Научить ребенка считать в уме – одна из самых интересных задач. Это совсем несложно, если знать простые методические приемы и следовать нашим советам. Ребенок с легкостью научится считать в уме еще до школы.
Когда начинать учить ребенка считать в уме?
Самый частый вопрос, который задают родители: «Стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?» Самый дельный совет, который можно дать, будет звучать так: «Обучайте ребенка считать тогда, когда он начинает проявлять интерес к счету, а не после того, как этот интерес начнет угасать».
Психологи заметили, что примерно с двух лет ребенок уже готов к порядковому счету от одного до десяти.
Если вы замечаете, что ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не успокаивайте себя мыслями вроде: «У него нет склонности к математике, как и у меня». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес.
Для этого нужно всего лишь в игровой форме побуждать малыша каждый день что-либо пересчитывать: игрушки, конфеты, пуговички на рубашке, ступеньки в подъезде. Просто комментируйте свои каждодневные действия счетом, пусть это войдет в привычку.
Разучивайте стишки, играйте в пальчиковые игры, где есть пересчет предметов и действий.
Как только ваш малыш научится считать осознанно, можно начинать учить его считать в уме. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, освоить понятия «один» и «много», «больше», «меньше» и «равно». Ребенок должен понимать, что количество предметов соотносится с определенной цифрой.
С четырех-пяти лет уже можно учиться складывать и отнимать – проще будет в школе. Методик обучения ребенка устному счету масса. Пробуйте, что подойдет именно вам!
Устный счет развивает память, интеллект ребенка, смекалку. Писать примеры и отрабатывать аккуратность оформления он будет в школе, сейчас важно другое.
Игры для обучения счету
Самое важное, чему нужно научить ребенка на начальном этапе и что обеспечить дальнейшие успехи в математике — это научить считать в пределах десяти. Нужно помочь ребенку запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.
Не учите ребенка прибавлять или отнимать по единице — это не совсем верный способ, он тормозит развитие малыша. Хотя, он довольно распространен среди родителей и даже учителей.
Считать в уме — это значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единице. Тем более с помощью пересчитывания пальцев на руках или счетных палочек.
При счете на пальцах или палочках, ребенок не старается запомнить результат. Случись, что пальцы «закончатся», он не будет знать, что делать, «затупит».
Если хотите научить ребенка считать в уме, старайтесь постепенно отходить от картинок и пересчета конкретных предметов. Полностью убрать их из процесса обучения счету не получится, но старайтесь использовать их не слишком часто.
1. Пусть ребенок учится складывать на существующих предметах. Например, подойдут мягкие кубики или детали конструктора, которые можно соединить друг с другом или наоборот разъединить.
2. Возьмите коробки и кубики. Положите равное количество кубиков себе и ребенку. Попросите малыша отдать один кубик вам, а потом пересчитать, сколько кубиков у него осталось. Такие простые игры помогут детям научиться складывать и отнимать.
Попробуйте организовать такую игру на счет предметов между двумя детьми. Психологи считают, что игра с другими детьми хорошо влияет на развитие доброты и щедрости, так же, как и на возможность научиться считать в уме.
3. Воспользуйтесь линейкой. Скажите ребенку, чтобы он показал на линейке, что получится, если к трем прибавить четыре. Прошал по линейке нужное количество делений – вот и нужный ответ.
Такая методика учит ребенка считать, но, к сожалению, минус в том, что она ограничивает воображение малыша.
Некоторые педагоги осуждают этот способ за то, что он так же, как и калькулятор, не тренирует память, тормозит умственное развитие ребенка.
4. Покажите ребенку картинку дровосека и расскажите историю о том, как дровосек нарубил много дров. Возьмите дома палочки или ручки и скажите ребенку, чтобы он представил, что это дрова. Попытайтесь сосчитать, сколько дров нарубил дровосек. В такой игре можно также научить ребенка делить на два или три.
5. Сделайте счеты. При помощи такого абака, как в нашем Мастер-классе от Дино, ваш малыш быстро научится считать в уме.
Помните, что в любых занятиях с ребенком важно соблюдать последовательность и систематичность. Лучше каждый день по 5-10 минут, чем один раз в месяц, но долго.
Игры для детей, которые хорошо знают цифры
«Детский магазин». Играйте с ребенком в полноценный магазин, где вы покупатель, а он кассир. Расставьте игрушки, предметы и пусть ваш малыш сам назначит за них цену. Попросите ребенка написать на бумажке, сколько стоит каждая игрушка.
Когда игра начнется, спрашивайте у продавца, сколько что стоит, а также, сколько нужно денег, если вы хотите купить несколько разных игрушек. Когда будете совершать покупку, расплачивайтесь монетками или заранее нарисованными денежными купюрами.
Пусть ребенок пересчитает и даст сдачи, если нужно.
«Отгадай сколько». Возьмите палочки и давайте ребенку несколько штук одновременно. Пусть он посчитает и скажет, сколько у него палочек.
Потом возьмите магниты с цифрами и спросите: «Сколько будет, если сложить 2 и 3». Дайте ребенку возможность сначала посчитать в уме, а потом найти нужную цифру, среди имеющихся магнитов.
Не забывайте поощрять ребенка просмотром мультфильмов или сладостями, это очень мотивирует.
«Список покупок». Перед походом в магазин напишите список того, что вам нужно приобрести и попросите ребенка, чтобы он запомнил его. Попросите посчитать, сколько товаров нужно купить, чтобы удостовериться, не забыли ли вы что-то. Ребенок не только будет практиковать свои знания в счете, чтении, но и будет считать себя незаменимым и важным для своих родителей.
«Цифры в уме». Ребенок должен научиться представлять цифры и считать их в уме. Но для этого нужно время и подготовка. Если вы видите, что ребенок хорошо считает, то можете предложить ему сложить несколько цифр в уме.
ogoroom.blogspot.com
Важно! Ребенок должен различать понятия больше и меньше. Например, он должен знать, что «три» – меньше «шести».
Можете посмотреть вместе с ребенком мультик с 3D цифрами и попросить, чтобы он сложил несколько чисел и дал вам ответ через минуту.
Мама и папа могут придумать множество интересных игр, в которых ребенок может составить однозначные и двузначные числа. Чем интереснее игра, тем лучше ребенок поймет, как нужно считать, и будет сделать это с большим удовольствием!
Будем рады, если вы расскажете в х, какие способы помогли вашему малышу научиться считать в уме. В каком возрасте вы начали обучение счету и каких успехов достигли.
Как научить ребенка быстро считать в уме
К моменту поступления в первый класс большинство детей уже без проблем считают и совершают простейшие математические действия.
Родители помогают малышам освоить базовые навыки, чтобы на школьных занятиях они чувствовали себя увереннее и комфортнее. Одна из задач, которые взрослые ставят перед собой, — научить ребенка быстро считать в уме.
Эффективно решить ее помогут простые упражнения, выполнять которые следует ежедневно.
Подготовительный этап
В 5−6 лет дети, как правило, уже способны проводить легкие вычисления без помощи пальчиков, калькулятора и ручки с бумагой.
Естественно, освоить навык самостоятельно в один день они не могут, поэтому родителям необходимо оказать помощь и поддержку.
Перед тем как перейти к счету в уме, следует определить базу, которая уже есть у малыша. Ребенок уже должен уметь выполнять следующие действия:
- Простой счет;
- сложение и вычитание — письменное и визуальное;
- понимание категорий «больше» и «меньше».
Малыш должен хорошо ориентироваться в числах, без проблем определять количество предметов, а также прибавлять и отнимать на бумаге. Очень важно научиться считать в столбик — это поможет быстрее освоить устный счет. Визуальное представление играет большую роль в математике, и без умения считать «на бумаге» крайне сложно осуществлять счет в уме.
От визуализации к счету в уме
Начинать занятия нужно с самых простых заданий. Малыш должен научиться считать предметы в уме, а лишь затем озвучивать ответ. Тренировать этот навык можно в течение дня.
Положите на стол несколько яблок и попросите ребенка сосчитать их количество, не называя при этом цифры вслух, а озвучив только конечный ответ. То же самое можно делать с книгами, фломастерами, игрушками, счетными палочками и т. д.
Поначалу малыш будет сбиваться, пытаться тихо проговаривать цифры, но со временем освоит навык.
Затем переходите к более сложным задачкам. Спросите у малыша, сколько окажется на столе яблок (игрушек, книг, счетных палочек), если принести еще одно (два, три, четыре и т. д.).
Теперь ребенок не будет видеть действие своими глазами, поэтому ему придется произвести все расчеты в уме.
Первое время малыш может и не справляться с заданием, совершать ошибки, но ругаться на него не стоит — через некоторое время он без затруднений будет называть правильный ответ.
Хорошей практикой станет изучение вариантов составления чисел. Расскажите и покажите ребенку, с помощью каких действий можно получить, например, 4 + 6, 9 + 1 и т. д. Можно использовать при этом карточки, чтобы малыш имел визуальное представление действий.
Дошкольники обычно быстро запоминают состав чисел, что очень важно для выполнения математических действий в уме. Со временем ребенку и самому будет интересно считать без помощи вспомогательных средств.
Он будет делать это постоянно, считая все, что видит вокруг себя и придумывая параллельно увлекательные игры.
Упражнения на счет в уме
Чтобы быстрее и эффективнее учиться устному счету, а конкретно — счету в уме, будущим первоклассникам нужно регулярно заниматься. Многие родители проводят дома полноценные занятия, а иногда даже нанимают репетитора. Однако в большинстве случаев необходимости в таком серьезном подходе нет. Достаточно просто выполнять простые упражнения на счет, которые помогут малышу в освоении навыка.
- Ходим за покупками. Перед выходом из дома расскажите ребенку о том, что нужно купить, например, 5 наименований продуктов. Попросите его следить за покупками — считать купленные товары и держать счет в уме. Спрашивайте в процессе шопинга, сколько еще наименований осталось купить, чтобы малыш тренировал не только память, но и вычисления в уме.
- Номера машин. Это упражнение идеально для быстрого счета. Ребенку нужно складывать и вычитать числа на госзнаках автомобилей. Например, вы увидели номер 923. Предложите малышу сложить все числа: 9 + 2 + 3.
- Используйте учебные материалы. Отличным помощником в освоении навыка счета в уме станут всевозможные задачки, которые можно найти в интернете или задачниках для дошкольников. Обычно задания представлены с рисунками и стишками, что очень важно для ребенка, так и норовящего отвлечься на более веселые занятия, чем математика.
Естественно, у каждого родителя свой взгляд на то, что должен уметь будущий первоклассник.
Кто-то уже до поступления в первый класс осваивает с малышом умножение и деление, а кто-то полагается на школьных преподавателей и не занимается с ребенком дома.
Однако в каждом конкретном случае следует учитывать особенности ребенка — не требовать от него математических сверхспособностей, но и позволять ему слишком расслабляться перед началом школьной жизни.
А ваш ребенок уже научился считать в уме? Какие упражнения и методики вы бы посоветовали другим родителям? Поделитесь своим опытом в х.
Как научить ребенка считать в уме: методика 1 класса и далее. Советы учителя начальных классов
У детей преобладает наглядно-образное мышление. Проблема в том, что большинство математических понятий абстрактны и плохо воспринимаются или запоминаются младшими школьниками. Поэтому любые математические операции необходимо основывать на практических действиях с предметами.
Педагогами используется три основных способа, как научить ребенка считать в уме:
- основываясь на знании состава чисел;
- заучивая таблицы математических действий наизусть;
- используя особые приемы выполнения математических действий.
Рассмотрим каждый из них.
Подготовка к обучению устному счету
Подготовка к устному счету должна начинаться с первых шагов в изучении математики. Знакомя ребенка с числами, обязательно нужно приучить его к тому, что каждое число обозначает группу с определенным количеством предметов.
Недостаточно посчитать, например, до трех и показать ребенку цифру 3. Обязательно предложите ему показать три пальца, положить перед собой три конфеты или нарисовать три кружочка.
Если есть возможность, свяжите число с известными ребенку сказочными героями или другими понятиями:
- 3 — три поросенка;
- 4 — черепашки — ниндзя;
- 5 — пальцев на руке;
- 6 — героев сказки «Репка»;
- 7 — гномов и т.д.
У ребенка должны сформироваться четкие образы, привязанные к каждому числу. На этом этапе очень полезно играть с детьми в математическое домино. Постепенно у них в памяти запечатлеются картинки с точечками, которые соотносятся с соответствующими числами.
Также можно практиковать изучение чисел с помощью коробки с кубиками. Такая коробка должна быть разделена на 10 ячеек, которые расположены в два ряда.
Знакомясь с каждым числом, ребенок будет заполнять нужное количество ячеек и запоминать соответствующие комбинации.
Польза от этих игр с кубиками еще и в том, что ребенок будет подсознательно замечать и запоминать, сколько еще нужно кубиков для дополнения числа до 10. Это очень важное умение для устного счета!
Как вариант, можно использовать для такого упражнения детали конструктора Лего или применить принцип пирамидок из методики Зайцева. Главным результатом всех описанных способов знакомства с числами должна стать их узнаваемость. Нужно добиться, чтобы ребенок при взгляде на комбинацию предметов сразу (без пересчета) мог назвать их количество и соответствующее число.
Устный счет с опорой на состав числа
На основе знания состава числа ребенок может выполнять сложение и вычитание. Например, чтобы сказать, сколько будет «пять плюс два», он должен вспомнить, что 5 и 2 — это 7. А «девять минус три» будет шесть, потому что 9 — это 3 и 6.
Смотрите также: презентации на сложение и вычитание. Во многих из них используется принцип обучения устному счету на основе состава числа (упражнение «Домик» и др.).
Однако, это не так просто, как кажется нам, взрослым. Ребенку нужно запомнить более сорока комбинаций! В школе через каждые два – три урока изучается новое число и дети знакомятся с его составом. При таких условиях прочность знаний недостаточна для свободного оперирования ими. Чтобы помочь ребенку лучше усвоить этот материал, рекомендуется предлагать им такие задания:
- разложить указанное количество предметов на две тарелки, создавая разные сочетания (вариации подобного задания могут быть различные: развесить игрушки на двух елочках, расставить цветы в две вазочки, расселить гномиков в два домика и т.п.);
- дополнить число до нужного;
- закрасить ячейки, на которых записан состав указанного числа;
- дорисовать доминошки.
Чем чаще ребенок будет выполнять подобные упражнения, тем быстрее и крепче он запомнит состав чисел. В идеале, эти знания должны быть доведены до автоматизма. Они просто необходимы для освоения принципов сложения и вычитания с переходом через десяток.
В дальнейшем, чтобы решать примеры типа 9 + 6, нужно научить ребенка последовательно выполнить несколько логических операций:
- дополнить первое слагаемое до 10 (на основе знания состава числа 10 это 9 и 1);
- высчитать, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 6 – 1 уже прибавили, осталось 5);
- подсчитать результат.
Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет использовать и при вычитании. Ход его мыслей примерно следующий:
- чтобы из 14 вычесть 8, сначала нужно отнять 4, чтобы получить 10;
- вспомнить состав числа 8 — это 4 и 4;
- из 10 вычесть 4, опираясь на состав числа 10 — это 4 и 6.
Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000. В основе такого сложения и вычитания лежит умение определять разрядный состав числа и поочередное выполнение действий с каждым разрядом.
Обучение устному счету путем заучивания таблиц
В школе главным способом, как научиться быстро считать в уме, считается заучивание таблиц. Причем подразумевается, что ребенок должен сделать это самостоятельно под контролем родителей. Обычно на уроке учитель только знакомит детей с принципом построения таблицы и выполняет с детьми всего несколько тренировочных упражнений на ее применение.
Есть много способов, заучить таблицы. Практически половину примеров в таблицах на сложение и умножение дети запоминают автоматически после ознакомления с переместительным законом.
Также можно использовать стишки и попевки. Самый известный пример для такого случая — строчки песни «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире». Хороший материал можно найти, ознакомившись с методикой Николая Зайцева или программой «Песнезнайка».
Еще одной интересной методикой ознакомления с таблицами является применение приемов эйдетики. На их основе можно придумывать сказки или картинки с использованием образов — чисел.
Чтобы закрепить знание таблиц можно детям предлагать:
- раскраски;
- компьютерные математические игры — тренажеры;
- мультимедийные презентации;
- тесты.
Без знания соответствующих таблиц у ребенка вряд ли получится научиться делить числа в уме. Постоянные упражнения в применении таблиц значительно улучшают скорость получения результатов при выполнении вычислений в уме.
Использование при устном счете вычислительных приемов
Высшей степенью владения навыками устного счета является умение находить наиболее быстрый и удобный способ подсчета результата. Такие приемы нужно начинать разъяснять детям сразу же после ознакомления их с действиями сложения и вычитания.
Так, например, одним из первых способов, как научить ребенка считать в уме в 1 классе, является методика присчитывания и «перепрыгивания».
Дети быстро понимают, что при прибавлении 1 получается последующее число, а при вычитании 1 — предыдущее.
Потом нужно предложить познакомиться с лучшей подружкой числа 2 — лягушкой, которая умеет перепрыгивать через число и сразу же называть результат прибавления или вычитания 2.
Аналогично происходит объяснение принципа выполнения этих математических действий с числом 3. В этом поможет пример зайчика, который умеет прыгать подальше — сразу через два числа.
Также детям нужно продемонстрировать приемы:
- перестановки слагаемых (например, чтобы посчитать 3 + 68, проще поменять числа местами и прибавить);
- присчитывания частями (28 + 16 = 28 + 2 + 14);
- приведение к круглому числу (74 – 15 = 74 – 4 – 10 — 1).
Процесс подсчета облегчает умение применять сочетательный и распределительный законы. Например, 11 + 53 + 39 = (11 + 39) + 53. При этом дети должны уметь видеть самый простой способ подсчета.
Как научиться быстро считать в уме взрослому
Взрослый человек может использовать для устного счета более сложные алгоритмы. Самым удобным способом быстро считать в уме является округление чисел с последующим дополнением. Например, пример 456 + 297 можно посчитать так:
- 456 + 300 = 756
- 756 – 3 = 753
Аналогично производится и вычитание.
Для выполнения умножения и деления разработаны специальные правила действия с отдельными числами. Например, такие:
- чтобы умножить число на 5, проще умножить его на 10, а затем разделить пополам;
- умножение на 6 включает выполнение предыдущих действий и последующее прибавление к результату первого множителя;
- чтобы умножить двузначное число на 11, нужно записать первую цифру записать на месте сотен, а вторую — на месте единиц. На месте десятков записывается сумма этих двух цифр;
- разделить на 5 можно умножив делимое на 2, а затем разделить на 10.
Существуют правила для вычислительных действий с десятичными дробями, подсчета процентов, возведения в степень.
Ознакомиться с этими приемами можно в школе или найти материал в интернете, а вот чтобы научиться на их основе быстро считать в уме, необходимо тренироваться и еще раз тренироваться! В процессе тренировок многие результаты запомнятся наизусть, и ребенок будет называть их автоматически. Также он научится оперировать большими числами, раскладывая их на более простые и удобные слагаемые.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету. Как научить ребенка устному счету и математике
Содержание:
Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка.
Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами.
Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.
Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в интернете на моем сайте «Семь ступенек к книжке» я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.
Сначала несколько вступительных слов.
Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?
Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры.
Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: «У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес.
Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.
Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?
Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.
Как правильно научить ребенка складывать и вычитать
- А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.
- Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:
- «Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5»; «- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2».
Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.
Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.
- И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета «по линеечке»:
- «Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5»;
- «Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2».
Этот способ счета с использованием такого примитивного «калькулятора», как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.
С чего начать обучение счету
На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.
На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.
Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.
Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни.
А писание «примеров» с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления.
А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.
Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия «больше» и «меньше».
Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа.
Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее).
А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.
Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков.
Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут.
Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни.
Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически «с чистого листа». Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.
Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого.
На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии.
Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.
Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.
Как научить ребенка счету в пределах пяти
Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний», или «learning bricks», по 36 кубиков в коробке.
На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно.
Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд.
Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.
Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них.
В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.
Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.
Урок № 1: первые игры для обучения счету
До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком.
Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет.
Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже.
Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: «Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!» Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.
Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.
- Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками. Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
- Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками. Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру «Гномики в домике». Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: «Один гномик пришел в домик». Потом спросите: «А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: «Один останется».
Потом усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру.
Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.
Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.
Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке. Как я учу детей читать»
Как научить ребенка считать «в уме»? Приемы устного счета (сложение)
Полное описание
Прежде, чем осваивать приемы устного счета, убедитесь, что ребенок понимает, как выполнить действие сложение с опорой на счетные палочки (либо карандаши). Если ребенок не понимает принцип сложения, покажите ему пример, описанный ниже.
Предложите ребенку следующее: «Сколько палочек в кучке? Пять. Если мы добавим еще две, сколько станет?»
Ребенок должен ответить: «Семь».
Можно переформулировать. Допустим, другой пример:
«Посчитай, сколько будет семь плюс два». Если ребенок, используя счетные палочки, выполнил это задание и правильно ответил на этот вопрос, то после этого можно изучать приемы устного счета.
Прием 1. Как прибавить единицу.
Для того, чтобы прибавить единицу, ребенок должен вспомнить числовой ряд и назвать следующее число к исходному.
Например, 5 + 1.
Ребенок перечисляет: «Один, два, три, четыре, пять, значит следующее число шесть (ответ — шесть)».
Немножко потренируйте ребенка в этом и когда он осознает, что от него требуется, он может вслух не перечислять «один, два, три …», а сразу называть ответ.
Прием 2. Прибавление двойки.
Если пример записан на бумаге, допустим, 6 + 2, предложите ребенку нарисовать над двойкой две точки, а над шестеркой представить шесть точек, не рисуя. Предложите ребенку пересчитать все воображаемые точки и две нарисованные точки вместе.
Ребенок мысленно пересчитывает все воображаемые точки и две нарисованные точки и отвечает: «Восемь». Также он может действовать и в дальнейшем, но со временем нужно будет отказаться от рисования точек и тоже их представлять и пересчитывать.
Если так тренировать ребенка, он со временем будет это решать в уме и быстро.
Прием 3. Также прибавление двойки.
Пример: 5 + 2.
«Представь себе, что в очереди стоит пять человек, подходят еще два человека, как можно назвать подошедших людей?» — спросите ребенка.
«Шестой и седьмой», — он должен ответить.
«Сколько будет людей в очереди?» — задайте вопрос ребенку
«Семь».
Прием 4. N+3.
Аналогичным приему 2, предложите ребенку нарисовать над тройкой три точки и пересчитать N воображаемых точек и еще три. Со временем нужно отказаться от рисования точек, ребенок должен их уже просто представлять.
Прием 5. Маленькие и большие числа.
Если к маленькому числу прибавляем большое, лучше поменять слагаемые местами.
Пример:
2 + 7 = 7 + 2 = 9
3 + 5 = 5 + 3 = 8
Важная рекомендация.
Суммы 4 + 4 = 8 и 5 + 5 = 10 детям лучше просто выучить.
Дети могут легко это запомнить. Отметим, что на каждой руке пять пальцев, а всего на руках десять пальцев.
Прием 6. Сравнение чисел.
Пример 1: необходимо посчитать 5 + 4.
Ребенок помнит, что 4 + 4 = 8, тогда 5 + 4 будет равно 9.
То есть одно слагаемое увеличилось на единицу, и сумма увеличилась на единицу.
Пример 2: необходимо почитать 6 + 4
Можно также выучить или представлять над четверкой две пары точек.
Пример 3: необходимо посчитать 7 + 3
Если у ребенка есть перед глазами числовая ось, он может мысленно представить как он выходит из точки 7 и делает 3 шага вправо. Сначала попадает в точку 8, затем точку 9 и, наконец, в точку 10. Со временем он эту операцию уже может делать в уме.
Заключение:
Во многих учебникам математики для первого класса, представлены таблицы сложения, которые дети должны заучивать. Если вы потренируете ребенка использовать указанные приемы устного счета, ему не придется заучивать эти таблицы.
Усложняйте задачи постепенно. Начинайте прибавлять единицу, потом двойку, потом тройку и предложите ему выучить несколько сумм. Чередуйте простые и сложные примеры. При необходимости объясняйте, что он сделал не так. Можно по математике примеры сложения давать ребенку и во время прогулок, даже и во время отдыха. Хороших результатов можно добиться очень и очень быстро.
Желаем Вам успехов в этом!
Воробьева Нина Федоровна www.strana-znaek.ru
Другие статьи по обучению математике: Переход к статье: Как подготовить ребенка к школе по математике (Часть 1. Методика Л.Г. Петерсон) >>>
Переход к статье: Какая фигура следующая? Какая фигура будет последней? Какой фигуры не хватает? (Подсказки, решебник, ответы к пособию Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз-ступенька, два-ступенька» (часть 1)) >>>
Переход к статье :Какая фигура следующая? Какая фигура будет последней? Какой фигуры не хватает? (Подсказки, решебник, ответы к пособию Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз-ступенька, два-ступенька» (часть 2)) >>>
Переход статье: Как подготовить ребенка к школе по математике (Методика интенсивного обучения Воробьевой Н.Ф.) >>>