Практически все родители понимают, что обязательно придет то время, когда нужно будет учить вместе с ребенком буквы русского алфавита. И перед ними возникает очень много вопросов. Например, в каком возрасте обучение будет наиболее успешным? Или как сделать занятия интересными для детей? И, вообще, как его изучать?
Дети лучше обучаются в игровой форме
К ознакомлению с алфавитом можно приступить в любом возрасте. Некоторые родители начинают изучение алфавита, когда маленькому человечку даже не исполнился год. А многие не задумываются над этим до школы. Конечно, это крайности.
В первом случае еще рано, во втором — уже поздно. Оптимальный возраст для изучения букв — это 4,5–5 лет. В этот период у детей развивается способность анализировать, сильно расширяется интерес к окружающему и повышается способность поглощать информацию.
Именно в это время у ребенка может появиться желание научиться читать.
Буквы русского алфавита
Методики, помогающие обучению
Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.
Оригинальный способ запоминания букв
Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.
Одним из самых результативных способов является пение. Нужно просто выучить песенку с азбукой и постоянно напевать ее. А также популярен такой вариант: изучение букв русского алфавита для детей в возрасте 5 лет не буквами, а сразу словами.
Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память.
Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить. Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание.
Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом.
Карточки для запоминания букв
Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.
Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.
Обведение и написание букв помогает их быстрее запомнить
Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения.
Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство.
И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.
Мягкие игрушки для изучения алфавита
Правила обучения
- Игра — чуть ли не единственная возможность научить в этом возрасте. Он должен быть увлечен тем, что изучает. Поэтому необходимо использовать различные игры и пособия, чтобы изучение азбуки для маленьких детей 4 лет прошло легко и просто.
- Занятия должны быть непродолжительными, не больше 15 минут, но достаточно частыми.
- Обучение можно начинать, если устная речь у ребенка в достаточной мере развита. Если нет, то нужно воспользоваться услугами логопеда.
- Если малыш вдруг потерял интерес к занятиям, то что-то идет не так. Необходимо это выяснить.
- Нужно помнить, что у ребенка есть полное право чего-то не знать и что-то не уметь!Совместное обучение в игровой форме очень эффективно
- Нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Предположение, что кто-то лучше не даст хороших результатов. Каждый малыш — индивидуальность!
- Конечно, нужен индивидуальный подход.
- Заниматься, если у ребенка плохое настроение — пустая трата времени.
Понимание того, что во всем важна мера и разумность приведет к тому, что малыш освоит алфавит достаточно быстро.
Нельзя требовать от крохи что-то запредельное или насильно заставлять его учить буквы. Ему должно быть интересно, он должен быть увлечен процессом и хотеть этих занятий. А если это не так, то, может быть, стоит отложить уроки или попробовать другой, более подходящий метод? Главное, помнить, что лучше всего дети учатся играя!
Как научить ребенка алфавиту — Частный детский сад Новосибирск
Единственно правильного ответа на этот вопрос нет, существует очень много разных теорий и суждений по этому поводу.
Одни ученые поддерживают мнение, что раннее детство (от 1,5 года) — отличный период, чтобы легко и быстро выучить алфавит, другие придерживаются методики обучения детей с 3-4 лет, а третьи и вовсе говорят о целесообразности изучать азбуку уже в начальной школе под четким присмотром специалистов и по определенной программе.
Какое мнение поддержать, и в каком возрасте начать изучать буквы — решать только вам, родителям ребенка. Для того чтобы принять такое решение, нужно учесть некоторые факторы:
- развитие ребенка, его интерес к чтению, книгам, желание узнавать новое;
- способности памяти дитяти, его восприятия, а также речевые навыки — от этого зависит, сможет ли малыш воспринимать и повторять звуки правильно;
- наличие желания и терпения у родителей;
- свободное время каждый день, в течение которого будут проходить занятия.
Кроме этого, нужно помнить, что учите вы ребенка читать не для своей прихоти, не потому, что так делают другие родители и не ради того, чтобы с гордостью хвастаться успехами ребенка среди знакомых, а для того, чтобы помочь ему расширить свои познания, увеличить возможности его памяти.
Подготовка к изучению алфавита
Если вы приняли решение начать изучение алфавита с раннего возраста, стоит немного подготовиться к такому важному процессу. Основные этапы подготовки к дошкольному изучению букв:
- пусть ребенок самостоятельно выбирает книгу для совместного чтения и переворачивает страницы;
- обязательно рассказывайте, что изображено на рисунках, какие действия и эмоции они изображают;
- пересказывайте друг другу прочитанную сказку или стихотворение простым языком;
- обзаведитесь необходимой литературой, азбуками и букварями, кубиками и другими нужными для обучения инструментами;
- изучите разные методики и способы подачи информации, которые позволят быстро и легко выучить алфавит дошкольном возрасте;
- выберите тот способ изучения, который больше всего подойдет вам, как родителю, педагогу, и вашему ребенку.
Как видим, начать образовательный процесс не сложно, главное, желание, терпение и понимание. Не стоит слишком торопиться или пытаться выучить за раз несколько букв — всему свое время.
Если вы будете очень настойчивы и нетерпеливы, не будете проявлять должное внимание, то можете просто отбить у ребенка желание учиться.
А слишком долгие занятия будут сказываться на настроении и самочувствии малыша, ведь детская психология такова, что им сложно сосредоточится на чем-нибудь дольше 10-15 минут, а усидеть на одном месте они могут и того меньше.
Как выучить алфавит с малышом?
По своей природе маленькие дети воспринимают и познают мир в игровой форме. Именно игра — наиболее эффективный способ, чтобы легко выучить алфавит и научиться составлять слоги еще до начальной школы. Существует несколько подходов к этому увлекательному процессу.
Наиболее действенный и распространенный способ запоминания букв — это визуализация. Для обучения отлично подойдут картинки с рисунками и нарисованными буквами или кубики.
Картинки можно развешивать и раскладывать по комнате, показывая их время от времени ребенку и называя букву и слова, которые начинаются с нее. Со временем задачу можно усложнить: разрезать картинки на несколько частей, создав небольшой пазл, который ребенку будет интересно собирать.
С кубиков можно строить башни и замки, выискивая при этом знакомые составляющие алфавита. При этом звуки можно «пропевать», чтобы развивать восприятие на слух.
Не менее эффективной для ребенка при изучении алфавита является магнитная доска с буквами и цифрами. Буквы можно размещать как на доске, так и на холодильнике или другой подходящей поверхности, составлять слоги и слова. Такой метод приучает малыша к самостоятельности и усидчивости, а также хорошо развивает мелкую моторику рук.
Еще одним вариантом изучения алфавита служат буквы, сделанные своими руками. Их можно вырезать из бумаги и раскрашивать, лепить из пластилина или теста, выпекать, вышивать, или шить из фетра. Так, кроме изучения алфавита, малыш сможет научиться и другим полезным вещам, а сам процесс будет веселым и занимательным.
Все эти варианты отлично подходят для деток от 2 лет, которые в этом возрасте становятся очень любознательными и активными. Они охотно играют в прятки и ищут буквы по дому, пытаются рисовать и повторяют все действия родителей (а это опять же способствует обучению).
Изучение букв после 3 лет
В возрасте 3-4 лет дети становятся достаточно самостоятельными, но игровые формы восприятия новой информации так же актуальны. Став старше, малыши стают более усидчивыми, поэтому и учиться в течение дня они могут дольше.
В 3-4 года с дитем можно смело рисовать и лепить, давая все больше воли фантазии и направляя энергию в нужное русло, складывать алфавит из мелких предметов, мозаики, камушков (в этом возрасте они перестают тянуть в рот все подряд, поэтому пропадает необходимость подальше держать мелкие частички и игрушки).
Хорошим способом быстро выучить алфавит будет проведение тематических прогулок, когда малыш называет все предметы на конкретную букву рядом с собой. Это не только позволит запомнить нужный звук, но и научит правильно говорить и расширит словарный запас дошкольника.
Если ваш ребенок любит активные игры, то вы можете вместе с ним делать на улице гимнастический алфавит, изображая разные буквы. Такой способ не только укрепляет физическое здоровье малыша, но и учит смекалке, быстрой реакции и фантазии.
Со временем можно усложнить задание — не только показывать составляющие алфавита, но и угадывать те, которые показывает кто-то из вас.
Если же на детской площадке найдете несколько единомышленников, то сможете складывать целые слова и предложения.
Не стоит пренебрегать и возможностями современных технологий. Для помощи родителей существует очень много разных мультфильмов, песенок и сказок, которые облегчают процесс изучения алфавита. Вместе с обычными занятиями и играми они помогут достичь правильного результата быстро и просто.
Как научить ребенка алфавиту в 5 лет?
В 5 лет ребенок уже понимает значение звуков и алфавита в нашей жизни, знает, из чего складываются слова, предложения и целые истории. Поэтому интерес к чтению у него становится все сильнее, что позволяет ему выучить азбуку за очень короткое время.
Отлично для таких детей подходят книги и тетради, которые используются в начальных классах, интерактивные методы (программы на телефонах и планшетах, игры на компьютере, говорящие буквари).
Пятилетние дети легко запоминают алфавит, понимают разницу между звуками и буквами, составляют слоги с кубиков и картинок, лепят их с пластилина и выкладывают мелкими предметами. А шестилетнего ребенка уже можно начинать учить английскому алфавиту.
В каком бы возрасте вы не решили научить ребенка алфавиту, стоит помнить:
- занятия не должны быть долгими, для начала достаточно 10-15 минут в день, но учиться по такой программе нужно регулярно;
- проходить занятия должны в форме игры, весело и ненавязчиво;
- в течение дня нужно повторять выученный материал, называя слова со знакомыми буквами;
- называйте звуки, а не буквы («к», а не «ка», «м», а не «ем»), чтобы у ребенка не возникло в будущем проблем с составлением слогов;
- учите алфавит по конкретной методике, систематично, используя рекомендованные дошкольникам пособия;
- нельзя показывать ребенку своего недовольства или раздражения, ругать и наказывать малыша, если у него что-то не получается, основа успешных занятий — терпение и понимание родителей;
- позволяйте малышу самому рассматривать книги, читайте его любимые сказки и рассказы.
И главное в этом деле — правильный результат, а не скорость и количество выученного материала. Занятия должны проносить удовольствие вам и ребенку, если же он не проявляет интереса к тому, что вы объясняете — отложите эту затею на другое время, когда она будет проходить более эффективно и динамично.
Лучший способ изучения букв. Часть 1. Игровая методика изучения алфавита
Содержание:
Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.
Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками.
В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы.
А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.
Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению.
Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования.
Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ… или Бы, Вы, Гы…, иначе при чтении это будет очень ему мешать.
Вы спросите: «Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?» Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня.
В результате таких «уроков», построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.
Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.
Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто «гласными»).
Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е, то ли Ё, то ли Ю.
Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не «спотыкался» на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.
Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.
В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом.
В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е.
Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.
- Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: «Он у нас с двух лет все буквы знает». Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю, не знает Э, Ы, иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
- От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.
Урок № 1: гласные буквы а-я, о-ё
Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё.
На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.
Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.
Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё)
Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: «Это — А«. Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: «Это — Я«; потом — «Это — О«; а потом — «Это — Ё«. Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:
- «Это — А«
- «Это — Я«
- «Это — О«
- «Это — Ё«
- Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.
Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день.
Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки.
Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него.
Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.
Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова «Это…
» нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить «это А» или «буква А«.
Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.
К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.
Закрепляющие игры
Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.
Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.
1-я игра. «Ветер». Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков».
Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми.
Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я, О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).
2-я игра. «Прятки».
Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла.
Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!»
3-я игра. «Перепрятки». Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.
4-я игра. «Ворона». Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела».
Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву.
Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.
5-я игра. «Карты». Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: «Что это?» Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама.
Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О, за ней Ё, А — Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке.
Потом начинайте бросать вразброс.
Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем».
Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю)
После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю, надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).
Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:
- «Это — А«
- «Это — Я«
- «Это — О«
- «Это — Ё«
- «Это — У«
- «Это — Ю«
- Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.
Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё) один раз в день.
Урок № 3: гласные у-ю, ы-и
- К началу этого урока дети уже выучили стишок:
- «Это — А«
- «Это — Я«
- «Это — О«
- «Это — Ё«
- «Это — У«
- «Это — Ю«,
а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю.
Закрепляющие игры
Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.
Показ трех пар гласных (О — Ё, У — Ю, Ы — И)
Уберите куда-нибудь подальше первую пару карточек А — Я, достаньте следующую изготовленную вами пару Ы — И, надпишите карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку.
Начиная с этого урока, вы, каждый раз добавляя новую пару гласных, убираете первую пару, чтобы общее количество показываемых букв не превышало шести. Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.
Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках.
Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).
Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.
Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А — Я. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А — Я, О — Ё, У — Ю (пока без Ы,— И).
Урок № 4: закрепление всех гласных
К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И.
Закрепляющие игры.
Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем — с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.
Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.
Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е)
На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё, а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е. Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку.
Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания.
Важно и то, что буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла». Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.
Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках.
Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме).
Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного.
Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А — Я и О — Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И (пока без Э, Е).
- Продолжение
- Сергей Поляков
- Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке»
Как выучить алфавит с ребенком
Разговоры в песочнице или в «родительском чате» детского сада часто заставляют нас паниковать. «А, мой уже читает!», «мы уже знаем все буквы».
Если ребенок пока интересуется только окружающим миром и куличиками в песочнице, молодые родители часто начинают паниковать.
Как выучить алфавит с ребенком, а, главное, стоит ли это делать, если ребенок активно сопротивляется — в нашем материале.
Когда начинать учить алфавит
Развитие ребенка делится на несколько этапов. В определенном возрасте малышу важна только близость с мамой, дальше он узнает новые тактильные ощущения, потом пробует мир на вкус и родителям приходится следить, как бы он не съел ничего запретного, но, чем ближе школа, тем больше волнения — не пора ли учить алфавит?
Первое, что надо сделать — выяснить, готов ли к этому ребенок? Проявляет ли он интерес? Заглядывает ли в вашу книгу или убегает, как только вы зовете его: «пойдем, покажу, как пишется буква А»? У кого-то этот интерес просыпается уже к 3-4 годам, а кто-то будет готов только к школьному возрасту. Ведь раньше читать учили в школе.
— Важнее снять у детей страх перед книгой, чем чтобы ее прочли от корки до корки
Психолог Ирина Катин-Ярцева:
Одним из основных препятствий на пути к чтению, как это ни странно, является слишком раннее развитие. Наше время – время амбиций, время соревнования. Чем раньше начнешь, тем больше успеешь – так кажется многим родителям.
И они прикладывают много усилий, с рождения занимаясь с ребенком по развивающим методикам, показывают им карточки, кубики, развивая отдельные способности ребенка, что часто идет в ущерб другим, позабытым, «непрестижным» и приводит в конечном итоге к неравномерному развитию, к очень неустойчиому фундаменту его знаний и навыков.
К двум годам некоторые дети уже знают весь алфавит, чем родители очень гордятся, и оказываются немало разочарованы, когда потом оказывается, что ребенок все позабыл. В 3-4 года родители пытаются научить некоторых карапузов читать, ведь есть же дети, которые читают в 4 года, значит и наш может… Очень хочется, чтобы ребенок выделялся среди сверстников интеллектом и навыками.
В этой гонке мы часто забываем о том, что все дети разные. Физиологически большинство из них не готовы учиться читать раньше, чем в 5-6 лет, не созревают еще механизмы мозга, которые позволяют складывать буквы в слова.
И часто ребенок здесь оказывается в ситуации неуспеха, когда он просто не может выполнить то, что от него требуют родители. Кроме того, в этот момент часто начинается давление на ребенка. Его ругают за то, что он не хочет читать или покупают его усилия («прочтешь абзац – дам конфетку»).
Бывает, что за чтение ребенку приходится «расплачиваться» подробным отчетом – понял ли он прочитанное, запомнил ли.
Не стоит настаивать, если ребенок пока не готов к тому, чтобы начать учить алфавит. Предлагайте ему новое занятие постепенно с уважением и терпением.
Как выучить буквы: с чего начать
Наши советы — это несколько простых решений, как выучить алфавит с ребенком.
- Заинтересуйте ребенка.
- Играйте с буквами.
- Развивайте мелкую моторику.
- Займитесь творчеством.
Как выучить алфавит с ребенком? Заинтересовать его! Вы читаете малышу любимую сказку, он удивляется — как выделаете это? Мимоходом можно показывать ему буквы и слова. Первая буква имени ребенка, А, Б и В — это те буквы, которые даются лучше всего. Можно потихоньку начать выделять их в тексте, обращать на них внимание ребенка, поначалу не требуя «строгих отчетов» — запомнил ли?
Играть с буквами — это здорово. Буквы, нарисованные на кубиках или магнитная доска, карточки с буквами и картинками, плюшевые буквы… Вариантов много. Пусть буквы станут героями ваших игр и сказочных историй. Истории — это то, что нравится и детям и взрослым. Малышам проще запоминать информацию в игре.
Складывайте буквы из пуговиц, камушков, бусин и других мелких предметов. Это поможет не только развивать моторику, но и запоминать новую информацию.
Рисуйте буквы пальчиковыми красками, выводите букву пальчиком ребенка, лепите из пластилина. Это укрепит вашу связь с ребенком и познакомит его с буквами.
Как выучить алфавит
Алфавит с ребенком учат по одной букве
- Не стоит перегружать ребенка новой информацией, иначе в дальнейшем у него появится отвращение к учебе, к удивительному процессу познания. Когда ребенок уже знаком с буквами, можно попробовать начать выкладывать их в алфавитном порядке, попытаться складывать слова. Все это опять же подается в форме игры.
- Психологи советуют игру в «мешочек», когда ребенок достает буквы из мешочка, называет их и пробует разложить в алфавитном порядке.
- Запомнить алфавит проще под музыку. Вы можете вместе слушать детские песни про алфавит.
- Многие программы в телефоне помогают детям учить алфавит. Много времени со смартфоном проводить все же не стоит, но полчаса в день с обучающей программой не навредит.
— Как я читаю детям
Как выбрать букварь
- Если порядок букв в Азбуке строго соответствует алфавиту, то букварь учит главному — соединять буквы, которые ребенок уже знает, в слова. На первом месте по популярности в списке современных букварей уверенно держится «Букварь» Н. С. Жуковой. Этот букварь направлен на решение и предотвращение логопедических проблем. Дети учат буквы от звука к слову, постепенно вводятся слоги.
- Если у малыша есть трудности в произношении, есть и другой хороший вариант, написанный логопедом «Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» Н.В. Нищевой с авторской методикой. Простые и знакомые звуки для малыша постепенно облекаются в буквы с учетом возрастного развития речи ребенка, а также с учетом особенностей детей, у которых есть сложности с произношением.
- Самостоятельность в чтении помогает развить «Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой. Он написан педагогом-методистом детского сада с большим опытом работы.
- Для творческих детей есть красочный «Букварь» Д.И. и Е.Н. Тихомировых. Дидактический материал этого букваря очень яркий и интересный. Если ребенку скучно учить буквы — это отличный вариант.
- Главное помнить, что обучение буквам и алфавиту — это интересный и спокойный процесс, где не должно быть принуждения и страха. Мы учим детей читать, чтобы познакомить их с удивительным миром книг, чтобы они могли радоваться миру и перенимать опыт, знания других людей.
Есть такая проблема – страх перед книгой.
Первый раз, когда он возникает, это в момент перехода от книги с картинками к той, в которой много букв. В этот период не важно, какую книгу первой «заглотит» ребенок, главное, чтобы совершился этот переход, — пишет Оксана Вениаминовна Смирнова, учитель литературы Православной Свято-Петровской школы («Традиционной гимназии»).
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.
Правмир работает уже 16 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.
Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!
Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen
Как правильно учить с ребенком буквы
В каком возрасте малышу легче всего выучить русский алфавит и как этому способствует игра? Почему знать буквы и уметь читать – не одно и то же? Что выбрать для изучения азбуки – интересный развивающий букварь или современные обучающие игрушки? Ответы на эти и другие вопросы ищите в нашей статье.
Многие родители считают, что учить русский алфавит можно едва ли не с рождения. Теоретически, это вряд ли повредит, но и толку будет немного. Если раз за разом повторять малышу одну и ту же букву, он ее когда-нибудь запомнит, но для него она ничего не будет значить – малыш не сможет сам прочитать или написать слова.
Врач-логопед детской клиники МЕДСИ на Пироговской Наталья Заславская советует переходить к конструированию букв, когда малышу исполнится четыре года: «Не ограничивайте фантазию: выкладывайте буквы из палочек, пуговок, монеток, блестящего конфетти, лепите из теста и пластилина, рисуйте на муке, песке, снегу или просто папиной спине. Причем это будет еще не письмо, а именно рисование. Старайтесь не сильно увлекаться качеством букв, во-первых, чтобы ребенок научился узнавать их в разных шрифтах и формах, а во-вторых (и в-главных!), чтобы он получал удовольствие от игры и не утратил охоты к дальнейшему процессу обучения грамоте».
После пяти лет у ребенка возникает естественный интерес к чтению, но если заставлять его учиться насильно, то может сформироваться неправильный механизм чтения:
вместо соединения букв в слова он будет узнавать только первые буквы и угадывать остальные и все слово целиком, теряя смысл прочитанного.
Самый простой, надежный, интересный, проверенный временем способ научить ребенка читать – открыть букварь. На книжных рынках огромный ассортимент: от классических советских до современных с яркими картинками и стихами.
При выборе букваря стоит посмотреть, какие слова автор выбрал для изучения каждой буквы. Так, некоторые книги похожи на орнитологические справочники, в которых для соответствующих букв нарисованы аист и цапля, филин и удод, жаворонок и юрок. Встречаются и буквари с абстрактными понятиями в примерах: «Т» – туман, «Р» – радость.
Это усложнит задачу родителям, потому что для начала малышу придется разъяснить сами значения этих слов.
Педагог с двадцатилетним стажем Мария Хаймович предлагает тщательно выбирать подходящие иллюстрации в книгах или рисовать их самим. _«Самый простой способ выучить с ребенком алфавит – это представить каждую букву в виде картинки предмета, название которого начинается с данного звука, а не буквы, – поясняет Мария Хаймович.
– Например, букву «О» надо нарисовать в виде обруча, а не в виде очков или обезьяны, потому что оба эти слова на самом деле начинаются со звука «А». Букву «З» нарисовать в виде змеи, «М» – в виде молнии и так далее. Чем больше у ребенка словарный запас, чем лучше развита его речь, тем больше у родителей возможности подобрать нужные картинки.
Моя практика показывает, что с правильно подобранными картинками дети учат алфавит за несколько игровых занятий.
Интересно, что наборы картинок для мальчиков и девочек могут быть разными.
Для мальчиков можно подобрать картинки на тему техники. Например, на звук «Ш» я придумала картинку с шипами, которые полицейские кладут поперек дороги, чтобы остановить машину преступника.
Главное, чтобы в рисунок была вписана буква, с которой это слово начинается»._
Один из самых популярных в последние десятилетия букварь Н. Жуковой вырастил уже не одно поколение юных читателей. Его особенность в том, что разучивают скорее не сами по себе буквы, а звуки, причем сразу в парах – слогах.
Именно он помог Ольге Мыльниковой, маме двоих детей :
У нас были все возможные варианты алфавита, и в четыре года дети называли отдельные буквы. Но полностью выучить русский алфавит удалось по букварю Жуковой сразу с навыками чтения. При этом учили мы не буквы, а сочетание звуков.
Любимое занятие малышей – перебирать фигурки магнитов на холодильнике. Игра с буквами доступна уже полугодовалым детям, хотя они еще не понимают смысла фигурок, воспринимая их просто как игрушки.
«На самом первом этапе, в год-полтора, стоит просто познакомить малыша с самим понятием букв без углубления в их изучение, – отмечает врач-логопед детской клиники МЕДСИ на Пироговской Наталья Заславская.
– Буквы пока не интересны ему сами по себе, и заинтересоваться ими он сможет, только если с буквами, как с другими игрушками, можно провести какие-нибудь манипуляции: собрать из кубиков пирамидку, нажать кнопку и сделать буквы яркими, вставить в нужное окошко сортера и так далее».
При выборе магнитной азбуки стоит обратить внимание на материал, из которого она сделана: картон размокнет, если малыш вздумает засунуть буквы в рот, пластмасса не должна издавать посторонних запахов, а керамика – быть достаточно прочной и устойчивой к ударам.
Плюс объемных букв в том, что форму символов, их написание ребенок запоминает не только визуально, но еще и тактильно.
Электронные плакаты – современная замена учителю, няне и маме, а еще — увлекательная игра. Ребенок сам нажимает на область с нарисованной буквой, а после этого проигрывается заранее записанная песенка или стишок на эту букву.
При выборе электронных плакатов стоит помнить, что они могут очень быстро, в интерактивном режиме обучить малыша новым знаниям, но не заменят маму.
Важно присутствовать рядом с детьми, направлять процесс их обучения, подсказывать, приводить другие примеры использования выбранной буквы.
Иначе процесс обучения может ограничиться заучиванием конкретных песенок и стихов на подсознательном, машинальном уровне, без понимания, как эти буквы используются на практике.
Нередко мамы говорят, что ребенок научился читать случайно, сам, когда видел крупные плакаты и надписи. И действительно, лучше всего запоминаются те символы, слоги и слова, которые с чем-то ассоциируются, всплывают в памяти. Поэтому, если погрузить кроху в мир слов, он научится их воспринимать, даже сам того не замечая. Это довольно эффективный способ выучить русский алфавит.
«Мой ребенок заинтересовался буквами в 2 года, – рассказывает Надежда Лобзунова. – Проявился интерес на море – он стоял у кабинок-раздевалок и читал буквы на них несколько дней подряд. Там была написана информация о достопримечательностях, и он называл каждую букву, показывая на нее».
Нарисуйте на стикерах и бумагах для заметок post-it крупные яркие буквы, а затем расклейте их по всему дому на соответствующие предметы:
«Д» – на диван, «Т» – на телевизор, «У» – на утюг.
Вы будете называть вещи своими именами, обращая внимание малыша на буквы. Постепенно символы свяжутся в сознании с названиями предметов, и ребенок поймет, что они расклеены по комнате не просто так. Затем можно будет перейти к следующему этапу – написанию на листках для заметок всего слова целиком.
Плюс этого метода в том, что дети погружаются в символьно-знаковую среду, воспринимают мир вокруг не только как предметы и вещи, но и как набор понятий и названий. А минус заключается в сложности реализации такой системы. Родители должны заранее подготовиться, кроме того, стикеры постоянно придется обновлять, после того как малыш их испортит (а испортит он непременно!).
Мамы часто задаются вопросом, чем же помочь малышу, как научить его читать легко, интересно и безболезненно? Самый главный совет, который можно дать любительницам раннего развития – не спешите! Участки мозга у детей развиваются неравномерно, поэтому бессмысленно учить кроху читать до того, как он начал внятно и четко разговаривать. После того как сформируется речевой центр, можно приступать к изучению более абстрактных понятий, каковыми и являются символы языка.
Педагог Мария Хаймович отмечает, что лучших результатов в обучении чтению достигают родители, которые не ставят своей задачей научить ребенка читать очень рано, через силу, путем специальных занятий.
«Дети, с которыми много разговаривают, отвечают на их вопросы, которым много читают взрослые; дети, которым не дают гаджеты, и дети, которых родители не пытаются только развлекать с утра до вечера, овладевают чтением легко и естественно», – отмечает специалист.
Кроме того, не стоит наседать на ребенка, заставлять зубрить.
Малыш должен осознавать, что изучает, что символизирует каждая буква, как произношение связано с окружающими его предметами.
«Тихоходам в утешение: не переживайте, если ваш ребенок пока не проявляет интереса к буквам, – советует врач-логопед детской клиники МЕДСИ на Пироговской Наталья Заславская.
– Отступите и вернитесь к этому заданию через месяц. Ведь ребенок, как фрукт, должен дозреть до нужной кондиции.
Иначе кислое настроение все равно не пойдет на пользу, и негативные ассоциации с игрой в буквы могут закрепиться».
И поскольку каждый из нас уникален и неповторим, найти и выбрать оптимальный возраст для знакомства с буквами и способ их изучения предстоит методом проб и ошибок. Кому-то больше понравятся магниты, а кто-то сразу научится читать по букварю.
В любом случае испытать придется несколько методов сразу, выбрав тот, который вызывает у ребенка наибольший отклик, эмоциональную привязанность и интерес.
Depositphotos; Shutterstock