Вегето-сосудистая дистония: симптомы и лечение у подростков

Вегето-сосудистая дистония: симптомы и лечение у подростков

Вегетососудистая дистония у детей и подростков — это являющийся совокупностью симптомов синдром, вызываемый расстройством отдельных систем организма. Она возникает ввиду сбоев в работе ВНС и проявляется в качестве различных типов синдромов, например: вегетативно-сосудистых кризов или синдрома расстройства терморегуляции.

Чаще всего ВСД проявляется у детей возвратом 13–15 лет: по статистике, она встречается почти у 50% подростков. Но после полового созревания у большинства пациентов симптоматика исчезает. Синдром может протекать в острой и хронической фазе, причём острая форма имеет приступообразный характер и проявляется при стрессовых ситуациях.

С учётом того, что переходной возраст является далеко не одной провоцирующей развитие ВСД причиной, нередко для выявления причины ВСД необходимо выполнение множества различных исследований сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем. Непосредственно лечение вегетососудистой дистонии у подростков основывается на медикаментозном, физиологическом воздействии, работе с психологом.

Консультация врача по лечению ВСД у подростков:

Спасибо Вам за доверие!

  • Точная диагностика типа ВСД
  • Медикаментозное лечение и физиотерапия
  • Неврологи с большим клиническим опытом
Услуга Цена
Прием невролога 1 940 ₽
ЭЭГ (полный неврологический протокол) 1 700 ₽
ЭЭГ с депривацией сна 3 500 ₽

Причины ВСД у детей и подростков

Часто ВСД провоцируется генетическими факторами: вероятность развития синдрома высока при расстройствах функций ВНС у матери пациента. Но спусковым механизмом могут быть также различные осложнения, возникшие во время родов или при беременности, например:

  • токсикозы;
  • гипоксия плода;
  • поражение внутриутробными инфекциями;
  • нарушения хода родов;
  • родовые и послеродовые травмы;
  • энцефалопатия.

Но главный провоцирующий синдром фактор — это психотравмирующие воздействия. Это могут быть семейные конфликты и проблемы со сверстниками, гиперопека, стрессы острого и хронического типа, запредельные учебные нагрузки или педагогическая запущенность подростка. Также причиной являются соматические, инфекционные и эндокринные болезни, локальные инфекции, травмы и анемия, патологии развития.

В роли активирующего синдром механизма часто выступают погодные факторы, особенности климата, плохая экология, гиподинамия, нарушения обмена веществ, предельные физические нагрузки, нарушение режима дня и сна, гормональные нарушение, вызванные пубертатом. Особенно высок риск проявления ВСД во время интенсивного роста ребёнка, поскольку он характеризуется высокой нагрузкой на организм и нестабильностью нервной системы.

Характерная для синдрома ВСД симптоматика возникает вследствие нарушения синтеза кортикостероидов, медиаторов, минералов и питательных веществ, также симптомы проявляются по причине расстройства чувствительности сосудистых рецепторов.

Симптомы ВСД у детей и подростков

Симптоматика напрямую зависит от особенностей расстройств в работе ВНС: преобладании ваготонии или симпатикотонии. В медицине выявлено порядка 30 типов синдромов и свыше 150 всевозможных жалоб, при выявлении которых назначается лечение ВСД у детей. Поделить их можно на следующие группы:

  1. Кардиальный синдром характеризуется приступообразной кардиалгией, артериальной гипотонией или гипертензией. При преобладающих кардиоваскулярных расстройствах нельзя исключать факт развития нейроциркуляторной дистонии.
  2. Невротический синдром встречается гораздо чаще остальных. Для него характерны нарушения сна, чувство усталости и утомляемость, проблемы с концентрацией и памятью, головные боли и приступы головокружения, нарушения ориентации. Также этот тип синдрома становится причиной фобий и тревожности, истерических реакций, депрессивных расстройств, эмоциональной неустойчивости.
  3. Респираторный синдром обычно проявляется в виде отдышки, периодических глубоких вдохах, ощущениях дефицита воздуха. При этом наблюдается ухудшение терморегуляции, появляется озноб, зябкость, гиперчувствительность к определенным климатическим факторам (жаре, холоду, духоте).

Вегетососудистая дистония у детей и подростков может сопровождаться тошнотой, пищевыми расстройствами, необоснованными болями в животе, спастическими запорами. Возможны проблемы с мочеиспусканием, появления отеков под глазами. Кожа пациентов с таким синдромом нередко приобретает мраморный окрас, повышается её сальность и потливость, есть вероятность возникновения красного дермографизма.

Кризы ВСД у детей часто характеризуются ваготонической направленностью и отличаются перебоями в работе сердца, чувством нехватки воздуха, повышенным потоотделением, нарушением синусового ритма, психоэмоциональным истощением.

Обследование при подозрении на ВСД

Лечение ВСД у детей и подростков

Лечение вегетососудистой дистонии в подростковом возрасте состоит из медикаментозного и немедикаментозного воздействия. Терапия подбирается с учётом симптоматики и тяжести расстройства.

При сложных формах синдрома применяется медикаментозная терапия — при этом тип лекарственных препаратов, их форма и дозировка должны устанавливаться исключительно лечащим врачом. Самолечение недопустимо.

Лечение ВСД может основываться на следующих лекарственных препаратах:

  • нейропротекторах;
  • ноотропах;
  • стимулирующих мозговое кровообращение лекарствах;
  • нормализующих давление препаратах;
  • транквилизаторах;
  • антидепрессантах;
  • поливитаминных комплексах;
  • седативных средств мягкого воздействия на растительной основе;
  • анальгетиков;
  • спазмолитиков.

Кроме медикаментозного воздействия, лечение вегетососудистой дистонии у подростков включает в себя:

  • сеансы физиотерапии;
  • массаж;
  • закаливание;
  • курсы ЛФК.

Также при ВСД огромное влияние имеет работа психотерапевта. Причём сеансы психотерапии показали высокую эффективность при лечении синдрома как у детей, так и у взрослых.

Психотерапевт сможет стабилизировать психическое состояние пациента, нормализовать внутрисемейные отношения, устранить фобии и страхи — всё это поможет пациенту избавиться от всех психологических факторов, способных вызвать вегетососудистую дистонию.

Успешность лечения во многом зависит от своевременного обращения больного к врачу. Именно поэтому многие специалисты рекомендуют обращаться за консультацией при наблюдении даже незначительных симптомов расстройства.

Записаться к неврологу

Выберите дату и время приема

Вегетативно-сосудистая дистония у детей

Вегето-сосудистая дистония: симптомы и лечение у подростков

Вегето-сосудистая дистония у детей — заболевание, состояние между здоровьем и болезнью или этап адаптации детского организма?

Одним из актуальных диагнозов в детском возрасте является вегето-сосудистая дистония (ВСД, нейроциркуляторная дистония, синдром вегетативной дисфункции, синдром вегетативной дистонии). По статистике и литературным данным ВСД у детей встречается в 20-30% случаев.

У 30% проявления вегетативной дистонии сохраняются всю жизнь.

У части пациентов (17-20%) с таким диагнозом во взрослой жизни проявления ВСД трансформируются в соматические заболевания: бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и другие.

Вегето-сосудистую дистонию (ВСД) сoвременнaя медицина трaктует кaк пограничное состояние между заболеванием и здоровьем. ВСД часто отмечается у подростков, но может развиваться в раннем или в младшем школьном возрасте. Суть данного состояния заключается в «сбое» контролирующей, регуляторной функции вегетативной нервной системы под отношению к работе внутренних органов.

Вегетативная нервная система регулирует непроизвольную (не контролируемую сознанием) активность внутренних органов и состояние систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и других.

Она обеспечивает поддержание постоянства внутренней среды, быстро реагируя на любые воздействия, нарушающие это постоянство.

В меняющихся условиях внешней среды (стресс, травма) и внутренних изменениях (к примеру, гормональных) вегетативная нервная система обеспечивает адаптацию организма.

При определенных условиях происходит срыв адаптационных возможностей, что приводит к нарушению в работе систем органов. Чаще всего это сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Таким образом, ВСД можно рассматривать, как состояние на грани «здоровье – болезнь», потому что детский организм пластичен и может выйти из состояния дезадаптации без перехода в органную патологию.

С другой стороны, ВСД у детей можно рассматривать как заболевание, имеющее свои симптомы, нарушающее самочувствие ребенка, его адаптацию к школе или детскому саду и, поэтому, нуждающееся в лечении. В целом ВСД у детей и подростков отличается доброкачественностью течения и хорошим прогнозом.

Почему развивается вегето-сосудистая дистония у детей: причины и факторы риска

ВСД является полиэтилогическим заболеванием, то есть имеющим множество причин и предрасполагающих факторов, среди которых трудно выделить ведущий. Выделяют следующие причины возникновения ВСД у детей и подростков:

  • Наследственно-конституциональная предрасположенность.Детям передается по наследству тип реагирования вегетативной нервной системы на неспецифическое стрессовое воздействие. Вегетативный гомеостаз (постоянство внутренней среды) ребенка, как правило, повторяет таковой одного из родителей – симпатический или ваготонический.
  • Психоэмоциональные факторы:нагрузка в школе, стрессовые ситуации в семье или в кругу сверстников, нарушение режима дня, переутомление, страхи, постоянное чувство тревоги. В условиях постоянного действие агрессивного фактора в организме ребенка формируется хроническая стресс-реакция. Она сопровождается психоэмоциональным напряжением, и в итоге приводит к соматическим или вегетативным расстройствам.
  • Гормональная перестройка.Адаптационная уязвимость подростков в период гормональных перестроек имеет особое значение в развитии вегетативной дисфункции. Гормональные изменения сами по себе являются мощным внутренним стрессовым фактором.
  • Травматическое или токсическое воздействие на нервную систему.
  • Сниженная физическая активность (гиподинамия).
  • Вредные привычки (алкоголь, курение, токсикомания) могут значительно усугублять течение вегетативной дисфункции.

Симптомы ВСД у детей: что должно насторожить родителей ребенка с вегетативной дисфункцией?

Вегето-сосудистая дистония у детей имеет множество проявлений. Это можно объяснить тем, что вегетативная система регулирует все органы и системы.

Признаки синдрома вегетативной дисфункции не являются специфичными и характерными, они могут напоминать проявления разных заболеваний.

Для ВСД у детей характерно сочетание вегетативных симптомов с психоэмоциональными проявлениям:

  • повышение температуры, не связанное с инфекционно-воспалительными процессами (так называемый неинфекционный субфебрилитет);
  • плаксивость, страхи, тревожность или апатия, потеря интереса к любимым играм;
  • беспричинное беспокойство, изменчивое настроение, замкнутость;нарушения сна в виде сонливости или бессонницы;
  • обморочные состояния, эпизоды потемнения в глазах и головокружения при резком вставании, физической нагрузке;
  • жалобы на боли в животе, тошнота, не связанные с заболеваниями ЖКТ;
  • сухость кожи и нарушение секреции сальных и потовых желез, обильная угревая сыпь;
  • головные боли;
  • боли в области сердца, одышка;
  • «удушье», сердцебиение, дрожь в теле, ощущение слабость в конечностях, чувство онемения.

Возрастные периоды повышенного риска симптомов ВСД у детей:— 7-8 лет: начало повышенных умственных нагрузок в школе, в кружках, секциях, время появления первых стрессовых ситуаций, социальная адаптация;— 12-14 лет: период, когда наступает время интенсивного роста, изменения росто-весовых показателей, гормональных изменений.

— 16-18 лет.

Профилактика вегето-сосудистой дистонии у подростков

Среди детских болезней одно из первых мест занимают заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой, увеличивается количество детей, имеющих врожденные патологии.

Среди болезней сердца у детей выделяют врожденные пороки, артериальную гипертонию и гипотонию, ревматизм, воспалительные заболевания и приобретенные пороки.

В контексте темы подросткового возраста, очень актуальна тема вегето-сосудистой дистонии у подростков.

На сегодняшний день диагноз вегето-сосудистая дистония ставиться практически каждому подростку. Это патология, которая собирает в себе множество всяческих симптомов, но в основном это реакция на непривычные стрессовые ситуации. Чаще всего проявляется ВСД у подростков в возрасте 13-17 лет. Основным фактором является гормональная перестройка и быстрый рост организма.

Помимо нестабильности гормонального фона это заболевание в подростковом возрасте развивается под воздействием того, что организм растет интенсивно, а кровеносная система не может также быстро перестраиваться. Изменяется кровообращение, органы недополучают кислород.

Читайте также:  Косолапие у детей: лечение, упражнения

В результате кислородного голодания начинаются перепады артериального давления, появляется головная боль, тахикардия. Таким образом, ВСД провоцируется первоначально нарушениями в нервной системе, а сосудистые изменения – это уже результат нарушения деятельности нервной системы.

Признаки ВСД могут проявляться болями в области сердца, учащением сердцебиения или, наоборот, его замедлением. Настроение становиться плохим, подавленным, характерна плаксивость. Характер у подростка становиться мнительным, эмоциональный фон нестабильным. Появляется множество страхов, иногда он впадает в депрессию или может устроить истерику.

Подросток с ВСД плохо переносит жару и холод. Отмечается повышенный или пониженный аппетит, нарушение работы выделительной системы, тошнота и боли в животе. Может возникать потливость, повышенное салоотделение, кожа имеет мраморный оттенок.

Почему появляется ВСД? В подростковом возрасте психика еще очень неустойчива, а переходный период связан с огромным стрессом, таким, как изменение внешности, сложные отношения с родителями и сверстниками, повышенные учебные нагрузки. Поэтому страдают от ВСД легковозбудимые подростки, которые часто переживают по любому поводу.

К усугублению проблемы приводят и несоблюдение распорядка дня, просиживание за компьютером ночами напролет, употребление сигарет, алкогольных напитков, психотропных веществ. Часто такая патология у подростков не влечет каких-либо серьёзных последствий, оказывая влияние на общее самочувствие.

Однако она способна привести к повышению давления и к 30 годам у человека появляется стойкая гипертония.

Лечение болезни.

Прежде всего, чтобы справиться с такой проблемой необходимо: наладить правильный распорядок дня; спать более 8 часов; совершать прогулки в парках, лесу, возле водоемов; не забывайте о утренней гимнастике; пойдут на пользу подростку игры с мячом, езда на велосипеде, плаванье, настольный теннис; избавиться от спазмов сосудов помогут ванны с эфирным маслом пихты, розмарина, ели; родители также должны создать дома максимально спокойную и комфортную обстановку, чтобы ребенок мог иметь возможность расслабиться после утомительного дня.

Правильное питание: минимизировать употребление жирного мяса, сладостей, сдобной выпечки, сладких газированных напитков. Лучше всего для сосудов подойдут продукты с максимальным содержанием магния и калия: соя, гречка, овсянка, бобовые, абрикосы, шиповник, орехи, сухофрукты, петрушка, баклажаны, лук.

Диета при склонности к гипертоническому ВСД должна быть с минимальным потреблением соли, острого, чая и кофе, а при пониженном давлении употребление тонизирующих напитков просто необходимо. Уменьшить вязкость крови поможет натуральный яблочный уксус утром и вечером из расчета 1 чайная ложка на неполный стакан воды.

При отсутствии противопоказаний следует выпивать не меньше 1,5 литра воды в сутки, включить в рацион свежие соки из яблок, апельсинов, клюквы, вонограда.

Вегето-сосудистая дистония у подростков имеет вполне благоприятный прогноз, в большинстве случаев проблема разрешится сама с возрастом, Единственная опасность – это повышенное давление, которое может в дальнейшем формировать и другие патологии. Чтобы этого не случилось, с подросткового возраста следует обращать внимание на едва проявляющиеся симптомы ВСД и начинать заниматься спортом, соблюдать диету в качестве профилактики, вести правильный,  здоровый образ жизни.

Врач-кардиолог УЗ “15-я ГДП» Каплун О.А.

Вегето-сосудистая дистония у подростков

Вегето-сосудистая дистония у подростков — это болезнь, поражающая нервную и кровеносную системы. ВСД еще называют соматоформной вегетативной дисфункцией. Заболевание может проявляться по-разному, различают три основных типа:

  1. гиперкинетический,
  2. гипокинетический,
  3. смешанный.

Классификация основана на патогенезе развития заболевания и наборе основных признаков.

Подростковый возраст и ВСД

Чаще всего вегето-сосудистая дистония диагностируется у подростков, при этом выявляются в основном смешанный или гиперкинетический типы.

Проявления заболевания у детей могут быть различны. Все дело в том, что спровоцировать отклонение могут разные причины и переходный возраст — не единственная из них.

Гормональная перестройка организма ребенка в момент взросления влияет на соматическое состояние. В частности, активизация работы половых желез способна изменить поведение ребенка на уровне ЦНС. Помимо этого, изменениям подвергается и кровеносная система. Риск возникновения заболевания увеличивается под влиянием следующих факторов:

  • наступление периода активной гормональной перестройки;
  • проблемные и стрессовые ситуации;
  • вредные привычки, в частности, курение, употребление спиртных напитков, наркотиков и токсичных веществ;
  • перенесенные острые и хронические инфекционные заболевания, которые могут стать причиной развития вегето-сосудистой дистонии по гипокинетическому типу;
  • малоподвижный образ жизни. Низкий тонус мышц и гиподинамия;
  • излишняя целеустремленность, перфекционизм, склонность к неврозам и неврозоподобным состояниям.

Процесс обучения, его интенсивность, повышенные требования со стороны родителей и учителей, неконтролируемая эмоциональность, вызванная изменениями в гормональной системе — все это можно назвать причинами вегето-сосудистой дистонии подростков.

Чем опасна вегето-сосудистая дистония?

Несмотря на то, что большинство медиков не склонно оценивать вегето-сосудистую дистонию у подростков как заболевание, приводящее к серьезным последствиям, закрывать глаза на ее проявления и необходимость лечения не стоит.

Прежде всего, ВСД существенно влияет на общее состояние, работоспособность, концентрацию и восприимчивость. Самым серьезным итогом ВСД при полном отсутствии лечения может стать артериальная гипертензия. Заболевание, возникающее на фоне соматоформной вегетативной дисфункции, становится серьезной проблемой в тридцатилетнем возрасте.

В подростковом возрасте симптоматика выглядит следующим образом:

  • нарушение сердечных ритмов, тахикардия;
  • резкие перепады артериального давления, характерные для смешанного типа ВСД;
  • эпизодические боли в области сердца, кардиалгия;
  • временные нарушения зрения при физических нагрузках.

Само заболевание, равно как и его симптомы, известны давно. ВСД у подростков успешно диагностируется, однако однозначного способа лечения болезни пока не найдено, так как до сих пор медикам не удалось до конца расшифровать саму патологию.

Пока врачи имеют более полную информацию только о периферических эффектах неврологических проблем в регуляции сердечной и сосудистой деятельности. При этом все еще не ясно, каким образом на возникновение и течение болезни влияют инфекции.

На данный момент большинство специалистов склонно считать основной и самой распространенной причиной вегето-сосудистой дистонии у подростков — стресс.

Методика лечения зависит от причины развития заболевания. Так как основной считаются именно стрессовые ситуации, медикаментозное лечение ВСД практически не проводится. Меры профилактики и лечение ограничиваются снижением количества стрессовых ситуаций, улучшением общего эмоционального состояния и перераспределением умственных нагрузок.

Однако при обострении вегето-сосудистой дистонии возможно применение лекарственных препаратов в терапевтических дозах. Такие методы купируют приступы сосудистых нарушений и нормализуют состояние подростка.

Гибкость и адаптируемость нервной системы подростка является одной из причин, по которой на проявление симптомов болезни медики смотрят без особой тревоги. У детей раннего возраста процессы происходят еще быстрее и проще, поэтому, прогноз, как правило, благоприятен.

Профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков

Вегето-сосудистая дистония у подростков и детей младшего возраста может протекать практически бессимптомно, особенно, если взрослые уделяют должное внимание профилактике ВСД.

Речь идет о ведении здорового образа жизни, занятиях спортом как на любительском, так и на профессиональном уровне, режиме питания, а также сна и бодрствования.

Для лучшего состояния сосудов необходимо разнообразить рацион, добавив в него больше клетчатки и витаминов, а также продуктов, содержащих калий и магний. А вот жирную и жаренную пищу лучше исключить или хотя бы свести ее употребление к минимуму.

Причина отказа от термически обработанных жиров — это риск развития атеросклеротических процессов. Естественно, в этот период лучше всего увеличить пребывание ребенка на свежем воздухе.

Изменения температуры тела

Как уже было отмечено выше, вегето-сосудистая дистония у подростков имеет огромный перечень различных симптомов. Однако важным показателем того, что нарушения не вызваны более серьезными заболеваниями, требующими немедленного медицинского вмешательства, может служить отсутствие температуры.

Сочетание нескольких распространенных симптомов ВСД и повышенной температуры говорит о наличии в организме инфекции или же очага воспаления.

Естественно, диагностировать заражение и оперативно начать лечение инфекционного заболевания может только опытный врач.

Поэтому при первых признаках повышения температуры необходимо обращаться за помощью к медикам, а не пытаться снять симптомы самостоятельно.

Методы медикаментозного лечения ВСД у подростков

Основным способом снятия болезненных состояний, связанных с обострением вегето-сосудистой дистонии у подростков и детей младшего возраста является снижение уровня стресса и выработка стрессоустойчивости, как метода противостояния неврозам.

Несмотря на это при более сложных проявлениях и таких симптомах, как регулярные головные боли, обмороки, расстройства сна, отсутствие аппетита, плаксивость и раздражительность, снижение эмоционального фона, врач может прописать курсовой прием следующих препаратов:

  • седативные средства, успокаивающие нервную систему;
  • антидепрессанты, улучшающие общий эмоциональный фон;
  • комплексы витаминов и минералов, укрепляющие организм в целом.

Лечение проводится только под наблюдением невролога и только после обследования, которое может выявить отклонения в состоянии кровеносной системы.

С возрастом большинство симптомов вегето-сосудистой дистонии у подростков проходит самостоятельно. Однако, надеяться только на это нельзя. Применяя весь спектр профилактических методов, можно снизить необходимость лечения или сделать его более щадящим, но полностью исключать прием препаратов или выполнение общих рекомендаций нельзя. К общим рекомендациям можно отнести:

  • своевременную диагностику и лечение любых инфекционных заболеваний;
  • установление и соблюдение режима дня;
  • грамотное распределение нагрузки на определенный временной период для снижения утомляемости;
  • регулярные прогулки и активный отдых на свежем воздухе;
  • уменьшение времени, проводимого за компьютером, планшетом, телефоном;
  • качественный и регулярный массаж — лечебный и расслабляющий;
  • контроль за внутричерепным давлением и состоянием позвоночника, в том числе и коррекция осанки.

Обострение вегето-сосудистой дистонии у подростков может стать причиной временного освобождения от занятий физкультурой, а также поводом для постановки на учет у невролога. Кроме того, регулярное обследование помогает выявить ВСД у подростков в период «затишья» и своевременно назначить лечение сосудистой системы.

Читайте также:  Куда сходить в геленджике с детьми

симптомы

  • Симпотомы и диагностика ВСД

Вегето-сосудистая дистония у подростков

Чем опасна вегето-сосудистая дистония в подростковом возрасте? Возможно ли ее вылечить и как избежать ее проявлений?

Кажется, что диагноз «вегето-сосудистая дистония» (ВСД) сегодня ставят чуть ли не каждому второму подростку. Одни родители считают его серьезной угрозой здоровью ребенка, другие синонимом «воспаления хитрости». Так чем же на самом деле является вегето-сосудистая дистония в подростковом возрасте, есть ли от нее лекарства и возможно ли избежать ее при помощи профилактики?

Вегето-сосудистая дистония, по разным оценкам, встречается у20-45% подростков. Такой большой разброс связан с тем, что ВСД— не болезнь, а синдром, совокупность симптомов. Это нарушение нормальной реакции организма на стресс, нагрузки, смену привычных условий.

И нередко сам человек, и окружающие могут считать такую реакцию нормой.

Проявления вегето-сосудистой дистонии могут быть самые разные: сердечные (боль, учащенное сердцебиение, ощущение сбоев ритма сердца), дыхательные (чувство нехватки воздуха), колебания артериального давления, расстройства работы желудочно-кишечного тракта, повышенная утомляемость, раздражительность ит.д.

Подростки на острие главного удара ВСД

Именно у подростков вегето-сосудистая дистония возникает особенно часто и именно у этой возрастной группы она является наиболее серьезной проблемой. Во-первых, одна из самых распространенных причин ее развития— рассогласование физического развития и зрелости нервной системы. Да и гормональная перестройка организма, происходящая в пубертатном периоде, может стать провоцирующим фактором.

Во-вторых, сама жизнь современного подростка— прекрасный повод для развития вегето-сосудистой дистонии. С одной стороны, огромные учебные нагрузки, стрессы, связанные с взаимоотношениями со сверстниками и родителями.

С другой— недостаточная физическая активность, которая у детей сегодня отнюдь не редкость, нарушения режима сна/бодрствования из-за «ночного зависания» в интернете, бесконечных компьютерных игр ит.д.

При этом вегето-сосудистая дистония сама по себе может сильно осложнить жизнь ребенка, превращая ее в порочный круг: учебные нагрузки провоцируют стрессы, стрессы приводят к симптомам ВСД, которые мешают учиться, а проблемы с учебой, в свою очередь, приводят к новым стрессам.

Воспаление хитрости?

Ряд проблем связан с тем, что родители не всегда правильно реагируют на то, что у их ребенка вегето-сосудистая дистония. Одни очень долго не обращают внимания на проявления синдрома, считая их капризами, притворством— и доводят до того, что у ребенка начинаются настоящие кризы.

Другие, напротив, едва услышав словосочетание «вегето-сосудистая дистония» (а иногда и поставив этот диагноз самостоятельно, без помощи врача), начинают обращаться с ребенком как с больным: постоянно измеряют ему температуру и артериальное давление, пичкают лекарствами и народными средствами, запрещают любую физическую нагрузку, от физкультуры в школе до походов и подвижных игр.

Наконец, вегето-сосудистая дистония у подростка, как правило, прогрессирует с возрастом, если ее не лечить.

Как лечить ВСД?

Лечение вегето-сосудистой дистонии должно быть очень индивидуальным и зависит оттого, как она проявляется.

В первую очередь необходимо нормализовать режим дня: спать не меньше 8часов в сутки, ложиться и вставать в определенное время, не пропускать приемы пищи, хотя бы час вдень находиться на свежем воздухе, поменьше смотреть телевизор. Все эти прописные истины, как ни странно,— мощные средства профилактики развития ВСД.

Следует уделить внимание и питанию. Лишний вес, избыточное потребление сладкого, мучного, жиров— также факторы развития синдрома. А вот, например, крепкий чай или хороший молотый кофе могут оказаться полезными для здоровья ребенка— если ВСД проявляется в виде сниженного артериального давления, вялости. Обогатите пищу подростка продуктами, богатыми калием: курагой, орехами, зеленью, фасолью.

Купировать постоянные проявления ВСД способны и лекарства, но назначить их должен врач. Правильно подобранные препараты не только устранят симптомы тревоги и страха, но и помогут избавиться от аритмии, повышенного артериального давления, болевых ощущений. Однако отдавать предпочтение все же стоит не медикаментозным средствам.

В зависимости от превалирования симптомов хороший эффект могут оказать различные растительные препараты: тонизирующие (элеутерококк, женьшень) или успокаивающие (валериана, пустырник, шалфей, мята).

Разбираемся во внешних причинах ВСД

В первую очередь необходимо постараться устранить те причины, которые провоцируют проявления синдрома ВСД у ребенка.

Ими вполне могут оказаться «рядовые» события его повседневной жизни: проблемы в семье: взаимоотношения родителей и отношение родителей к ребенку (чрезмерная опека или, напротив, изолированность ребенка от родителей); взаимоотношения в школе: проблемы с учителями или другими учениками; чрезмерные нагрузки: школа, многочисленные курсы, кружки, секции; в том числе— так называемая ВСД абитуриентов, часто наблюдается у «суперответственных» девушек и юношей, заканчивающих школу, сдающих экзамены в вузы ит.д. Затяжной стресс, волнение, психологическое давление: «Вот не сдашь экзамены, в армию пойдешь» ит.д. ит.п.—в результате организм подростка, и без того измученный гормональными перестройками,— дает серьезный сбой; проблемы со здоровьем: аллергия, нехватка микроэлементов, гиподинамия; жесткие нерациональные диеты, которыми нередко увлекаются девочки-подростки; неблагоприятная экология большого города, постоянная нехватка физической нагрузки.

Лечение ВСД ни в коем случае недолжно приводить ребенка к мысли, что он болен. Не мешайте ему жить полной жизнью. Увлечения, игры, общение с друзьями — все это ему только на пользу. Ненужно также освобождать его от пресловутой физкультуры в школе, ему противопоказаны только различные соревнования и сдачи нормативов.

Психологические особенности подростков с вегетососудистой дистонией

Возрастная группа 14 лет.

Из всех обследованных в рамках данного исследования пациентов к возрастной группе 14 лет относились 15 подростков, из которых 73,3 % (11 чел.) — девочки и 26,7 % (4 чел.) — мальчики.

При исследовании уровня тревожности по методике Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. (1992), в группе пациентов 14-летнего возраста было обнаружено, что преобладающее большинство девочек демонстрировали средний и низкий уровень тревожности.

Результат тестирования у девочек 7-14 баллов был зарегистрирован у 45,5 % обследованных (5 чел.), 1-6 баллов – у 54,5 % (6 чел.). Среди мальчиков данного возраста у 50 % опрошенных (2 чел.) уровень тревожности находился в пределах 1-6 баллов, по 1 подростку (25 %) – 7-14 баллов и 15-20 баллов.

Высокий уровень тревожности отражает психологическое неблагополучие ребенка, низкий уровень его адаптированности к окружающему.

При определении способов регулирования конфликтов по тесту К.

 Томаса было обнаружено, что к сотрудничеству склонны 18,2 % обследованных девочек и 25 % мальчиков, к компромиссу – 36,4 % девочек и 25 % мальчиков.

Решение конфликтных ситуаций по принципу избегания предпочитают 36,4 % девочек-подростков в возрасте 14 лет (мальчиков в данной подгруппе не было), и приспособления – 9 % девочек и 50 % мальчиков.

При оценке по шкале самоуважения М. Розенберга были получены следующие результаты. Преобладающее большинство подростков продемонстрировали средний уровень по данной шкале (23-34 балла) – 72,7 % девочек и 50 % мальчиков. Низкие показатели (18-22 балла) были зафиксированы лишь 25 % мальчиков, в то время как высокие (35-40 баллов) – у 27,3 % девочек и 25 % мальчиков.

Анализ результатов опросника самоотношения в группе подростков 14-ти лет по «Интегральной шкале (S)» явно выраженные (ЯВ) показатели были констатированы у девочек и мальчиков практически в равных соотношениях (72,7 % и 75 % соотвественно), выраженные (В) – у 9,1 % девочек и 25 % мальчиков, не выраженные (НВ) – лишь у 18,1 % девочек.

По шкале I «Самоуважение» процентные соотношения в выделенных половых группах имели более значимые различия: ЯВ и НВ значения признака у девочек отмечались в равных соотношениях (по 36,4 %), В – в 27,3 % случаев; среди мальчиков преобладали ЯВ значения (в 50 % наблюдений), В и НВ – по 25 %.

Шкала II «Аутосимпатия» у девочек продемонстрировала наиболее частое выраженное значение признака (63,6 %), ЯВ – 27,3 % и НВ – 9,1 %; у мальчиков – по 50 % ЯВ и В. По шкале III «Ожидание отношения от других» получены практически равные значения (у девочек В – 45,5 % и НВ — 54,5 %; у мальчиков – В и НВ по 50 %).

Шкала IV «Самоинтерес» у девочек выявила ЯВ – 54,5 %, В – 36,4 5, НВ – 9,1 %; у мальчиков – ЯВ и В – по 25 %, НВ – 50 %. По шкале 1 «Самоуверенность» среди девочек обнаружены равные соотношения в подгруппах ЯВ и В (по 27,3 %) и В – 45,4 %; у мальчиков – по 50 % в подгруппах В и НВ. Шкала 2 «Отношение других» у девочек – ЯВ – 64 %, НВ – 36 %; у мальчиков – В – 25 %, НВ – 75 %.

По шкале 3 «Самопринятие» результаты группы девочек: ЯВ – 45,5 %, В – 36,4 %, НВ – 18,2 %, в то время как у мальчиков выраженные значения у 100 % опрошенных. Шкала 4 «Саморуководство» у девочек: ЯВ и В – по 18,2 %, НВ – 63,6 %, у мальчиков: ЯВ и В – по 25 5, НВ – 50 %. По шкале 6 «Самообвинение» у девочек: ЯВ – 27,3 %, В – 18,2 %, НВ – 54,5 %; у мальчиков: В – 100 %.

Шкала 6 «Самоинтерес» у девочек: ЯВ – 63,6 %, В — 27,3 %, НВ – 9,1 %; у мальчиков: ЯВ – 50 %, В и НВ – по 25 %. По шкале 7 «Самопонимание» у девочек: ЯВ – 27,3 %, В – 18,1 % и НВ – 54,5 %; у мальчиков: ЯВ – 75 %, НВ – 25 %.

При анализе результатов по тесту «Рисунок человека» (Маховер К., Гудинаф Ф.) соответствие общепринятой норме рисунка наблюдалось лишь у 27,3 % девочек и 25 % мальчиков.

Остальные 72,7 % девочек и 75 % мальчиков демонстрировали различные особенности рисунка, такие как обилие штриховки, сильный нажим, а также маленькие размеры изображений, частое «застревание» на мелких, несущественных деталях.

У большинства обследованных во время рисования было отмечено серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза; подростки сидели на стуле очень аккуратно, стараясь не делать лишних движений, не шуметь, предпочитая не обращать на себя внимание окружающих, что может быть расценено как проявления застенчивости и скромности.

Таким образом, сравнивая данные, полученные при обследовании мальчиков и девочек с установленным диагнозом «Вегетососудистая дистония» в возрасте 14 лет, можно сказать, что результаты по всем 5 использованным методикам различны.

Читайте также:  Вальдорфская школа: что это такое

По некоторым показателям психологического развития девочки уступают мальчикам, в то время как по другим, напротив, опережают их.

В ходе проведения обследования было отмечено, что девочки в данном возрасте более спокойно выполняют тестовые задания, а мальчики чаще нервничают, о чем свидетельствуют их мимические реакции и поведение в целом.

Возрастная группа 15 лет.

В обследованную группу в возрасте 15 лет вошли 19 подростков; из них 36,8 % (7 чел.) — девочки и 63,2 % (12 чел.) — мальчики.

В данной возрастной группе ни у одного ребенка не было зарегистрировано высокого уровня тревожности. Распределение по среднему и низкому уровню тревожности у мальчиков было абсолютно равным (по 50 %), у девочек – практически равным (42,9 % и 57,1 % соответственно).

Ни у одного из детей в данной возрастной группе не было отмечено желания регулировать конфликтные ситуации путем сотрудничества, хотя компромиссные решения предпочли 42,9 % девочек и 50 % мальчиков. Соперничество как способ регулирования конфликта выбрали 28,6 % девочек и 25 % мальчиков данного возраста, избегание – 28,6 % девочек и 16,6 % мальчиков, приспособление – лишь 8,3 % мальчиков.

По шкале самоуважения М. Розенберга большинство подростков 15-летнего возраста продемонстрировали средние значения баллов (23-34 балла) – 71,4 % девочек и 50 % мальчиков.

Равное количество девочек (14,3 %) продемонстрировали как низкие (18-22 балла), так и высокие (35-40 баллов) показатели по данной шкале.

Среди мальчиков значительно больше подростков имели высокие баллы – 41,7 %, низкие же – только 8,3 %.

В возрастной группе 15-летних подростков при анализе результатов опросника самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева получены следующие данные. По «Интегральной шкале (S)» у девочек ЯВ и В – по 43 %, НВ – 17 %; у мальчиков ЯВ – 33,3 5, В – 25%, НВ – 42 %.

Шкала I «Самоуважение» — у девочек: ЯВ и В – по 29 %, НВ – 43 %; у мальчиков – ЯВ – 25,1 %, В – 16,6 %, НВ – 58,3 %. Шкала II «Аутосимпатия» — у девочек: ЯВ – 38,6 %, В – 14,3 %, НВ – 57,1 %; у мальчиков – ЯВ и НВ – по 42 %, В – 17 %. Шкала  III «Ожидаемое отношение от других» у девочек: ЯВ – 29 %, НВ – 71 %; у мальчиков: В – 16,7 %, НВ – 83,3 %.

Шкала IV «Самоинтерес» у девочек: В – 28,8 %, НВ – 71,2 %, у мальчиков: ЯВ – 33,3 %, В – 16,7 %, НВ – 50 %. Шкала 1 «Самоуверенность» у девочек: ЯВ и В – по 29 5, НВ – 43 %, у мальчиков: ЯВ – 8,3 %, В – 33,3 %, НВ – 58,3 %. Шкала 2 «Отношение других» у девочек: В – 14 %, НВ – 86 %, у мальчиков – В – 25 %, НВ  — 75 %.

Шкала 3 «Самопринятие» у девочек: ВЯ – 14,3 %, В – 29 %, НВ – 57,1 %, у мальчиков: ЯВ – 42 %, В – 25 %, НВ – 33,3 %. Шкала 4 «Саморуководство» у девочек: В – 57 %, НВ – 43 %, у мальчиков: ЯВ – 25 %. В – 8,3 %, НВ – 67 %. Шкала 5 «Самообвинение» у девочек: ЯВ и В – по 29 %, НВ – 42 %, у мальчиков – ЯВ – 8,3 %, В – 25 %, НВ – 66,7 %.

Шкала 6 «Самоинтерес» у девочек: ЯВ – 86 %, НВ – 14 %, у мальчиков: ЯВ – 33,4 %, НВ – 66,6 %. Шкала 7 «Самопонимание» у девочек: ЯВ – 43 %, В и НВ – по 29 %, у мальчиков: ЯВ – 33,3 %, В – 8,4 %, НВ – 58,3 %.

В «Рисунке человека» норме соответствовали изображения лишь у 28,6 % девочек и 16,7 % мальчиков, что несколько меньше, чем в группе 24-летнего возраста, хотя особенности рисунков были сходными.

При общем анализе данных, полученных по данной возрастной группе, было отмечено, что возрастном периоде 15 лет для девочек крайне важно отношение к ним окружающих; при этом периодически отмечается нежелание чем-либо заниматься, неопределенность в отношении будущего, перемены настроения от малозначительных причин. У мальчиков же в этом возрасте, наоборот, наблюдается появление новых интересов, они задумываются о дальнейшей жизни, хотя периодически демонстрируют агрессивное поведение.

Возрастная группа 16 лет.

К данному возрастному периоду было отнесено 16 подростков, из которых 68,75 % (11 чел.) составляли девочки, 31,25 % (5 чел.) — мальчики.

Уровень тревожности в этой возрастной группе, оцененный по методике Г.П. Лаврентьевой и Т.М.

 Титаренко, среди девочек имел практически равное процентное распределение (54,5 % — от 7 до 14 баллов и 45,5 % — от 1 до 6 баллов).

У мальчиков преобладал низкий уровень тревожности – у 80 % опрошенных, средний – у 20 %. Как и в группе 15 лет ни один из подростков не проявил высокого уровня тревожности.

При определении способов регулирования конфликтов среди девочек преобладал выбор в пользу компромисса – у 45,5 % и соперничества – у 36,4 %; приспособление наблюдалось лишь у 18,2 % подростков. У мальчиков преобладало решение конфликтов путем соперничества (40 %); сотрудничество, компромисс и приспособление отмечалось в равных соотношениях (20 %).

Результаты проведения методики самоуважения М. Розенберга в данной возрастной группе продемонстрировали выраженные половые различия.

Так, у девочек крайне редко отмечались низкие и высокие показатели (по 9,1 %), довольно редко – значения от 18 до 22 баллов (18,2 %); преобладали результаты в диапазоне 23-34 баллов (63,6 %).

У мальчиков было зарегистрировано преобладание высоких и крайне высоких значений (по 40 %); в диапазоне 18-22 баллов находились показатели лишь у 20 % опрошенных.

При проведении обследования по опроснику самоотношения в группе 16 лет были получены следующие результаты. По «Интегральной шкале (S)» у девочек ЯВ – 36,4 %, В – 9,1 %, НВ – 54,5 %; у мальчиков ЯВ – 60 %, НВ – 40 %. Шкала I «Самоуважение» — у девочек: ЯВ – по 9,1 %, В – 27,3 %, НВ – 63,6 %; у мальчиков – ЯВ и НВ – по 40 %, В – 20 %.

Шкала II «Аутосимпатия» — у девочек: ЯВ – 27,3 %, В – 9,1 %, НВ – 63,6 %; у мальчиков – ЯВ – 60 %, НВ – 40 %. Шкала  III «Ожидаемое отношение от других» у девочек: ЯВ – 9,1 %, В – 27,3 %, НВ – 63,6 %; у мальчиков: В – 40 %, НВ – 60 %. Шкала IV «Самоинтерес» у девочек: ЯВ – 36,4, В – 9,1 %, НВ – 54,5 %, у мальчиков: ЯВ и В – по 20 %, НВ – 60 %.

Шкала 1 «Самоуверенность» у девочек: ЯВ – 27,3 %, В – 18,2 %, НВ – 54,5 %, у мальчиков: ЯВ – 40 %, НВ – 60 %. Шкала 2 «Отношение других» у девочек: ЯВ – 18,2 %, В – 45,5 %, НВ – 36,4 %, у мальчиков – ЯВ и В – по 20 %, НВ — 60 %. Шкала 3 «Самопринятие» у девочек: ВЯ – 36,4 %, В – 9,1 %, НВ – 54,5 %, у мальчиков: ЯВ – 60 %, В и НВ – по 20 %.

Шкала 4 «Саморуководство» у девочек: В – 36 %, НВ – 64 %, у мальчиков: ЯВ и НВ – по 40 %. В – 20 %. Шкала 5 «Самообвинение» у девочек: ЯВ – 54,5 %, В – 9,1 %, НВ – 36,3 %, у мальчиков – ЯВ и НВ – по 40 %. В – 20 %. Шкала 6 «Самоинтерес» у девочек: ЯВ – 45,5 % %, В – 18,1 %, НВ – 36,4 %, у мальчиков: ЯВ – 20 %, НВ – 80 %.

Шкала 7 «Самопонимание» у девочек: ЯВ – 9,1 %, В – 45,4 %, НВ – 45,5 %, у мальчиков: ЯВ – 20 %, В и НВ – по 40 %.

При анализе теста «Рисунок человека» в 16-летнем возрасте больше девочек выполнили задание в соответствии с нормой (36,4 %), у мальчиков показатели были несколько ниже (20 %), хотя и превышали аналогичные в группе 15 лет.

Сравнивая возрастные группы подростков 14, 15 и 16 лет по результатам выполнения теста самоотношения можно сказать, что по большинству шкал ярко выраженные показатели демонстрируют девочки в возрасте 14 и 15 лет, в то время как у мальчиков наиболее выраженные значения признаков констатируются в 16-летнем возрасте. Это позволяет предположить, что девочки на протяжении данного возрастного периода любопытнее мальчиков, больше интересуются познанием своего собственного «Я», ждут какого-либо отношения со стороны окружающих, хотя и принимают ситуацию как должное; в 14 и 15 лет они крайне самоуверенны, но в 16 лет уровень уверенность снижается. У мальчиков же, напротив, показатели самоуверенности в возрасте 14 лет низкие, однако в возрастом увеличиваются; они понимают окружающих, проявляется самоуважение, принимают ситуации как должное, не обращают внимание на отношение других людей и не любят интересоваться собственным «Я».

В целом результаты проведенного обследования свидетельствуют о том, что у подростков с вегетососудистой дистонией в возрасте 14-16 лет сильно развиты такие качества как неуверенность в себе, ощущение своей несостоятельности, однако они довольно хорошо понимают себя сами и ждут положительного отзыва о себе со стороны окружающих. Кроме того, как у мальчиков, так и у девочек отмечается агрессивное поведение; при этом мальчики стараются сдерживать агрессивные тенденции, а у девочек проявления агрессии к окружающему проявляется в истерических реакциях.

Ссылка на основную публикацию