Кусающиеся дети: почему они делают это и как с этим бороться?
Кусание – обычное явление среди детей младше 3 лет. Кусание становится проблемой, если часто повторяется, продолжается после 3 лет, из-за этого страдают другие, либо же сам укус сопровождается агрессивным поведением.
Хотя кусаться не считается «неправильным» в том смысле, что один из десяти малышей до 2-х летнего возраста делает это, в целом это — тревожное и потенциально вредное поведение, которому родители и педагоги должны препятствовать с самого первого случая.
Если ребенок кусается, не волнуйтесь и подумайте о причине, т.е. о том, что ребенок испытал как раз перед этим инцидентом.
Понимание, почему маленькие дети кусаются, может помочь вам сдерживать это агрессивное поведение и научить ребенка положительным способам выражать свои чувства.
Маленькие дети могут укусить по различным причинам. Определение причины, по которой ребенок кусается в конкретном случае, поможет вам развить соответствующую технику поведения с ним и методы борьбы.
1. «Кусальщик-экспериментатор»
Младенец или маленький ребенок может попробовать укусить мать за грудь или за плечо. Когда это происходит, взрослые должны незамедлительно внятно и ясно объяснить ребёнку, что он не должен кусать людей. «Нет», сказанное резко, будет соответствующим ответом.
Эти «кусальщики-экспериментаторы» просто хотят потрогать, почувствовать запах и попробовать на вкус других людей, чтобы узнать больше об окружающем их мире. Их мышцы развиваются, и они должны экспериментировать. Предоставьте им разнообразные места для игр и красочные игрушки, чтобы стимулировать детей в течение этой стадии развития.
Такой тип кусающихся детей может также быть мотивирован зубной болью. Предложите соответствующие вещи для детей, которые можно пережевывать: замороженные рогалики, холодную большую морковку или специальное безопасное резиновое колечко, предназначенное для того, чтобы его грызть в период появления зубов.
2. «Расстроенный кусальщик»
Некоторые дети испытывают недостаток в необходимых навыках, позволяющих им справляться с ситуациями, такими как привлечение внимания взрослого или желание получить игрушку другого ребенка.
Даже притом, что ребенок, возможно, не намеревался вредить другому человеку, взрослые должны реагировать на это с неодобрением. Сначала немедленно наказывайте.
Затем объясните кусающемуся ребенку, что укусы причиняют боль другим людям, и не разрешайте так делать.
Вы можете помочь расстроенным кусающимся детям, обучая их соответствующим жестам как выражать свои чувства или получить то, в чем они нуждаются. Хвалите детей, когда они делают успехи в своих попытках. Кроме того, наблюдайте за признаками появления у ребенка плохого настроения. Выявление потенциального конфликта может помочь вам предотвратить плохой инцидент.
3. «Защищающийся кусальщик»
Некоторые дети, чувствуя, что они подвергнуты опасности, кусаются в целях самообороны. Они могут быть подавлены окружением, и их укус — это средство восстановления контроля ситуации. В этом случае, используйте уже упомянутые интервенционные методы, и уверяйте ребенка, что его права и имущество (игрушки, одежда) в безопасности.
Дети могут стать жертвами ситуации, такой как недавний развод родителей, смерть дедушки или бабушки, или такой, когда мама возвращается к работе после декретного отпуска.
Кусающийся ребёнок, находясь под властью одной из этих ситуаций, может требовать дополнительного внимания и ласки, особенно если имеет место опасность физического насилия дома или по соседству.
В любом случае, связь между ребенком и тем, кто о нем заботится, должна быть столь же теплой и располагать к себе насколько это возможно.
4. «Властные кусальщики»
Некоторые дети испытывают сильную потребность в независимости и в управлении. Как только они видят реакцию на их кусание, такое поведение усиливается.
Дайте ребенку выбор в течение дня и укрепите положительное общественное поведение (например, выражаёте ему свою благодарность).
Если ребенок добивается внимания, когда он не безобразничает, он не будет прибегать к агрессивному поведению, чтобы почувствовать ощущение личной власти.
Никогда не бейте и не кусайте ребенка в ответ! Подход должен быть спокойным и поучительным. Ребенок не должен получать никакой награды за то, что он не кусается и никакой «отрицательной награды» за то, что кусается.
Родители и те, кто смотрит за ребёнком, должны сотрудничать, чтобы препятствовать желанию детей кусаться. Если детям разрешают демонстрировать такое поведение дома, не будет никакого шанса на устранение этого поведения в каком — бы то ни было детском заведении, больнице. В этом случае не поможет ни одна программа для воспитания детей.
Работая в команде, педагоги и родители могут определить возможные причины того, почему ребенок кусается, и среагировать соответственно.
В отличие от детских воспитателей и учителей, которые, как правило, лучше знакомы со специальными методами воспитания, родители ребенка учатся воспитывать, основываясь на их собственном детском поведении и опыте воспитания их родителей.
Присмотритесь и сделайте некоторые выводы. Ребенок всегда кусает одного и того же человека? Может он просто устал, не в настроении или голоден?
Будьте готовы вмешаться немедленно, но осторожно. Обучение детей (соответствующими их возрасту способами) держать себя в руках поощряет развитие веры и чувства собственного достоинства. Мы можем отучить детей кусаться и научить их самоконтролю. Как для взрослых, так и для детей, ключ к росту и осознанию — это понимание.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ!!!
1.Своё имя, отчество и фамилию;2.Свой возраст (желательно дату рождения);3.Свой домашний адрес;4.Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;5.Свой город и его главные достопримечательности;6.Страну, в которой живёт;7.Временя года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);8.
Домашних и диких животных и их детёнышей; Зимующих и перелётных птиц;9.Транспорт наземный, водный, воздушный;10.Различать одежду, обувь и головные уборы;11. Знать овощи, фрукты и ягоды;12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки;13.
Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.);15.
Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать), рассказ по картинке;16. Запомнить и назвать 6-9 предметов, картинок, слов;17. Определять количество и последовательность звуков в словах, например: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы;18.
Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет);19.
Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;20. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10;21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут);22. Уметь устанавливать социальные контакты;23. Иметь адекватную самооценку;24. Контролировать свои эмоции;
25. Подчинять личные интересы общественным.
«Адаптация — Что это такое??? »
Адаптация к детскому саду—сложное время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков.
Ведут себя дети в этот период по-разному: — одни плачут, — другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, — третьи реагируют достаточно спокойно. То, как будет вести себя ребёнок, зависит от его индивидуальных особенностей и его опыта общения.
Чтобы сделать это период мене болезненным, важно подготовить ребёнка к посещению детского сада заранее.
Три фазы адаптации:
1. Острая фаза, или период дезадаптации — в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения сна, аппетита, не желание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии;
2. Собственно адаптация — в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым условиям нормализуется его поведение;
3. Фаза компенсации—дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется тем развития психологических процессов.
Период адаптации может длиться от 1 — 2 недель до 3 — 4 месяцев (может и год…) и зависит это от многих причин : от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей нервной системы и т.д.
- Выделяют 4 степени адаптации:
- · Лёгкая;· Средняя;· Тяжёлая ;
- · Очень тяжёлая.
Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после болезни или отпуска родителей) ребёнок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребёнку в это время особое внимание и готовность его к посещению детского сада заранее.
Общие рекомендации:
1. Приём детей осуществляется: с 7.00 до 8.15 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней; Своевременный приход в детский сад—необходимое условия правильной организации воспитательно-образовательного процесса.
2. Если ребёнка по какой-либо причине не будет в детском саду обязательно сообщить до 8.30 воспитателю либо медсестре.
3. Все дети, отсутствующие длительный период времени, более 5 дней включительно выходных, должны приходить со справкой.
4. Ребёнка отдавать строго из рук в руки воспитателю.
5. К педагогам группы, не зависимо от их возраста необходимо обращаться на Вы и по И.О..
6. Конфликтные спорные ситуации необходимо разрешать в отсутствии детей. При необходимости обратится к директору (Зам. директора) или старшему педагогу, если конфликтную ситуацию решить не удалось.
7. ДОУ работает с 7.00 до 19.00
Уважаемы родители!!! Всё в ваших и наших руках!!! — чем развитей ребёнок, тем он быстрее привыкнет к общественным условиям. Поэтому, прислушайтесь к нашим сегодняшним словам, немного проанализируйте умения вашего ребёнка, режим дня в семье.
Плюсы и минусы детского сада: детский сад – это общественное воспитание, какие могут быть минусы?(Болезни, конфликты между детьми – укусы, у детей могут появиться какие-то манеры, каких раньше не было).
Разобрать с родителями обязательно и 6 причин частых заболеваний детей дошкольного возраста:
- Скученность
- Экология
- Короткий световой день – ведёт к недостатку инсоляции, т.е. снабжение клеток крови.
- Холодный период более 7 месяцев
ПОЭТОМУ МЫ ПО РЕЖИМУ ПРОВЕТРИВАЕМ И РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ В ЛЮБОЙ ПЕРИОД ГОДА ПРОВЕТРИВАТЬ ДОМА ПОМЕЩЕНИЯ.
Одежда: — Улица: в зимний период комбинезоны болоневые, они не намокают, обувь на липучках, не перчатки, а рукавицы, детей много, одевать приходиться каждого, чтобы процесс был быстрее, учите дома одеваться и т.д. Летом обязательно головной убор, в жаркую погоду должна быть какая-то накидка, чтобы ребёнок не обгорел под солнцем и т.д.
осенью (весною) следить за сменой погоды, бывает вечером тепло, утром похолодало, а родители одели ребёнка по старой погоде. — Группа: шортики, футболки, платьице, юбочка, кофточка, И т.д. Летом обязательно головной убор, в жаркую погоду должна быть какая-то накидка, чтобы ребёнок не обгорел под солнцем и т.д.
осенью (весною) следить за сменой погоды.
Требование к внешнему виду детей:
2. Умытое лицо;
3. Чистые: нос, уши, руки, подстриженные ногти. (чистота тела);
4. Подстриженные и тщательно расчёсанные волосы;
5. Наличие достаточного количества сменного белья.
6. Обязательно подписанное бельё и обувь ребёнка, для избегания путаницы и потери.
Лёгкой и успешной Вам и вашим деткам адаптации!!!
Советы психолога | ДОУ Детский сад №60 Приморского района Санкт-Петербурга
- Педагог-психолог
- Карпенко Мария Викторовна
- Почему ребенок кусается?
Нередки случаи, когда ребенок начинает кусать сверстников и даже взрослых. Причины этого явления могут быть совершенно разными. Давайте разберемся, с чем может быть связано такое поведение ребенка.
- Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, ему позволяется делать, что ему вздумается в доме, то в итоге взрослые не замечают, как из восхищающего их своими выходками малыша, вырастает человек, не понимающий слова «нельзя». Малыш замечает, что для того, чтобы получить желаемое, ему зачастую достаточно лишь пустить в ход зубы. Это просто, быстро и приносит результат мгновенно. Такие дети кусают сверстников, которые просто встали рядом с ними, чтобы те отошли в сторону или отдали ту игрушку, на которую положил глаз малыш.
- Одновременно в случаях, когда ребенок воспитывается в строгости, родители держат его «в чёрном теле», не позволяя родственникам и себе баловать его, рационально и ровно воспитывая малыша. Слово «нельзя» часто звучит в повседневной жизни, и сам ребенок, вроде бы, растет послушным и спокойным, но… дети на площадке знают, что этот вроде бы спокойный ребенок может без особых на то причин укусить играющего рядом. Дело в том, что ребенок таким образом пытается снять с себя накопившееся напряжение, в котором он находится постоянно в домашних условиях. Психика требует разрядки, и он ее находит вовне дома, там, где он не находится в стрессовой ситуации. Жесткое воспитание — большая эмоциональная нагрузка. Взрослым стоит серьзено задуматься об этом.
- Часто рождение второго ребенка в семье так же приводит к тому, что старший ребенок начинает кусаться. Внимание взрослых естественным образом переключается на малыша, так как ему требуется больше заботы и опеки, чем уже подросшему ребенку. В попытках обратить на себя внимание и получить хоть толику того внимания, к которому он привык, ребенок может делать различные вещи, в том числе и кусаться. Нельзя забывать, что родительское тепло и внимание нужно всем детям, по возможности поровну и каждодневно. Конечно, добиться этого непросто, но если стараться это сделать, то результаты будут видны практически незамедлительно.
- Также причиной «кусательного» поведения может быть и обычная усталость. Бывает такое, что в остальных случаях абсолютно спокойный, самодостаточный и любимый ребенок, при, например, приходе гостей, начинает безобразно себя вести. Это связано с тем, что ребенок в раннем возрасте быстро устает, но, не в состоянии понять причин своего состояния, начинает бунтовать, особенно, если родители принуждают его делать однообразные, неинтересные для него действия.
- Сходной с предыдущей причиной может быть и изменение привычного для ребенка режима дня, когда, например, он хочет спать, но взрослые по каким-либо причинам не могут удовлетворить насущные потребности малыша. В этом случае он будет плаксив, агрессивен, беспокоен. В этих случаях его ругать бесполезно — лучше попытаться понять причины, посочувствовать и помочь.
- Наконец, причиной могут быть и сложности в адаптации в дошкольном учреждении. Впервые придя в детский сад, ребенок страдает в отрыве от родных и в условиях непривычного ему распорядка дня — и в качестве формы протеста, самозащиты, он может в том числе и кусать сверстников. Чтобы уберечь вашего ребенка от подобного стресса, следует вдумчиво, с помощью штатных психологов и педагогов детского сада помогать ему влиться в новую для него жизнь.
Подводя итог, можно заключить, что ребенок в большинстве случаев кусается, или защищая что-то свое, или попадая в дискомфортные для него условия. Но предвосхитить и исправить такое поведение могут лишь сами взрослые, создав необходимые условия для гармоничного развития личности ребенка.
ГОТОВЫ ЛИ К ШКОЛЕ РОДИТЕЛИ?
Карпенко М.В.
педагог-психолог
Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:
- Помочь, не рассердившись;
- Не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
- Не унижать;
- Не обижать;
- Не сравнивать с другими своего ребенка;
- Не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.
- В общем, готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.
- Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
- Что он еще живет в дошкольном детстве: мир игр и игрушек, мир свободного времени.
- Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты обязан».
- Что его работоспособность — 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.
- Что ему непривычно будет «быть одним из многих».
- Что он будет более подвержен заболеваниям.
- Что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движение.
- Для того, чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и так далее
- Старайтесь сделать в выходные что-то интересное вместе с ребенком и для ребенка: праздник, выпуск семейной газеты, запуск воздушного змея, пикничок в лесу, поход в музей и прочее.
- Ребенку нужны положительные эмоции.
- Не забывайте заглядывать в рюкзак своего ребенка. Если он приучен к порядку, то проблем будет меньше, а если нет…
- Постарайтесь заранее (летом) научить открывать дверной замок (если в этом есть такая необходимость), предупредив об осторожности.
- Заранее научите его аккуратно вешать школьную одежду на вешалку и переодеваться в домашнюю.
- В общем, все бытовые дела попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.
- Берегите психику ребенка.
- Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли и др. Надо спокойно выяснить, что произошло, стараться вслух не делать своих «своих взрослых выводов».
- Не забывайте о школьных праздниках. Ребенку будет обидно, если Вы вдруг не оденете его празднично, не придумаете с ним вместе карнавальный костюм.
- Ребенок ждет от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь разделить вместе с ним его радость. Поделки ставьте на самое видное место, тетради с пятеркой покажите бабушке и дедушке и т. д.
- Дайте возможность ребенку почувствовать себя счастливым и умеющим.
Это лишь маленькая частичка того, что нужно знать о ребенке-школьнике. Главное — понимание, любовь, доверие, забота. Если Вы еще раз все это прочтете, то, может быть, поймете, какое это испытание для ребенка.
- Окользина
- Татьяна Анатольевна
- «Готов ли ваш ребенок к школе?»
- Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей.
«Скоро в школу!» — у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу.
Родители начинают думать:
- Готов ли мой ребенок к школе?
- Хватит ли ему усидчивости?
- В какую школу его отдать?
- Какую учебную программу выбрать?
Все эти вопросы действительно, очень важны, но прежде всего, родителям необходимо знать, что готовность к школьному обучению состоит из многих компонентов.
- Во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, то есть иметь мотивацию к обучению.
- Во-вторых, у него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками и учителями, контролировать свое поведение.
- В-третьих, ребенок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
И, пожалуй, самое главное: у него должно быть соответствующее интеллектуальное развитие, хороший уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения.
Ребенку необходим достаточный уровень развития произвольности поведения и волевых качеств для поддержания интеллектуальной работоспособности и для того, чтобы успевать работать вместе с классом.
Желание учиться – это одно из важных условий благополучного начала обучения в школе и оно из важных условий благополучного начала обучения в школе и оно проявляется в том, что:
- Ребенку нравится читать книги, решать задачи и выполнять другие интеллектуальные задания.
- Ребенок понимает необходимость учения, как обязательной и ответственной деятельности.
- Ребенок проявляет стремление узнавать новое.
- У ребенка сформировано эмоционально-благополучное отношение к школе.
Что же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует?
Прежде всего, думайте не о том, как заставить, а как заинтересовать.
- Не перегружайте детей, оставляйте время для разнообразных игр. Чтобы хотеть учиться, ребенку необходимо «наиграться»! летом
- Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок совершит «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
- Старайтесь показать необходимость каждого знания, приводите примеры.
- Давайте посильные задания. Они не должны быть не слишком трудными, не слишком легкими.
- Сами проявляйте интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
- Отмечайте «рост», рост терпение, старание ребенка. Пусть он ощущает свои успехи.
- Объективно оценивайте возможности и способности своего ребенка. Не сравнивайте его с другими детьми, только с самим собой.
- Играйте всей семьей в настольные игры, в которых требуется четкое соблюдение правил игры, для достижения результата.
- Расскажите о школе и о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителями (не приукрашивая, и не стращая).
- Вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения).
- Постарайтесь дать понять ребенку следующее: «Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями».
И последний совет, хорошо отдохните летом и будьте терпеливыми!!!!
Что делать, если ребенок начал кусаться в детском саду: советы опытного психолога
Для каждого ребенка первый поход в детский сад – огромнейший стресс, ведь с этого момента малыш вынужден делать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь.
В садике ребенок приобщается к социуму, учится контактировать со сверстниками, жить в коллективе, познает навыки поведения в социуме. Но далеко не всем детям легко влиться в новые условия жизни.
Некоторым малышам настолько некомфортно, что свои негативные ощущения они проявляют самым необычным, несколько жестоким способом. Например, ребенок начинает кусаться.
Причем «кусачесть» может проявляться только, когда кроха посещает садик, но чаще подобное поведение прослеживается и дома, а вот в саду оно достигает своего «апогея». Но почему ребенок кусается в детском саду? Какова причина этого типа детской агрессии? Как решить проблему без вреда для детской психики?
Причины детской «кусачести»
Если речь идет о детях в возрасте до 3 лет, то, как утверждает психолог, кусать других он может из-за банального неумения выражать свои эмоции, любовь, или же у него просто растут зубки.
Поведение ребенка, который кусается в возрасте от 3 лет, нормой назвать нельзя. Что же нужно делать в этом случае? Первое действие – найти причину такого поведения.
Второе – решить проблему, опираясь на советы психолога, так как «кусачесть» детей – это чаще психологическая проблема.
Внимательно наблюдая за малышом, который начал кусаться дома или в садике, достаточно легко определить причину его агрессивного поведения.
Причина | Описание | Что делать? |
Плохой пример | Дети часто подражают не только взрослым, но и сверстникам. Поэтому, если в детском саду кто-то из детей кусает ровесников, ваш малыш вполне может перенять эту манеру защиты или агрессии. | Ни в коем случае не ругать ребенка. Нужно в дружелюбной форме объяснить, что кусаться нельзя, что таким образом малыш делает больно своим друзьям. А подражать плохим поступкам – значит, стать хулиганом, а не порядочным человеком. |
Защитная реакция | Ребенок может начать кусаться, если его часто обижают в детском саду – отбирают игрушки, толкают, не берут к себе в игру. Поскольку дети в возрасте 3 лет еще неспособны разобраться в сложившейся ситуации из-за отсутствия жизненного опыта и недостаточного развития психоэмоциональной сферы, на обиду они отвечают укусом. | Объяснить, что отвечать на обиды кусанием нельзя. Научить контактировать с детьми, делиться игрушками. Если возникают ситуации, когда малыша обижают, научить просить помощи у взрослых, решать конфликт не зубками, а речью. |
Недостаток внимания | Ребенок может кусаться в детском саду, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное. Главное то, что его заметили. К тому же в силу своих возрастных особенностей ребенок плохо понимает, что своими действиями он делает кому-то больно. | Больше времени проводите с ребенком: играйте, читайте книги, гуляйте на улице, рисуйте, лепите, разговаривайте, в конце концов! Обнимайте своего малыша, говорите о своей любви, рассказывайте о том, как сильно и долго вы его ждали, целуйте, хвалите, поддерживайте. |
Доказательство собственной значимости | Попадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером настолько бывает сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом. | Объяснить посредством ролевых игр, что искусанным быть очень обидно, и вряд ли таким способом он добьется расположения со стороны сверстников. |
Чувство тревоги | Кусать других детей (и даже взрослых) ребенок может потому, что ему некомфортно в условиях, где он пребывает в данный момент, или ему страшно, он чувствует себя беззащитным и одиноким. | Следует окружить ребенка еще большей заботой и любовью, по возможности дать больше ему личного пространства. Если чувство тревоги у крохи возникает во время адаптации к детскому саду, разрешите взять ему с собой любимую игрушку. |
Неурядицы в семье | Частые ссоры родителей, их развод и конфликты нарушают душевное равновесие ребенка. В ответ на семейные неурядицы ребенок начинает кусать сверстников, взывая таким способом о помощи. | Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка. |
Агрессия со стороны родителей | Причем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малышей возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может. | Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты. |
Как средство коммуникации | Ну кто из родителей ни разу не покусывал крохотные пяточки или бока своего малыша?! А ведь мы так проявляем свою любовь к детям. И если делать это часто, впоследствии кроха может определить для себя эти действия, как выражение положительных чувств – дружбы, уважения, любви, привязанности. | Не позволяйте себе кусать ребенка, даже играя. Невинная игра может обернуться серьезной проблемой. |
Гиперактивность | Чрезмерно активные дети чаще норовят укусить своих сверстников, нежели малыши с нормальной активностью. Гиперактивные дошкольники часто не успевают в течение дня использовать накопившуюся энергию, которая впоследствии находит выход через кусания. | Распланируйте день ребенка так, чтобы на шалости у него не оставалось времени. Больше гуляйте на улице, обеспечьте ему больше подвижных игр, запишите в спортивную секцию. Однако активность лучше планировать на первую половину дня. После обеда должны преобладать спокойные занятия – рисование, лепка, чтение, конструирование. |
Усталость | Далеко не каждый ребенок может выдержать продолжительный шум, гам, большое скопление людей в одном помещении. От такой суеты спокойные дети (или же, наоборот, нервозные) быстро устают. Психологи утверждают, что укусы в таком случае – это скрытая просьба малыша оставить его в покое, поскольку он слишком устал. | Если видите, что ребенок устал, — не трогайте его, обеспечьте ему отдых. |
Каждую из причин можно определить внимательным наблюдением за ребенком.
Если малыш в это время посещает детский сад, попросите педагогический коллектив проследить за вашим крохой, в каких ситуациях он начинает кусать сверстников, что способствует такому его состоянию.
Со своей стороны начните уделять малышу больше внимания, интересуйтесь его жизнью, успехами, чаще обнимайте и говорите, как сильно он вам дорог.
Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?
Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.
Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться.
Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр.
Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.
Общие советы психолога
Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом взрослые должны оставаться максимально спокойными, терпеливыми и доброжелательными. Любое проявление агрессии, раздражительности и озлобленности все старания сведет на нет.
- Не умиляйтесь и не поощряйте ребенка улыбкой или смехом, если он кого-то укусил.
- Не кусайте ребенка даже во время игр.
- Научите малыша добиваться желаемого другими альтернативными методами – словами, жестами.
- Учите кроху делиться со сверстниками игрушками, сладостями. Хвалите за то, что он предлагает угощения другим.
- Разыграйте конфликтную ситуацию, в которую попал ранее малыш, на примере игрушек: «Две козочки столкнулись на мосту. Что они будут делать – бодаться, кусаться? А может лучше уступить дорогу?».
- Если проблема заключается в недостатке родительского внимания, найдите возможность проводить с ребенком больше внимания: сходите в парк, посетите спектакль, детскую игровую площадку и пр.
- Если ребенок кусается из-за того, что ему страшно или он не уверен в себе, подбодрите его, похвалите, разговаривайте со своим малышом.
- Если причина «кусачести» в неспокойной обстановке детского сада, лучше перевести кроху в другое учреждение.
- Подавайте своему крохе хороший пример: не ругайтесь в его присутствии, не сквернословьте. Помните, что дети очень быстро перенимают поведение взрослых и подражают им.
- Если проблема не исчезает, следует обратиться за помощью к специалистам.
Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы «на потом», ведь «потом» может быть поздно. Берегите своих детей!
← Советы и рекомендацииЗдоровье детей →
Если ребенок кусается..
Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого кусаки. Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели относится к этому, прямо скажем, больному вопросу?
Любой ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз вернулся домой со следами чьих-нибудь зубов на теле. Маленькие дети кусаются, это факт. Иногда следы зубов видны только во время переодевания, они не бросаются в глаза и родители порой их не замечают. Иногда они выглядят, как зловещие часы на детской ручонке или спине.
Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие» завершается. Вы идете в садик и грозно требуете примерно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении, вопрос о том, как должны реагировать родители в таком случае, остается открытым.
Джудит Шурман-Офер, психолог организации «ТЕЛЕМ» (центры по психологическому развитию детей), утверждает, что нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет.
В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность. В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы.
Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.
Причины поведения.
Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая — желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт.
В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира. Младенцы часто кусают разные предметы, соски, игрушки и даже материнскую грудь.
Вначале они делают это неосознанно, но затем они все лучше понимают смысл укуса и реакцию, которую тот вызовет у окружающих.
Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детсадах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку.
Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами. Возникает противоречие между его недостаточными вербальными способностями и достаточно высоким ментальным уровнем. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии.
Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.
Третьим фактором может стать низкая сенситивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сенситивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.
Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома.
Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями… Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику. Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты — достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.
Кто кусал и кто укушен.
Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит.Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства.
Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.
Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к профессиональному психологу.
Но прежде всего, следует проверить, в каких ситуациях в садике ребенок кусается, и попробовать предотвратить их возникновение. Например, если ребенок проявляет агрессию при усталости или голоде, значит, в это время ему трудно владеть собой, и он быстро раздражается. Исключить повод для агрессии довольно просто, психолог тут не нужен.
Но как быть с «жертвой», в особенности, если каждый день ребенок приходит из садика со следами укусов? Означает ли это, что воспитатели недостаточно следят за детьми? Ответ прост: если следы укусов сменяют друг друга постоянно, ситуация безусловно ненормальна.
Воспитатели должны стараться, чтобы «кусачие» детки были все время в поле их зрения. Например, днем, когда дети уже устали, следует обратить внимание на то, чтобы потенциальные «кусаки» были заняты спокойным делом под надзором одного из взрослых.
Но даже если воспитатели очень внимательны и стараются предотвратить эксцессы, не надо ожидать от них стопроцентного успеха.
У нас никого не кусают!
Правило номер один любого детского коллектива: когда ребенок кусается, его следует, прежде всего, остановить и отвести подальше от «жертвы». Следует объяснить ребенку совершенно однозначно, что ни в коем случае нельзя кусаться. Можно сравнить это с другими известными ему запретами, существующими в садике.
Достаточно одного короткого предложения, которое следует повторять ясно, четко и строго: «У нас в садике нельзя кусаться!». Нет смысла наказывать малыша в таком возрасте. Он еще недостаточно осознает причинно-следственную связь между поведением и наказанием, и кроме того, он практически не владеет своими побуждениями. Поэтому если он разозлиться опять, страх перед наказанием не остановит его.
Кроме того, ребенок в этом возрасте еще не в состоянии понять, что другому тоже больно.
Что касается родителей «кусачего» малыша, нет смысла ежедневно делать им замечания по поводу поведения ребенка. Следует назначить встречу, которая будет касаться всех аспектов укусов. Если родители будут чувствовать, что воспитатели критикуют их и ребенка, это только заставит их занять круговую оборону, агрессивно реагировать на нападки и упреки.
В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.