Методика «кактус»: для младших школьников

Наталья Фоминых11 июля, 201714937 Методика «Кактус»: для младших школьников

Провести полноценную психологическую диагностику младших школьников помогут доступные методики, которые будут одновременно интересны детям и не приведут к чрезмерному утомлению и напряжению. В детской психологии очень популярны графические тесты, поскольку именно через рисунок ребёнок передаёт своё отношение к миру и к самому себе. Рисование, которое воспринимается ребёнком как увлекательная игра, является эффективным инструментом выявления тревожных симптомов, сигнализирующих о серьёзных проблемах. В исследовании эмоционально-личностной сферы младших школьников хорошо зарекомендовала себя методика «Кактус».

Цель и характерные особенности графической методики

Рисуночная методика кандидата психологических наук М. А. Панфиловой «Кактус» применяется в работе с детьми старше трёх лет, с её помощью можно исследовать эмоциональный фон личности малыша, выявить наличие агрессивности, её нацеленность, а также определить степень тревожности, как инструмента самозащиты.

Рисунок — это информация, закодированная в образах. Создавая графическое изображение, человек невольно, а иногда и осознанно воплощает в нём своё мировосприятие, самооценку и эмоциональное состояние.

Методика «Кактус»: для младших школьниковСоздавая рисунок, ребёнок невольно воплощает в нём своё мировосприятие, самооценку и эмоциональное состояние

Что диагностирует эта графическая методика:

  • отношение ребёнка к окружающим;
  • черты характера и самооценку;
  • уровень психологической комфортности.

Вот общие преимущества всех рисуночных методик:

  • простота и быстрота организации и проведения, однако, стоит учитывать, что внешняя простота обманчива, поскольку ребёнок может находиться под влиянием сиюминутных впечатлений, например, от недавнего просмотра мультфильма или услышанной истории;
  • экономичность — можно ограничиться красками, цветными карандашами и бумагой;
  • интерпретация показателей должна опираться на два-три взаимосвязанных признака, поскольку единичный изолированный признак создаст искажённую картину итоговых выводов;
  • более реалистичное понимание психологических особенностей личности, а также диагностика проблем возможны исключительно при комплексном использовании с другими классическими тестами и исследовательскими методиками (наблюдение, эксперимент и т. д.).

Наиболее популярные графические методики для детей, позволяющие глубже и точнее диагностировать эмоциональное состояние, а также психологические проблемы:

  • «Нарисуй свою семью» — по количеству главных и второстепенных персонажей, характеру прорисовки форм и размеров, окраски фигур, дистанции между ними можно описать восприятие ребёнком членов своей семьи, понять, кто из них наиболее значим для ребёнка, особенности семейных взаимоотношений.
  • «Несуществующее животное» — нарисованный образ олицетворяет скрытое внутреннее «Я» ребёнка и открывает психологические грани личности автора рисунка (переживания, тревоги, степень уверенности в себе, склонность к ответственному или легкомысленному поведению и т. д.).
  • «Дом. Дерево. Человек» — тест помогает диагностировать самооценку, наличие неуверенности в себе, чувства незащищённости, агрессивности, уныния, проблем в общении.

Нужно меньше говорить и больше рисовать. Что до меня, так я и вовсе хотел бы отказаться от речи и, как заведено в живой природе, выражать все, что хочу сказать, картинками.

Гёте

Проведение исследования «Кактус» в младшей школе

При проведении теста используются такие материалы: стандартный альбомный лист, простой карандаш или цветные карандаши (при интерпретации результатов ориентируются на методику восьми цветов Люшера).

Расшифровка рисунка на основе Люшеровской интерпретации цветов возможна в случае более глубокого понимания специфики методики, родителям достаточно использовать простой карандаш.

Инструкция очень проста: «Мысленно представь себе кактус и нарисуй его таким, каким ты его вообразил».

Методика «Кактус»: для младших школьниковДети должны работать самостоятельно, не имея возможности срисовать с образца или у соседа

Условия правильного проведения теста

  • Комфортная эмоциональная обстановка.
  • Дети должны работать самостоятельно, не имея возможности срисовать с образца или у соседа.
  • Подробно объяснить инструкцию, если ребёнок задаёт вопрос, то дополнительно уточнить, что он может рисовать так, как хочет. Если его вопрос демонстрирует непонимание инструкции, то ещё раз чётко пояснить последовательность выполнения и содержание задания
  • Дополнительные пояснения и подсказки в виде вопросов не допускаются.
  • Изображения не по теме или переданные в виде стереотипного шаблона стоит перерисовать.
  • Если ребёнок не уверен в своих силах и боится выполнять задание, то стоит объяснить ему, что работа не оценивается, любой его рисунок будет интересен и важен, но он должен постараться нарисовать как можно лучше.
  • Во время выполнения задания не подсказывать и не направлять путём наводящих вопросов.
  • Не обсуждать с тестируемым итоговые выводы.Интерпретация результата.

Дополнительные вопросы для уточнения толкования результатов теста

  • Этот кактус растёт дома или в природных условиях?
  • Кактус сильно ранит, если к нему прикоснуться?
  • Кактус любит, если за ним ухаживают, удобряют и увлажняют почву?
  • Кактус растёт в одиночестве или в окружении других растений?
  • Когда кактус станет взрослым, то как он изменится (какими станут иголки, какая форма, размер)?

Интерпретация рисунков младших школьников

Трактовка изображения базируется на том, что в реальной жизни существует много разнообразных видов кактусов, которые имеют острые и мягкие, короткие и длинные, густые и редкие иглы.

Интерпретация рисунка — работа тонкая и деликатная, поскольку в одном случае изображение может быть символом психологической травмы, а в другом всего лишь проявлением дорогого сердцу воспоминания.

Поэтому подводить итоги и производить умозаключения должен только специалист.

Ключи к толкованию работ

  • Агрессивность — множество густых, длинных, акцентированных с помощью сильного нажима иголок сигнализируют о высокой интенсивности состояния враждебности. Иголки, направленные вверх, символизируют взрослых в мире ребёнка, прорисованные в стороны «указывают» на сверстников, нацеленные вниз — на младших. В то же время иглы символизируют защиту от внешней среды, стремление сохранить целостность личности.
  • Нестабильность, импульсивность, напряжённость — энергичные, отрывистые штрихи, нанесённые с сильным нажимом.
  • Эгоцентризм — большой рисунок (более 2/3 по высоте листа), занимающий центр листа.
  • Искренность, простодушие — прорисовка выпуклых контуров (отростков), сложная декоративная форма цветка.
  • Настороженная закрытость, замкнутость, такой малыш скрывает свои мысли, говорит гораздо меньше, чем знает — зигзаги и отростки, нарисованные внутри изображения или по контуру.
  • Оптимизм, вдохновлённость, вера в то, что события развиваются по наиболее благоприятному сценарию, чувство юмора — изображение «улыбающихся», «солнечных» кактусов с использованием ярких, жизнерадостных оттенков в цветном варианте теста.Методика «Кактус»: для младших школьниковИзображение «улыбающихся», «солнечных» кактусов дают основания сделать вывод об оптимизме
  • Повышенная тревожность, сниженное настроение — присутствие пунктирных прерывистых линий со слабым нажимом, преобладание мрачных цветовых оттенков.
  • Мягкость, женственность, покладистость — плавные, тонкие, лёгкие, гибкие линии, графические украшения и цветы.
  • Экстравертированность (общительность) — кактус изображён в окружении других цветов.
  • Желание обрести защиту в семейном кругу, ценность домашнего очага, чувство семейного тепла и общности — изображение «окультуренного», домашнего цветка в цветочном горшке или в комнате.Методика «Кактус»: для младших школьниковЖелание обрести защиту в семейном кругу — изображение «окультуренного», домашнего цветка в цветочном горшке
  • Отсутствие потребности в семейном покровительстве, свободолюбие, независимость — рисунок дикорастущего цветка в окружении множества других растений, однако, единичный кактус на фоне пустынного пейзажа проявляет чувство одиночества.
  • Крупный размер кактуса (более 2/3 по высоте всего листа) красноречиво свидетельствует о завышенной самооценке, склонности к лидерству, доминированию, категорической убеждённости в своей правоте.
  • Маленький рисунок (менее 1/3 страницы) говорит о проблеме заниженной самооценки.
  • Рисунок в центре, занимающий примерно 2/3 по высоте листа, демонстрирует состояние удовлетворённости, наличие адекватной самооценки, постоянство, сосредоточенность на настоящем.
  • Чем выше расположен рисунок, тем выше уровень самооценки, размещение в нижней части листа означает, что стоит обратить внимание на слабый уровень уверенности в собственных силах и способностях.
  • Смещение картинки влево сигнализирует о характере интроверта, погружённости во внутренний мир и уходе в прошлое, сдвиг вправо обнаруживает склонность к экстраверсии и нацеленности на будущее.

Символическое значение цветов в интерпретации Люшера

В этически-личностных характеристиках имеет значение приоритетная цветовая окраска рисунка в целом, а не интерпретация цветового решения отдельных деталей. Цвета могут обозначать:

  • Синий — покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность, крепкие и прочные отношения.
  • Зелёный — самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле «зелёного» стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами.
  • Красный — воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять, преобразовывать.
  • Жёлтый — свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность.
  • Фиолетовый — волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира.
  • Коричневый — пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.
  • Чёрный — символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона, протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.
  • Серый — бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность, безынициативность, заниженная самооценка.

Пример интерпретации (рисунок девочки десяти лет)

  • Кактус изображён по центру, занимая примерно 2/3 листа по высоте, что свидетельствует об адекватной самооценке и эмоциональном состоянии удовлетворённости и уверенности в себе.
  • Колючки небольшие, но многочисленные, со слов девочки «если дотронуться, то не ранит, но слегка колет», можно предположить, что ребёнок добродушный, но при проявлениях враждебного поведения по отношения к себе будет защищаться.
  • Кактус имеет плавные, округлые формы с прорисованными выпуклыми отростками и цветами, что раскрывает женскую природу, мягкость характера и желание привлечь к себе внимание. На рисунке цветок слегка наклонен вправо — в будущее. Таким образом, ребёнок оптимистично воспринимает перспективы дальнейшего развития и обладает целеустремлённостью.
  • Кактус растёт в горшке на фоне уютного окна с занавесками — демонстрирует значимость семейных ценностей. Других растений или живых персонажей на рисунке нет, что говорит о некоторой обособленности и сосредоточенности на себе.
  • В рисунке преобладает синий цвет — показатель умиротворённого эмоционального состояния и чувства удовлетворённости.
  • «Кактус ещё подрастёт» — ощущение себя ещё ребёнком, личностью на стадии формирования. «Возможно, у него появятся дополнительные отросточки» — можно интерпретировать как желание иметь в будущем детей.
Читайте также:  Внематочная беременность: симптомы на ранних сроках

Мнение педагогов по поводу методики

Многие психологи довольно высоко оценивают степень достоверности результатов, полученных в результате использования методики «Кактус».

Некоторые учителя и родители полагают, что предложенная методикой интерпретация показателей недостаточна, поскольку не позволяет полностью расшифровать информацию, отображённую в рисунке.

Любой метод психологического исследования не претендует на абсолютную истину, все выводы необходимо делать после всестороннего и комплексного обследования личности.

Методика «Кактус» помогает получить ценную информацию о психоэмоциональном состоянии ребёнка и обнаружить склонность к агрессии.

Результаты тестирования подскажут психологу, какое дополнительное обследование необходимо провести для выявления причин установленных проблем, а также понять характер и направленность коррекционных действий.

Методика Кактус для младших школьников: сущность и примеры использования

Методика «Кактус»: для младших школьников

Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с каким настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус».

Суть методики «Кактус»

Приём, разработанный в 90-е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической психологии МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых простых, тем не менее он очень информативен.

Его суть проста: ребёнку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста автор руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в частности, являются наиболее полезными для диагностики детей.

Это связано с тем, что через рисунок малыш неосознанно демонстрирует:

  • отношение к миру;
  • своё место среди окружающих его людей;
  • сформированное мировоззрение;
  • уровень умственного развития;
  • психофизическое состояние.

Методика «Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные чувства у ребёнка. Проанализировав результаты диагностики, экспериментатор легко сможет сделать вывод, является ли малыш целеустремлённым, импульсивным, эгоцентричным, скрытным или демонстративным.

Английская писательница Айрис Мёрдок говорила: «Искусство — вещь неудобная, с ним шутки плохи. Рисунок выражает единственную правду, которая, в конечном счёте, имеет значение. Только при свете искусства могут быть исправлены дела человеческие».

Процедура проведения диагностики среди младших школьников

Методика «Кактус»: для младших школьников

Допускается проведение тестирования в малых группах

Приём можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто достаточно уверенно держит в руке карандаш.

При этом неважно, насколько хорошо ребёнок владеет пишущим предметом — все штрихи и линии, которые затем будут исследоваться, не требуют художественных навыков.

Желательно проводить тестирование в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей можно объединить в небольшую группу. Для испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.

Инструкция для ребёнка:

  1. Представь, что ты увидел красивый кактус.
  2. Запомни все детали этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.
  3. Отвлекаться и задавать вопросы нельзя.

Если малыш до этого момента не видел растение — не беда: взрослому просто необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.

На тест выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания рисунка, однако период работы над заданием не должен длиться более 30 минут.

Методика допускает создание как чёрно-белого изображения, так и цветного.

Трактовку раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным детским психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из такого многоуровневого теста.

Для создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком рисунка необходимо задать несколько наводящих вопросов:

  • Ты нарисовал домашний кактус или дикий? 
  • Можно ли к нему прикасаться? Он сильно колючий?
  • Приятно ли этому кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?
  • Каким станет твой «питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки, отростки.

Обработка и интерпретация результатов

Анализ манеры рисования

Сила нажима и характер линий

Чтобы оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении ребёнка. Когда твёрдостью подчёркивается какая-то одна деталь — это свидетельство импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим говорит об угнетённом состоянии духа, общефизической и душевной слабости. 

Отрывистые линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие дети быстро загораются каким-то делом, но редко доводят начатое до конца.

Если кактус изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чем-то очень обеспокоен, неуверен в себе.

 Когда все линии пролегают чётко и равномерно, можно утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать ситуацию и не сомневается в своих силах.

Расположение и размер

Если малыш нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной самооценки. Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе. 

Также стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет изображённый кактус: вправо — ребёнок ориентирован на будущее, влево — испытуемый склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок, разместившийся посередине, такое положение сигнализирует о том, что тестируемый сосредоточен на тех событиях, которые происходят с ним в настоящем.

Важной характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает меньше трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении.

Кактус получился крупным – можно говорить о том, что малыш стремится к лидерству, а в его характере присутствует зацикленность на самом себе.

 Маленькое растение выдаёт неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения окружающих — такой малыш не принимает решения без одобрения взрослого.

Рассмотрение сюжета рисунка

Методика «Кактус»: для младших школьников

Имеют значение все детали рисунка: размер, цвет кактуса, иголки или их отсутствие и даже то, «помещено» растение в горшок или нет

К этой части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других возможных персонажей.

При исследовании образа растения принимается во внимание такой момент: похоже ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде мультипликационного героя.

В первом случае можно говорить о том, что у ребёнка очень реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя «по-взрослому», а когда можно остаться малышом.

Например, испытуемый понимает, что если выполнит задание не так, как от него ожидают, то не только расстроит этим родителей, но и может не поступить в школу (или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности тестируемого, богатой фантазии.

Условия теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они могут присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил к кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том, что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме и тяжело работать в одиночку. 

Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка:

  • злобность выражается в изображении большого количества иголок, при этом они длинные и торчащие;
  • о демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками;
  • свидетельство оптимизма тестируемого – крупный кактус с улыбкой до ушей;
  • тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками;
  • незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка;
  • тестируемый нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке;
  • об одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
  • синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.Методика «Кактус»: для младших школьниковОсобенности психики можно определить по тому, какие цвета ребёнок использует для раскрашивания рисунка

Трактовка ответов на дополнительные вопросы

Ответы на вопросы не имеют самостоятельных толкований как таковых, потому что беседа проводится с ребёнком только лишь для того, чтобы подтвердить выводы, которые будут сделаны при анализе рисунка.

 Например, если ребёнок говорит, что нарисовал дикий кактус, можно с более высокой долей вероятности утверждать: он стремится к одиночеству, самостоятельности, свободе.

 Описание домашнего растения — показатель того, что малышу комфортно в тех эмоционально-психологических условиях, в которых проходит его жизнь.

 Если, по словам испытуемого, кактус «лысый», то ребёнок полностью открыт для окружающих, а вот повествование о колючем цветке говорит об агрессивности тестируемого. Осознание того, что за «питомцем» нужно ухаживать, показывает, наоборот, отсутствие злобы и дружелюбность в характере. 

Отзывы о тестировании

Многие педагогические работники дают достаточно высокую оценку методике «Кактус»:

О, знаю эту методику, на практике с детьми проводила. Из всех моих «подопытных кроликов» столько агрессивных оказалось. Кстати, были дети, которые рисовали без иголок и цветочки на кактусе изображали. Так что не все видели кактусы только с иголками, некоторые дети рисовали вообще без них.

★●♥●ПростоКсю●♥●★

http://www.baby.ru/blogs/post/54471590–29856992/

А ряд учителей считает принятую систему интерпретации недостаточной, утверждая, что она содержит мало толкований версий рисунка.

Попробуйте ради интереса предложить разным людям нарисовать кактус, не объясняя, зачем это нужно, и сами увидите, что бывают кактусы с острыми колючками, мягкими, кудряшками и даже лысые. У меня так дети рисовали, что колючки были внутри.

Владислав

http://www.child-psy.ru/tests/318.html

По одному тесту уровень агрессии у детей определять нельзя. Для этого надо провести комплексную диагностику. Так хочется крикнуть психологам: «Господа, будьте грамотными, тогда и общество у нас будет психологически грамотным!».

Алла

http://www.child-psy.ru/tests/318.html

Методика «Кактус» позволяет сделать вывод об уровне психоэмоционального состояния детей и выявить агрессию. По итогам исследования психолог может рекомендовать ребёнку дополнительные тесты для выявления природы диагностированных проблем и разработать вместе с родителями оптимальный коррекционный план.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать
Читайте также:  Бесплатные лекарства для детей до 3 лет на 2020 год: список

Рисуночный тест «Кактус»

Методика «Кактус»: для младших школьников Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет. Однако и взрослым будет не лишним узнать о себе немного больше. Вы можете провести этот тест со своим ребенком, другом, близким человеком. Если Вы захотите проверить себя и сделать тест самостоятельно, то рекомендуется сначала выполнить указания в инструкции, а потом прочитать эту статью дальше.Для выполнения теста Вам понадобится чистый лист А4 формата, простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.

  • Инструкция
  • Далее приводятся варианты интерпретации для детей и взрослых.
  • Интерпретация детских рисунков

«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь». Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
  • синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
  • Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
  • О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
  • Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки)

Интерпретация взрослых рисунков

Общие характеристики рисунка:

1. Положение рисунка на листе бумаги. Положение кактуса относительно горизонтальной середины листа говорит об уровне самооценки рисовавшего. Адекватная самооценка – кактус расположен примерно посередине листа. Люди с заниженной самооценкой, подверженные комплексам неполноценности, склонны рисовать внизу страницы.

Рисунки тех, у кого самооценка завышена, стремятся к верху. Если кактус занимает больше левую половину листа, то это человек, скорее всего, любит сосредотачиваться на своем прошлом, предается воспоминаниям. Люди, устремленные в будущее, с большей вероятностью нарисуют кактус на правой половине листа.

Те, кто сосредоточен на настоящем изобразят кактус примерно по центру.

2. Размер рисунка тоже может рассказать об уровне самооценки. Если кактус занимает менее 1/3 страницы, то этот человек, возможно, испытывает комплексы по отношению к себе. Более 2/3 страницы кактус занимает, наоборот, у тех, кто стремиться выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство.

3. Характер линий. Четкая, практически непрерывная линия свойственная людям с «твердой рукой» — уверенным, решительным. Если на кактусе Вы видите штриховку, то этот человек может быть подвержен состоянию тревожности и беспокойства. Об импульсивности может свидетельствовать нечеткая, прерывистая линия.

4. Сила нажима. Обратите внимание и на яркость линий, которыми прорисован кактус. Именно поэтому тест лучше проводить, используя простой карандаш. Жирная, «с нажимом» линия говорит о напряжении, которое испытывает рисующий. Обратите внимание, какая именно деталь кактуса особенно выделена? Слабые линии – индикатор низкого жизненного тонуса, упадка сил, усталости.

Особенности кактуса:

5. Иголки, их количество, форма и направление говорят об уровне агрессии. Большие (по отношению к общим пропорциям кактуса), толстые, длинные, ядовитые, особенно подчеркнутые — такие иголки с большей долей вероятности нарисует человек, испытывающий злость, агрессию, раздражение.

Она может быть выражена в его обычном поведении, а может быть и скрыта как неприемлемая форма взаимодействия. О направленности агрессии Вы можете узнать по направлению роста иголок.

Иголки растут вверх – агрессия направлена к людям, стоящим выше человека по статусу (родители, начальство), социальному и материальному положению; в стороны – на ровесников, коллег, «равных»; вниз – на более слабых, зависимых, нижестоящих по социальной иерархии (подчиненных, детей, животных).

6. Форма кактуса. Кактус необычной формы, «креативный» — это значит, что человеку свойственна некая демонстративность, желание проявить и показать себя.

Если отростки кактуса выступают за пределы основного «тела» — то этот человек довольно открыт к другим людям, общителен.

Если дополнительные отростки сосредоточены внутри, не выступают за контур кактуса – Вы имеете дело с довольно замкнутым и осторожным человеком.

7. Где растет кактус. Домашний кактус, растущий в горшочке обычно рисуют люди, стремящиеся к защите, обретению домашнего тепла и уюта, семьи и близкого окружения.

Если кактус растет в диких условиях (в пустыне) – для таких людей характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе, замкнутость.

Впрочем, если по соседству с «диким» кактусом растут другие кактусы, растения, есть еще живые объекты (животные, люди), это может означать, что человек стремиться к обретению личной свободы, независимости, стремиться стать сильным и самостоятельным.

8. Дополнительные детали кактуса. Украшения, цветы, необычная окраска кактуса проявляется у тех, кто склонен к нарциссизму, проявлению женственности и кокетства.

9. Цвета и «настроение» кактуса проявляют текущее состояние человека.

Темные цвета, мелкая штриховка, общий наклон кактуса вниз (как будто он увядает, или ему не хватает воды) могут сигналить о преобладании негативных состояний, симптомов депрессии.

Радостный, светлый, крепкий кактус, тянущийся к солнцу, скорее всего, нарисует человек позитивный, легкий на подъем, открытый миру.

10. Наличие «деток» на кактусе. Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

Пример интерпретации рисуночного теста «Кактус»

Рисунок девушки 20 лет:Методика «Кактус»: для младших школьниковКактус расположен середине листа, занимает примерно 2/3 по высоте — это указывает на адекватную самооценку.Колючки маленькие, но их достаточно много. Со слов девушки, «дотронуться можно, кактус мягкий, но если уколет, будет щипать». То есть девушка дружелюбная, но если обидят — проявит агрессию (будет защищаться).Кактус округлый, есть выступающие отростки, цветок — это женственность и демонстративность (обратите на меня внимание!).Кактус домашний (в горшке, на салфетке, на подоконнике, рядом занавеска) — высокая ценность семейных отношений. Рядом грустный кот — в данном случае это не сбывшееся пока желание иметь кота. Однако других живых существ на рисунке нет — это может указывать на некоторую одинокость, неразделенность интересов.По словам девушки, именно такой кактус был у нее в 14 лет и он очень ей нравился. А на рисунке кактус слегка наклонен влево — в прошлое. Таким образом, тот период в жизни является ресурсным для нее: приятным воспоминанием, из которого можно черпать силы.Доминирующий цвет в рисунке — синий (хотя в наборе было 24 карандаша) — это спокойное и удовлетворенное состояние в настоящий момент.

«Больше кактус уже не вырастет, он уже взрослый» — ощущение себя взрослой, сформировавшейся личностью. «У него только будут появляться отростки» — это может быть реализация планов, идей или желание завести детей.

Методика кактус М.А. Панфиловой

Определение 1

Методика кактус М.А. Панфиловой — это методика, направленная на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия и уровня агрессии, ее интенсивности и направленности.

Замечание 1

Марина Александровна Панфилова – преподаватель кафедры клинической психологии МГМСУ.

Методика «Кактус» разработанная М.А. Панфиловой в 90-е годы ХХ века, является одним из наиболее простых и информативных методов определения эмоциональной сферы ребенка.

Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет.

М.А. Панфилова при составлении теста руководствовалась тем, что проективные методики, а именно рисуночные, являются наиболее удобными в применении и максимально информативными.

Это объясняется тем, что через рисунок ребенок неосознанно передает свои чувства, мысли, идеи, отношение к окружающим людям и миру в целом, показывает видение своего «Я» в обществе, а также уровень умственного и психофизического развития.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Методика «Кактус» способствует выявлению у испытуемого особенностей психоэмоционального состояния, определение уровня устойчивости к стрессу, подверженность агрессии, причины ее возникновения и интенсивность проявления.

Читайте также:  Дисбактериоз у грудничков: симптомы и лечение

Замечание 2

Анализ результатов диагностики дает возможность исследователю сделать точный вывод о том, является ли ребенок целеустремленным, эгоцентричным, демонстративным, скрытным или импульсивным.

Процедура проведения

Процедура проведения методики «Кактус» допускает проведение диагностики в малых группах, в том случае, если дети уже достаточно хорошо владеют карандашом и понимают суть задания. Однако достоверность полученных результатов будет выше в том случае, если методика проводится в индивидуальной форме.

Оборудование необходимое для проведения методики:

  • лист формата А4;
  • цветные и простые карандаши средней мягкости.

Прежде, чем приступить к проведению методики педагог обращается к детям и объясняет им суть работы. Только после того как педагог убедился, что все дети верно поняли задание, необходимо приступать к рисованию.

В том случае, если кто-то из детей ни разу не видео кактус, то предварительно педагогу необходимо рассказать о существовании такого цветка с колючками, где и как он произрастает.

Время, отведенное на проведение методики, составляет 30 минут.

В процессе рисования педагог не вмешивается в работу детей, цвета и карандаши они выбирают самостоятельно. Ни в коем случае нельзя подсказывать или поправлять ребенка. Допускается использование любых цветов и в любом сочетании.

Трактовку рисунка педагог осуществляет самостоятельно, за исключением штриховки, ее анализ рекомендовано осуществлять совместно с детским психологом.

После того как дети закончили рисовать, педагог задает каждому ребенку дополнительные вопросы, в рамках методики. Вопросы необходимы для того чтобы получить максимально полную картину.

Дополнительные вопросы по методике «Кактус» М.А. Панфиловой:

  1. Какой ты кактус нарисовал – дикий или домашний?
  2. А к этому кактусу можно прикасаться?
  3. Этот кактус сильно колючий?
  4. Как ты думаешь, этому кактусу приятно, когда за ним ухаживают? Поливают? Удобряют?
  5. Как ты думаешь, каким будет кактус, когда немного подрастет? Опиши его размер, отростки, иголки и т.д.

Обработка и интерпретация результатов

  • Обработка и интерпретация результатов методики осуществляется по следующим направлениям.
  • Анализ манеры рисования, характера линий и силы нажима.
  • Так, если нажим сильный, то это означает растущее напряжение у ребенка.
  • Твердо подчеркнутая определенная деталь рисунка – импульсивность.
  • Слабый или еле заметный нажим – угнетенное состояние, душевная и общефизическая слабость.
  • Отрывистые линии – порывистость характера.
  • Если кактус нарисован штрихами – это говорит об обеспокоенности или неуверенности ребенка.
  • Четкие и хорошо прорисованные линии – адекватность оцениваемых ситуаций, уверенность в собственных силах.
  • Расположение и размер кактуса на листе бумаги.
  • Если кактус расположен внизу листа – заниженная самооценка, если вверху листа, напротив, – завышенная.
  • Если кактус расположен ближе к правой стороне – ребенок ориентирован на будущее, влево – склонен к анализу прошлого.
  • Нормой считается расположение ребенка посередине.

Так же необходимо обратить внимание на размер рисунка.

Если кактус маленький – это говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе, слабости и зависимости от мнения окружающих; если кактус занимает 2/3 листа – завышенное самомнение; крупный кактус – стремление к лидерству.

Сюжет рисунка.

Анализируется размер, цвет кактуса, наличие или отсутствие иголок, в горшке или на земле растет кактус, фон рисунка, схожесть с реальным цветком или это вымышленное изображение и т.д.

  1. Если изображение кактуса реалистичное – ребенок чувствует себя по взрослому, имеет реалистичный подход к жизни; если это герой мультика или вымышленный персонаж – богатая фантазия и инфантильность тестируемого.
  2. В том случае, если на рисунке имеются дополнительные персонажи, то это свидетельствует о хороших отношениях с окружающими людьми.
  3. Цветовая гамма.
  4. Свидетельствует о подвижности психики ребенка. Преобладание цвета говорит о:
  • Зеленый – уверенность и постоянство
  • Желтый – страх быть отвергнутым
  • Синий – ребенку комфортно именно в тех условиях, в которых он сейчас находится
  • Красный – сильное эмоциональное напряжение
  • Серый – нейтральное отношение к происходящему и окружающим
  • Белый – возможные проблемы со зрением
  • Черный – противоречивость, избалованность

Трактовка ответов на дополнительные вопросы.

Не имеют конкретных самостоятельных толкований, так как беседа проводится только лишь для того, чтобы подтвердить те или иные выводы, сделанные в процесс анализа рисунка.

Например, если ребенок нарисовал дикий кактус и подтвердил это в беседы, то можно сделать вывод, что он стремится к свободе, самостоятельности, одиночеству. Рисунок домашнего кактуса говорит о том, что ребенку удобно и комфортно в тех условиях, в которых он живет сейчас.

Рисуночный тест-диагностика Кактус для детей — графическая методика М.А. Панфиловой: суть метода, расшифровка

Методика проведения и расшифровка теста Кактус.

Очень часто у детей возникают сложности при общении со сверстниками. Малыш может не успевать в детском саду и быть не готовым к обучению в школе. Определить настроение ребенка и его психологическое состояние, можно при помощи несложного теста.

Рисуночный тест-диагностика Кактус для детей М.А. Панфиловой: суть, что диагностирует?

Очень простой тест. Ребенку просто предлагают нарисовать кактус. Малыш рисует то, как он видит это растение. Никаких уточнений взрослый не дает. Проводится среди детей возрастом 3-6 лет. При этом малыш необязательно должен хорошо рисовать. Художественные способности не имеют никакого значения.

Что диагностирует тест:

  • Отношение малыша к окружающим
  • Свое место в социуме
  • Мировоззрение
  • Психофизиологическое развитие
  • Умственное развитие

Тест позволяет выяснить эмоциональное состояние крохи и его отношение к родителям, воспитателям и детям в саду. Кроме того, тест помогает разобраться, что вызывает у ребенка негатив.

Рисуночный тест- диагностика Кактус для детей М.А. Панфиловой: суть, что диагностирует?

Психологический тест Кактус для дошкольников и младших школьников: как проводится?

Методика проведения теста совсем простая. Рисунок может быть цветным или черно-белым. Если ребенок до этого никогда не видел кактус, взрослый просто в повествовательной форме рассказывает об этом необычном цветке.

Инструкция по проведению теста:

  • Ребенку выдается лист бумаги А4 и карандаши. Это могут быть простые или цветные карандашики.
  • Далее, малыша просят представить кактус – странный цветок с колючками. После этого предлагают крохе нарисовать растение.
  • На задание дается не больше чем 30 минут. Ребенку нельзя задавать вопросы, чтобы взрослый никак не мог повлиять на характер изображения.
  • Малыш может рисовать кактус в горшке, в вазе или в пустыне. Но взрослый не должен подталкивать ребенка изобразить домашнее или дикое растение.
  • Дети не должны рисовать рядом и подсматривать. Это может повлиять на изображение и трактовку результатов.

Психологический тест Кактус для дошкольников и младших школьников: как проводится?

Дополнительные вопросы по методике Кактус к рисунку?

Для того чтобы лучше понять малыша, стоит задать наводящие и дополнительные вопросы.

Дополнения к методике:

  • Какой кактус нарисовал (домашний или дикий)?
  • Можно ли его потрогать, колючки очень острые?
  • Кактус любит когда за ним ухаживают, удобряют и поливают?
  • Каким станет растение, когда вырастет. Опиши его размер и иголки в будущем. Каким ты видишь свое растение?

Дополнительные вопросы по методике Кактус к рисунку?

Расшифровка, интерпретация результатов психологического теста Кактус

Существует несколько основных параметров по которым оценивают рисунок.

Параметры оценки:

  • Сила нажатия. Для этого рисунок переворачивается и оценивается обратная сторона. Если с обратной стороны линии очень продавленные и выпуклые, это говорит об агрессии малыша. Если выдавлены конкретные детали – ребенок импульсивный. В случае появления штрихов, можно говорить о беспокойстве. Если линии прерываются время от времени, то это свидетельствует о непостоянстве и ветрености малыша. Если линии четкие со средним нажимом, то можно сказать, что ребенок адекватный и уверенный в себе.
  • Размер кактуса и расположение на листе. Если малыш нарисовал растение внизу, можно судить о заниженной самооценке. Если вверху, то, наоборот. В случае смещения рисунка вправо, можно судить о стремлении крохи в будущее. Если влево, то ребенок склонен к постоянному анализу прошлого. Огромное значение имеет размер рисунка. Если на листе растение занимает меньше 1/3 всей площади, то ребенок страдает комплексом неполноценности. Если рисунок большой, то малыш стремится быть лидером. Хороший сигнал, если растение расположено посередине. Это говорит о постоянстве ребенка и его серьезности.
  • Анализ изображение. Тут берется во внимание как изображен кактус. В виде растения или мультипликационного персонажа. Если растение, то это свидетельствует о серьезности малыша и стремлении оправдать ожидание взрослых. Если мультипликационный персонаж, то это свидетельствует об инфантильности малыша.
  • Дополнительные элементы. Если ребенок рисует цветы или дополнительных персонажей, то это говорит о командной работе. Малышу комфортно в социуме, он любит общаться с детьми.

Расшифровка, интерпретация результатов психологического теста Кактус

Характеристика кактуса, общие сведения:

  • Густые и острые колючки свидетельствуют о злобе малыша.
  • Растение в горшке говорит о том, что ребенок домашний и привык к родительской опеке.
  • Если растение в пустыне – ребенок не любит общество, ему нравится одиночество.
  • Если растение простое и нарисовано толстыми линиями, то малыш демонстративный и любит выделяться.
  • Темные и густые линии свидетельствуют о тревожности малыша.

Цветовая гамма:

  • Зеленый. Малыш постоянный и уверенный в себе
  • Желтый. Ребенок боится быть осужденным обществом
  • Синий. Ребенку комфортно в нынешней ситуации
  • Красный. Кроха возбужден
  • Серый. Кроха безразлично относится ко всему
  • Черный. Малыш привык противоречить своим близким и спорить с ними

Касательно дополнительных вопросов, то они не имеют определенного значения. Они лишь помогают подтвердить догадки взрослого по отношению к нечеткости изображения.

Как видите, при помощи несложного теста можно определить отношение к ребенку в семье. А также узнать о восприятии действительности малышом.

ВИДЕО: Тест Кактус для дошкольников

Ссылка на основную публикацию