В детстве таблица умножения составляла для нас некое испытание. Сегодня выучить таблицу умножения является одним из основных заданий по математике для младшего школьника.
Из этой статьи Вы узнаете полезные советы и способы, как помочь ребёнку запомнить таблицу умножения без слёз и истерик.
Важно понимать, что при механическом зазубривании информации, ребёнок с трудом качественно воспроизведёт таблицу через несколько дней. Если Вам кажется, что учить цифры нереально сложно, мы откроем некие секреты, как выучить таблицу умножения быстро и просто.
Полезные советы, как помочь ребёнку выучить таблицу умножения
Результативность учебного процесса зависит от его систематичности и мотивации ребёнка. И то, и другое зависит от взрослых, то есть от учителей и родителей. Фраза: «Ты должен выучить таблицу умножения, садись за уроки» – плохая мотивация к учёбе. Она отбивает желание к познанию. Тем более, когда мы добавляем: «Если ты сейчас не выучишь математику, гулять сегодня никуда не пойдёшь!»
С чего же начать изучение таблицы умножения? Как объяснять ребёнку, чтобы он понимал и запоминал цифровую информацию? Вот несколько полезных советов:
1. Подготовьтесь к процессу креативно и настройтесь на позитив
Часто родители злятся, когда объясняют одно и то же по несколько раз, а ребёнок всё равно не понимает и не запоминает. Дело не в детях и не в том, что Вы плохой педагог. Это говорит о неправильно подобранном методе объяснения. Восприятие детей младшего возраста требует ярких запоминающихся примеров и соответствующей обстановки. Поэтому:
- настройтесь на позитивное общение;
- подготовьте рабочее место – уберите из стола всё лишнее;
- распечатайте несколько вариантов таблиц на разноцветных листах, картинки;
- заготовьте ручки, пару ярких фломастеров, бумагу и тетрадку в клетку.
2. Выберите правильный пример таблицы умножения
Для работы понадобиться таблица Пифагора, которую сейчас почему-то мало кто печатает на обороте тетрадей в клетку. Мы привыкли видеть этот вариант таблицы, запомнить который весьма сложно.
Дело в том, что это всего лишь столбики из примеров. Ребёнку не остаётся ничего, кроме как заучить их наизусть, поскольку выстроить логическую связь и закономерность между ними невозможно.
Во-первых, подготовьте настоящую таблицу умножения; во-вторых, добавьте красок – дети лучше воспринимают на контрасте.
3. Объясните чаду, как это работает
Ваше главное задание, как учителя, сделать так, чтобы ребёнок не догадался, что он учится. Большую часть информации дети воспринимают в игровой форме, при этом запоминают её довольно эффективно и качественно. Превратите процесс обучения в увлекательную игру.
Такие простые математические действия как сложение и умножение ребёнку уже знакомы. Постарайтесь применять самые простые примеры.
Напишите на разноцветном стикере определение: «Умножение – это короткий путь провести вычисление», и ниже пример в цифрах: «3 × 3 = 3 + 3 + 3». Пусть это напоминание лежит в детской тетрадке.
Это поможет воспринимать каждую математическую задачу, как интересную игру, где надо применять упрощение, анализировать или сопоставлять.
Следующий этап – объяснить, как работает таблица. Всё очень просто и даже весело: числа левого столбика умножаются на числа из верхней строки; решение – на месте их пересечения. Для того чтобы найти результат, надо провести рукой по нужных цифрах в таблице.
4. От малого к большему: начинайте с простого
Разделите изучение таблицы на несколько занятий, однако, старайтесь сделать их регулярными. На каждом занятии повторяйте предыдущие моменты для лучшего закрепления. Рекомендуем начинать изучать таблицу умножения с колонок 1, 2, 3. Для первого раза – это более, чем достаточно, чтобы ребёнок понял, как работать с таблицей.
Распечатайте таблицу с пустыми столбиками и при изучении новой цифры, заполняйте её вместе с ребёнком. С помощью этой игры, ребёнок будет считать при заполнении и видеть результат своей работы, что очень мотивирует.
Позже, берите в вооружение только по 1 цифре: таблица на 4, 5, 6, 7… Не спешите. Главное – качество.
5. Откройте главный секрет таблицы умножения – свойство коммутативности
Объясните ребёнку главный секрет таблицы. Покажите, что половину умножений он уже выучил. К примеру: 6 × 4 = 4 × 6, а 2 × 7 = 7 × 2.
От перестановки множителей произведение не меняется.
6. Попросите ребёнка самостоятельно вычислить закономерности в таблице
Мы упоминали о них в начале статьи. Давайте ребёнку подсказки, но только после попытки справиться самому.
Основные закономерности в таблице умножения:
- числа, которые умножают на 1, остаются без изменений;
- примеры на 5 оканчиваются пятёркой либо нулём;
- примеры на 10 оканчиваются на 0, первая цифра – та, на которую умножаем;
- примеры на 5 вполовину меньше примеров на 10;
- таблица на 9, ответы примеров: 9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Кроме первого и последнего числа, все остальные можно вычислить правилом – первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, вторая – уменьшается на 1.
Нестандартные способы изучения таблицы умножения
Сегодня в обучении продуктивны нестандартные методы. Для эффективного запоминания Вы можете практиковать различные методики, дидактические игры и яркие визуальные материалы – картинки, разноцветные таблицы, рисунки.
Что Вы можете использовать помимо классической формы изучения таблицы умножения:
Современная методика образного мышления – эйдетика
Ведущая современная методика эффективного запоминания – эйдетика, основана на образном мышлении. Это игровая методика развития памяти, с помощью которой ребёнок может представлять цифры в картинках и образах. Иллюстрации в воображении будут напоминать о результате решения задачи в прошлом и позитивно влиять на будущий результат.
Больше игр и примеров из жизни
Игровой момент сильно затягивает ребёнка, а живые примеры ассоциативно влияют на качество запоминания.
Игра №1
Вы можете подготовить разноцветные карточки или картинки с примерами умножения, не вписывая в них ответы. Перемешайте карточки на столе, чтобы не было видно содержимого.
Задание: ребёнок поочерёдно вытаскивает карточки и только при правильном ответе может выбрать другую карту. Если он совершил ошибку – карта возвращается в общую стопку. Игра продолжается. Надо стремиться к тому, чтобы открыть все карты.
Игра №2
Противоположна предыдущей. Сделайте карточки с ответами. К примеру, карточка с числом 20. Задание ребёнка: найти пути, которые приведут к этому результату – 10 × 2, 5 × 4.
Полезная книга для домашнего обучения – «Умножайка» И. Матюгина, И. Рыбниковой
Книга «Умножайка: пособие по запоминанию таблицы умножения в игровой форме» И. Матюгина, И. Рыбниковой предназначена для совместных игр с дидактической целью. Игры подходят для детей и их учителей, родителей, бабушек, дедушек, репетиторов и помогают выучить таблицу умножения без лишнего зазубривания.
Изучение таблицы умножения в школе развития памяти «Шалений равлик»
Опытный преподаватель высшей категории с шестнадцатилетним стажем – Елена Калачикова – работает с детками по игровой методике.
С помощью сюжетных картинок, иллюстраций, цифрообразов и метода трансформации, педагог помогает быстро и качественно запомнить таблицу умножения просто и без негативных эмоций.
Результат обучения невероятный! Приходите с ребёнком в школу развития памяти и мышления «Шалений равлик».
Как быстро выучить таблицу умножения? | Интерактивная образовательная платформа для обучения детей начальной и средней школы — Умназия
Как быстро выучить таблицу умножения?
Таблица умножения – своеобразная база, на которой строится все дальнейшее обучение в области математики. Взрослые не считают ее чем-то сложным и без проблем пользуются знанием в повседневной жизни, однако для учеников начальных классов изучение таблицы порой становится настоящим испытанием. Сегодня мы поговорим о принципах таблицы умножения и попробуем выучить ее быстро и без потери нервных клеток.
Что такое таблица умножения и зачем она нужна? Основные правила работы
Таблица умножения – это обыкновенная таблица, в которой строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках находятся их произведения.
Такая таблица используется для обучения школьников умножению по следующему принципу: в левом столбце ищется один множитель, в верхней строке – другой, затем от них проводятся вертикальная и горизонтальная линия. Клетка, на которой линии встречаются, и является ответом.
Умножение – простой и быстрый способ вычисления. Это важно объяснить ребенку, чтобы он понял, что учит таблицу не зря.
Принцип коммутативности.
Есть одно известное правило, которое обязательно нужно усвоить перед началом работы с таблицей: «От перестановки множителей произведение не меняется». Это значит, что таблица умножения симметрична, и ребенку нужно будет запомнить только половину всех примеров (то есть 4х5 = 20 – то же самое, что и 5х4 = 20).
Таблица Пифагора.
Раньше на задней обложке школьной тетради в клеточку можно было увидеть следующую табличку:
Это таблица Пифагора – традиционная таблица умножения. Она проще и понятнее, чем современные «таблицы-примеры», которые часто помещают на обложке тетрадей. Они выглядят вот так:
Такие таблицы вводят ребенка в заблуждение и не дают ему разобраться в закономерностях умножения и усвоить принципы таблицы Пифагора. В результате ученик пытается заучить примеры без понимания сути.
Как быстро и безболезненно выучить таблицу умножения? Советы и лайфхаки
Помните: нельзя начинать работу с таблицей с обычного «вызубривания». Лучше объяснить концепцию с точки зрения ее отношения к сложению — математической операции, которую школьники уже должны знать.
- Первым делом подготовьте традиционную таблицу умножения – таблицу Пифагора, и объясните ребенку принцип ее работы. Помните: он должен понять, что умножение – одна из основных математических операций. Постарайтесь убедить школьника в том, что справиться с умножением может каждый.
- Объясните свойство коммутативности. Если вы этого не сделаете, школьник, скорее всего, испугается большого объема информации и не захочет разбираться дальше.
- Не ругайте ученика за ошибки и «плохую», по вашему мнению, память. Регулярные занятия рано или поздно приведут к желаемому результату, так что просто наберитесь терпения и поддерживайте ребенка.
- Не пытайтесь выучить все за один присест. Начните с колонок 1, 2 и 3 – ребенку требуется время, чтобы «переварить» и усвоить новую информацию. Не забывайте о систематическом повторении пройденного материала: это нужно делать как минимум один раз в день.
- Избавьтесь от привычки ставить в пример детей друзей и знакомых: «А вот сын дяди Виталика…». Это заставляет ребенка чувствовать себя неуверенно, формирует заниженную самооценку и, чаще всего, отбивает желание продолжать обучение.
- Не заставляйте школьника заниматься через силу. Все должно происходить постепенно. Выделяйте время для отдыха и относитесь с понимаем к слабостям вашего чада – ведь все взрослые когда-то были детьми.
Хороший вариант — изучать таблицу умножения в игровом формате. Вот несколько упражнений для более быстрого запоминания:
- 1. «Карточки».
Сделайте или купите карточки, на которых будут записаны ответы из таблицы умножения (например, 30 или 12). Доставайте карточки из стопки и показывайте ребенку число: он должен вспомнить, какие примеры из таблицы имеют такой же ответ (например, число 30 — 10х3 или 6х5, а число 12 – 2х6 или 3х4).
Можно пойти от обратного и сделать карточки, на которых будут написаны примеры без ответа. Ребенок может сам брать карточку из стопки и давать ответ: если он верный, карточка откладывается в сторону, а если нет – возвращается в стопку. Разнообразьте игру: договоритесь давать ответы на время и подсчитывайте правильные ответы, чтобы мотивировать ребенка улучшать свой результат. - 2. «Умножение в реальной жизни».
Используйте наглядные примеры: например, «умножайте» с помощью палочек, шаров или карандашей. Так ребенок быстрее усвоит новый материал и не заскучает во время обучения.
Рассуждайте и приводите примеры из жизни. Например, положите в два пенала пять ручек и покажите ребенку, что общее количество ручек равно количеству ручек в одном пенале, помноженному на количество пеналов. - 3. «Рифма».
Не пренебрегайте песенками и стихотворениями – иногда они помогают запоминать примеры лучше самого квалифицированного учителя. Можно найти что-то в Интернете (например, такое: «У кого, друзья, не спросим: шестью восемь – сорок восемь»), а можно сочинить самостоятельно – потренируете фантазию и заодно отвлечете ребенка. - 4. «Закономерности».
Поделитесь с ребенком своеобразными «инсайтами», которые помогут ему быстрее выучить таблицу умножения. Например, все числа при умножении на 1 остаются неизменными, а чтобы умножать на 4, можно дважды удваивать число: 5х4 = 5х2 + 5х2. Все примеры на 10 оканчиваются на ноль: его нужно просто прибавлять к числу, которое мы умножаем.
Помните, что таблицу умножения по силам выучить каждому школьнику. Нужно просто приложить немного усилий.
Попробуйте все наши курсы бесплатно! Мы предлагаем более 20 курсов и 4 000 авторских задач по школьным предметам, навыкам мышления и важнейшим темам! начать заниматься
Закономерность — это регулярные устойчивые взаимосвязи в количествах, свойствах и явлениях объектов. В математической закономерности нужно найти алгоритм, согласно которому в цепочке чисел происходит их повторение, изменение или замещение в соответствии с установленным правилом. Разгадывание ребусов – отличное времяпровождение для любителей всевозможных головоломок и загадок. Это захватывающий процесс, суть которого заключается в том, чтобы расшифровать слово, фразу или предложение с помощью картинок и символов-подсказок: цифр, букв, запятых и прочих знаков. Логическая загадка любой сложности заставит вас подумать о давно забытых предметах, вспомнить содержание детских сказок и смириться с тем, что ваш ребенок находит ответы быстрее вас. Хотите проверить? Мы подготовили специальную подборку сложных логических загадок!
Как быстро и легко выучить таблицу умножения наизусть (за 5 минут)
Многие родители, чьи дети окончили первый класс, задают себе вопрос: как же помочь ребенку быстро выучить таблицу умножения. На лето детям задают выучить эту таблицу, и не всегда ребенок проявляет желание летом заниматься зубрежкой. Тем более, что если просто механически зазубрить и не закрепить результат, то можно впоследствии и забыть некоторые примеры.
В этой статье читайте способы, как быстро выучить таблицу умножения. Конечно, за 5 минут этого сделать не получиться, но за несколько занятий вполне можно достичь хорошего результата.
Также читайте статью, как быстро выучить стих.
С чего начать изучение таблицы умножения?
В самом начале нужно объяснить ребенку, что такое умножение (если он еще не знает). Покажите смысл умножения на простом примере. К примеру, 3*2 — это значит, что цифру 3 нужно 2 раза сложить. То есть 3*2=3+3. А 3*3 — значит, цифру 3 нужно сложить 3 раза. То есть 3*3=3+3+3. И так далее. Понимая суть таблицы умножения, ребенку легче будет ее выучить.
Детям будет легче воспринимать таблицу умножения не в виде столбиков, а в виде пифагоровой таблицы. Она выглядит вот так:
Объясните, что числа на пересечении столбика и строчки — это результат умножения. Изучать такую таблицу ребенку намного интереснее, ведь тут можно найти определенные закономерности. И, когда посмотришь внимательно на эту таблицу, видно, что числа, выделенные одним цветом, повторяются.
Из этого ребенок даже сам сможет сделать вывод (а это уже будет развитие мозга), что при умножении при перемене множителей местами произведение не меняется.
То есть он поймет, что 6*4=24 и 4*6=24 и так далее. То есть учить надо не всю таблицу, а половину! Поверьте, увидев первый раз всю таблицу (ого, сколько надо выучить!), ребенку станет грустно.
Но, поняв, что учить надо половину, он заметно повеселеет.
Таблицу Пифагора распечатайте и повесьте на видном месте. Каждый раз, глядя на нее, ребенок будет запоминать и повторять какие-то примеры. Этот момент очень важен.
Начинать изучения таблицы нужно от простого к сложному: вначале выучите умножение на 2, 3, а потом на другие числа.
Для легкого запоминания таблицы используют различные инструменты: стихи, карточки, онлайн-тренажеры, небольшие секреты умножения.
Карточки — один из лучших способов быстро выучить таблицу умножения
Таблицу умножения нужно учить постепенно: в день можно брать для запоминания по одному столбику. Когда будет выучено умножение на какое-либо число, нужно закрепить результат с помощью карточек.
Карточки можете сделать сами, а можете распечатать уже готовые. Скачать карточки можете по ссылке ниже.
Скачать карточки для изучения таблицы умножения.
На одной стороне карточки пишутся умножаемые числа, на другой — ответ. Все карточки складываются ответом вниз. Ученик тянет поочередно карты из колоды, отвечая на заданный пример. Если ответ назван верный, карточка откладывается в сторону, если школьник ошибся — карточка возвращается в общую колоду.
Таким образом тренируется память, и таблица умножения быстрее учится. Ведь, играя, всегда интереснее учиться. В игре с карточками работает и зрительная память, и слуховая (нужно озвучить уравнение). А также учащийся хочет поскорее «расправиться» со всеми карточками.
Когда немного выучили умножение на 2, сыграли в карточки с умножением на 2. Выучили умножение на 3, сыграли в карточки с умножением на 2 и 3. И так далее.
Умножение на 1 и 10
Это самые легкие примеры. Тут даже заучивать ничего не надо, просто понять, как умножаются числа на 1 и на 10. Начните изучение таблицы с умножения на эти числа. Объясните ребенку, что при умножении на 1 получится то же умножаемое число. Умножить на один — означает взять какое-то число один раз. Тут не должно возникнуть сложностей.
Умножить на 10 — означает, что нужно сложить число 10 раз. И всегда получится число в 10 раз больше умножаемого. То есть для получения ответа нужно просто дописать ноль к умножаемому числу! Ребенок с легкостью сможет превратить единицы в десятки, прибавив ноль. Поиграйте с учеником в карточки, чтобы он лучше запомнил все ответы.
Умножение на 2
Умножение на 2 ребенок может выучить за 5 минут. Ведь в школе он уже научился складывать единицы. А умножение на 2 — не что иное, как сложение двух одинаковых чисел. Когда ребенок знает, что 2*2 = 2+2, а 5*2 = 5+5 и так далее, то этот столбик никогда не станет для него камнем преткновения.
Умножение на 4
После того, как выучили умножение на 2, переходите к умножению на 4. Этот столбик ребенку будет легче запомнить, чем умножение на 3. Чтобы легко выучить умножение на 4, распишите ребенку, что умножение на 4 — это умножение на 2, только два раза. То есть сначала умножаем на два, а потом полученный результат еще на 2.
Например, 5*4 = 5*2 *2 = 5+5 (как при умножении на 2 нужно сложить одинаковые числа, получаем 10) + 10 = 20.
Умножение на 3
Если с изучением этого столбика возникнут сложности, можно обратиться за помощью к стихам. Стихи можно взять готовые, а можно придумать самому. У детей хорошо развита ассоциативная память. Если ребенку показать наглядный пример умножения на каких либо предметах из его окружения, то он легче запомнит ответ, который у него будет ассоциироваться с каким-либо предметом.
Например, разложите карандаши в 3 кучки по 4 (или 5, 6, 7, 8, 9 — смотря какой пример ребенок забывает) штук. Придумайте задачку: у тебя есть 4 карандаша, у папы есть 4 карандаша и у мамы есть 4 карандаша. Сколько всего карандашей? Посчитайте карандаши и сделайте вывод, что 3*4 = 12. Иногда такая визуализация очень помогает запомнить «сложный» пример.
Умножение на 5
Помню, для меня этот столбик был самым легким для запоминания. Потому что каждое следующее произведение увеличивается на 5.
Если умножать четное число на 5, в ответе получится тоже четное число, заканчивающееся на 0. Дети легко это запоминают: 5*2 = 10, 5*4 = 20, 5*6 = 30 и т.д.
Если умножать нечетное число, то в ответе получим нечетное число, заканчивающееся на 5: 5*3 = 15, 5*5 = 25 и т. д.
Умножение на 9
Пишу после 5 сразу 9, потому что в умножении на 9 есть маленький секретик, который поможет быстро выучить этот столбик. Выучить умножение на 9 можно с помощью пальцев!
Для этого положите руки ладонями вверх, пальцы разогните. Мысленно пронумеруйте пальцы слева направо от 1 до 10. Загните тот палец, на какое число нужно умножить 9. Например, нужно 9*5. Загибаете 5 палец. Все пальцы слева (их 4 — это десятки), пальцы справа (их 5) — единицы. Соединяем десятки и единицы, получаем — 45.
Еще один пример. Сколько будет 9*7? Загибаем седьмой палец. Слева остается 6 пальцев, справа — 3. Соединяем, получаем — 63!
Чтобы лучше понять этот простой способ выучить умножение на 9 — посмотрите видео.
Еще один интересный факт об умножении на 9. Посмотрите на картинку ниже. Если записать столбиком умножение на 9 с 1 до 10, то можно заметить, что произведения будут иметь некую закономерность. Первые цифры будут от 0 до 9 сверху вниз, вторые цифры — от 0 до 9 снизу вверх.
Также, если внимательно посмотреть на получившийся столбик, можно заметить, что сумма чисел в произведении равна 9. К примеру, 18 — это 1+8=9, 27 — это 2+7=9, 36 — это 3+6=9 и так далее.
Второе интересное наблюдение такое: первая цифра ответа всегда на 1 меньше, чем число, на которое умножается 9. То есть 9×5=45 — 4 на один меньше, чем 5; 9×9=81 — 8 на один меньше, чем 9. Зная это, легко вспомнить, на какую цифру начинается ответ при умножении на 9. Если вторую цифру забыли, то ее легко можно посчитать, зная, что сумма чисел в ответе равна 9.
Например, сколько будет 9×6? Сразу понимаем, что ответ будет начинаться на цифру 5 (на один меньше, чем 6). Вторая цифра: 9-5=4 (потому что сумма чисел 4+5=9). Получается 54!
Видите, как просто и быстро можно посчитать произведение при умножении на 9. Закрепите знания с помощью карточек, и ребенок больше не будет путаться в ответах.
Умножение на 6,7,8
Когда вы с ребенком приступите к изучению умножения на эти числа, он уже будет знать умножение на 2, 3, 4, 5, 9. С самого начала Вы объяснили ему, что 5×6 — это то же самое, что 6×5. Значит, некоторые ответы он уже знает, их не нужно учить сначала.
Остальные уравнения нужно выучить. Используйте таблицу Пифагора и игру в карточки для лучшего запоминания.
Есть один способ, как посчитать ответ при умножении на 6, 7, 8 на пальцах. Но он более сложный, чем при умножении на 9, потребуется время для подсчета. Но, если какой-то пример никак не хочет запоминаться, попробуйте с ребенком посчитать на пальцах, возможно, ему так будет проще выучить эти самые сложные столбики.
Как посчитать на пальцах умножение на 6, 7 и 8 смотрите в видео ниже.
Чтобы легче запомнить самые сложные примеры из таблицы умножения, порешайте с ребенком простые задачки с нужными числами, приведите пример из жизни. Все дети любят ходить в магазин с родителями. Придумайте ему задачку на эту тему.
Например, ученик никак не может запомнить, сколько будет 7×8. Тогда смоделируйте ситуацию: у него День рождения. Он пригласил в гости 7 друзей. Каждого друга нужно угостить 8 конфетами.
Сколько конфет он купит в магазине для друзей? Ответ 56 он запомнит намного быстрее, зная, что это количество угощений для друзей.
Запоминать таблицу умножения можно не только дома. Если Вы с ребенком на улице, то можно решать задачки, исходя из того, что вы видите. Например, мимо вас пробежало 4 собаки. Спросите ребенка, сколько всего у собак лап, ушей, хвостов?
Также дети очень любят играть на компьютере. Так пусть играют с пользой. Включите ученику онлайн-тренажер для запоминания таблицы умножения.
Занимайтесь изучением таблицы умножения, когда у ребенка хорошее настроение. Если он устал, начал капризничать, то лучше оставьте дальнейшее обучение на другой раз.
Используйте те методы, которые больше подходят Вашему ребенку, и все получится!
Желаю легкого и быстрого запоминания таблицы умножения!
Что делать, если ребёнок не хочет учить таблицу умножения? Есть множество способов сделать это интересно и не разлюбить математику
Рано или поздно в каждой семье наступает этот день, когда ребёнку задают выучить таблицу умножения. В большинстве школ это случается во втором классе.
Но учителя, понимая, в какую драму может превратиться жизнь ученика в этот период, предлагают начинать ещё на летних каникулах. Ведь постижение новой науки в короткие сроки – огромный стресс.
А постепенное продвижение к цели даёт время понять принцип умножения и научиться находить искомые значения разными способами, не прибегая к формальному заучиванию.
Но всё это выглядит простым только в теории. На практике изучение умножения оказывается едва ли не переломным моментом в жизни детей. Почему так происходит и как всё-таки научить ребенка, чтобы просто и быстро выучить таблицу умножения – расскажет эта статья.
Таблица умножения – неприступная стена
Первое знакомство малышей с математикой в большинстве случаев проходит успешно. «Было три апельсина, один съели – осталось два», – дошкольники и первоклассники считают знакомые предметы, людей и животных, ловко прибавляют и вычитают. Это просто, понятно, и даже кажется занятным. Но вот ученику говорят: «За лето нужно выучить таблицу умножения», и с этого момента всё меняется.
Неудачи на этом пути обещаны каждому: и тем, кто «зубрит» без понимания, и тем, кому растолковали суть этой арифметической операции и как она пригодится в жизни. Запомнить 100 примеров с их значениями – это серьёзная задача.
Детей пугают объемы и необходимость тратить на это своё свободное время – много времени. И каждая новая попытка заканчивается слезами, капризами или настоящим протестом.
А затем закономерно перерастает в нелюбовь к предмету и так называемую «математическую тревожность».
Как показывает статистика, даже многие ученики средней и старшей школы не знают полностью таблицы умножения. Неумение перемножать числа до 10 крайне осложняет учебный процесс ещё в начальной школе. И с каждым годом проблемы с математикой накапливаются, как снежный ком, а затем распространяются и на другие связанные с ней предметы.
Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения?
Некоторые взрослые всерьёз полагают, что именно период усвоения таблицы умножения делит детей на «гуманитариев» и «технарей». В действительности же отсутствие такой взаимосвязи было доказано не одним десятком исследований.
Любой человек может добиться успеха в любой науке, если приложит к этому достаточно усилий и не окажется под давлением ярлыка «неспособный», навешенного окружением.
Точно так же малыши учатся ходить, говорить, писать: у них не всё получается с первого раза, но это не означает, что им «не дано» и стоит оставить попытки.
В изучении таблицы умножения главное – заинтересовать ученика и найти подходящий именно ему способ. В отличие от этапов, когда ребёнок постигает базовые навыки, на мотивацию к обучению влияет и психологический настрой. Вот, что родители могут сделать, чтобы поддержать ребёнка:
- позвольте ему придерживаться собственного темпа. Пусть сначала хорошо выучит примеры с одним множителем, затем переходите к следующему;
- регулярно повторяйте пройденное, чередуя методики. Игры вызовут интерес к процессу и отвлекут от ощущения учебной обязанности, а разные виды дидактических материалов помогут систематизировать знания;
- не сравнивайте его с другими и не добавляйте негативных эмоций угрозами, а также не нервничайте сами;
- поощряйте успехи: угостите мороженым за освоение очередного столбика или разрешите лечь спать немного позже;
- напоминайте, что все ошибаются, и это нормально; иногда нарочно демонстрируйте это сами.
Самые простые способы выучить таблицу умножения
Поколение современных родителей в большинстве своём учили умножение чисел по таблице с 10 столбиками примеров. Этот способ популярен и до сих пор, но педагоги почти единогласны в том, что для изучения он совсем не подходит. Но есть много других способов, и разным детям могут подойти разные из них.
1. Зрительное запоминание: квадрат Пифагора
Этому варианту таблицы уже более 4 тысяч лет. Её преимущество заключается в симметрии: значения по обе стороны диагонального ряда квадратов чисел дублируются. То есть учить придётся не 100 примеров, а в два раза меньше.
Мозг человека ищет симметрию во всём, поэтому такие таблицы – особенно яркие и разноцветные – хорошо отпечатываются в памяти детей.
Когда ученик многократно обращается к квадрату Пифагора при решении примеров, он активизирует зрительную память и запоминает его визуально.
Перед изучением таблицы ребёнок должен отчетливо понимать, как с ней работать: числа из левого столбца умножаются на множители из верхней строчки, а на месте их пересечения находится искомое произведение.
Объясните ребёнку, как связано умножение и сложение, то есть, что 3х3 = 3+3+3.
Продемонстрируйте, что «от перестановки множителей произведение не меняется» или что при умножении на 1 получается то же самое число, а также известные хитрости для каждого множителя.
2. Наглядные примеры
При объяснении сути умножения этот метод первичен. Дети должны понимать, откуда что берётся, и что числа и операции с ними – не просто абстрактные знаки, которые превращаются в другие знаки. Сначала дети видят, как 2 группы палочек по 3 штуки в каждой становятся 6 палочками.
Потом учатся считать клеточки в прямоугольнике 5х5. Вычисляют количество колёс у машин перед подъездом или количество ног у всех кукол дома, визуализируют подсчёт апельсинов в нескольких коробках.
Для подтверждения правильности счёта можно использовать любые подручные предметы: карандаши, кубики и т.д.
3. Стихотворения или рифмованные фразы
Существует множество уже сочинённых двустиший или четверостиший про каждый пример из таблицы. Предложите ребёнку выучить их или сочините свои. Ритм и рифма отлично помогают с запоминанием сложных вещей и являются одними из основных мнемотехник.
Хорошо, если взрослые тоже выучат такие стихотворения – тогда повторять их можно будет где угодно. Родители могут иногда поддаваться ребенку, будто забыли, как правильно.
Малышам же будет вдвойне интересно и самим вспомнить ответ, а затем поделиться им с мамой и папой.
4. Карточки
Этот способ очень распространён для заучивания иностранных слов или толкований. Так же успешно его можно использовать для запоминания примеров из таблицы умножения. Карточки можно вырезать из бумаги/картона или купить в канцелярском магазине.
С одной стороны пишется пример, с другой – значение. Ребёнок пытается дать верный ответ по памяти и переворачивает карточку для проверки себя. Угаданные карточки откладываются, а те, с которыми возникли затруднения, прорабатываются снова, пока ученик не запомнит правильный ответ.
Начать можно с одного множителя, потом смешать карточки примеров с двумя разными множителями и т.д. Главное, тренироваться регулярно.
Использовать карточки можно и наоборот, особенно при переходе к изучению деления: ребёнок видит перед собой число и должен ответить, какие примеры из таблицы умножения ему соответствуют.
5. Счёт на пальцах
Такой счёт скорее помогает не заучить таблицу, а вспомнить забытые ответы. Детям процесс складывания и загибания пальцев напоминает фокусы, потому нравится уже сам по себе. А то, что так можно найти решение примера, и вовсе кажется магией.
Если положить на стол обе ладони и загнуть любой палец, получится результат умножения номера пальца на 9. Количество пальцев перед загнутым – это десятки, а после – единицы. А на схеме ниже представлен лайфхак, как выучить таблицу умножения чисел 6, 7, 8 и 9 друг на друга, если уже запомнил её от 1 до 5.
6. Онлайн-тренажеры и приложения для смартфона
Сегодня ассортимент обучающих программ и приложений безграничен. Среди них можно выбрать подходящие для любого вкуса и целей – выучить таблицу или закрепить её.
В более сложных программах есть и теоретические материалы – справка, и возможность практиковаться в счёте; есть подсказки, ведётся статистика, внедрена система поощрений и наград и так далее.
И очень удобно, если можно поставить напоминание о необходимости потренироваться.
Современные дети проводят много времени в гаджетах. Значит, такой способ может оказаться для них понятнее и интереснее: это как игра, только еще и полезная.
7. Настольные игры
Как и с пунктом выше, настольных игр, созданных специально для запоминания таблицы, очень много. Быстрые, долгие, с историей, в дорогу, карточные или с игровой доской – существуют сотни вариантов. Можно найти игру, задействующую почти любую из известных игровых механик. А можно и создать такую самостоятельно.
Выбирая варианты, как проще учить таблицу умножения с ребенком, учитывайте его индивидуальные особенности восприятия. «Аудиалы» лучше запоминают на слух – им подойдут заучивание стихов, проговаривание, ассоциативные рассказы.
«Визуалы» быстрее освоят её с помощью ярких плакатов, карточек, раскрасок «по номерам», где вместо чисел – примеры. «Кинестетикам» нужно всё трогать и много двигаться: им понравятся настольные игры, счёт на предметах или на пальцах.
Как научиться быстро умножать в уме
Когда таблица уже выучена и все примеры из неё многократно отработаны, школьников ждёт умножение многозначных чисел. На уроке можно вычислять в столбик или по китайскому методу пересекающихся линий. Сложные подсчёты разрешают делать на калькуляторе. Но умножать приходится не только в школе. И одна из самых удобных методик для устного счёта – ментальная арифметика.
Эта техника помогает производить все вычисления в уме, равно как и быстро умножать любые числа. В начале обучения дети используют специальные счёты – абакус, но постепенно учатся обходиться без них, просто представляя инструмент перед собой. Уже через пару месяцев занятий дети бегло считают в уме, могут выполнять одновременно несколько разных действий.
Визуализация подсчёта активирует сразу оба полушария мозга, что положительно влияет на все сферы жизни ребёнка. А, освоив ментальный счёт, ему больше не придётся ничего заучивать, и таблица умножения в школе не будет препятствием ни во всестороннем развитии, ни в выборе профессии.
И вопрос, как проще выучить таблицу умножения – лишь один из многих, на который способна дать ответ ментальная арифметика.
Как быстро выучить таблицу умножения наизусть
Ко 2 классу ребёнку сказали за каникулы выучить таблицу умножения.
Торопиться было некуда, поэтому целенаправленно мы ничего не зубрили, а когда куда-нибудь шли или ехали, я задавала сыну примеры вразброс на какую-нибудь цифру.
Например, на четыре: «дважды четыре», «четыре умножить на восемь», «четырежды шесть», «произведение пяти и четырёх» и т.д. Повторение — мать учения. Сначала сын складывал в уме, а потом называл уже по памяти.
Онлайн игра по таблице умножения
- В новом окне
- Умножение («умно жить») — это арифметическое действие, которое можно представить в виде суммы одинаковых слагаемых, равных первому множителю, в количестве, равном второму множителю.
- a × b = ba + a + … + a
От перемены мест множителей, произведение не меняется.
3 × 7 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 21
Умножение очень выручает, когда нужно посчитать
- количество отверстий в нескольких одинаковых дисках колес,
- количество однородных предметов в нескольких стандартных коробках,
- количество подков, требующихся табуну коней
- и т.п.
Умножение на 0
Равно нулю.
0 × 0 = 0 1 × 0 = 0 × 1 = 0 2 × 0 = 0 × 2 = 0 + 0 = 0 3 × 0 = 0 × 3 = 0 + 0 + 0 = 0 4 × 0 = 0 × 4 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0 5 × 0 = 0 × 5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 6 × 0 = 0 × 6 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 7 × 0 = 0 × 7 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 8 × 0 = 0 × 8 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 9 × 0 = 0 × 9 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 10 × 0 = 0 × 10 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
Умножение на 1
Равно первому множителю.
1 × 1 = 1 2 × 1 = 2 3 × 1 = 3 4 × 1 = 4 5 × 1 = 5 6 × 1 = 6 7 × 1 = 7 8 × 1 = 8 9 × 1 = 9 10 × 1 = 10
Умножение на 10
В конец числа первого множителя добавить цифру 0.
2 × 10 = 10 × 2 = 10 + 10 = 20 3 × 10 = 10 × 3 = 10 + 10 + 10 = 30 4 × 10 = 10 × 4 = 10 + 10 + 10 + 10 = 40 5 × 10 = 10 × 5 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 50 6 × 10 = 10 × 6 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 60 7 × 10 = 10 × 7 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 70 8 × 10 = 10 × 8 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 80 9 × 10 = 10 × 9 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 90 10 × 10 =10×10= 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 100
Умножение на 9
Первый множитель умножить на 10, а потом его вычесть из полученного произведения.
2 × 9 = (2 × 10) — 2 = 20 — 2 = 18 3 × 9 = (3 × 10) — 3 = 30 — 3 = 27 4 × 9 = (4 × 10) — 4 = 40 — 4 = 36 5 × 9 = (5 × 10) — 5 = 50 — 5 = 45 6 × 9 = (6 × 10) — 6 = 60 — 6 = 54 7 × 9 = (7 × 10) — 7 = 70 — 7 = 63 8 × 9 = (8 × 10) — 8 = 80 — 8 = 72 9 × 9 = (9 × 10) — 9 = 90 — 9 = 81
Умножение на 2
Сложить первый множитель сам с собой.
2 × 2 = 2 + 2 = 4 3 × 2 = 3 + 3 = 6 4 × 2 = 4 + 4 = 8 5 × 2 = 5 + 5 = 10 6 × 2 = 6 + 6 = 12 7 × 2 = 7 + 7 = 14 8 × 2 = 8 + 8 = 16
Умножение на 4
Равно дважды удвоенному первому множителю, для чего первый множитель умножить на 2 и прибавить столько же.
3 × 4 = (3 × 2) + (3 × 2) = 6 + 6 = 12 4 × 4 = (4 × 2) + (4 × 2) = 8 + 8 = 16 5 × 4 = (5 × 2) + (5 × 2) = 10 + 10 = 20 6 × 4 = (6 × 2) + (6 × 2) = 12 + 12 = 24 (шестью четыре — двадцать четыре) 7 × 4 = (7 × 2) + (7 × 2) = 14 + 14 = 28 8 × 4 = (8 × 2) + (8 × 2) = 16 + 16 = 32
Умножение на 5
С чётным первым множителем число произведения оканчивается нулём, с нечётным — 5.
3 × 5 = 5 × 3 = (5 + 5) + 5 = 10 + 5 = 15 4 × 5 = 5 × 4 = (5 + 5) + (5 + 5) = 10 + 10 = 20 5 × 5 = 5 × 5 = (5 + 5) + (5 + 5) + 5 = 10 + 10 + 5 = 25 (пятью пять — двадцать пять) 6 × 5 = 5 × 6 = (5 + 5) + (5 + 5) + (5 + 5) = 10 + 10 + 10 = 30 7 × 5 = 5 × 7 = (5 + 5) + (5 + 5) + (5 + 5) + 5 = 10 + 10 + 10 + 5 = 35 8 × 5 = 5 × 8 = (5 + 5) + (5 + 5) + (5 + 5) + (5 + 5) = 10 + 10 + 10 + 10 = 40
Равно половине произведения первого множителя на 10.
3 × 5 = (3 × 10) ÷ 2 = 30 ÷ 2 = 15 4 × 5 = (4 × 10) ÷ 2 = 40 ÷ 2 = 20 5 × 5 = (5 × 10) ÷ 2 = 50 ÷ 2 = 25 6 × 5 = (6 × 10) ÷ 2 = 60 ÷ 2 = 30 7 × 5 = (7 × 10) ÷ 2 = 70 ÷ 2 = 35 8 × 5 = (8 × 10) ÷ 2 = 80 ÷ 2 = 40
Умножение на 3
Первый множитель умножить на 2, а потом его прибавить к полученному произведению.
3 × 3 = (3 × 2) + 3 = 6 + 3 = 9 6 × 3 = (6 × 2) + 6 = 12 + 6 = 18 7 × 3 = (7 × 2) + 7 = 14 + 7 = 21 8 × 3 = (8 × 2) + 8 = 16 + 8 = 24
Умножение на 6
Первый множитель умножить на 5, а потом его прибавить к полученному произведению.
6 × 6 = (6 × 5) + 6 = 30 + 6 = 36 (шестью шесть — тридцать шесть) 7 × 6 = (7 × 5) + 7 = 35 + 7 = 42 8 × 6 = (8 × 5) + 8 = 40 + 8 = 48 (шестью восемь — сорок восемь)
Умножение на 8
Равно удвоенному первому множителю, умноженному на 4, для чего первый множитель умножить на 4 и прибавить столько же.
7 × 8 = (7 × 4) + (7 × 4) = 28 + 28 = 56 8 × 8 = (8 × 4) + (8 × 4) = 32 + 32 = 64
Умножение на 7
Запомнить.
7 × 7 = 49
Таблица Пифагора
Таблица Пифагора — это таблица, у которой строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках находятся их произведения.
Желательно ребёнку на листке бумаги нарисовать пустую таблицу, чтобы он сам заполнил её ячейки. Можно попробовать увлечь такой забавой [janemouse.livejournal.com].
Одинаковые произведения
2 × 6 = 12
4 × 3 = 12
2 × 8 = 16
4 × 4 = 16
2 × 9 = 18
3 × 6 = 18
6 × 4 = 24
3 × 8 = 24
6 × 6 = 36
4 × 9 = 36
Онлайн тренажёр по таблице умножения
В новом окне
- По завершению просмотра мультфильмов «В стране невыученных уроков», «Человечка нарисовал я», «Остров ошибок» и др. назвать примеры, в них услышанные или увиденные.
- Сделать карточки, с одной стороны которых написать выражения («1 × 0», «0 × 1», «2 × 0», …, «10 × 10»), а с другой — ответы («0», «0», «0», …, «100»). Собрать колодой. Перетасовать. Брать по одной карте, называть произведения и сравнивать с ответами на противоположной стороне. Если верно, то складывать в одну стопку, а неверно, то — в другую. Когда колода кончится, повторить со стопкой неверно названных отгадок. И так, пока на все примеры не будут решены правильно. Можно назначить приз, если ребёнок допустит, скажем, только три ошибки.