Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

«Воспитатель не чиновник. А если он чиновник, то уже не воспитатель»
К.Д. Ушинский.

Поступление в детский сад

Адаптация 2,5 – 3 летнего ребенка к детскому саду обычно сопровождается массой неблагоприятных последствий со стороны организма. Первые дни в новой обстановке особенно мучительны для малыша.

В поведении большинства детей появляются заметные изменения, касающиеся:

  • эмоций;
  • взаимодействия с окружающим миром;
  • познавательной активности;
  • умений и навыков;
  • речи;
  • двигательной активности;
  • сна;
  • аппетита;
  • здоровья.

Обычно ребенок адаптируется к новым условиям за 2-3 недели. Если малыш не подготовлен к детскому саду, этот процесс растягивается на несколько месяцев. Если и по истечении этого времени малыш продолжает плакать, плохо ест или заболевает, то такая адаптация считается тяжелой. Родителям и самому малышу требуется помощь детского психолога.

Облегчение привыкания к садику

Условно период адаптации ребенка в детском саду делится на три этапа:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

На первом этапе психологи советуют родителям дистанционно познакомить свое чадо с датским садиком. Если ДОУ находится неподалеку от дома, то можно сменить привычный маршрут и показать малышу красивое здание, в котором он будет учиться интересным вещам.

Также можно предложить ему понаблюдать за играющими ребятами в детском саду. У многих малышей 4-5 летнего возраста возникает желание присоединиться к игре.

Не будет лишним придти вместе с малышом на экскурсию в детский сад, познакомиться с воспитателями, наглядно показать ему, чем он будет заниматься.

Ребятишек 2,5-3 летнего возраста необходимо заранее приучать к самостоятельности. К этому возрасту ребенок должен быть приучен к туалету. Также он должен уметь сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, умываться, чистить зубки.

За 2-3 месяца до начала посещения ДОУ психологи рекомендуют изменить режим дня дошколенка. Он должен по возможности соответствовать режиму в детском саду. Желательно придерживаться нового режима даже по субботам и воскресеньям.

На втором этапе адаптации к детскому саду психологи советуют оставлять ребенка в группе на некоторое время, а не полный день. Время пребывания в первые 10-14 дней может варьироваться от 1 до 3 часов.

Первые дни мама может находиться в группе вместе с ребенком, включаться в игру, помогать своему ребенку выполнять задания воспитателя.

Это позволит малышу получить положительные эмоции от садика и закрепить их.

На третьем этапе адаптации психологи рекомендуют оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Если ребенок желает остаться на полдник, то не стоит забирать его раньше.

  • Адаптационный период считается пройденным тогда, когда эмоциональное состояние, аппетит и сон ребенка стабилизируются.
  • Смотрите также:
  • Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

Тяжелая адаптация: что делать?

Во время адаптации к детскому саду у малыша может ухудшиться аппетит. Некоторые дети не могут привыкнуть есть вне дома и полностью отказываются от еды. Также наблюдаются нарушения сна, частые мочеиспускания. По причине страхов и постоянного стресса ребенок болеет. Нередки случаи диагностирования бронхиальной астмы.

При тяжелой адаптации в детском саду, психологи часто советуют повременить с посещением ДОУ.

Если малыш заболел, то его следует забрать из садика с сохранением места, а после выздоровления повторно пройти дома подготовительный этап. Не будет лишним записаться в развивающий детский центр.

Во многих из них функционируют группы «Без мамы», где малыши остаются на попечении квалифицированных специалистов на протяжении нескольких часов.

Дети 4-5 лет

Ребенка 4-5 лет психологически легче подготовить к посещению садика. Занимаясь с малышом, не будет лишним сказать, что воспитательница лучше знает, как делать то-то и то-то. Это поможет ребенку вспомнить о положительных моментах его пребывания в садике.

С ребенком, плохо привыкающим к садику, нужно договориться о времени, когда его заберут домой. Обещание забрать сразу после сна или полдника нужно выполнить. Если мама не может забрать малыша к обещанному часу, это может сделать бабушка, старший брат, сестра или отец.

У некоторых детей плач в саду является методом манипуляции. Ребенок должен усвоить, что его плач не является непременным условием того, чтобы незамедлительно оказаться дома.

Что делать воспитателю

С ситуацией, когда новенький сильно плачет, отказывается от прогулок и еды, сталкиваются многие воспитатели. Очень важно избегать крайностей.

Был случай, когда девочка трех лет, посещающая частный садик, все время сидела на диване, который служил ей своеобразной безопасной зоной, и плакала. Воспитатель, пытаясь успокоить ребенка, большую часть времени стал проводить именно с ним.

В результате девочка по пятам ходила за педагогом, по-прежнему отказываясь от игр и занятий со своими сверстниками.

Нового воспитанника психологи рекомендуют постепенно включать в игру. Если малыш плачет, можно предложить ему подойти к окошку и «высмотреть» на улице маму. Можно задавать малышу простые вопросы о маме: какие у нее волосы, какие глаза, какого цвета одежда. Постепенно нужно переключить внимание ребенка на себя: «А у меня какие волосы?» и на других детей.

Нельзя заставлять ребенка играть, спать или есть. Но нельзя и «забывать» о нем, надеясь, что он «поплачет и успокоится».

Ошибки родителей

«Тот, кто уже не помнит собственного детства
совершенно отчетливо — плохой воспитатель». М. Эшенбах.

Для облегчения адаптации в детском саду, родители не должны:

  • Ругать ребенка за плач.
  • Пугать малыша детским садиком.
  • Плохо отзываться о воспитателях и садике.

Также родитель не должен обманывать малыша, уверяя его, что заберет его домой через 1-2 часа. Иначе ребенок получит еще один стресс, а доверие к матери будет подорвано.

Напоследок

Многие психологи рекомендует отдавать детей в садик после трех лет. Ребенок в 1-2,5 года еще очень привязан к матери. Перед устройством в садик рекомендуется пройти тест на готовность к садику.

Об авторе: детский психолог, опыт работы от воспитателя в детском саду до семейного психолога. Cотрудничаю с детским развивающим журналом «Рюкзачишка», телесериалом «Кулагин и партнеры».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Чтобы адаптация к детскому саду была легкой… Советы родителям – Детский сад и ребенок

Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

Автор — Светлана КАПУСТИНА, психолог. 

Очень многие родители сталкиваются с трудностями привыкания ребёнка к детскому саду – бегают с малышом по больницам, вытирают ему слёзы по утрам и считают, что это «классическая» адаптация к детскому саду. Между тем избежать всех этих сложностей довольно легко, потребуется только немного времени и мамино желание.

1. Отдавайте ребёнка в детский сад не исходя из его возраста, а исходя из его готовности, учитывая тип темперамента и характер

Это в идеале, а на практике, увы, мы отдаём малышей в садик либо когда у мамы закончился оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком, либо, что встречается ещё чаще, когда подошла наша очередь в детский сад. А занимать эту очередь приходится чуть ли не во время беременности.

Но если соблюсти первое правило лёгкой адаптации не всегда в наших силах, то соблюдение остальных правил зависит только от родителей.

2. Начинайте подготовку к детскому саду за несколько месяцев до поступления

Обычно происходит с точностью до наоборот. Все знают, что ребёнку нужна подготовка к школе, а вот подготовкой к садику пренебрегают. А ведь это первый этап социализации, первый шаг вашего малыша в коллектив сверстников. И насколько он будет успешным, настолько успешно пойдёт и дальнейшая его жизнь – школа, институт, работа, семья.

3. Укрепляйте иммунитет ребёнка

В детский сад приходят детишки из разных семей и приносят с собой вирусы и бактерии, которые для вашего малыша окажутся новыми и незнакомыми.

Если иммунная система детского организма достаточно крепкая, то ей не составит особого труда противостоять патогенным микробам.

Даже учитывая большую эмоциональную нагрузку, связанную с новыми впечатлениями, закалённый ребёнок имеет гораздо меньше шансов заболеть, чем изнеженный.

4. Больше общайтесь

Возможно, вы не слишком общительны по натуре и даже для прогулок с малышом выбираете уединённые тропинки в парке.

Но если вы хотите, чтобы вашему ребёнку в детском саду было легче адаптироваться, то вам придётся пересмотреть свой образ жизни и присоединиться к мамам на детской площадке.

Будьте активнее, ходите с ребёнком в гости, приглашайте гостей к себе домой, заводите новые знакомства.

5. Научите ребёнка навыкам самообслуживания

Частенько детишки в первые дни в детском саду не умеют ни ручки помыть, ни ложку держать, ни горшком пользоваться. Некоторые родители считают, что научить этому ребёнка – прямая обязанность воспитательницы.

Но ведь всё новое для ребёнка – это стресс, а тут ещё приходится новые умения осваивать! Неудивительно, что многие детки от всего этого начинают регрессировать, то есть забывают даже то, что умели.

Гораздо лучше прививать новые навыки в спокойной домашней обстановке – ребёнку и усвоить их будет проще, и в садике будет легче.

6. Отучите малыша от груди и от соски

Сейчас очень развита практика долгокормления и это отлично.

Но представьте: ребёнок привык получать мамину грудь в определённое время, а тут мало того, что всё вокруг незнакомое, так ещё и привычной груди рядом нет.

Лишнее беспокойство, лишний стресс, лишние капризы… Если вы непременно хотите сохранить грудное вскармливание, то ещё до садика постепенно переведите часы кормлений на вечернее время.

От пустышки лучше отказаться уже после шести месяцев жизни, но если не получилось, перед садиком этот процесс активизируйте. Некоторые мамы считают, что пустышка успокоит малыша в первые дни в детском саду, но не учитывают, что таких малышей там много и их вполне может заинтересовать ваша соска.

А так как у маленьких детей ещё не слишком развиты понятия «моё-чужое», пустышка побывает в ротиках у половины группы, вот вам и обмен бактериями! Для успокоения лучше дать ребёнку с собой небольшую мягкую игрушку и представить всё так, что в детский сад идёт именно игрушка, а ребёнок её ведёт и помогает освоиться.

7. Играйте дома в детский сад

Самый понятный для ребёнка способ обучения – это игра. И если правильно организовать этот процесс и ежедневно проигрывать все ситуации, с которыми предстоит столкнуться малышу в детском саду, то в реальности он уже будет знать, как вести себя в том или ином случае. Это ведь так просто – попробуйте!

8. Познакомьте ребёнка с воспитательницей

Одно дело – идти в детский сад к совершенно незнакомой тёте воспитательнице и совсем другое – к Марье Петровне, которую малыш уже видел и знает. Не поленитесь – найдите время, узнайте, какая воспитательница будет вести вашу группу и обязательно представьте их с ребёнком друг другу. Этот простой поступок в будущем сохранит вам много нервных клеток – проверено опытом.

9. Сделайте режим дня и меню вашего ребёнка максимально похожими на режим дня и меню в детском саду

Кто-то скажет: ну какой дома режим, пусть малыш пока отдыхает от всяких распорядков. А режим по-любому вырабатывается, хотите вы того или нет, но ваш малыш приучается в определённые часы спать, просыпаться, кушать. И если эти часы кардинально отличаются от принятых в детском саду, туго ему придётся в первые дни.

Допустим, вы с малышом привыкли просыпаться в 9 утра, завтракать в 10, а на прогулку выходить в 11. А в садике в 8.30 уже завтрак начинается и чтоб к нему успеть, встать нужно часов в 7.

Одного этого обстоятельства достаточно, чтобы вашему ребёнку в детском саду не понравилось: он не выспался, не стал завтракать, так как ещё не проголодался – биоритмы нарушены и малыш заболевает.

То же самое касается и меню – если ваш ребёнок не приучен к супчикам и запеканкам, то в садике он просто откажется их пробовать.

10. Включите в маршрут ваших прогулок дорогу до детского сада

Изучите ориентиры, которые попадаются вам на пути. Подойдите к вечерней прогулке и посмотрите, как родители забирают из садика своих детишек. Ещё лучше будет, если вам разрешат прогуляться по помещению детского сада вместе с малышом, но это уже зависит от конкретной заведующей.

А теперь представьте: вы несколько месяцев до поступления в детский сад придерживались всех этих нехитрых правил. Наконец настал день первого посещения. Ваш ребёнок просыпается в своё обычное время, идёт по изученной дороге, приходит к знакомой тёте-воспитательнице и попадает в атмосферу, уже привычную по ежедневной игре в детский сад.

Или так: вы поднимаете ребёнка раньше, чем обычно, приводите в незнакомое место и оставляете среди чужих ему людей. А поскольку для малышей понятие о времени размыто, он может вообразить, что вы оставили его тут навсегда.

Как тут не испугаться, не заплакать и в итоге не заболеть?!

Как видите, дорогие родители, лёгкой или тяжёлой будет адаптация к детскому садику для вашего ребёнка, зависит исключительно от вас.

НА ЗАМЕТКУ. Игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru. 

Советы психолога по адаптации ребенка к детскому саду

Юлия Железнова
Советы психолога по адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду, а значит к новым социальным условиям протекает подчас болезненно.

Эта смена условий жизни может сопровождаться переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение,непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. п.

Чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, необходимо подготовить его заранее. Тут на помощь придут советы психолога.

Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш.

Им следует установить с ними контакт, узнать об условиях пребывания детей в дошкольном учреждении.

Со своей стороны ознакомить специалистов с привычками и особенностями развития своего малыша, рассказать о характерных чертах поведения ребенка, его склонностях и интересах, — это поможет впоследствии считаться с ними.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей.

Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора.

Здесь проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.

Можно сместить по времени приход в детский сад, чтобы дети не стали свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими родителями. Это скажется на их настроении.

Психолог советует родителям приводить новичков попозже не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече.

Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыва, отторжения от дома.

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике.

Рекомендации психологов следующие: около недели — забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели — сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на целый день.

Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни — один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставания с близкими.

Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам.

Создайте спокойный, бесконфликтный климат для малыша в семье. Щадите ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему, — на время прекратите походы в цирк, театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.

Не реагируйте на выходки своего чада и не наказывайте за капризы. Когда малыш будет не в садике, постарайтесь уделять ему максимум внимания и заботы. Помните, что ни один садик в мире не заменит Вашему ребенку семью и самого любимого и дорого человека в мире – маму.

Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Советы психолога

Адаптация означает приспособление к новой социальной среде, ситуации, условиям. Для ребёнка такой новой средой является именно учреждение дошкольного образования. Шаг за порог детского сада – это для него момент начала жизни в двух средах: семейной и общественной.

Этот факт связан с изменением привычного образа жизни и изменением потребностей, к этому присоединяются новые для ребёнка задачи, связанные с функционированием в группе дошкольного учреждения.

Ребёнок, до этого окружённый заботой и вниманием семьи, оказываются в месте, где всё чужое: предметы, люди, распорядок дня.

В этот сложный для ребёнка период жизни важную роль играют взрослые, а именно родители. Если родители полностью одобряют выбранный ими детский сад, воспитателей, работающих в группе, и их методы работы, тем самым они увеличивают шанс своего ребёнка на успешный процесс адаптации.

  • Есть много способов, чтобы поддержать ребёнка в период адаптации к учреждению дошкольного образования. 
  • ·                   Никогда не пугайте ребёнка детским садом (ходить в детский сад, это просто, весело, приятно, ты увидишь, убедишься сам).
  • ·                   Переход в детский сад следует рассматривать как естественный процесс (папа ходит на работу, мама идёт на работу, а ребёнок в детский сад).
  • ·                   Постепенно приучайте ребёнка к дошкольному учреждению, начиная с краткосрочного пребывания, постепенно увеличивая время.
  • ·                   Прощание с ребёнком должно быть без спешки, но и без особого растягивания времени расставания.

·                   Если родитель заранее ожидает проблемы с расставанием со своим чадом, желательно поговорить об этом накануне с воспитателем. Педагог будет готов уделить больше времени и внимания ребёнку.

  1. ·                   Родители должны быть последовательными в своих действиях: прерывая посещения дошкольного учреждения, они только усугубляют адаптацию.
  2. ·                   Родителям нужно терпеливо ждать рассказов детей, дать им время осмыслить первые впечатления, не мучить их вопросами.
  3. ·                   Взрослым нужно внимательно слушать рассказы своих детей, не игнорировать их проблем, считаться с их настроением.

Каждый педагог, работая с вновь поступившими детьми в детском саду должен знать, что эти первые несколько дней действительно очень трудные.

Он должен отказаться от чрезмерной дисциплины и принуждения, оставить достаточно времени для детей, чтобы они имели возможность свободно играть и предлагать мероприятия, которые дети любят больше всего.

 Это будет способствовать более эффективной и быстрой адаптации ребёнка к условиям учреждения дошкольного образования.

Трудности адаптации

Первые дни разлуки с родителями всегда значительный стрессовый опыт для детей. Стрессом является то, что ребёнок вдруг идёт в место, где всё странное и незнакомое: воспитатели, сверстники, окружающая среда. Также появляются новые правила и социальные ожидания.

 Не удивительно, что первые недели наиболее сложные. Если в течение этого времени ребёнок заболевает, что является очень распространённым явлением в связи с отсутствием полной зрелости и слабого иммунного сопротивления из-за стресса, период адаптации продолжается.

В этот период самый большой страх для детей – это страх разлуки со своими родителями. Он типичен для всех детей, которые испытывают чувство безопасности в тесном контакте с близкими людьми.

Ребёнок внезапно остаётся без любящей заботы родных людей в совершенно новой среде, он не может больше рассчитывать на их помощь и поддержку. Этот факт и есть источник стресса для многих детей.

Некоторые дети испытывают страх и тоску очень серьёзно, в то время как другие – едва выражено, особенно если ребёнок уже имел опыт расставания с близкими людьми.

Ещё одна большая проблема для ребёнка в период адаптации – это отношения с большим количеством новых людей.

 Для того, чтобы уменьшить этот страх, ребёнок должен знать и принимать правила, регулирующие общественную жизнь дошкольного учреждения, своей группы, понимать роль воспитателя в его жизни, участвовать в групповых занятиях и в свободной деятельности со сверстниками.

 Наибольшие отрицательные эмоции в этот период вызывают у ребёнка: необходимость подчиняться указаниям воспитателя и распорядку группы, взаимодействие с другими детьми (делиться игрушками, нежелательные телесные контакты, посягательство на личное пространство и др.), неумение самостоятельно справиться с возникающими проблемами и трудностями.

Задача родителей и педагогов на данном этапе – научить ребёнка «договариваться» со взрослыми и другими детьми в различных вопросах, контролировать свои эмоции.

Немаловажной проблемой в период адаптации, является самостоятельность и самообслуживание.

 Ребенок должен помнить, где его шкафчик в раздевалке и место за столом, номер или название своей группы, как зовут воспитателя, где находится туалет и как им пользоваться и т. д.

Ребёнок должен, в меру своих возможностей, самостоятельно одеться, помыть руки, сходить в туалет, покушать. Хотя педагоги помогают детям, но они не в состоянии посвятить каждому из них столько времени, сколько может потребоваться.

Плач ребёнка при расставании с родителями понятен. Некоторые дети допытываются у воспитателя, когда придут их родители. Бывает, что подходят к окну и долго смотрят, не идут ли мама или папа. Плач и резкие смены настроения часто появляются в течение дня.

Некоторые дети не хотят изначально есть в детском саду; другие неохотно пользуются туалетом, что может заканчиваться мокрым и грязным бельём; иногда отказываются от выхода со сверстниками в спортивный или музыкальный зал, на детскую площадку или укладывания на дневной сон, опасаясь, что родители их не найдут.

Детский стресс в адаптивный период проявляется, как правило, в нарушении социальных и поведенческих норм, носит демонстративно «бунтующий» характер – ребёнок противится, отказывается от сотрудничества, он делает разные вещи по-своему, бывает агрессивным по отношению к сверстникам и т. д.

После возвращения домой дети часто утомляются и не могут «найти себе места», бывают раздражительными или рыдающими, вялыми, не хотят даже на минуту расставаться с родителями, выходить из дома, или же становятся, наоборот, гиперподвижными, проявляют агрессивность в отношении братьев и сестер и т. д.

Дети также могут некоторое время хуже есть и спать, вечером спрашивать о завтрашнем посещении детского сада и заранее протестовать против похода туда утром.

  • Описанные здесь проблемы возникают у детей в различных конфигурациях и являются типичными для периода адаптации. 
  • Когда следует беспокоиться о трудной адаптации?
  • Обеспокоенность родителей и педагогов может быть вызвана в случаях:
  • ·                   когда симптомы очень тяжёлые и не уменьшаются с течением времени;
  • ·                   когда симптомы усиливаются и к прежним присоединяются новые проблемы;
  • ·                   когда ребёнок имеет большие трудности в общении со сверстниками;
  • ·                   когда ребёнок не справляется с адаптацией к общественным правилам;
  • ·                   когда возникают и не проходят психосоматические симптомы: нарушения аппетита, проблемы с запорами, сном, рвота и боли в животе.
  • Как предотвратить трудности адаптации?
  • Для облегчения процесса адаптации ребёнка к условиям учреждения дошкольного образования целесообразно:
  • – позволять ребёнку познавать мир под присмотром заботливых, но не авторитарных взрослых; чем более любопытный и находчивый ребёнок, тем больше открыт он для нового опыта;
  • – научить ребёнка преодолевать трудности, обеспечивая необходимую помощь, но и поощряя его собственные усилия; замечать и хвалить даже маленькие успехи;
  • – принимать чувства ребёнка, указывая ему одновременно способы, как справиться с «трудными» эмоциями;

– обеспечить как можно больше контактов со сверстниками в период, предшествующий посещению детского сада (общие развлечения на детской площадке и в песочнице, посещение детских центров, встречи с друзьями, имеющими детей аналогичного возраста и т. д.);

– давать ребёнку возможность для переживания разлуки с близкими людьми в безопасных эмоциональных условиях: иногда оставлять его под присмотром бабушки или тети, когда родители выходят за покупками.

Однако следует иметь в виду, что слишком длинная и слишком частое отсутствие родителей не будет способствовать зрелости ребёнка и привыканию к разлуке.

Если ребёнок работающих родителей остаётся на попечении бабушки или няни, следует иметь в течение дня время для общей игры и прогулки с родителями;

– учить самостоятельности в сфере самообслуживания, чтобы ребёнок, идя в детский сад, чувствовали себя в этом отношении уверенно;

Зачастую трудности адаптации к дошкольному учреждению являются серьёзными и представляют для ребёнка слишком большую эмоциональную нагрузку.

В таком случае стоит как можно скорее обратиться к опытному детскому психологу, который поможет определить проблемы и установить их причины.

Такие трудности могут возникать из проблем, которые имеет сам ребёнок, например, нарушение обработки сенсорных стимулов, проблемы с общением и вступление в социальные контакты, недостаточно развитое умение играть, маленькая самостоятельность и т. д.

Иногда проблемы возникают из опасений самих родителей, которые боятся, что ребёнок справится без их помощи, и передают ему свои страхи. Бывает, что дошкольное учреждение, которое ребёнок начал посещать не приспособлено к его потребностям. Причины трудности адаптации, как правило, сложны и могут включать все три описанные выше аспекта.

Помощь психолога при адаптации

Помощь психолога должна основываться на изучении психологической ситуации конкретного ребёнка, чтобы предложить соответствующие решения.

Это могут быть рекомендации для родителей и работников учреждения дошкольного образования, однако иногда сам ребёнок нуждается в дополнительной помощи, чтобы облегчить нахождение его в новой среде.

Это могут быть занятия по сенсорной интеграции, мануальная терапия, индивидуальные или групповые адаптивные занятия и т. д. Кроме того, иногда необходимо временно сократить пребывание ребёнка в детском саду.

Если у ребёнка наблюдается серьёзная проблема в период адаптации, то не следует оставлять его без профессиональной помощи с надеждой, что на будущий учебный год ребёнок «перерастёт» их. Так чаще всего не происходит – наоборот, проблемы усугубляются, потому что сверстники уже сделали значительные успехи в области сепарации от родителей и стали более самостоятельны.

Таким образом, адаптационный период у детей проходит по-разному – для кого-то он практически незаметен, а кто-то сталкивается с очень серьёзными проблемами. В среднем это два-три месяца, в течение которых совершенно необходимо помочь ребёнку освоиться и привыкнуть к новому для него образу жизни, проявив при этом терпение и доброжелательность.

Наталья СТЕЛЬМАХ,

педагог-психолог высшей квалификационной категории яслей-сада № 161 г. Минска, руководитель МО педагогов-психологов Ленинского района г. Минска

Все в сад! 5 советов психолога для быстрой адаптации в детском саду

Лето – пора не только отпусков, но и самого важного события в жизни некоторых малышей и их родителей – похода первый раза в…..Детский сад!

Многие родители его немного побаиваются (некоторые даже и не немного!), опасаясь слез (причем, с обеих сторон), истерик и прочих «катастроф» мирового масштаба

Муки выбора

  • За несколько месяцев до такого грандиозного события родители задаются вопросом, как помочь любимому чаду легко и просто адаптироваться к новой жизни в незнакомых условиях.
  • Часто случается так, что отсутствие определенных навыков и компетенций у ребенка превращает поход в дошкольное учреждение в настоящий ад, который он потом помнит всю жизнь.
  • Добавьте к этому слезы мамы, нервное подергивание правой ногой папы, опаздывающего на работу, причитание бабушки, попытки вразумить “неразумное дитя” дедушки и получите лушчий “разрушитель” радужного дошкольного мира.
  • Как же помочь своему ребенку пойти в детский сад бодрым шагом и с высоко поднятой головой? 

1 . Спокойствие, только спокойствие!

Во-первых, успокойтесь сами. Прописная истина «Спокойная мама — спокойный малыш» работает здесь как никогда лучше.

Чем положительнее настроена вся семья, тем благоприятнее атмосфера дома и за его пределами.

2. Готовь сани летом!

Формируйте и развивайте у ребенка навыки и умения, которые пригодятся ему в детском саду.

Как правило, дискомфорт и нежелание ходить туда возникает из-за того, что малыш, например, не умеет держать ложку самостоятельно.

Первые впечатления. Кое-что про адаптацию в детском саду

  1. А это значит, что «Клавдия Петровна» будет долго возмущаться, ругая ребенка (пусть даже и косвенно, грозясь показать «кузькину мать» нерадивым предкам, когда последние явятся вечером).
  2. Эти возмущения ребенок впитывает, как губка, что может спровоцировать нежелание ходить в группу.
  3. Какие навыки и умения помогут малышу быстрее адаптироваться к новым условиям?
  • Умение самостоятельно принимать пищу
  • Умение пользоваться горшком
  • Умение мыть руки
  • Умение самостоятельно одеваться (частично)
  • Умение убирать за собой игрушки и играть с другими детками в простые игры
  • Умение слышать взрослого и реагировать на его просьбы

Эта база поможет ему быстрее и комфортнее адаптироваться к новым условиям.

3. Режим дня – наше все!

Родители должны понимать, что без режима дня о собранности и эмоциональной стабильности ребенка и речи быть не может.

Очень много трудностей возникает тогда, когда ребенок привык поздно ложиться спать (да и днем мама позволяла смотреть мультики, а не предаваться дневному сну в обнимку с подушкой).

В сад же нужно вставать рано. Какое может быть у малыша настроение, если самого утра ему пришлось бороться с собой и со всем миром, пытаясь открыть глаза?

4.Этот огромный безумный мир!

С раннего детства показывайте ребенку мир и людей от мала до велика.

Так у него выработается понимание, что помимо него, на планете живет много «существ» с которыми можно играть и весело проводить время.

5. Кусочек «дома» с собой!

Перед походом в детский сад предложите ребенку взять из дома одну вещь, связанную с домом. Например, мамины часы или папину фотографию.

4 грустных истории об адаптации к детскому саду

Часто бывает, что детям тяжело сделать шаг перед сменой обстановки, и предметы из дома помогают им сделать этот шаг.

Помните, что успешная адаптация ребенка к детскому саду – это совместная работа родителей, воспитателей и всех членов семьи.

Детский сад, в котором ребенок будет проводить целый день, должен стать вторым домом, куда хочется бежать и играть. И он ни в коем случае не должен превратиться в «детскую казарму» из-за недоговоренностей и конфликтов взрослых, которые участвуют в этом процессе.

Сегодня некоторые центры предлагают такую услугу, как адаптация к детскому саду. Программа, разработанная в тандеме педагогов и психологов, позволит превратить поход в сие учреждение в настоящий праздник радости, а не грусти!

Колонку ведет:

  • Алина Толкач – педагог-психолог, руководитель научно-исследовательского центра Global Child Group  
  • Global Child –  это билингвистическое развитие личности в возрасте от 6 месяцев до 16 лет.
  • Аккредитованный участник международной образовательной ассоциации ICEF, международный образовательный клуб ставит свой целью сформировать у детей такие навыки и компетенции, которые будут необходимы им не только в школе, но на протяжении всей жизни.   
  • А у вас есть свои секреты, как  помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться в детском саду?

Быстрая связь с редакцией [email protected] Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Советы педагога-психолога "Адаптация ребенка в детском саду"

  • А как ребенок привыкнет?
  • Понравится ли ему?

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

Мамам, чьи малыши идут в садик, очень хочется, чтобы адаптация прошла очень мягко. Идеальный вариант – ребенок ладит с воспитателем, идет к детишкам группы, каждое утро просыпается без слез и капризов.

Однако любая перемена в жизни является стрессом для малыша, и иногда, именно, взрослые вольно или невольно мешают ребенку адаптироваться к садику. Сегодня я расскажу о самых распространенных родительских ошибках в процессе привыкания детей к дошкольному учреждению и о том, как их избежать.

Итак, НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

1.Начинать отучать ребенка от ранее сложившихся привычек,которые не приняты в детском саду: отнимать от груди, забирать соску, отменять памперсы перед приходом в детский сад или с первых днейпосещения. Этого делать ни в коем случае нельзя. Начинать лучше либо за полтора-два месяца до посещения, либо уже после привыкания к садику.

2. Проявлять невнимательность к социализации малыша.

Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению).

Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

3.  Планировать выход на работу одновременно с приводом ребенка в садик. В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

4. Излучать тревогу.Ребенок не знает, что его ждет впереди. Он не знает, как надо относиться ко многим вещам, что хорошо, что плохо. Он смотрит на родителей и считывает отношение к миру с их мыслей, слов, поведения.

Если мама отвела ребенка в сад, а потом проревела полдня от переживаний разлуки с крошкой, ребенку будет крайне сложно перенести адаптацию.

Если папа заранее уверен, что воспитатели в группе невоспитанные, необразованные, скорее всего, ребенок будет страдать от общения с этими людьми.

Прежде чем отдавать ребенка в сад, надо разобраться с собой, своими страхами, предрассудками. Надо быть готовыми отпустить от себя ребенка, доверить его профессиональным педагогам.

Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками, интересно проводить время, развиваться. Я хочу, чтобы он пошел в садик»

5. Болезненно реагировать на плач ребенка или уговорыпойти обратно домой или вообще не ходить в детский сад. Обычно все дети плачут, так как они привязаны к родителям, любят их и не хотят расставаться с ними. Это нормальная реакция здорового ребенка. Как только ребенок убедится, что ему в садике безопасно и интересно…он успокоится.

6. Перекладывать ответственность.

Иногда мамы говорят: «Попробуем походить в сад, если ребенку понравится, будем ходить, если не понравится, заберу». Такая установка в большинстве случаев заранее обречена на неудачу. Здесь родители банально перекладывают ответственность  за принятие решения с себя на очень маленького человечка.

Детский сад  — не цирк, не карусель, то есть не безусловно приятное место. Сложно подчиняться новым требованиям, сложно учиться общаться с десятью ровесниками.

В детском саду обязательно будет место негативным эмоциям, ведь любой новый жизненный этап всегда связан как с положительными, так и с отрицательными моментами. Конечно, прощание с мамой — это острое переживание.

И если родители вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с новой ситуацией, задают каждый раз вопрос: «А тебе нравится? А будешь ли ты ходить в детский сад?», — они, скорее всего, получат в ответ «Нет!» в виде утренних истерик.

Привычка ходить в детский сад сложится постепенно. В течение одного-двух месяцев ребенок может выражать нежелание идти в детский сад. Родители не должны соглашаться на уговоры ребенка. Лучше мягко настаивать на своем: «Мама идет на работу, а ты — в детский сад…».

Самая большая ошибка — уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, вызвать бабушку и так далее). Далее он будет проситься все настойчивее и настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка и знают, когда он пытается манипулировать ситуацией, а когда на самом деле — болеет.

При болезни следует обязательно оставаться дома и вызвать врача.

7. Говорить устрашающие фразы.

«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша…».

Конечно, иногда себя сдержать трудно. Но любое ваше злое слово обернется обидой у ребенка сейчас и ответной грубостью в ваш адрес потом, лет через 12-15. Тот, кто не умеет безусловно любить и беречь своего ребенка, обязательно получит бумерангом соответствующее отношение от подростка.

8. Не щадить.

Надо понимать, что ребенку сложно. Поэтому, если он «копается» по утрам или слишком шумно ведет себя вечером, он это делает не вам назло, а  лишь разгружает свою нервную систему.

 Не стоит стремиться развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается его нервная система.

Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

9. Несистематически посещать садик.

Иногда мамы относятся к вопросу посещения садика несерьезно: проспали, не хочется рано вставать, малыш закапризничал, решили отдать его на недельку бабушке. Через некоторое время ребенок понимает, что посещать сад не обязательно, и начинает манипулировать взрослыми через крики и слезы.

Не забывайте, что детский сад – это своего рода работа для детей, а значит, ходить в дошкольное учреждение нужно каждый день. Систематичность и регулярность посещения поможет крохе скорее привыкнуть к новому статусу и новым обязанностям

10. Не обращать внимание на наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом.

Например, папа оставил семью, и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок.

Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

11. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста.

Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована.

Еще пример:бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик и сама желает заботиться о внуке.

Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Как показывает практика, дети работающих матерей адаптируются легче.

12. Неправильный режим дня

В садик нужно вставать рано, что становится реальной проблемой для родителей, чьи дети привыкли засыпать после 22.00. Сонный ребенок трет глаза, хнычет, капризничает, не понимая, чего он хочет. Так же он ведет себя и в группе, болезненно реагируя на уговоры мамы, педагога.

    В уголке для родителей висит листок режима дня ребенка посещающего детский сад. Это еще один важный пункт привыкания.

Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большей степени с режимом ДОУ: завтрак — 9 утра; обед — 13 часов; сон с 1330 до 1530; полдник в 16 часов, укладывание на ночь не позднее 21-22 часов. И стараться максимально придерживаться этого режима.

13. Быстрый сбор

Эта родительская недоработка плавно вытекает из предыдущей. Маме жалко будить сладко спящего ребенка, она сама хочет подольше полежать в кровати. В результате сборы проходят в спешке, родители подгоняют малыша: «Собирайся быстрее», «Некогда разговаривать», «Потом тебя поцелую» и т.д.

Малыш же не понимает, почему мама раздражена: « наверное, она меня не любит», думает он и выходит из дома в плохом настроении.Просыпаться следует заранее, чтобы вы сумели уделить немного времени крохе: погладить ножки и ручки, сделать веселую зарядку, потанцевать. Выходить в детский сад тоже необходимо заблаговременно, обеспечив запас времени.

В этом случае вы не будете нервничать по дороге и не передадите свою тревогу детям.

14. Внезапное исчезновение при прощании, когда мама старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания.

Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки — формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома.

Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

15. Особый режим  питания дома

Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу, приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать овощное рагу и запеканку.

  • А кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике скорее всего будет убегать из-за стола; без концентрации внимания на мультике не сможет долго сидеть на одном месте.
  • И, напоследок, легчеадаптироваться малышу к саду помогут «ритуалы»расставания.  
  • «Ритуал» — это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.
  • Например, уходя, мама всегда:
  • — на несколько минут берет малыша на руки, обнимает;
  • — целует и говорит, куда уходит и когда придет;

— просит принести сумку(ключи, платочек и т. д.);

  1. -говорит «спасибо» и «пока-пока»;
  2. — если ребенок плачет – говорит, что ей жалко, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
  3. —передает ребенка взрослому, с которым он остается;
  4. -уходит.

Такое поведение помогает ребенку привыкнуть красставанию. Не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬвзрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Успехов Вам и Вашему малышу!

Ссылка на основную публикацию