Если вы хотите, чтобы ребенок окончил школу на «отлично», помогите ему в этом! Но помощь по учебе в школе не должна сводиться к оплате за репетиторов, покупке уже решенных домашних заданий и поиску в Интернете готового доклада.
Родители — люди, играющие важную роль в развитии познавательной деятельности любого школьника. Никто не поможет при трудностях в школе, как мама и папа. Вот несколько полезных советов и рекомендаций о том, как помочь ребенку в учебе.
Больше разговаривайте со своим чадом
Depositphotos
Наша речь — основа всего. Умение правильно сформулировать свои мысли, выражать свою точку зрения и отстаивать её, привлекать к себе внимание логикой изложения материала — всё это важные умения, которые, если их развивать с малых лет, пригодятся в любой сфере жизнедеятельности.
В общении с детьми до десяти лет чаще спрашивайте о том, что произошло за день в детском саду, школе; что ему понравилось в мультфильме, который он недавно посмотрел и т. д.
Со старшими детьми необходимо в разговорах затрагивать чувства, переживания и опыт.
Пусть ребенок чаще выражает своё мнение об окружающих, анализирует события, происходящие не только в школе и дома, но и за их пределами: в городе, в стране, в мире.
Обогащайте словарный запас и расширяйте кругозор школьника
Если у вашего чада возникнут какие-то вопросы, не стоит отмахиваться от него, говоря, что вам некогда. Помните, вам и не надо знать ответы на все вопросы.
Если ваш ребенок спросит: «А правда, что тасманский дьявол на самом деле существует?», ответьте: «А давай заглянем в энциклопедию!».
Много времени это у вас не отнимет, тогда как для ребенка это будет отличной возможностью научиться пользоваться справочной литературой, пополнить свои знания, что благотворно скажется на обучении в школе.
Учите ребенка находить ответы на вопросы Depositphotos
Необходимо с малых лет приучить ребенка к использованию библиотек. Особенно это важно на современном этапе, когда практически у каждого в доме есть компьютер, подключенный к сети Интернет. Всемирная паутина дает возможность легко найти нужный материал.
А нам необходимо, чтобы ребенок покопался в справочниках и книгах, составил на их основе свой доклад или рассказ, выделив основное.
Когда он научится искать ответы на свои вопросы в энциклопедиях, словарях и учебниках, он не только будет развивать свой кругозор, но и станет больше читать, обогатит свой словарный запас. А это прямой путь к повышению успеваемости!
Читайте вместе с ребенком и художественную литературу, стихотворения, пойте песни, даже если он старше семи лет. Только литература способна показать истинную красоту и богатство русского языка.
Только родители могут научить ребенка видеть эту красоту. Обсуждайте с ним прочитанное.
Пусть он перескажет вам сюжет, нарисует иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду, выучит наизусть и продекламирует стихотворения любимого поэта.
Чаще покупайте газеты и журналы. Если ваш ребенок учится ещё в начальной школе, прочитайте вместе новостные статьи и объясните ему суть написанного. Возможно, многое будет ему непонятно. Однако интерес к событиям, происходящим в мире, — немаловажный фактор успешного обучения, и необходимо приучать ребенка следить за новостями.
Чаще узнавайте о школьных делах
Чем больше вы будете знать о происходящем в школе, о том, что учащиеся проходят по тому или иному предмету, как ваш ребенок справляется с программой, хороший ли в этом классе преподаватель, тем больше у вас будет возможностей повысить уровень его знаний. Узнавайте домашние задания, проверяйте правильность и своевременность их выполнения ребенком.
Но не будьте надзирателем и тираном! Будьте с ребенком в доверительных, теплых отношениях. Помогайте с решением трудной задачи или подготовкой реферата. Если вы будете его поддерживать, а не попрекать плохими оценками, он будет стремиться повысить уровень своих знаний.
Не ругайте за «двойки»! Ссора ни к чему хорошему не приведет. Лучше беседуйте с ребенком, выясните, за что он получил плохую отметку, проанализируйте с ним ситуацию и найдите пути для решения проблемы. Важно объяснить, что неприятная отметка легко может повыситься и превратиться в «отлично», стоит только приложить усилия.
Будьте в курсе школьных дел Depositphotos
Правильно распределите рабочее пространство школьника
Обратите внимание, хорошо ли освещен стол, хватает ли на нем места для выполнения домашнего задания, часто ли проветривается комната, не громко ли включен телевизор в гостиной… Правильно распределите время для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок.
Если видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, не загружайте делами. Уставшая голова не способна запоминать информацию, и как бы вы не ругались, как бы не следили за выполнением домашнего задания, уставший ребенок все равно на следующий день принесет «двойку» или «тройку». Помните, что любому человеку нужно отдыхать, а ребенку тем более!
Правильное питание — залог успешного обучения
Современные исследования показали, что мозг — это один из тех органов, который от неправильного питания страдает в первую очередь. Поэтому, если ваш ребенок стал раздражительным, быстро утомляется, плохо запоминает учебный материал, стал получать более низкие отметки в школе, посмотрите на то, чем он питается.
В большинстве случаев подобные симптомы возникают вследствие неправильного питания. Значительное место в нашем рационе занимают жиры и углеводы, а современные дети и подростки без ума от фастфуда — а все это вредно для здоровья. Необходимо ограничить потребление вашим ребенком газированных напитков, чипсов, гамбургеров и другой еды подобного рода.
Depositphotos
Самой главной группой витаминов для мозга является группа витаминов B. Витамины этой группы отвечают за работу памяти, внимание и способность к обучению.
Для улучшения памяти необходимо, чтобы в рационе ребенка присутствовали такие продукты, как: орехи, молоко, рыба, курица, мясо, печень, гречка, свежие овощи и фрукты. Если что-то из продуктов ребенку кажется невкусным, насильно есть не заставляйте.
Попробуйте подойти к этому вопросу творчески: красиво оформите блюдо, поищите новые рецепты, где этот продукт можно подать в выгодном и вкусном свете. Развивайтесь сами, и ваш ребенок будет развиваться вместе с вами!
И помните: любящие, заботливые и мудрые родители — залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личностью! Поэтому не жалейте времени, не отталкивайте ребенка, если он подошел к вам с вопросом или хочет поговорить по душам. Следите за его здоровьем и поощряйте его успехи. Будьте с ребенком в дружеских отношениях. У вас все получится, стоит только захотеть!
Как заинтересовать ребенка учебой, если он не хочет учиться?
Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?
Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться.
Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.
Типы учебной мотивации
Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.
Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.
Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочет. Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет.
Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе.
Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления».
Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?
Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой, — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты.
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.
Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.
Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию.
Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах.
Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.
Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина.
Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом.
Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.
Источник: unsplash.com / @mbaumi
Совет 4. Отвечайте на все вопросы
Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.
Совет 5. Формируйте правильное окружение
Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.
Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.
Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.
Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи.
Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»).
Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
Источник: freepik.com / @bristekjegor«Не оценивайте ребёнка: “Ты очень умный”, “Молодец, ты справился лучше всех”. Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите “Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему”. А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности». Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум.
Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают.
В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.
«Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться». Мария Соколай, ученица «Домашней школе Фоксфорда»
Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться
Сравнивать с «сыном подруги»
Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой.
Переходить на личность
Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека.
«Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!». Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Перегружать учёбой
В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет.
Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти.
Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься.
Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.
Продолжать ходить в обычную школу
Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием.
С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.
7 секретов, как хорошо учиться: мотивируем ребенка
Тебе хочется, чтобы ребенок хорошо учился, а по утрам бодро вскакивал, охотно шел в школу и приносил хорошие отметки? Чрезмерной строгостью, угрозами и наказаниями этого не добиться. Придется стать психологом. Наши советы помогут хорошо учиться!
Чтобы мотивировать ребенка хорошо учиться, достаточно запомнить и постараться применить в жизни некоторые правила, давно выведенные профессиональными психологами.
Секрет №1 Как хорошо учиться — Отвечай на все вопросы
Как бы ты ни была занята – не отмахивайся от сына или дочери, если они обратились к тебе с вопросом. Отвлекись от своего занятия, вникни и постарайся ответить интересно, исчерпывающе и правильно.
Не знаешь ответа – так и признайся, и пообещай найти информацию, допустим, вечером, в крайнем случае – завтра.
Нужно поддерживать в ребенке интерес к процессу познания, тогда он будет точно знать: учиться – это интересно!
Секрет №2 Как хорошо учиться — Поддерживай увлечения
Если ребенок любит рисовать – запиши его в художественную школу, если ему нравится ставить опыты по химии – купи энциклопедию, реактивы и набор «Юный химик», если дочь без ума от балета – подари пуанты и отдай в хореографический кружок. Чтобы понять, чем ребенку интересно заниматься в жизни, он должен попробовать как можно больше разных занятий. Для того и дается детство!
Секрет №3 Как хорошо учиться — Будь в курсе школьных дел
Ты должна четко представлять себе ту атмосферу, которая сложилась в школе. Как можно чаще беседуй с учителями, посещай все родительские собрания, расспрашивай ребенка, как прошел день.
Если начались серьезные проблемы – конфликт с учителем или травля сверстниками – обязательно разберись. Возможно, придется перевести свое чадо в другую школу, порой это единственный выход.
Нет смысла говорить об успехах в учебе, если ребенок идет в школу, как на каторгу. Тогда о хорошей учебе бесполезно и разговаривать.
Секрет №4 Как хорошо учиться — Сильное окружение – это важно
Зачем напрягать силы, когда ты и так самый умный в классе? Так часто рассуждают дети, случайно попавшие в окружение слабых учеников и без всякого труда выделяющиеся на их фоне. Такой подход сразу отбивает охоту развиваться, становиться более умным и знающим. Поинтересуйся уровнем одноклассников и реши, не слишком ли расслабляющая для твоего ребенка здесь сложилась обстановка.
Секрет №5 Как хорошо учиться — Не ругай за плохие оценки
Это неконструктивно. Тем более не следует сравнивать оценки ребенка с оценками других детей, ставить их в пример. Выясни: почему плохой результат, что мешает добиться лучшего? Нужна помощь – обязательно помоги, разъясни, позанимайся с ребенком, найми репетитора, если есть такая необходимость. И не забывай всегда хвалить за хорошие результаты!
Секрет №6 Как хорошо учиться — Разработай режим дня
Секрет №7 Как хорошо учиться — Берем пример со знаменитостей
Достань биографии людей, которые являются для ребенка авторитетом, и прочитай вместе с чадом. Пусть он убедиться: чтобы добиться в жизни успеха, нужно много работать, дисциплинировать себя, развиваться.
Если ты будешь всегда держать руку «на пульсе», если будешь интересоваться делами своего школьника не от случая к случаю, а постоянно, — серьезных проблем с учебой не возникнет. А мелкие ошибки и неприятности вы исправите вместе.
Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»
Как помочь ребенку хорошо учиться
Советы психолога
Родители являются фигурами, формирующими познавательный интерес ребенка, из которого складывается тяга и способность к обучению. Не усидчивость, интеллект и дисциплина, а именно интерес способен повысить или окончательно снизить успеваемость.
Развитие базового интереса к окружающему миру воспитывается в семье, и если у вас не принято интересоваться новым, никто в семье не занимается развитием кругозора и не интересуется происходящим вокруг, то и у ребенка подобные навыки познания будут отсутствовать.
Кроме того, стоит учитывать, что снижение успеваемости может быть связано с психологическими факторами. Если дома часты скандалы или не хватает родительского внимания и заботы, то некоторые дети выбирают заболеть, а некоторые начинают хуже учиться.
Это не обозначает умышленности, просто эмоциональная сфера испытывает перегрузки, и внимание уходит на семейные отношения, более важные, чем школа.
Так, что прежде чем нанимать очередного репетитора, задумайтесь, возможно, малыш хочет, чтобы эту тему объяснили ему вы, таким образом, хоть немного поконтактировав со своей семьей.
Помимо проблем в собственной семье, плохому усвоению материала может способствовать неблагоприятная атмосфера в самой школе: тираничные и не творческие учителя, травля в классе или несовместимость с соседом по парте, а также обыкновенное снижение зрения могут быть причинами плохой успеваемости. Выбирая способ коррекции успеваемости ребенка, первым делом определитесь в причинах, чтобы не совершать бесполезного.
Как помочь ребенку хорошо учиться в школе и не навредить собственными действиями поможет знание основных и типичных родительских ошибок в попытках улучшить показатели в журнале, многие из них совершаются по незнанию, некоторые переданы нам воспитанием советского прошлого, а какие-то выскакивают из-за собственной несдержанности. Наблюдая, как тяжело ребенку дается предмет, многие не выдерживают и бросаются помогать, объясняя столько раз, сколько потребуется, помогая выполнять домашние задания и выполняя их за ребенка. Подобная тактика не помогает, а лишь развивает безответственность, поскольку вырабатывает привычку к тому, что будет хорошо, сколько бы времени не осталось, и какой бы сложности задача не была. У родителей подобная практика отнимает много времени и нервов, часто подобные совместные учения превращаются в пытку для обоих.
Оптимальным вариантом будет оставить исключительно проверку и контроль выполнения задания для младших классов, и полную самостоятельность для старших.
Вы можете объяснить материал, если ребенок сам попросил о помощи, но подобная ситуация не стала привычной. Если же предмет сложен – стоит нанять профессионального репетитора.
Умейте разграничивать собственные возможности и не брать больше на себя, чем умеете.
В дополнительных занятиях будьте аккуратны, посоветуйтесь с ведущим педагогом, поскольку ваше видение успеваемости и его оценка нормы могут расходиться. Грех многих родителей – стремление вырастить гения, разбирающегося во всех научных областях к десяти годам.
Такие родители набирают преподавателей и дополнительных кружков, расписывая день ребенка поминутно, а результата нет. Возможно, нет результата, который вы себе придумали, и учитель сообщит о достаточно высоких показателях вашего чада.
А возможно наступление обратного эффекта, когда перегруженная психика включает процессы торможения и больше не способна воспринимать информацию, при этом наблюдаются различные эмоциональные нарушения.
Чтобы помочь наладить учебу, стоит начать с нормализации всего дня, которая подразумевает контролированное использование планшетов и компьютеров, поддержание режима дня.
Многие проблемы уходят, если наладить сон, исключив ночное бодрствование, тогда появляются силы и активность на восприятие информации днем.
Еще одна базовая вещь, о которой могут позаботиться родители – рацион, содержащий все необходимые элементы, а также обустройство соответствующего уголка для обучения дома (кухонный стол или диван перед включенным телевизором – не являются удовлетворительными вариантами).
Главная поддержка и помощь от родителей – это общение, а не научение. Развитие самостоятельного интереса рождается при открытом взаимодействии и наличии рядом людей, с интересом обсуждающих различные темы, живо делящихся своим опытом.
Чем больше вы разговариваете, тем масштабнее формируется кругозор ребенка, что позволяет ему не уперто заучивать материал, а понимать его, а также выстраивать взаимосвязи между предметами.
Замените раздражительность интересом, даже если это сотый вопрос за час, и вы не знаете ответа, лучше предложить поискать ответ вместе или спросить мнение ребенка, чем отмахиваться и кричать, раздражаясь.
Вообще больше используйте мотивирующих слов, похвалы и побольше внимания уделяйте ребенку. Данная стратегия поможет и успеваемости, и предотвратить семейные кризисы, и поспособствовать скорейшему формированию целостной и зрелой личности.
Работайте над развитием стремления к познанию вообще в вашей семье, потому что, сколько бы ни бились самые талантливые педагоги, а любовь к чтению не придет к тому, кто не видел своих родителей за книгой.
Заведите традиции в совместном посещении музеев и выставок различных направлений, мастер-классов и представлений, встреч с мастерами своего дела, смотрите научно-популярные фильмы и передачи, а после художественных устраивайте небольшие обсуждения.
Все это вместе формирует интерес к миру, дает знания автоматически и через интерес, кроме того формирует базовую культуру на автоматическом уровне и развивает вербальный интеллект. Расспрашивайте ребенка о происходящем в школе, не ограничиваясь списком оценок и домашних заданий. Узнавайте об отношениях в классе и с учителями, что интересного происходило на переменах и в столовой.
Хвалите и поддерживайте, показывайте искренний интерес и память о прошлых событиях – это позволит ребенку больше вам открыться и тогда, если будет назревать какая-то критичная ситуация вы сможете ее предотвратить или как минимум не будете наседать с новым репетитором, когда ваш малыш поругался с лучшим другом и теперь ему оценки не важны.
Чтобы ребенок ориентировался в происходящем необходимо четкое понимание расписания уроков, заданий, дополнительных секций. Расписание это должно быть составлено вами совместно с ребенком, где он выступает творцом, а вы лишь корректируете это в выполнимую форму.
Данный график повесьте на видном месте, что позволит ребенку более эффективно планировать время и понимать к чему приведет задержка в выполнении одного из пунктов. И пусть дизайн у графика будет прикольный и веселый, а не строгий и грустный, как в офисе техника пожарной безопасности.
Это же касается предметов, необходимых для учебы, ведь яркие скрепочки, цветные ручки, специальные папки с изображениями любимых локаций помогают поддерживать эмоциональный фон. Все что касается канцелярии – пусть ребенок выбирает самостоятельно, потому что главная ее цель не писать и чертить, а вызывать желание ею пользоваться.
Помните об этом правиле, пытаясь экономить и принося с работы серые, обезличенные принадлежности для ребенка (декорируйте их, а если это будет совместное творчество, то вообще прекрасно).
Почему ребенок не хочет учиться
6−7 лет
К школе готов!
Конечно, никто не скажет вам заранее, станет ли ваш первоклассник в дальнейшем отличником или троечником, но выяснить, как он справится с учебными нагрузками, можно. Самый главный параметр, на который стоит обратить внимание — физическое развитие дошкольника.
Тут важно все — и то, насколько развиты его координация и мелкая моторика, и состояние нервной системы, и даже количество постоянных зубов. Попросту говоря, важно понять, насколько ребенок созрел для школы физически.
Между прочим, всего 100 лет назад дети шли учиться только в 9 лет, до этого они считались «малышами»! Поведите простой тест: ребенок, у которого уже прошел скачок роста, должен накрывать ладошкой руки ухо с противоположной стороны, через голову: это подтверждает, что пропорции тела у него уже не младенческие, а ближе к подростковым. Зубы тоже начинают меняться: хотя бы две дырки должны светиться в улыбке первоклассника.
Хотя родители мальчиков зачастую не хотят прислушиваться к рекомендациям оставить его еще на год в детском саду, все же торопиться в школу не стоит: этот последний подготовительный год может оказаться решающим.
Разница будет очень заметна: когда ребенок действительно готов к школе, он учится с удовольствием и без напряжения, сам делает домашнюю работу, практически не болеет.
А малыш, который вроде бы и читать уже умеет, и считать, но психологически мал и слаб для целого дня в стрессовой обстановке, быстро «сойдет с трассы», начнутся бесконечные ОРЗ и слезы по утрам (особенно зимой).
7−10 лет
Он невнимательный
Еще одно важное условие готовности к школе: учебная мотивация должна преобладать над игровой.
На практике это означает, что ребенок уже предпочитает читать (100 книг, которые должен прочитать ребенок до 7 лет), слушать, разглядывать, а не возить машинки по ковру, играть в куклы и строить башни из конструктора.
И если в 6 лет учебная мотивация встречается очень редко, то к полным 7 годам должна (в идеале) быть почти у всех.
На деле же в подготовительной группе детского сада скорее можно увидеть очень усидчивых, спокойных, внимательных девочек, которые играют «в школу», и крайне подвижных, «разболтанных», энергичных мальчиков, для которых проблема — посидеть смирно хотя бы 15 минут. И никакие занятия по подготовке к школе не могут эту ситуацию изменить, поскольку речь идет о состоянии нервной системы, а вовсе не о поведении и «правильных привычках».
Иногда гиперактивность и невнимательность достигают таких угрожающих масштабов, что родители начинают подозревать какой-то неврологический диагноз.
Обратите внимание, определить наличие СВДГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) имеет право ставить только детский психоневролог или нейропсихолог с большим опытом работы, и только после специального обследования. Ни психолог в садике, ни учитель ставить такой диагноз не могут!
В общем, даже если у вашего подготовишки нет диагноза СДВГ, в целом детей с гиперактивностью, с незрелостью центральной нервной системы в последние лет 15 стало значительно больше, чем раньше. И чтобы ребенку было комфортно в школе, чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал, родителям придется приложить дополнительные усилия.
Найти причину
Чрезвычайно редко учебные проблемы в начальной школе связаны с неправильным поведением, воспитанием или чем-то еще. Чаще всего причина неудач — неврологический статус ребенка, незрелость или повреждение нервной системы, т. е. органические неполадки, которые необходимо обнаружить и исправить (если возможно).
Мешать ребенку хорошо учиться могут и неврологические проблемы — дислексия, дисграфия и дискалькулия, т. е., соответственно, невозможность читать, считать и писать. Обратите внимание, это именно невозможность, причина которой — крайняя затрудненность распознавания символов, а не лень, капризы и нежелание учиться.
Отличить одно от другого можно, но лучше, если это сделает специалист. Все вышеперечисленные дисфункции вполне успешно исправляются занятиями с нейропсихологом, в частности, специальными упражнениями.
Ну а если доктора ничего не находят? Тогда стоит подумать, а достаточно ли безопасно психологически ребенку в школе, в семье, нет ли каких-то постоянно действующих источников напряжения? Возможно, кто-то из близких слишком строг к ребенку, родители регулярно ссорятся или прямо сейчас проходят через развод, член семьи серьезно болен или родился новый ребенок. Ведь дети сами не могут связать, например, недосып из-за плачущего по ночам младенца и плохое запоминание на уроках. Это не новость, но режим сна и питания оказывает гораздо более сильное влияние на работу мозга, чем мы обычно полагаем.
Почему ребенок не хочет учиться в 10−12 лет
10−12 лет
Совсем разленился!
К 10−11 годам дети переходят в предподростковый возраст, и на первое место в их внутреннем мире выходят отношения со сверстниками (а не внутрисемейные, как было раньше). Теперь школьнику важно учиться, чтобы быть не хуже других — или, наоборот, перестать учиться, чтобы не сочли «ботаником».
На самом деле так было раньше, а в списке приоритетов современных детей учеба стоит на сто пятнадцатом, примерно, месте, сразу после «слушаться старших». К сожалению, многие дети сейчас учатся только в каких-то совсем уж экстремальных случаях, и мотивировать обычным «учись, а то в ПТУ пойдешь» никого не удается.
И этому есть биологические объяснения!
С точки зрения биологии, подростковый возраст — самое неудачное во всей жизни время для учебы. Префронтальная кора головного мозга школьника залита «сиропом» из половых гормонов, что делает крайне затруднительным любое целенаправленное действие, запоминание, концентрацию на абстрактных предметах.
Фактически единственное, чем занят организм в этот период, — поиск подходящего полового партнера, так что с точки зрения физиологии следовало бы подростков срочно женить/выдавать замуж в хорошую семью, пристраивать к любой физической работе, учить вести дом и ходить на охоту.
Получается, то, что учителя называют «ленью» или «совсем распустился», всего лишь сложная и чрезвычайно энергозатратная операция по перестройке всего организма из детского во взрослый. Это требует колоссальных усилий, калорий, «строительных материалов». И, разумеется, с точки зрения эволюции, физика, обществоведение и русская литература — совершенно не нужные вещи!
Главный совет родителям подростков — это снизить требования. Вы сэкономите себе кучу нервов, если просто на время перестанете ждать от своего внезапно выросшего чада прежнего усердия и сметливости.
Конечно, требовать, чтобы домашнее задание было сделано вовремя и в надлежащем объеме — обязательно. Но вот ожидать, что это будет сделано добровольно, не стоит.
Ваше дело — контролировать, заставлять, проверять, а его дело — отлынивать, морочить вам голову и увиливать от поручений.
Пора за уроки!
А что делать, если ребенок не вступил еще в фазу преображения, не прибавил резко в росте и весе, не появились вторичные половые признаки, нет резких колебаний настроения, а учеба все равно «съехала»? Тогда, вероятно, он просто пропустил что-то важное, пока болел.
Проверить это очень просто (хотя и не слишком приятно для ребенка): берем учебник, открываем параграф и просим ответить на вопросы в конце — все сразу становится понятно. Дальше вы можете или сами нагонять пропущенные темы, или кого-нибудь пригласить в помощь.
Не обязательно профессионального репетитора: соседка, старшеклассник, дедушка-инженер вполне справятся с программой примерно до 8-го класса.
Если вы обнаружили, что ребенок в предмете разбирается, но в дневнике, тем не менее, преобладают двойки, стоит сходить к детскому психологу: иногда ребенку достаточно того, что кто-то его внимательно выслушает, не перебивая и не оценивая, и просто поддержит.
Ведь, строго говоря, на учебе может сказаться все что угодно: и запутанная история отношений с одноклассниками, и травля, и конфликт с учителем.
Если вы абсолютно уверены, что со стороны психологии все в порядке, сходите к врачу, сдайте анализы: даже понижение уровня гемоглобина может влиять на память, а что уж говорить о проблемах со зрением или слухом?
Как смотивировать подростка на учебу
13−17 лет
Думать о будущем
Иногда учителя отмечают, что по своим интеллектуальным данным ребенок мог бы учиться на отлично, но что-то мешает. Причиной может быть поиск себя, сомнения на тему того, что делать дальше.
Старшеклассник мечется, не понимая еще как следует, чего от него ожидают, чего он хочет сам.
Тут поможет развернутая консультация по профориентации — с тестированием, с подробным обсуждением, что ребенок ждет от своего будущего, с посещением вузов по разным специальностям.
Кстати, есть исследования, которые доказывают, что наиболее успешными становятся люди, воплощающие мечту раннего детства! Так что вспоминайте, о чем грезил ваш малыш в возрасте между 3 и 6 годами, и пытайтесь приложить это к сегодняшней реальности.
Еще одна причина отсутствия успехов — это завышенные ожидания родителей. Как ни печально, но не всем детям необходимо высшее образование, не всем оно «по зубам».
Но, благодаря все тем же половым гормонам, а также исходным генетическим данным, есть дети, которым было бы полезнее уйти из школы после 9-го класса и начать получать профессию. Ведь случается, что родители буквально «за шкирку» втаскивают ребенка в институт, а он бросает учебу, потому что просто «не тянет» ее.
И наоборот, есть множество очень и очень благополучных историй, когда уже в 18 лет человек начинает работать и делает это успешно и с удовольствием, потому что «нашел себя».
Советы психолога
В первый класс вместе с мамой
На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться.
К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы.
Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.
Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.
Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.
Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.
Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.
Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.
Как приучить делать домашнее задание
Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.
Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.
- Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:
- •Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
- •Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
- •Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
- •Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
•Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.
Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.
Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.
А вы сами любите учиться?
Зачастую родители просят психолога дать им действенные советы на тему, как говорить с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.
Никогда не будет «с неба звезд хватать» ребенок, если его родители не любят читать, если в доме нет никаких книг, кроме школьных учебников.
Как заставить ребенка учиться, если изо дня в день он видит, что членов его семьи не интересует ничего кроме телевизора и компьютерных игр? Если таким образом невозможно убедить младшего школьника, то уж подростку и подавно подобное лицемерие не станет примером.
Никто не заставляет родителей школьника делать уроки и проходить заново школьную программу. Просто в семье должен быть культ получения знаний, когда члены семьи с удовольствием делятся друг с другом полученными сведениями.
Нужно понять самим и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться и не стоять на месте.
Желательно читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждать прочитанное друг с другом. Благоговейное отношение к книге обязательно передастся и детям, они воспримут ее, как источник удовольствия и получения новых знаний.
Невозможно заинтересовать младшего школьника или подростка учебой, если в его семье нередки пренебрежительные разговоры о школе и учителях.
Как привить ребенку желание учиться, если самые значимые для него люди школу не любят, а учителя не уважают? Эту дилемму невозможно решить школьнику любого возраста, поэтому нужно взять за правило: даже если у вас особое отношение к процессу обучения в данной школе, не озвучивайте свое мнение при детях.
Кому тяжелее всего дается хорошая учеба
Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.
Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:
•У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
•Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
•Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
•Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
•В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.
Думаем о будущем
Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге. Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.
Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?
Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.
К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.
Приемы научной организации умственного труда
Для того чтобы учиться с удовольствием, надо освоить простейшие приемы организации умственной работы. Как научить ребенка учиться, если его охватывает отчаяние при виде того объема знаний, который предстоит усвоить?Научите младшего школьника или подростка, как лучше всего перерабатывать информацию, как выделять главное, определять тезисы и главные мысли.
Очень много информации получают те, кто освоил приемы быстрого чтения. Пройти такие курсы можно даже дистанционно, и тогда чтение, организованное особым образом, поможет больше усваивать за тот же промежуток времени. Попробуйте использовать аудиоучебники – может быть это поможет подростку с развитой слуховой памятью лучше запоминать учебный материал.
Развитию памяти и внимания младших школьников способствуют различные задания на сообразительность, головоломки, загадки, забавные задачи, постановка доступных и эффектных опытов.Для того чтобы развить и сохранить у детей интерес к учебе в школе, надо поддерживать у них оптимальный уровень мотивации, поддерживать детей во время школьного обучения, подавать пример постоянного развития.
Источник: http://mirpozitiva.ru/articles/1036-kak-zastavit-rebenka-uchitsya-v-shkole.html