое поведение не нравится людям и неосознанно вызывает агрессию. И именно по этой причине ребенок может стать жертвой травли.
Здесь ситуацию можно изменить только принятием ребенка и любовью. Каждый ребенок нуждается в любви, каким бы он сопливым ни был. Если ребенок растет в семье, где ему рады, где его не унижают – это первый шаг к тому, чтобы уберечь ребенка от травли.
Но для того чтобы стать объектом травли, одного поведения жертвы недостаточно. Еще один обязательный фактор — взрослые делают вид, что в классе «все нормально», что ничего не происходит.
Если в классе появляется ребенок, который готов быть жертвой, главное, что нужно понимать, — это не его вина. Так сложилось в его жизни. Принимать меры необходимо взрослым.
Кроме того, бывает так, что родители пытаются найти причину травли в самом ребёнке: «Подумай, чем ты мог обидеть ребят?», «А кого-то еще обижают или только тебя?», «Может тебя травят, потому что у тебя очки?». И такие вопросы задавать ребенку неприемлемо. Это усугубит ситуацию. Также в травле часто винят агрессоров, учителей, одноклассников, которые боятся заступиться.
Но обвинения ни к чему не приведут. Травля — это проблема не одного и не двух учеников, а всего коллектива, включая учителей. И оправдывать травлю какими-то особенностями ребёнка нельзя. Бывают разногласия и конфликты, но они заканчиваются, а у травли есть системный характер. Происходит насилие.
Задача родителя назвать это явление и донести эту мысль максимально доступно и понятно.
Что можно сделать вместе с ребенком?
Марина Березина, психолог «Семьи детям»:
— Когда мы начинаем говорить с родителями о травле, особенно с папами мальчиков, чаще всего эта проблема не воспринимается как что-то требующее внимание. Все видели мультик «Гадкий утенок» и кажется, что травля вполне естественная составляющая нашей жизни. Поэтому стереотипы и заготовки, придуманные за десятилетия родителями, типа «не обращай внимания» и «дай сдачи» очень расхожи. Но они оставляют ребенка наедине со своей проблемой, а родитель в такой ситуации умывает руки.
Первоочередная задача — это вывести ребенка на разговор о травле, разобраться, что случилось и восстановить последовательность событий. Успокоить ребёнка и обеспечить ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Как бы ни хотелось при этом вскочить и побежать требовать обидчика к ответу и обвинять учителей. При этом важно показать, что вы услышали ребёнка.
Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет. В то же время нужно оценивать ситуацию. Если речь идёт о взрослом подростке, то здесь нужна стратегия, позволяющая ему справиться с проблемой самостоятельно. Но в младшей и средней школе детям необходима поддержка родителей.
Именно поддержка, а не чрезвычайная опека и ограждение от любых потенциальных трудностей.
Нужно предложить ребенку вместе подумать, что можно вместе сделать в этой ситуации. Так он будет уверен, что контролирует ее, не перекладывает решение на взрослых, и в силах что-то сделать сам.
Также важно и предложить некоторые хорошие готовые решения. «У нас был случай с мальчиком, – рассказывает одна из мам. — Он пришел в школу с новым браслетом из ракушек на руке. Он гордился им, потому что привез с моря. А дети встретили его фразой: «О какой у тебя браслет, как у девчонки».
Наш мальчик на насмешки ответил: «Может мне выйти из класса, вам будет легче меня пообзывать или поговорить обо мне». Такой выход из ситуации называется разоблачением обидчика. Часто это работает и пресекает травлю.
Также очень приемлемо научить ребенка говорить уверенно «нет», «оставь меня в покое» в лицо тем, кто обижает, а также использовать юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.
Как обратить внимание учителя на проблему?
Марина Березина, психолог «Семьи детям»:
— Я как-то работала с очень хорошим классом не по теме травли. И удивлялась, как у них получается быть такими дружными. И однажды я захожу к ним на родительское собрание и вижу, что родители и учитель сидят и пьют чай. Увидев меня, они сказали: «Проходите, сначала мы будем пить чай, а только потом общаться по делу». Такое неформальное общение между родителями очень сильно влияет на то, что происходит между детьми и для меня была очевидна заслуга учителя в вопросе профилактики травли в этом классе
Но не все учителя умеют так организовать класс, кто-то просто не хочет. Обращаясь к учителю с проблемой важно сохранять спокойствие и объективность, предоставлять ему все имеющиеся у вас факты и доводы. Нужно поинтересоваться, какие конкретно шаги предпримет педагог, чтобы остановить травлю.
Что он может предложить, чтобы обеспечить ребёнку максимально возможный уровень безопасности на своих уроках и на переменах. Если с учителем продуктивного диалога не вышло — значит, необходимо обратиться к директору или к кому-то из администрации.
Не стоит уходить из школы, пока нет уверенности, что вас услышали, а не отделались от вас, пообещав, что это больше не повторится.
Как рассказать другим родителям и что делать всем вместе?
В таких ситуациях, когда учитель или школа не хотят решать проблему, важно объединяться родителям, обозначив проблему травли, как болезнь всего класса.
Очень часто роли агрессора, жертвы, свидетеля, меняются в лице одного ребенка, если вчера ты был тем, кто просто наблюдает, то завтра ты можешь стать жертвой – это психологические законы существования нездоровой группы, где всегда агрессию нужно вымещать на ком-то.
Объединившись, родителям нужно составить план действий. Возможно, придумать правила класса типа «У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся – их разнимают». Родителям важно не бросать то, что они начали, а довести до конца.
Важно регулярно спрашивать у детей, что у них получается, а что нет, в проблемных отношениях друг с другом, что они думают с этим можно сделать.
Чаще всего, когда детям объясняешь, что травля – это насилие, если ищешь выход и общаешься с детьми уважительно на эту тему, а не обвиняя, то ситуация нормализуется.
Есть другая мера – это отдать ребенка в другую школу, но это лучше использовать как крайнее решение, если ребенку угрожает явная опасность. Ведь если забрать этого ребенка из класса и отправить в другую школу, то в старом классе найдется новый изгой, который встанет на его место.
И никто не может гарантировать, что в новой школе все будет хорошо. Уход в другую школу – это провал для всего класса. Потому что чаще всего в маленьком городе, все друг про друга всё знают, и никуда от этого не убежать.
Поэтому лучше всего собраться и решить проблему, чтобы она не висела грузом тяжелых воспоминаний в будущем.
Что касается родителей обидчиков, то здесь есть два пути – когда они занимают оборонительную позицию и когда хотят решить проблему и заинтересованы в этом не меньше родителя жертвы. Здесь важно не давить, а постараться объединиться и подключить как моральные, так и практические действия.
Бывает, что в роли агрессора выступает сам учитель. Дети наиболее обессилены в такой ситуации. «Был случай, когда учительница применяла физические наказания, она ходила между партами и кого-то сзади стукала.
Дети говорили об этом классному руководителю, он в свою очередь общался с этим учителем и слышал в ответ «я ничего не делаю, я никого не бью, глупости какие».
В итоге сработало, что в тот момент, когда учительница снова ударила своего ученика, он вышел из класса (первое что надо сделать это выйти из ситуации насилия, выйти физически).
Возле класса он достал телефон, набрал номер и громко сказал, не отходя далеко, чтоб учительница слышала: «Мама, Татьяна Петровна (имя вымышленное) меня только что ударила, я ухожу». И он ушел, но он ушел не один, а с одноклассником, он с ним заранее договорился, потому что так ребенку легче. Родители приняли меры, и учительница больше не работает с детьми, но ее не уволили из школы» — рассказывает Марина Березина.
Кто еще может помочь?
Поддерживайте ребёнка на всех возможных уровнях. Найдите психолога, который, возможно, сможет поработать над его проблемами. Сами обратитесь к психологу, чтобы разобраться с проблемами в семье. Психологи есть прямо при школах, также вы можете обратиться к ним в другом городе.
Предложите ребенку записаться в спортивную секцию или в кружок единоборств, где он сможет не только найти новых друзей, но и стать сильнее, выносливее, а значит — увереннее в себе. Познакомьтесь с его одноклассниками и приглашайте их почаще в гости, объединитесь с другими родителями и обменяйтесь телефонами с ними и с классным руководителем.
Обеспечьте ребёнку комфортную и спокойную атмосферу дома, почаще хвалите за его успехи, проводите по возможности больше времени вместе.
Что нельзя говорить ребёнку, если его обижают в школе
Дети ссорятся, обижаются, даже дерутся — и это нормально, если не заканчивается плачевно. Но что делать ребёнку, на которого все нападают? И как в этой ситуации поступать родителям?
Наверное, ещё никому не удалось вырасти, минуя обиды, дразнилки, ссоры с друзьями и сверстниками. Детские размолвки — это неизбежный этап на пути взросления. И ваша задача на этом этапе — научить ребёнка правильно реагировать на ссоры: поругался — помирился. Обидел кого-то — извинись. Обидели тебя — постарайся простить. Но…
Дети подчас обижать могут очень жестоко. Вам важно вовремя увидеть, что насмешки над ребёнком давно перестали быть невинными, а шутки — добрыми. И хотя многие считают: двое дерутся — третий не лезет, это как раз тот случай, когда родителям необходимо вмешаться и помочь ребёнку не стать вечной жертвой насмешек одноклассников.
Кого выбирают в жертву?
Многие дети уверены: причины насмешек — сугубо внешние. Конечно, встречают по одёжке, и на первых порах одноклассники могут подразнить увальня или двоечника.
Но если у ребёнка есть характер, он уверен в себе, то, как правило, насмешки быстро прекращаются, а жертвой может стать и красавица-отличница, и спортивный мальчик с крутыми телефонами.
Ведь обижают в первую очередь слабых, зависимых и неуверенных в себе.
Если вы уважаете своего ребёнка, считаетесь с ним, слышите его и стараетесь понять, то у него непременно выкристаллизуется внутренний стержень, который не даст ему превратиться в жертву.
Нередко родители, боясь вырастить маменькиных сынков и дочек, отмахиваются от жалоб ребёнка на одноклассников. Мол, все ссорятся, всех дразнят, учись самостоятельно разбираться с обидчиками. И поступают в корне неверно. Ведь прежде чем ребёнок сможет сам дать отпор обидчикам, его нужно этому научить.Тревожные симптомы
Как понять, что ребёнка обижают в школе, особенно, если ребёнок не жалуется и скрывает свои проблемы?
- Он не хочет идти в школу и ищет поводы, чтобы туда не ходить. Причём иногда ребёнок уже и сам начинает верить в то, что он устал, не выспался, плохо себя чувствует, поэтому ему и не хочется в школу.
- По утрам ребёнок жалуется, что у него болит живот или голова. Конечно, они действительно могут болеть. Но часто эти симптомы являются следствием психологических проблем.
- У ребёнка постоянно подавленное настроение, а оживляется он только в выходные и каникулы. Да, конечно, многие дети идут учиться без охоты и радуются, когда остаются дома. Но всё же в школьном возрасте общение со сверстниками для них чрезвычайно важно. И даже если ребёнка не привлекает учебный процесс, у него хотя бы один приятель в классе имеется.
- У ребёнка стали пропадать вещи. Либо он возвращается из школы с испорченными или испачканными вещами. Причём это не единичные случаи и такое происходит регулярно. Это уже тревожный звонок, и родителям необходимо немедленно вмешаться. А ещё лучше — не доводить до этого.
Вашего ребёнка побил одноклассник? Даже если «не сильно», позиция «сами разберутся» неверна и даже опасна. Один почувствует свою безнаказанность, другой — свою беззащитность. На то вы и родители, чтобы вмешаться и восстановить справедливость. Не бойтесь поговорить с обидчиком и его родителями. Это не ябедничество, как часто думают сами дети, это — помощь!Как помочь ребёнку?
Что же вы можете сделать, если видите, что с ребёнком происходит что-то не то. Очень важно — вызвать своего сына или дочь на откровенный разговор. А чтобы он получился, ребёнок должен быть уверен, что его не будут высмеивать, не обвинят в трусости или не назовут ябедой. Он должен знать, что его выслушают и вместе с ним найдут решение проблемы.
Когда ребёнок рассказывает о своих обидах, воздержитесь от навешивания ярлыков и комментариев типа «сам виноват» или «я же предупреждала». Даже если вы видите, что отчасти в своей проблеме виноват сам ребёнок, дайте ему возможность изложить ситуацию так, как он её видит. И только потом, подчеркивая, что вы понимаете его чувства, отметьте ошибки в поведении ребёнка.
Не забывайте, что в первую очередь это ваш ребёнок, поэтому вы должны быть на его стороне, даже если он не прав. В этом нет никакого противоречия. Поддерживая и проявляя понимание, вы вместе с ребёнком сможете исправить его ошибки.
В своей реакции на обиды родители нередко впадают и в другую крайность, когда у них все кругом плохие, кроме их любимого сына или дочери. Да, бывает, когда вот такое окружение в классе подбирается неудачное, но даже в этом случае учите ребёнка относиться к ситуации критически и не только обвинять других, но и видеть свои недостатки.
Всё-таки ребёнок вырастет, будет общаться с самыми разными людьми, не всегда окружающие будут только гладить по головке. Поэтому научиться контактировать с окружающим миром крайне важно.
Исключительный случай
Бывает, что над ребёнком просто издеваются – злобно, на ровном месте. Не всегда нужно проявлять стойкость и продолжать мучиться в этом коллективе. Если попытки исправить ситуацию не увенчались успехом, возможно, имеет смысл поменять школу. Зачем делать ребёнка изгоем?! При этом очень важно правильно обыграть эту ситуацию.
У ребёнка и у родителей не должно быть ощущения, что они спасаются бегством от проблемы. Ведь это не так. Да, иногда со злом бессмысленно бороться, проще отойти в сторону, поэтому вы и меняете школу. Но проделать внутреннюю работу, проанализировать вместе с ребёнком, почему возникла такая ситуация — необходимо. Иначе велика вероятность, что эта ситуация повторится и в другой школе.
Утешения-запреты
На жалобы ребёнка родители реагируют по-разному. И не всегда правильно. Никогда не говорите малышу:
- Будь выше этого! — это слишком серьёзное требование к маленькому человечку. Мало кто в нежном возрасте имеет настолько стальной внутренний стержень, который позволит не замечать обидчиков.
- Дай сдачи! — это палка о двух концах, особенно если речь идёт о сдаче не вербальной, а вполне конкретной, с кулаками. Чему вы учите ребёнка — что защититься от обидчиков можно лишь грубостью или дракой? Но вы же не хотите, чтобы такой стиль решения конфликтов ребёнок перенес и во взрослую жизнь?
- Пожалуйся учительнице! — это тоже очень двоякая ситуация. Одно дело сказать, что Иванов мешает на уроке и совсем другое бегать с жалобой, что Иванов дразнится, прячет учебник и т.д.
- Учись решать конфликты самостоятельно! — это жестоко по отношению к собственному ребёнку. Кто ещё его поддержит, как не родные люди?
К сожалению, нет общих готовых рецептов, как правильно решать такого рода конфликты. Каждый случай разбирается индивидуально, исходя из ситуации и характера вашего чада.
Обсуждайте вместе, откуда «растут ноги» у конфликта, ищите пути его решения. Подбадривайте малыша, когда у него что-то получилось, поддерживайте, когда ему плохо.
Во взрослой жизни ещё будет масса сложных ситуаций, поэтому учите ребёнка с достоинством преодолевать любые препятствия.
Ребенка обижают в школе одноклассники: что делать родителям
Часто ли жалуются ваши дети на то, что их обижают в школе? А что вы отвечаете им на это? Можете ли вы без жалоб ребенка понять, что в школьном коллективе он чувствует себя не комфортно? Если вы не знаете, как ответить на эти вопросы, то эта информация именно для вас.
Здесь мы попробуем разобраться с тем, как реагировать на детские жалобы, как помочь ему научиться постоять за себя и как наладить контакт со сверстниками.
Ведь от внутреннего спокойствия и уравновешенности вашего ребенка зависит и его успеваемость, а значит и дальнейшая жизнь. Насколько легкой и успешной она будет, зависит от нас с вами. Содержание 1. Как понять, что ребенка обижают в школе? 2.
Кого чаще всего обижают в школе? 3. Что предпринять родителям? 4. Советы психолога 5. Вместо заключения
Как понять, что ребенка обижают в школе? Что делать, если ребенок отказывается ходить в школу. Как понять родителям, что пропуски занятий, плохая успеваемость являются следствием не того, что он не желает учиться, а потому, что ему там плохо. Самым первым признаком того, что малыша «травят» сверстники, является его нежелание посещать учебное заведение.
Проблема усугубляется еще и тем, что дети, попадая в такую ситуацию, не любят объяснять причины нежелания посещать коллектив и не хотят обсуждать подобные темы с родителями.
Из-за подверженности своего рода насилию (ведь издевательства со стороны сверстников являются именно насилием над ребенком), ребенок может начать заикаться, у него проявляются признаки развития нервного тика, может нарушиться сон, аппетит, общее эмоциональное состояние.
Утром, отправляясь на занятия, ребенок часто симулирует болезнь, ищет любой удобный повод, чтобы остаться дома, будь то выдуманная болезнь, другие занятия и прочее. Возвращаясь из школы, ребенок, который подвергается насмешкам и издевкам, чаще всего агрессивен, морально раздавлен, утомлен, печален.
Если педагог стал жаловаться на частые опоздания вашего сына или дочери на уроки, это тоже является тревожным звоночком, свидетельствующим о том, что ребенку неприятно находиться в стенах школы. Кроме того, на фоне негативного отношения одноклассников, у него может ухудшиться успеваемость по предметам.
Если вы заметили, что у ребенка часто портятся личные вещи (рвутся книги, тетради, ломаются пеналы, ручки и прочие школьные принадлежности), он возвращается грязный, его одежда испорчена, измазана, то это прямой признак, что в отношениях с классным коллективом у него далеко не все в порядке. Дети часто дерутся в школе, особенно мальчишки.
Не каждую драку следует расценивать, как обиды. Если ребенок ведет себя в целом обычно, если ссора с товарищами не вызывает у него нежелания посещать занятия, то причин для паники нет. Но в любом случае, родители должны посетить классного руководителя и выяснить, не является ли драчливость обычной характеристикой их ребенка.
Возможно, он сам является зачинщиком «травли» кого-то из одноклассников.
Кого чаще всего обижают в школе? Как ни странно это может прозвучать, но мы сами, родители, можем стать причиной того, что нашего ребенка могут обижать в школе. Все зависит от того, как мы воспитываем своих детей, как относимся к их неудачам, успехам, как обращаемся в семье с ними.
Чаще всего насмешкам и издевательствам со стороны других детей могут стать дети с нетипичной внешностью, иной национальности, имеющие врожденные или приобретенные дефекты внешности, прыщи, шрамы, имеющие проблемы с зубами, слишком худые или наоборот, склонные к полноте.
Если ваш ребенок по натуре лидер, то и он может подвергаться насмешкам, если по каким-то причинам ему пришлось сменить коллектив. Скорее всего, по законам «естественного отбора» ему придется «биться за место под солнцем», или уступить другому лидеру. Это достаточно сложно, особенно, если учесть, что у новичков, как правило, в новом коллективе еще нет друзей и нет поддержки.
Всеобщей травле подвергаются дети из неблагополучных семей, из малообеспеченных семей, которые внешне выделяются из общего фона школьного коллектива. Такие дети чаще начинают испытывать на себе насмешки и издевательства в несколько старшем возрасте, когда ровесники начинают конкурировать между собой и стараться выделиться внешне на общем фоне.
Особенности темперамента и воспитания также могут стать причиной того, что ребенка будут обижать в классе. Например, скромные, тихие, неуверенные в себе дети часто становятся предметом для насмешек. Эту же категорию можно отнести и медлительных, рассеянных флегматиков, болезненных детей, худощавых и нескладных. Однако агрессивные холерики также не являются исключением из этого правила.
Дети в неуравновешенной психикой сами по себе склонны провоцировать конфликты с одноклассниками. Любой «смешок» в их сторону расценивается в глобальном масштабе и конфликт становится неизбежным.
Если подобное поведение входит в привычку всего коллектива, то ребенок-холерик становится своеобразным «местным клоуном» и доводить его до «белого каления» одноклассникам просто доставляет удовольствие.
Ну и, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов другие мелкие поводы для начала детской травли в коллективе: неблагозвучная фамилия, проявление неуклюжести на глазах класса, неудачное признание в чувствах и прочее. Во все времена детям рекомендовалось много читать. Как ни странно, но именно чтение может помочь некоторым образом решить проблему. Читая, ребенок нарабатывает словарный запас, учится поведенческим основам у персонажей книг, пытается проживать их жизни, примеряя их на себя. Начитанный ребенок всегда сможет подобрать нужные слова в неловкой ситуации, чтобы выйти из нее достойно и не стать при этом предметом для насмешек и издевок
Что предпринять родителям? Очень часто из уст родителей слетает фраза: «Разбирайтесь сами, не хватало мне еще в детские дела лезть».
И очень напрасно! Конечно, политика невмешательства в некоторой степени очень рациональна, ребенок учится принимать самостоятельные решения, искать выход из сложившейся ситуации, самостоятельно решать свои проблемы, не надеясь на кого-то со стороны. Но это не означает, что на проблемы ребенка следует махнуть рукой и предоставить ему плацдарм для действий.
Контроль ситуации, пусть даже косвенный, ненавязчивый, возможно даже незаметный для самого ребенка, должен быть обязательно. С другой стороны, детская жестокость временами не знает границ, и порой детям ничего не стоит перейти от насмешек к избиениям и унижениям.
Поэтому, если вы видите или чувствуете, что ребенок нуждается в вашей помощи и в вашем вмешательстве, нужно обязательно вмешаться. Это не означает, что завтра же вы отправитесь в школьный коллектив, где учится ваше чадо, и устроите там разбор полетов и допросы с пристрастием. Подходить к этому этапу следует очень аккуратно, осторожно и взвешенно.
К тому же примерные планы действий родителей во многом зависят от того, какого возраста их ребенок, какого он пола и прочего. Например, если в младшей школе в случае нежелания ребенка посещать занятия из-за насмешек одноклассников, разговора с классным руководителем будет достаточно, то в среднем звене это может не дать никаких плодов.
Однако, разговор с педагогом должен состояться в любом случае, чтобы со своей стороны он старался усмирять конфликты в детском коллективе. Ваша же задача – дать понять ребенку, что он не один со своими проблемами, что вы его понимаете, и поддерживаете. Но очень важно научить его грамотно и правильно противостоять обидам, и не давать делать из себя «жертву».
Рекомендации психолога Психологи часто становятся сообщниками родителей, если возникают какие-либо ситуации с детьми, требующие деликатного подхода к их решению.
Специалисты рекомендуют постараться наладить с ребенком доверительные отношения и откровенно поговорить, попытаться проанализировать сложившуюся ситуацию, понять, почему она произошла и поискать вместе решение этой проблемы. Рассмотрим основные действия родителей, которые рекомендуют осуществлять психологи, если ребенок подвергается травле со стороны одноклассников.
Откровенный разговор с ребенком Это первый и главный шаг навстречу своему чаду, если он попал в такую ситуацию. Настраивайтесь на то, что ребенка будет трудно разговорить, дети не любят обсуждать подобные вопросы и всячески будут стараться скрыть факт морального или физического насилия.
Чтобы расположить к себе ребенка, заведите непринужденную беседу, подойдите к проблеме издалека, расскажите о каких-то своих переживаниях – словом, наладьте с ним доверительный контакт. Если ребенок почувствует, что вам можно довериться, он обязательно раскроется перед вами и расскажет терзающую его правду.
Анализ ситуации и возможное решение проблемы Проблема, вызвавшая насмешки, издевательства и возможно избиения ребенка, может быть какой угодно. Если, например, причина заключается во внешности, то необходимо начать заниматься ее устранением. Прыщи помогут вылечить врачи-дерматологи, лишний вес – повод начать посещать спортивные секции, плаванье.
Искоренить в себе неуверенность и робость помогут кружки ораторского искусства, театральные кружки, уроки вокала. Кроме этого, посещая другие коллективы, дети приобретают колоссальный опыт общения, заводят новых друзей по интересам. Если причиной травли стал характер ребенка, его излишняя агрессивность, следует постараться помочь ему справиться с этим недостатком.
Возможно, понадобятся индивидуальные занятия с психологом. Объясните ребенку и научите его правильно выражать эмоции, отстаивать свою точку зрения, не обижая своим поведением окружающих и не провоцируя их на ответную агрессию. Неряшливость и неопрятность решается совместными усилиями. Контролируйте внешний вид ребенка, проверяйте, что он носит и как он это носит.
Не поощряйте стиль «хиппи» в одежде. Помощь психолога может понадобится, если ситуация приняла серьезный оборот. Например, если ребенок уже просто боится посещать занятия в классе, у него имеются признаки невроза, депрессивности, у него нарушена психика (ребенок может вздрагивать от прикосновений, часто плачет, у него нарушен сон и прочее).
Иногда может помочь просмотр художественного фильма, где рассматривается подобная проблема и показано ее решение. Иногда кардинальное решение проблемы может на время облегчить ситуацию. Временная характеристика объясняется тем, что если ребенок плохо воспринимает смену коллектива, плохо переносит период адаптации, то возвращение к насмешкам – всего лишь дело времени.
В новом коллективе, ребенка, скорее всего, будут ждать те же проблемы, что только добавит ему неуверенности в себе. Но в целом же смена школы может стать выходом из сложившейся ситуации. Просто не акцентируйте внимания на том, что причина перехода связана именно с тем, что ребенка обижали в прежней школе. Пусть переход будет связан с тем, что эта школа ближе к дому, что в ней более требовательные педагоги, а это важно для получения качественных знаний и прочее. По возможности встречайте и провожайте ребенка в школу, старайтесь незаметно «заглядывать» в учебное заведение
Вместо заключения Издевательства в школьном коллективе являются очень серьезной проблемой для общества. Ее опасность состоит в том, что она ломает психику ребенка, лишает его уверенности в себе, вредит здоровью, как физическому, так и эмоциональному.
Учите ребенка с ранних лет уметь постоять за себя, водите в различные кружки, чтобы он рос всесторонне развитой личностью, чтобы не терял свою индивидуальность.
Ну и сами, конечно, поддерживайте своего ребенка, контролируйте его школьную жизнь и старайтесь быть для него другом
Источник: http://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/rebenka-obizhayut-v-shkole-chto-delat-roditelyam.html