Если история – ваш профильный предмет, то вам эта информация ой как пригодится. Впрочем, если и нет, то все равно пригодится, потому что даты и события придется запоминать при подготовке к любому экзамену. Ведь любая наука как-то развивалась, а значит, вам нужно будет знать все основные вехи.
Вот здесь мы уже рассматривали интересный способ запоминания исторических дат. Теперь же давайте изучим другие методики.
Зачем нужно учиться запоминать даты?
Умение быстро запоминать даты пригодится не только в учебе на факультете истории, но и в реальной жизни. Список покупок, дни рождения друзей и родственников, номера автобусов – все это и многое другое часто встречается в нашей повседневной жизни.
Оказывается, что многим людям довольно тяжело запоминать даты и последовательность цифр. Но если регулярно тренироваться, можно удержать в голове даже самое неудержимое. И вот вам в помощь несколько действенных способов запоминания дат.
Метод ассоциаций
Практика показывает, чем более нелепый и яркий образ вы придумаете, тем лучше запомнится дата
- Некоторым людям гораздо легче запоминать даты и другую информацию, связав их с яркими образами.
- Например, как можно связать год рождения Вашингтона и дату 1732?
- Представить мальчика с прической Вашингтона (или в парике), рубящего вишневое дерево и кричащего «Я не могу лгать!».
- Представить человека в парике Вашингтона, бросающего в воздух пачку из 1732 купюр с портретом самого Вашингтона.
Вы удивитесь, но в методе ассоциаций лучшим помощником часто выступает ваше собственное тело. Быстрее усвоить сложную информацию помогают:
- ритмичные шаги или покачивания,
- жестикуляция,
- пение с использованием знакомых мелодий.
Помните цифровые стишки? Здесь принцип тот же, только вместо обычных цифр нужно использовать даты.
Метод систематизации
У вас будет гораздо больше шансов выучить необходимую информацию, если вы научитесь ее классифицировать
Эта методика запоминания дат основана на умении структурировать. Если вы выстроите все даты в верной последовательности и нужном порядке, у вас не возникнет проблем с их запоминанием.
Запомнить случайные даты – та еще мука. Чтобы не потерять время впустую, постарайтесь разбить всю имеющуюся информацию на группы по каким-то общим признакам.
Метод «цифра-картинка»
Суть этой методики запоминания дат по истории заключается в создании детальной картинки, всплывающей у вас в голове при упоминании нужного события.
Представьте себе каждого персонажа, все мелочи. Далее всю дату разложите на отдельные числа, привязав к каждому числу один из сложившихся в голове образов.
Например, цифра 8 может ассоциироваться с женской фигурой, а цифра 9 – с надвигающейся волной. Тогда запоминание даты первого крещения на Руси (988 год) легко запомнить, привязав ее к картине с киевлянами на Днепре.
Кстати, на работы по этой и другой теме у нас сейчас действуют вкусные скидки.
Буквенный метод
Тут тоже ничего сложного. Любую цифру привязывает к букве по принципу внешнего сходства. Вот пример создания ассоциаций, но вы, конечно же, можете сделать и разбивку по своим признакам:
Цифровой буквенный метод
Можно использовать забавные ассоциации для запоминания. Например, сложно дается дата битвы на Курской дуге (1943 год). По вышеприведенной таблице отобразим дату в буквенном виде – ТДЧЗ. На эти буквы можно придумать фразу, которая наведет на мысль о нужной дате. Например, танки, дым и черная земля – достаточно красочный колорит, описывающий происходящее на Курской дуге в то время.
Другой способ использования этого метода – мысленно привязать к каждой цифре даты первую букву главных действующих лиц. Например, дату 1812 года можно перевести в буквы (и цифры) ТВ1Б, где они означают имена главнокомандующих (Тормазов, Витгенштейн, Александр I, Багратион).
Этот метод особенно хорош тем, что кроме самой даты вы автоматически запоминаете еще и имена главных действующих лиц или основное событие.
Метод фона
Данная методика предназначена для более быстрого запоминания конкретного числа или месяцев.
Для этого достаточно вспомнить, какие личные события происходили в вашей жизни в день, который вам нужно запомнить. Или можно привязать дату к какому-то явлению природы.
Например, 21 марта 1917 года была арестована семья Романовых. Но в эту дату может быть ваш день рождения (или ваших близких). Также этот день легко запомнить как конец первого месяца весны, начало таяния снегов и потепления.
Смысловой метод
Совершенно не обязательно придумывать далекие ассоциации. Можно просто внимательнее подойти к рассмотрению цифр и связать их непосредственно с запоминаемым событием.
Например, в 1961 году Гагарин первым полетел на орбиту Земли. Запомните две единицы – одна означает первый полет в космос в СССР, вторая – первый полет во всем мире. Цифру 96, что между единиц, свяжите с южным и северным полюсами, где полет также произошел впервые. Как ни поверни эти два числа остаются на месте.
Аналитические методы
Здесь может быть очень много способов запоминания дат, в основе которых лежит не только создание определенных образов, но и глубокое понимание предмета. Здесь главное запомнить не саму дату, а осознать последовательность хода событий.
Минус этого способа в том, что он не так точен, как метод ассоциаций
Рассмотрим два основных подхода:
- Причинно-следственный подход. Допустим, вам известны основные события – голод, война, смерть короля, война проиграна. Здесь легко выстроить причинную связь: в стране беспорядок, который пытается разрешить король, но враги пользуются этим для развязки войны, и в ее ходе король в итоге погибает, а войска падают духом, что приводит к поражению. Понимая это, вы никогда не перепутаете даты, а в голове все события будут разложены по полочкам и в правильном порядке.
- Метод смысловых блоков. Среди других способов запоминания исторических дат этот один из самых сложных. Но если получится, то дата запомнится навсегда. Определенный период времени разбивается на крупные события и периоды (например, 20 век можно разделить на следующие периоды – Первая Мировая война, НЭП, коллективизация, Великая Отечественная война, развал СССР). Зная цикличность и особенности протекания каждого из этих периодов, вам будет легко привязать нужную дату к этой части столетия. Разбивка крупного периода на более мелкие позволяет намного легче запомнить даты и выудить из памяти определенное событие даже по прошествии многих лет.
Метод тренировки памяти
- Это не столько методика, сколько стиль жизни, придерживаясь которого, вам никогда не будет сложно запомнить ту или иную дату.
- В ходе тренировок чрезвычайно важно уметь концентрироваться, так как именно эта способность позволит запоминать на 20-60% больше обычного.
- А вот и несколько эффективных способов это сделать:
- уберите все, что может вас отвлекать, начинайте учиться в расслабляющей и спокойной атмосфере;
- сосредоточьтесь на изучаемой дате, сканируйте ее взглядом, не отрывая от нее глаз;
- постоянно помните, что нужно удержать в голове именно эту дату, напишите ее несколько раз на листочке;
- при каждой новой встрече указанной даты записывайте ее или представьте, что записываете.
Не забывайте и о магической силе повторения. Чем чаще вы повторяете все даты, тем глубже они западают в память.
Человек забывает информацию в течение ближайших суток. Регулярное повторение позволит отложиться важной информации на более долгий срок
Регулярные повторения важных дат помогут натренировать память. А если нужно выучить большое количество информации, добавляйте по одной важной дате в день.
Тренировку памяти можно выполнять и в форме игры. Для этого сделайте тренировочные карточки. Важно правильно их сделать:
- для составления карточек можно использовать специальные компьютерные программы. На одной стороне должна быть записана дата, на обратной – событие;
- карточки нужно все время перемешивать, потому как человеческий мозг быстро запоминает последовательность и соотносит с произнесенными ранее ответами. Важно вспомнить, что произошло в этот день, а не последовательность карточек;
- посмотрите на дату и до последнего пытайтесь вспомнить событие, глядя в сторону. Подсматривайте только в том случае, если не удается воспроизвести в памяти;
- те карточки, которые вы уже хорошо выучили и освоили, откладывайте в сторонку. С остальными занимайтесь до такого же уровня;
- тренировки с карточками проводите регулярно, после очередного чтения. Чередуйте с другими видами учебы (чтением конспекта, просмотром исторических фильмов и т.д.).
Самое главное в легком запоминании дат – пользоваться ими как можно чаще. При частом повторении выученного оно плотно и надолго осядет в вашей памяти. Не стесняйтесь рассказывать выученное родным и друзьям, постоянно вспоминайте в течение всего дня, перед сном.
Выученные события помогут не только хорошо сдать экзамен, но и блеснуть эрудицией в обществе. А со всеми остальными видами работ и предметами будет проще справиться с помощью специальных студенческих сервисов.
Запомнить даты по истории ЛЕГКО! — за 5 минут!!!
Большинство взрослых задумается над этими вопросами — расстроятся, если так и не вспомнят. Спросят себя: «Как же так? В школе точно учили!» Современные школьники тоже нахмурят брови, кто-то даже не вспомнит ни одной даты. 9 из 10 старшеклассников приходят ко мне на курсы по развитию памяти с целью научиться запоминать даты по истории. А всё почему? Потому что числовая информация быстрее всего стирается из памяти.
Мозг человека не любит цифры. Они прилично «весят» — от того занимают много памяти, подгружают процессор и высасывают энергию. Человеческий мозг не создан думать цифрами. Ему проще мыслить образами, живыми картинками. А ещё мозг каждого человека жадный: жадный до энергии. Она ему нужна для жизни, слишком много процессов и вкладок «грузится» одновременно.
Поэтому человеческий мозг так легко жмёт на кнопку «Delete». Прощается с жирными, тяжёлыми цифрами, что пьют из него кровь.
Понадобилось место на «жёстком диске» под коркой? Сотрём из памяти партию чисел – освободим местечко! Снизился жизненный тонус, нужна энергия? Выбросим в мусор еще килограммов пять числовой инфы! Так, в помойку летят исторические даты, таблица умножения, телефоны и дни рождения друзей.
Однако учить даты по истории в школе никто не отменял. Значит, необходимо найти выход. Нужно помочь мозгу запоминать исторические события, да так, чтобы на экзамене вспомнить. Выход есть: упакуйте цифры в картинки – тогда вы запомните важные даты мировой истории в 2 раза быстрее, а мозг ни за что не затрёт любимые и понятные ему картинки.
Итак, как запомнить даты по истории. Метод картинок!
Предлагаю прямо сейчас запомнить 5 важнейших дат по истории России. Заодно проверим: подходит ли вам этот способ запоминания?
Дальше берем воображаемый маркер и мысленно вписываем дату в картинку. У меня получилось так: «1» прекрасно вписывается в силуэт нашего богатыря, «3-ка» описывает профиль коня Пересвета, набрасываем лассо в виде «8-ки на гнедого коня печенега» и «обнуляем» Челубея, которого сразил наш Пересвет, погибнув при этом сам. Закройте глаза и представьте картинку в голове. Еще раз пропишите дату Куликовской битвы на своем внутреннем экране. Используйте мои наработки или придумайте свой ход, главное запомните эту дату. Сработало? Уверена, что да!
Запоминать будем по фотографии памятника предводителям народного ополчения. Беру кисточку и пишу красной краской цифру «1» на призывно поднятой вверх руке Минина, в «6-ку» легко вписывается голова каменного патриота, дальше как будто обводим по контуру меч и получаем «1», в профиль князя Пожарского прячем «2-ку». Получается: «1612 год».
Снова закрываем глаза и мысленно представляем фото с цифрами. Есть! Дата «подгружена» вам в память. Подсчитаем: Сколько времени уйдет на запоминание дат по истории таким способом? 1 минута – найти картинку, 30 секунд – придумать, как вписать дату в изображение, 30 секунд – повторить, прокрутить в голове. Итого: 1 дата по истории всего за 2 минуты! Если есть готовые картинки — получается в 2 раза быстрее! Тогда всего за 5 минут вы запомните 5 исторических дат, без заунывной зубрёжки!
Записывайте алгоритм как запомнить даты по истории России и мира:
1) Берем только ту картинку, которая вам нравится. Можно далеко не ходить и «упаковывать» даты в иллюстрации к учебнику истории. Или качать в Интернете картинку по нужной исторической теме. А также можно брать карточку-ассоциацию.
Если со словом «перемирие» у вас в голове возникает открытка, которую подарил друг/подруга после ссоры, — «впишите» дату окончания Второй мировой в эту розовую открытку с сердечками.
Будьте уверены, вы запомните 1945-ый на всю жизнь! Возьмите свою фотку с того дня, когда вас крестили, «зарисуйте» на ней 988, и год Крещения Руси, железно врежется вам в память.
2) «Пишем» цифры всегда одинаково, по системе: слева – направо или сверху – вниз по картинке. Это нужно, чтобы не запутаться в будущем и не перепутать порядок цифр.
3) Представляйте яркую картинку. Мозг легко запоминает всё живое, необычное, в формате 3D․Если берёте воображаемый фломастер – возьмите яркий цвет, почувствуйте спиртовой запах и как он пишет по холсту.
Не нравится идея с фломастером – выжгите даты прямо на картине и ощутите, как пламя обдает жаром ваше лицо. Или схватите ножницы и вырезайте цифры из податливого полотна, прислушиваясь к хрусту ножниц.
Хорошо, что это виртуальная картина, а не настоящее произведение искусства! В воображении можно всё!
*** Совет для тех, у кого не получается рисовать даты мысленно. Просто распечатайте картинки и пишите маркером по-настоящему. Может помочь.
4) Пойдите дальше и сделайте невидимые шпаргалки. Распечатайте картинки из Интернета. Мысленно напишите на них нужные даты и возьмите с собой на экзамен или проверочную работу. С ними вам будет спокойнее, вы легко всё повторите перед началом.
Скорее всего, вам даже не придётся в них подглядывать. Можно даже выложить картинки прямо на стол – ни один контролер ничего не заметит, потому что эти «открытки» никакого отношения не имеют к проверочной.
Здесь всё зависит от личного барометра наглости.
Здорово, что «колоду» картинок по истории можно перемешивать и повторять даты. Такое повторение поможет вам не забыть годы исторических событий, которые выучили раньше.
Попробуйте свои силы! Запомните посредством картинок предложенные даты: 1709 год – Полтавская битва, 1861 год – Отмена крепостного права, 1917 год – Февральская революция. Картинки прилагаются!
Запомнили? Супер! Молодцы! А теперь закройте эту статью и повторите все даты еще раз. Без подсказок, и моего голоса из статьи. Вперёд! Приручите даты по истории!
С уважением, тренер по развитию памяти и скорочтениюЕкатерина Додонова
Как научиться запоминать даты?
Ответ на этот вопрос особенно актуален для выпускников, планирующих сдавать ЕГЭ по истории. История – это череда дат, имён и событий, не зная которых, ЕГЭ по истории сдать невозможно. Кстати, именно по этой причине ЕГЭ по истории – один из самых сложных гуманитарных экзаменов.
Педагогами и психологами разработано множество способов запоминать исторические даты и события. Сегодня рассмотрим самые популярные и действенные из них.
СЛУШАТЬ – СПОСОБ №1
Да, слушать и запоминать! Есть такое разделение у психологов: аудиалы и визуалы. Первые – это люди, которые легче и быстрее запоминают информацию в аудиоформате. Сделайте аудиошпаргалку. Сегодня диктофон есть на любом телефоне. Прочитайте все даты, предварительно включив функцию запись.
Совет. Во время записи текста делайте паузы между датой и историческим событием или датой и именем, именем и событием. Так вы сможете вспомнить дату и связать его с последующей информацией до того, как прозвучит ответ.
КАРТОЧКИ И ТАБЛИЦЫ – СПОСОБ №2
А это способ запоминания для визуалов, людей легче осваивающих написанную или нарисованную информацию.
Первый этап. Составьте таблицу исторических дат, которые необходимо выучить. Перед глазами должна висеть структурированная информация.
Второй этап. Сделайте карточки из бумаги. На одной стороне карточки – дата, на обратной – событие или имя.
Совет. Развесьте карточки по дому, а таблицу с датами закрепите на стене перед рабочим столом. При желании карточки можно распечатать, заламинировать и носить с собой, и просматривать их в дороге, на переменах.
РИСОВАТЬ – СПОСОБ №3
Совет. Чтобы не перепутать порядок цифр в дате, необходимо располагать цифры на рисунке слева направо или сверху вниз.
АССОЦИАЦИИ – СПОСОБ №4
Необходимо найти связь между цифрой и событием. Итак, вот дата: 1961 год. В 1961 году Юлий Гагарин совершил свой исторический полёт. Цифры 1 в начале и в конце даты запомнить довольно просто.
Ведь полёт Гагарина был первым в СССР, но не только, это был первый полет в масштабах земли. А вот и вторая ассоциация: это первый полёт и в южном, и в северном полушарии.
Если перевернуть дату «1961», цифры не изменятся.
ТОЧКА ОТЧЁТА – СПОСОБ №5
Суть в следующем – на определенном промежутке времени, например, в 30-40 лет запоминаем одну главную дату. Далее вокруг основной даты выстраиваем календарь событий, используя принцип «столько-то лет до/после события». Этот метод идеален для запоминания биографий значимых в истории персон: правителей, полководцев и политических деятелей.
Например, Петр I родился в 1672 году – отец Петра I Алексей Михайлович умер, когда тому было 4 года – в 17 лет он начал править, сместив регентшу Софью – в 28 лет начал Северную войну – в 42 года всё в той же войне разгромил войска Карла XII под Полтавой.
ПАРАЛЛЕЛИ – СПОСОБ №6
В исторических датах и событиях очень много параллелей. Например, войну Руси с Византией в 941-944 гг. можно ассоциировать с Великой Отечественной войной 1941-1944 гг.
Другой пример: Съезд князей в Любече и призыв папы Урбана II к крестовым походам произошли в 1097 году. Это параллели между российской и европейской историей.
Или Антиордынское восстание в Твери в 1337 году, в подавлении которого участвовал Иван Калита, и начало Столетней войны в Европе.
Если ни один из вышеуказанных способов не срабатывает — это не повод отчаиваться. Как показывает практика, иногда причиной этому служит недосточно глубокое понимание материала. В этом случае мы советуем вам обратиться к репетитору по истории — хороший специалист всегда подскажет вам нужные методики и разъяснит всё, что осталось вам непонятным.
Как запомнить даты по истории
Один из самых сложных материалов для запоминания – это исторические даты. Большинству людей сложно заучивать последовательности цифр, которые не имеют никакой привязки к текущим событиям. Более того, у многих есть проблемы с запоминанием дней рождения родственников и годовщины собственной свадьбы. Что уж говорить о событиях, которые произошли много веков назад? Но существуют способы научиться запоминать даты, при этом вы можете выбрать метод, который лучше всего подойдет именно вам.
Способ 1. Определение причинно-следственной связи между историческими событиями
Для того, чтобы пользоваться этим методом, нужно неплохо знать основные исторические события соответствующего периода. Например, вы знаете, что в государстве была война, во время нее случилась битва, в которой погибла какая-либо историческая личность.
Предположим, нужно запомнить даты жизни этого человека. Вы уже знаете время, когда происходила война, и в результате легко запоминаете дату смерти. Далее необходимо подсчитать, за какое время до начала войны родился этот человек, получив представление о том, в каком возрасте он участвовал в битве. Таким образом можно прочно запомнить дату его рождения.
Также при помощи этого способа можно опираться на время правления королей, царей и других коронованных особ. Для этого вам нужно будет один раз выучить последовательность смены правящих лиц династии, после чего все исторические события можно будет привязывать к этим временным отрезкам, а также соединять между собой с помощью причинно-следственного механизма.
Для примера, выучите годы жизни и правления царей и императоров из династии Романовых:
Имя правителя | Годы жизни | Годы правления |
Царь Михаил Федорович | 1596 – 1645 | 1613 – 1645 |
Царь Алексей Михайлович | 1629 – 1676 | 1645 – 1676 |
Царь Федор Алексеевич | 1661 – 1682 | 1676 – 1682 |
Царь Иван V Алексеевич | 1666 – 1696 | 1682 – 1696 |
Царевна Софья Алексеевна | 1657 – 1704 | 1682 – 1696 |
Царь и император Петр I | 1672 – 1725 | 1682 – 1725 |
Императрица Екатерина I | 1684 – 1727 | 1725 – 1727 |
Император Петр II | 1715 – 1730 | 1727– 1730 |
Императрица Анна Иоанновна | 1693 – 1740 | 1730 – 1741 |
Император Иван VI | 1740 – 1762 | 1740 – 1741 |
Императрица Елизавета Петровна | 1709 – 1761 | 1741 – 1761 |
Император Петр III | 1728 – 1762 | 1761 – 1762 |
Императрица Екатерина II | 1729 – 1796 | 1762 – 1796 |
Император Павел I | 1754 – 1801 | 1796 – 1801 |
Император Александр I | 1777 – 1825 | 1801 – 1825 |
Император Николай I | 1795 – 1855 | 1825 – 1855 |
Император Александр II | 1818 – 1881 | 1855 – 1881 |
Император Александр III | 1845 – 1894 | 1881 – 1894 |
Император Николай II | 1868 – 1918 | 1894 – 1917 |
Способ 2. Проекция на ХХ век
Большинство современных людей лучше всего знакомы с событиями, которые произошли в ХХ веке. Среди них революция 1917 года, две Мировые войны, перестройка. Также на это время приходится рождение родителей, бабушек и дедушек, события собственной биографии.
Можно запоминать исторические даты, проецируя их на знакомые события и создавая ассоциации с ХХ веком. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли в 1841 году. Каким образом можно легко запомнить эту дату? Сто лет спустя началась Великая Отечественная Война.
В 1860 году родился Антон Павлович Чехов. Возможно, в 1960-е годы родился кто-то из ваших родителей.
С помощью этого метода легко создавать прочные ассоциации, которые запомнятся навсегда.
Способ 3. Визуализация исторической даты
Этот метод подойдёт людям с хорошо развитым воображением. Предположим, вам необходимо запомнить дату какой-либо битвы. Закройте глаза и представьте себе эту битву, оружие воинов, доспехи, способы ведения боя.
Так можно запомнить, что битва произошла в 16 веке, поскольку подобное вооружение уже не применялось в более позднее время. Теперь первые две цифры этой даты вам заучивать не нужно, достаточно запомнить две последние.
Визуализируйте эти цифры на фоне битвы и постарайтесь закрепить в памяти всю картинку целиком.
Способ 4. Использование карточек с датами
Если другие способы не подходят, можно сделать специальные карточки, которые помогут вызубрить даты. На одной стороне такой карточки пишется название события, на другой стороне – дата. Нужно стараться самостоятельно называть даты, глядя на лицевую сторону карточки, и только в крайнем случае подглядывать правильный ответ.
Способ 5. Формирование списка в хронологическом порядке
Если вам нужно выучить большое количество дат, можно составить их список в хронологическом порядке. С левой стороны в этом списке должна быть указана дата, а с правой – событие, которое необходимо запомнить.
Список нужно повесить на видном месте и регулярно обращаться к нему. При этом рекомендуется запоминать даты, учитывая хронологический порядок их расположения.
В этом случае будет проще выучить новые данные, ориентируясь на те события, которые вы уже хорошо запомнили.
Заключение
Каждый из перечисленных способов позволяет эффективно запоминать исторические даты. Разница заключается в том, что при механической зубрежке информация быстро забывается, в то время как методы осознанного запоминания позволяют сохранить материал в памяти на длительное время.
Как быстро выучить даты?
Как быстро выучить даты? Такой вопрос часто возникает накануне экзаменов, тестов, контрольных.
Попытаемся разобраться с этим вопросом. Ответ на него зависит от нескольких обстоятельств.
1. Мы должны самим себе объяснить, для чего нам нужно быстро выучить даты?
2 .
Сколько времени у нас есть для того, чтобы выучить необходимый объем информации?
3. Какой объем информации нужно выучить?
4. Насколько развиты наша память, внимание, способность работать с информацией?
5.
Как нужно действовать, какие приемы запоминания применить?
- Отвечая на первый вопрос — для чего нам нужно быстро выучить даты — мы, скорее всего, скажем:
нужно
— выполнить контрольную;
— сдать экзамен; - — решить тесты по истории на ЗНО или сдать ЕГЭ.
При этом мы сами себе должны признаться, что своевременно к экзаменам не готовились, систематически историю не изучали, и вообще, предстоящее испытание свалилось как снег на голову. В противном случае наш вопрос звучал бы иначе: «Как быстро повторить даты»?
Попытаемся решить проблему запоминания дат
Исходим из того, что даты все-таки придется учить, так как списать нам не дадут, на удачу при случайном выборе ответа на тестировании надеяться можно, но лучше все- таки хоть что-то сделать, чтобы помочь себе.
Первый наш шаг: определяем перечень дат событий, которые нам предстоит выучить. Например, при подготовке к Внешнему независимому оцениванию (ЗНО) по истории Украины перечень необходимых дат указан в Программе подготовки.
Второй наш шаг: устанавливаем, сколько времени осталось до дня испытаний.
Третий шаг: определяем, какой объем информации нужно выучить за один день.
Четвертый шаг: составляем примерный график работы. При этом на изучение отводим три-четыре дня (если они есть у нас), следующий день — повторение изученного. Потом вновь изучение и новое повторение всего изученного. И так далее, пока есть резерв времени.
- Мы определились с тем, что нужно сделать, чтобы начать работу над датами событий, теперь попробуем разобраться: как нужно действовать.
- Исходя из своего опыта, считаю: наиболее эффективными способами работы над датами являются:
— работа с карточками, (некоторые приемы работы с карточками описаны здесь); - — работа с интерактивным тренажером (в идеале лучше сочетать оба способа).
Предлагаю попробовать отработку дат событий украинской истории, а также их повторение осуществить с помощью интерактивного тренажера. Даты соответствуют Программе ЗНО 2018 г.
- Тренінг дат з історії України.
- Как работать с тренингом
На первом слайде тренинга даны номера тридцати одной темы. Кликнув по номеру темы, вы переходите к перечню событий по данной теме. Нужно проговорить дату события, а затем кликнуть по стрелке напротив события – появится дата этого события. Либо записать даты всех событий данной темы, а затем, кликнув по кнопке «відповідь», получить правильные ответы.
Если Вы назвали дату правильно — проверяем следующую дату, если допущена ошибка — работаем над событием, дату которого мы назвали не верно. Способы работы определяются в зависимости от ваших способностей и умений. Кому-то достаточно просто увидеть правильный ответ и зафиксировать его в своей памяти, кому-то нужно приложить значительные усилия.
Если возникли трудности, рекомендую:
Во-первых, четко вслух прочитать название события и его дату;
Во-вторых, выписать событие на карточку, вновь проговаривая название события, а на оборотной стороне карточки записать дату и проговорить ее. Далее работаем с карточкой, так как написано здесь.
В-третьих, после отработки других дат темы нужно сбросить ответы. Для этого переходим к предыдущему слайду, затем возвращаемся к слайду той темы, с которым мы уже работали, и вновь проговариваем или записываем даты событий, а затем проверяем свой ответ. Если возникает необходимость, повторяем цикл работы.
В- четвертых, через три-четыре дня обязательно нужно выделить время на повторение, а если есть резерв времени — провести несколько проверок, увеличивая промежуток времени между проверками.
В- пятых, не зацикливаемся на работе с датами – нужно ведь успеть отработать и повторить другие блоки тем, предусмотренные Программой, например, отработку карт, личностей, документов, памятников архитектуры и изобразительного искусства и другие.
В заключение хочу сказать, что в идеале лучше всего работать систематически, отрабатывать исторический материал в комплексе, но если работа запущена — нужно сделать хотя бы что-то для улучшения своего результата.
Предлагаю посмотреть и другие записи по работе с памятниками культуры, а также хронологию трех тысячелетий истории Украины в одной схеме, возможно, Вам это пригодится.
Если предложенные способы работы Вам показались полезными – сообщите о них в социальных сетях своим друзьям. Если хотите поделиться своим опытом — сообщите о нем в х.
Как запоминать даты и работать с картами
Умение быстро запоминать даты и распознавать на карте исторические события и объекты понадобится в обучении и на экзаменах. Чтобы освоить такой объём информации, необходимы системный подход, специальные методики и постоянные тренировки.
Есть множество способов и приёмов быстрого заучивания дат, которые можно использовать как вместе, так и по отдельности.
Главная сложность в запоминании исторических дат — неизбежно возникающая путаница: большое количество цифр перемешивается в голове и плохо соотносится с конкретными событиями.
Чтобы избежать этой путаницы, записывайте и заучивайте даты группами — по историческим периодам, по историческим событиям, по правителям.
Например, в отдельную группу можно выделить основные даты Великой Отечественной войны, главные вехи правления Александра II, хронологию событий Смутного времени. Заучивание дат группами помогает разложить их по полочкам и соотнести с историческими фактами.
- Второй способ систематизировать запоминание дат — отслеживать связи между историческими событиями и составлять цепочки взаимосвязанных дат. В единую цепочку, например, можно связать даты, относящиеся к периоду татаро-монгольского ига:
- 1223 год — битва на реке Калке,
- 1237 год — нашествие Батыя,
- 1240 год — падение Киева и установление ига,
- 1380 — Куликовская битва,
- 1480 — Стояние на Угре.
Такие же цепочки легко составляются для эпохи Смутного времени, наполеоновских войн, Великих Реформ середины XIX века, индустриализации СССР. Очень полезно при составлении цепочек обращать внимание, сколько времени прошло от одного до другого события: 5, 10, 20, 100 лет, более 100. Это тоже помогает избегать путаницы.
Третий вариант систематизации при запоминании дат — проведение параллелей между историческими событиями в разных странах или в разные исторические периоды. Например, в 1861 году в России отменили крепостное право, а в США началась Гражданская война. Параллельно можно запоминать даты событий, произошедших в один и тот же день или месяц, но в разные годы.
Один из самых эффективных методов быстрого запоминания — визуализация материала. Для запоминания исторических дат подойдут:
- разноцветные стикеры с датами, которые можно расклеить по дому или повесить на специальной доске;
- карточки, на одной стороне которых написана дата, а на другой — событие; такие карточки можно брать с собой и повторять материал в любую свободную минуту: в дороге, во время ожидания транспорта, в очереди;
- таблицы, особенно если они составлены с учётом рекомендаций выше: по эпохам, по периодам, по правителям и так далее; в одну графу таблицу записываются даты, в другую — события;
- интеллект-карты; с их помощью также можно группировать даты по периодам или по правителям, сопровождая их запоминающимися картинками, символами, рисунками. При воспоминании о визуальных элементах карты в памяти сразу же всплывает и нужная дата.
Информация, окрашенная эмоционально или затрагивающая наши чувства, запоминается гораздо лучше, чем сухие бесстрастные факты. То же самое относится и к историческим датам: чем больше эмоций вызывает событие, чем больше образов возникает в голове при его упоминании, тем быстрее и прочнее вы запомните его дату.
Для создания эмоционального резонанса с историческими событиями лучше всего подходит знакомство с произведениями искусства самых разных жанров: книгами, фильмами, спектаклями, картинами известных художников.
Составьте список исторических произведений, относящихся к тому или иному событию, и знакомьтесь с ними, при этом держа под рукой таблицу с основными датами.
Для запоминания исторических дат лучше всего подходят метод интервального повторения и метод ассоциаций.
При запоминании с помощью интервального повторения вы экспериментальным путём подбираете индивидуальное время, через которое нужно повторять информацию, чтобы она лучше запомнилась.
В интернете есть специальные сайты, на которых можно создать набор карточек для интервального повторения с историческими датами и подобрать подходящий интервал их показа.
Программа показывает карточки через определённые интервалы времени, а пользователь вспоминает ответ и сообщает программе, насколько быстро ему это удалось.
Ассоциативный метод используется как для связи даты с событием, так и для механического запоминания цифр.
Например, можно написать дату и постараться придумать свою ассоциацию к каждой паре цифр, или вспомнить какое-то событие из собственной жизни, с которым совпадает дата.
Ещё один вариант — записать дату, событие и связать их с каким-нибудь предметом или явлением. Например, годы Второй мировой войны — с пожаром, дату Ледового побоища — с катком и так далее.
Учитесь читать карту. Нет смысла специально запоминать карты отдельных исторических событий — это очень сложно и вряд ли пригодится вам на экзамене. Гораздо эффективнее научиться читать любую карту.
Изучите информацию об условных обозначениях и рассмотрите условные знаки. Это поможет определить примерное содержание той информации, которая заключена в карте. Условные обозначения на картах относятся к определённым группам:
- границы,
- природные объекты,
- города,
- направление движения войск и нанесения ударов,
- места сражений,
- территории, ограниченные тем или иным историческим периодом или событием (например, завоеванием в ходе войны),
- центры производства, добычи полезных ископаемых.
Изучив условные обозначения на конкретной карте, вы получите начальное представление о событии или периоде, которое она отражает.
Сопоставьте изображённые на карте объекты с событием или эпохой.
Вспомните и запишите всё, что вы помните о происходящем в это время в этой местности, после чего сравните свой конспект с информацией из учебника и заполните обнаруженные пробелы.
Свяжите изображение на контурной карте с яркими впечатлениями о событии. Здесь, как и в случае с историческими датами, помогут произведения искусства и литературы, насыщенные образами и эмоциями.
Рисуйте исторические карты самостоятельно. Изучая то или иное событие или период, визуализируйте его, используя принятые на исторических картах условные обозначения. Рисовать карту можно самостоятельно, а можно использовать для тренировки атлас контурных карт по истории или распечатку контурных карт из интернета.
Разбирайте задания ЕГЭ на чтение исторической карты. Для начала изучите условные обозначения и определите ключевые факты, которые там упоминаются.
Например, если среди условных обозначений даны направления движения войск, значит, речь идёт о каком-то сражении или нашествии, если указаны границы княжеств — это период феодальной раздробленности, если определённые города — что-то важное происходило именно в них.
Посмотрите, указаны ли на карте какие-либо даты; если да, это облегчает задачу, ориентируясь на даты, можно вспомнить, какие важные события происходили в это время и где, после чего сопоставить этот список с картой.
Используйте приложения и интернет-ресурсы.
Бесплатное приложение «Атлас+» содержит интерактивные задания на работу с историческими и географическими картами, с его помощью можно потренироваться расставлять названия, даты, значки на контурных картах, определять объекты на картах, сопоставлять их и находить соответствия. Есть сайты, где можно сопоставить исторические события с местами и временем, а также сайты с подборками карт.
Если уделять запоминанию дат и работе с картами достаточно времени, постоянно тренироваться, использовать разные приёмы и алгоритмы, можно за короткие сроки усвоить большое количество информации и научиться правильно решать учебные тесты и экзаменационные задания.
- Заучивая исторические даты, систематизируйте их по периодам, правителям или другим критериям.
- Используйте методы визуализации: стикеры, карточки, таблицы, интеллект-карты.
- Постарайтесь получить яркие впечатления и эмоции от знакомства с историческим событием — это упрощает запоминание фактов.
- Учите даты с помощью мнемотехник: интервального повторения и метода ассоциаций.
- Постоянно тренируйтесь в чтении исторических карт, изучайте условные обозначения, сопоставляйте карты с событиями.
- Рисуйте исторические карты самостоятельно и тренируйтесь в решении экзаменационных заданий на чтение и заполнение исторических контурных карт.
- Используйте приложения и сайты, помогающие освоить работу с картами.