Методика «басса-дарки»: для диагностики агрессивности

Опросник враждебности Басса-Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI),
опубликованный в 1957 году американскими психологами Арнольдом Бассом и Энн Дарки (Arnold H. Buss, Ann Durkee), предназначен для выявления уровня агрессивности и враждебности.

Конструируя опросник, Басс вначале провел разграничения между враждебностью и агрессией. Враждебность была определена им как реакция отношения, скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий.

Агрессию он определил как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Дальнейшая дифференциация проводилась в направлении выделения подклассов внутри враждебности и агрессии.

В результате Басс и Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).

В литературе встречается несколько русскоязычных вариантов методики.

Здесь приведена самая
первая адаптация, сделанная в 1989 году С. Н. Ениколоповым, и адаптация А. К Осницкого (1998 год).

Пройти тест враждебности Басса-Дарки (вар. Ениколопова), 75 вопросов

Пройти тест враждебности Басса-Дарки (вар. Осницкого), 75 вопросов

Также известны несколько адаптаций опросника для детей и подростков.

Здесь представлена сокращенная до 40 вопросов версия Г. А. Цукерман, и еще более упрощенная версия Г. В. Резапкиной.

Пройти тест враждебности Басса-Дарки (вар. Цукерман), 40 вопросов

Пройти тест враждебности Басса-Дарки (вар. Резапкиной), 40 вопросов

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Смотрите также дальнейшее развитие методики – опросник агрессивности Басса-Перри BPAQ-24 (1992).

Особенности реализации:

  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.
Д. Я. Райгородский
• Практическая психодиагностикаМетодики и тесты
М.: Бахрах-М, 2011, ISBN 978-5-94648-092-5
CG 287734
Предлагаемая вашему вниманию книга содержит три раздела: 1 – диагностика психических состояний и свойств личности; 2 – диагностика межличностных и семейных отношений; 3 – диагностика профессионального подбора кадров – и представляет собой наиболее полное из опубликованных до последнего времени собрание методик и тестов практической психодиагностики. Методики и тесты сопровождаются ключами – описанием способов обработки полученных результатов.
Сборник адресован, прежде всего, профессиональным психологам и студентам психологических факультетов, но будет интересен и полезен самому широкому кругу профессионалов и читателей. » ознакомиться с содержанием
Методика «Басса-Дарки»: для диагностики агрессивности
А. А. Реан
• Психология изучения личности
М.: Михайлов, 1999, ISBN 5-8016-0044-2
Книга посвящена неизменно привлекательной и актуальной теме – психологии изучения личности. В ней подробно рассматриваются разнообразные личностные феномены и методы их изучения. В центре внимания такие вопросы как мотивация, ответственность, самоотношение, дисгармоничность характера, агрессивность. В книге детально обсуждаются не только методы изучения этих и других важных личностных феноменов, но и основательно рассматривается их собственно психологическое содержание, приводятся результаты многочисленных эмпирических исследований.
» ознакомиться с содержанием
Методика «Басса-Дарки»: для диагностики агрессивности
В. Б. Шапарь
• Психодиагностика отношений между родителями и детьми
РнД.: Феникс, 2006, ISBN 5-222-09379-4
Эта книга предназначена для практикующих психологов, работающих с семьями в самых различных учреждениях: государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах. Но книга представит несомненный интерес и для широкого круга читателей, так как в ней даны диагностические методики, позволяющие выяснить проблемы взаимоотношений родителей с детьми, определиться с системой воспитания, сложившейся в семье, разобраться с теми трудностями, которые возникают практически в каждой семье, где есть дети.
Особый интерес книга представляет и для студентов, обучающихся на факультетах психологии, так как найти материал по психодиагностике родительских отношений в системе «родители – ребенок» достаточно проблематично.
» ознакомиться с содержанием
Методика «Басса-Дарки»: для диагностики агрессивности
Г. В. Резапкина
• Психология и выбор профессииПрограмма предпрофильной подготовки
М.: Генезис, 2010, ISBN 978-5-98563-223-1
CG 946571
В учебно-методическом пособии изложена программа учебного курса «Психология и выбор профессии». В нем содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики и справочные материалы. Цель программы – сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.
Издание предназначено для педагогов, психологов, студентов педагогических и психологических вузов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением профильного обучения, а также для родителей, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении своих детей.
Методика «Басса-Дарки»: для диагностики агрессивности

Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки

  • Методика «Басса-Дарки»: для диагностики агрессивности Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты. Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате. Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами. Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи. Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы. Методика «Басса-Дарки»: для диагностики агрессивности

А. Басс и А. Дарки выделяют 8 показателей и форм агрессии:

1.       Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2.       Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань).

3.       Косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.)

4.       Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.

5.       Раздражение – склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

6.       Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.

7.       Обида – проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

8.       Аутоагрессия или чувство вины – отношения и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно.

Текст методики диагностики агрессвиности А.Басса и А.Дарки

  • Инструкция : поставьте
  • «+» около тех положений, с которыми вы согласны,
  • «-» – около тех, с которыми вы не согласны.
ВОПРОС
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому.
Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполняю просьбу.
Я не всегда получаю то, что мне положено.
Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.
Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительное угрызение совести.
Мне кажется, что я не способен ударить человека.
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
Я часто бываю не согласен с людьми.
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу.
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.
Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
Меня немного огорчает моя судьба.
Я думаю, что многие люди не любят меня.
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
Я не способен на грубые шутки.
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
Довольно многие люди завидуют мне.
Я требую, чтобы люди уважали мои права.
Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей.
Люди, которые постоянно изводят вас, заслуживают, чтобы их щелкнули по носу.
От злости я иногда бываю мрачен.
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
Хотя я не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39 Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным выражениям».
40 Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41 Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42 Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43 Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
44 Нет людей, которых бы я по настоящему ненавидел.
45 Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
46 Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
47 Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48 Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49 С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.
50 Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51 Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
52 Я всегда думаю о том, какие тайные причины  заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53 Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54 Неудачи огорчают меня.
55 Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56 Я не могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал её.
57 Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58 Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59 Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в  это не верю.
60 Я ругаюсь только со злости.
61 Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62 Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю её.
63 Иногда я выражаю свой гнев в том, что стучу по столу кулаком.
64 Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65 У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66 Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67 Я часто думаю, что жил неправильно.
68 Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69 Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70 Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71 Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72 В последнее время я стал занудой.
73 В споре я часто повышаю голос.
74 Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75 Я лучше соглашусь с чем либо, чем стану спорить.
Читайте также:  Стоматит у ребенка 1 год как лечить

Обработка результатов теста на агрессивности Басса-Дарки

Ключи

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения Коэффициент
Физическая агрессия 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 9, 17, 41 10
Косвенная агрессия 2, 18, 34, 42, 56, 63 10, 26, 49 11
Раздражение 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 11, 35, 69 9
Негативизм 4, 12, 20, 23, 36 20
Обида 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 44 12
Подозрительность 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 65, 70 10
Вербальная агрессия 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73 39, 66, 74, 75 7
Чувство вины 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 11
  1. Сумма баллов, умноженная на специальный коэффициент позволяет получить удобные для сопоставления по разным шкалам показатели.
  2. Для определения уровня агрессивности подсчитывается индекс агрессивности, который включает физическую агрессию, косвенную агрессию и вербальную агрессию:
  3. (Физическая агрессия +Косвенная агрессия + Вербальная агрессия)/3= индекс агрессивности (ИА).
  4. Обида и подозрительность составляют индекс враждебности:
  5. (Обида + Подозрительность)/2= индекс враждебности (ИВ).

Пример анализа данных, полученных по опроснику агрессивности Басса-Дарки

На рис. 2 приведены средние показатели агрессивности, полученные по методике диагностики уровня агрессивности Басса – Дарки.

Методика «Басса-Дарки»: для диагностики агрессивности

Анализ данных, отраженных на рис. 2, показывает, что в наибольшей степени в группе старшеклассников выражено раздражение, а в наименьшей степени – обида. Это означает, что в среднем в наибольшей степени подростки склонны в ситуации фрустрации к раздражению, готовности при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

При этом в наименьшей степени они склонны к проявлению зависти и ненависти к окружающим, обусловленных  чувством гнева, недовольством кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

Можно отметить относительную сбалансированность различных видов агрессивности в среднем по группе, что может свидетельствовать о достаточно широком диапазоне агрессивных проявлений у подростков.

Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Методика «Басса-Дарки»: для диагностики агрессивности

Тест агрессивности Басса — Дарки: пройти опросник онлайн

Тест Басса – Дарки известен как опросник на агрессивность.

Его оригинальное название (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI) можно перевести как опросник враждебности, хотя в русской практике закрепилось название «Опросник агрессивности Басса – Дарки» (или «Опросник уровня агрессивности»).

Как бы то ни было, помимо враждебности и агрессивности, он расскажет о раздражительности, обиде, чувстве вины – всего в тесте 10 шкал, так или иначе связанных с негативными реакциями на окружающие субъекты/объекты, события и явления. Мы предлагаем пройти тест Басса – Дарки онлайн.

Несколько фактов об опроснике Басса – Дарки

Авторами теста агрессивности выступают Арнольд Басс и Энн Дарки. Он был разработан в 1957 году, но активно используется и по сей день.

Существует несколько российских адаптаций, которые разнятся как формулировками вопросов, так и формулами подсчета результатов. Например, в одном варианте все результаты переводятся в 100-балльную шкалу, в другом нет и т.д.

Мы используем вариант, созданный А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым, Ю.А. Кузнецовой (здесь результаты как раз приводятся к 100-балльной шкале).

Важная особенность данного опросника и работы Басса в целом – он разделил понятия «агрессивность» и «враждебность». Так, агрессия подразумевает в том числе готовность и/или стремление причинить реальный вред других людям (в ответ на их действия или же как способ достичь своей цели).

В свою очередь, враждебность – это настороженное, подозрительное, негативное отношение к другим людям (даже тогда, когда для этого еще нет предпосылок, и уж тем более когда есть). Что касается шкал теста, то враждебность, помимо одноименной шкалы, включает подозрительность и обиду.

Читайте также:  Как варить пшенную кашу на воде: рассыпчатую

Все остальные показатели, кроме чувства вины, относятся к агрессивности.

Пройти тест Басса – Дарки

Опросник на агрессивность Басса – Дарки состоит из 75 вопросов, на которые вам предлагается ответить «Да» или «Нет». Не раздумывайте над вопросами слишком долго и не старайтесь выбрать «правильный» ответ – будьте честны сами перед собой. Интерпретацию шкал и расшифровку результатов вы найдете ниже под спойлерами.

Интерпретация результатов опросника на агрессивность

Этот показатель передает готовность респондента использовать физическую силу против другого человека.

  • До 30 баллов – низкий уровень;
  • 31–52 – средний уровень;
  • 53–74 – повышенный уровень;
  • 75–85 – высокий уровень;
  • от 86 – очень высокий.

Такая агрессия не направляется на другого человека напрямую, но также способна доставить немало неприятностей. Например, это сплетни у него за спиной, порча его вещей, пока он не видит, кнопки на стуле и иные мелкие или не очень мелкие пакости. Косвенную агрессию не стоит путать с пассивной.

  • До 14 баллов – низкий уровень;
  • 15–36 – средний уровень;
  • 37–58 – повышенный уровень;
  • 59–69 – высокий уровень;
  • от 70 – очень высокий.

Данная шкала показывает выражение агрессии через слова – насколько человеку свойственно угрожать кому-нибудь, кричать, грубить, оскорблять или по-иному демонстрировать агрессивный настрой (как непосредственно через слова, так и через интонацию, тембр голоса и пр.). При этом такие слова не всегда переходят в реальные действия.

  • До 30 баллов – низкий уровень;
  • 31–52 – средний уровень;
  • 53–74 – повышенный уровень;
  • 75–85 – высокий уровень;
  • от 86 – очень высокий.

Шкала демонстрирует готовность человека перейти к агрессии, если что-либо покажется ему неуместным, угрожающим и пр. Чем выше показатель, тем легче человек «включает» один из обозначенных выше видов агрессии.

  • До 14 баллов – низкий уровень;
  • 15–36 – средний уровень;
  • 37–58 – повышенный уровень;
  • 59–69 – высокий уровень;
  • от 70 – очень высокий.

Показывает стремление респондента поступать наперекор тому, о чем ему говорят или просят. В том числе это может распространяться на открытое неподчинение или борьбу с законами, традициями и другими попытками пойти против общества.

Негативизм не стоит путать с эксцентризмом. Эксцентрики обычно хотят просто выделиться из толпы, тогда как люди с высокими показателями по негативизму отказываются от подчинения нормам и правилам, стремятся действовать наперекор.

  • До 30 баллов – низкий уровень;
  • 31–52 – средний уровень;
  • 53–74 – повышенный уровень;
  • 75–85 – высокий уровень;
  • от 86 – очень высокий.

Эта шкала отражает реакцию человека на отрицательные и/или несправедливые действия или слова в его адрес. При этом такие действия/слова на самом деле могут быть совершены/сказаны, или же человеку только кажется, что в его сторону был сделан умышленный или неумышленный выпад.

  • До 14 баллов – низкий уровень;
  • 15–36 – средний уровень;
  • 37–58 – повышенный уровень;
  • 59–69 – высокий уровень;
  • от 70 – очень высокий.

Есть люди, которые слишком часто видят в действиях других злой умысел, ищут подвохи, не доверяют или настороженно относятся ко всем, в том числе к друзьям и близким. Это и есть подозрительность, а ее уровень отражает данная шкала.

  • До 14 баллов – низкий уровень;
  • 15–36 – средний уровень;
  • 37–58 – повышенный уровень;
  • 59–69 – высокий уровень;
  • от 70 – очень высокий.

Мы испытываем чувство вины, когда нарушаем некоторые внутренние установки, которые можно обозначить, как долженствование – то, как нужно делать/говорить/думать/чувствовать.

Некоторые такие установки мы вырабатываем самостоятельно, другие же навязываются обществом, близкими (чаще всего родителями) и т.д. Это чувство обычно давит, снижает самооценку и откладывает отпечаток буквально на всю нашу жизнь.

Прочитать о чувстве вины подробнее вы можете в соответствующей статье. Соответственно, шкала демонстрирует, насколько такое чувство для вас характерно.

  • До 30 баллов – низкий уровень;
  • 31–52 – средний уровень;
  • 53–74 – повышенный уровень;
  • 75–85 – высокий уровень;
  • от 86 – очень высокий.
  • До 27 баллов – низкий уровень;
  • 28–49 – средний уровень;
  • 50–71 – повышенный уровень;
  • 72–82 – высокий уровень;
  • от 83 – очень высокий.
  • До 14 баллов – низкий уровень;
  • 15–36 – средний уровень;
  • 37–58 – повышенный уровень;
  • 59–69 – высокий уровень;
  • от 70 – очень высокий.

Опросник уровня агрессивности Басса — Дарки

Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики

Опросник агрессивности Басса — Дарки (англ. Buss — Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

Теоретические основы

Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному определяют агрессию и агрессивность:

  • как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри);
  • как установку к господству (Моррисон);
  • как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений.

Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности».

Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Читайте также:  Как избавиться от прыщей на лице подростку

Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

Валидизация

Выборку стандартизации составили 646 подростков 16 – 17 лет, проживающих в городе Новокузнецке, обучающихся в общеобразовательных школах (400 человек), гимназиях (180 человек), детских домах-интернатах (66 человек). Таким подбором испытуемых мы стремились обеспечить репрезентативность выборки.

Данная выборка была проверена на нормальность распределения. Значения рассчитывались отдельно для каждой шкалы опросника, в двух вариантах:

  1. для «сырых» баллов, где за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл
  2. «сырые» баллы умножены на предложенный коэффициент

Оба показателя не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности, из чего мы можем заключить, что распределение не отличается от нормального. Таким образом, можно утверждать, что введение коэффициента не приводит к искажению данных.

Для проверки устойчивости распределения было проверено половинное (полученное на половине выборки) распределение. Устойчивость распределения проверяется с целью определения способности выборки моделировать распределение генеральной совокупности.

Предполагается, что если половинное распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности.
Из выборки случайным образом были отобраны 323 анкеты и просчитаны вышеописанным способом.

Полученные результаты также свидетельствуют о том, что распределение не отличается от нормального.

«Сырые» баллы переводятся в «стены». Среднее арифметическое в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

При сопоставлении типов распределения обнаружилось, что распределения шкал физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины достоверно отличаются от распределений шкал косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.

Кроме того провели корреляционное сравнение между всеми шкалами опросника. Практически все шкалы между собой положительно коррелируют, при уровне значимости p = 0,01 и p = 0,05.

Отсутствие корреляции выявлено между шкалами: физическая агрессия/чувство вины, вербальная агрессия/обида, вербальная агрессия/чувство вины и негативизм/чувство вины.

Наиболее сильная положительная корреляционная связь обнаружена между шкалами: косвенная агрессия/раздражение (0,52), подозрительность/обида (0,48), вербальная агрессия/ раздражение (0,45).

Внутренняя структура

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Процедура проведения

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала
Прямые утверждения
Обратные утверждения
Коэффициент
Физическая агрессия 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 9, 17, 41 10
Косвенная агрессия 2, 18, 34, 42, 56, 63 10, 26, 49 8
Раздражение 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 11, 35, 69 11
Негативизм 4, 12, 20, 23, 36 20
Обида 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 44 9
Подозрительность 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 65, 70 10
Вербальная агрессия 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73 39, 66, 74, 75 13
Чувство вины 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 11

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого — привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены
Результаты в баллах
Интерпретация
Физическая агрессия
Косвенная агрессия
Вербальная агрессия
Раздражение
Негативизм
Подозрительность
Чувство вины
Обида
1 0 -20 0 низкий уровень
2 20 — 30 0 – 14
3 31 — 41 15 – 25 средний уровень
4 42 -52 26 – 36
5 53- 63 37 – 47 повышенный уровень
6 64 -74 48 – 58
7 75 — 85 59 – 69 высокий
8 86 — 96 70 – 80 очень высокий
9 97 и более 81 – 92
10 92 и более

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Стены
Результаты в баллах
Интерпретация
Агрессивность
Враждебность
1 0 -17 0 низкий уровень
2 18 – 27 0 – 14
3 28 – 38 15 – 25 средний уровень
4 39 – 49 26 – 36
5 50 — 60 37 – 47 повышенный уровень
6 61 — 71 48 – 58
7 72 — 82 59 – 69 высокий
8 83 — 93 70 – 80 очень высокий
9 94 и более 81 – 92
10 92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Стимульный материал

Текст опросника

Бланк ответов

См. также

  • Опросник стилей юмора Мартина
  • Опросник уровня агрессивности Басса — Перри
  • Опросник провокации агрессии О'Коннера
  • Методика диагностики реакции гнева Новако
  • Шкала враждебности Кука — Медли
  • Опросник легитимизированной агрессии

Литература

  1. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998
  3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. — М.-Воронеж, 1996
  4. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008, № 1, — с. 35-58.
Ссылка на основную публикацию