Как научить ребенка выговаривать букву [л]: в домашних условиях

У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения звукопроизношения. Если ребенок вместо звука [л] говорит [в], то его родителям нужно заняться исправлением дефекта.

Коррекция звука [л] в домашних условиях

Нарушения речи возникают по разным причинам. В случае, когда ребенок не говорит только один-два звука, родители могут попробовать исправить дефект самостоятельно.

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

Занятия с логопедом позволят исправить любые проблемы с речью

Как научить ребенка говорить букву Л твердую

При дислалии у детей наблюдаются проблемы только со звукопроизношением. Нарушения возникают из-за особенностей строения артикуляционного аппарата или недостаточной подготовке мышц.

Для звука [л] важен верхний подъем кончика языка. При короткой подъязычной уздечке это сложно сделать. Поэтому предварительно ее нужно подрезать у стоматолога. Только операция решит эту проблему.

Проверить связку легко: нужно попросить ребенка дотронуться кончиком языка до верхних зубов. Соноры ([л], [р] и их мягкие пары) появляются к пяти годам и до этого времени беспокоится не о чем. В три года артикуляционный аппарат ребенка еще только формируется.

Важно! Не стоит торопиться и требовать, чтобы дети с раннего возраста выговаривали все звуки. Иначе можно спровоцировать развитие дефекта.

В домашних условиях можно попробовать самостоятельно исправить неправильное произношение звука [л]. Такое допускается только в случае дислалии. Иногда эту проблему можно спутать с дизартрией, которая требует работы с логопедом.

При дизартрии нарушается подвижность мышц артикуляционного аппарата. Подобная проблема выражается в гипертонусе или гипотонусе. Часто язык такого ребенка собран во рту или слишком расслаблен. Малышу будет сложно выполнять тонкие движения и переключаться с одной позы на другую.

На исправление неправильного произношения может уйти до одного года. С ребенком нужно заниматься каждый день — это позволит ускорить процесс. Необходимо соблюдать последовательность этапов и не торопиться.

Постановка звука

Механический способ в логопедии используют часто. Для него нужен специальный зонд в виде проволочной рамки или шпатель. Ребенок широко открывает рот, протяжно произносит «ЫЫЫЫЫЫ» и в это время взрослый поднимает его язык инструментом.

Легче учить ребенка произносить звук от межзубной позиции. Для этого дошкольника просят прикусить кончик язычка и произносить звук [ы] (ЫЫЫЫЫЫ), после чего постепенно убирать язык за верхние зубы.

Проговаривать [л] в межзубной позиции можно сразу со слогами. Постепенно происходит уход от этого положения. Автоматизацию начинают только с прямых слогов: ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛЕ.

Автоматизация звука

После того как правильное произношение отработано в прямых и обратных слогах переходят на слова. Для облегчения восприятия используют наглядный материал в виде картинок и специальных игр. Например, ребенка просят показать предметы со звуком [л].

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

Слоги можно проговорить с помощью зонда

Приучить дошкольника к самоконтролю сложно. Поэтому нужно постоянно с ним заниматься. Достаточно уделять меньше получаса для работы и эффект не заставит себя ждать.

Родителям стоит понимать, что нет способа, который даст быстрый результат. Только постоянные тренировки помогут закрепить правильное произношение.

Песенки и стишки

Для облегчения процесса автоматизации используют разный лексический материал. Чистоговорки и стихотворные формы проще запомнить и ребенку нравится их воспроизводить.

С дошкольником можно разговаривать на разные темы. Так ему будет легче привыкнуть к правильному произношению.

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

Пример стихов для автоматизации звука [л]

Главное условие эффективных занятий — это заинтересованность ученика. Поэтому все проводят в игровой форме. Чем разнообразнее материал, тем лучше для малыша.

Скороговорки

Сложнее всего ввести звук в самостоятельную речь. Для облегчения процесса используют скороговорки на звук [Л]. В них подобраны слова, которые позволяют отрабатывать произношение звука в разной позиции.

Например, «У елки иголки колки», «Воля в поле», «Подошел к лотку Лука, лук Лука купил с лотка» и т. д. Постепенно ребенка просят произносить быстрее каждую скороговорку. Большое внимание уделяют правильному произношению.

Упражнения на артикуляцию

Учить правильно произносить звук начинают с артикуляционной гимнастики. Логопедические упражнения для быстрой постановки звука [л]:

  • Широкий язык лежит за нижними зубами, ребенок протяжно произносит протяженно «ЫЫЫЫЫЫЫЫ».
  • Облизывать кончиком языка верхнюю губу.
  • Цокать языком.
  • Широко открыть рот и языком провести по внутренней стороне зубов.
  • Кончиком языка проводить по небу.

Комплекс выполняют каждый день. Чтобы ребенок научился правильно произносить звук он должен все упражнения делать правильно. При этом важно следить за неподвижностью челюсти.

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

Артикуляционная гимнастика выполняется строго перед зеркалом

После того, как все движения будут легко выполняться, переходят к следующему этапу — к постановке твердого звука [л]. Для этого используют разные приемы. Нельзя заранее сказать какой из них подойдет конкретному ребенку.

Целесообразность логопедических занятий

Некоторые родители не задумываются над тем, как научить ребенка говорить букву Л. Они не считают дефект чем-то серьезным, но во взрослой жизни он станет основой комплексов и переживаний.

Если родители не знают, как правильно научить ребенка выговаривать букву Л и Р, то им стоит обратиться к специалисту. Логопед сможет исправить эту проблему и выработать нужное произношение.

Сколько надо занятий на постановку звука [л]

Нельзя однозначно сказать, сколько потребуется уроков для устранения дефекта. Иногда постановка звука занимает одно занятие, в другой ситуации потребуется больше 30-40 встреч.

Все зависит от особенностей ребенка, его мотивации и заинтересованности родителей. Научиться произносить звук [л] не так легко, так как дошкольник привыкает к определенному стереотипу. В силу возраста малышам еще сложно воспринимать учебную деятельность.

Как проходит индивидуальное занятие по постановке звука [л]

Постановку звука логопед проводит только после того, как ученик хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Комплекс выполняют строго перед зеркалом. После занимаются дыхательной гимнастикой и выполнением заданий на речевой слух.

Как проходит индивидуальное занятие автоматизация звука [л]

Логопед проводит индивидуальные занятия по автоматизации звука [л] только после вызова изолированного произношения. На таких уроках специалист развивает лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух.

Для этого используют разные игры и тренажеры. Современные логопеды применяют компьютерные игры. Родители обязательно участвуют в процессе и дома выполняют задания специалиста.

Важно! Длительность урока для дошкольного возраста — примерно 25 минут. Обязательно проводятся физические минутки для переключения деятельности.

Что делать, если ребенок вместо [л] говорит [в]

Логопедические занятия на букву Л позволяют вырабатывать правильное звучание. Сложнее исправить случаи, где ребенок меняет [л] на другой звук, например, на [у] или [в].

В таком случае при постановке правильного звука, взрослому нужно пальцами удерживать губы ребенка в улыбке. Так он постепенно сможет произнести нужное звучание.

Для выговаривания звука [л] важна правильная артикуляционная поза. Поэтому особое внимание уделяют гимнастике. Дошкольник должен уметь растянуть губы и собрать их в кучку.

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

Ребенка учат переключаться с улыбки на «трубочку» и обратно

Важная часть коррекции замены звука — дифференциация. Для этого каждому звуку лучше присвоить определенный символ. Например, [л] — самолет, а [в] — дерево, которое согнуто ветром. После дошкольнику предлагают разные задания, где он должен на слух различить звуки.

Можно называть ему слоговые дорожки: ВА-ВА-ЛА, ЛА-ЛА-ВА, ЛА-ВА-ЛА и т. п. Или взрослый специально называет неправильно слово и просит ребенка найти ошибку — «гампа» вместо «лампы», «выжи» вместо «лыжи» и т. п.

Выговаривание того или иного звука может быть искаженным. Поэтому если родители сомневаются в том, правильно ли их ребенок говорит — им нужно обратиться к логопеду. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее от него получится избавиться.

Что делать, если ребенок не выговаривает звук Л

В последнее время меня часто спрашивают, как научить ребенка произносить звук [л]? Думаю, настала пора поговорить об этом. Звук [л] – следующий по сложности произношения после звуков [р] и [р'], и чтобы научиться говорить его правильно, потребуется немало усилий. Многие считают, что исковерканное [л] – это наследственное и уже не подлежит корректировке. В этом есть доля правды.

Часто вижу, что многие в семье вместо [л] так и норовят сказать [в]. Признаюсь, что этот ламбдацизм, а именно так по-научному называется искажение или отсутствие звука [л], есть и в моей семье.

Мой папа и его братья коверкали [л], потом я, и моя дочь, и двоюродный племянник по этой линии тоже «вэкали». Искажение одного или нескольких звуков членами одной семьи, говорит лишь о том, что ребенок неправильно этот звук слышал и видел своими глазками неверную артикуляцию.

Вот и научился по подражанию. Когда стала работать логопедом, я исправила свое [в] на внятный [л] и также позанималась со своей доченькой. Теперь мы чисто говорим.

Да, это сложно и не быстро, но возможно! При правильном подходе и систематических занятиях с логопедом и дома можно научиться четко и красиво говорить этот прекрасный [л], а если необходимо, то и его мягкий вариант.

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

  • Если ребенок не произносит букву Р – советы логопеда
  • Что делать, если ребенок путает и пропускает буквы?

Пропедевтика

Перед тем, как начать коррекцию звукопроизношения, нужно собрать необходимую информацию об интересующем звуке. Итак, что мы знаем о производстве звука [л]? [Л] – это сонорный звук, он произносится только при участии голоса, шум отсутствует.

Правильная артикуляция при звучании [л] – губы растянуты в улыбку и меняют свое положение в зависимости от последующего гласного. Если это [у] или [о] – значит губы немного вытягиваются вперед, если [ы] – еще больше растягиваются в улыбку. Кончик языка заостряется и поднимается за верхние зубы, средняя его часть при этом опущена, а задняя – поднята.

Боковые края языка также опущены. Таким образом, мы этого не видим, но язык у нас во рту приобретает форму седла. Голосовые складки так же незаметно для нас сомкнуты и слегка вибрируют. Воздушная струя проходит по бокам, как раз в том месте, где боковые края язычка опущены, и через раздвинутые в улыбку губы воздух вместе со звуком прорывается наружу.

Произношение звука [л'] отличается тем, что губы еще больше растягиваются в стороны, кончик языка дотрагивается до передних зубов, а его средняя часть слегка приподнята, впрочем, как при произнесении любых мягких согласных.

Недаром все мягкие согласные еще называют палатализованными (от латинского palatum — среднее нёбо), так как при их производстве средняя часть спинки языка поднимается к среднему нёбу.

Я иногда еще смеюсь, объясняя детям и родителям, что язык в этом случае сбоку напоминает палатку.

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

  1. Причины и разновидности дислалии
  2. Учимся читать правильно

Следовательно, чтобы правильно воспроизвести звук [л], необходимо разрабатывать язычок и губы. В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. [Л] – звук верхнего подъема языка, поэтому язычок я советую «разминать» с самого раннего детства, такими потешными упражнениями, как «лошадка». Простое поцокивание в игровой форме очень хорошо тренирует мышцы языка.

К сожалению, многие дети, приходя ко мне в первом классе, не умеют делать «лошадку» вовсе. Поэтому у них нет большинства звуков верхнего подъема. Язык мертвым грузом лежит на дне ротовой полости и не может сам без помощи нижней челюсти дотронуться до нёба, издавая характерное поцокивание. Постепенно мы с ребятишками начинаем двигать язычком, как получится.

Уже через месяц после таких ежедневных «подергиваний» – выходит полноценное цоканье и правильная «лошадка», то есть движения языка должны быть автономными, нижняя челюсть при этом неподвижна.

Также я советую уже с года практиковать такое упражнение верхнего подъема как «вкусное варенье», облизывание кончиком языка верхней, а затем и нижней губы, параллельно разрабатывая круговую мышцу губ.

Итак, какие упражнения нам нужны для постановки звука [л]:

  • «Улыбка»;
  • «Улыбка-трубочка»;
  • «Лопата»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Ежик»;
  • «Качели»;
  • «Часики»;
  • «Почистим зубки языком»;
  • «Маляр»;
  • «Лошадка»;
  • «Грибок»;
  • «Индюк»;
  • «Парус»;
  • «Пароход».

Особо хочу остановиться на последних двух упражнениях, они как раз направлены на правильное произношение [л].

«Парус» – это упражнение способствует укреплению мышц языка, тренируя его верхний подъем. Рот широко открыт, прямой язык (не нужно заворачивать в рулончик), поднимается наверх и, соприкасаясь острым кончиком с верхними альвеолами, стоит ровненько за верхними зубами, сначала на счет до 10, далее от раза к разу увеличивая «стойку» на десять пунктов, доводя до 40.

«Пароход» – постановочное упражнение для звука [л]. Распластанный язык высунуть изо рта, прикусив зубами кончик, губы раздвинуть в улыбку, произносить долго: «ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы», который плавно перейдет в «ыыылллллллллллллллллл».

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

  • Речевые нарушения у детей
  • Несколько способов развития речи

Виды ламбдацизма

Перед тем, как перейти к постановке звука, надо выяснить, каков вид нарушения данного звукопроизношения.

Губно-губное [л] В этом случае при воспроизводстве звука участвуют губы и вместо [л] мы слышим [у]: «уампа», уапата, уошка» и т.п.
Губно-зубное [л]  В производстве звука участвуют губы, которые соприкасаются с зубами и мы слышим [в], язык при этом не поднимается за верхние зубы, а остается лежать посередине ротовой полости. Мы слышим «вапа» – вместо «лапа», «вотка» – вместо «лодка», «шва», вместо «шла и т.д.
Редуцированный [л]  Случай, когда [л] заменяется на короткий [й]. Кончик языка не достает до верхних зубов, а остается посередине ротовой полости, средняя его спинка поднимается кверху. В результате: «япша», «йижи», «юк».
Межзубное произношение Кончик языка вываливается между зубов, этот вид больше всего соответствует правильной артикуляции, [л] при этом немного смягчается.
Смягченное произношение Это когда вместо твердого [л], мы слышим мягкий [л]. В этом случае спинка языка поднимается к нёбу, это часто возникает в связи с тем, что язык находится в гипертонусе. Звук [л'] чаще всего заменяется на [й].

Коррекция при ламбдацизме

Первым этапом коррекции обязательно будет артикуляционная гимнастика. Если делать вышеуказанные упражнения каждый день, то уже через неделю будет хороший результат.

Второй этап постановочный. Зависит от вида нарушения, если произношение межзубное, редуцированное или смягченное, то необходим зондовый массаж языка. При межзубном [л] необходим стягивающий массаж, который поможет мышцам держать язычок за зубами.

При смягченном и редуцированном произношении важно делать расслабляющий массаж, чтобы устранить гипертонус языка или, как я говорю деткам, «разбить комок в языке», который мешает язычку принимать форму седла при произнесении [л], напрягается и не зависимо от воли ребенка поднимается кверху.

После тщательного массажа и тренировочных упражнений устанавливаем уклад: губы растянуты в улыбку, кончик языка находится между зубками, (именно так мы начинаем, потом язычок сам «уйдет» в ротовую полость), давим зубами на высунутый язык так, чтобы передняя его часть задралась к верхним альвеолам, а средняя часть при этом автоматически провисла и произносим: «лллллллы, ллллллы». Если при этом слышим «уууууы», то помогаем пальцами, опуская нижнюю губу вниз. Если слышим «вввввы», то пальцами раздвигаем губы в сторону. Если слышится все-таки мягкий звук, то просим ребенка, чтобы он высунул язык еще больше вперед, прикусывая уже передне-среднюю его часть. При межзубном произношении просим ребенка высунуть кончик языка между зубами, дунуть на него и погудеть. Получается сигнал близкий к звуку [л]. Продолжаем эти произносительные упражнения до тех пор, пока не услышим чистый [л]. Осуществляем постоянный контроль за положением губ, они могут автоматически вытягиваться вперед или нижняя губа западает за верхние зубы; а также за языком: широкий язык выдвинут между зубов, прикусываем: «лллыыы», «ллллыы», «лллыы».

Часто постановка звука [л] идет от гласных звуков [а], [у] или [ы]. Предлагается потянуть гласный, ищем тот, от которого пойдет именно у вашего ребенка, при этом просим протолкнуть кончик языка между зубами и закусить посередине, губы раздвинуты в улыбку. Далее переводим язычок в зазубное положение и просим ребенка поднять узкий кончик языка к верхним альвеолам. Контроль – за губами!

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

Третий этап – автоматизация звука, если мы услышали чистое звучание изолированного [л], то начинаем его отрабатывать сначала в закрытых слогах: «ал», «ол», «ыл», «ил», «ул» и т.п. Когда произносим [л] – прикусываем кончик языка и раздвигаем губы в улыбку, делаем медленно, методично.

Затем переходим к автоматизации открытых слогов: «ла», «лы», «лэ».

Слоги «ло» и «лу» немного сложноваты для автоматизации, поскольку следующие за [л] гласные [о] и [у] потребуют движения губ вперед, поэтому отрабатываем позвуково, сначала [л] – прикусывая язык, раздвигая губы, а затем [о] или [у].

Далее следует отработка звука в словах, начинающихся на [л], затем со звуком [л] на конце слова, завершаем с [л] в середине слова. Затем переходим к фразам, предложениям и связной речи. Именно в такой последовательности.

Если у ребенка идет стойкая замена звука [л] на какой-либо другой – [в], [я], [д], [з] или [р], то еще необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков на специально подобранном речевом материале, а также развитие фонематического слуха.

Звук [л'] ставится по подражанию, то есть ребенку достаточно показать, где находится язычок – стучит за верхними зубками и поет песенку «ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля» (губы раздвинуты в улыбку, обязательно)! Зрительно малыш может запомнить уклад, никакой механической помощи не требуется.

Этап коррекции звукопроизношения [л] при систематических занятиях дома и с логопедом может занять от одного до трех месяцев, это зависит от анатомических особенностей строения артикуляционного аппарата ребенка, его усидчивости, мотивации, желания научиться правильно говорить и, конечно, от родителей, которые будут умело мотивировать, поощрять малыша в случае успеха, терпеливо следить за правильной артикуляцией и чистым произношением. На автоматизацию звука [л'] обычно уходит меньше времени. При правильной методичной работе успех будет гарантирован. Желаю удачи!

Юлия Савельева

Упражнения выговаривать букву л. Как научить ребенка говорить букву «Л» и причины неудач. Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л

Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является «Л». Иногда поставить его произношение получается только к 6 годам. Существует ряд упражнений, которые могут в этом помочь.

Важно знать правильную методику их выполнения, чтобы не ухудшить ситуацию с артикуляцией. Постановка звука «Л» может занять много времени, поэтому важно не торопиться и последовательно выполнять тренировки.

Как научить ребенка выговаривать букву [Л]: в домашних условиях

Неправильное произношение «Л» и «Ль» имеет собственное название – ламбдацизм. Этот термин описывает не только неправильное воспроизведение звука, но и полный его пропуск. Ламбдацизм бывает нескольких типов:

  • двугубный: вместо правильного звука слышится «у» («уапата» вместо «лопата»);
  • носовой (на мягкое небо попадает корневая часть языка, из-за чего поток воздуха устремляется в нос, звук «л» меняется на «нг» — вместо слова луна может слышаться «нгуна»).
  • межзубный (в процессе речи кончик языка помещается в межзубное пространство);
  • Иногда звук не проговаривается вообще (вместо слова лук ребенок говорит «ук»).

Другой логопедический термин описывает состояние, когда ребенок заменяет правильный звук «л» на другие – параламбдацизм. Чаще на практике происходят такие замены «л»:

  • на Г – «стог» вместо «стол», вместо «полы» «погы»;
  • на В – вместо «лыжи» «выжи»;
  • на Ё – вместо слова «ложка» проговаривается «ёжка»:
  • на Д – слово «лошадь» произносится как «дошадь»;
  • на мягкий звук Л – «деля вместо «дела».

При правильном выполнении необходимых упражнений это можно исправить.

В чем причины неправильного произношения «Л»

Существует всего 3 причины, по которым ребенок может не научиться сразу правильно произносить «Л». Среди них:

  1. в процессе разговора «Л» не воспринимается ребенком фонематически;
  2. анатомически короткая подъязычная связка;
  3. слабость мышечных тканей языка.

Иногда также к причинам относят возраст малыша – если ребенок очень маленький (2-3 года), его ошибки в произношении «Л» можно считать нормой, так как звук формируется позднее – к 4-6 годам.

Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»

Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции. Нужно обратить внимание на следующие правила:

  • зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
  • чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
  • кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
  • корневую часть языка важно приподнять;
  • чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;

Как научить ребенка выговаривать букву Л

Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Обычно к 4-5 годам ребенок уже может выговаривать практически все звуки. К сожалению, ряд букв осваивается гораздо сложнее остальных. Нередко проблемы возникают с произношением звука Л. Малыши запинаются, коверкают слова и «сюсюкают».

И если в детском саду это вызывает умиление, то в школе неумение произносить все звуки правильно, может стать серьезной проблемой.

Как научить ребенка говорить букву Л? Выясняется, существует ряд эффективных методик, способных устранить такой дефект речи в домашних условиях.

Рекомендации для родителей

Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:

  • Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже. Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
  • Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
  • Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
  • Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
  • Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Придерживаясь этих несложных рекомендаций, ваш ребенок быстро научится проговаривать букву Л в домашних условиях.

Речевая гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

  • «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
  • Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
  • Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
Ссылка на основную публикацию