Когда начинать финансовое воспитание ребенка?

Деньги, кроме исполнения чисто финансовых функций (мера стоимости, средство оборота, платежа, накопления), являются также фактором формирования психики человека в выживании, существовании, удовлетворенности, восседании на той или иной общественной ступени и т.д.

Исследования свидетельствуют о том, что люди дольше сохраняют здоровье, остаются более уравновешенными психически, а также крепкими физически, имея возможность не отказывать себе в удовольствии тратить деньги. У личностей, вынужденных ограничить себе в этом, развивается пессимистичность. Попадая в условия безденежья, нужды даже в питании, – их психика начинает деградировать.

Актуальность финансового воспитания состоит в том, что «правильно» сформированное отношение к деньгам у детей существенно влияет на процесс их экономической социализации и формирования фундамента «психического здоровья».

Родители часто нивелируют проблему финансового воспитания ребенка. Этот вопрос чаще всего или замалчивается (поскольку ребенок еще слишком мал, чтобы распоряжаться деньгами), или же родители формируют неверное отношение ребенка к деньгам.

Негативно окрашенные отзывы родителей относительно денег, якобы «все богатые – жулики», «деньги – причина всех бедствий», формируют неправильное восприятие этой категории.

Когда начинать финансовое воспитание ребенка?деньги

Деньги – это реалия, которую не следует утаивать от детей. Ребенок должен знать, как их зарабатывают родители, а как тратят. Следовательно, у него формируется собственное мировоззрение относительно того, на что стоит или не стоит тратить деньги, как их экономить, сберегать, каким путем формировать доход и пр.

Воспитательный процесс отношения к деньгам следует начинать с того момента, когда ребенок учится различать купюры разного номинала.

Отвечая на вопросы ребенка, необходимо давать только правдивую информацию.

Если семья претерпевает некоторые материальные трудности – не следует скрывать их от ребенка, а рассказать о них и объяснить, почему возникла такая ситуация и как родители намерены с ней бороться.

Не следует также забывать, что родители являются основным эталоном, влияющим на ребенка в восприятии денег. Поэтому именно на последних возлагается ответственность за правильную и обоснованную подачу этой экономической категории своим воспитанникам.

В общем, финансовое воспитание сводится не только к разговорам, но и к реальным действиям. Доверие ребенку денег в том возрасте, когда он уже умеет считать – это один из наилучших способов привить ему такое желание.

Когда начинать финансовое воспитание ребенка?

Важно также объяснить ребенку, что существует нечто такое, что невозможно купить за деньги, например, честь, достоинство, любовь, ум.

Когда ребенок идет в школу, перед родителями возникает вопрос целесообразности доверия ему карманных денег. Последние нужны хотя бы для того, чтобы удовлетворить нужды, не всегда предвиденные взрослыми. В то же время, их количество не может определяться отношением к доходу родителей, а, скорее, должно базироваться на объективных потребностях ребенка.

Выделяя деньги на карманные расходы, взрослым следует разрешать принимать детям самостоятельные решения относительно распоряжения ими. В то же время нужно помнить, что ребенку следует объяснить, к примеру, что все деньги не следует тратить на сладости, их можно накапливать, например, для покупки интересной книги.

Родители могут помочь ребенку определить некоторую цель, то есть вещь, которую он желает приобрести, тем самым мотивируя к откладыванию денег. При этом важно не подталкивать к покупке слишком дорогих вещей, поскольку далекие перспективы снижают интерес ребенка.

Когда начинать финансовое воспитание ребенка?

Также важно давать ребенку деньги не на один день, а, например, на неделю, с постепенным увеличением этого периода. Благодаря этому, ребенок научится планировать свои средства на будущее. Если же ребенок сразу потратит выделенные родителями на всю неделю деньги, – важно больше не давать их до начала следующей недели. Это должно воспитать его ответственность за свои финансовые поступки.

Чтобы избежать конфликтов, всем членам семьи следует знать правила распределения денег. Детям необходимо понимать, принадлежат ли эти деньги им по праву, или же благодаря их послушности, хорошо выполненной работе, успехам в учебе.

Иногда родители намереваются покупать оценки или работу по дому у собственных детей. Но, как известно, вознаграждение за то, что люди и так делают с удовольствием, способствует уменьшению их внутренней мотивации. А значит у детей со временем исчезнет желание учиться или работать бесплатно.

Еще один важный момент финансового воспитания ребенка состоит в том, чтобы не следовать всем его материальным прихотям, поскольку, воспитываясь в такой среде, ребенок растет эгоистом, не способным самостоятельно зарабатывать деньги. Балованные подарками и деньгами дети сживаются с мыслью, что все на свете оценивается лишь материальными критериями.

Следовательно, позволяя ребенку принимать самостоятельные решения относительно распоряжения карманными деньгами, помогая ему в затруднительных для него финансовых ситуациях, обсуждая вопросы семейного бюджета, возлагая на него ответственность за собственные финансовые действия, мы формируем гармоничную личность. При этом, ребенок должен четко усвоить, что деньги – это всего лишь экономическая категория, а не духовная потребность.

Автор Татьяна Завада

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Дети и деньги: 5 правил финансового воспитания

Финансовая грамотность в наши дни не менее важна, чем умение правильно писать. Но не во всех школах ее преподают.

Вот 5 правил для родителей, чтобы научить детей азам обращения с деньгами.

Когда начинать финансовое воспитание ребенка?Александра КрасноваФинансовый журналист, автор телеграм-канала Moneyhack

Мне очень нравится идея того, что не надо воспитывать детей, а надо воспитывать себя. Дети сами скопируют поведение родителей.

Поэтому главный совет — будьте финансово грамотными. Если вы будете жить от зарплаты до зарплаты, то вряд ли слова о важности долгосрочного планирования дети воспримут всерьез. Если же в вашей семье порядок в финансах, то в конце концов и ребенок придет к нему в своей взрослой жизни.

Удивительно, но даже если вы не добьетесь больших успехов, ваш пример может стать очень полезным для ваших детей.

Один мой приятель, который запустил уже два успешных проекта, рассказывал, что тягу к предпринимательству усвоил от отца.

Тот не смог построить успешный бизнес, но смог передать навыки ведения переговоров и поиска решений. Для моего друга это оказалось лучшим из возможных наследств.

2. Обсуждайте финансовые вопросы

Тем не менее, говорить о деньгах нужно и важно. Начинать стоит с момента, когда малыш сам задает вопросы об устройстве мира — обычно это происходит лет с трех-четырех.

Можно объяснять, что родители ходят на работу, чтобы заработать деньги, потому что это необходимо, чтобы платить за жилье, покупать еду и вещи.

В раннем подростковом возрасте (с 11−12 лет) можно обсуждать в присутствии ребенка планы по крупным покупкам и спрашивать, что в этом месяце ребенок хотел бы купить. Если вы берете ипотеку или открываете вклад, можно рассказать об этом ребенку и взять его с собой в офис банка.

Я узнала о существовании банков в 10 лет, когда бабушка с дедушкой отправились на собрание вкладчиков Инкомбанка. Это было после дефолта 1998 года, и там обсуждалось, как будут возвращаться деньги.

Тогда для меня это было просто приключением. Но с годами, когда я сама стала откладывать деньги, в памяти всплыла эта история.

Наверное, с тех пор я с разумной осторожностью отношусь к банкам и доверяю только самым крупным.

А истории знакомых, потерявших деньги в МММ, научили меня не доверять неправдоподобно заманчивым предложениям.

Про свои ошибки тоже нужно рассказывать. Как-то раз в конце девяностых дедушка нашел в шкафу бабушкину заначку советских рублей. Они поругались, а я поняла, что надо запоминать, где делаешь заначки.

3. Давайте карманные деньги

Лучший способ чему-то научиться — практика. Поэтому карманные деньги — это отличный способ изучить финансовую грамотность и совершить финансовые ошибки без больших последствий.

При этом важно установить правила: выдавать четко оговоренную сумму с определенной периодичностью, например по понедельникам. Обязательно расскажите о том, как можно распоряжаться деньгами: тратить их в течение недели, копить на большие покупки типа велосипеда, класть в банк и получать за это проценты.

Нарушать правила нельзя. Если ребенок потратил все деньги в понедельник, придется посидеть на мели неделю. Лучше научиться этому сейчас, а не в 25.

Стоит ли платить за оценки?

Лично мне кажется, что это странная практика (так же, как и делать домашние задания за ребенка). Ведь учимся мы для себя, а не для оценок. Но глава одного банка на интервью рассказал, что в школе ему было неинтересно учиться, а когда родители стали платить за пятерки, он стал отличником. Так что для кого-то такой способ может сработать.

4. Помогайте зарабатывать

Я думаю, все помнят пьянящее чувство от заработка своих первых денег. Кстати, исследования по поведенческой экономике показывают, что людям намного сложнее потратить деньги, которые они заработали сами, чем те, что достались им просто так.

Поэтому, если есть возможность, стоит помочь ребенку заработать самостоятельно во время школьных каникул. В России можно работать с 14 лет. Например, один месяц можно попробовать себя в роли помощника юриста, продюсера, секретарем и т. д.

К сожалению, сейчас в России почти нет стажерских программ для подростков. Но можно договариваться о такой работе через друзей и знакомых. Этот опыт также поможет понять, что из себя представляют разные профессии и позднее выбрать то, что нравится.

Я выросла в семье двух журналистов и мне казалось, что я отлично представляю, что это такое. Папа несколько раз брал меня на работу, дома постоянно обсуждали тексты, а иногда, когда папа дежурил по номеру, он приносил вечером черновые страницы завтрашней газеты и я их с интересом рассматривала.

Когда после первого курса я попала на первую стажировку на телеканал, я была шокирована: реальная работа оказалась совершенно другой. Мне повезло, что в итоге мне понравилась журналистика (но не работа на российском телевидении). Но я понимаю, что лучше бы я протестировала профессию заранее.

5. Договаривайтесь о будущем

  • У нас в стране так не очень принято, но мне кажется это важным пунктом финансового воспитания и взросления.
  • С подростком стоит проговорить, как вы сможете ему помогать, пока он будет вставать на ноги.
  • ✅ Сможете ли вы платить за его обучение в институте или вы можете оплатить только подготовительные курсы и репетиторов для ЕГЭ.
  • ✅ В каком объеме и как вы будете поддерживать ребенка во время учебы.
  • ✅ Можно ли ему будет жить в вашей квартире или надо будет снимать жилье?
  • ✅ Будете ли вы давать какую-то сумму на жизнь или нужно будет искать подработку?
  • ✅ Будете ли вы участвовать в покупке жилья для ребенка?
Читайте также:  Что подарить маме на день рождения: своими руками

Ответы на эти вопросы зависят от финансового положения дел в семье и от представлений о прекрасном у родителей. Какими бы они ни были, стоит озвучить их подростку. Тогда он будет понимать, что его ждет, и начнет морально готовиться к взрослой жизни.

Обучение

На мой взгляд, идеальный вариант — это скопить деньги на платное образование. И, если ребенок поступит на бесплатное место, отдать скопленную сумму в его распоряжение.

Во-первых, это будет отличной мотивацией поступить на бесплатное место.

Во-вторых, мои наблюдения показывают, что те, кто получает стартовый капитал от родителей после окончания университета, обычно быстрее встают на ноги и учатся правильно распоряжаться деньгами.

Один мой приятель пустил стартовый капитал на свое дело, другой — отложил деньги на банковский счет, пополнял его со своей зарплаты, а позднее взял ипотеку, направив накопленное на первоначальный взнос.

Жилье

Я сторонник того, что не нужно покупать ребенку трехкомнатную квартиру в центре Москвы, даже если есть такая возможность. Это лишает мотивации добиваться результатов своим трудом.

Но пока что ситуация в нашей стране такова, что даже в ипотеку очень успешный на работе человек может позволить себе собственное жилье годам к 30. Поэтому можно договориться, что вы поможете с первоначальным взносом на ипотеку, когда он понадобится.

Или, например, вы разрешите жить в своей второй квартире до тридцатилетия, а потом будете сдавать эту квартиру для прибавки к пенсии. Если покупать ребенку жилье — то максимум студию на окраине города.

Так молодой человек сможет зажить самостоятельной жизнью, но у него будет простор для роста.

Мы в социальных сетях

© 2003 — 2020 Блог Райффайзенбанка.Все права защищены

Когда начинать финансовое воспитание детей

Когда начинать финансовое воспитание ребенка?

Воспитывать финансовую самостоятельность очень важно.  Речь идет не только об умении зарабатывать (работать ребенок начнет еще не скоро). Финансовая самостоятельность — это когда человек с умом распоряжается деньгами, которые у него есть. Чтобы в студенчестве стипендия, на которую нужно прожить месяц, не улетала за два дня.

Финансовое воспитание начинается тогда, когда ребенок становится покупателем. Он еще не оплачивает товар, но уже выбирает. И на этом этапе можно обсуждать с ребенком количество, качество, стоимость, целесообразность покупки. Это можно практиковать, начиная с дошкольного возраста.

Второй этап –появление карманных денег. Этими деньгами распоряжается сам ребенок. Родители могут что-то советовать, но решение, куда их тратить остается за ребенком. Сумма должна быть такая, чтобы у родителя не возникало желания непременно проконтролировать, на что ее потратили.

Суть карманных денег — в свободе распоряжаться ими по своему усмотрению. В нашей семье дети получают карманные деньги вместе со статусом школьника. В первом классе это возможность сбегать на перемене в школьный буфет, купить ирисок или булочку. Или за месяц накопить на новый конструктор.

На дни рождения обычно дарим деньги. В дошкольном возрасте это были сертификаты в магазин игрушек, а сейчас наличные деньги. Это дает возможность принять решение самому. Просто наблюдение: когда ребенок покупает кроссовки «на свои деньги», то есть на подаренную сумму, он совсем иначе к ним относится. Более бережно.

Не нужно напоминать, что их следует помыть или просушить.

Следующий этап – ребенок что-то покупает не только для себя, но и для всей семьи. Продукты на ужин, например. Сначала по списку, потом по желанию. Без курьезов не обходится. Однажды в доме был ремонт, газ отключали. Я попросила детей купить еду в отделе готовой продукции, чтобы просто разогреть в микроволновке и поужинать.

Сходили в магазин, принесли газировку, булочки, печенье, конфеты. Очень радостные вернулись. Смотрю на это великолепие и спрашиваю: «Классно, а что у нас на ужин?» Задумались: «Мы про еду забыли. А давай мы еще раз сходим?» «Нет, бюджет ужина выбран».

Сейчас уже отличают формулировки «Купи что-нибудь поесть» и «Купи что-нибудь к чаю». 

Вообще, слово «бюджет» у нас часто в ходу. Бюджет выходного дня, бюджет поездки, бюджет похода в кафе. Я называю сумму, которую готова потратить, исходя из своих финансовых возможностей.

Задача детей — выбрать развлечения или угощения так, чтобы в эту сумму уложиться. Кстати, благодаря этому формируется прекрасный навык устного счета.

Оба сына могли в уме складывать трехзначные числа уже к первому классу.

Следующий этап – объяснять, почему бюджет именно такой. Разговаривать о доходах и расходах семьи. Объяснять разницу между пассивным и активным доходом. Объяснять, что расходы бывают «необходимые», «приоритетные». Рассказывать про возможности накопления и про важность финансовой «подушки безопасности».

Дети и деньги: когда и как начинать обучать ребенка финансовой грамотности

Когда начинать финансовое воспитание ребенка?

22 марта 2011 / Томский Обзор

Все мамы знают, во сколько месяцев ребенку в рацион можно вводить взрослую пищу, все папы представляют, в каком возрасте можно начать учить ребенка катанию на велосипеде.

Но мало кто из родителей понимает, где тот момент, когда малыша нужно начать знакомить с финансами и учить, как с ними обращаться.

Проект «Ваши личные финансы» продолажет тему финансового воспитания детей и предлагает поговорить о самых маленьких.

У всех на слуху доказанный детскими психологами факт: все, что было заложено в ребенка к 3-м годам, будет определять в будущем его характер, судьбу и отношение к жизни и окружающим людям.

  В дальнейшем удастся лишь что-то подкорректировать в его сознании, но полностью изменить маленькую, но все же личность, уже станет проблематично.

Примерно то же и с деньгами — если родители вовремя не объяснят ребенку, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него обязательно об этой теме сложится собственное мнение, и скорее всего ошибочное.

Даже четырехлетнего ребенка уже, как правило, очень трудно перестроить на иное отношение к семейным финансам. И вот что странно: когда мы ведем своих детей в школу, мы уже научили их читать, считать и даже писать, но вот отпуская своего подросшего ребенка во взрослую жизнь, абсолютно не озадачиваемся обучением его хотя бы финансовым основам.

— Папа, — спрашивает Вовочка, — почему у тебя нет машины?— Нет на машину денег. Вот ты не ленись, учись получше, станешь хорошим специалистом и купишь себе машину.

— Папа, а почему ты ленился в школе?

В возрасте от 5 до 8 лет ребенок характеризуется такими детскими чертами, как любознательность, неусидчивость, любопытство, слабая концентрация внимания и невероятные запасы энергии в избытке! Так вот именно в этом возрасте можно начинать учить ребенка, как рассчитывать денежные расходы, понимать ценность и назначение денег. В этот же период уже возможно сформировать в детском сознании умение отличать желания от потребностей.

С чего начать? Прежде всего, родителям следует договориться между собой и выработать общие принципы воспитания ребенка.

Самым главным из них должно стать открытое обсуждение с ним семейного финансового положения.

Будьте осторожнее в проявлении эмоций, связанных с деньгами, ребенок все впитывает, как губка, и, если у одного из родителей присутствуют какие-либо негативные моменты, связанные с деньгами (например, скупость или, наоборот, транжирство), то неудивительно, что через некоторое время у ребенка проявятся точно такие же черты.

Замечательный способ обучения детей экономно обращаться с деньгами — это ненавязчивые истории о деньгах. Главное в них — правдивость и реальный жизненный опыт самих родителей либо других, знакомых ребенку родственников или друзей семьи, которых ребенок видел много раз. Личные примеры как нельзя лучше подходят, чтобы объяснить детям финансовое состояние семьи и как его можно улучшить.

— А как работают банки? — спрашивает сын у папы-банкира.— Очень просто, — отвечает папа. — У одних людей банки деньги берут, а другимлюдям деньги выдают.— Как же так? — не понял мальчик. — Берут и выдают? Почему же тогда банкиры такиебогатые?— А вот смотри внимательно, — говорит папа. — Я у тебя беру шоколадку и отдаю ее

твоей сестре. У меня шоколадки нет, но пальцы-то в шоколаде!

Мне повезло, что мой сын, будучи в возрасте 3-6 лет при походах в магазин никогда не требовал купить ему какую-то игрушку, как это можно наблюдать с другими детьми. Он не плакал, не выдергивал нервно руку из моей руки, а просто подходил к витрине и, глядя на очередную машинку или конструктор, говорил: «Мама, когда у тебя будет зарплата, ты мне это купишь?».

Не скажу, что я много времени и моральных сил тратила на разъяснение ему проблемы отсутствия в нашей молодой семье денег, но если бы сейчас у меня был ребенок такого возраста, я бы сделала примерно следующее: взяла бы чистый тетрадный листок и записала на нем одной цифрой общий  семейный доход.

Потом из этой суммы вычла бы расходы за квартиру, телефон, сумму долгов или кредита в нашей семье. Дальше я бы показала ребенку, что из оставшейся суммы я должна вычесть расходы на продукты, покупку необходимых предметов одежды, сумму за мобильную связь, общественный транспорт и бензин для папиного автомобиля.

Если бы приближались какие-то праздники или чьи-то именины, выделила бы определенную сумму на покупку подарков.

Более того, по каждому из пунктов семейных расходов я бы не поленилась объяснить ребенку необходимость таких трат. В итоге на листке осталась бы еще меньшая сумма.

Вот тогда я бы предложила ребенку на часть этой оставшейся суммы денег купить игрушку, которая ему приглянулась, а другую часть отложить для накопления большей суммы к следующему месяцу.

Если ребенок уже будет способен «переварить» информацию о том, что эта отложенная сумма вполне может стать спасательным кругом в случае денежных проблем на работе у папы или мамы, то стоит упомянуть и об этом.

В процессе такой игры в цифры родители имеют возможность также объяснить ребенку, почему они не могут купить ему ту или иную игрушку именно сейчас или из-за ее дорогой стоимости. Такой процесс обучения финансовой грамоте будет для ребенка не только информативным, но интересным и увлекательным занятием.

Как правильно поощрять своего ребенка Проблема — 8-летний ребенок отказывается убирать свою комнату.Неудачное поощрение — Пообещайте ему 50 рублей, если через два часа он наведет в комнате идеальную чистоту.

Читайте также:  Первая помощь при поражении электрическим током: порядок действий

Удачное поощрение — Покажите ему, как нужно наводить порядок, и пообещайте, что, когда он закончит уборку, вы купите ему билет в кино. Проблема — 4-летний ребенок хватает в магазине все, до чего может дотянуться.

Неудачное поощрение — Когда ребенок начнет хватать все подряд, дайте ему шоколадку со словами: «Вот, ешь! Только не трогай больше ничего!»

Удачное поощрение — Пообещайте малышу, что, если он будет вести себя хорошо и брать с полок только то, что скажет мама, вы купите ему любую конфету или маленькую игрушку, какую он выберет. А затем, вручая заслуженную награду, похвалите ребенка за то, что он был таким молодцом.

8 упражнений для развития финансовых навыков у детей 5 — 8 лет от Джолайн Годфри — автора книги «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

Умение экономитьРаскладывайте карманные деньги по трем коробочкам: «Потратить», «Сэкономить», «Отдать». Поговорите о том, что мы копим и экономим: деньги, старую одежду, впечатления.

Что означают эти выражения и почему мы ими пользуемся? Посетите банк и откройте сберегательный счет.

Почаще заходите в банк, чтобы положить на счет ребенка его карманные или подаренные деньги, время от времени снимайте деньги со счета.

Умение вести счет деньгам  Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы.

Эта задача должна войти в привычку наряду с другими, выполняемыми машинально, и вместе с тем не вызывать неприятных ощущений (например, подсчеты можно вести перед прогулкой или после теплой ванны).

Помните, что денежные вопросы ни в коем случае не должны быть связаны с беспокойством. Выберите то, что занимает центральное место в жизни ребенка, и регулярно сообщайте ему о расходах (на корм собаки, на любимые напитки или мороженое).

Выполняйте это упражнение в течение одного года-двух лет. Поручите ребенку собирать мелкие монеты, скопившиеся дома, пересчитывать их и складывать в определенное место. Купите ребенку его первый бумажник.

Умение добиваться достойной оплаты своего трудаСоставьте список посильной для ребенка домашней работы и укажите диапазон расценок для каждого вида. Раз в неделю ребенок должен выбрать один вид работы и обсудить условия оплаты.

Следите за тем, чтобы работа оплачивалась тем выше, чем она труднее. (В списке могут быть только особые виды работы, а повседневные обязанности должны иметь все члены семьи.) Предлагайте ребенку повременную оплату, а не твердую ставку.

Заранее договоритесь, за какое время будет выполнена работа, чтобы ребенок не затянул ее ради увеличения заработка.

Умение тратить с умом  Планируя поход в магазин игрушек или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько денег потратит ребенок.

Определите, на что пойдут деньги, рассмотрите возможные варианты: что купить — одну вещь подороже или несколько подешевле? Определите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать затраты.

Когда ребенок идет вместе с вами за покупками, дайте ему калькулятор, чтобы подсчитывать общую сумму в процессе выбора. Подавайте пример, разумно тратя деньги.

Умение говорить о деньгах  Предложите ребенку поговорить о том, зачем нужны деньги. Никогда не бойтесь говорить: «Нам это не по карману». Никогда не бойтесь говорить: «Мы можем себе это позволить, но я хочу потратить наши деньги по-другому», а потом объясните, почему.

Умение жить по средствам  Продумайте программу выдачи карманных денег, объяснив ребенку, что это не зарплата, а одно из упражнений, которое должно научить распоряжаться финансами. Предоставьте ребенку, который слишком быстро потратил карманные деньги или вышел из бюджета, самому справиться с последствиями.

Умение возвращать деньги  Помогите ребенку записаться в библиотеку и объясните, что брать книги в библиотеке — почти то же самое, что пользоваться кредитной картой. Ты берешь книгу, ее отмечают в твоей карточке, ты приобретаешь знания, а, если не возвращаешь книгу в библиотеку, за нее приходится платить.

Одалживайте ребенку небольшие суммы, долги пусть возвращает из карманных денег. (Следите, чтобы это упражнение научило ребенка возвращать долги, а не влезать в них.) Если вы купили что-то для ребенка и расплатились кредитной карточкой, покажите ему счет и объясните, что теперь вы обязаны заплатить за покупку банку.

И все это несмотря на то, что в магазине вы просто протянули кредитку продавцу, и он вам выдал товар.

Умение с помощью денег изменять мир  К Новому году и Рождеству проследите, чтобы ребенок сам приготовил подарки близким и друзьям-сверстникам.

Тэги/темы:

5 правил финансового воспитания детей (и родителей)

Около половины россиян признают, что ничего не понимают в финансах. Многие подписывают документы почти не глядя, а каждый десятый не может сказать, сколько тратит в месяц. Что уж говорить о том, чтобы воспитывать финансовую грамотность у ребёнка, если мы сами не умеем обращаться с деньгами. Мы собрали несколько главных правил, которые помогут разобраться с финансами вам и вашим детям.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Часто родители, обсуждая с детьми финансовые вопросы, сами плавают в них. Многие нынешние мамы и папы выросли в Советском Союзе, где к деньгам относились как к чему-то недостойному внимания, а хорошо зарабатывавших людей подозревали в нечистоплотности. В 1990-х всё резко поменялось: деньги стали считать мерилом успеха и оценкой достоинств их обладателя.

Только сейчас россияне начали подходить к пониманию, что деньги — это пусть и важный, но всё же инструмент, с помощью которого можно добиваться желаемого, однако сами цели, как и способы их достижения, зависят в первую очередь от характера и приоритетов самого человека. Родителям среди прочего нужно привить ребёнку азы финансовой грамотности как упражнениями, так и личным примером. Но для этого нужно самим запомнить несколько простых правил.

Правило № 1. Деньги не прощают небрежного к себе отношения

Это может показаться мистикой, ведь большинство людей считают, что деньги — всего лишь цветастые бумажки или разноразмерные монетки, в крайнем случае — циферки на банковском счёте: как они могут «прощать» или «наказывать»? Но истина проясняется, если вспомнить, что деньги — это продукт общественных отношений, то есть отношений между людьми в конечном счёте. А значит, всё, что связано с финансовой сферой, в той или иной мере подчиняется законам психологии.

Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что у неряхи может быть бардак и хаос во всём — от работы до личной жизни.

А у человека дисциплинированного и системного с большей вероятностью будет порядок в остальных делах, пусть и не без некоторых сложностей.

И подобно тому, как большинство родителей учат детей следить за собой, убирать игрушки, придерживаться расписания, нужно приучать их к порядку и в денежных вопросах.

В каком возрасте стоит знакомить детей с деньгами? Специалисты говорят, лет с трёх-четырёх

Сначала в форме игры в магазин и первого знакомства с наличными, рассказа о том, чем похожи и отличаются разные банкноты и монеты. Затем стоит вовлекать ребёнка в свою финансовую жизнь — в семейные покупки, обсуждение бюджетов, планов и так далее.

Важно подать хороший пример. Чтобы дети с самого начала видели: с деньгами родители обращаются вдумчиво и аккуратно, покупки совершают рационально и регулярно откладывают часть заработанного. Они увидят, что при таком отношении денег обычно хватает на необходимое, а накопления позволяют делать крупные покупки, путешествовать, развлекаться без ущерба для семьи.

Правило № 2. Деньги — это не решение всех проблем

Не стоит переоценивать значимость денег. В конце концов, очевидно, что самое главное в жизни — уважение, любовь и дружбу — за них не купишь. Поэтому лучше с самого начала чётко дать понять ребёнку, что мир не крутится вокруг денег. В нём есть много другого важного, интересного и достойного.

Для этого, конечно, родителям придётся внимательно посмотреть и на себя. Не становится ли вопрос «Где взять денег на жизнь?» постоянным в семейных разговорах? Не слишком ли часто в ответ на просьбу ребёнка о покупке звучит раздражённое «На это нет денег!».

Бывает ли так, что в день зарплаты случается настоящий праздник с радостными эмоциями, обильными покупками и вкусными угощениями, а за несколько дней до этого члены семьи тоскуют в ожидании аванса? Ведь всё это как раз и наводит детей на мысль, что лишь деньги способны избавлять от проблем и дарить радость.

Кроме того, не стоит оценивать друзей своего ребёнка по благосостоянию их семей. Иначе он подумает, что человека можно измерить деньгами.

Как нельзя. Не говорите ребёнку, что «Деньги решают всё». Они скорее помогают в решении многих вопросов или достижении целей, но главное всё же зависит от самого человека, его характера и действий.

Как лучше. Поговорите о любви, уважении и настоящих человеческих ценностях. О том, что внимание к близкому человеку не заменит дорогой подарок. Но также и о том, что здоровые, гармоничные отношения не исключают финансового компонента, чтобы сделать их ярче, лучше и прочнее.

Правило № 3. Говорите о деньгах открыто, принимайте решения вместе

Часто и среди финансово образованных родителей остаются те, кто не рассказывает детям о деньгах и ограждает их от обсуждения финансовых вопросов семьи. Мол, «ещё рано», «не хотим испортить». Однако это большая ошибка, ведь без диалога с родителем ребёнок не сможет правильно понять, откуда берутся деньги, как и на что их тратят.

Напротив, есть смысл даже маленьким детям рассказывать в общих чертах о том, кто в семье зарабатывает, что такое работа, чем там занимаются взрослые. Если мама сидит дома в декрете, можно рассказать, что это достойное занятие — забота о воспитании детей. Получится реальный разговор о том, что происходит в семье.

Обсуждайте деньги всей семьёй — бывает, что это превращается во взаимное воспитание. Дети иногда лучше знают, как пользоваться разными онлайн-сервисами и приложениями, а у бабушек и дедушек больше жизненного опыта — они могут дать практический совет по оптимизации бюджета. Так вы сможете не только повысить уровень финансовой грамотности, но и дополнительно сплотить семью.

И, конечно, желательно говорить не только о доходах, но и совместно планировать расходы, обсуждать бюджет, сравнивать возможности сбережений или инвестиций. Всё это вместе взятое и есть фундамент грамотного финансового поведения. А о разных банковских продуктах, кредитах, депозитах ребёнок может узнать и потом.

Как нельзя. Когда вы обсуждаете предстоящие покупки, не стоит говорить «Денег нет». Эту фразу ребёнок может воспринять как сигнал того, что «выхода нет» или даже как синоним катастрофы. Это вызовет ненужный стресс.

Читайте также:  Аденовирусная инфекция у детей: симптомы лечение

Как лучше. Даже если в семье временные финансовые трудности, ребёнок заслуживает внятных объяснений, почему с желанной покупкой нужно подождать. Кроме того, в зависимости от возраста можно предложить разные варианты, как накопить или заработать на желаемое.

Правило № 4. Выдавайте детям деньги на личные расходы

По статистике, чаще всего дети получают первые деньги в подростковом возрасте. Однако, как считают психологи, уже перед младшей школой ребёнок готов к тому, чтобы совершать небольшие самостоятельные покупки. Это может позитивно сказаться на его отношении к деньгам в будущем.

Ещё одна ошибка, которую совершают многие родители, — дают деньги бессистемно, за успехи в учёбе или выполненную работу по дому.

Но «оплата» всего того, что по определению входит в обязанности детей как членов семьи, снижает их мотивацию.

А если давать деньги нерегулярно и бессистемно, то ребёнок не научится планировать и распределять финансы. Всё это сводит воспитательный эффект от выдачи карманных денег к нулю.

Как нельзя. Не стоит вводить «расценки» за хорошие отметки или помытую посуду. Этим вы только испортите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Также неправильно выдавать детям «премии» просто так — от хорошего настроения или после полученного годового бонуса.

Лучше сразу придумать и обсудить с ребёнком, когда он получает деньги, и придерживаться этих правил в любых обстоятельствах.

Как лучше. Выделяйте ребёнку из доходов разумную сумму раз в неделю-две. Размер и периодичность выплаты стоит предварительно обсудить, сбалансировав его интересы и потребности и свои возможности.

Можно придумать систему поощрений, но не за домашние дела или школьные успехи, а за то, что не входит в детские обязанности.

Также есть смысл обсуждать с ребёнком по итогам недели или месяца (но только с его согласия, разумеется), на что ему хватило карманных денег, а на что нет и что необходимо сделать, чтобы денег хватало.

Сколько давать денег ребёнку? Есть ряд случаев, когда «премия» ребёнку станет для него и позитивным уроком, и мотивацией. Например, если он помог вам выбрать товар в интернет-магазине и сэкономил деньги семьи.

Часть разницы может пойти ему в карман. Или если он помог вам в работе. Многие дети сейчас прекрасно делают презентации, например.

Если вы вовлекаете ребёнка в свою работу, он лучше поймёт, чем вы занимаетесь, и лишний раз убедится, что деньги платят не просто так.

Правило № 5. Доверяйте детям

Некоторые родители стараются уберечь детей от финансовых ошибок. Например, боятся отпускать их одних в магазин. Часто родители настаивают на том, чтобы карманные деньги ребёнка были у них «на виду» — из опасения, что тот может их нерационально потратить или даже потерять. По сути, дети не контролируют их собственные — как им говорят — денежные средства.

Результат — снижение ответственности при распределении денег и формирование неверных стратегий поведения.

Дети либо учатся прятать деньги от родителей, либо стремятся потратить их поскорее, чтобы не лишиться из-за какого-либо неожиданного решения отца или матери.

Первое вредно для внутрисемейных отношений, второе — для финансового будущего ребёнка. Получается, что для формирования правильного отношения детей к деньгам родителям надо начинать с себя — учиться доверять ребенку.

Что можно сделать. Практические задания, попытки накопить на цель или отвечать за свою статью в семейном бюджете хорошо воспитывают в ребёнке ответственность и способность планировать.

Например, можно поручить ему следить за тем, чтобы дома всегда были хлеб и молоко.

При этом не страшно, если вы пару раз останетесь утром без омлета или бутерброда — зато это станет ребёнку наглядным уроком.

Развить финансовую грамотность может помочь даже покупка домашнего питомца. Например, вы можете договориться, чтобы ребёнок оценил недельный бюджет на его содержание и за свой счёт оплачивал корм. Главное условие — только он отвечает за еду для питомца, которую сам должен купить в соседнем магазине. Это научит не только ответственности, но и заботе.

Хотя Центробанк, Минфин, школа и банки делают немало для того, чтобы обучить детей основам финансовой грамотности, первые её уроки ребёнок получает в семье. Даже если родители не задумываются об этом.

В любом случае их отношение к деньгам, полезные или вредные привычки в этой сфере существенно влияют на будущее финансовое поведение ребёнка. На ту модель жизни, которую он себе выберет в дальнейшем.

Самое лучшее, что могут сделать родители, — подавать своим детям личный пример правильных, эффективных и ответственных взаимоотношений с деньгами

Так что, если хотите вырастить ребёнка финансово успешным или хотя бы просто самостоятельным, начните с себя. С внедрения в свою жизнь тех правил и принципов, о которых мы рассказали выше.

Shutterstock (NadyaEugene)

7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей (Чтобы в 25 лет деньги не утекали сквозь пальцы)

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, — уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Мы в AdMe.ru не поленились и нашли рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся. Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег.

С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении.

Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли.

Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься.

Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать.

Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами — так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5–7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно.

Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком.

Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии.

Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка.

К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит «оплачивать»: этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку — он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

Игра — это основной способ познания мира для детей. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

  • «Найди дешевле». Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже — свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.
  • «Купи сам». Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.
  • Планируем бюджет. С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что — меньше.
  • Поиграйте всей семьей в «Монополию» или другие игры, где вам нужно будет заработать деньги и выбрать, как распорядиться ими. Обсудите ваши действия.

Здорово, если в вашей семье приживется традиция благотворительности. Так ребенок учится сочувствовать и помогать другим людям.

Это могут быть как подарки, сделанные своими руками, так и некие вещи и деньги.

Вы можете всей семьей приехать в детский дом, дом престарелых или передать вещи нуждающейся семье: ребенок будет рад, что в этом есть и его заслуга, и начнет воспринимать финансы по-другому.

Чем старше ребенок, тем больше у него потребностей, которые требуют определенных трат. Конечно, родители не обязаны реализовывать все из них, да и ребенку не всегда это может быть полезно. Поощряйте желание ребенка самостоятельно зарабатывать деньги, поддерживайте его.

Это научит его ценить деньги, более осознанно относиться к покупкам, соизмерять свои желания и возможности, добиваться цели. Лучшим выходом будет работа на несколько часов в день: она не должна мешать ребенку учиться и выполнять свои обязанности по дому. Можно помочь подобрать ему несколько вариантов подработки, чтобы он смог сделать свой выбор.

Учили ли вас в детстве родители правильно обращаться с деньгами, а вы — своих детей? Делитесь своими советами в х.

Иллюстратор Elena Sorokina специально для AdMe.ru

Ссылка на основную публикацию