Методика «несуществующее животное»: для подростков

Тест «Рисунок несуществующего животного» — одна из проективных методик исследования личности, автором которой является Майя Захаровна Дукаревич. «Рисунок несуществующего животного» используют для диагностики детей и взрослых: выявляют их личностные черты, бессознательные личностные конфликты, установки, влечения и потребности.

Описание методики

Испытуемому предлагается придумать и изобразить несуществующее в природе животное и дать ему несуществующее имя. Требуемый материал: лист бумаги, простой и цветные карандаши.

После того, как испытуемый закончил рисунок, его просят описать его и его образ жизни.

Если рассказ о нарисованном персонаже оказался кратким или неполным, ему задают наводящие уточняющие вопросы (список вопросов ориентировочный)[1] :

  • Чем оно питается?
  • Где живет?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • А чего больше всего не любит?
  • Оно живет одно или с кем-нибудь?
  • Есть у него друзья? Кто они?
  • А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
  • Чего оно боится, или оно ничего не боится?
  • Какого оно размера?

Метод данного исследования основан на теории психомоторной связи. Для диагностики психического состояния используется изучение моторики доминантной руки. Данный метод основан на исследованиях И. М.

 Сеченова, согласно которым всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально — «Всякая мысль заканчивается движением»).

[2]

Интерпретация

Cуществует несколько общих тенденций интерпретации рисунков: по виду начертания и смысловому содержанию рисунка можно изучить такие психические сферы как уровень агрессивности в целом, склонность к вербальной агрессии, боязнь агрессии и защитная агрессия, невротическая агрессия, уровень стрессоустойчивости испытуемого (реакция на эмоциональную нагрузку), а также выявить некоторые признаки психических патологий.

Общая оценка построения рисунка

Самый примитивный вид выполнения задания — изображение уже существующего в природе животного. Такой рисунок противоречит данной инструкции и говорит о низкой обучаемости, а также очень плохо развитом воображении. В отдельных случаях у испытуемого, неспособного изобразить несуществующее животное, диагностируют задержку психического развития.

Однако стоить заметить, что данный вид выполнения задания не вызывает тревоги, если его выполнил ребенок дошкольного возраста.
Задание, выполненное с нарушением инструкции, но все же находящееся на более высоком уровне — изображение животного из сказочного или мифологического мира.

Нормально для детей 8—9 лет, для детей старшего возраста говорит о низком общекультурном уровне и плохо развитом воображении.
Стандартное и наиболее часто встречающееся выполнение задания — изображение несуществующего животного из частей реально существующих. Говорит скорее об исполнительском характере личности, чем творческой направленности.

Авторы таких рисунков обычно имеют рациональный подход к выполнению задач.
Изображение человекообразного животного говорит о дефиците общения у испытуемого. Также может свидетельствовать об инфантильности.
«Механизированное» несуществующее животное — признак неконформности и иногда даже низкой социализированности испытуемого.

Животные, не имеющие органов чувств, обычно свидетельствуют о шизоидной направленности личности.
Слишком вычурные изображения — признак демонстративной личности.

Оценка уровня агрессивности и тревожных состояний

Для выявления уровня агрессивности личности используют дополнительную методику — изображение «злого животного».

О низком уровне агрессивности говорит отсутствие у «злого животного» орудий нападения и агрессивной символики. Признаком вербальной агрессии считается изображение у животного зубов.
О повышенной агрессивности испытуемого говорит наличие на рисунке острых шипов и выростов, вне зависимости от того, какие части тела они представляют.

При описании «злого животного» в силу социального контроля обычно отсутствуют яркое проявление агрессивных тенденций с подробным описанием его «злодеяния». В противном случае можно говорить об ослабленном социальном контроле личности.

Боязнь агрессии и защитная агрессия проявляются в рисунке в виде дополнительной физической защиты животного: панцирь, чешуя, броня, толстая кожа, а также изображение рядом с животным запасов пищи или помещение животного в аквариум, загон или клетку (стремление к изоляции от окружающего мира).

О тревожности испытуемого обычно говорит плотная штриховка и большие уши, о страхе — большие и ярко заштрихованные глаза. Также о тревожном состоянии часто говорит гигантский размер животного.

О невротической агрессии свидетельствует неблагоприятное место обитания животного, тщательная темная штриховка, выражение в описании животного невротических страхов, ощущении угрозы со стороны окружающего мира.

Некоторые признаки возможной психической патологии

Важно отметить, что ни один из отдельно взятых нижеприведенных признаков не может указывать на психическую патологию: состояние испытуемого следует диагностировать в комплексе с другими видами психологических исследований.[3]

  • Искаженная или поврежденная голова животного
  • Изображение внутренних органов животного, «рентгеновский» рисунок
  • Покалеченное животное, наличие ран и повреждений
  • Пустые глазницы, рот
  • Неравномерный, невротический способ штриховки и контура рисунка
  • При описании образа жизни нарисованного животного испытуемый застревает на теме смерти, убийства, страданий

При наличии на рисунке нескольких из этих признаков обычно рекомендуется консультация психиатра.

Критика

Отсутствие теоретического обоснования трактовок

Первоначальный вариант методики содержал лишь своеобразный каталог интерпретаций деталей рисунка и при этом практически не содержал теоретического обоснования этих трактовок.

Кроме того, рисунок мог оказаться недостаточно информативным ввиду своей лаконичности.

Поэтому последующие исследования методики «Рисунок несуществующего животного» были направлены на её валидизацию и на восполнение этих недостатков.[4]

Дело Макарова

В 2010 году на чиновника Минтранса Владимира Макарова было заведено уголовное дело по обвинению в сексуальном насилии собственной дочери. Девочку доставили в больницу на бригаде скорой помощи после падения со шведской стенки, а после взятия анализа мочи, в котором якобы были найдены мертвые сперматозоиды, ее отцу были предъявлены обвинения в сексуальном насилии.

Читайте также:  Самые лучшие книги для подростков

Последующие независимые экспертизы показали, что следов мужского биологического материала, а также характерных морфологических повреждений на теле девочки обнаружено не было, но данные экспертизы в материалы дела не попали. Сама девочка обвинения против отца уверенно отрицала.

Среди прочих доказательств в пользу обвинения была проведена психологическая экспертиза методом «Рисунка несуществующего животного» экспертом центра «Озон» Л. Соколовой.

В ее экспертизе говорится: ««На фоне цветного изображения хвост повторно изображен черным цветом и плотно закрашен (данная особенность характерна для рисунков детей, имеющих опыт сексуального вовлечения), сам рисунок выполнен со значительным психомоторным напряжением… Особенности выполнения проективных методик косвенно указывают на то, что девочка вовлечена в сексуальные отношения со значимым взрослым».
Однако данные экспертизы считать достоверными, а тем более достаточными для вынесения приговора нельзя. Коллеги Л. Соколовой выступили с критикой подобной интерпретации рисунка. В споре с директором психологического центра «Озон» Евгением Цымбалом профессор, эксперт центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева подняла вопрос не только о профессиональной состоятельности экспертизы, проведенной Л. Соколовой, но и ее правомерности (Соколова не обладает статусом эксперта). К подобным выводам пришли также психолог и руководитель проекта по профилактике семейного насилия в рамках правительственного гранта Альбина Локтионова и специалист-психолог Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербский.[5]

Примечания

  1. ↑ Несуществующее животное | Методика
  2. ↑ Габидулина, 1986; Дукаревич, Яншин, 1990
  3. ↑ Тест «Несуществующее животное»
  4. ↑ Музыченко, 2013, с. 22—26.
  5. ↑ Институт им. Сербского против Центра «ОЗОН»

Литература

  • Ирина Малкина-Пых «Телесная терапия». — М.: Эксмо, 2007 г.
  • А. Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты». — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г.

Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Рисунок_несуществующего_животного&oldid=104571433

Методика «Несуществующее животное»..Рисуночные тесты

Методика «Несуществующее
животное».

Данная
методика используется для изучения уровня тревожности и самооценки
младшего
школьника.

Ребенку
предлагается нарисовать «Несуществующее животное» и назвать его
несуществующим
названием. Тест проводится в форме индивидуального исследования.
Рисунок
выполняется простым карандашом на стандартном листе белой бумаги.

Интерпретация.

1. Положение рисунка на листе.

В норме
рисунок расположен на средней линии (вертикально).

Положение рисунка
ближе к верхнему
краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая
самооценка и
недовольство собственным положением в социуме, недостаточностью
признания со
стороны окружающих. Тенденция к самоутверждению, признанию.

Положение
рисунка в
нижней части листа – обратный показатель: неуверенность в себе, низкая
самооценка, подавленность, нерешительность, потребность в признании.
Отсутствие
тенденции к самоутверждению.

2. Центральная смысловая часть фигуры
(голова, уши).

Голова
повернута вправо – устойчивая тенденция к действительности. Почти все,
что
обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере,
начинает
реализовываться (хотя и не доводится до конца). Человек активно
переходит к
реализации своих намерений.

Голова повернута влево – тенденция к
рефлексии,
размышлениям, лишь незначительная часть замыслов реализуется. Нередко
это
страх, нерешительность, боязнь перед активным действием (что именно,
надо
выяснить дополнительно).

Положение «фас» (голова направлена на
рисующего) трактуется
как эгоцентризм.

Глазам придается особое значение.
Если
радужка особенно резко прорисована – это переживание страха человеком.
Обратить
внимание на наличие ресниц. Ресницы обозначают заинтересованность
человека в
восхищении окружающих, а также истероидно-демонстративные манеры в его
поведении.

Уши. Прямое значение –
заинтересованность в информации, значимость и мнение окружающих о себе.

Открытый рот без прорисовки языка и
губ,
особенно зачерненный, трактуется как легкость возникновения страхов,
опасения,
недоверия. Для тревожных детей и подростков характерен рисунок
зачерненного рта
округлой формы.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии губ
трактуется как большая речевая активность, в сочетании с прорисованной
губой –
чувственность. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве
случаев
защитная.

Увеличенный (по отношению к фигуре в целом) размер головы,
говорит о
том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно и эрудицию в
себе и
окружающих.

  • На голове
    часто бывают расположены дополнительные
    детали
    : рога – защита; ногти, щетина, иглы – агрессия.
  • Крылья и перья
    – тенденция к самоукрашению и самооправданию.
  • Грива, шерсть,
    подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и иногда
    ориентировка
    на свою сексуальную роль.

3. Несущая, опорная часть фигуры (ноги,
лапы, постамент).

Отсутствие лап
рассматривается как поверхностность, неосновательность суждений,
легкомыслие в
выводах, иногда импульсивность в принятии решений.

Разнообразие
положения этих деталей – свидетельство самостоятельности творческого
начала.

4. Части возвышающиеся над уровнем
фигуры
(крылья, дополнительные ноги, щупальца, перья, бантики).

Части,
возвышающиеся над уровнем фигуры, трактуются как уверенность в себе,
любознательность, увлеченность своей деятельностью, смелость. Крылья,
перья,
бантики – показатель демонстративности, склонность обращать на себя
внимание.

Хвосты –
выражают отношение к собственным действиям и поступкам. Положительная
или
отрицательная оценка своих действий выражается направленностью
нарисованного
хвоста.

Хвост направлен влево – трактуется как размышление об упущенном
моменте
из-за собственной нерешительности. Хвост, направленный вправо,
трактуется как
размышление о своих действиях, поступках в настоящее время.

Читайте также:  Группы здоровья детей и их характеристика

Хвост,
направленный
вверх, трактуется как уверенность, положительная оценка своих действий,
поступков. Падающий вниз – сожаление о содеянном, раскаяние.

5. Контур фигуры.

Контур фигуры,
выполненный в острых углах, выступах, шипах, панцире – трактуется как
агрессивная
защита от окружающих.

Запачкивание
контурной линии фигуры – тревога, страх. Линии удвоены, поставлены
шипы,
заслоны – опасение, подозрительность. Верхний контур – трактуется как
защита
против людей, реально имеющих возможность наложить запреты,
ограничения, т.е.
старших по возрасту людей: родителей, учителей, руководителей.

Нижний контур
– протест против насмешек, боязнь осуждения.

Боковые –
готовность к защите и самозащите.

Название может
вырважать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц,
бегокот).
Другой вариант словообразования с книжно-научным, иногда латинским
суффиксным
окончанием (раболепиус, наплеомалярия). Первое название трактуется как
рациональность. Второе – демонстративность, направленная на
демонстрацию
собственного разума, эрудиции. Встречаются названия
поверхностно-звуковые без
всякого осмысления (гляктер, ламю), трактующиеся как легкомысленность
отношения
к окружающему. Наблюдаются иронически-юмористические названия
(риноручка,
пузырищ). Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы
(тру-тру).
Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражена
обычно
непомерно длинными названиями.

Приложение 4 МЕТОДИКА «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»: ДЛЯ изучения личностных особенностей детей и подростков часто

ДЛЯ изучения личностных особенностей детей и подростков часто используется проективный тест «Несуществующее животное» (Романова Е. С, 2001).

Необходимые материалы: для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Лист бумаги лучше брать белый. Карандашом средней мягкости, простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.

Инструкция: придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа.

Если рисунок располагается ближе к верхнему краю листа, трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих, стремление к самоутверждению (чем выше расположен рисунок, тем выраженнее тенденция).

Положение рисунка в нижней части — свидетельство неуверенности в себе, низкой самооценки, подавленности, нерешительности, неуверенности, низкой заинтересованности в своем социальном положении, признании, отсутствия тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо, отражает устойчивое стремление к активной деятельности (ребенок, подросток активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).

Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополнительно).

Положение анфас, т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств, — уши, рот, глаза.

Глазам придается особое значение. Большие, подчеркнутые глаза являются признаком присущего человеку чувства страха (интересно, что одними из первых на это обратили внимание исследователи, изучавшие рисунки японских детей, переживших ядерную бомбардировку Хиросимы). Этот признак особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки.

Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Подчеркнутые ресницы (в рисунках мальчиков)— показатель демонстративных тенденций в поведении, отражающих заинтересованность в восхищении окружающих своей внешней привлекательностью, манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает соответствующие реакции на окружающих: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя при этом своего положения).

Деталь «рот» можно оценивать следующим образом. Приоткрытый рот в сочетании с языком — возможный косвенный признак разговорчивости, болтливости, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия.

Рот с оскаленными зубами — признак вербальной агрессии, в большинстве случаев защитной: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу.

Увеличенный (по отношению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове часто расположены дополнительные детали: рога — защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии — спонтанный или ответно-защитный.

Перья — тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая часть фигуры (опорная — ноги, лапы, постаменты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме — основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на существенные положения.

В противном случае — поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений — особенно при полном или частичном отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо или не соединенные совсем.

Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног любых элементов в одной части — конформность суждений и установок в принятии решений, стационарность, банальность.

Разнообразие в положении этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности, соответственно необычности формы, даже о творческом начале в норме или инакомыслии (ближе к патологии).

Читайте также:  Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональные или украшающие. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков.

Первые — это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, само- распространение с неделикатными, неразборчивыми утешениями окружающих либо любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий — соответственно значению символа (щупальца, крылья и т. д.). Вторые — демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвосты — выражают отношение к собственным действиям или поступкам, или решениям, размышлениям, вербальной продукции — по тому, повернут ли хвост вправо (+) на листе или влево (-), судят об окраске этого отношения, которая выражена в направлении хвоста. Вверх — уверенно, положительно, бодро;

хвост же, падающий вниз, показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т. д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев.

Особенно на пышные, длинные, разветвленные.

Их направленность также имеет значение: вправо — по поводу своих действий или поведения, влево — по поводу своих мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности.

Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура). Это защита от окружающих.

Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах, страх или тревога, если есть затемнение контурной линии, опасение и подозрительность, если поставлены щиты, «заслоны», направленные вверх — против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е.

против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Направленность защиты вниз — против насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждений. Боковые — недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях.

То же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), а слева — защита своих мнений, убеждений.

Общая энергия оценивается количеством изображенных деталей: только ли необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т. д.

), с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию деталей (дополнительных).

Соответственно чем выше энергия, тем больше деталей, и наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астенич- ность, органика: хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении — слабая, паутинообразная.

Обратный же характер линии не является полярным (жирная с нажимом), это не энергия, а тревожность. Особенно обратите внимание на резко продавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность). Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя по значению с животными. В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения (две лапы, вместо четырех и т. д.), кончая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира; нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Обратить внимание на акцент сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человеческой фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

Редко и очень необычно обращает на себя внимание вмонтировка механических частей в живую часть животного — постановка на постамент, танковые или транспортные гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело или конечности, рукояток и клавиш, антенн и т. д.

Это наблюдается главным образом у больных шизофренией и редко у глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего животного.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей («Летающий заяц», «Бегемот»). Другие варианты словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («Реболетиус», «Воплио- лярис»).

Первое — рациональность, направленная установка на определенную ориентацию. Второе — демонстративность (разума, эрудиции).

Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Гряктер», «Лелые»), знаменующие легкомыслие.

Наблюдаются и ироническо-юмористические названия («Рипочурка», «Да- вашпор», «Пузыриес»), характеризующие соответствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («Трутру»). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.

Ссылка на основную публикацию