Как научить ребенка правильно держать ручку

  • Способ 1 – с помощью салфетки
  • Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.
  • Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены.
  • Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!
  • Как научить ребенка правильно держать ручкуКак научить ребенка правильно держать ручкуКак научить ребенка правильно держать ручку
  • Способ 2 – аналогия с дротиком

Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.

Как научить ребенка правильно держать ручку

Способ 3 – ручка – «самоучка»

Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.

  1. Кстати, для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.
  2. Как научить ребенка правильно держать ручкуКак научить ребенка правильно держать ручку
  3. Способ 4 – ручка серии Stаbilо LеftRight с «подсказкой» для пальцев
  4. Продукция серии Stаbilо LеftRight разработана совместно со специалистами медицины, образования и эргономики.

Ручка данной серии имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.

Как научить ребенка правильно держать ручку

  • Способ 5 – метод пинцетного захвата
  • Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.
  • Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.
  • Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка.
  • Сначала рекомендую показать ребенку на собственном примере, делая эти действия медленно, затем предложите ребенку повторить за вами.
  • Как научить ребенка правильно держать ручкуКак научить ребенка правильно держать ручку
  • Способ 6 – игра «Спокойной ночи, ручка!»

Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху одеялко – большой пальчик.

Основная задача взрослого в период «научения» – регулярно следить за правильностью захвата ребёнком письменных принадлежностей. То есть во время рисования нужно следить за правильным положением пальцев. Если Вы заметили, что карандаш снова держится неправильно, остановите рисование и переложите его правильно.

Стоить помнить, что рисуя, дети обычно очень сильно сжимают карандаш. Пальцы потеют, и рука быстро устает. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Пусть ребенку будет интересно учиться рисовать. Подарите ему красивую книжку-раскраску или предложите изобразить сюжет из любимого мультфильма. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, то очень скоро добьется первых успехов!

Самое главное – помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и даже с каким настроением Вы преподнесете ребенку любые упражнения или занятия.

Желаем успехов!

Как научить ребенка правильно держать ручку | НОК

(Глава из книги М.Безруких “Как научить ребенка писать красиво”)

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей).

К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается.

Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще — “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное — не могут изменить.

 Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки.

Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки.

“Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.

  1. Представим, что на среднем пальце правой руки (см. рис. 1) есть “подушечка”:
    Как научить ребенка правильно держать ручку
  2. На эту “подушечку” укладываем ручку (рис. 2):
    Как научить ребенка правильно держать ручку
  3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху (рис. 3):
    Как научить ребенка правильно держать ручку

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

Сидим прямо.

Как научить ребенка правильно держать ручку

Ноги вместе. Стопы стоят на полу или подставке.

Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см.

Как научить ребенка правильно держать ручку

Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову (А – для правшей, Б – для левшей).

Как научить ребенка правильно держать ручку

Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.

Как научить ребенка правильно держать ручку

Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти  должны немного выступать за край стола.

В моём классе мы заучили маленький стишок:

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.

Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда “проделали” достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.”

А ещё оказывается есть специальная “Ручка-самоучка” (Тренажёр для обучения детей правильно держать ручку во время письма, для снижения усталости при письме.)

Как научить ребенка правильно держать ручку

Если ребенок левша?

  • ручка должна составлять одну линию с рукой;
  • рука при этом должна располагаться под линией письма;
  • особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий, – на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела; – правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
  • свет при письме падает справа.

Какой ручкой писать?

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка.

Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п.

Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

Для успешного начала учебы в школе требуется:

  • правильно держать ручку и карандаш в руке;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
  • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
  • копировать с образца геометрические фигуры;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;

Итак: Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно.

Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.

Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.”уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

[slideshare id=44859691&doc=random-150218210657-conversion-gate02]

Для успешного начала учебы в школе требуется:
-правильно держать ручку и карандаш; проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии; обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;  копировать с образца геометрические фигуры; уметь продолжить штриховку рисунка; уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Как правильно держать ручку?
Представим, что на среднем пальце правой руки есть “подушечка”. На эту “подушечку” укладываем ручку. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху. Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца  должно быть примерно 15 мм. Иначе рука при письме будет напряжена.
Для тренировки используем прием с салфеткой, «Дротик», «Захват пинцетом».
Когда пишем, соблюдаем следующие правила:
Сидим прямо. Ноги вместе, стопы на полу (подставке).
Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см. Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди. Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради. Локти  должны немного выступать за край стола.
Какой ручкой писать?
Лучше шариковая. Цвет пасты должен быть темно-синим. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Диаметр не больше 7 мм. Не годятся  подарочные и рекламные варианты,  плоские четырехгранные. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани затрудняют процесс формирования навыка письма. Карандаш лучше трехгранный.

Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш

Автор статьи: Елена Виноградова.

Как научить ребенка правильно держать ручку

Из современной школы постепенно уходит полноценное общение учителя и ученика, устный счет и развернутые ответы на вопросы.

Уже с начальных классов дети начинают работать письменно в полном объеме, заполняя не только обычные тетради, но и различные тесты и тетради для самостоятельных работ.

Медленно работающий на уроке первоклашка: не овладевший навыком безотрывного письма или просто неправильно держащий ручку, становится отстающим и у него формируется негативное отношение к учебе.

Чтобы избежать этого родителям следует знать, как научить ребенка правильно держать карандаш. Начинать такое обучение лучше в 2,5 года. Для этого не обязательно постоянно стоять над головой малыша и жестко исправлять его ошибки: есть несколько способов, которые в игровой форме помогут детям выработать правильную постановку пальцев при письме и рисовании.

  1. Если ребенок умеет играть в дартс, то можно объяснить ему, что ручку держат точно так же как дротик: тремя пальцами. По аналогии действовать легче, родителям останется только проконтролировать наклон кисти.
  2. Сложите в несколько раз салфетку, чтобы получился квадратик 2 х 2 см или найдите маленькую игрушку из шоколадного яйца с сюрпризом. А теперь поиграем: этот предмет ребенок должен удержать во время письма, прижав его к ладошке мизинцем и безымянным пальцем.

    Как научить ребенка правильно держать ручку

    Достаточно воспользоваться «ручкой-самоучкой»: яркий тренажер в форме рыбки поддержит детские пальчики в правильном положении, не позволит им соскальзывать и сильно уставать при работе.

    Тренажеры отличаются в зависимости от ведущей руки: для правшей и левшей выпускаются разные «ручки-самоучки».

    Такие приспособления родители могут использовать в играх с дошколятами, начиная с двух лет с карандашами и с пяти лет с шариковыми ручками.

    Попросить ребенка представить, что указательный, средний и большой пальцы это своеобразный пинцет. Захватить им простую шариковую ручку за самый кончик и удерживать её в вертикальном положении. Соскользнув вниз по ручке, детские пальчики примут правильное положение.

Все эти способы подходят при начальном обучении письму и рисованию, а вот как научить ребенка правильно держать ручку, если он уже умеет писать? При переучивании всегда возникают дополнительные сложности… Школьники и взрослые для постановки правильной техники и выработки красивого подчерка могут использовать специальную «ручку-самоучку для исправления письма».

Такой тренажер выпускается только для правшей и отличается от обычного более жесткой фиксацией пальцев и большим размером. Дети с ДЦП и другими нарушениями мелкой моторики рук могут воспользоваться этой русской-самоучкой для первоначального обучения письму и рисованию.

Кроме того, данный тренажер позволяет быстро восстановить навык письма пожилым людям, пережившим инсульт.

Совсем немного времени и внимания понадобится мамам и папам, чтобы эти простые, но очень важные игры и тренажеры помогли детям красивее и быстрее писать, больше успевать на уроках в школе, а значит становиться более успешными и счастливыми! А что еще нужно родителям?

условия перепечатки

Другие статьи по теме:

Еще статьи…

Консультация для родителей. «Как научить ребёнка правильно держать карандаш в руке» консультация (младшая, средняя группа)

  • Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
  • Консультация для родителей.
  •  «Как научить ребёнка  правильно держать карандаш в руке»
  • Подготовила воспитатель:
  • Соколова Наталия Викторовна.
  • 2019

           Мы знаем, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь.

И проблема не только в почерке, и даже не в том, какой рукой он научится писать – левой или правой. Этот процесс может выглядеть весьма странно, когда взрослый человек держит ручку как-то неуклюже, как будто клешней.

Есть несколько действенных способов обучить ребенка письму в игровой форме, можно выбрать любой, который вам придется по душе и заинтересует малыша.

            Как правило, родители совершают ошибку, думая, что ребёнок ещё маленький, и при первых его художественных экспериментах не следует вмешиваться в процесс.

        Но делать это нужно уже начиная с 3–4 лет. Для любых корректировок и приобретения стойких рефлексов это самый подходящий возраст.

                  Когда кроха создаёт свои шедевры, нужно ненавязчиво и мягко показывать и направлять, вкладывать в его руку пишущий инструмент так, как того требуют правила. Понятно, что не сразу у вас всё получится. Начните с того, что дайте ребёнку ручку, возьмите его руку в свою, зафиксируйте принадлежность для письма и так вместе рисуйте.

         Детям такое время препровождение очень нравится. А вы при этом потихоньку идёте к своей цели: отрабатываете и автоматизируете навык.

        Учтите, неправильный захват ребёнком карандаша — проблема, охватывающая особенности его физиологического и психологического развития.

Для успешного обучения письму необходимо соблюдение определённых условий:

  • во-первых, важна готовность ребенка для овладения новым навыком. Элементарно, его пальцы должны быть достаточно сильны, чтобы удержать ручку в нужном положении;
  • во-вторых, ребёнок должен захотеть научиться сначала рисовать, а затем писать. Здесь требуются мотивация и личный пример;
  • в-третьих, достичь успеха можно только регулярно тренируясь и усложняя поставленные задачи. Умение правильно держать ручку (карандаш) — это такой же навык, как и умение ходить, говорить, шить, вязать и т. п. Малышу нужно показать, рассказать и дать возможность постоянно совершенствоваться.
  1. «Выбор карандаша»
  2. К первым средствам для письма малышей предъявляются свои требования.
  3.  Выбранные для ребёнка пишущие принадлежности должны быть цветными и яркими, средней длины (не более 15 см) и толщины, без множества граней, рифлений, надсечек, лучше матовые, нескользящие, нежели глянцевые.

В продаже имеются специально разработанные для малышей силиконовые насадки для ручек и карандашей, изготовленные так, чтобы обратить на себя самое пристальное внимание — в виде сказочных персонажей и зверушек. Они показывают, как правильно расположить пишущее средство в руке.

  • «Специальные насадки, ручки-самоучки показывают, как правильно расположить пишущее средство в руке».
  • Такие приспособления существуют как для правшей, так и для левшей.

Зачем необходимо ребенку правильно держать ручку

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:

  • научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
  • научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
  • научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей).

К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается.

Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще — “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное — не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо.

При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки.

Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п.

Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.

Многие люди держат ручку неправильно. Да и детки, взявшие впервые пишущее орудие, держат его в кулачке неуверенно. А вот нужно ли переучивать ребёночка правильно держать ручку и карандаш? На что влияет неправильный захват?

Нужно ли переучивать ребёнка?

Достаточно часто можно встретить мамочек, которые не переучивают детишек держать письменные принадлежности, ссылаясь на удобство.

Однако какое значение умения в обращении с ручкой? Во многом именно от этого зависит правильность посадки, а в то же время и зрение. Более того, рука при неверном обращении с пишущим предметом будет достаточно быстро уставать.

При правильной постановке руки будут развиваться необходимые мышцы, что также повлияет на способность писать продолжительное время.

Если ребёнок  уже привык держать ручку неправильно

В случае, если чадо уже достаточно давно держит письменные принадлежности неверно, переучить малыша будет очень и очень сложно. Многие даже утверждают, что это и вовсе нереально. Те, кто всё же не теряет надежду научить ребёночка правильному обращению с ручкой и карандашом, используют специальные резиновые накладки, формирующие положение руки при письме. Однако есть и другие способы.

Как научить ребёнка правильно держать ручку:

Один из самых действенных способов выглядит так: изначально необходимо оторвать половинку салфеточки. Её положить в кулачок ребёнка  и попросить придерживать безымянным пальчиком и мизинцем. При этом дать в руку карандаш. И с салфеточкой ребёнок должен писать то время, пока не научится держать ручку правильно.

Можно отметить точечку на указательном пальчике и объяснить ребёнку, что нужно держать ручку так, чтобы она закрывала точку. В этом случае за малышом необходимо будет следить, чтобы он не начал писать так, как привык.

Если рука ребёнка зажата, можно вместе с ним раскрашивать и обводить большие предметы. В этом случае мышцы научатся расслабляться, а письмо не будет столь утомительным. Ребёнок, у которого сильно фиксируется рука, обычно рисует мелкие предметы. Именно поэтому столь полезно для него учиться разрисовывать большие участки бумаги.

Приучать ребёнка правильно держать ручку необходимо с самого раннего времени. Иначе переучить его будет очень и очень сложно. Тем не менее, достаточно много взрослых людей держат пишущие предметы неверно. И это им никак не мешает.

Неправильный захват приводит к напряжению не тех мышц руки-плеча-спины, как следствие, к формированию неправильной осанки, быстрой усталости, головным болям.

Способ, которым  ребенок держит ручку  или карандаш вопреки  видимости, является важным фактором, определяющим его развитие.   Когда ребенок начинает дошкольное или школьное образование, способ удерживания  ручки становится чрезвычайно важным.

Многие родители задаются вопросом, почему.  Есть несколько причин.  За развитие человеческого почерка отвечает  часть ствола мозга и часть коры головного мозга.  Первой  и наиболее важной  причиной, почему вы должны научить ребенка правильно держать ручку есть вопрос развития мозга  и вопрос эргономики. 

Только правильное удерживание ручки  необходимо для оптимального использования и применения  силы для спокойного и приятного процесса письма.

  Все другие способы удержания  вызывают натиск на ручку  или  слишком сильный  или слишком слабый, и, таким образом отвлекают ребенка и не позволяют полный контроль над  движениями пера.

  Хоть  в современном мире, в век компьютеров, кажется, что  хороший почерк не очень важен, но с точки зрения психомоторного развития ребенка это очень важно!

Материал подготовила Гоничева И.В.

педагог-психолог МАУ ДО «ЦДТ»

Держите пять: как научить ребенка брать ложку или ручку правильно

Неправильный захват ручки или карандаша — проблема, которую точно не стоит игнорировать. Плохой почерк из-за неправильного захвата — меньшее из зол. Впоследствии портится осанка, даже зрение может пострадать.

Почему у ребенка не получается держать карандаш или ложку и как подготовить руки к красивому письму, рассказывает Валерия Солтан, руководитель команды педагогов, физиологов и нейропсихологов, основатель детского центра развития «Как Здорово».

Самая неожиданная новость для многих родителей: ребенка не придется учить держать ручку или ложку правильно, если он изначально правильно развивался. То есть эта способность у нас заложена уже на генетическом уровне.

Как это получается? С самого первого и важного рефлекса младенцев – хватания. Младенец захватывает ваш палец, если вложить его в руку, даже способен удерживать вес своего тела в захвате. А вот удержать предмет/игрушку малышу пока трудновато.

  • Примерно в 3-4 месяца у ребенка появляется локтево-ладонная хватка. Малыш способен удерживать предмет тремя пальчиками — мизинцем, безымянным и средним.
  • В 5-6 месяцев появляется ладонная хватка. Младенец держит предмет захватом из четырех пальцев, кроме большого.
  • В 6-7 месяцев появляется радиально-ладонная хватка. Это когда предмет находится между большим, указательным и средним пальцами. Безымянный и мизинец прижаты к ладошке.
  • В 7-8 месяцев появляется захват в движении. Малыш двигает игрушку по поверхности в ладошку. Накрывает предмет ладошкой и захватывает.
  • В 8-10 месяцев появляется пинцетный трехпальцевый захват.
  • К 12 месяцам формируется щипковый захват — с помощью указательного и большого пальца.

После года ребенок способен держать карандаш и рисовать, в этот момент важно предлагать укороченные карандаши, мелки, карандаши-камушки, чтобы не было возможности взять карандаш в кулак, а только захватить карандаш тремя пальчиками. Постепенно можно увеличивать длину карандаша, при этом стараться вкладывать карандаш правильно.

Если малышу неудобно брать карандаши/ложки в трехпальцевый захват и он все время норовит переложить в кулак, надо обратить внимание на развитие мышц плеча и предплечья и большой грудной мышцы — именно эти мышцы управляют точностью мелкой моторики.

Если двигательный стереотип сформировался, понадобится время и тренировки, чтобы научиться держать карандаш правильно. Иногда требуется дорасти до более осознанного возраста, чтобы ребенок был способен сам контролировать этот процесс.

Но когда дети упорно перекладывают ложки/карандаши в кулак, а в более старшем возрасте продолжают держать эти предметы неправильно, есть повод понять и устранить возможные физиологические помехи:⠀

  • Гипермобильность суставов (когда суставчики слишком подвижны). Причина может быть в обмене веществ.
  • Повышенный или пониженный мышечный тонус в плечевом суставе.
  • Напряжение в большой грудной мышце.
  • Родовые травмы.
  • Подвывих или перелом ключицы.
  • Смещение шейных позвонков.
  • Младенческие рефлексы, которые вовремя не угасли.
  • Теперь давайте разберемся, какой захват мы называем неправильным.
  • ▪️ При письме большой палец оказывается заметно ниже указательного.
  • ▪️ Ручка лежит на безымянном или указательном пальце, а не на среднем.
  • ▪️ Пишущие принадлежности удерживаются щепотью.
  • ▪️ Пальцы располагаются либо слишком близко к поверхности тетради, либо очень высоко.
  • ▪️ Свободный кончик ручки направлен в сторону шеи, а не плеча.
  • ▪️ Во время рисования или письма перемещается листок бумаги, а не рука.
  • ▪️ Нажим или слишком сильный, или слишком слабый.
  • ▪️ Ручка укладывается на подушечку верхней фаланги среднего пальца.

▪️ Большой палец удерживает ручку слева. Если ведущая рука левая, то захват зеркальный.

▪️ Указательный палец ложится на ручку сверху. Он также помогает удерживать пишущие принадлежности, но если приподнять его, то ручка не упадет и в этом положении можно продолжать писать или рисовать.

  1. ▪️ Безымянный и мизинчик могут располагаться свободно или прижиматься к ладошке.
  2. ▪️ Кисть при этом расслаблена.
  3. ▪️ Оптимальное расстояние от пальчиков до поверхности стола не менее 1,5 см.
  4. Как это объяснить ребенку: «Представь, что карандаш ложится спать, а его подушка – это верхняя часть среднего пальца, а указательный и большой пальцы – это одеяло».
  5. Отличная подготовка руки к письму в раннем детстве — правильные игры и занятия: нанизывание бус, шнуровка, развязывание узелков, лепка и аппликация, игры с крупами; пальчиковая гимнастика; штриховка, обведение по контуру, раскрашивание.

Хорошо ставит руку игра в дартс. Захват дротика + дифференциация мышечного тонуса (сила, с которой нужно кидать дротик) = идеальная тренировка.

Дошкольникам лучше почаще рисовать карандашами — чтобы разобраться с силой нажима. Выбирайте трехгранные карандаши — их сложнее взять в руку неправильно.

Хороший способ научиться держать ручку — рисование мелкими кусочками мелков. Их не взять в кулак, поэтому ребенок будет автоматически держать их при помощи трех пальцев.

Фокус с салфеткой — подойдет, если ребенок держит ручку больше, чем тремя пальцами. Возьмите салфетку, сложите ее 4 раза, положите на ладонь и зажмите ее безымянным пальцем и мизинцем. А большим, указательным и средним пальцем держите ручку. Салфетку можно заменить мягким мячиком или ватным шариком.

Нужно тренировать мышцы вокруг суставчиков на пальчиках. Это помогают делать пальчиковые игры с резинками, упражнения от нейропсихологов, известный всем эспандер или вязания на пальчиках.

Как научить ребёнка правильно держать карандаш и ручку

В школе вашего ребёнка научат писать. Но прежде чем это случится, дошкольнику придётся овладеть навыком рисования или раскрашивания изображения, а следовательно, научиться держать карандаш, ручку, фломастер и кисть. Развивая мелкую моторику, ребёнок подготавливает руку к письму.

Получается, что от того, насколько малыш привыкнет правильно располагать пальчики на карандаше или ручке, зависит успешность обучения письму и формирование красивого почерка.

Поэтому обучать ребёнка держать инструмент письма по всем правилам следует сразу, как малыш в первый раз возьмёт его в руки.

Но бывает, что родители задумываются об этом перед школой, когда дошкольнику исполнится 5–6 лет. И это не беда, будем учиться! Только не следует учить дома ребёнка писать, обучение чистописанию – это задача профессионалов. Методики могут отличаться, поэтому, например, система «Начальная школа XXI века» предусматривает обучение письму с азов и именно на уроках под руководством педагога.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Карандаши бывают разные

В любом специализированном магазине можно встретить яркие, красочные карандаши и ручки, которые, несомненно, понравятся ребёнку. Но среди имеющегося разнообразия следует выбрать те, которые смогут помочь малышу обеспечить правильный захват. Определите, соответствует ли карандаш следующим параметрам:

  • диаметр – не более 1 см;
  • длина – до 15 см;
  • ребристая поверхность (в идеале приобретите трёхгранные карандаши, гладкий может выскальзывать из пальчиков);
  • прочный мягкий грифель, который не крошится и не требует сильного нажима; хорошо, если грифель обладает ударопрочными свойствами;
  • яркий цвет – в основном дошкольники рисуют цветными карандашами, поэтому лучше подбирать сочные оттенки, которые понравятся малышу;
  • деревянный корпус – не обязательное условие, но желательное. Карандаш, выполненный из качественной древесины, не будет ломким, что важно, потому что малыши часто сжимают карандаши очень сильно.

Как расположить карандаш

Как выглядит правильный захват? Пишущий инструмент располагается между большим, указательным и средним пальчиками руки малыша, причём большой и указательный пальцы плотно держат его, а средний выполняет роль опоры.

Но ребёнку такого объяснения не хватит. Поэтому базой обучения будут игры.

  • Скатываемся вниз. Расположите карандаш вертикально и поставьте грифелем на лист бумаги. Предложите ребёнку взяться за свободный кончик тремя пальцами и легко скользить вниз. В результате пальцы займут нужное положение сами собой.
  • Удержи салфетку. Расположите правильно карандаш в руке ребёнка и предложите ему рисовать так, чтобы одновременно он безымянным пальцем и мизинцем удерживал сложенную салфетку.
  • Метание дротиков. Игра в дартс поможет вашему ребёнку понять, как нужно держать ручку: ведь дротик невозможно метнуть, зажав в кулак.
  • Карандашик спит. Хорошая методика, позволяющая пробудить интерес ребёнка. Укладываем карандаш «спать»: на кроватку (средний палец), с одной стороны подушка (большой палец), а сверху одеяло (указательный).

Кроме игровых методик, можно использовать так называемые помощники правильного держания карандаша. Специализированные насадки на пишущие инструменты просто не позволят взять карандаш или ручку неправильно. Обычно они выполнены в виде ярких животных, рыбок, птичек и имеют выемки для пальцев. Можно приобрести разные по форме и цвету, чтобы менять в зависимости от настроения.

Ребёнку шести-семи лет приобретите специальную обучающую ручку, она трёхгранная с резиновой вставкой, в которой предусмотрены углубления для пальчиков, что значительно облегчит ребёнку задачу правильно её удерживать.

Залог успеха – тренировка

Для того чтобы вначале получить правильный навык, а затем его закрепить, потребуется тренировка мелкой моторики, а также совершенствование навыка рисования и раскрашивания.

Что поможет развить тонкую моторику?

  • Игры с мелкими предметами: крупы, семечки, стеклянные или пластиковые шарики, бусины.
  • Лепка из пластилина, глины, застывающих масс или теста.
  • Нанизывание бусин на нитку.
  • Шнуровка.
  • Вырезание ножницами различных фигур из бумаги.

А вот как можно тренировать навык правильного захвата инструмента рисования:

  • обводить изображение по контуру;
  • рисовать по клеткам;
  • соединять точки линией;
  • проходить линией лабиринт.

Родителям следует помнить, что желательно постоянно следить за тем, как малыш держит карандаш. При необходимости поправляйте и правильно вкладывайте карандаш в руку ребёнка, пока у него не сформируется устойчивый навык.

Что делать, если ребёнок – левша?

Родителям не рекомендуют переучивать малыша, но и научить держать карандаш правильно левой рукой праворукому родителю достаточно сложно. Что нужно знать, когда ребёнок – левша:

  • пальцы обхватывают карандаш на 3,5 см выше, чем это делается правой рукой;
  • следите, чтобы ребёнок не давил на карандаш или ручку указательным пальцем;
  • выбирать канцтовары именно для левшей.

Общие рекомендации для всех детей таковы:

  • следите за тем, чтобы малыш не зажимал руку при работе с кистью или карандашом;
  • линии проводятся без нажима, чрезмерное усилие не нужно;
  • следите за тем, чтобы рука ребёнка не уставала, поэтому обязательно делайте перерыв в занятиях;
  • не забывайте про гимнастику для пальчиков, которая поможет вернуть им нормальный тонус после напряжённой работы;
  • не торопите ребёнка – и рисовать, и писать он в любом случае научится.
Ссылка на основную публикацию