Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации.
За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов.
Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента.
Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.
Физическое развитие:
- Движения рук и ног хаотичные;
- Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
- Приподнимает головку, лежа на животе;
- Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
- Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).
Психоэмоциональное развитие:
- Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
- Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
- Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
- Прекращает плакать, когда его берут на руки;
- Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).
Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:
- Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
- Переворачивается с бока на спинку;
- В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
- Следит глазами за перемещающимися предметами;
- Поворачивает голову в сторону звука;
- Исчезает гипертонус рук;
- Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).
Психоэмоциональное развитие:
- Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
- Замирает, прислушиваясь к звукам;
- Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
- Реагирует на знакомые голоса;
- Гулит, пропевает некоторые звуки.
Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
- Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
- В положении лежа на животе опирается на предплечья;
- Рассматривает и сосет ручки;
- Перекатывается со спины на бок;
- Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.
Психоэмоциональное развитие:
- Держит контакт глазами;
- Улыбается и смеется;
- Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
- Узнает лица близких;
- Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).
Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты.
Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол.
Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
Психоэмоциональное развитие
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
Развитие ребенка по месяцам до года
Новорожденным считается ребенок в первые 28 дней жизни. Первый месяц малыш почти все время — до 20 часов — спит. Малыш адаптируется к новым условиям. Он еще плохо видит и слышит и очень нуждается в маме.
Психофизическое развитие
В течение первого месяца новорожденный прибавляет к изначальной массе около 600 граммов, к росту 3 сантиметра, окружность головы увеличивается на 1,5 – 2 сантиметра.
Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):
- к середине второй недели жизни умеют фиксировать взгядом предмет (медленно перемещайте вправо-влево на растоянии 40-50 см яркую игрушку)
- с середины второй недели реагирует на громкий резкий звук (вздрагиванием и миганием).
- c трехнедельного возраста ребено фиксировует неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы.
- к четвертой неделе движения глаз становятся упорядоченные и более плавные.
- к концу четвертой недели начинает улыбаться.
Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.
Важное в этот период :
- Налаживание грудного вскармливания. Грудное вскармливание имеет ряд преимуществ и большинство мамочек стараются его наладить. С маминым молочком ребенок получает ряд уникальных компонентов и веществ, защищающих детский организм. Молочко всегда нужной температуры, оно стерильно и всегда доступно ребенку. При грудном вскармливании упрочняются взаимоотношения ребенка и мамы. Грудничек чувствует себя в безопасности. Ребенка рекомендуют начать прикладывать к груди еще в роддоме. Обратите внеимание:
- Молоко появляется у матери на 3-4 день после родов. Для стимуляции лактации рекомендуют частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка (получается до 10–12 кормлений за сутки).
- Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша — он должен захватывать весь околососковый кружок. Так как при сосании ребенок захватывает воздух, он может срыгивания , когда выходят излишеки накопившегося воздуха, является очень важной. Поэтому для улучшения выхода воздуха рекомендуют после кормленич подержать ребенка в вертикальном положении, что бы воздух побыстрее вышел.
- Если захват при сосании неправильный, ребенок может травмировать сосок, на нем могут возникнуть трещины. Для решения этой проблемы целесообразно использовать кремы и мази, накладки на соски.
- Некотрые мамы жалуются на излишний напор молока, ребенок просто захлебывается. В этом случае важно поэкспериментировать с позами для кормления.
- Заживление пупочной раны. Так как при выписке из роддома пупочная ранка еще не до конца зажила, за ней требуется дополнительный уход. инструкции по уходу сообщают в роддоме, а также врач и медсестра при осмотре. Как правило рекомендуют обрабатывать зеленкой, перекисью, хлоргексином и т.д.
- Вздутие живота и кишечные «колики». Очень часто они проявляются у совмем маленьких детей. Рекомендуют легкий массаж; вертикальное положение на руках у взрослого, контакт «кожа к коже» — малыш кладется животиком на обнаженную грудь или живот матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке; , прием плантекса или чаев с укропом, фенхелем, использование специальных лекарств (капель).
- Ложите ребеночка спать на бочок. Для фиксации можно использовать специальные валики. Сон на спине не допустим, так как ребенок может срыгнуть во сне и захлебнуться в еде.
- Ребеночка ложить спать необходимо на разные бочки, что бы не было деформации головы и кривошеи.
- Следите за гигиеной, купайте младенца (после разрешения врача)
- Одевайте специальные рукавички — антицарапки. Так как ногти у малыша растут быстро, он может поцарапать себя (особенно берегите глаза) и маму (особенно грудь)
Психофизическое развитие
Ребенок уже адаптировался к окружающей среде и начинает взаимодействовать с ней. У ребенка проявляется характер.
Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):
- снижается тонус мышц, ребенок вся чаще вытягиваются ручки и ножки из преимущественно согнутого состояния, к концу месяца полностью открывает ладонь;
- узнает маму
- различает звуки, запахи,
- видит еще недостаточно хорошо, если Вы хотите что то показать — то лучше это делать на растоянии полуметра
- лежа на животе начинает поворачивать голову, может поднять и посмотреть по сторонам.
- может начинать лепетать
Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.
Важное в этот период :
- Вешайте игрушки на растоянии не менее 50 см от глаз
- Избегайте что бы обьекты внимания были с одной стороны. Подгодите к кроватке с разных сторон, вешайте игрушки симметрично.
- Хотя в 2 месяца ребенок еще не передвигается осознанно, он может перевернуться или развернуться. Поэтому следите, что бы ребенок не упал (особенно при сне или пеленании)
- Предлагайте для игр легкие погремушки, играйте. Более подробно об играх и игрушках читайте по ссылке Развивающие игры и игрушки .
Психофизическое развитие
Ребенок в психофизическом плане развивается с нарастающими темпами, демонстрируя все новые и новые умения. Улучшается зрение.
Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):
- активо улыбается. Радостно реагирует на маму, ее голос,
- лепечет и агукает
- хорошо держит головку
- сосет пальци и кулаки
- у ребенка снижается тонус
Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.
Важное в этот период :
- У ребенка появляется желание общаться. Мама в этот период должна стараться побольше разговарить, рассказывать что происходит вокруг;
- Предлагайте для игр легкие погремушки, играйте. Более подробно об играх и игрушках читайте по ссылке Развивающие игры и игрушки .
Этот период многие мамы отмечают, как достаточно спокойный. Мамы уже привыкли к своим функциям, а у ребенка налаживается режим дня. Мама хорошо понимает потребности малыша. Ребенок становится более активным, взгляд и поведение более осмысленным. В большинстве случаев проходят колики. Однако могут начинать беспокоить зубы.
Психофизическое развитие
Ребенок в психофизическом плане развивается с нарастающими темпами, демонстрируя все новые и новые умения. Улучшается зрение. Ребенок изучает себя, прислушивается к звукам, которые он издает.
Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):
- активно хватает игрушки, бьет по подвешенным перед ним погремушкам.
- некоторые дети уже переворачиваются с живота на бок и на спину,
Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.
Важное в этот период :
- Не пытайтесь сажать
- Активно взаимодействуйте
- выкладывайте на твердую поверхность, желательно на пол. Это даст ребенку большой обзор и не позволит упасть.
- Играйте. Более подробно об играх и игрушках читайте по ссылке Развивающие игры и игрушки .
В этом возрасте можно вводить прикорм. Однако такое введение рекомендовано преимущественно детям, находящимся на искуственном вскармливании.
Психофизическое развитие
Ребенок становится спокойнее, ночью без пробуждение на кормление он может спать до 6 часов. Обычно колики уже прошли, а зубы еще не беспокоят.
Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):
- самостоятельно переворачиваться с живота на спинку и обратно,
- активно ощупывают предметы, берут в ручки
- перекладывают игрушки из руки в руку.
Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.
Важное в этот период :
- Не пытайтесь сажать
- Активно взаимодействуйте
- Играйте. Более подробно об играх и игрушках читайте по ссылке Развивающие игры и игрушки .
Ребенок активно изучает и взаимодействует с окружающим миром.
Психофизическое развитие
Темпы роста замедляются. Ребенок вырастет на 2см и поправится на 650-700 граммов. заканчивается освобождение от гипертонуса мышц и они начинают слаженно управлять движениями ребенка, согласованно работая для достижения цели движения — перевернуться, дотянуться, взять и попробовать на вкус.
Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):
- начинает перемещаться на животике. Некоторые дети сразу ползут назад.
- ребенок фиксировать и перемещать взгляд, поворачивает головку, наблюдая за движущимся предметом,
- перестать косить (если это было) глазками.
- отличает маму, папу и других близких от чужих.
- лежа на спине приподымает голову и плечи, пытается сесть.
- в лепете ребенка уже слышки отдельные слоги
Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.
Важное в этот период :
- Учитывая активизацию движений будьте предельно осторожны. Следите, что бы ребенок не упал.
- Давая ребенку игрушку, следите за тем, чтобы он брал ее и правой, и левой ручкой — развиваться должны обе руки.
- Ребенку очень нравится, когда мама или папа повторяют его звуки, он учится лепетать
- Играйте. Более подробно об играх и игрушках читайте по ссылке Развивающие игры и игрушки .
- Будьте бдительны, не оставляйте рядом с детьми вещи, которые представляют для них опастность.
Очередная важная веха в развитии ребенка. Обычно в этот период оптимальным считается вводить прикорм. Кроме того, в этот период ребенок начинает двигаться в вертикальной плоскасти, сидеть (с поддержкой или без),ползать. В этот период у большинства детей появляются зубки. У ребенка появляется достаточно четкий график — ночной сон и два дневных сна.
Психофизическое развитие
Прибавка в весе — 600г, рост увеличивается на 2см
Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):
- ползание
- сидит и садиться
- пытается встать
- в речи отчетливо слышны слоги — ма, та, ба и т.д.
- интересуется едой взрослых, может просить еду со стола.
Ребенок настороженно относится к чужим. Может их бояться.
Важное в этот период :
- Нельзя торопить ребенка в развитии. следует подождать, пока мышцы окончательно окрепнут до свершений.
- Не кормите ребенка насильно, вводите прикорм постепенно. Не отвлекайте во время еды мультиками.
- Вводите не более одного продукта в несколько дней. Это поможет при пищевой аллергии , выяснить точно на какой на продукт эта нежелательная реакция.
- Избегайте продуктов, которые могут вызвать удушение. Более подробно по ссылке.
- О введение прикорма подробнее по ссылке
- Предлагайте ребенку прорезыватели, которые ему будут удобны. У многих детей прорезывание может быть болезненным процессом, поэтому рассмотрите вопрос обезболивания.
Ребенок становится все более самостоятельным. Имеющиеся навыки закрепляются и совершенствуются. В этот период начинает формироваться характер.
Психофизическое развитие
Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):
-
Копирует звуки и слоги, произносимые взрослыми
- Сам садиться
- Быстро ползает, преодолеват барьеры
- Стоит у опоры. Самостоятельно встает. Некоторые дети начинают ходить возле опоры, делать самостоятельные шаги.
- Лазает по ступенькам, залазит и слазит с кровати, дивана и т.п.
- Откликается на свое имя
- Владеет пинцетным захватом — берет предметы не всей рукой, а двумя пальчиками.
- Понимает отдельные слова, например, нет или нельзя, пойдем и т.д.
- Может доставать предмет при помощи другого
- Начинает пополнять словарный запас.
- Машет рукой на прощание.
Важное в этот период :
- Побольше разговаривайте с ребенком. Помните, что вы для него пример для подражани
- Обеспечте ребенку безопасную зону для игр и развития навыков ползанья, стояния, хотьбы.
- Обучите ребенка залазить и слазить с кресла, дивана.
- Старайтесь изменять консистенцию пищи ближе к взрослой еде
- Расширяйте словарный запас малышу. Показывайте различные предметы и животных, говорите их название и имитируйте звуки, которые издает ребенок.
- В этом возрасте ребенок делает все с оглядкой на маму. Поэтому поддерживайте желаемые действия, и запрещайте нежелаемые.
- Когда ребенок начинает ходить рекомендуют приобрести ему первую обувь. При этом для профилактики плоскостопия целесообразно приобрести обвувь с жестким задником и специальной подошвой (стелькой)
- Когда малыш сделает первые шаги, он с удовольствие Дети очень
![]() |
Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях |
Показатели развития ребенка до года
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми.
Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
- Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
- • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;• Эмоции;• Общие движения;• Движения руки и действие с предметами;• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
- • Навыки и умения.
- Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.
- Таблица 1. От 0 до 6 месяцев
Показатель | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц |
Зрительно-ориентировочные реакции | Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним | Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой | Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении | Узнает мать | Отличает чужих от близких | |
Слуховыеориентировочные реакции | Вздрагивает при резком звуке и мигает | Прислушива- ется | Отчетливое слуховое сосредото- чение | Поворачивает голову на звук | Различает тон, с которым к нему обращаются | |
Эмоции | Первая улыбка | Улыбается в ответ на речь взрослого | В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек | Громко смеется | ||
Движения общие | Пытается держать голову лежа на животе | Хорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положении | Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. | Поворачивает- ся со спины на живот | Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот | Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке. |
Движения руки и действия с предметами | Захватывает подвешенную игрушку | Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка | Свободно берет игрушки из разных положений | |||
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи | Начинает гулить | Продолжи-тельно гулит | Продолжает долго гулить | Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета | ||
Навыки и умения в процессах | Берет пищу губами с ложки для кормления |
Таблица 2. От 6 до 12 месяцев
Показатели | 7 месяцев | 8 месяцев | 9 месяцев | 10 месяцев | 11 месяцев | 12 месяцев |
Движения общие | Хорошо ползает | Самостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее | Ходит при поддержке за обе руки | Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. | Самостоя-тельно стоит без опоры | Самостоя-тельно ходит |
Движения руки с предметами действия | Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую | Долго занимается игрушками | Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает | Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой | Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки | |
Подготовитель- ные этапы развития речи | Произносит слоги многократно (лепечет) | Громко, повторно произносит различные слоги | Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете | Подражает разным слогам взрослого | Произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис» | Произносит 8-10 слов |
Понимание речи | На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте | По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания» | Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек | Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого | Выполняет элементар- ные требования взрослых | Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива- ется запас понимаемых слов |
Навыки и умения в процессах | Пьет из чашки, которую держит взрослый | Сам держит сухарик или корочку хлеба | Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. | Пьет из чашки | Пьет из чашки | Сам берет чашку и пьет из нее |
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Развитие зрения и слуха
У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.
Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения.
И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.
Развитие эмоциональных реакций
Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.
На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».
К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение.
По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека.
Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.
После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Общие движения
Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает.
С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
Развитие речи
Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.
К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.
В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция).
На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам.
Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».
Советы родителям
Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии.
Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц.
Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.
Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех.
Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.
В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.
Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.
- Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.
- С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
Физическое развитие — Материнство в Хабаровске
- Физическое развитие
- Интеллектуальное развитие
- Игры
Физическое развитие, от 1 дня до 6 дней
Так как еще совсем недавно ваш ребенок находился в утробе в согнутом виде, вероятнее всего он будет выглядеть некоторое время скрюченным, с не полностью выпрямленными руками и ногами. Он даже может показаться кривоногим.
Не беспокойтесь! Ваш ребенок потихоньку выпрямится, и к моменту, когда ему исполнится 6 месяцев, он полностью развернется! В тоже время, так как он приспосабливается к жизни вне теплых, безопасных границ маминого животика, он может наслаждаться тем, что его пеленают в легкое одеяло.
Ваш ребенок рождается с целым рядом рефлексов. Рефлекс Моро, или рефлекс испуга, заставляет его автоматически выгибать свою спину, раскидывают свои руки и ноги и иногда плакать, когда он слышит громкие звуки и ощущает неожиданное движение. Новорожденные имеют такую реакцию даже во время сна, но это проходит в течение нескольких месяцев.
Другими рефлексами новорожденных являются рефлекс Бабинского (если легко провести чем-нибудь по подошве ноги ребенка, то у него веерообразно разойдутся пальцы ноги), шаговый рефлекс (если ноги ребенка касаются твердой поверхности, он начинает шагать или танцевать), и рефлекс выталкивания языка (ребенок высовывает язык, когда что то попадает на него).
Физическое развитие, от 1 дня до 1 месяца
С первых недель жизни ваш малыш запрограммирован на совершенствование двигательной активности, которая со временем позволит ему самостоятельно пользоваться ложкой во время еды и сделать первый шаг. Сейчас трудно представить, что через несколько месяцев он сможет переворачиваться , садиться и даже ползать.
- Младенцы по природе своей любознательны и, как правило хотят двигаться и развиваться.
- В первые месяцы у малыша ручки намного сильнее, чем ножки.
- А так же, по мере укрепления мышц шеи и спины, малыш учится держать головку.
Физическое развитие, от 1 месяца до 3 месяцев
- Прежде чем приступить к гимнастике, следует знать технику безопасности. Ведь ваши случайные резкие движения могут травмировать ребенка:
- — Всегда поддерживайте головку и шейку малыша.
- — Ваши движения должны быть плавными, уверенными и осторожными.
- — Сгибая или разгибая ручки и ножки малыша, никогда не принимайте силу.
— Не делайте внезапных резких движений.- Никогда не трясите малыша.
Физическое развитие, от 3 месяцев до 3 месяцев 25 дней
К 3-м месяцам ваш малыш уже в состоянии различать предметы (в том числе и лица) на небольшом расстоянии. Он следует взглядом за движущимся предметом, например когда вы водите игрушкой у него перед глазами.
К этому времени он будет реагировать на свет и начнет различать цвета, прежний черно-белый мир для него будет все ярче раскрашиваться. Ребенок теперь проводит больше времени, с интересом разглядывая свои ручки.
Он все больше интересуется окружающим миром.
Физическое развитие, от 1 месяца до 4 месяцев
Очень важно создать в доме такую обстановку, которая способствовала бы нормальному развитию ребенка. Никогда не стоит торопить события и заставлять ребенка делать что-то против его воли. Он обязательно научится всему в свое время, когда будет полностью готов к этому.
- — каждый день регулярно на несколько минут укладывайте малыша на животик, чтобы стимулировать его умение поднимать и держать головку.
- — старайтесь проводить с ребенком как можно больше времени в те периоды, когда он бодрствует.
- — не скрывайте своих положительных эмоций, пусть ваша мимика и голос будут как можно выразительнее, когда вы разговариваете с малюткой.
— старайтесь регулярно делать малышу массаж. Это стимулирует развитие всех его органов, включая мышечную систему, и способствует общему хорошему самочувствию.
— Чтобы пробудить любопытство малыша и заставить его смотреть вокруг, вы можете повесить яркую игрушку не прямо над его головой, а чуть в стороне.
Физическое развитие, от 5 месяцев 21 дня до 5 месяцев 28 дней
Поговорим о графике роста. Во время каждого вашего визита к педиатру он смотрит динамику роста, измеряя вес ребенка, длину (или высоту), окружность головы и сравнивая его со средними национальными показателями и предыдущими измерениями.
Для того, чтобы оценить физическое развитие ребенка, педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны.
Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружности головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша.
Ваш ребенок растет в определенном темпе. Некоторые младенцы, естественно, более крупные или мелкие из-за генетического фона. Естественно, правильное развитие Вашего ребенка включает множество факторов, например, характер и уровень активности, психоэмоциональное и умственное развитие, а не только рост. Однако отклонения от нормы должны насторожить и врача, и родителей.
Физическое развитие, от 3 месяцев до 6 месяцев
С 3 до 6 месяцев малыш активно растет. Удары ножками становятся сильнее, теперь ваш ребенок отталкивается ножками, если вы ставите его на ровную поверхность, поддерживая подмышками. Движения головы и шеи становятся более координированными.
Малыш пытается, иногда успешно, переворачиваться. Сначала с живота на спину, потом с со спины на живот. Ваш ребенок уже дотягивается ручками до предметов и пытается засунуть их в рот.
Ему нравится прыгать на кровати или на полу (конечно, когда вы поддерживаете его) — это укрепляет мышцы ног. Поощряйте ребенка к движению, но не вынуждайте делать то, к чему он еще не готов.
Чтобы малыш научился отталкиваться, положите его на пеленальный столик, чтобы подошвы ножек упирались в ваши ладони. Разложите игрушки так, чтобы ребенок мог до них дотягиваться лежа на животе.
Физическое развитие, от 7 дней до 6 месяцев
Гимнастика для малышей развивает мышцы и суставы, а также вырабатывает у правильные, рациональные стереотипы движения. Предлагаем вам попробовать следующие упражнения:
1. Скрещивание ручек.
Это упражнение помогает расслабить мышцы грудной клетки.
— Положите малыша на пеленальный столик, вложите в его большие пальцы своих рук. Он рефлекторно схватывает их и будет удерживать довольно крепко.
- — Теперь осторожно охватите его запястья своими кистями и разведите ручки в стороны до полного выпрямления.
- — Медленно скрестите ручки у него на груди.
- — Повторите упражнение несколько раз, медленно считая вслух.
2. Поднять — отпустить.
- Это упражнение улучшает подвижность плечевых суставов.
- — Положите малыша на спину и осторожно, но уверенно возьмите его за предплечья.
- — Поочередно поднимайте его ручки над головой и отпускайте их.
- — Повторите упражнение 10 раз.
3. Сгибание и разгибание ножек. Это упражнение развивает подвижность тазобедренных суставов и очень полезно для детей, у которых часто болит животик.
— Положите малыша на спину и осторожно возьмите за голени.- Поочередно приводите к животику согнутые в коленных суставов ножки. Сгибая ножки в колене, не принимайте силу. Повторите это упражнение 10 раз.
Физическое развитие, от 6 месяцев до 7 месяцев
Вашему малышу уже 6 месяцев, и если развитие идет планомерно, вот, что он умеет делать:
- Переворачиваться со спины на живот.
- Поднимать верхнюю половину туловища, лежа на животе.
- Сидеть с небольшой поддержкой.
- Поворачиваться, чтобы посмотреть, что происходит вокруг.
- Произносить отдельные открытые слоги («ба-ба, «ма-ма», «да-да»).
- Брать в рот разные предметы, изучая их.
- Стучать и трясти игрушками и другими предметами.
Физическое развитие, от 6 месяцев до 7 месяцев
Некоторые малыши очень активны и развиваются огромными скачками. Поэтому к 6 месяцам и ваш малыш может уметь совершать следующие действия:
- Лепетать и адресовать свой лепет кому-либо с целью общения.
- Дотягиваться до предметов.
- Сидеть без поддержки взрослого.
- Вставать.
- Есть твердую пищу.
- Отличать знакомых людей от незнакомых.
- Тянуться, чтобы его взяли на руки.
- Следить за игрушкой, которая укатилась
Физическое развитие, от 7 месяцев до 8 месяцев 25 дней
К 7 месяцам ваш малыш способен двигаться на коврике во всех направлениях. С вашей помощью он может удерживать часть своего веса на ножках. Он уверенно сидит и может сесть из положения лежа на животе. К полугоду ребенок должен уметь переворачиваться с животика на спинку и наоборот.
Поддерживайте его усилия. К 7 месяцам ребенок уже может ползать или передвигаться на попке. К 8 месяцам многие дети уже встают на ножки, держась за кроватку и другую мебель.
Если вы застали ребенка за этим занятием, удостоверьтесь, что у вас надежная мебель и ребенок не опрокинет ее на себя.
Физическое развитие, от 10 месяцев 7 дней до 10 месяцев 14 дней
Ребенок в возрасте 10 месяцев и 2 недели может уверенно сидеть и, возможно, даже ходить, держась за мебель, иногда у него получается отпустить руки на мгновение и стоять какое-то время без поддержки. Он даже может сделать шаг, чтобы приблизиться и взять игрушку.
Ах, эти магические первые шаги к независимости! И новые испытания для вас! Если ваш ребенок еще не начал ходить, то сделает это в ближайшее время.
Большинство детей делают свои первые шаги, к 12 месяцам, некоторые чуть раньше, а начинают хорошо ходить где-то к 1,5 годам.
Физическое развитие, от 10 месяцев 14 дней до 10 месяцев 21 дня
Ребенок в возрасте 10 месяцев и 3 недели уже может ходить, с вашей поддержкой, он может даже подать вам ножку или ручку, когда вы его одеваете или раздеваете.
Во время еды, он может самостоятельно взять в руки чашку и пить из неё (хотя некоторые дети еще не делают этого), может сам руками съесть свою еду. Когда малыш начнет пить из чашки, вам придется следить за этим процессом, т.к.
он может облиться, поперхнуться, а потом просто бросить чашку.
Физическое развитие, от 11 месяцев 21 дня до 11 месяцев 28 дней
Ребенок в возрасте 11 месяцев 4 недели все ещё не ходит самостоятельно, то скоро, все-таки, настанет то время, когда он захочет сделать свои первые самостоятельные шаги. Если ребенок 11-12 месяцев всё ещё не ходит, не волнуйтесь.
Вполне нормально для малышей начинать ходить в 17 или 18 месяцев. Вам необходимо слегка поддерживать малыша при ходьбе или ползании. Можно также, взяв его за обе ручки, вести его к себе.
Как правило, походка малыша поначалу будет напоминать походку медвежонка.
В это время главнее всего не выпускать ребенка из внимания, создав ему безопасные условия перемещения. И, конечно же, запечатлевать эти счастливые моменты для семейного архива.
Физическое развитие, от 9 месяцев до 1 года
Когда ваш малыш начнет учиться ходить, он будет держаться за предметы мебели, добираться из пункта А в пункт Б.
Эти попытки вырабатывают у ребенка силу, равновесие и координацию движений, необходимые для первого самостоятельного шага.
Если расстояние между двумя предметами слишком велико, то малыш скорее всего плюхнется на пол, переползет нужную дистанцию и снова встанет, когда окажется в пункте назначения.
Прежде чем карапуз начнет ходить, придерживаясь за мебель, он должен научиться стоять. Когда ваш ребенок научится этому, то начнет ходить, придерживаясь за мебель. Когда же он освоит и это, то наконец пойдет самостоятельно. В этот период важно по-новому взглянуть на окружающую обстановку и принять меры предосторожности, чтобы ваш ребенок не пострадал.