Кто сказал, что физика и химия начинаются только в старшей школе? Оценить красоту этих наук способны даже совсем маленькие дети. Если юный химик или физик ещё не умеет говорить, он может участвовать в увлекательных экспериментах. А дальше – больше: с каждым годом опыты становятся всё увлекательнее и сложнее, так что проводить их можно в любом возрасте.
Но перед тем как открывать свою домашнюю лабораторию, стоит запомнить несколько простых правил: в ней всегда должен быть порядок – и до, и во время, и после занятий; будьте осторожны при обращении с реактивами, огнеопасными жидкостями и колюще-режущими предметами; исследования должны проводиться в присутствии взрослых, в проветриваемом помещении и строго по инструкции. Мы подобрали научные опыты, которые безопасны, доступны детям по возрасту, а от взрослых не требуют каких-то особых закупок реактивов.
Для детей 2 лет: живая спираль
Бумага, ножницы, источник тепла.
Этот эксперимент всегда удивляет малышей, но чтобы он был более интересен двухлеткам, совместите его с творчеством.
Из бумаги вырежьте спираль, вместе с ребёнком раскрасьте её, чтобы она была похожа на змейку, а затем приступайте к «оживлению».
Делается это очень просто: внизу разместите источник тепла, например, горящую свечу, электрическую плиту (или варочную поверхность), утюг вверх подошвой, лампу накаливания, разогретую сухую сковороду.
Над источником тепла на верёвочке или проволоке поместите спираль-змейку. Через несколько секунд она «оживёт»: начнёт вращаться под воздействием тёплого воздуха.
Для детей 3 лет:дождик в банке
Трёхлитровая банка, горячая вода, тарелка, лёд.
С помощью этого опыта легко объяснить трёхлетнему «учёному» простейшие явления природы. В банку примерно на 1/3 наливаем горячую воду, лучше погорячее.
На горлышко банки ставим тарелку со льдом. И дальше – всё как в природе – вода испаряется, поднимается вверх в виде пара, наверху вода охлаждается и образуется облако, из которого идёт самый настоящий дождь. В трёхлитровой банке дождь будет идти полторы-две минуты.
- Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет
- Получить уроки
Для детей 4 лет: шары и кольца
Спирт, вода, растительное масло, шприц.
Четырёхлетние дети уже задумываются, как всё устроено в природе. Покажите им красивый и увлекательный эксперимент о невесомости. На подготовительном этапе смешайте спирт с водой, не стоит привлекать к этому ребёнка, достаточно объяснить, что эта жидкость похожа по весу на масло. Ведь именно масло будет заливаться в подготовленную смесь.
Можно взять любое растительное масло, но заливать его очень аккуратно из шприца. В результате масло оказывается как бы в невесомости и принимает свою естественную форму – форму шара. Ребёнок с удивлением будет наблюдать круглый прозрачный шар в воде.
С четырёхлетним малышом уже можно поговорить и о силе тяжести, которая заставляет жидкости проливаться и растекаться, и о невесомости, ведь именно в виде шариков выглядят все жидкости в космосе. В качестве бонуса покажите ребёнку ещё один трюк: если в шар воткнуть стержень и быстро вращать, от шара отделится масляное колечко.
Для детей 5 лет:невидимые чернила
Молоко или лимонный сок, кисточка или перо, горячий утюг.
В пять лет малыш наверняка уже владеет кистью. Даже если он ещё не умеет писать, он может нарисовать секретное письмо. Тогда послание получится ещё и зашифрованным. Современные дети не читали в школе рассказ про Ленина и чернильницу с молоком, но наблюдать свойства молока и лимонного сока для них будет не менее интересно, чем для их родителей в детстве.
Опыт очень прост. Обмакните кисточку в молоко или сок лимона (а лучше использовать обе жидкости, тогда качество «чернил» можно сравнить) и напишите что-нибудь на листе бумаги. Затем просушите письмена, чтобы бумага выглядела чистой, и нагрейте лист. Удобнее всего проявлять записи с помощью утюга. В качестве чернил подойдёт сок лука или яблока.
Для детей 6 лет: радуга в стакане
Сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов.
Возможно, опыт покажется слишком простым для шестилетки, но на самом деле – это стоящая кропотливая работа для терпеливого «учёного». Он хорош тем, что большинство манипуляций юный учёный может сделать сам.
В четыре стакана наливается по три столовых ложки воды и красители: в разные стаканы – разные краски. Затем в первый стакан добавьте ложку сахара, во второй – две ложки, в третий – три, в четвёртый – четыре.
Пятый стакан остаётся пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и тщательно перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается.
В пятом стакане остаётся чистая вода без сахара и красителя. Аккуратно, по лезвию ножа налейте в стакан с чистой водой содержимое «цветных» стаканов по мере увеличения «сладкости», то есть, по-научному, насыщенности раствора. И если вы всё сделали правильно, то в стакане окажется маленькая сладкая радуга.
Если хочется научных разговоров, расскажите ребёнку о разнице в плотности жидкостей, благодаря которой слои не смешиваются.
Для детей 7 лет: яйцо в бутылке
Куриное яйцо, бутылка из-под гранатового сока, горячая вода или бумага со спичками.
Эксперимент практически безопасный и очень простой, но довольно эффектный. Ребёнок сможет провести большую его часть сам, взрослый должен только помочь с горячей водой или огнём.
Первым делом требуется сварить яйцо и очистить его от кожуры. А дальше есть два варианта. Первый – налить в бутылку горячей воды, сверху положить яйцо, затем поставить бутылку в холодную воду (в лёд) или просто подождать, пока вода остынет.
Второй способ – бросить в бутылку горящую бумагу, а сверху положить яйцо.
Результат не заставит себя долго ждать: как только воздух или вода внутри бутылки остынет, он начнёт сжиматься, и не успеет начинающий «физик» моргнуть, как яйцо окажется внутри бутылки.
Будьте осторожны и не доверяйте ребёнку самому наливать горячую воду или работать с огнём.
Для детей 8 лет: «Фараонова змея»
Глюконат кальция, сухое горючее, спички или зажигалка.
Способов получить «фараоновых змей» множество. Мы расскажем о том, который под силу восьмилетнему ребёнку. Самых маленьких и безопасных, но довольно эффектных «змеек» получают из обычных таблеток глюконата кальция, их продают в аптеке. Чтобы они превратились в змей, подожгите таблетки.
Самый простой и безопасный способ сделать это – положить несколько кружков глюконата кальция на таблетку «сухого горючего», которое продают в туристических магазинах.
При горении таблетки начнут резко увеличиваться и двигаться, как живые рептилии, из-за выделения углекислого газа, так что с точки зрения науки опыт объясняется довольно просто.
Кстати, если «змеи» из глюконата показались вам не очень страшными, попробуйте сделать их из сахара и соды. В этом варианте горка просеянного речного песка пропитывается спиртом, а сахар и сода закладываются в углубление на её вершине, затем песок поджигается.
Не лишним будет напомнить, что все манипуляции с огнём проводятся вдалеке от легковоспламеняющихся предметов, строго под контролем взрослого и очень внимательно.
Для детей 9 лет: неньютоновская жидкость
Крахмал, вода.
Это удивительный эксперимент, сделать который проще простого, особенно если учёному уже 9. Исследование серьёзное. Цель – получить и изучить неньютоновскую жидкость. Это вещество, которое при мягком воздействии ведёт себя как жидкость, а при сильном – проявляет свойства твёрдого тела. В природе подобным образом ведут себя зыбучие пески.
В домашних условиях – смесь воды и крахмала. В миске соедините воду с кукурузным или картофельным крахмалом в соотношении 1:2 и хорошенько перемешайте. Вы увидите, как при быстром перемешивании смесь будет сопротивляться, а при нежном – перемешиваться.
Бросьте в миску со смесью мячик, опустите в неё игрушку, а потом попробуйте резко выдернуть, возьмите смесь в руки и позвольте ей спокойно стекать обратно в миску. Вы и сами можете придумать немало игр с этим удивительным составом.
И это отличный повод вместе с ребёнком разобраться, как связаны между собой молекулы в разных веществах.
Для детей 10 лет: опреснение воды
Соль, вода, полиэтиленовая плёнка, стаканчик, камушки, таз.
Это исследование лучше всего подойдёт тем, кто любит путешествия и приключенческие книги и фильмы. Ведь в путешествии может произойти ситуация, когда герой окажется в открытом море без питьевой воды. Если путешественнику уже 10 и он научится проделывать этот трюк – он не пропадёт.
Для эксперимента сначала приготовьте солёную воду, то есть просто налейте в глубокий таз воды и посолите её «на глаз» (соль должна полностью раствориться). Теперь в наше «море» поставьте стакан, так, чтобы края стаканчика находились чуть выше поверхности солёной воды, но были ниже, чем края таза, а в стакан положите чистый камушек или стеклянный шарик, который не даст стакану всплыть.
Накройте таз пищевой или парниковой плёнкой и завяжите её края вокруг таза. Натягивать её нужно не слишком сильно, чтобы была возможность сделать углубление (это углубление тоже фиксируется камнем или стеклянным шариком). Оно должно оказаться как раз над стаканчиком.
Теперь осталось поставить таз на солнце. Вода испарится, осядет на пленке и стечет по наклону в стаканчик – это будет обычная питьевая вода, вся соль останется в тазу. Прелесть этого опыта в том, что ребёнок может сделать его совершенно самостоятельно.
Для детей 11 лет: лакмусовая капуста
Краснокочанная капуста, фильтровальная бумага, уксус, лимон, сода, кока-кола, нашатырный спирт и т. д.
Здесь ребёнку представится возможность познакомиться с настоящими химическими терминами.
Любой родитель помнит из курса химии такую штуку, как лакмусовая бумажка, и сможет объяснить, что это индикатор – вещество, которое по-разному реагирует на уровень кислотности в других веществах.
Ребёнок может легко изготовить такие бумажки-индикаторы в домашних условиях и, конечно, испытать их, проверив кислотность в разных бытовых жидкостях.
Проще всего сделать индикатор из обычной краснокочанной капусты. Натрите капусту на тёрке и выжмите сок, а затем пропитайте им фильтровальную бумагу (она продаётся в аптеке или в магазине для виноделов). Капустный индикатор готов. Теперь нарежьте бумажки помельче и поместите в разные жидкости, которые сможете найти дома.
Остаётся только запомнить, какой цвет соответствует какому уровню кислотности. В кислой среде бумажка покраснеет, в нейтральной – позеленеет, а в щелочной станет синей или фиолетовой. В качестве бонуса попробуйте приготовить «инопланетянскую» яичницу, для этого перед жаркой добавьте в яичный белок сок краснокочанной капусты. Заодно и узнаете, какой уровень кислотности в курином яйце.
Чем удивить ребенка: 10 научных опытов для детей
Осенью у детей не так много поводов бывать на улице, как летом, когда предлогом для прогулки могла стать просто хорошая погода. Теперь же все больше и больше времени малыши проводят дома, и нам, родителям, приходится проявлять чудеса изобретательности, выдумывая, чем же занять заскучавшее чадо.
Чтобы немного облегчить выбор, «МИР 24» предлагает вам несколько идей, которые безопасны и просты в организации, и неизменно вызывают восторг у детей любого возраста — от 3 до 93 лет. Сложного реквизита для их воплощения не потребуется – почти все, что необходимо для опытов, есть в любой квартире.
Фокус с шариками
Вам понадобятся: воздушный шарик, сода, уксус, бутылка с узким горлышком. Вместо шарика можно взять резиновую перчатку – это будет более эффектно
Что сделать: в бутылку насыпьте две-три ложки соды, держите шарик наготове. Аккуратно добавьте ложку уксуса и быстро натяните шарик на горлышко.
Что получилось: шарик надувается! Все знают, что если уксус смешать с обычной содой, то будет много пузырьков и шипения. При этом выделается углекислый газ. Мы его «поймали» и увидели, как он, увеличиваясь в объеме, надувает шарик.
- Спичечный телефон
- Вам понадобятся: два пластиковых стаканчика (или спичечных коробка), спичка, нитка
Что сделать: проткните дно стаканчиков и протяните сквозь них ниточку. На ее конце закрепите половинки спичек. Дайте двум детям по стаканчику, и разведите их на такое расстояние, чтобы нитка натянулась. Теперь пусть один что-то говорит в свой стаканчик, а второй в это время слушает. Потом – наоборот.
Что получилось: вибрация звука голоса говорящего передается по нитке и достигает поверхности стаканчика слушающего.
Нужно иметь в виду, что нитка, натянутая между двумя стаканчиками, не должна касаться никаких предметов, в том числе пальцев, которыми их держат.
Нужно объяснить, что если нитка прикасается к какому-нибудь предмету, то вибрация передается этому предмету и дальше не распространяется.
- Фонтан из шарика
- Вам понадобятся: обычный шарик, вода
Что сделать: наполните шарик водой из-под крана, и сразу же сожмите и перекрутите его горлышко. Затем (лучше над ванной) ослабьте горлышко и наблюдайте фонтан воды, бьющей из шарика вверх.
Что получилось: Все очень просто. Вода в шарике находится под давлением, и хочет во что бы то ни стало от него избавиться. Поскольку горлышко у шарика узкое, а шарик – эластичный, и его стенки давят на воду, то при выходе из шарика, вода не просто выливается, а фонтанирует.
- Несгораемый шарик
- Вам понадобятся: шарик, вода, зажигалка
Что сделать: наполните шарик водой примерно на одну треть. Затем додуйте его до обычного размера. Теперь попробуйте поджечь шарик в том месте, где вода. Шарик, несмотря на ожидаемый «бабах», не горит и не лопается!
Что получилось: это происходит потому, что вода «гасит» своей температурой пламя от зажигалки и не дает разогреть шарик до того, чтобы он лопнул. Если вы попробуйте поднести пламя к сухой части шарика, он лопнет. Имейте в виду, будет мокро!
- Поющие бокалы
- Вам понадобятся: бокал или стакан с тонкими стенками, вода
Что сделать: бокал наполнить водой примерно наполовину, намочить пальцы водой и по кругу водить по ободку бокала. Чем лучше и тоньше стекло — тем легче извлечь звук. Водить надо достаточно быстро, но не сильно давить.
Что получилось: вы услышите звук – бокал «запоет»! А если наполнить несколько бокалов разным количеством воды, вы заметите, что у них будет разный по высоте звук. Кроме того, когда поет бокал, на поверхности воды можно заметить волны, похожие на те, что получаются, если бросить камешек в воду. Если воды много, могут появиться даже брызги!
- Волосы дыбом или Летающая овсянка
- Вам понадобятся: воздушный шарик, ребенок с мягкими и длинными волосами, овсянка, тарелка
Что сделать: сначала потереть шариком об голову ребенка и увидеть, как волосы встали дыбом! Потом приблизить шарик к тарелке, на которой рассыпана сухая овсянка.
Что получилось: овсянка начинает подлетать вверх и прилипать к шарику. Если потереть о голову еще раз, сила намагничивания увеличится, и новая порция овсянки полетит вверх. Процесс называется электризацией.
Небольшой объект (овсянка или легкие волосы) приобретает электрический заряд благодаря трению, то есть происходит электризация трением, а силы, действующие при этом, называются электрическими силами.
Опыт показывают, что два тела, наэлектризованные трением друг о друга, притягиваются.
- Летающие чайные пакетики
- Вам понадобятся: чайные пакетики, ножницы, спички или зажигалка
Что сделать: отрезаем верх у чайных пакетиков, высыпаем чай и ставим пустые пакетики на подставку и поджигаем. Когда они догорят, они вдруг взлетают вверх.
- Что получилось: то, что осталось от догоревших пакетиков, очень легкое, и теплый воздух увлекает это за собой вверх.
- Живая радуга
- Вам понадобятся: бумажное полотенце или салфетка, фломастеры разных цветов, вода в емкости
- Что сделать: отрезаем полоску от бумажного полотенца (подойдет и салфетка), рисуем на его короткой части точки разными фломастерами, опускаем конец в воду и следим.
Что получилось: вода, впитываясь в пористую бумагу, словно «течет вверх», открашивая салфетку теми цветами, которые мы нарисовали. Получается красивая «радуга». Дети узнают, как вода ведет себя с красками и материалами.
- Лава-лампа
- Вам понадобятся: вода, стеклянный высокий стакан или банка, пищевой краситель (или обычный сок, вишневый или апельсиновый), таблетка шипучего аспирина, подсолнечное масло (или любое растительное)
Что сделать: наполняем банку водой, подкрашиваем ее красителем, затем сверху наливаем слой масла (он должен быть не очень плоским – чем больше, тем лучше). Теперь бросаем в банку таблетку шипучего аспирина и наблюдаем.
Что получилось: таблетка растворяется, выделяя пузыри, которые увлекают за собой подкрашенную воду и смешивают ее с маслом, образовывая причудливые цветные шарики. Это чем-то похоже на лава-лампу. Дети обычно от такого в восторге.
- Бегающие скрепки
- Вам понадобятся: скрепки, магниты (можно снять с холодильника), кусок картона
- Что сделать: положить скрепки на картонку, а снизу к ней прижать магниты и двигать ими
Что получилось: скрепки «ожили» и начали бегать по картонке! Объясняем детям, что магнит притягивает железо, из которого сделаны скрепки. И, конечно, даем каждому ребенку попробовать самим управлять магнитами.
- Апельсиновый огонь
- Вам понадобятся: корки от апельсинов, свечка
- Что сделать: выжать апельсиновую корку над свечкой
- Что получилось: получились искры – так горят эфирные масла, которые содержатся в цедре.
- Вулкан
- Вам понадобятся: пластилин, картон, тарелка, уксус, средство для мытья посуды, сода, краситель, стеклянная баночка из-под детского питания или любая другая небольшая стеклянная емкость, мелкие игрушки из резины или пластмассы.
Что сделать: из картона сделать конус (скрепить края степлером или склеить), отрезать от него верх, надеть на баночку. Обклеиваем конус пластилином, формируя вулкан, «кратер» которого совпадает с краями баночки.
Устанавливаем вулкан на тарелку и, если есть желание, расставляем вокруг мелкие игрушки (которые станут жертвой извержения, и их надо будет спасать). В баночку насыпаем две ложки соды, добавляем пищевой краситель и средство для мытья посуды.
Приступаем к главному моменту: когда дети все собрались возле вулкана, наливаем в кратер немного уксуса – и реакция пошла!
Что получилось: из жерла начинает выходить обильная цветная пена и заливать всех животных, попавших в очаг извержения. Их надо срочно спасать, эвакуировать и отмывать. Малыши в восторге!
Текст и фото: Ольга Бобровская
9 крутых опытов для детей
В последнее время научные праздники приобретают все большую популярность. Для детей занимательные опыты и эксперименты — это что-то магическое, непонятное и интересное. Стать волшебником и устроить детям настоящий праздник просто. Для этого вам понадобится только то, что вы используете ежедневно.
AdMe.ru собрал 8 крутых опытов для детей, которые не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.
- чайный пакетик
- зажигалка
- поднос
- емкость для мусора
Опыт: Аккуратно разрезаем пакетик с одной стороны и высыпаем оттуда чай. Расправляем пакетик, придав ему форму цилиндра, и устанавливаем его на поднос. Поджигаем пакетик сверху и ждем, пока он взлетит.
Разоблачение: Из-за небольшой массы пакетика поток теплого воздуха запускает его в полет.
- мыльные пузыри
- морозная погода
Опыт: Выносим баночку с мыльным раствором на сильный мороз и выдуваем пузыри.
Сразу же в разных точках поверхности возникают мелкие кристаллики, которые быстро разрастаются и наконец сливаются.
Если погода не очень морозная и пузыри не замерзают, понадобится снежинка: как только вы выдули мыльный пузырь, сбросьте на него снежинку, и вы увидите, как она тут же соскользнет вниз и пузырь замерзнет.
Разоблачение: При морозе и соприкосновении со снежинкой моментально начинается процесс кристаллизации, поэтому мыльный пузырь замерзает.
- стакан воды
- кубик льда
- нитка
Опыт: Опускаем лед в воду. Нитку кладем на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Теперь насыпаем немного соли на лед и ждем 5-10 минут. Берем за свободный конец нитки и вытаскиваем кубик льда из стакана.
Разоблачение: Соль, попав на лед, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.
- сода
- красная краска
- вода
- средство для мытья посуды
- уксус
Опыт: Делаем конус с отрезанной макушкой из картона, вставляем в него пустую емкость, облепляем картон пластилином так, чтобы было похоже на гору.
Ставим конструкцию в тарелочку или на поднос во избежание непредвиденных последствий.
В емкость внутри вулкана насыпаем соду, красную краску (не жалейте!), наливаем воду и добавляем капельку средства для мытья посуды.
Размешиваем, а затем даем ребенку долить туда немножко столового уксуса из бутылочки и наслаждаемся зрелищем.
Разоблачение: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.
Опыт: Вырезаем квадрат из бумаги, кладем его на стакан и аккуратно переворачиваем. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!
Разоблачение: Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) — воздух. Давление воздуха больше давления воды в стакане, поэтому лист и не падает.
- воздушные шарики
- пустая бутылка (1 или 1,5 л)
- чайная ложка
- воронка
- столовый уксус
- пищевая сода
Опыт: В бутылку наливаем уксус примерно на треть. Через воронку засыпаем в шарик 2-3 ч. л. соды. Надеваем шарик на горлышко бутылки, и он начинает надуваться. Заполненный углекислым газом шарик не сможет подняться вверх. Чтобы воздушный шарик держался у потолка, потираем его о любой синтетический материал, а потом «приклеиваем» к потолку.
Разоблачение: В результате взаимодействия соды и уксуса выделяется углекислый газ, который и наполняет шар. А благодаря статическому электричеству шарик продержится на потолке до 5 часов.
- 2 куриных яйца
- 2 стеклянные банки
- вода
- уксус
Опыт: Кладем одно сырое яйцо в банку с обычной водой. Второе яйцо кладем в стакан с уксусом. Яйца выглядят абсолютно одинаково. Оставляем яйца на несколько часов. Первые результаты опыта можно увидеть через 5-6 часов, а полностью мягким яйцо станет через 7-10 дней.
Разоблачение: С яйцом, которое находилось в уксусе, произошли химические изменения. Яичная скорлупа состоит из углекислого кальция, а уксус — кислота, которая растворяет это вещество. Химический процесс взаимодействия яйца и уксуса называется декальцинированием и проходит в два этапа: сначала скорлупа становится мягкой, а потом исчезает совсем.
- сок
- растительное масло
- спирт
- прозрачная высокая посуда
Опыт: На дно посуды наливаем сок, аккуратно по стенкам добавляем подсолнечное масло. Подкрасив спирт, так же аккуратно наливаем на масло. Жидкость слоями распределяется друг над другом.
Разоблачение: У этих жидкостей разные плотности: менее плотное вещество распределяется над более плотным. Чтобы опыт стал ярче, вы можете подкрасить жидкости.
Опыт: Берем одну спичку (или зубочистку). Показываем публике, а затем прячем в кулак. Когда показываем спичку опять, ее середина загадочным образом исчезла.
Разоблачение: На самом деле спички было две. У одной заранее закрасили середину под цвет фона (черный или серый). Спрятав одну, достали другую.