Левша или правша: как определить у ребенка

Каждый десятый житель планеты предпочитает «орудовать» левой рукой. Однако особенности левшей на этом не заканчиваются. Их отличает интуитивность и образность мышления, высокая чувствительность и ранимость.

Специалисты настоятельно рекомендуют не переучивать леворуких ребятишек, а учитывать их отличительные черты при воспитании.

Как с помощью теста узнать, ребёнок левша или правша? Когда проявляется эта особенность? Предлагаем психологические рекомендации, которые помогут вам воспитать уникального леворукого ребёнка.

Как определить ведущую руку?

Даже в младенчестве родители могут отметить, что карапуз предпочитает ту или иную руку. Так, грудничок чаще манипулирует предметами главной ручкой – сосёт кулачок, хватает и держит игрушки, бутылочку, соску. К двум годам уже можно говорить о выработавшейся привычке, например, ребёнок берёт столовые приборы только одной конкретной ручкой.

Когда можно сделать уверенный вывод о сформировавшейся право- или леворукости? После четырёх лет. В этом возрасте и выявляют ведущую руку, чтобы затем избежать переобучения в школе и полноценно развивать графические навыки.

Понять, какой ручке отдаёт предпочтение ребёнок, можно и в домашних условиях, наблюдая, как он рисует, копается в песочнице, завтракает, чистит зубы. Но более точную информацию даст специальный тест. При его выполнении нужно соблюдать несколько важных условий:

  • ребёнок не должен догадываться о цели заданий, поэтому проводите тест в игровой форме;
  • сядьте напротив малыша;
  • весь инструментарий кладите на середину столика на равноудалённое расстояние от обеих рук;
  • предметы для обследования положите в коробку, которую необходимо убрать с детских глаз. Вынимайте нужные вещи по мере надобности.

Тест М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавского

  • Рисование. Попросите малыша нарисовать рисунок. Не поторапливайте его, пусть он рисует в привычном темпе. После окончания работы предложите изобразить то же самое, но уже другой ручкой. Если ваше чадо отказывается, скажите: «Понимаю, что это сложно, но я уверена, что ты справишься». Рисунок, выполненный главной рукой, приятнее на вид, пропорциональней, без «дрожащих» линий.

Левша или правша: как определить у ребенка

  • Коробок от спичек. Положите перед малышом три-четыре пустых коробка и попросите найти «секретик» в одном из них. Если там будет обычная спичка, не забудьте обломить конец с серой! Главная рука выдвигает и задвигает внутреннюю часть коробков.
  • Строим фигуру. Высыпьте в центр стола счётные палочки и предложите вашему чаду построить домик. Левша задействует чаще и активнее левую ручку.
  • Игра в мячик. Чтобы выполнить это тестовое задание, подготовьте мяч для тенниса или другой не очень большой мячик, который малыш сможет подбрасывать и ловить ладонью одной руки. Попросите ребёнка взять мяч и кинуть его вам одной ручкой.
  • Вырезание силуэта. Найдите открытку с силуэтным изображением (цветочка, медвежонка) и попросите малыша вырезать эту фигурку ножницами. Главной ручкой будет считаться та, которой выполняется больше активных движений. К примеру, ребёнок взял ножницы правой рукой, но предпочитает крутить открытку левой ручкой вокруг неподвижных ножниц. В этом случае вы можете предположить, что активная рука у него именно левая, хотя ножницы и были взяты правой.
  • Нанизывание бусин. Понадобится тонкий шнурок или леска, крупные бусины. Смотрим не на то, какая рука взяла шнур, а на то, какой ручкой выполняется большинство действий.
  • Открывание бутылочек. Попросите ребенка открыть 2-3 флакона или пузырька с завинчивающимися крышками. Главной является более активная рука. К примеру, если малыш правой ручкой держит крышку, а пузырёк взял в левую, но при этом вращает не саму крышку, а пузырёк, значит, ведущая – именно левая, а не правая рука.
  • Развязывание узелков. Приготовьте шнурок средней толщины с несколькими завязанными узелками. Они должны быть неплотными и просто развязываться. Ведущей рукой является та, которая развязывает узелки.
  • Сложи узор по образцу. Материалом для задания может быть мозаика, конструктов или пазл. Главная рука берет детали, поправляет получившийся узор.
  • Есть ли у вас в семье леворукие? Просто ответьте: есть или нет.

  Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда

Если при выполнении семи и более заданий (плюсом идет и вопрос о родственниках-левшах) ребёнок пользовался левой рукой, то с большой долей вероятности можно говорить о его леворукости. Более точный результат вы можете получить, обратившись к психологу.

Левша или правша: как определить у ребенка

Особенности развития маленького левши

Главное различие между левшами и правшами – доминирование одного из полушарий головного мозга. Так, для праворуких, у которых «главенствует» левая половина мозга, характерно раскладывание информации «по полочкам», анализ и относительно долгая обработка.

Правое полушарие, которое более активно у левшей, мгновенно создает целостный образ, схватывая информацию на лету. Нейрофизиологи и психологи формулируют эту особенность так: у маленьких левшей больше задействована интуиция, а не логика.

Кроме того, леворукие дети отличаются от правшей:

  • преобладанием образного мышления;
  • склонностью к творчеству;
  • повышенной эмоциональностью и ранимостью;
  • импульсивностью.

Многочисленные исследования не выявили особой разницы между уровнем интеллекта у правшей и левшей, однако при решении задач леворукие дети чаще предлагают новые идеи и неожиданные решения.

Подготовка левши к обучению в школе

Как хорошо известно педагогам и родителям, особые проблемы леворукий ребёнок испытывает при письме. Чтобы научиться писать, ему необходимо приспособиться к плохому сцеплению пальчиков с карандашами или ручками. Кроме того, написанный текст закрывается рукой, что приводит к многочисленным помаркам.

Левша или правша: как определить у ребенка

Для того чтобы научить маленького левшу писать красиво и, главное, аккуратно, соблюдайте несколько важных правил:

  • используйте при обучении трёхгранные пишущие принадлежности, которые обеспечивают удобный захват большим, указательным и средним пальчиками. Можно приобрести специальную накладку на карандаш для леворуких детей;
  • при письме поворачивайте тетрадку или альбом так, чтобы она располагалась параллельно левому предплечью;
  • подбирайте мягкие карандаши, оставляющие чёткий след на листе, и ручки, которые легко скользят по бумаге.

  Системы воспитания детей в разных странах

Рекомендуем прочитать книжки Марьяны Безруких, физиолога, профессора, академика РАО, которая занимается проблемой леворукости у детей. У этого автора есть замечательные прописи и тетради для занятий, предназначенные для левшей. Например:

  • «Леворукий ребёнок. Тетрадь для занятий с детьми»;
  • «Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких»;
  • «Если Ваш ребёнок левша»;
  • «Трудности обучения в начальной школе. Причины. Диагностика, комплексная помощь»;
  • «Азбука и рабочие тетради».

Конечно, обучение и развитие ребёнка-левши потребует от взрослых терпения. Помните, что леворукого малыша не стоит переучивать, как и не следует зацикливаться на его «необычности». Поскольку леворукие дети более ранимы, не драматизируйте неудачи, а, напротив, больше радуйтесь их успехам и достижениям.

Левша или правша: как определить ведущую руку ребенка

16 февраля '18 13:00Комментариев: 0 До определенного возраста невозможно понять какой рукой ребенку удобнее все делать. Читайте на Ivona о том, как определить способности малыша по его ведущей руке и помочь ему их развить. Левша или правша: как определить у ребенка Не стоит насильно переучивать ребенка писать правой рукой depositphotos.com

Еще совсем недавно воспитатели в детском саду, а позднее учителя в школе всячески пытались переучить детей активно пользоваться левой рукой. Те, в свою очередь, очень быстро понимали, что быть не таким, как все, стыдно и старались скрыть свой “изъян“.

Развиваем артикуляционный аппарат: лучшие скороговорки для детей

Однако не многим удавалось полностью победить себя. Да, малыши действительно начинали писать или рисовать правой рукой. Только почему-то сразу же становились невнимательными, рассеянными, забывчивыми и, что самое неприятное, раздраженными. И умственные способности, а также особенности характера тут совершенно ни при чем.

Просто они ежедневно шли против своей природы, боролись с собой, преодолевали себя, тратя на это все силы. Это как учиться ходить на руках. В принципе возможно.

Но сможем ли мы однажды добиться совершенства, а главное, станет ли нам когда-нибудь так же удобно, как на ногах?Давайте все-таки ценить то, что заложено в ребенке, и помогать ему это развивать и использовать в жизни, а не наоборот. По большому счету дети до двух лет амбидекстры, то есть умеют одинаково ловко пользоваться обеими руками.

Сосет палец правой ручки, а левой тарахтит погремушкой. Одной возводит башенку, а другой держит бутылочку с водичкой. И все это одновременно. Так и должно быть. Только вы, мамочка, не должны вмешиваться в этот процесс. Скажем, вкладывать игрушку в определенную руку, класть ложечку исключительно справа от тарелки.

Потому что таким образом вы сковываете ребенка рамками: мол, нужно так, а не иначе.Специалисты отмечают, что некоторые родители подсознательно не дают крохе шансов быть левшой (является он таковым или нет) чуть ли не с грудничкового возраста. Каким образом? Допустим, вы берете младенца на руки и прижимаете его одним бочком к себе.

Если вы правша, то и держите с этой стороны. Следовательно, ограничиваете пространство карапуза слева. Вы общаетесь, что-то показываете, предлагаете игрушку, бутылочку, пустышку – и все это малыш может взять только правой рукой. Первый акцент сделан. Стоит ли говорить, что весь мир ориентирован исключительно на правшей? Ручка на двери, защелка на коробочке, выключатель.

Они расположены так, что ими без труда сможет воспользоваться праворукий человек, но не левша. А как насчет канцелярских принадлежностей? Самое сложное для леворуких – овладеть ножницами. Но и с карандашами-ручками-фломастерами приходится повозиться. Это особенно сложно в момент знакомства с этими предметами.

Каждый родитель желает знатьОсновное, что должны понимать папы и мамы – леворукость является одним из вариантов нормального развития и зависит от врожденных особенностей. Это ни в коем случае не отклонение. Мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств. При этом правое отвечает за левую половину тела, левое – за правую.

 Как научить ребёнка обращаться с деньгами

В левом полушарии расположены речевые центры, оно анализирует, классифицирует полученную информацию. Ему свойственно рационально-логическое мышление. Правое же называют эмоциональным, интуитивным. Оно отвечает за пространственно-образное мышление.Естественно, среди детей встречаются те, кто больше пользуется левым полушарием.

У таких рано проявляются способности к математике, структурированию. Не менее редки ребятишки, которые больше пользуются правым полушарием. Они фантазеры и выдумщики, поражают окружающих творческими талантами.Тем не менее нельзя сказать, что леворукие станут художниками или артистами, а праворукие – инженерами и конструкторами.

Потому что в большинстве случаев картина смазанная. Малыши пользуются и теми и другими способностями. Кто-то в равной степени, у кого-то идет небольшое преобладание определенных качеств. Чтобы картина стала яснее, проведите тест со своим ребенком. Левша или правша: как определить у ребенка Дай шанс ребенку самостоятельно выбрать ведущую руку depositphotos.com

  • похлопать в ладоши;
  • погладить пушистую игрушку или домашнее животное;
  • открутить колпачок на бутылочке с водой;
  • показать “сороку-ворону“ (водить пальцем одной руки по ладони другой).

В большинстве случаев главную роль будет выполнять ведущая рука. Хотя может быть и так, что половину действий ребенок выполняет одной рукой, остальные – другой. Значит, он еще окончательно не определился. Для того чтобы прояснить картину, можно дополнить тест слуховым и визуальным рядом. Что для этого нужно?

 Чем заняться с ребенком в плохую погоду: интересные идеи

Возьмите лист бумаги и проделайте в нем отверстие. Пусть кроха посмотрит через него на вас. Какой глаз вы увидели? Теперь дайте малютке послушать, как тикают часики. Пусть расстояние до обоих ушей будет одинаковым. Каким же он все-таки прислушивается? В случае явного преобладания определенной стороны тела можно выявить и ведущую руку. Не получилось? Специалисты рекомендуют провести повторный тест через полгода.Пусть мир подстроится сам!Если ваш ребенок ярко выраженный правша, ему удобно жить в окружающей его реальности. А вот комфорт левшей родителям придется обеспечивать своими силами. Лучше не делать на этом акцент, чтобы малыш не чувствовал себя не таким. Пусть у него появятся вещи, с которыми легко управляться. Найдите магазин для левшей и приобретите необходимые мелочи: ручку (есть специальные, для правильной постановки руки), карандаши, фломастеры (с трехгранной формой) ножницы, линейку. Ближе к школе, купите прописи для леворуких. Кстати, усаживая ребенка за письменный стол, учтите, что источник света должен быть справа. Да и предметы располагайте так, словно создаете зеркальное отражение стола правши.Ученые Лондонского университета (Англия) подсчитали, что левшей с каждым годом рождается все больше. Они утверждают, что это ведет к подъему интеллектуального уровня общества и к появлению гениев в математике, искусстве и спорте. Так что будущее отчасти зависит от левшей.Напомним, ранее Ivona писала о том, как помочь ребенку раскрыть таланты.

Как определить левша или правша ребенок

Левша или правша: как определить у ребенка

Что нужно знать родителям ребенка-левши

Ученые уверены, число леворуких в будущем будет расти. «Дело в том, что до 1985 года левшей переучивали насильно, в школах вбивалось в головы родителям, что леворукость — это недостаток, педагогическое упущение, и таким людям будет в жизни сложно», — рассказывает Людмила Митурич, методист, педгог-дефектолог, учитель младших классов.

Сегодня же дети, которые воспитывались при той школьной системе, уже выросли, большинство из них действительно стали правшами, которых переучили из левшей. Но ген леворукости у них остался.

И вот когда у «переделанных» левшей рождаются дети, шанс того, что они будут левшами, вырастает с 2% до 17% (это если только один из родителей — природный левша).

А если оба родители когда-то были левшами, то возможность рождения ребенка-левши вырастает до 46%, говорит Митурич.

Будет человек левшой или правшой — влияет то, какое полушарие головного мозга является доминантным. У левшей активнее работает правое полушарие головного мозга, поэтому у них лучше развито абстрактное мышление и образная память, они лучше воспринимают ритм и музыку и точнее реагируют на интонацию.

«Доказано, что пытаясь переучить ребенка-левшу, мы вредим ему, ломая все строение его организма, — говорит Людмила Митурич. — Были случаи, когда в моей практике родители обращались с проблемой заикания ребенка.

Начинали выяснять, когда это началось. Оказывалось, что заикаться ребенок начал, как только пошел в школу.

Тогда родители начали ругать его за то, что он пишет левой рукой, стали переучивать, насильно переставляя ручку в правую руку».

В некоторых случаях, приходя в первый класс, дети сами начинают делать над собой усилия и учатся писать правой рукой, хотя до школы всегда делали это левой. Причина в том, что дети — это «попугаи», которые часто стараются копировать своих сверстников, и из-за того, что правшей большинство, некоторые левши стараются на них быть похожими.

Но в этом случае их основные движения остаются как у левши. В результате возникает несоответствие природной предрасположенности, привычек и существующих условий.

Столкнувшись с таким диссонансом, ребенок окончательно теряется в требованиях, и у него начинаются такие проблемы, как нарушение сна, повышенная утомляемость, могут возникнуть неврозы, нервные тики и даже энурез.

Он начинает отставать от своих сверстников в скорости выполнения задач, из-за этого пропадает желание учиться и, как следствие, — теряется мотивация ходить в школу.

«Поэтому ребенка-левшу категорически нельзя переучивать, а вот помочь ему правильно организовать учебный процесс и приспособить рабочее пространство под леворукость — это задача родителей», — уверена педагог.

Код гениальности – можно ли развить в себе гения

Детям-левшам очень сложно долго удерживать внимание и продуктивно воспринимать информацию. Попросите учителя, чтобы вашему ребенку давали возможность делать перерывы во время урока каждые 7–10 минут. 

У ребенка-левши во время длительного сидения в теле возникает повышенное мышечное напряжение. Поэтому ему необходимо уметь его правильно снимать. Поможет это сделать специальная накладка на сиденье в виде надувной полусферы. Так ребенок, сидя на ней, будет балансировать, снимая зажимы в мышцах, и лучше усваивать информацию от учителя.

Посадите на крайний правый ряд слева

Чтобы информация лучше воспринималась, а ребенку проще было следить за учителем, попросите посадить левшу на крайний правый ряд, с левой стороны парты (если стоять лицом к доске). Во-первых, тогда ребенок не станет толкать соседа левой рукой при письме.

Во-вторых, учитель, стоя у доски, будет находиться слева от ребенка, а значит звук будет доноситься лучше в левое ухо, которое у ребенка-левши — ведущее.

В-третьих, при такой схеме посадки ребенок будет хорошо видеть информацию на доске именно левым глазом, который у него, опять же, доминантный.

Рабочая рука левшей — левая. Во время письма она должна лежать так, чтобы ее локоть немного выступал за край стола, а сама рука могла свободно двигаться по столешнице. Правый нижний угол тетради должен быть направлен к середине груди.

Чтобы левше было удобно держал ручку, нужно правильно поставить кисть левой руки. Она должна быть обращена к плоскости стола и опираться на него боковой частью ладони и ногтевой фалангой мизинца и безымянного пальца.

Ручку левша должен держать следующим образом: она лежит на ногтевой фаланге среднего пальца и придерживается большим и указательным пальцами. Важно, чтобы зажим ручки был на расстоянии 1,5–2 см от листа. А чтобы ребенок видел, что он пишет, кисть руки должна находиться над строкой.

Во время письма правая рука обязательно должна лежать на плоскости стола и придерживать лист тетради.

Купите специальные школьные принадлежности

Если вы уже точно поняли, что ребенок у вас от природы левша, соберите ему индивидуальный набор школьных принадлежностей. Сегодня можно легко купить специальную ручку для левшей. Корпус таких ручек имеет изогнутую форму, которая позволяет захватывать ее и удерживать с минимальным мышечным напряжением.

Карандаши и фломастеры не выпускаются специально для левшей. Но если вы выберете канцтовары с трехгранным корпусом, то левше будет проще их удерживать.

Ножницы — это один из первоочередных инструментов, которые нужно покупать с учетом леворукости ребенка. Если он будет пользоваться обычными ножницами, то бумага будет зажевываться и рваться. В ножницах для левшей лезвия располагаются в зеркальном положении сравнительно с обычными.

Блокноты и тетради также должны быть особенными. Если вы выбираете тетради на пружинках, то покупайте только те, в которых пружина располагается сверху или с правой стороны тетради. В противном случае левше будет неудобно переворачивать листы.

Организуйте правильно рабочее место

Первое, от чего нужно отталкиваться, организовывая рабочее пространство для левши, — его место расположения. Свет на стол должен падать не с привычной, левой, стороны, а с правой. Левше будет удобно, если ящики и тумбочки будут располагаться слева, а дверцы открываться слева направо. 

Если вы устанавливаете угловой стол — выбирайте модель с правым поворотом. Так все тумбы будут размещаться с удобной левой стороны. Предусмотрите, чтобы вывод для проводов был справа, ведь именно с этой стороны будет стоять настольная лампа, а провода от компьютера не будут мешать.

Купите песочные часы

Особенность ребенка-левши в том, что он плохо ориентируется во времени, и, например, отрезок в 10 минут для него — абстрактное понятие. Чтобы научить левшу укладываться в рамки, купите песочные часы. Выдавайте задания, которые нужно выполнить, «пока не упадет последняя песчинка». Так ребенок привыкнет, что собрать портфель или позавтракать он должен, пока падает песок.

Еще одна особенность левшей — плохая ориентация в пространстве, ведь мир больше приспособлен для праворуких, а левши все видят в зеркальном отражении.

Чтобы ребенку помочь, например, писать правильно буквы или цифры, нужно дать понятную ему точку отсчета. Наденьте на левую руку яркий браслет. Давайте задание, подсказывая ребенку: к примеру, повернись налево, т. е.

в сторону той руки, на которой надет браслет. Или, буква «я» пишется головкой к красному браслету.

Дети и соцсети: как не угодить в ловушку

Как понять, что ребенок левша: тест

Для более точных результатов теста положите предмет на середину стола, а сами садитесь напротив ребенка.

  • Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
  • В какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования?
  • Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
  • Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
  • Попросите смастерить цепочку из скрепок. Какая рука будет активнее?
  • Попросите построить колодец из спичек. Какой рукой он выполняет преимущественно все действия?
  • Предложите несколько раз бросить мяч в намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?
  • Пусть ребенок вырежет ножницами какой-то предмет. В какой руке он держит ножницы?
  • Попросите малыша открыть и закрыть пузырьки с закручивающимися крышками. Какой рукой он будет крутить крышку? 
  • Положите в стакан мелкие пуговицы и попросите ребенка ложкой доставать их по одной. В какой руке он будет держать ложку?

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он — от природы левша.

Как определить ребёнок левша или правша?

Левша или правша: как определить у ребенка

Пучеглазова Елена Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ № 46 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово.

Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.

  • 1. Ваш ребёнок рисует:
  • а) правой рукой;
  • б) левой;
  • в) обеими руками.
  • 2. Ложку он держит обычно в:
  • а) правой;
  • б) левой;
  • в) любой руке.
  • 3. Работать с ножницами в левой руке:
  • а) абсолютно не может;
  • б) у него замечательно получается;
  • в) ему всё равно, в какой руке ножницы.
  • 4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:
  • а) правой;
  • б) левой;
  • в) попеременно обеими руками,
  • 5. Обычно телефонную трубку он поднимает:
  • а) правой;
  • б) левой;
  • в) каждый раз разными руками.
  • 6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:
  • а) никогда;
  • б) часто;
  • в) редко.
  • 7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:
  • а) правую руку;
  • б) левую руку;
  • в) обе руки в равной степени.
  • 8. При аплодисментах более активна:
  • а) правая;
  • б) левая;
  • в) обе руки.
  • 9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:
  • а) всегда сверху;
  • б) всегда снизу;
  • в) каждый раз по-разному.
  • 10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:
  • а) правой;
  • б) левой;
  • в) обеими руками

Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.

Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.

Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой. Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.

Как заниматься с ребёнком левшой

  1. Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.
  2. Преимущественное  владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

  3. Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям.

Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание).

У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

  • Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.
  • Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.
  • Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:
  • — катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
  • — запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • — разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • — сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;
  • — делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
  • — барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • — махать в воздухе только пальцами;
  • — собирать все пальцы в щепотку;
  • — нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • — завязывать узелки на шнурке, веревке;
  • — застегивать (расстегивать) пуговицы;
  • — играть с конструктором, мозаикой;
  • — складывать матрешки;
  • — рисовать в воздухе;
  • — мять руками поролоновые шарики, губки;
  • — рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • — резать (вырезать) ножницами;
  • — плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
  • — шить, вышивать, вязать;
  • — выполнять аппликации.

Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений. Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить.

Литература

1. Бачина  О. В,  Самородова  Л. Н.  Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи — Москва,  «ТЦ Сфера», 2009.

2. Хасанов А. Е.  Тесты для родителей — Минск, Харвест, 1999.

Рекомендуем посмотреть:

  1. Какая мама нужна ребёнку?
  2. Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
  3. Восприятие информации детьми

Если ребенок чего-то боится. Что делать?

Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

Ваш ребенок левша или правша: 10 заданий, которые помогут это точно определить

Предложите испытуемому сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

Сложите руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье, а у левшей левая кисть лежит сверху, на правом предплечье.

У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей – левая. Этот тест считается более информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют, радостно хлопая обеими ладошками.

Посмотрите вот это видео. Надо ответить на простой вопрос: в какую сторону движется поезд? У тех, кому кажется, что поезд едет влево, больше развито правое полушарие (как у левши). Если вправо, то, соответственно, – левое (как у правши).

Завяжите несколько узелков на шнурке или веревке, а потом попросите ребенка развязать их. Правша будет развязывать узелки правой рукой, а левой только помогать/придерживать, а левша, соответственно, наоборот, – левой развяжет, а правой будет придерживать.

Проверьте, какой ногой ребенок отталкивается при прыжке: если толчковая нога левая, то это признак левши, если правая, то, наоборот, правши.

Возьмите лист бумаги и два карандаша. Дайте ребенку в каждую руку по одному.  И пусть он рисует обеими руками одновременно: круг, квадрат, треугольник. Наблюдаем: движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными.

Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций геометрической фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Попросите ребенка представить перед собой воображаемую мишень. Пусть поднимет руку, как будто у него в руках есть лук и стрелы, закроет один глаз и прицелится. Какой глаз он закрыл?! Если правый, то это признак левши, а если левый, то правши.

В комнате зазвонил воображаемый телефон. Какой рукой ребенок возьмет трубку? И к какому уху ее приложит? Если рука левая – он левша, правая – правша.

Все просто: нужно сесть на стул/диван/кресло/табуретку и закинуть одну ногу на другую. Нога, которая окажется сверху, – ведущая.

За помощь в создании текста благодарим проект ПРАВОНАЛЕВО.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Правша или левша: как определить ведущую руку ребенка

Когда малыш начинает всё чаще использовать карандаши, ложки, кисти и другие предметы по их назначению, родители обращают внимание на то, какой рукой он это делает.

Некоторые дети орудуют сразу двумя конечностями в равной мере, другие же отдают явное предпочтение какой-то одной руке в качестве ведущей, упорно перекладывая прибор в неё.

В таком случае сложностей с определением «главной» руки не будет.

Однако, встречаются амбидекстры, владеющие двумя конечностями одинаково, а также люди, использующие для письма одну руку, а для домашних дел другую. Как определить, правша или левша человек в таком случае помогут специальные методики, которые не требуют какой-то особой подготовки и знаний.

Если вам хочется узнать, к какому типу относится ребёнок, тест на левшу поможет в этом. А так как подобных методик определения достаточно много, предлагаем ознакомиться с самыми популярными и показательными из них. 

Как узнать, ребенок левша или правша? Тест для самых маленьких

Считается, что предопределение ведущей руки напрямую связано с развитием правого или левого полушария мозга. Исходя из этого подхода, леворукость можно отследить непосредственно после рождения ребёнка по некоторым признакам. 

«Поза фехтовальщика» является характерной для новорождённых левшей. Малыш прижимает правую руку к телу, а левую вытягивает вперёд. Если в первый месяц жизни вы часто замечаете ребёнка именно в таком виде, то велика вероятность, что перед вами будущий левша. 

Есть мнение, что дети первых дней жизни, лёжа на спине, поворачивают голову в ту сторону, какая рука у них будет ведущей при письме. Правда, статистических подборок на этот счёт нет, однако, проверить такую теорию не сложно и любопытно хотя бы на личном примере. 

Правша или левша: как узнать ведущую руку и когда это нужно сделать

Несмотря на то, что мы рассмотрели техники по определению ведущей руки в очень раннем возрасте, их нельзя считать сильно показательными. А вот к 4-5 годам знать, как проверить правша или левша ваш ребенок, необходимо хотя бы потому, что многим детям родители по привычке вкладывают предметы в правую руку, формируя тем самым «скрытую» леворукость.

Последствия такого переучивания сказываются в будущем: у ребенка сильно страдает почерк, ловкость и мелкая моторика, а также возможна связь с проблемами в поведении, ведь по сути подмена ведущей руки — это перестройка заложенных природой качеств.

Как определить, левша или правша: тесты

Во время проведения всех тестов важно, чтобы ребенок воспринимал это как игру и делал все машинально. Особое внимание при оценке результатов следует обратить на те действия, которые малыш будет выполнять впервые, то есть ранее его им не учили и не показывали «как надо».

Известно, что левшизм проявляется не только в письме, но и в повседневной жизни и называется бытовым. Бывают как полные правши или левши — люди, которые в любых обстоятельствах орудуют определённой рукой, так и смешанные типы и даже амбидекстры, владеющие обеими руками в равной мере. Как узнать человек левша или правша в быту? Попросите его:

  • закрутить крышку на бутылке, 
  • порезать что-то ножницами, 
  • надеть бусины на леску или нить, 
  • стереть рисунок ластиком, 
  • намотать нитку на катушку, 
  • перелить воду из одной емкости в другую, 
  • воспользоваться дыроколом, 
  • продеть нитку в иголку, 
  • почистить роликом одежду от пыли,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
  • достать горошинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком,
  • закрыть и открыть молнию. 
  • взять стакан и отпить несколько глотков,
  • полить цветы, 
  • почистить зубы,
  • перемешать что-то,
  • толкнуть палкой мячик,
  • достать пробку из ванной,
  • расчесаться.

В целом, перечень можно ещё дополнить на свое усмотрение, но уже по этим действиям несложно сделать вывод. Какая рука чаще всего используется, та и является ведущей. 

Наше тело — это не только руки, поэтому оценивать правша или левша тесты могут по другим рефлекторным проявлениям организма.

Например, если дать ребёнку часы, то к какому ушку он их поднесёт, чтобы послушать тиканье? А если предложить посмотреть в трубу, то какой из глаз останется открытым? Бросить дротик или шарик в мишень поможет ведущая рука, а отбить подачу футбольного мяча доминирующая нога. 

Если понаблюдать за такими проявлениями, то можно более чётко отследить связь и увидеть природную предрасположенность у конкретного человека. 

Графический тест «слепой рисунок»: как определить, правша или левша ребенок

Очень информативный вариант тестирования, при котором снижается риск подражания увиденным ранее действиям. Как узнать, ты левша или правша в бытовом плане, мы уже изучили, теперь уделим внимание графической составляющей, ведь именно по способности писать той или иной рукой в обществе принято делить людей на два типа.

Для теста необходимо дать ребенку в каждую руку по карандашу, попросить закрыть глаза и, не подглядывая, нарисовать сразу обеими руками фигуры: круг, треугольник и квадрат. Уже в процессе выполнения задания следите за тем, какой рукой ребенок более плавно вычерчивает линии, меньше подвержен колебаниям и дрожи. Далее оцениваем полученный результат.

У рисунка, выполненного ведущей рукой, линии будут чётче и ровнее, без разрывов, острее углы в нужных местах. Если рисунки более-менее одинаковы, присмотритесь к точности передачи форм фигуры — у ведущей руки она выше. 

Используя полученные знания, вы сможете узнать, ребенок графический левша или правша. Тест для детей всегда нужно проводить в хорошем настроении, на игровой манер, чтобы малыш не напрягался и вёл себя максимально естественно. 

Если вы обнаружите, что ребенок — амбидекстр, либо останутся сомнения, следует обратиться к специалистам. Чаще вопросами определения ведущей руки занимаются логопеды и психологи. 

Помните, что любая особенность ребёнка — это его индивидуальность, но никак не изъян. Не старайтесь переучить писать «правильно», а учитывайте потребности малыша, организуя для него комфортную среду. 

Читать дальше

Статья на тему: ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР? (как определить ведущую руку ребенка) | Социальная сеть работников образования

             ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?

             Как и в каком возрасте можно определить, правая или левая рука будет доминировать у ребенка?          Проблема переобучения детей решалась бы намного легче, если бы идентификация левши могла осуществляться на более ранних этапах развития ребенка. Тщательное наблюдение может вам дать ответ «левша ваш ребенок или правша» уже в возрасте 3-4 месяцев.         Помощью в решении вопроса, какая же рука доминирует у вашего малыша, может стать анализ определенных семейных случаев. Если кто-то из родственников в первом или втором поколении был левшой, то ваш малыш может получить эту способность.        Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это раньше — в 4-х, 5-летнем возрасте). Именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.          Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками, и на основе совокупных результатов делается вывод.           1. Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.           2. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.

          3. Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.

  4. Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.          5. Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.           6. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.           7.Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)           8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.Выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование левой руки в бытовых действиях, а преимущество правой — в графических.         А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой в бытовых условиях? Нередко он начинает писать и правой и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой, или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма.         Часто взрослые — и педагоги и родители — придерживаются такой позиции: «Какую руку чаще использует, такой пусть и пишет». Но одно дело выполнять привычные бытовые действия, другое — письмо. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»).

        Есть дети —

амбидекстры (одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях.   Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма.

Здесь нужен индивидуальный подход. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты:            1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой.

Как правило, эти дети — левши, но их переучивали с раннего детства дома или в детском саду, при рисовании поощряли работу правой рукой. Такие дети легче обучаются письму, если они пишут левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.         2.

Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково хорошо правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки или нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

        Эти примеры показывают, как важно вовремя и правильно определить ведущую руку. От взрослых требуются внимание и терпение. Во всех случаях нужно с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой.

Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.         Чтобы определить ведущий глаз

, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Ссылка на основную публикацию