И уже на этом этапе основной функцией речи является общение. Каковы же действия родителей, для стимуляции и развития речи детей в возрасте от 0 месяцев до 1 года?
1 – 3 месяца – стадия гуления
Необходимо обращать внимание на отдельные звуки в исполнении малыша, повторять их за ним, складывать в короткие слова. Важны Ваши эмоциональные реакции на гуление. Всеми этими действиями Вы помогаете крохе быстрее произнести его первое слово!
4, 5, 6, 7 месяцев – стадия лепета
Продолжайте разговаривать с малышом, поддерживайте отдельные слоги в лепете, пойте песенки, заменяя слова любимыми слогами. Показывайте крохе игрушки, называя их упрощенными именами («киса», «ав-ав»). Начинайте задавать крохе простые вопросы, например, «Где?». Тем самым вы стимулируете его действия.
8, 9, 10 и 11 месяцев
Поддерживайте лепет ребенка, старайтесь придать ему осмысленность. Например, постарайтесь научить кроху первым словам: «бах» (если что-то упало), «дай».
12 месяцев
Помогите ребенку освоить основные социальные жесты, например, «до свидания». Играйте с ним в элементарные сюжетные игры, например, «покормить куклу».
Игры для развития речи, в которые можно играть с первых месяцев жизни ребенка. Используйте эти игры с указанного возраста, но не отказывайтесь от них и позднее, они могут быть полезным занятием на протяжении всего первого года жизни малыша.
Упражнения для развития речи новорожденного
«Споем, малыш»: спойте ребенку песенку, держа таким образом, чтобы он мог видеть Ваши губы. Если кроха будет пытаться потрогать их – исследовать источник звука, не препятствуйте! На помощь маме придут потешки, пестушки и колыбельные.
«Какие разные вещи»: возьмите несколько вещей с поверхностью разной текстуры (например, перо, кусочек бархатной ткани, вату), положите малыша раздетым на пеленальный столик и начинайте водить предметами по его животику, ручкам и ножкам. Если малышу понравится, он начнет издавать различные звуки – повторяйте некоторые из них за ним.
Упражнения для развития речи ребенка в 2 – 3 месяца
«Ласковое общение»: улыбаемся крохе, тормошим его, беседуем. Стараемся эмоционально реагировать на звуки, издаваемые ребенком. Не забываем про тактильные ощущения во время общения.
Игра для развития речи ребенка в 4 – 5 месяцев
«Где киса?»: познакомьте кроху с игрушкой, называйте ее по имени несколько раз. А затем спрячьте игрушку за спину: «Где киса?». Покажите игрушку: «Воот где киса!». После игры посадите игрушку на столик и спросите кроху еще раз о том, где она находится.
«Пальчики»: используем пальчиковые игры для развития моторики и для обогащения словаря крохи новыми словами.
Упражнения для развития речи ребенка в 6 — 7 месяцев
Занятие «Маленький читатель»: читаем с малышом книжки. Пусть кроха выберет интересную для него книжку, прочитайте ее ему несколько раз, каждый раз показывайте и называйте объекты на иллюстрациях. После того, как книжка ребенку полностью знакома, попросите его показать тот или иной предмет на картинках.
Упражнения для развития речи ребенка в 8 – 9 месяцев
Развитие речи неразрывно от развития мелкой моторики рук ребенка. Поэтому вводите игры, которые позволят маленьким пальчикам познакомиться с новыми текстурами.
Игра «Прятки в манке». Насыпьте в поднос манку, спрячьте в нем несколько мелких игрушек (например, кошечку и птичку). Прятать игрушки следует на глазах у малыша. Спросите кроху: «А где киса?». Пусть запускает пальчики в манку и начинает поиски! Данную игру следует проводить только в случае, если Вы можете наблюдать за ребенком.
Упражнения для развития речи ребенка в 10 – 12 месяцев
«Малыш, я тебя прошу!»: давайте ребенку простые поручения, просите его о простых вещах. От «Дай маме ручку», до «Принеси мячик». Эта игра позволяет изучить сформированность пассивного словаря ребенка.
«Повтори, малыш за мной!»: учим кроху новым словам, инициируем его повторять их за взрослым по нескольку раз.
- Рекомендации подготовила
- учитель-логопед ЦППМиСП №7
- Письменная Татьяна Владимировна
Игры для развития речи детей 5, 6 лет
Развивающие игры для дошкольников. Игры на развитие речи ребёнка 5, 6 лет. Игры для детского сада.
Мячик стук – слышу звук
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Назовите любой звук. Попросите детей стукнуть мячом об пол и повторить этот звук, когда они его услышат снова.
◈ Произносите разные звуки, среди них и тот, который вы называли ранее.
Мяч передай —- слово называй
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Играющие садятся или встают в ряд. Первый игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку.
◈ Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Вопросы и ответы
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч ведущему, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука «И».
- ◈ Пример:
- — Как тебя зовут?
- — Иван (Ира).
- — Какая у тебя фамилия?
- — Иванов.
- — Откуда ты приехал?
— Из Иркутска и т. д.
Встречу слово на дороге – разобью его на слоги
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.
◈ Можно предложить детям произнести слово по слогам одновременно отбивая слоги мячом.
Животные и детеныши
- Количество играющих: 1 6 человек.
- Инвентарь: мяч.
- ◈ Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.
Например:
- ♦ у тигра — тигренок
- ♦ у кошки — котенок
- ♦ у льва — львенок
- ♦ у собаки — щенок
- ♦ у оленя — олененок
- ♦ у коровы — теленок
- ♦ у лисы — лисенок
- ♦ у лошади — жеребенок
Кто как разговаривает?
Количество играющих: 16 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:
- ♦ корова — мычит
- ♦ тигр — рычит
- ♦ змея — шипит
- ♦ комар — пищит
- ♦ собака — лает
♦ волк — воет и т. д.
◈ У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д.
Подскажи словечко
- Количество играющих: 1-6 человек.
- Инвентарь: мяч.
- ◈ Ведущий, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:
- Ворона каркает, а сорока?
- ◈ Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:
- Сорока стрекочет.
- ◈ Примеры вопросов:
- ♦ Сова летает, а кролик?
- ♦ Петух кукарекает, а курица?
- ♦ Корова ест сено, а лиса?
- ♦ Крот роет норки, а лиса?
- ♦ Лягушка квакает, а кошка?
Чей домик?
- Количество играющих: 1-6 человек.
- Инвентарь: мяч.
- ◈ Бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Примеры вопросов:
- ♦ Кто живет в дупле? — белка
♦ Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др.
- ♦ Кто живет в будке? — собака
- ♦ Кто живет в норе? — лиса
- ♦ Кто живет в берлоге? — медведь
Возможен обратный вариант. Ведущий спрашивает, где живут звери, а ребенок отвечает.
Скажи ласково
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий, бросая мяч ребенку, называет слово (например: шар), а ребенок, возвращая мяч ведущему, образует другое слово при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Например:
- ♦ стол — столик, ключ — ключик
- ♦ шапка — шапочка, белка — белочка
- ♦ книга — книжечка, ложка — ложечка
♦ кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д.
Кто как передвигается?
- Количество играющих: 1-6 человек.
- Инвентарь: мяч.
- ◈ Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Например:
♦ Кто летает? — Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д.
♦ Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д.
♦ Кто ползает? — Змеи, гусеницы, черви и т. д.
♦ Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д.
Кто чем занимается?
- Количество играющих: 1-6 человек.
- Инвентарь: мяч.
- ◈ Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Например:
- ♦ строитель — строит
- ♦ повар — варит, готовит
- ♦ художник — рисует
- ♦ врач — лечит
- ♦ парикмахер — стрижет
- ♦ учитель — учит
♦ маляр — красит и т. д.
Из чего сделано?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
◈ Предварительно ребенку следует объяснить, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный и т. д.
- ◈ Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «кожаные». Например:
- ♦ рукавички из меха — меховые
- ♦ тазик из меди — медный
- ♦ медвежонок из плюша — плюшевый
♦ стакан из стекла — стеклянный и т. д.
- Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека
- Подвижные игры в средней группе детского сада
- Творческие игры для дошкольников 4-5 лет
- Дидактические игры с предметами для детей 4-5 лет. Картотека
- Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Картотека по логопедии (старшая группа) на тему: Игры для развития речи детей 5-6 лет. | Социальная сеть работников образования
- Игры на развитие связной речи
- «Кто как разговаривает?»
- Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.Ход:
педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных.
Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:Корова мычитТигр рычитЗмея шипитКомар пищитСобака лаетВолк воетУтка крякаетСвинья хрюкает
Вариант 2.
Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».Ход:
Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.Вариант 1.педагог: – Дети:Кто живёт в дупле?-Белка.Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.Кто живёт в гнезде?-Птицы.Кто живёт в будке?-Собака.Кто живёт в улье?-ПчёлыКто живёт в норе?-Лиса.Кто живёт в логове?-Волк.Кто живёт в берлоге?-Медведь.Вариант 2.педагог:-Дети:Где живёт медведь?-В берлоге.Где живёт волк?-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
- «Подскажи словечко»
- Цель: развитие мышления, быстроты реакции.Ход:
педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:– Ворона каркает, а сорока?Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:– Сорока стрекочет.Примеры вопросов:– Сова летает, а кролик?– Корова ест сено, а лиса?– Крот роет норки, а сорока?– Петух кукарекает, а курица?– Лягушка квакает, а лошадь?– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
- «Что происходит в природе?»
- Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.Ход:
педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.Игру желательно проводить по темам.Пример: Тема «Весна»педагог:-Дети:Солнце – что делает?-Светит, греет.Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.Снег – что делает?-Темнеет, тает.Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.
- «Кто как передвигается?»
- Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.Ход:
педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.педагог:-Дети:
Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
- «Горячий – холодный»
- Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.Ход:
педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.педагог:-Дети:Горячий-холодныйХороший-плохойУмный-глупыйВесёлый-грустныйОстрый-тупой
Гладкий-шероховатый
- «Что происходит в природе?»
- Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.Ход:
педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.Игру желательно проводить по темам.Пример: Тема «Весна»педагог:-Дети:Солнце – что делает?-Светит, греет.Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.Снег – что делает?-Темнеет, тает.Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.
- «Кто может совершать эти действия?»
- Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.Ход:
педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети:Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
- «Из чего сделано?»
- Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.Ход:
педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети:Рукавички из меха-меховыеТаз из меди-медныйВаза из хрусталя-хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные
«Разложи по полочкам»
Цель: ориентировка в пространстве.Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.Ход:
педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукойЛошадь – жеребёнком Шкаф – доскойКорова – телёнком Велосипед – железомДуд – жёлудем Рубашка – тканьюРыба – икринкой Ботинки – кожейЯблоня – семечкойДом – кирпичёмЛягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
«Какой овощ?»
Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.Ход:
педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.педагог:-Дети:Красный -мак, огонь, флагОранжевый -апельсин, морковь, заряЖёлтый -цыплёнок, солнце, репаЗелёный-огурец, трава, лесГолубой -небо, лёд, незабудкиСиний- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
- «Чья голова?»
- Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.Ход:
педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».Например:У рыси голова – рысьяУ рыбы – рыбьяУ кошки – кошачьяУ сороки – сорочьяУ лошади – лошадинаяУ орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
- « Четвёртый лишний»
- Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.Ход:
педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.Например: голубой, красный, зелёный, спелый.Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:Стол – столы стул – стульяГора – горы лист – листьяДом – дома носок – носкиГлаз – глаза кусок – кускиДень – дни прыжок – прыжкиСон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.Ход:
бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
- «Что бывает круглым?»
- Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.Ход:
педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цель:
расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.Вариант 1.Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.педагог:-Дети:Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.педагог: Дети:
Огурец, помидор-Овощи.
- «Хорошо – плохо»
- Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.Ход:
педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.Педагог: Дождь.Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.Педагог:Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Близко-далеко»
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.Ход:
педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.Стол-столик, ключ-ключик.Шапка-шапочка, белка-белочка.Книга-книжечка, ложка-ложечка.Голова-головка, картина-картинка.Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.Кукла-куколка, свёкла-свёколка.Коса-косичка, вода-водичка.Жук-жучок, дуб-дубок.Вишня-вишенка, башня-башенка.
Платье-платьице, кресло-креслице.
- «Весёлый счет»
- Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.Ход:
педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».Пример:Один стол – пять столовОдин слон – пять слоновОдин журавль – пять журавлейОдин лебедь – пять лебедейОдна гайка – пять гаекОдна шишка – пять шишекОдин гусёнок – пять гусятОдин цыплёнок – пять цыплятОдин заяц – пять зайцевОдна шапка – пять шапок
Одна банка – пять банок.
Игры на развитие речи детей 5 лет
Формированием и развитием речи необходимо заниматься не только в первые годы жизни ребёнка, но и в 5, 6 лет. Данные игры помогут развивать красивую речь ребёнка 5 лет.
Читаем по губам
◈ Попробуйте научить ребенка читать по губам.
◈ Старайтесь тщательно артикулировать слова, произносить их четко, раздельно. Начните с ребенком диалог. Пусть он говорит нормально, а вы постарайтесь отвечать тихо-тихо, четко артикулируя слова губами.
Весёлый счёт (произнеси правильно окончание)
Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»…).
- ◈ Сначала лучше называть существительные по принципу сходства окончаний. Например:
- ♦ один стол — пять столов
- ♦ один заяц — пять зайцев
- ♦ один слон — пять слонов
- ♦ один палец — пять пальцев
- ♦ один шкаф — пять шкафов
- ♦ одно платье — пять платьев
- ♦ один гусь — пять гусей
- ♦ одна шапка — пять шапок
- ♦ один лебедь — пять лебедей
- ♦ одна перчатка — пять перчаток
- ♦ один журавль — пять журавлей
- ♦ одна банка — пять банок
- ♦ одна гайка — пять гаек
- ♦ одна рукавица — пять рукавиц
- ♦ одна майка — пять маек
- ♦ одна пуговица — пять пуговиц
◈ Возможен другой вариант. Бросая мяч, ведущий может говорить: «У меня есть один стол», а ребенок отвечать: «А у меня есть пять столов».
Хомячки
Артикуляционная гимнастика. Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Взрослый предлагает детям пройти 10-15 шагов с надутыми, как у хомяка, щечками. Для этого им надо сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом.
◈ Затем по сигналу дети должны хлопнуть себя кулачками по щекам — выпустить воздух изо рта, сделать 15 шагов и снова стать «хомячками» — надуть щеки.
◈ Повторить четыре — шесть раз. Контролируйте осанку.
Раздувайся, пузырь
- Артикуляционная гимнастика.
- Количество играющих: 3 — 6 человек.
- ◈ Дети стоят вплотную друг к другу, взявшись за руки. Вместе с взрослыми дети говорят:
- Раздувайся, пузырь,
- Раздувайся большой,
- Оставайся такой,
- Да не лопайся.
- ◈ Произнося стихи, дети постепенно расходятся и максимально расширяют круг, продолжая держаться за руки, надувают щеки.
◈ После слов взрослого «Пузырь лопнул» все дети опускают руки, хором говорят: «Хлоп!», хлопают руками по щекам и присаживаются на корточки, произнося звук: «ш-ш-ш-ш».
Затем игру можно повторить.
Перышки
- Артикуляционная гимнастика.
- Количество играющих: 1-6 человек.
- Инвентарь: перышки (кусочки бумаги) по числу игроков.
- ◈ На стол на расстоянии примерно 10 см друг от друга кладут несколько перышек.
- ◈ По сигналу ведущего дети подходят к столу и, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают перышки.
- ◈ Выиграет тот, у кого перышки слетели быстрее.
Остановите звук
Артикуляционная гимнастика.
Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Попросите детей выбрать какой-нибудь звук, который они могут издавать (например, звуки, издаваемые любыми животными, или смех, крик, топот и т. д.).
◈ Дети могут испускать этот звук некоторое время, пока вы не дадите им условный сигнал.
Кот в мешке
- Игра учит правильной постановке вопросов.
- Количество играющих: 1 -6 человек.
- Инвентарь: мешок, любой предмет.
◈ Попросите детей определить содержимое мешка. Они могут задавать ведущему различного рода вопросы, на которые он отвечает только «да» или «нет».
◈ Ребенок, угадавший, что находится в мешке, получает его содержимое в подарок.
Что за книга?
Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Задумайте книгу, сказку или рассказ, которые все дети знают и любят, и дайте им какой-то намек или небольшую подсказку. Например, если эта книга про Винни- Пуха, скажите, что в задуманной книжке есть один симпатичный толстячок.
- ◈ Попросите, чтобы дети угадали и назвали сказку или рассказ, задавая о них такие вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».
- ◈ Даже если дети быстро угадают задуманную вами книгу, в любом случае призывайте их задавать уточняющие вопросы.
- ◈ Формулирование вопросов поможет им лучше вспомнить эту книгу или сказку, а также будет способствовать развитию речевых навыков.
Новые сказки
Вариант 1
◈ Расспросите детей, какие сказки они знают и любят. Выберите одну из сказок и предложите ее переделать, рассказывая ее по очереди и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое.
◈ Например: «Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: «Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты» Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь…» и т. д.
Вариант 2
◈ Подумайте о том, какими способами можно изменить сказки и прочие истории, знакомые детям.
◈ Например, в сказке про Белоснежку замените злую мачеху на добрую. Спросите, что, по мнению детей, будет делать и говорить эта хорошая, добрая мачеха. Замените Золушку на мальчика и дайте ему волшебного опекуна. Соответственно измените диалог и события.
◈ Все эти замечательные эксперименты развивают в детях творческий потенциал, показывая им, каким образом можно посмотреть на нечто хорошо знакомое с новой точки зрения, помогают детям совершенствовать повествовательную речь, умение выстраивать диалоги.
Измененные голоса
◈ Выберите какую-то простую фразу, например: «Я люблю блинчики» — и произносите ее различными способами. Например, зажав нос, или сложив свои руки чашечкой вокруг рта, или поджав губы, или положив руку поверх рта, или пропойте ее.
Отправимся за покупками
Количество играющих: 1 -6 человек.
Инвентарь: можно использовать секундомер или песочные часы.
◈ Спросите детей, в каких магазинах они любят делать покупки. Возможно, это магазин игрушек, зоомагазин, универсам и книжный магазин.
◈ Выберите магазин, в который вы якобы сейчас отправитесь делать покупки. По команде «Начали» засеките, сколько разных вещей ребенок сможет назвать и найти в этом магазине за минуту.
◈ Игра помогает детям усвоить большое количество слов.
Я знаю пять имен девочек..
Количество играющих: 2-4 человека.
Инвентарь: мяч.
◈ Дети по очереди бьют мяч об пол и в такт ударам говорят: «Я знаю пять имен девочек… (перечисляют)», «Я знаю пять имен мальчиков… (перечисляют)», «Я знаю пять овощей…» и т. д.
◈ Имена и названия различных объектов не должны повторяться.