Поэзия на английском языке — это не только значительно достижение культуры, но и отличный способ выучить английский. Вы удивлены? Тогда вам точно нужно прочесть лайфхаки о том, как быстро выучить стихи на английском!
Литература на языке оригинала помогает изучать иностранные языки — это давно и хорошо известно. Мы тоже не раз писали о книгах на английском языке, в том числе аудиокнигах и адаптированной литературе.
И, если вам повезло с репетитором по английскому (кстати, вот статья о выборе лучшего преподавателя), то он точно использует подобную методику.
Итак, зачем и как правильно учить английские стихи наизусть?
Не будем утверждать, что выучить стих на английском — это легко. Конечно, вас ждут определенные сложности.
А наша задача в данном случае — облегчить ваше запоминание английской поэзии и научить приемам, с помощью которых вы сможете легко запоминать разные тексты заданий по английскому языку.
Поэтому обязательно прочтите эту небольшую, но полезную статью перед тем, как учить стих на английском.
Особенности запоминания английской поэзии
Первое и главное, от чего всегда будет зависеть скорость и легкость запоминания стихов на английском — это ваш уровень владения языком.
И это абсолютно логично: чем шире ваш словарный запас — тем лучше вы понимаете смысл текста, чем лучше вы понимаете смысл текста — тем проще его запомнить. Тем более когда речь идет о поэтическом тексте, полном иносказаний и других художественных приемов.
Короче говоря, обладателям уровня Intermediate гораздо легче учить стихи наизусть, чем тем, кто только начал изучение английского.
Но как выучить стих на английском, если ваш уровень, например, Elementary? Как зачастую и бывает, когда выучить стихотворение по английскому задают школьникам в качестве домашнего задания.
На помощь придет мнемотехника, или мнемоника — набор приемов для запоминания любой информации, в том числе поэзии. Мнемоника позволяет запоминать стихи за счет создания ассоциаций.
Нет лучшего способа быстро выучить английские стихи, чем связывание их с выразительными образами.
Мнемотехника задействует все органы чувств и типы памяти: слуховую, визуальную, кинестетическую (моторную). Заодно увеличивается объем памяти и способность к запоминанию в целом. Значит, со временем вы будете все легче и легче запоминать стихи на английском! Для этого выберем самые подходящие в нашем случае приемы мнемотехники:
- Создание смысловых образов из первых букв запоминаемых строф.
- Рифмизация (стихи уже рифмованы, так что будет еще проще!).
- Запоминание длинных и/или иностранных слов с помощью созвучных им.
- Поиск ярких выразительных ассоциаций (картинки, фразы), которые ассоциируются с запоминаемой информацией.
- Метод Айвазовского, основанный на зрительной памяти.
Словом, будем учить стихи на английском при помощи образов и ассоциаций. Поехали?
Как выучить английский стих поэтапно
Как известно, вода камень точит, а большую задачу лучше выполнять постепенно. Точнее — поэтапно. Поэтому мы и хотим рассказать, как выучить английский стих поэтапно. Может показаться, что это долгий и кропотливый процесс. Но на самом деле здесь безотказно срабатывает принцип “тише едешь — дальше будешь”, и стихи на английском запоминаются наизусть легко и без ошибок.
-
Прочтите стихотворение вслух. Чтения “про себя” недостаточно — вы должны проговорить и услышать текст. Читать нужно “качественно”: не спеша, с выражением. Раза три минимум.
-
Во время чтения старайтесь представить себе то, о чем говорите. Все пейзажи, персонажей, ситуации, переживания. Представляйте убедительно, зрительными образами. Заставьте свой мозг должен активно работать во время чтения. Постарайтесь даже мысленно пережить события стихотворения, если получится. Так вы запомните сюжет, даже если сами стихотворные строчки в памяти пока не отложатся.
-
Еще раз прочтите стихотворение вслух, но на этот раз не старайтесь декламировать с расстановкой и даже вдумываться в смысл текста. Зато акцентируйте внимание на звучании слов, их форме, ударениях, грамматических формах (падеж, род, число, время). Так вы задействуете слуховую память.
-
Следующий шаг должен включить моторную память. Для этого перепишите стихотворение на чистый лист бумаги или в тетрадь. Пишите аккуратно, получайте удовольствие от каждой буквы. И проговаривайте то, что пишете. Вуаля: сейчас “работают” три вида памяти (зрительная, слуховая и моторная)!
-
Теперь, теперь, когда текст вам уже немного знаком, пришло время свободных ассоциаций. Запишите стихотворение не так, как разделил его на части автор, а так, как вам хочется разбить его на строфы по смыслу.
Не ограничивайте себя в творчестве: рисуйте на полях и между строк, подчеркивайте и/или обводите слова и фразы, рисуйте персонажей, пишите комментарии.
Чем забавнее получится — тем больше вероятность, что вы прочно запомните плоды совместного (автора-поэта и вашего!) творчества.
После всех этих действий вы будете помнить если не все стихотворение, то большую его часть. А остальное можно просто заучить при помощи повторения. Только учить нужно не из книги, а с “вашего” листка. Это лучший на сегодняшний день способ выучить английский стих поэтапно.
Как выучить наизусть стих на английском
Описанный выше способ поэтапного запоминания стихотворений подходит для поэзии на любом языке. И все же иностранная литература дается сложнее. Поэтому перед тем, как учить стих на английском, найдите в нем те слова, которых вы не знаете. Выпишите их, найдите перевод, выучите и только после этого приступайте к запоминанию собственно текста.
И, конечно, лучшая учеба — это практика. Выполняя задания по английскому языку, не забывайте искать то, что нравится лично вам. Поинтересуйтесь английскими и американскими поэтами. Наверняка некоторые из них покорят ваше сердце и воображение — и вам будет легко учить на английском стихи этих авторов. Вот список наших фаворитов разных литературных периодов и стилей:
- Уильям Шекспир (разумеется!)
- Эмили Дикинсон
- Уолт Уитмен
- Уильям Водсворт
- Генри Лонгфелло
- Роберт Фрост
- Чарльз Буковски
Но даже если учить придется стихотворение, заданное по учебнику, теперь вы знаете, как выучить стихи на английском легко. И мы искренне рады за вас, ведь поэзия в оригинале доставляет огромное эстетическое удовольствие! Также, советуем не пропустить подборку курсов интенсивного английского от сервиса Enguide:
4 действенных способов, как быстро выучить стих
Даже для читающих детей задача выучить стих наизусть может оказаться трудной. Мы знаем несколько простых и действенных способов, как помочь ребёнку учить стихи быстро и с удовольствием.
Р. Рождественский «На Земле безжалостно маленькой». Читает Валя Карманов (1973)
Оживите персонажей и создайте ассоциации
Постарайтесь вместе с ребёнком визуализировать сюжетную линию стиха. Как только происходящее в произведении в детском сознании заиграет красками, текст станет простым и понятным. Оживите персонажей стихотворения, подумайте, как они выглядят и какой у них характер.
Визуализация детям даётся проще, чем взрослым, ведь их воображение ещё не знает границ. Прочитайте стих вместе несколько раз, закройте глаза и представьте, что это мультфильм. Так любой, даже самый сложный сюжет станет последовательным.
Созданные ассоциации помогут вспомнить стихотворение даже после окончания школы.
Разберите каждое слово
Очевидный, но очень важный совет. Ребёнку могут быть непонятны некоторые слова или конструкции в стихе. Убедитесь, что он понимает все эпитеты. Иначе никакая зубрёжка не поможет избежать слёз и ошибок. Например, в стихе Константина Бальмонта, ребёнок вполне может не понимать значения слова былинка.
Такие простые для взрослого и сложные для ребёнка примеры встречаются во многих произведениях. Например, все знают первое четверостишие Тютчева:
Но никто не помнит последнего:
Школьники начальных классов вполне могут не знать, кто такая Геба и какое она имеет отношение к Зевсу. На такие моменты стоит обратить внимание.
Попробуйте старый добрый метод шторки
Многим с детства известен способ выучить стих легко — закрыть конец строчки. Научите школьника последовательно закрывать всё большую и большую часть текста с помощью листа плотной бумаги. Так первую часть он будет читать, а закрытую вспоминать.
После третьего или четвертого раза, ребёнок способен воспроизвести весь стих, видя только первые буквы строчек. Тогда можно приступать к прочтению стиха наизусть без подглядывания. Не забывайте помогать ребёнку правильно расставлять паузы и выбирать интонацию.
Это значительно ускорит запоминание.
Семилетний Евгений Лебедин читает стихотворение В. Высоцкого «Я не люблю»
Используйте диктофон
Смартфон может не только мешать, но и помочь в запоминании стихов. Попробуйте использовать его в роли суфлёра. Пусть ребёнок запишет произведение на диктофон. Важно, чтобы были выдержаны все паузы.
После этого дайте ребёнку прочитать стихотворение из учебника синхронно с аудио. Его собственный голос станет своеобразной подсказкой. Важно, чтобы запись не сбивала с мысли.
Иначе, суфлёр из помощника может превратится в раздражающий фактор.
Выучить стих легко также поможет общая тренировка техники чтения и памяти у ребёнка. Ведь одно и самых полезных качеств в учёбе — это умение сконцентрироваться на задаче.
***
Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
Как выучить стих быстро
Многие школьники не любят уроки литературы, потому что необходимо учить наизусть стихотворения. Если хотите помочь ребенку, то ознакомьтесь с рекомендациями, как быстро выучить стих. Это умение будет кстати и взрослому человеку, которому за короткое время предстоит запомнить художественный текст.
Дети не любят тратить время на выполнение монотонных действий. Заучивание наизусть — задание, которое вызывает стойкое сопротивление детского организма. Чтобы избежать неудовлетворительных оценок и слез, подскажите школьнику, как выучить стих за 5 минут.
Есть люди, для которых вопрос, как быстро выучить художественное произведение, не составляет проблемы. Они обладают уникальной памятью и воображением. Большинству повезло меньше: придется приложить усилия, чтобы выучить текст.
Если проблема, как выучить стих актуальна, то представленные советы и рекомендации помогут ее решить:
Шаг 1. Вдумчивое чтение.
Прочитайте стихотворение 2–3 раза. Осознайте, о чем идет речь, представьте основные события поэтического произведения. Создайте в воображении картины того, о чем идет речь в тексте.
Шаг 2. Работа со словарем.
Если есть незнакомые слова (иностранные или устаревшие), то отыщите в словарях их значения. Это поможет понять суть изложенного.
Шаг 3. Моторика и слух как способы активизации памяти.
Есть несколько видов памяти:
- зрительная;
- слуховая;
- обонятельная;
- осязательная.
У каждого человека развит 1–2 вида. Если не знаете, как быстро выучить текст, то вот подсказка — активизируйте память. Для этого:
- если есть возможность, то послушайте аудиозапись стихотворения, желательно в актерском исполнении;
- подключите моторику: перепишите стихотворение на листок бумаги.
Слушайте и пишите вдумчиво, старайтесь запомнить последовательность слов, соотносите их с образами, которые они создают. Проговаривайте про себя слова, которые слышите или записываете.
Как научить ребенка быстро читать
Шаг 4. Разделите стихотворение на части.
Чтобы было проще выучить стихотворение, поделите строфы на небольшие отрывки по 1–2 предложения.
Шаг 5. Выстройте цепочку заученных отрывков:
- Учите стих с листка, на который его переписали.
- Выучите первую строчку. Повторите ее, не подглядывая в текст.
- Прочитайте вторую строку и повторите ее наизусть.
- Воспроизведите подряд выученные наизусть первую и вторую строки.
- Повторите эти действия со всеми строками, которые составляют строфу, а потом прочитайте наизусть всю строфу. Старайтесь не заглядывать в листок.
- Выучите таким образом каждую часть стиха, постепенно наращивая строфы: 1 и 2, 1, 2 и 3 и т. д.
Если есть трудные места, то напишите на листочке слово, на котором сбиваетесь, или слово, с которого начинается строка. Можете выбрать какой-то предмет в интерьере, с которым свяжите образы, представленные в отрывке, что сложно запоминается.
Если использовать эти приемы, то стих можно выучить очень быстро. Если повторили наизусть несколько раз и кое-где сбиваетесь, не беда. Отдохните несколько часов, прогуляйтесь, переключите внимание на что-нибудь другое. После кратковременного отдыха с легкостью воспроизведете заученный текст.
Как развить логику у ребенка?
Как быстро выучить стихотворение?
Как быстро выучить наизусть стихотворение, при этом не потеряв ни капли смысла? Расскажем в нашей статье о 10 приемах. И добавим еще 4 для тех, кому отвечать нужное стихотворение уже завтра.
17 января 2018
Лирика в школьной программе по литературе – обязательное явление. Красота языка, его поэтичность и музыкальность проступают через стихотворные строки особенно ярко. Но что делать, если «музыка» никак не хочет запоминаться, слова кажутся непонятными, а любое задание выучить стихотворение превращается в кошмар? Облегчить любому школьнику задачу по запоминанию стихов помогут следующие советы: При выборе стихотворения сразу нужно думать о том, что вам с ним придется провести немало времени вместе. Так зачем же хватать первое попавшееся? Осознанный выбор, эмоциональная близость, понимание сюжета – все это сильно упростит процесс заучивания. Бывает, что стихотворение цепляет с первых строк или своим неожиданным завершением заставляет мурашки побежать по телу, – смело выбирайте!
Если подойти с технической стороны вопроса, то важным параметром станет структура стиха. Предсказуемый рисунок рифм или выбор поэтом простой стопы – ямба или хорея, точно облегчит процесс запоминания. Выучить белый стих куда сложнее, чем ровные и ритмичные строки Пушкина. Маяковский же, хоть и не отличается «классикой» структуры, запоминается на одном дыхании благодаря ритму.
![]() |
Старый и проверенный способ выучить стихотворение – читать его вслух, громко и с выражением. Или тихо, под нос, но внятно проговаривая все фразы. В любом случае – вашей памяти будет легче сосредоточиться на запоминаемой информации. Если очень уж неловко читать, когда бабушка сидит на соседнем диване и слушает (а смущение здесь будет нормальным явлением, так как запоминание превращается в публичное выступление), то можно попробовать заучивать необходимые строки во время прогулки или по пути в школу. |
Запись на аудио или даже на видео с помощью смартфона может очень помочь как при заучивании, так и при творческой тренировке. Ведь нам нужно не просто выучить стихотворение и рассказать его на одном дыхании, выпаливая фразы друг за другом? Большое значение имеет прочтение именно с выражением. К тому же, аудиозапись можно будет прослушивать по пути в школу, а переключение между различными форматами информации – текстом и звуком – улучшит ваши шансы на скорый успех.
Кстати, тем, у кого уже получилось все выучить, предлагаем принять участие в нашем конкурсе видео-прочтений классики школьной программы. Скорее заходите на Страну читающую!
У мозга, по мнению ученых, нет пределов в объеме запоминаемой информации. Зато существуют ограничения рабочей памяти: вы можете выучить ограниченное количество строк за определенный промежуток времени. При всем желании запомнить всего «Евгения Онегина» за 7 часов будет невозможно.
Разделите стихотворение на части, чтобы вызов был реальным, составьте план. Данная система также позволит вам отслеживать прогресс и даже поощрять себя за выполнение.
«Оно не запоминается, мам! Я больше не буду!» и книга, летящая в стену, – это не лучший выход из ситуации. Способность человека запоминать информацию, как и навык выполнения физических упражнений, приходит с практикой. Нельзя стать спортсменом за вечер. Если вы будете последовательно и терпеливо работать, то с каждым днем количество строк, доступных памяти без труда, будет расти.
Маленький совет: если у ребенка есть реальные проблемы с терпением, используйте правило 20 минут. В течение этого промежутка времени сконцентрироваться на чем-то одном проще. Так что 20 минут заучивания стихотворения и сразу перерыв.
![]() |
Процесс записи информации от руки способствует ее запоминанию. Об этом знают мудрые студенты, пишущие шпаргалки от руки, приговаривая: «не сможешь воспользоваться, так вспомнишь, как писал». Запишите первое четверостишие несколько раз, каждый раз подглядывая в книгу. Потом проделайте то же самое, но уже пытаясь вспомнить последующую строчку самостоятельно. |
Если вы не будете часто воспроизводить в памяти информацию, она из нее сотрется. Выучив стихотворение единожды, может показаться, что оно сохранилось «внутри» навсегда. Но уже через несколько дней окажется, что это совсем не так. Проигрывайте в голове нужные строки, подглядывайте в книгу, слушайте аудиозапись. Повторение – мать учения, как говорится. Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и правил, облегчающих запоминание нужной информации. Основным методом мнемоники является путь ассоциаций. В случае с запоминанием стихотворения лучшим выходом будет визуализировать строки, а на каждое четверостишие сформировать свой собственный образ. Запомнив очередность образов, ребенок без труда сможет вспомнить порядок частей стихотворения.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Если до «дня Х» есть хотя бы неделя, то распределите работу над запоминанием на 5 дней – равное количество строк на день, а еще 2 дня оставьте на повторение, проговаривание и репетиции, чтобы усвоить не только сам текст, но и найти необходимые эмоции. Если же стихотворение нужно рассказать на уроке литературы уже завтра (я вам сочувствую), то не старайтесь выучить его, сидя в ночи. Разбейте произведение на части и учите их по очереди, постепенно прибавляя по четверостишию. Помните, что если вы попытаетесь «съесть» стих целиком, то память скорее всего его выплюнет.
![]() |
|
Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы
- Сначала надо осмыслить, зачем мы собираемся учить стихотворение.
- Может быть, мы готовимся к конкурсу чтецов?
- Или нам понравилось какое-то стихотворение до такой степени, что хочется его повторять и повторять все время, где бы мы ни находились?
- Или мы готовимся к экзамену по литературе?
- Наконец, стремимся выполнить домашнее задание к уроку: не выучишь — получишь «пару».
Методы в этих случаях могут отчасти и не совпадать. Так, чтобы блеснуть на конкурсе или вспомнить произведение через полгода на экзамене, учить его надо начинать по крайней мере за три дня. А просто «чтоб двойку не поставили», выучить можно и за один вечер. Но и забудется оно так же быстро, а если мы внезапно собьемся, отвечая, то припомнить продолжение нам будет трудно.
Сразу можно сказать, что последняя мотивация — самая неудачная. Педагоги называют ее «внешней». Это значит, что цель не связана собственно с заучиванием стиха: ученику не стихи интересны, а возможность избежать плохой отметки.
И отсутствие правильной мотивации может в данном случае сыграть злую шутку. Наверное, со всеми так бывало: учишь, учишь, уже измучился, а ничего не выучено. Это потому происходит, что мозг человека — орган вовсе не простой.
Наше сознание ощущает бессмысленность дела, и память не включается в работу.
Итак, первый ответ на вопрос, как же выучить стихи, будет немного странным: надо заставить себя захотеть выучить это произведение.
Представим себе, как мы его выучим и с выражением продекламируем, как все удивятся, как рада будет учительница, как восхитятся одноклассники и родители. Перестанем называть произведение даже в мыслях «дурацким стишком» или еще как-то нехорошо.
Постараемся отнестись к нему с симпатией — оно тогда запомнится быстрее и легче. Парадоксально, но факт: дело, которое нравится, всегда удается лучше.
Ищу средство
Для быстрого и прочного запоминания необходимо задействовать все способы. Если вы учите стихи с ребенком, помогите ему «проработать» произведение, опираясь на все виды памяти:
- Зрительная. Внимательно прочтем стихотворение, обращая внимание на его расположение на странице, шрифт, стараясь затем вообразить себе эту страницу с напечатанным на ней произведением.
- Слуховая. Прочитаем стихотворение вслух. Можно записать себя на диктофон, или попросить кого-нибудь прочитать стихотворение вслух, или найти в интернете это произведение в исполнении профессионального артиста или участника конкурса чтецов. Постараемся вспомнить чтение с интонацией, паузами, заставить голос исполнителя звучать в нашей памяти.
- Моторная. Перепишите аккуратно и без ошибок стихотворение на бумагу. Можно писать поочередно ручками разных цветов. Тогда нам будет его легче припомнить. Неплохо еще и рисуночки делать возле строчек или строф. Если мы переписывали стихотворение, теперь подсматриваем только в него, а не в книгу.
- Эмоциональная. Постараемся прочувствовать все, о чем мы читаем, ощутить запахи, прикосновение ветерка, стужу, зной — то, о чем говорится в произведении. Потом мы вспомним свои эмоции и слова тоже.
- Смысловая. Необходимо точно представлять себе, о чем идет речь в стихотворении. Тогда можно припомнить и по смыслу, «о чем там дальше».
Конечно, все это требует времени. То есть ответ на вопрос, как выучить стих за 5 минут, нам уже очевиден. Никак. Разве что там одно четверостишие или вообще пара строк.
Распределяю время
Итак, чтобы хорошо и надолго запомнить стихотворение, его лучше начать учить заранее, дня хотя бы за два. Тогда времени мы затратим намного меньше: за сутки информация уляжется у нас в голове и усвоится лучше.
Можно порекомендовать такой план:
- Первый день. Прочитать стихотворение вслух, убедиться, что все понятно. Прочитать еще раз или прослушать чтение. Постараться ощутить эмоции, которые испытывал и хотел передать нам автор, вообразить то, о чем написано в произведении. Переписать. Учить по 1-2 строчки, подсматривая в свой листок.
- Второй день. Попытаться припомнить все, что учили; можно подсматривать в листок, но не читать по нему. Если припомнилось мало, начать снова учить по одной-две строки таким способом.
Способ «пирамиды»
Выучили две строки. Учим вторые две вместе с первыми. Затем третью пару вместе с предыдущими четырьмя строками. И так далее. Если стихотворение короткое, то можно его так до конца и доучить. Если длинное, то, выучив восемь строк, начинать с третьей строфы все заново: две строки, две плюс две, еще две плюс четыре и т.д.
- Третий день. Повторить, отрепетировать декламацию с выражением.
Проблемы и хитрости для их решения
Что делать, если запомнили произведение все равно плохо? Или в целом стихотворение помним, но несколько строк всегда забываем? Или путаем последовательность частей длинного произведения?
Попробуем справиться с этими проблемами.
Что делать, если стихотворение запоминается плохо, как бы мы ни трудились?
- Давайте поиграем в «стихопаззлы». Для этого еще раз перепишем аккуратненько стихотворение и разрежем листок на полоски по одной или две строки. Теперь перемешаем. А теперь попытаемся восстановить. Справились с легкостью? Переходите ко второму этапу. Не получилось? Прочитайте стихотворение вслух целиком или прослушайте запись и снова складывайте. Так надо сделать несколько раз, пока не будет получаться легко и быстро.
- Теперь второй этап. Разрежьте каждую полоску вдвое поперек (слова разрезать не надо), снова перемешайте и снова разложите. Если и это не представляет для вас сложности, режьте на отдельные слова. И складывайте в стихотворение. После этого наверняка стихотворение запомнится за 5 минут.
Забываете только несколько строчек? Сделайте то же самое только с этими строчками. А можно и слова порезать на половинки.
Помните стихотворение по «кускам», как заучивали, а что там за чем, забываете?
Это нередко бывает, если стихотворение лирическое, в нем повторяются строки или части строк (анафора, которая придает столько выразительности и композиционной красоты стихотворению, очень мешает его запоминанию!) Тогда наша задача — работать над «стыками» между «кусками».
Раньше мы учили строки с первой по восьмую, затем с девятой до шестнадцатой, с семнадцатой по двадцать четвертую и так далее. А теперь учим вместе восьмую и девятую, шестнадцатую и семнадцатую и так далее. Эти «пары» пишем, повторяем на все лады, режем на полоски и на слова и поем на разные мотивы.
Какие хитрости еще можно использовать?
- Есть ребята, которые к каждой строке делают что-то вроде иллюстрации, а потом вспоминают картинку и с ней строку.
- А еще некоторые люди хорошо запоминают стихотворение, если они его напевают на какой-нибудь мотив.
- Можно попытаться прочитать стихотворение по строфам разными голосами. Строфа — это четверостишие или, например, шестистишие — то, что отделяется пустой строкой; иногда дети зовут строфы «куплетами». Например, первую строфу читать басом, вторую — пищать, как мышь, третью шипеть, как змея, и так далее. Потом это может помочь вспомнить.
- Используйте элементы пантомимы. Можно пластически показать разные эмоции или понятия. Читая, вы припомните: вот в этом месте я пожал плечами, здесь приложил руку к уху, а здесь засмеялся. Старайтесь читать эмоциональнее — то, что мы прочувствовали, мы запоминаем лучше.
Надеемся, наши советы помогут вам или вашему ребенку выучить стихотворение быстро и запомнить его надолго.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые
Как быстро выучить стихотворение
-
1
Прочитайте стихотворение вслух несколько раз. Важно помнить, что любые стихи, рифмованные или нет, восходят к устной традиции и предполагают восприятие на слух.
[1] Поэзия была развлечением и способом рассказать историю задолго до телевидения.
В те времена, когда многие были неграмотны, поэзия обрела определенные характеристики, включая рифму и стихотворный метр, которые помогали запомнить стихотворение тем, кто не мог прочитать его с листа.
- Прежде чем вы начнете учить стихотворение наизусть, прочтите его вслух несколько раз. Попробуйте его переписать или перепечатать.
- Не проговаривайте слова механически; постарайтесь читать с выражением, как будто рассказываете слушателям историю. Понижайте голос там, где требуется спокойное повествование, и выделяйте интонацией эмоциональные моменты. Помогайте себе жестами, чтобы подчеркнуть самое важное. Призовите на помощь театральное мастерство.
- Очень важно читать стихотворение вслух, а не только про себя. Если вы его услышите, то сможете лучше уловить рифму и ритм, и это поможет его запомнить.
-
2
Найдите слова, которые вам непонятны. Язык поэзии очень богат, и поэты часто используют незнакомые вам слова. Если вам нужно выучить старинное стихотворение, наверняка в нем встретятся устаревшие слова или грамматические обороты, а также незнакомые имена или названия. Для примера возьмем стихотворение А. С. Пушкина «Пророк».[2]
- В этом стихотворении множество архаизмов: «персты» (пальцы), «зеницы» (глаза), «отверзлись» (открылись), «уста» (рот), «горний» (находящийся в вышине), «десница» (правая рука). Незнакомым может показаться и слово «серафим», означающее ангела высшего чина.
- Если пересказать своими словами, к примеру, первые восемь строк, получится: «В пустыне я встретил ангела. Своими легкими пальцами он коснулся моих глаз, и они открылись, как у орлицы».
- Иногда затруднение вызывают не сами значения слов, а метафоры, к которым прибегает поэт. Пройдемся еще раз по тексту «Пророка». Теперь вы нашли значения всех незнакомых слов по отдельности, но, возможно, вам трудно понять суть отдельных фраз или текста в целом.
- «И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет, / И гад морских подводный ход» — когда серафим коснулся ушей пророка, тот обрел дар слышать все, от полета ангелов в небесах до движения рыб в море.
- Мы видим преображение человека: он обретает «жало мудрыя змеи» вместо языка, «угль, пылающий огнем» вместо сердца. С одной стороны, этот текст перекликается с Книгой пророка Исайи и темой очищения, необходимого для служения Богу; с другой — пушкинский пророк воплощает идеал поэта и свободной поэзии. Он все видит, все слышит, говорит правду, и в душе его горит огонь.
- Заключительные строки говорят о предназначении истинного поэта и пророка — «глаголом жги сердца людей»: его слова должны быть такими, чтобы проникать прямо в сердце и не оставлять людей равнодушными.
- Если вам трудно понять стихотворение, найдите, что о нем говорится в учебнике или на сайтах, посвященных изучению литературы.[3][4][5]
-
3
Поймите и прочувствуйте историю, рассказанную в стихотворении. Когда вы разберетесь со всеми сложными словами, выражениями и образами, вам нужно уяснить для себя его тему и сюжет.
Если вам непонятно, о чем идет речь в стихотворении, вам будет тяжело его выучить, так как очень трудно запомнить слова, за которыми не видишь ни связи, ни смысла. Перед тем как учить текст наизусть, вы должны быть в состоянии рассказать по памяти, о чем оно.
На этом этапе не старайтесь воспроизвести стихотворение дословно — только краткое содержание.
- Некоторые стихотворения носят повествовательный характер, то есть от начала к концу в них развивается история. Хорошим примером может послужит «Анчар» А. С. Пушкина.[6]
- В начале стихотворения описана пустыня и зловещее ядовитое дерево. Ни птица, ни зверь не приближаются к нему. Но затем, рассказывает нам поэт, человек посылает за ядом другого человека, своего раба; раб покорно отправляется в путь, наутро приносит царю яд и умирает; царь же пропитывает ядом стрелы, и они несут смерть в соседние владения.
-
4
Найдите связь между строфами. Не во всех стихах рассказывается подобным образом: вначале случилось то, потом другое.
Однако во всех речь идет о чем-то, и в лучших примерах — какие обычно и изучают в школе — происходит развитие от начала к концу даже при отсутствии истории.
Если сюжета как такового в стихотворении нет, постарайтесь понять его смысл и связь между строфами или частями. Для примера возьмем «В Рождество все немного волхвы…» Иосифа Бродского.[7]
- Стихотворение начинается со слов «В Рождество все немного волхвы». Тема и время действия, таким образом, обозначены в самой первой строчке.
- Большая часть этого произведения не подчинена строгой хронологии; события библейских времен и современные поэту реалии переплетены, скорее, ассоциативно, нежели в соответствии с формальной логикой.
- Итак, волхвы в стихотворении — самые обычные люди, покупающие еду и подарки к праздникам. Поэт рисует картину хаоса и столпотворения в магазине, и в следующей строке неожиданно говорит о том, что за хаосом не видно дороги в Вифлеем. Но люди несут дары, садятся с ними в транспорт, расходятся по домам и дворам, даже зная, что в пещере никого нет (следует понимать реалии — речь идет об атеистическом Советском Союзе).
- Мысль о пустоте вызывает внезапное ощущение света. Чудо все неизбежнее — и в этом состоит «основной механизм Рождества». Люди чувствуют это и празднуют, даже не веруя, но испытывая потребность верить, и уподобляются пастухам, разжегшим в ночи костры.
- Образ зимней ночи и напряженного ожидания продолжается в следующей строфе: валит снег, дымят трубы, люди не понимают, кто грядет, и боятся не узнать его.
- В заключительной строфе на пороге возникает неясная фигура в платке (мы можем предположить здесь ассоциацию с Богородицей) — и человек ощущает Святой Дух в самом себе. Тогда он смотрит в небо и видит появившуюся звезду.
- Это стихотворение может быть трудно запомнить по порядку, так как строфы не связаны между собой хронологически. Однако постарайтесь выстроить ассоциативный ряд, объединяющий их, и вам будет проще выучить: в Рождество все становятся волхвами → покупки, давка в магазине, и за хаосом не видно тропы в Вифлеем → но «волхвы» возвращаются с дарами, даже зная, что в пещере пока никого нет → мысль о пустоте вызывает мысль о чуде → чудо — это суть Рождества, и люди празднуют его, даже не сознавая этого → зима, валит снег, растет чувство тревожного ожидания → человек приходит к ощущению Бога в себе и видит звезду.
-
5
Поймите, каким метром написано стихотворение. Метр — это ритм поэтической строки, ее структура, характеризующаяся количеством слогов и ударений.[8] Самым употребительным считается ямб. Это двусложный размер — первый слог безударный (слабый), второй ударный (сильный). Ритм звучит как та-ТА, например, «мой ДЯдя САмых ЧЕСТных ПРАвил».[9]
- Другие распространенные в русской поэзии стихотворные метры — это двусложный хорей (ТА-та; «БУря МГЛОю НЕбо КРОоет») и трехсложные дактиль (ТА-та-та; «ТУчки неБЕСные, ВЕЧные СТРАНники»), амфибрахий (та-ТА-та; «не ВЕтер буШУет над БОром») и анапест (та-та-ТА; «ШагаНЭ ты моЯ, ШагаНЭ»).[10]
- Многие стихи на русском языке написаны ямбом, при этом размер может различаться из-за разного количества стоп, то есть повторов сочетания сильных и слабых слогов. Это также важная характеристика стихотворения, на которую следует обратить внимание.
- Стихотворная строка обычно ограничена размером. Например, размер, называемый пятистопным ямбом, означает, что строка имеет схему та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА, то есть ямбическая стопа повторяется пять раз. Примером такого размера может служить строка «сравНЮ ли с ЛЕТним ДНЕМ твоИ черТЫ» (18-й сонет Шекспира в переводе С. Я. Маршака).
- Трехстопный ямб означает три ямбических стопы в каждой строке, четырехстопный — четыре, шестистопный — шесть. Крайне редко вам встретится строка длиннее семи стоп.
- Найдите ударные слоги и посчитайте количество стоп в каждой строке, тем самым определив размер стихотворения. Это поможет вам запомнить его ритм.
- Например, вы сразу услышите различие между четырехстопным ямбом «Мороз и солнце; день чудесный!..» А. С. Пушкина и трехстопным анапестом «На заре ты ее не буди…» А. А. Фета.
- Как в самом начале, прочитайте стихотворение вслух несколько раз, но теперь обращайте особое внимание на его музыкальность и ритм. Читайте его, пока мелодия стихотворения, включая его размер, не станет для вас такой же близкой и предсказуемой, как мелодия любимой песни.
-
6
Запомните структуру стихотворения. Метрическое стихотворение имеет определенный размер, длину строфы и сочетание рифмованных строк.
[11] Теперь вы уже знаете размер, так что нужно разобраться с ритмическим рисунком и количеством строк в каждой строфе. Существуют твердые поэтические формы, подчиняющиеся определенным правилам — например, сонеты, секстины или рондо.
Посмотрите, относится ли стихотворение, которое вы учите, к одной из таких форм, или же его структура придумана самим поэтом.
- Вы можете почитать в интернете о том, какие бывают твердые поэтические формы и как их отличать.[12][13][14]
- Запомнив структуру стихотворения, вы скорее сможете вспомнить, что дальше, если при чтении наизусть вдруг споткнетесь.
- Например, если вы читаете наизусть «Белеет парус одинокий» М. Ю. Лермонтова и вдруг собьетесь, вы можете вспомнить, что первая строка каждой строфы рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой.[15]
- Например, в последней строфе первая строка оканчивается на «лазури», а вторая на «золотой»; значит, окончание третьей будет рифмоваться с «лазури» («бури»), а четвертой — с «золотой» («покой»).
- Вы также можете опираться на ритм стихотворения, чтобы вспомнить забытую строку. Даже если вам трудно отличить ямб от хорея, запоминайте просто мелодию (как в песне, если напевать ее без слов): «Та-ТА, та-ТА-та, та-та-ТА-та».
-
7
Прочитайте стихотворение вслух еще несколько раз. Теперь вы читаете его намного более осознанно, чем поначалу, так как понимаете тему стихотворения, его смысл, ритм, мелодику и структуру.
- Прочтите стихотворение медленно и с выражением. Пользуйтесь всеми новыми познаниями, чтобы улучшить качество чтения. Чем больше понимания и эмоций вы вкладываете в декламацию, тем лучше стихотворение закрепится у вас в памяти.
- Когда строки стихотворения начнут сами всплывать в памяти, читайте все больше наизусть и все меньше смотрите в текст.
- Не бойтесь, однако, подглядывать в книгу, если вам нужно. Опирайтесь на текст столько, сколько вам потребуется.
- Продолжайте читать стихотворение вслух снова и снова, и вы увидите, что все больше и больше строк вспоминаются сами собой.
- Постепенно вы без усилия перейдете от чтения по книге к чтению наизусть.
- Когда вы смогли прочитать наизусть все стихотворение, повторите его не менее пяти-шести раз, чтобы закрепить в памяти и читать без запинки.