Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие папы и мамы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза.
Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но просто не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе.
Стоит ли говорить, что обе позиции не только изначально неверны, но и опасны для здоровья малыша!
Неврозы у детей
Что же представляют собой детские неврозы? Какими они бывают? Можно ли их избежать, и поддаются ли они лечению? На все эти и ряд других вопросов мы постараемся дать ответ в настоящей статье.
Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают, как правило, на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, провоцирующий возникновение невроза.
Чаще всего неврозы встречаются среди взрослых людей, однако у детей они проявляются особенно ярко. Нередко можно встретить ребенка, лицо которого искажено страхом, тревогой.
Многие дети переживают депрессивные состояния, у них колеблется настроение, нарушен сон, они плаксивы, их двигательная активность ограничена.
Бывает и наоборот: под влиянием невроза ребенок становится чрезмерно активным, неуправляемым, начинает грубить и проявлять признаки агрессии.
Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам.
В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но, главным образом, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом.
Поскольку ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.
Симптомы
Наблюдали ли вы ребенка, постоянно шмыгающего носом, подергивающего ручками и ножками? Или малыша, который испытывает непонятный страх перед замкнутыми помещениями, закрытыми дверями, темнотой? Родители порой считают, что здесь нет ничего особенного, дескать, этого боятся многие дети, но любой специалист-невролог скажет вам: «Будьте внимательнее, возможно, у вашего малыша невроз!».
Дети, особенно школьного возраста, могут впадать в своеобразный психологический ступор. У них необоснованно снижается самооценка, появляются слезливость, заторможенные, неестественные движения, меняется мимика, ухудшается аппетит и нередко возникает бессонница.
Все это – верные признаки невротического расстройства.
У дошкольников своя «фишка»: они демонстрируют собственную беспомощность иным образом – падают на пол, кричат, плачут, причем все это может сопровождаться намеренными ударами теми или иными частями тела о твердую поверхность.
Другие симптомы невротических состояний, которые важно вовремя заметить – ребенок постоянно чем-то раздражен, не сдержан в проявлении эмоций, не в меру плаксив. Кроме того, у него нарушен сон, отчего он страдает, ворочаясь в постели с боку на бок.
Такие проявления невротических состояний чаще встречаются у детей среднего школьного возраста, перегруженных классными и домашними заданиями, дополнительными учебными занятиями.
В этом же возрасте многие дети, преимущественно девочки, буквально «сходят с ума» по своему здоровью, чрезмерно заботятся о собственном самочувствии, пугаются по пустякам, испытывают серьезные страхи перед заболеваниями, о которых можно судить только гипотетически. Все это также признаки наступающего или уже наступившего невроза.
У многих детей, главным образом, мальчиков, в период становления первоначальных речевых навыков на фоне расстройства психики может возникнуть невротическое заикание.
Особенно критичны возрастные периоды двух-трех лет и пяти лет, когда речь ребенка в силу интенсивного физического и интеллектуального развития значительно усложняется.
Основная причина происхождения заикания у ребенка – мгновенный сильный испуг, который, например, может быть спровоцирован внезапной разлукой с родителями. Заметим, что причиной заикания могут быть и другие психические травмы, которые легко может получить ребенок в этом возрасте.
Разновидностью детского невроза являются невротические тики. Этот вид невроза также больше характерен для мальчиков. Факторами, вызывающими подобные расстройства, могут быть причины психологического свойства, а также, например, блефарит и другие виды местного раздражения, на протяжении длительного времени серьезно досаждающие малышу.
Ребенок, испытывающий постоянный дискомфорт, в этом случае будет постоянно потирать глаз, формируя тем самым не только дурную привычку, но и психическое состояние скованности, «зажатости».
Даже после того, когда объективная причина почесываний устранена, ребенок в трудных для себя психологических ситуациях будет прибегать к ставшей для него привычной «паразитной» жестикуляции.
Генезис и причины
Признавая психическую травму стартовой основой возникновения и развития любого детского невроза, мы, тем не менее, не должны забывать и о других провоцирующих факторах.
Так, немалую роль в возникновении и протекании этих заболеваний играют пол и возраст ребенка, его наследственность, история беременности и родов, ранее перенесенные болезни, особенности воспитания и обучения, социальное окружение и, в первую очередь, семья.
Причиной возникновения невроза, о чем мы уже вскользь упоминали выше, могут быть школьные перегрузки, избыточные дополнительные занятия в секциях и кружках, постоянное недосыпание и т. п.
Родители должны иметь полную информацию о причинах возникновения и способах лечения детских неврозов. Без понимания того, почему с ребенком вдруг начинают происходить подобные проблемы, а также того, каким путем следует идти для преодоления расстройства, трудно говорить об успешном исцелении.
Понятно, что далеко не во всех случаях родители самостоятельно могут справиться с невротическим расстройством у ребенка – такие случаи вообще довольно редки, их, без преувеличений, можно пересчитать по пальцам.
В подавляющем большинстве случаев для устранения невроза у ребенка требуется профессиональное вмешательство высококвалифицированного специалиста-медика.
О профилактике детских неврозов
Творческий арсенал современных врачей изобилует множеством эффективных и проверенных практикой психотерапевтических методов лечения неврозов, позволяющих оказать малышу действенную помощь без агрессивного навязывания лекарственной терапии.
Хорошо известно, что дети наиболее восприимчивы к неврозам в начальных классах школы.
Родители в это время буквально заваливают врачей-психотерапевтов и детских психологов жалобами на то, что ребенок не может адаптироваться к школьным нагрузкам и требованиям, постоянно выбивается из колеи, «психует», «истерит», становится непослушным и неуправляемым.
И это лишь «обыденные» проявления невротических расстройств у детей. Приходится констатировать, что зачастую встречаются и более тяжелые формы заболевания, такие, например, как логоневроз.
Как не бывает дыма без огня, так не существует детского невроза без проблем психофизиологического характера, которые в той или иной степени провоцирует подготовка к школьной жизни и ее начало.
Родители должны быть готовы правильно воспринять подобные формы поведения ребенка и отнестись к ним с пониманием, разговаривая с малышом не раздраженно, а доброжелательно, пытаясь ненавязчиво объяснить ему, что надо делать, чтобы от этих проблем избавиться.
Каждый из родителей для ребенка – лучший целитель и педагог.
Нельзя забывать и том, что причиной неврозов во многом является внешняя среда, которая зачастую сама генерирует психотравмирующие факторы, вне зависимости от того, как их воспринимает маленький человек.
Совершенно изолировать малыша от воздействия подобных факторов чрезвычайно трудно, да и надобности в этом нет, если подойти к делу со всей ответственностью и пониманием.
Да, мы не можем изменить ход происходящих в обществе процессов, даже если общество ограничивается рамками детского сада или школы, но нам вполне под силу компенсировать негативное воздействие внешней среды и даже нейтрализовать его, создав благоприятный эмоциональный фон дома, где ребенок всегда будет чувствовать себя под защитой «семейной крепости». Именно дом и родители призваны стать инструментом, не только позволяющим ребенку успешно преодолевать возникающие трудности, но и способствующим формированию в сознании гражданской позиции, основанной на приоритете семейных ценностей.
Итак, волшебный ключ от психического здоровья ребенка находится в руках его родителей. Никогда не забывайте об этом!
Детские тики: симптомы, причины, лечение
Вы заметили, что ребенок чаще обычного стал моргать, подергивать плечиками и подкашливать? Возможно, это проявления тиков. Почему они возникают и как правильно их лечить, расскажет главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева.
Что такое тики?
Тики – это непроизвольные насильственные движения, которые возникают в тех или иных группах мышц.
Тики чаще всего встречаются у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это связано с дозреванием подкорковых отделов головного мозга, которое завершается чаще всего к семи-восьми годам.
Если по каким-то причинам в организме ребенка вырабатывается чуть больше активирующих (или, наоборот, меньше тормозящих) нейронов, чем требуется, а режим двигательной и прочей нагрузки не соблюдается, тогда у него начинаются проблемы. Это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, либо нарушения сна, либо – тики.
С трех-четырех лет ваш малыш начинает очень активно расти и познавать мир. Чтобы познавательная функция была быстрая, чтобы он усваивал большое количество информации, а головной мозг созрел, ребенку нужно много активирующих нейромедиаторов.
Он должен успеть везде залезть, спрыгнуть, посмотреть, заговорить, проговорить, задать кучу вопросов, понять и усвоить все услышанное.
Если активирующие нейромедиаторы расходуются правильно, то ребенок развивается гармонично: он шустрый, но при этом может себя контролировать, соблюдать правила, проявить усидчивость на время занятий в детском саду. Совершенно нормально, что ваш ребенок активный, любознательный, быстрый.
Когда малыш не использует эти нейромедиаторы на движение, общение, обучение (например, он целый день сидит дома, его не выпускают гулять на улицу), тогда могут возникнуть различные проблемы: синдром гиперактивности, нарушение сна, проблемы с поведением.
Итак, чтобы ребенок правильно развивался, он должен много бегать, лазить, разговаривать, познавать окружающий мир, испытывать различные эмоции.
Это формирует пространственно-образное мышление, моторику, синхронность работы двух полушарий, развивает мозг и при этом правильно растрачивает все выработанные нейромедиаторы активности.
В возрасте 3-5 лет ребенок шустрый, он быстро переключается, но при этом справляется со своими задачами: если ему надо посидеть, он будет нормально сидеть, заниматься, что-то делать. Это стандартное развитие ребенка, которое должно быть.
Виды тиков у детей
Чаще всего у детей в возрасте 3-6 лет бывают моторные тики и вокальные.
Моторные – это тики, связанные с движением: моргание, мигание, зажмуривание, передергивание носом, одергивание одежды, поведение плечами и т.д.
Вокальные – тики, связанные с дыханием. Это всевозможные подхмыкивания, подшмыгивания, покашливания, посвистывания. Кстати, частый случай в моей практике: ребенок долго покашливает, его водят по врачам, ищут причину, а на самом деле у него вокальный тик, лечить который нужно у невролога. Это необязательно окажется тик, но такое тоже встречается, и это нужно учитывать.
Достаточно часто встречаются сочетания нескольких тиков. Например, моргание, подергивание уголками носика и поведение плечами одновременно. Тики могут быть и более выраженными, когда в момент тикозного расстройства задействованы определенные группы мышц, так называемые сегментарные тики.
Может иметь место сочетание моторного и вокального тика – например, моргает глазами и похмыкивает одновременно. При этом он может самостоятельно задержать проявление тика на некоторое время (до нескольких секунд) и повторить его по просьбе.
Это так называемое дублирование, что является отличительной чертой тиков от других видов навязчивых движений – гиперкинезов.
Отдельный, самый сложный, случай генерализованных тиков – синдром Туретта, когда тикозные проявления возникают во множественных группах мышц, когда у одного и того же ребенка присутствует несколько разновидностей вокальных тиков. Они сильно выражены и доставляют ребенку большие неудобства. В этом случае обследование и лечение у невролога строго обязательны.
Тики бывают транзиторными, т.е. появились, некоторое время наблюдались у ребенка, а затем проходили. Но если тики продолжаются более года, то это уже хронические тики, поэтому обязательно требуется обследование и лечение.
Причины тиков у детей
Как мы уже говорили, это поражение подкорковых образований в головном мозге ребенка. Он может быть обусловлен особенностями развития головного мозга или быть поврежденным каким-то фактором.
Малоподвижный образ жизни – один из самых частых провоцирующих факторов возникновения тиков. Когда ребенок недостаточно активен, он расходует не все нейромедиаторы активности. Мышцам нужно двигаться, а они этого не получают. Как следствие, возникают тики.
Ребенок обязательно должен бегать, причем лучше не по ровной асфальтовой дорожке, а по лесной тропинке, где нужно где-то подлезть под дерево, пробежать по бревну, отвернуться от корня. Все это лучше формирует нервную систему, помогает развивать пространственно-образное мышление.
Нет возможности поехать в лес? В парке сойдите с ровной дорожки и гуляйте по земляной тропинке, только оденьтесь соответствующе, чтобы и вы, и ваш малыш чувствовали себя комфортно. Это одна из частых ошибок родителей: они часами гуляют в парках, ходят нарядные по дорожкам, но от этого пользы мало. Гораздо полезнее, чтобы ребенок был ближе к природе, изучал, познавал.
А множество эмоций, которые он при этом получает, правильно расходуют заложенную в нем энергию. Когда ребенок сидит целый день дома с планшетом, у него эта энергия накапливается, а затем выливается в драки, непослушание и тики в том числе.
Особенно подвержены тикам дети с дефицитом внимания. Из-за болезни у них и так есть сбой в формировании нейромедиаторов, а когда мы не даем им всю эту энергию полноценно расходовать, то появляются различные проблемы: головные боли, бессонница, тики.
Неблагоприятная психоэмоциональная среда – еще одна частая причина возникновения тиков у детей.
Например, если ребенку очень не нравится ходить в детский сад, что вызывает в нем отрицательные эмоции и создает большой стресс, а у родителей не находится времени обговорить с ним эту ситуацию, объяснить ее, договориться. В этом случае нервозность ребенка также может получить побочный выход в виде тика.
К стрессу может привести и какая-то непростая ситуация в семье, скажем, когда родители требуют от ребенка высоких результатов по всем предметам, формируя так называемый синдром отличника. Малыш боится не справиться, на нем лежит большая ответственность, в итоге возникают неврозы, тики, чаще всего вокальные. Причем они могут сохраняться надолго, проявляясь в стрессовых ситуациях.
Частая причина возникновения тиков – расхождение взглядов на воспитание ребенка в одной семье. Когда, например, родители относятся к нему строго, а бабушка с дедушкой, напротив, потакают всем капризам. Ребенок перестает понимать, как нужно вести себя, и это приводит к неврозу.
Все это касается обычных тиков у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Но бывают и более трудные случаи. Если тики появляются у детей старше семи лет, то причина уже не в обычном дозревании организма, а в какой-то патологии.
Это может быть последствие перенесенных частых ангин, стрептококка, когда возникает аутоиммунный процесс, который повреждает подкорковые образования и дает сбои в виде различных тиков или гиперкинезов. Их нужно обязательно лечить.
Также причиной могут стать последствия перенесенных частых мононуклеозов, этот вирус также нередко поражает подкорковые ядра.
Есть ряд наследственных заболеваний, вызывающих тики. Они встречается редко, но тем не менее. Например, болезни, связанные с нарушением правильного расщепления меди, железа.
Среди них болезнь Вильсона-Коновалова, при которой медь начинает откладываться в печени и прочих внутренних органах, в том числе в подкорковых образованиях головного мозга и приводит к различным видам гиперкинезов, тиков.
Эти заболевания обязательно исключаются у детей с тиками.
Когда необходимо лечить тики у детей?
Если это единичные простые моторные тики у ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, они редкие и не мешают малышу жить, то вероятнее всего это связано с небольшим переизбытком нейромедиаторов. Такие тики можно не лечить, они сами пройдут через год-два.
Однако если тики частые, мешают ребенку сосредотачиваться, то, конечно, это нужно обследовать и лечить.
Особое внимание обратите на тики, которые появляются у ребенка после 7-8 лет. Их обязательно нужно обследовать и выяснить причину возникновения.
Надо сказать, что тики хорошо лечатся. Сейчас достаточно много качественных препаратов. Здесь важно, чтобы врач грамотно подобрал нужное лекарство и дозировку.
Для лечения тиков применяется особая схема приема препаратов, дозировка здесь несколько выше обычной, но не стоит из-за этого переживать – препараты хорошо переносятся и не повредят здоровью ребенка.
Иногда при хронических тиках лекарства даются на весь учебный год.
Профилактика тиков у детей
Соблюдайте эти нехитрые рекомендации, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.
Гуляйте с ребенком как можно больше. Хорошо, если он будет бегать не только по двору или ровной дорожке, но и по земляным тропинкам с какими-то небольшими препятствиями. Для этого достаточно в парке сойти с главной аллеи и отправиться изучать лужайки.
Изучайте природные явления. Слушайте звуки природы, учите ребенка различать их, познавайте вместе с ним законы окружающего мира. Все это не только разовьет мозг малыша, но и поможет ему с пользой расходовать нейромедиаторы и справляться со стрессами.
Играйте с ребенком в активные игры. Нормальным считается, когда малыш в возрасте от 2 до 5 лет проводит в активном движении около 10 часов в день.
Скажем, он позанимался, порисовал, потом побегал во дворе, поиграл с собакой, покатался с горки, исследовал что-то, познакомился с кем-то на площадке, поговорил, потом отдохнул и снова побежал играть.
Тогда нейромедиаторы будут расходоваться правильно и у ребенка не будет проблем ни со сном, ни с нервозностью, ни с поведением.
Разговаривайте с ребенком. И это очень важный пункт. То, о чем многие родители часто забывают. А тем временем именно беседы с малышом способны решить многие неврологические проблемы.
Важно не просто говорить с ребенком, но и слушать то, что он говорит вам в ответ. Уже с двух лет малыш имеет полное право принимать какие-то решения, что-то выбирать – например, в какой футболке пойти на прогулку или какого цвета взять игрушку.
Давайте ему возможность участвовать в жизни семьи, прислушивайтесь к его мнению.
Нужно понимать, что мнение это должно быть аргументированным, то есть не просто «я хочу», а «я хочу, потому что…» Это не только поможет вам создать и сохранить доверительные отношения со своим ребенком, но также сохранит ему здоровье и избавит его от множества поведенческих проблем.
Удачи Вам и Вашим детям!
Испуг как диагноз, и почему в Азербайджане его лечат прижиганием
Чилдаг — это вид народного целительства, популярный в поселках вблизи Баку. Это метод «снятия испуга» прижиганием определенных точек на теле горящей ватой или тканью.
В народе поводом пойти к чилдагчи (целитель, практикующий чилдаг — ред.) может быть любой симптом, который относится к нервной системе — от нервного тика до панических атак. «Лечить испуг» — более популярное занятие, чем обращение к гадалкам и знахарям. Сами чилдагчи говорят, что чилдаг — не магия, а просто активация нервных окончаний, «пострадавших во время испуга».
Азербайджанские врачи считают, что главная опасность — замещение чилдагом лечения у профессионалов с точным определением диагноза. А чилдагчи утверждают, что сами врачи направляют к ним пациентов.
С законом у чилдагчи такие же отношения, как у других народных целителей в Азербайджане — их действия могут быть признаны мошенничеством, если в суд обратится клиент, недовольный результатом. Но такого не случается.
Шихали, который живет в поселке Маштага рядом с Баку, уже 15 лет занимается чилдагом. Этим ремеслом занимались его отец, дед и все остальные предки до седьмого колена, а ныне — все мужчины в семье.
Их большой дом они называют «центром чилдага». Процесс лечения здесь давно уже поставлен на рельсы. Фиксированной цены на услуги нет, «пациент» может оставить любую сумму денег или совсем не платить.
«Однажды ночью я услышал громкий стук в дверь и страшный крик. Сначала даже подумал, что какое-то животное пытается вломиться в дом. Оказалось, это кричит парень, которого привезли ко мне лечиться. Приступы у него начались после возвращения из армии. Я снял испуг, и уже по дороге домой они позвонили мне и сказали, что парню стало лучше».
Шихали говорит, что количество точек, которые нужно прижечь, варьируется в зависимости от силы страха — можно прижечь одну, семь или сорок точек. Сорок — это для особо тяжелых случаев.
«А еще был случай: один человек сильно испугался, попав в автомобильную аварию. Он с трудом, с опаской разговаривал, а иногда и вовсе не говорил, просто молча смотрел. Я сразу же понял, что это серьезный случай. Позвал отца — он больший профессионал, опытнее меня. Отец сделал ему чилдаг, испуг прошел, и тот человек снова начал нормально говорить».
Врачи, по мнению Шихали, не признают чилдаг потому, что наживаются на пациентах, назначая им кучу лекарств, когда чилдагчи помог бы за несколько манатов.
«Бывает, человек обещает: если вылечится его единственный ребенок, он зарежет барана. А через некоторое время вижу, стоит он в дверях с бараном, а я о нем и забыл уже».
Громадское публикует материал «JAMnews» в рамках партнерства независимых медиа Восточной Европы.
Как снять испуг у маленького ребёнка
«Мы с супругом смотрели фильм. Наша дочка спала в своей кроватке в соседней комнате. Внезапно мы услышали её крик. Из комнаты, где она спала выбежал наш кот. Мы поняли, что он разбудил нашу девочку, и не просто разбудил, а напугал, так как борт кроватки был поднят, а значит, кот в неё запрыгнул. Я взяла дочь на руки, но она стала плакать ещё сильнее. Объятия не помогали. Утешения отца так же не возымели успеха. Игрушки не отвлекали ребёнка от плача. От мультиков она отворачивалась. И даже грудь, которая гарантированно снимала тревогу ребёнка, оказалась непринятой. Мы носили её по квартире, пытались напоить, пели песни, но ребёнок на каждую новую попытку успокоить реагировал воплем. Она продолжала рыдать и выкручиваться. Истерика длилась около 2х часов. Что делать, мы не знали.»
Екатерина, мама Вики (10 мес)
Ситуация испуга у маленького ребёнка практически каждым родителям знакома. Спасительный рецепт успокоения оказывается до примитивного простым, и от этого может вызывать недоверие. Но давайте, для начала, рассмотрим процессы протекающие в психике во время сильного волнения. Тогда станет понято, как можно помочь малышу своими силами, успокоить его при испуге.
Специфика работы с маленькими детьми заключена в том, что они не могут сказать нам о том, что произошло. Особенно это касается детей до одного года. Единственный доступный им язык коммуникации – язык тела. Плач и истерические конвульсии – это единственный способ сообщить родителям, что произошло нечто ужасающее. Нечто, угрожающее представлению о целостности и безопасности мира.
Как правило, испуг у маленьких детей сопровождается ярко выраженным соматическим (телесным) проявлением. Своим телом ребёнок демонстрирует крайнюю степень возбуждения. Иногда протекание испуга вполне возможно перепутать с сильной нелокализованной болью в теле малыша. Испуг у маленького ребёнка способен вызвать расстройство аппетита, сна и общего самочувствия.
У тоддлеров (ребёнок в возрасте от года до трёх лет) сильный испуг способен привести к необъяснимой плаксивости, заиканиям и другим нарушениям речи (алалия, мутизм, дизартрия, дислалия) в только зарождающемся умении говорить.
Такой комплекс симптомов является признаком нарушения психической деятельности, и для её налаживания, скорее всего, нужно будет обратиться к специалисту по детской психике.
Испуг — защитная реакция
Для начала давайте разберёмся, чем отличаются такие понятия как испуг, страх, боязнь. В их отношении к опасности их легко разграничить:
читайте также:
Советы детского психолога
12 рекоммендаций родителям от детского психолога. Проблемы детей начинаются в родительской семье и там-же они могут быть решены.
Эмоциональное отвержение в семье. Что делать? Семейная психология.
Что делать, если в вашей семье из поколения в поколение происходит отвержение друг к другу на каком-то эмоциональном уровне? Что можно изменить в отношениях?Довольно часто в семьях из поколения в поколение близкие люди отвергают друг друга. Бабушка о…
- — Страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, если она даже и неизвестна;
- — Боязнь предполагает определенный объект, которого боятся;
- — Испуг имеет в виду состояние, возникающее при опасности, когда субъект оказывается к ней не подготовлен, он подчеркивает момент неожиданности.
В страхе есть что-то, что защищает от испуга и, следовательно, защищает и от невроза, вызываемого им. Получается, что детские страхи защищают психику. Обычно состояние тревоги чаще всего является страхом. И один из способов ослабить интенсивность переживание – это перевести страх в боязнь. То есть обозначить, дать символизацию чувству и определить объект.
Так как боязнью чего-то конкретного проще управлять, чем страхом чего-то неизвестного. Некоторые боязни защищают так же и тело. Если ребёнок не будет бояться, например, электрического тока в розетках, это может приводить к весьма болезненным и грустным последствиям для него и семьи. Потому внушение родителями боязни к естественным опасностям является педагогической нормой.
Испугу будет посвящены другие части статьи.
Как происходит испуг на уровне психики
Для этого нужно познакомиться с тем, как функционирует психическая энергия у людей. В теле человека существует, так называемый “внешний слой” (защиты от раздражений), который благодаря постепенному понижению чувствительности предохраняет все более глубокие слои от травм.
Одним из видов такой защиты является умеренная толерантность к обыденным раздражителям, таким как общий фон (звуков, касаний, света, … ), до тех пор, пока раздражение не станет столь интенсивным, что способно проломить эту защиту, тогда такое возбуждение становится травматическим. Человеческий организм оказывается неспособным удержать чрезмерные возбуждения в психическом аппарате.
И здесь возникает задача преодолеть это раздражение путём психического связывания избыточного раздражения, что бы затем их нейтрализовать. Основная задача превратить эту возмущённую энергию в потенциальную, то есть «связать» её психически.
Чем выше ресурс энергии, тем выше будет её связывающая сила; и наоборот, чем ниже этот потенциал, тем меньше эта система будет в состоянии воспринимать, усваивать энергию, тем сокрушительнее могут быть последствия такого прорыва “защиты от раздражения”
Дети в момент испуга не обладают таким развитым потенциалом психической энергии, но таким ресурсом обладают взрослые. Возбуждённая несвязанная психическая энергия отводится ребёнком через тело – возникает истерическая реакция на испуг. У взрослых людей это называется состоянием аффекта, когда потенциал энергии практически исчерпывается.
Условием возникновения испуга является отсутствие подготовленности, которой является страх.
Так как в состоянии страха в теле создаётся защитный переизбыток энергии, которая аккумулируется в органе восприятия, где ожидается сильное раздражение.
Таким образом испуг должен преобразоваться в конечном итоге в страх или даже боязнь. В тот вид страха, который несёт защитную функцию, и формирует безопасное поведение.
Почему дети из-за испуга плохо спят
Сон и сновидения являются самым надёжным путём исследования глубинных психических процессов человека.
Больные травматическим неврозом, перенесшие ситуацию катастрофы или другой, сильно впечатляющий, момент в жизни, во время сновидения возвращаются в травматическую ситуацию и пробуждаются с новым испугом.
В состоянии сна психика занята переработкой травматических событий (если мы говорим о тревожном сне в результате испуга) и повторение сильного переживания должно способствовать выработке “нормальной” боязни. И без помощи детского психоаналитика этот процесс может затянутся на неопределённое время.
Последствия испуга
Процессы сильного возмущения психической энергии оставляют так называемые “мнестические следы” – это следы воспоминаний, которые не имеют ничего общего с сознанием. Они могут оставаться продолжительными и стойкими, если вызвавший их процесс никогда не доходил до сознания.
Проще говоря – это те сильнейшие переживания в жизни человека, которые впечатываются на “подкорку” бессознательного, что часто называется “травмировать психику”.
В приведённом случае, теоретически у Вики могли бы появиться фобия котов, темноты, сна в кроватке или боязнь оставаться одной или множество других неблагоприятных последствий. Момент внезапного испуга является главным этиологическим условием травматического невроза.
Такой невроз может развиться как у взрослых, так и у очень маленьких детей, для лечения которого можно обратиться к психоаналитику.
Как снять испуг у малыша в случае самопомощи
Что именно может связывать и переводить психическую энергию из возмущённого в состояние потенциала – это контакт ребёнка с ресурсным «Я» родителя. Этот контакт может происходить в 2х формах – телесной и ментальной.
Так как в случае Вики телесный контакт не снимал тревогу, её маме было необходимо прибегнуть к ментальному взаимодействию. Речь должна быть направлена на описание событий из-за которых ребёнок оказался напуганным. Слова дают смысл (психическое связывание) тому, что произошло с малышом.
Метафорически во время истерики от испуга ребёнок языком тела (так как говорить он ещё не научился) спрашивает родителей: “Что случилось? Что произошло? Я не понимаю, что меня так напугало? Как это произошло? Что это был за удар? Что это за ощущения?…” Ребёнок требует вербального описания, которое он прекрасно понимает, не смотря на то, что сам пока говорить не научился.
Снятие испуга на примере
Что конкретно рассказала Екатерина своей дочери. Вика получила описательный вербально-жестовый ответ с визуальным указанием на все важные детали. Катя принесла Вику в комнату, где это случилось, а её супруг принёс кота – виновника инцидента, всё описание сопровождалось указаниями рукой: “Ты спала в этой комнате, в этой кроватке.
В комнату зашёл вот этот кот, он прыгнул в твою кроватку, вот сюда, прямо на тебя. Ты почувствовала удар от его прыжка. Он неожиданно разбудил тебя. Ты очень сильно испугалась. Кот напугал тебя и убежал.” В случае Вики, описательный процесс снял сильное возбуждение, и успокоил девочку в течении 5 минут.
Прошедшие в истерике часы (время достаточное для образования мнестических следов), обернулись для ребёнка серией тревожных ночных пробуждений, которые через 2 месяца прекратились, так как во сне, скорее всего, происходила переработка остаточных явлений испуга, что является нормой.
Таким образом, события приведшие к испугу (как и любые другие события) символизируются в соответствии с двумя большими измерениями: временем и пространством. Основная задача родителей в таких ситуациях — символизировать обстоятельства испуга. Дать наименование месту, времени, изменениям и чувствам ребёнка.
Чем больше деталей происшествия будет описано словами, тем интенсивнее будет выгружаться избыток возмущённой психической энергии ребёнка, тем быстрее малыш успокоится и вернётся в нормальный для него ритм жизни.
Человеческая речь – это дар, способный исцелять.
» Родители и дети » Как снять испуг у маленького ребёнка
«Какие признаки испуга у ребенка?» – Яндекс.Кью
Частый беспричинный плач, беспокойный сон, нежелание оставаться одному, мышечные спазмы, подергивания. Обратите внимание на изменения поведения ребенка, если у вас есть подозрения, что имел место сильный испуг, лучше обратиться к специалисту, чтобы избежать нежелательных последствий.
Здравствуйте! Испуг нередко приводит к появлению тиков, например, в виде частого моргания, пожемания плечами или заикания.
В такой ситуации крайне важно обратиться к неврологу и детскому психологу С уважением,
Бутузова Олеся Читать далее
Агрессивность, «истерика» или протестное поведение — с этими явлениями наверно сталкивается каждый родитель при воспитании ребенка.
Проблемное «плохое» поведение — это отражение внутренних проблем ребенка. Это своеобразный крик ребёнка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций.
В первую очередь нужно установить причины плохого поведения ребёнка. Это могут быть:
- манипулирование окружающими;
- стрессовое состояние ребёнка;
- возрастные особенности (например, протестное поведение характерно для детей, переживающих кризис 3-х лет);
- недостаточный уровень развития эмоциональной сферы;
- незнание других адекватных способов выражения своих эмоций;
- нестабильная ситуация в семье.
Что делать родителям:
- Первым этапом в решении любой проблемы является основательный поиск ее причин.
- Проговаривайте чувства ребенка и их причины в момент эмоциональных вспышек, ведь он вряд ли осознает их в тот момент, а обозначение их словами помогает понять свое состояние и тем самым снизить его интенсивность.
- Обучайте детей адекватным способам выражения негативных эмоций. Например, можно использовать игру «Ругаемся овощами», где нужно обзываться, используя названия овощей, или предложите поколотить подушку и т.п.
- Обещайте только то, что можете выполнить. Ведь, например, Ваши слова, что если ребенок сейчас же не прекратит истерику, то Вы никогда с ним не будете разговаривать, вряд ли выполнимо. Следовательно, он и в дальнейшем не будет воспринимать Ваши слова всерьез.
- Помните, что проблемное поведение, даже если оно закрепилось, может исправиться — для этого нужно время, стабильность в проведении коррекционных мер, готовность признавать свои ошибки в воспитании и исправлять их, меняться вместе с ребенком и любить его сейчас таким, какой он есть.
- Если Вам трудно провести психологический анализ особенностей поведения ребенка — обратитесь к специалистам: детскому или семейному психологу.
24 сентября 2019 · 22,2 KПрочитать ещё 3 ответаРодилась в Нижнем Новгороде, волей судьбы оказалась в Москве. Мама двоих детей…
ЗАвисит от того, сколько ребенку месяцев или лет.
Если ребенку до 3-4 месяцев, то вероятно. у него детские колики.
Если до 1-1.5 лет, могут резаться зубы.
Если старше — то возможно. Ребенок переутомляется, ему не хватает режима сна.
Еще обязательно нужно проверить, не болят ли уши. Отит любит о себе давать знать по ночам.
Прочитать ещё 2 ответаОтвечаетЕкатерина Рухленко
В раннем возрасте вздрагивания часто обусловлены рефлексом Моро. Это нормальный для неврологического развития рефлекс. Он уходит к 5-6 месяцам. Пик приходится до 9-12 недель.
Лучше пеленать малыша, если он спит не с вами, чтобы вздрагивание не будило его. Вот статья про вздрагивание. Обязательно проходите плановый осмотр педиатра и невролога: расскажите про вздрагивание. Возможно у вас иные причины.
Прочитать ещё 1 ответ
- Прикладываем к груди
- Вспоминаем, как находился малыш в животике мамы:
- Ограниченное пространство — взять на ручки, перепеленать
- Звуки маминого сердца — белый шум
- Тепло, покачивания
- Можно покачаться на фитболе или вместе с малышом забраться в тёплую ванну
Прочитать ещё 9 ответовМикробиолог. Разбираюсь в вопросах биологии, физиологии человека, медицины…
Если ребенок слишком часто моргает, не следует пренебрегать походом к врачу-окулисту. А вообще это может происходить по следующим причинам:
- что-то попало в глаз
- устал и хочет спать
- пересыхание роговицы (при чрезмерном просмотре телевизора или гаджетов)
- аллергия
- новая привычка
Прочитать ещё 1 ответ
Как вылечить испуг у ребенка?
Причины детского испуга
Младенец только познает окружающий мир. Испугать его могут многие явления, непонятные, и поэтому страшные. Нередко новорожденный пугается, если не видит возле себя маму.
К основным причинам испуга относятся:
- Резкие, громкие звуки: звонок будильника, разговор на повышенных тонах, грохот падающего тяжелого предмета.
- Природные явления: раскат грома, молния, стучащий по крыше град.
- Крупные домашние животные, появляющиеся неожиданно в поле зрения, тоже могут вызвать испуг у ребенка.
- Сильный стресс, например, если малыша отрывают от мамы чужие люди.
Каковы симптомы испуга у ребенка?
Обычно дети быстро успокаиваются после перенесенного потрясения. Но иногда оно не проходит для них бесследно. Испуг у младенца проявляется повышенной нервозностью. Также признаками перепуга являются следующие нарушения:
- Частый плач без причины. Малыш плачет, когда голоден, у него мокрый подгузник, он чувствует дискомфорт от колик либо от холода или жары. Но если все эти причины устранены, а плач продолжается, можно предположить испуг у ребенка.
- Тревожный сон. Плач во сне, частые пробуждения – повод для беспокойства.
- Нежелание оставаться одному. После пережитого потрясения ребенок не отпускает от себя родителей. Мама и папа для него – защита и безопасность. Он боится их потерять.
Если перепуг был достаточно сильный, ребенок может отказываться от еды. Нередко после сильного потрясения у малыша появляется тремор ручек и ножек. Они некоторое время могут непроизвольно трястись. Когда ребенок успокоится, тремор прекратится.
Необходимо постараться поскорее вылечить испуг у грудничка. Иначе могут развиться тяжелые последствия и заболевания. Иногда они проявляются не сразу, а через несколько месяцев или даже лет.
Чем могут помочь родители?
Если видите, что младенец перепугался, возьмите его на руки. Погладьте по головке, спинке, при этом успокаивая тихим, ласковым голосом. Пока малыш не успокоится, не оставляйте его одного в таком состоянии. Вечером сделайте расслабляющую ванночку с целебными травами, оказывающими седативное воздействие.
На следующий день больше времени проводите с ребенком. Играйте, гуляйте на свежем воздухе, ложитесь с ним спать. Все это время наблюдайте за состоянием младенца. Детский испуг очень редко быстро проходит, чаще родителям приходится терпеливо бороться с последствиями расстройства психики.
Как избавиться от испуга у грудного ребенка с помощью народных средств?
Родители могут попробовать помочь младенцу самостоятельно. Для этого используют домашние средства, лечебные травы. Предварительно необходимо проконсультироваться с педиатром. Некоторые растения могут вызвать аллергические реакции у малыша.
Успокоительные ванночки
Вечером хорошо купать ребенка в ванне с настоями трав. Выбирайте растения с успокаивающим эффектом – ромашку, чабрец, душицу, зверобой, пустырник, мяту. Две столовые ложки травы или смеси из нескольких растений залейте 1 л кипятка. Через 25 – 30 минут процедите и вылейте в приготовленную ванночку.
Испуг у младенца проявляется тревожностью. Чтобы снять ее, сделайте хвойную ванну. Чайную ложечку хвойного экстракта добавьте в 10 л воды. Первый раз держите младенца в ванночке не больше 5 минут. Постепенно увеличивайте время до 10 минут.
Настойки и отвары
Чтобы вылечить испуг у ребенка, приготовьте ему успокоительные средства:
- Смешайте валериану, пустырник и вереск в соотношении 1:3:4. Залейте 1 л кипятка. Через 1 – 1,5 часа процедите. Давайте малышу по десертной ложке несколько раз в сутки. Повторяйте несколько дней после испуга у ребенка.
- 2 – 3 веточки мелиссы проварите в молоке 10 – 15 минут. Процедите, если у ребенка нет аллергии на продукты пчеловодства, добавьте мед. Давайте пить время от времени по глоточку в течение суток.
Лекарственная терапия испуга у ребенка
Если вылечить испуг у грудничка самостоятельно не получается, обратитесь к врачу. Возможно педиатр назначит консультацию других медицинских специалистов – невролога, психотерапевта.
Для лечения испуга и его последствий обычно прописывают седативные лекарства. Дополнительно маленькому пациенту могут назначить гомеопатические препараты, витаминно-минеральные комплексы, сборы лекарственных трав.
Испуг у ребенка – довольно частое явление, которое нельзя оставлять без внимания. Главное, не пропустить его первые признаки. Забота родителей, внимание и спокойная обстановка помогут крохе справиться с результатами эмоционального потрясения.