Как развивать музыкальный слух у ребенка

Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно… Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой в любом случае есть очень много пользы — особенно, если они организованы так, что учитывают потребности ребенка.

Как развивать музыкальный слух у ребенкаКак развивать музыкальный слух у ребенкаСаша Виноградова, певица, музыкальный терапевт

Похоже, у моего ребенка нет музыкального слуха!

Развить музыкальный слух можно в любом возрасте, это могут сделать и дети, и взрослые. Слух развивается с помощью тренировок, специальных упражнений — это пропевание нот, трезвучий, постепенное понимание различий между звуками и распознавание их высоты. Есть исследования, которые подтверждают — можно развить слух до абсолютного, наша слуховая система достаточно пластична.

Абсолютный музыкальный слух есть примерно у одного человека из 10 тысяч. Но людям с абсолютным слухом жить не очень-то просто: ведь они слышат высоту каждого звука в окружающем их звуковом фоне, способны даже определить, с какой нотой звучит трение тормозных колодок или с каким звуком закрывается дверь.

Зачем нужны музыкальные занятия, если мы не планируем вырастить музыканта?

Вообще-то, всем детям стоит заниматься музыкой. Музыкальные занятия — это не только тренировка слуха или заучивание определений. Хороший слух и чувство ритма — дополнительный инструмент развития детского мышления, моторики, воображения.

На занятиях для детей 2−4 лет обычно не занимаются именно музыкой. Скорее музыка и звук используются как инструмент взаимодействия с детьми.

Например, на занятиях мы поем песни, озвучиваем сказки, стараемся передать то настроение, которое у нас есть на данный момент, или, например, игра или сказка сопровождаются перебором аккордов.

Или мы строим лестницу из ноток — и когда наступаем на каждую ступеньку, пропеваем ее, чтобы дети запомнили высоту и название ноты. Музыка — это язык, который можно использовать для коммуникации.

А музыкальные занятия — такая же тренировка навыков: нужно просто время и пространство, подходящая среда, чтобы ребенок смог в этих условиях развить свои навыки. Музыкой можно заниматься для удовольствия, для хорошего настроения, для развития. Мы же не будем запрещать ребенку ходить, если он еще не научился бегать, или бегать, если не планируем, что он станет олимпийским чемпионом?

Когда начать знакомство с музыкой?

Начинайте как можно раньше! Пока ребенок еще у мамы в животе, пойте ему колыбельные. Уже в середине беременности ребенок слышит звуки, воспринимает голос матери. Да, внутри все звучит немного по-другому, но малыш родится — и узнает ваш голос. К тому же у него там отличная «аранжировка» в виде ритма сердца, других звуков внутренних органов.

Есть даже такое направление — перинатальная музыкальная терапия, она изучает влияние музыки на внутриутробное развитие. Потом малыш рождается — и ему снова можно петь.

Во время пения у мамы, как и во время грудного вскармливания, выделяется окситоцин, гормон привязанности, который помогает установить связь между ней и ребенком: пение становится дополнительным «мостиком» между ними.

Ребенок растет — и его музыкальное развитие продолжается в виде игры, с помощью взаимодействия с простыми музыкальными инструментами — металлофоном, перкуссией. Отличная идея — петь песенки про самого ребенка, придумывая их на ходу, так у него появится дополнительный стимул к проявлению внимания, слушанию.

А если ребенок не хочет заниматься?

Если ребенок не хочет слушать музыку или заниматься — конечно, не нужно его заставлять! Так можно сформировать только отрицательные впечатления о занятиях, вызвать негативную реакцию.

Не только музыкой не стоит заставлять заниматься, а ничем — пусть все занятия проходят только в игровой форме, ненавязчиво, фоново. Чтобы музыка была скорее приятным дополнением в обычной жизни ребенка, вызывала у него интерес и радость.

Потому что на этом этапе развития играть и получать радость — это основная деятельность детей!

  • Саша Виноградова ведет занятия «Музыка для малышей» в центре «Время и место».
  • Программа «О! Музыка»
  • Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребёнка музыкой
  • Не только польза, но и удовольствие: как слушать классическую музыку с ребёнком
  • Liderina/Shutterstock

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Как развивать музыкальный слух у ребенкаТо, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способностей не является только наследственной (врожденной) и может быть создана умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилий.

Широко известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей (значит, и музыкального слуха) у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А. Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет).

Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память.

Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.

Игра «Простучи и ты»

Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез), повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм.

Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали), потом — по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом — варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»).

Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков), потом больше, по мере продвижения ребенка.

Игра «Кто поет?»

Посадите ребенка так, чтобы он вас не видел, или перейдите в другую комнату и начните одним предметом (сначала лучше палочкой) постукивать равномерно по другому предмету, проводить по нему — заставить его «петь». Ребенок должен угадать, какой предмет дает звук. Конечно, начинать надо с таких вещей, «пение» которых малыш не раз слыхал, а потом переходить к новым для него (в звучании) предметам.

Другое усложнение в том, чтобы в качестве угадываемых вещей брать и то, чем стучите, и то, по чему стучите (или водите).

Дальнейшее усложнение игры — учить его различать в аудиозаписях голоса отдельных музыкальных инструментов.

Для этого всегда можно приобрести несколько записей сольных концертов, а если они будут слишком сложны, заранее наметить себе какую-нибудь самую простую часть и проигрывать только ее.

Игра «Путаница»

В эту игру можно играть только тогда, когда дошкольник уже запомнил (безошибочно узнает на слух, если сам не умеет пропеть или проговорить) несколько разных песенок. Можно слова одной песни пропеть на мотив другой.

Например, детскую песню «Я играю на гармошке» на мотив «В лесу родилась елочка» и т. д.

Ребенок должен узнать, что с чем спутано, но не обязательно спеть обе песни, а любым способом показать, что он их припомнил, назвать слова обеих или названия и т. д.

Как развить музыкальный слух – для самоучек и не только!

Как развивать музыкальный слух у ребенкаМузыкальное обучение, особенно для взрослых, может оказаться сложным, если у человека недостаточно развитый музыкальный слух. Именно поэтому большинство педагогов-музыкантов не рекомендуют игнорировать занятия по сольфеджио, главная задача которых – развить музыкальный слух во всех направлениях.

Что же на самом деле означает понятие «музыкальный слух»? Во-первых, нужно определиться, какой именно слух вам необходимо развивать.

Если вы учитесь играть, вам необходим гармонический слух, то есть умение слышать гармонию, лад – мажор или минор, окраску звука.

Если вы занимаетесь вокалом, ваша цель – развить мелодический слух, который поможет вам легко запоминать мелодию, состоящую из отдельных интервалов.

Правда, это задачи локальные, в жизни музыкантам приходится быть специалистами широкого профиля – и петь, и играть на нескольких инструментах, и учить этому других (игре на инструменте через пение и, наоборот, пению через игру на инструменте). Поэтому большинство методистов, которые говорят о том, как развить музыкальный слух, сходятся на мнении о том, что развиваться должны и мелодический, и гармонический слух одновременно.

Бывает и так, что человек слышит и различает интервалы, даже замечает ошибки у других певцов, а сам не может спеть чисто и правильно. Это происходит потому, что слух (в данном случае мелодический) есть, но нет координации между ним и голосом. В таком случае помогут регулярные вокальные упражнения, помогающие установить связь между голосом и слухом.

От чего зависит чистота пения?

Бывает, что человек будто бы поёт чисто и по нотам, а когда начинает петь в микрофон, откуда ни возьмись, берутся ошибки и неверные ноты. В чем же дело? Оказывается, петь просто по нотам – это еще не все. Чтобы петь чисто, необходимо учитывать некоторые другие параметры. Вот они:

  1. Вокальная позиция (или вокальный зевок, или певческий зевок) – это положение неба при пении. Если оно недостаточно поднято, создается ощущение, что человек поет нечисто или, точнее сказать, «занижает». Для того, чтобы устранить этот дефект, полезно перед занятиями вокалом несколько минут позевать. Если вам трудно это сделать, поднимите язык вертикально и толкайте небо вверх, пока не зевнете.
  2. Направление звука.

В ритме: развиваем музыкальный слух у малыша

Развитие музыкального слуха у детей положительно действует на оба полушария головного мозга — стимулирует его работу, повышает способность к концентрации, закладывает способности к иностранным языкам и развивает координацию. Как же научить кроху не только слушать, но и слышать музыку?

Как развивать музыкальный слух у ребенка

Зачем развивать музыкальный слух?Первый ответ, который приходит на ум — чтобы малыш мог в дальнейшем легко и с удовольствием петь и играть на разных музыкальных инструментах.

Читайте также:  Заложен нос у грудничка: что делать

И, безусловно, это правильно: чем раньше ребенок начнет знакомство с тонкими гранями музыки, тем проще ему потом будет даваться обучение в музыкальной школе.

Но на этом преимущества развития музыкальных способностей не заканчиваются — напротив, только начинаются:• Ваш малыш пританцовывает в такт полюбившейся мелодии? Отлично! Ведь так он учится управлять собственным телом и координировать движения.

• Ребенок внимательно слушает неизвестную ему песенку? Замечательно! В этот момент он развивает в себе способность к концентрации и восприятию информации. Слушание музыки — отличная подготовка к началу обучения и активное развитие обоих полушарий мозга.

• Кроха с удовольствием подпевает песне из мультика? Чудесно! Вместе с пением и слушанием музыки он учится воспринимать мелодику и интонации, что поможет ему в дальнейшем легко справиться с изучением иностранных языков.

Как развивать музыкальные способности?Для того чтобы развитие музыкального слуха проходило легко и с удовольствием, нужно совсем немного — просто «отправиться в путешествие по миру музыки» вместе с ребенком. Ниже мы приведем несколько полезных советов и упражнений для развития слуха.

Сочетайте различные музыкальные жанры. Не стоит отдавать предпочтение только классической или только эстрадной музыке.

У ребенка всегда должен быть выбор — ведь именно так смогут сформироваться его собственные музыкальные пристрастия.

Не ограничивайте малыша — слушайте вместе с ним музыку любых направлений: от «Голубого вагона» до 40-й симфонии Моцарта, и вместе с ребенком находите плюсы в каждом жанре.

Пойте вместе с ребенком. Ничто так не сближает, как совместное пение — в любой ситуации! Очень скоро вы с малышом определите круг общих любимых песенок, которые всегда поднимают вам настроение. Не стесняйтесь громко и с удовольствием исполнять любимые композиции, и тогда ребенок и сам не подумает смущаться.

Избегайте наушников. Детский слуховой аппарат — очень чувствительный, и перегружать его крайне нежелательно. Тем более, в наушниках довольно трудно отследить громкость звука.

Пойте малышу колыбельные. Первая музыка, которую слышат дети — это тихие мамины колыбельные. Они остаются любимыми и нужными еще очень долго, поэтому не отказывайте малышу в удовольствии снова и снова засыпать под нежный и самый любимый тембр голоса.

Не отвлекайтесь от музыки. Многим захочется совместить приятное с полезным — например, поиграть с малышом в арифметические игры или сделать пару упражнений на развитие логики под музыку. Само по себе идея неплохая, однако, если перед вами стоит важная задача по развитию музыкального слуха, ничто не должно отвлекать вашего кроху от слушания.

Придумывайте инсценировки. Это занятие развивает не только слух, но и фантазию ребенка. Выберите новую для малыша мелодию и попросите его придумать историю, которая, как ему кажется, стала бы отличным дополнением к музыкальной теме. Затем попробуйте разыграть эту историю в лицах — если актеров не хватает, зовите на помощь папу и бабушку!

Разучивайте песенки на пианино. Не стоит бояться сажать малыша за инструмент даже в раннем возрасте — а уж с трех лет занятия точно будут эффективными и интересными. Разучивайте с малышом песенки и мелодии, начинайте изучение нот.

И в процессе этих музыкальных игр постарайтесь понять, игра на каком музыкальном инструменте подойдет вашему ребенку? У вас уже есть идеи? Тогда пора включить музыкальную школу в программу развития малыша!

Развитие музыкального слуха у детей

Как развивать музыкальный слух у ребенкаХотите развить музыкальные способности, в частности, слух у ребенка? Запросто! У меня как раз появилась возможность на собственном опыте проверить некоторые свои догадки и поделиться результатами.

Все мы знаем, что для того, чтобы ребенок быстрее научился говорить, нужно читать ему книжки и много разговаривать именно с ним (а не по телефону в его присутствии).

Чтобы ребенок научился говорить «чисто», хорошо выговаривая буквы, нужно говорить с ним очень четко, не глотая окончания и не коверкая слова. А бабушкам запретить сюсюкать — очень они это дело любят.

Впрочем, это тоже давно и хорошо известно.

Дети очень любят подражать. В принципе, все начальные умения берутся из подражания взрослым. И никогда ребенок не будет читать книги, если в его присутствии не читают и не обсуждают прочитанное родители. Точно так же дело обстоит и с развитием музыкального слуха у детей. Если родители не поют и не играют на музыкальных инструментах, детям не с кого брать пример.

Поэтому определимся сразу: хотите развить слух у ребенка? Развивайте его сначала у себя (не забываем, что папы Баха и Моцарта тоже были музыкантами).  Как правило, родители задумываются о развитии слуха, когда ребенку уже минимум 4 года. Они ведут его в музыкальную школу, и там пытаются научить его скрипеть, барабанить или дудеть на чем-нибудь.

Но ведь это очень поздно, и совсем-совсем не эффективно!

Конечно, если ребенок — самородок, дорогу он все равно себе пробьет, не смотря ни на что. Но если ребенка отдают в школу только ради пользы и общего развития — как правило, это потраченные впустую время и деньги. И стойкая нелюбовь к музыке на всю жизнь.

Итак, определимся: чем раньше начать развитие слуха у ребенка, тем лучше. В идеале, надо заниматься этим еще до его рождения. Причем, если раннее чтение, плавание, и прочие развивающие занятия вызывают много споров, и полезны только условно, то правильно организованные занятия музыкой полезны безусловно. Ведь в принципе, это всего лишь игра, ни к чему не обязывающая, и очень веселая.

Закрепим. Хотите вырастить Моцарта? 1. Занимайтесь музыкой сами, в любой доступной форме.

2. Начните занятия музыкой еще до рождения ребенка.

Секрет заключается именно в правильности организации занятий. Беременным часто советуют слушать классическую музыку, и некоторые мамы доходят до того, что надевают наушники прямо на животик. На мой взгляд — совершенно неэффективный способ.

Я уже писала, что если вы — не поклонник музыки, тем более, классической музыки, то и ваш ребенок слушать и любить ее не будет.

Плюс, если немного освежить знания физиологии человека и физических законов природы, становится очевидно: ребенок в животе практически не слышит музыку извне.

Попробуйте сами погрузить голову под воду и попытаться услышать что-либо, кроме шума в ушах. А если еще вспомнить, что голова ребенка к концу беременности находится в районе таза… Как прикажете слушать музыку, находясь в… Ну, в общем, там?

Я не утверждаю, что слушать музыку вообще не надо. Надо! Причем, не только спокойную классическую. Танцевальная, легкий рок, эмоциональная классическая — все это годится к прослушиванию! Ведь ребенок очень хорошо ощущает эмоции, которые испытывает мама при прослушивании.

Если есть силы и желание, то живые концерты тоже то, что вам надо! Например, будучи на 7 месяце беременности мы с сыном ходили слушать «Травиатту».

А до этого были и выступления на концертах, и эфиры на телевидении, и репетиции. И ребенок ясно давал понять, какая музыка ему нравится, а какая нет.

Особенно сильно любил он звук арфы, которую я рекомендую всем будущим мамам, как источник невероятно приятных эмоций!

Но самое главное — пение самой мамы. Вибрации, которые рождаются в теле при пении, передаются через кость и жидкость организма, и ребенок имеет возможность слушать и слышать самый лучший в мире голос — голос мамы. Кстати, работа диафрагмы в процессе пения — вот первые уроки ритмики для малыша.

Правильное пение и связанное с ним правильно организованное дыхание полезны не только малышу, но и будущей маме. Дыхание помогает в родах, улучшает здоровье и душевное самочувствие. Это слышат почти все мамы на курсах для будущих родителей, и это — правда.

Итак, закрепим: 1. Слушайте музыку. Разную! Чем больше, тем лучше.

2. Пойте сами. Громко и тихо, весело и грустно, главное — с душой! Что останется бедному младенцу? Полюбить этот голос, раз не получается заткнуть уши! Пойте как умеете, главное, чтобы это нравилось вам и малышу.

Если вы делали все правильно, много пели и слушали разную музыку, то после рождения ребенка вы получите небольшой бонус. Детка будет узнавать и любить ваш голос.

Приучите его сразу к нескольким колыбельным (запаситесь репертуаром заранее), и когда он будет капризничать, пение станет огромным подспорьем в деле усмирения младенца.

Все это произойдет, конечно, не сразу, но при должной настойчивости непременно принесет свои плоды. Не стесняйтесь, ребенок больше всего на свете любит ваш собственный голос.

Так смешно смотреть, как месячный ребенок пытается открывать рот вместе с мамой и пропевать то же, что поет она… Дальше больше: любимые стихи Чуковского и Барто очень хорошо ложатся на музыку.

Не на какую-то известную музыку, а просто на музыку. Выдумывайте подобие мелодии, развлечете не только ребенка, но и себя. Ведь очень трудно сто пятьдесят раз читать одинаковым голосом «Муху-цокотуху».

Так же очень хорошо обеспечить ребенка музыкальными инструментами (кастрюли — не в счет!). Пусть это будут какие-нибудь дудки, игрушечная гитара, синтезатор. Главное, чтоб инструмент давал возможность играть и самому ребенку, а не просто сам играл музыку. Крепитесь! Какофония — важный этап на пути становления любого музыканта! 

Недавно мой двухлетний сын открыл для себя кластеры (кто не в теме: это нажатие клавиш разными частями тела). Ему подарили синтезатор: простенькие клавиши с небольшим набором демо, и разными звуками. Первое, что сделал ребенок — стал нажимать на клавиши локтями и даже ногами, и наслаждаться.

Пришлось объяснять ему, что такое консонанс и диссонанс. В результате, игры ногами и локтями стало меньше, зато ребенок научился нажимать двумя пальцами разные клавиши, и спрашивать: «А это?». Тут и наступило время рассказывать про разные интервалы.

Читайте также:  Как отметить день рождения ребенка 1 годик

Это все к тому, что ребенок должен быть обеспечен подручными материалами, а вы должны иметь минимальные познания в музыке, хотя бы на уровне «до-ре-ми».

Итак, договоримся: 1. Вы много и с удовольствием поете ребенку, воспринимая это не как нудное занятие, а как веселую игру.

2. Каждому музыканту по инструменту! Родителям желательно тоже обзавестись.

По прочтении статьи, наверняка многие скажут: и все равно, музыкальный слух — это дар, талант и особенность. И тут я сразу не соглашусь.

Я много наблюдала за чужими детьми, теперь и за своим сыном, и вижу, насколько жадно все без исключения дети учатся говорить, издавать разные звуки, общаться.

С каким рвением часами они произносят одно и тоже слово, набор звуков, все улучшая и улучшая свои речевые способности (вот бы и в школе все они учились так прилежно!).

Те, кто занимается изучением языков, знают, что для правильного произношения очень важен музыкальный слух. Да-да, именно музыкальный. Понимание того, где находится ударение, какой слог растянуть, какой сжать, как именно произносятся те или иные звуки чужой речи — это все задачи музыкального слуха.

Давайте послушаем, как дети учатся говорить. Многократно повторяя одни и те же слова, сначала неправильно, потом все правильнее, ребенок вырабатывает четкое произношение. И знаете что? Ведь никто из взрослых не говорит «вОда» вместо «водА» и «нОга» вместо «ногА». А это значит (та-ра-ра-рам!), что все люди изначально имеют музыкальный слух! Конечно, я имею в виду здоровых нормальных людей.

К сожалению, потом где-то в возрасте трех лет музыкальный слух начинает отмирать за ненадобностью. В свое время я очень удивлялась, слыша как хорошо трехлетки подбирают на слух простенькие мелодии, а потом, через несколько лет у этих же детей не находила даже зачатков слуха. Самое большое, что у них оставалось — это желание танцевать. Но не петь и не музицировать.

Поэтому оставим разговоры про Божью искру в стороне, и примем как данность: все желающие учиться музыке могут начать это делать беспрепятственно! Не все станут музыкантами, потому что кроме слуха музыканту необходим еще соответствующий темперамент и склад ума («склад ума» — хорошо написала!), но вырастить ребенка музыкального, и даже музыкально-танцевального под силу любому родителю.

А я продолжу свои практические рекомендации.

  • Как только ребенок начнет повторять за вами слова, хватайте быка за рога, и начинайте с ним занятия… вокалом. Не с быком, конечно, а с ребенком. Заметив, что ребенок спокоен и весел, предложите ему повторить за вами простенькие две-три ноты с любым слогом или гласной буквой. Например, слог «Ма-ма-ма», спетый по трезвучию. Уверяю, результат будет феерический, поэтому видеокамеру держите под рукой!

Еще у нас сыном хит сезона — «Кошачий концерт» Дж. Россини. Я пою основную партию, а сын вставляет тоненькие «Миу!».

  • Дальше — больше. Кроме простых повторов, периодически спрашивайте его «А как мама поет?», «А как дядя на дудочке играл?» (надеюсь, вы продолжаете давать ребенку слушать разную ХОРОШУЮ (а не «Владимирский централ») музыку?). Результатами восхищаться обязательно: ничто так не греет музыканту душу, как бурные аплодисменты.

Наверняка ваш ребенок от избытка эмоций любит поорать. Не поплакать и покапризничать, а именно поорать. Это когда он выбегает на улицу с криком «ААААААААААААА!!!». Дайте ему возможность покричать, но иногда можно попросить его не кричать, а спеть. Энергия, направленная в нужное русло — вот то, что нам нужно.

  • Не шпыняйте его, когда он вопит в подъезде, наслаждаясь собственным голосом: ведь очень многие люди не поют именно потому, что их забили в детстве. Найдите в вашем районе арку в многоэтажном доме, и периодически ее посещайте, научив ребенка громко там кричать и слушать, что получится (устройте конкурс, кто кого перекричит, но в разумных пределах, конечно!). Возмущенным жильцам объясняйте, что растите Лучано Паваротти, и именно в этой арке потом будет висеть позолоченная табличка «Здесь учился и работал гений». 
  • На любом музыкальном инструменте, имеющем ноты (это я к тому, что кастрюли не подойдут), покажите ребенку, где живет медведь, где волк, где лиса, а где птичка-синичка. Ясное дело, что медведь — самые низкие ноты, синичка — самые высокие. Пусть потом сам слушает и сочиняет сказки про зверей на музыкальном инструменте. Это научит ребенка различать низкие и высокие звуки.

Консультация: Развитие музыкального слуха у детей. | Социальная сеть работников образования

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ

Развитие музыкального слуха у детей можно начинать с самого раннего возраста. Ведь уже тогда малыши проявляют интерес к музыке. Восприятие свойств музыкального звука развивают у ребенка не только слух, но и сенсорные способности.

    Для первых несложных занятий приобретите несколько детскихмузыкальных инструментов– дудочку, барабан, ксилофон, бубен, игрушечное пианино и так далее. Нажимайте на клавиши пианино и поясняйте ребенку, как именно она звучит. Нижний регистр – рычит медведь, верхний – поют птички.

 Пропойте звук сами, чередуйте громкие и тихие звуки и объясняйте разницу между ними. Используйте голоса животных (цыпленок говорит «ПИ-ПИ», корова мычит «мууу»), изменяя тембр голоса. Попросите ребенка повторять все ваши действия.Предложите малышу ритмично постукивать в бубен под музыку.

Выбирайте разные по темпу и характеру мелодии.

    Придумайте характерные движения для часто прослушиваемой музыки. Колыбельная (например, из мультфильма об Умке)– ребенок плавно машет ручками, под маршевую мелодию начинает топать и двигаться резко. Попутно объясните малышу понятие «жанр», чем песня отличается от танца и так далее. Спрашивайте, как звучит музыка – грустно, весело, задорно? Быстрая ли она или медленная?

Как развить слух у ребенка при помощи игры

Для тематических игр подберите подходящий музыкальный материал и игрушки.

Например: пальчиковые или резиновые игрушки медведь, заяц, лиса и еж помогут вам и вашему ребенку поставить небольшой музыкальный спектакль.

Выучите и пойте вместе потешку «Тень-тень-потетень», надевая на пальчик (или показывая) в нужный момент ребенку зверя, от имени которого в данный момент поется песня. Медведь должен петь басом, лиса – высоким голосом и так далее.

Плюсы такой игры очевидны – развиваются слух, голос, мелкая моторика и творческие задатки вашего малыша.

Не ограничивайтесь только этой песней, используйте и другие известные ребенку мелодии. Выучите несколько колыбельных – малыш может петь, укладывая спать куклу или мишку.

Старайтесь сопровождать пением любое бытовое действие или игру. С большим интересом дети исполняют песни, требующих активных действий.

Например, всем известный «Каравай» — малыш показывает, какой он ширины, «низины», вышины и т. п.

Развитие тембрального музыкального слуха и эстетическое воспитание ребенка

   Расскажите ребенку об основных тембрах голоса, и попросите иллюстрировать ваш рассказ (бас – ребенок «гудит» в низком регистре; сопрано – поет в высоком).

Купите диски с записанными на них песенками из мультфильмов, народными, детской классикой и эстрадой.

Постоянно прослушивайте их вместе с ребенком, уже через короткий промежуток времени вы заметите, что ваш малыш не только слушает, но и подпевает. Параллельно тренируется память, ведь текст тоже выучивается.

    Посещения концертов с несложными программами и театров введут вашего ребенка в новый, интересный мир! Расскажите ему об инструментах оркестра.

На какие группы они делятся (струнную, духовую, ударную) и почему так называются (звук извлекается при помощи струн, дыхания или удара). Купите диски с записями отдельно звучащих инструментов.

Ставьте их малышу и просите определить на слух, – какой именно звучит. Вполне возможно, что ребенок захочет научиться играть на каком-либо инструменте.

Развитие музыкального слуха

Музыкальный слух есть у всех. Только у некоторых он не проявляется из-за отсутствия в детстве правильного музыкального воспитания. Как избежать такой ошибки? Как развивать музыкальный слух ребенка?

Буквально с первого месяца жизни можно повесить над кроватью ребенка набор валдайских колокольчиков. В течение дня можно давать слушать ребенку тот или иной звук. Ударьте по колокольчику и прислушайтесь. Таких ударов может быть от 5 до 10 .Звук должен быть тихий и продолжительный.

Вы увидите реакцию ребенка, поверьте, новый приятный звук его заинтересует. Колыбельные мамы должны состоять из 2-3 нот. Пойте тихо, медленно. В три месяца уже многие малыши пытаются петь, стараясь повторить материнские интонации .

В 9 месяцев почти все дети поют: могут тянуть одно ноту, потом другую.

Голос, замечено, самый совершенный музыкальный инструмент .Еще не научившись ходить, маленький человечек хочет овладеть этим сокровищем. Очень важно не загромождать детские уши в этом возрасте «деткой музыкой».

Многие взрослые считают, что маленькие дети хорошо слушают только ту музыку, которая незатейлива и написана в танцевальных ритмах. Это серьезная ошибка. Дети часто гораздо богаче внутренне, чем нам кажется.

Маленький двухлетний человек охотно двигается под звуки тихой старинной музыки.

Больше богатства таит в себе и народная музыка. Как хорошо, когда отец и мать могут спеть ребенку народную мелодию, которые любили еще их бабушки. Приобщая детей к музыке необходимо учитывать и его возрастные особенности.

Например, дети двух лет могут схватить мотив несложный, небольшой по объему, с текстом из 2-3 слов. Кто — то запоет сразу, а кто-то после многочисленных повторов. Не ограничивайтесь музыкой своей собственной национальности, этим вы внесете пробел в полноценном музыкальном воспитании ребенка.

Лет в 6-7 дети, обычно, улавливают различия народной музыки разных национальностей.

Но не следует перегружать ребенка слуховой информацией. Чем меньше ребенок, тем меньше песен он может охватить.

Читайте также:  Спортивные секции для детей от 3 лет

Во время семейного просмотра телепередач, обращайте внимание на народные танцы, запоминайте несложные движения детских композиций, пытайтесь научить им ребенка. Но не ограничивайтесь лишь пением или танцами, ярким впечатлением в памяти ребенка останется инсценировка, когда вместе с ним действующими лицами становятся мама и папа.

Так, например, легко и ярко можно обыграть образ животного или птицы: «Петушок», «Заинька», «Дождик», «Котенок и Барбос», и т. д. Но необходимо помнить, что ребенок не терпит грубого вторжения в свой мир. Детская душа необыкновенно тонка и ранима. И если ребенок в один из вечеров спокоен и задумчив не надо веселить его музыкой.

Если же, наоборот весел и подвижен , не стоит использовать музыку спокойного или печального характера для усмирения малыша.

И, конечно же, музыка при первых знакомствах с ней не должна быть трагична. Только в определенном возрасте (школьном) дети готовы воспринимать такую музыку, после непосредственной подготовки, музыкальной и эстетической.

Как развить музыкальный слух в любом возрасте

Как развить музыкальный слух ?

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. 

       Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха). 

       Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это что-то почти уникальное — дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный. 

       Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил». 

       Действительно ли это такая редкость — музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие — нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей? 

       Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки. 
       Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом.

Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру.

Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

       Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое.

Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.

Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух. 

       Отсутствие музыкального слуха — такая же редкость, как, например, врожденная слепота! Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь — значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха». 

       Новедь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как

рисовать, танцевать или плавать.

        А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке! 

       И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете об этом не беспокоиться. 
       Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся.

Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека.

И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

       Если Вы не знаете, как самостоятельно развить любой из видов музыкального слуха, попытайтесь ежедневно делать следующие упражнения:

1) Для развития ритмического слуха пытайтесь читать стихи под музыку, танцуйте под любимую музыку, считая такты. Кстати, мы развиваем музыкальный и ритмический слух именно двигаясь, поэтому пластика тела имеет не последнее значение для музыканта. Верно и обратное: любой танцор должен обладать идеальным слухом. Это взаимосвязанные вещи.

2) Прослушивайте любимые композиции, для начала лучше короткие, а затем пытайтесь воспроизвести эту вещь собственным голосом, но без музыки. Затем проверьте себя, включив оригинал.

3) Пойте однотонные гаммы (нотный ряд «до — си» и «си — до»), даже несмотря на то, что это скучно и неинтересно. Для развития слуха это бесценный опыт.

4) Подбирайте любимые мелодии на музыкальном инструменте, даже не зная точных нот. В конце концов, когда-нибудь вашу игру будет практически невозможно отличить от оригинала.

5) Запишитесь в музыкальную школу или школу искусств. Именно музыкальные педагоги помогут развить музыкальный слух с помощью специальной дисциплины под названием «сольфеджио».

       Развить слух можно в любом возрасте, если прилагать к этому должные старания. Любые активные действия с Вашей стороны гарантированно увенчаются успехом.

Вы получите и дополнительные бонусы – например, развив фонематический слух, Вы станете лучше схватывать иностранные языки. Кроме того, вам будет действительно приятно слушать любимую музыку.

Так что отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к Вам!

Как развивать музыкальный слух у ребенка

Как развивать музыкальный слух у ребенка?

         Многие взрослые не заинтересованно  относятся к перспективе обучения своих детей пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребенка музыкального слуха. Действительно, музыкальный слух — центральное ядро всей системы музыкальных способностей.

          Но, во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей; во-вторых, уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного; и, наконец , музыкальный слух, как и любая другая способность, поддается тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать.

         По утверждению многих ученых, музыкальных педагогов «решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике», то есть пению!  Пение является важнейшей основой для развития «музыкально-слуховых представлений», которые обусловливает развитие всех музыкальных способностей (Т.Л.Беркман).

         Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха.

Отсюда вывод: если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия   — и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу!

         Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией!

         Для развития звуковысотного слуха  рекомендую следующие игровые упржнения:

  • «Гудок» – умение сливаться с голосом взрослого на длинной ноте.
  • «Дразнилка» — повторение звуков с голоса взрослого или инструмента на разные слоги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или полтона вверх и вниз и т.д.
  • «Плач» и «Шмель»- пение на гласную «у» следующей последовательности звуков: до, до диез, ре , до (повторить 3 раза).
  • «Капельки»- пение на слог «кап» одной ноты, повторяя ее много раз (как капли дождя). Нота должна быть удобной  ребенку по высоте. Затем необходимо на тон или полтона опускаться и подниматься. Подпевать взрослому, затем петь самостоятельно попевки в интервале – полтона, тон, полтора тона, два тона.
  • «Запевай песню»- запоминание мелодии в пределах от примы до чистой кварты. Например, на одной ноте спеть скороговорку: «От топота копыт пыль по полу летит».
  • «Разговор на языке животных и птиц»- воспроизведение пения петуха, кудахтанья курицы, кукования кукушки, кряканья утки, писка мыши и др.
  • «Я- оркестр»- подражание музыкальным инструментам: дудочке, барабану, балалайке и т.д.

Два последних упражнения помимо звуковысотного слуха развивают тембровых слух, который очень необходим вокалисту. 

Ссылка на основную публикацию