Методика монтессори: суть и принципы

Адаптация ребёнка к жизни

Начнём с фундаментальной для системы темы. Научная педагогика рассматривает воспитание как организованный взрослым процесс адаптации ребёнка к человеческой культуре.

Одни философские учения о воспитании основаны на том, что всё заложено в генах, с которыми по большому счёту ничего нельзя поделать. Другие утверждают, что ребёнок — чистый лист, на котором взрослый пишет, что ему вздумается.

Эти противоположности объединяет одно: они отказывают маленькому человеку в важности личных усилий. Ошибочно рассматривать процесс взросления как нечто, случающееся по вине неподвластных внешних или внутренних причин.

Истина лежит не между этими крайностями, а в совершенно иной плоскости.

Только сам ребёнок может построить свою личность, и только взрослый может дать всё, что нужно для этого строительства.

Животные приспосабливаются через процессы естественного отбора. Чем меньше индивидуальные качества организма полезны в условиях окружающей среды, тем больше вероятность, что он не оставит похожего на себя потомства. Развитие зависит непосредственно от среды, а не от влияния других представителей вида.

Забота и обучение потомства у животных со сложным поведением достаточно важны. Но всё-таки щенок вырастает более-менее собакой. Даже если его с детства воспитывают люди, или он выживает с раннего возраста в одиночку. Сильная сторона биологической адаптации в том, что такой способ взросления сложно сломать.

А слабая в том, что жёсткая программа подходит для очень ограниченного спектра условий.

Адаптация человека устроена иначе. Он рождается предельно незрелым и берёт необходимое для взросления не из жёсткой программы инстинкта, а от других людей вокруг него. Дети разных исторических периодов и культур не сильно отличаются друг от друга.

Но, достигнув взрослости, каждый из них становится человеком своего времени и места. Мы говорим на разных языках, имеем разные привычки, выносливы и чувствительны к разным вещам.

Ни один вид на Земле не способен жить в таких разных условиях, питаться такой разной пищей, так по-разному выживать во всех климатических зонах планеты и даже за её пределами.

Методика Монтессори: суть и принципы

Ребёнок признаётся главным действующим лицом собственного развития, а взрослый — главным условием этого развития, образцом культуры, конструктором пространства взросления. Поскольку он способен осознанно и творчески изменять и себя, и мир вокруг, он способен оказать огромное влияние на то, каким создаст себя ребёнок.

Это определяет суть методики Монтессори:

  1. Наблюдение за ребёнком позволяет почерпнуть из его поведения и интереса информацию о том, чем ему лучше помочь.
  2. Врождённым является не результат-инстинкт, а интерес к культуре и развитию, названный человеческими тенденциями.
  3. Понятие сензитивных периодов как механизма адаптации.
  4. Отличие человека в раннем детстве, которое получило название впитывающего разума.
  5. Важность самостоятельности и собственной активности как необходимом условии развития.

Метод детально отвечает на вопрос, что именно может предложить взрослый ребёнку с учётом возраста и индивидуальности. Такие условия развития позволяют наилучшим образом адаптироваться к своей культуре. А повзрослев, внести собственный вклад в развитие человечества.

Человеческие тенденции

Строго говоря, установившееся в русском языке название этого понятия, не совсем точно. Английское tendency  обозначает склонность, стремление, и гораздо ближе к понятию «потребность», чем к «тенденция». Но термин уже стал общеупотребительным в литературе, поэтому использую его.

Вместо желания реализовать инстинкт, человеческий детёныш рождается с желанием человеческого:
— ещё не умея общаться, жаждет общаться, нуждается в причастности к себе подобным не меньше, чем в пище;
— имея крайне ограниченные возможности мозга, жаждет познавать, мыслить и понимать, упорядочивать и разбираться в происходящем вокруг;
— почти не владея собственным телом, уже хочет совершенствовать себя и свои возможности, движения, хочет и получает удовольствие от использования собственного тела для исследования мира;
— обладает мощными способностями к абстрагированию и воображению, тягой к восприятию и созданию прекрасного, потребностью к смыслопорождению.

В разные периоды жизни человек по-разному, на доступном для себя уровне удовлетворяет эти потребности-тенденции. Они являются мотивационной первоосновой развития, собственной активности, самосозидания и самосовершенствования.

Ниточки желаний направляют активность ребёнка. Чем больше он действует, тем большему научается.

Новые возможности позволяют по-новому следовать за своим интересом, желания рождают действия, а действия — умения, знания, привычки, саму личность.

Методика Монтессори: суть и принципы

Взрослый в состоянии самостоятельно позаботиться о воплощении тенденций и способен ради этого изменять мир вокруг. А ребёнок нуждается в грамотном сопровождении, подготовленной среде, хотя и он реализует их исключительно в собственной активности.

Методика детского развития Монтессори использует столетний опыт собственной практики и все достижения психологии и физиологии, касающиеся развития ребёнка.

Метод даёт эти знания взрослому, чтобы он смог спроектировать предельно полезную обстановку для самосозидающего ребёнка.

Здесь есть и методические ориентиры общего характера, и практические советы о том, как реализовать метод Монтессори дома.

В нашем онлайн-курсе «Создание среды для ребёнка до года» мы подробно рассказываем о том, как создать развивающее пространство дома.

Впитывающий разум

В первые шесть лет жизни человек обладает рядом особенностей, чтобы не сказать — сверхспособностей. Он может вбирать огромное количество информации о культуре, человеческих взаимоотношениях и качествах, и буквально делает ранний опыт частью своего мозга.

Благодаря впитывающему разуму:
— ребёнок закладывает основы собственной личности,
— выучивает один или несколько языков любой сложности,
— овладевает собственным телом, превращаясь в умелого и ловкого деятеля.

Но у такого сверхинтесивного приобретения и сохранения навыков есть слабая сторона. То, что в раннем детстве любой повторяющийся опыт с такой лёгкостью впечатывается в мозг, делает невозможным его систематизацию, анализ, вычленение существенного и случайного, общего и частного. Для этого хорош взрослый способ приобретения опыта и навыков.

Опыт раннего возраста нуждается в логичности, систематизированности, свободе от лишнего стресса и других помех. Воспитание по Марии Монтессори готовит взрослого к тому, как сделать обстановку вокруг ребёнка такой, чтобы впитывание всего и сразу было удобным и полезным.

Методика Монтессори: суть и принципы

Если человеческие тенденции присущи человеку в любом возрасте, то сензитивные периоды — временны. Мария Монтессори писала о них так: «Речь идёт об особой чувствительности в развитии, которая встречается в раннем возрасте у живых существ.

Она имеет ограниченное рамками время протекания и служит тому, чтобы облегчить живому существу овладение каким-либо навыком или умением. Как только ребёнок осваивает какое-либо умение, то соответствующий ему вид чувствительности исчезает».

У сензитивного периода две стороны:
Внутренняя проявляется в жизненном импульсе к какой-либо деятельности.
Внешняя — это наблюдаемый интерес к действиям и занятиям, к получению опыта определенного рода: повторение, концентрация, и явное удовлетворение от работы вместо утомленности.

Родителям и педагогам важно знать виды сензитивных периодов и примерные сроки их наступления. Также, необходимо уметь распознавать моменты, когда ребёнок охвачен страстью и следует путём развития в собственном темпе.

Монтессори готовит во взрослых деликатных помощников, способных вовремя предоставить необходимое и вовремя отстраниться, позволяя ребёнку действовать самостоятельно.

Это развивает новые качества ребёнка и умение действовать вдумчиво и сосредоченно, формирует понимание себя как успешного человека.

Сензитивный период подобен лучу софита, приковывающему внимание зрителя и освещающему до мельчайших подробностей самое важное в этот момент спектакля. Но представление идёт своим чередом, и тот, кто отвлёкся и не смотрел на сцену, пропустит что-то важное. Сензитивные периоды со временем угасают, даже если обеспечиваемые ими задачи развития не были решены.

Неблагополучное прохождение сензитивных периодов не всегда даёт очевидную деформацию психической жизни.

Но сильно сказывается на дальнейших возможностях и качестве взросления, и взрослому важно предотвратить такое развитие событий. В отношении некоторых фундаментальных вещей упущенное время может быть драматическим.

Опыт детей-маугли показывает, что человек не способен полноценно овладеть речью после того, как сензитивный период развития речи завершён.

Монтессори предлагает следование за ребёнком как универсальный способ индивидуализации личной образовательной траектории. Если мы позволяем ему самому выбирать, как долго и чем именно он будет заниматься в подготовленной среде, то он будет учиться всему в самый подходящий для себя момент. И доводить решение каждой задачи до конца, не оставляя непроработанных моментов.

Если вы хотите узнать больше, обратите внимание на наш онлайн-курс «Сензитивные периоды развития ребёнка до шести лет».

Уважение, наблюдение и самостоятельность

Парадокс развития состоит в том, что ребёнок учится быть самостоятельным, ответственным, уважающим себя, эффективным в общении и многому другому. Но он не способен обойтись без посторонней помощи.

У него недостаточно возможностей принять на себя всю полноту ответственности. Он не умеет общаться и даже не владеет речью для общения. Да и этого самого себя, которого нужно уважать, у малыша пока нет.

Читайте также:  Группы здоровья детей и их характеристика

Дать ребёнку ровно столько, сколько он способен взять — сложнейшее искусство и большой труд. Сделать за ребёнка поначалу проще, ведь он сам не скажет: «Помоги мне сделать это самому». Но нуждается в этом больше всего на свете.

Монтессори вверяет маленькому человеку право индивиуализировать свой путь развития. Корректная степень делегируемой ответственности выделяется взрослым на основе постоянного наблюдения за ребёнком, который своим поведением и интересом показывает нам, чем живёт его самосозидание сейчас.

Методика Монтессори: суть и принципы

Если дать детям раннего возраста тяжёлые низенькие детский стульчик и столик, подходящие крошечные посуду и столовые приборы, то они до года научатся есть сами. А в добавок — накладывать себе еду и садиться самостоятельно за стол до того, как научится ходить.

Если дать салфетку с подсказками, куда и что расставить, то они смогут накрывать на стол. Если соорудить удобную детскую подставку-лесенку, малыши смогут участвовать в приготовлении пищи.

Это развивает их функциональную независимость и позволяет учиться всему гораздо раньше.

Аналогичным образом специально подготовленные материалы школьного класса позволяют ребёнку самостоятельно учиться. Это позволяет ему тратить на каждое упражнение столько времени, сколько нужно именно ему, чтобы полностью усвоить урок.

Ребёнок приступает к работе с каждым материалом тогда, когда наилучшим образом готов.

Дидактические материалы сконструированы по определённым принципам, которые облегчают возможность ребёнку совершить самостоятельно маленькое открытие и самому научить себя чему-то.

Полезно, когда ребёнок делает всё, что он уже может, так рано, как это возможно. (И это не про раннее развитие, а про своевременность). Иногда для этого нужно просто позволить ему действовать, но чаще нужно адаптировать к возможностям и самим размерам ребёнка его ближайшее окружение: домашнюю обстановку и дидактические материалы в классе.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки

Свобода и ответственность

Не менее, чем предоставить свободу, важно, чтобы она была посильной. Свобода выбора есть у того, кто знает, из чего он выбирает. Чтобы обладать таким знанием, нужен жизненный опыт.

Монтессори-воспитание — это создание для ребёнка таких условий, где он может:
— исследовать,
— экспериментировать,
— совершать ошибки,
— замечать их,
— самостоятельно исправлять.

Это позволяет выстроить собственное поведение с опорой на честную обратную связь от среды. Среда сообщает, например, что вода из опрокинутого стакана разольётся, а небрежно проведённая линия неточно повторит обводимую фигуру из рамок и вкладышей.

Кроме того, среда помогает разобраться в том, какое поведение приводит к каким последствиям, и как лучше действовать, чтобы получить результат.

 Опыт исправления ошибок учит относиться к ним как к части обучения и тому, что ребёнок способен сам решать возникающие проблемы.

Всё сказанное касается не только манипуляций с неодушевленными объектами, но и взаимодействия с другими людьми. В семье и разновозрастных классах дети учатся помогать и принимать заботу, сотрудничать и работать самостоятельно.

В результате этого поведение, которое мы привыкли называть моральным, ребёнок начинает выбирать сам и осознанно, с пониманием пользы, которую это моральное поведение приносит ему самому.

В этом случае мотивация совершения поступков становится внутренней, а не ориентированной на внешний страх наказания или похвалу.

Монтессори-дети живут для себя, учатся и развиваются для себя, и делают всё это вместе с другими или рядом с другими — тоже в своё удовольствие и учатся тому, как сделать это ко всеобщему благу. Посильная ответственность учит быть ответственным, опыт решения проблем — решать проблемы, позитивный опыт взаимодействия с другими учит умению жить и добиваться своих целей сообща.

Методика Монтессори: суть и принципы

  • Скачать инфографику Суть и принципы методики Монтессори
  • Автор — Анна Федосова
  • Инфографика Софии Шипиловской
  • Фото обложки предоставлено ММЦ «Отрада» 

Метод Монтессори для развития ребенка

Мария Монтессори (1870-1952 гг.) была первой женщиной-доктором и в то же время антропологом и педагогом, создавшей на основе своей многолетней работы с детьми новую концепцию образовательного процесса.

Суть педагогики Монтессори заключается в вере в то, что ребенок учится самостоятельно, если он готов к этому.

Поскольку каждый ребенок отличается от других, он должен развиваться в соответствии с созданными им индивидуальными планами развития (его способностями, компетенциями, навыками), чтобы правильная реализация позволяла ему учиться более эффективно.

По словам Монтессори, ребенок не становится идеальным, а достигает оптимальных возможностей для своего развития. Знаменитая фраза, которая является принципом воспитания по методу Монтессори, звучит так: «Помогите мне сделать это самому».

Методика Монтессори: суть и принципы

Педагогика Марии Монтессори: основные педагогические принципы

  • Свободный выбор — в подготовленной среде ребенок сам выбирает предмет деятельности, определяет время и темп обучения, степень сложности. Ребенок также сам выбирает себе возможного партнера. Таким образом, ребенок учится пользоваться своей свободой. Учитель ничего не навязывает ребенку, а только работает с ним;
  • Независимость — благодаря самостоятельному выбору ребенок развивает свои индивидуальные способности и приобретает опыт правильной оценки уровня своих способностей;
  • Порядок — каждый объект в Монтессанском детском саду имеет свое место — его нужно убрать в то место, куда его забрали. Все очень просто: порядок в окружении — это порядок в сердце;
  • Принцип изолирования трудностей — если ребенок усваивает понятия, связанные с размерами (большие-малые, маленькие-большие и т.д.), например, работая с постройкой розовой башни, он не занимается одновременно и другой проблемой, например, цветами, весами, звуками или длиной. Для этого, помимо прочего, используются и другие материалы Монтессоров: красные балки, барные таблички, шуршащие банки или коричневая лестница;
  • Концентрация — дети учатся быть систематическими, настойчивыми и точными во время работы. Кроме того, учебные пособия по методу Монтессори предназначены для того, чтобы дать детям возможность контролировать свои собственные ошибки;
  • Уроки молчания — помогают детям стать более квалифицированными, работая в мире и покое;
  • социальные правила — в группах есть дети разного возраста, чтобы они могли учиться друг у друга и стимулировать свое развитие;

  • Принцип передачи — каждое учебное пособие является «звеном», логически связанным в длинную «цепочку». Каждая «ссылка» содержит особенности ранее введенного материала плюс еще одна особенность;
  • наблюдение за ребенком — внимательное наблюдение за малышом позволяет заметить возможные препятствия для развития малыша и стать для него хорошим проводником;
  • Индивидуальное развитие — каждый ребенок развивается в своем темпе, в соответствии со своими способностями. Ребенок заслуживает внимания, заботы, поддержки и доброты;
  • Принцип самоконтроля — этот принцип лишает учителя власти над ребенком, потому что именно сам малыш должен уметь корректировать свое поведение, чтобы не навредить другим и позволить своим коллегам гармонично развиваться.

Монтессорский учитель должен работать по принципу «3 W» — поддерживать в выборе материала, подходящего для ребенка, указывать правильный способ использования материала и уходить, чтобы ребенок мог развиваться самостоятельно. Как называются учебные пособия Монтессори?

Педагогику Монтессори очень часто называют партнерской педагогикой или образованием без стресса. Однако, это не так. Метод Монтессори можно охарактеризовать только как не регрессивный метод — дети делают то, что их интересует и не мешает другим.

Что такое метод Монтессори и зачем он детям?

Кто такая Монтессори? И почему ее подход к обучению так популярен?

Известный врач и педагог Мария Монтессори жила и работала в Италии, Испании, Нидерландах и даже Индии. Уже к 26 годам она стала одной из первых женщин-врачей в истории Италии.

Отстаивая необходимость не только медицинского, но и педагогического вмешательства в жизнь детей с особенностями развития, убежденная католичка создала метод «научной педагогики».

Она использовала собственные разработки и материалы своих учителей Итара и Сегена: знаменитых на весь мир французских врачей, ставших, по сути, первыми европейскими дефектологами.

Когда оказалось, что дети, признанные «необучаемыми», освоили навыки счета, письма и чтения лучше и быстрее своих здоровых сверстников, было принято решение адаптировать методику и для последних. И вот, в 1907-м в Сан-Лоренцо был открыт первый «Дом ребенка», работавший по системе Монтессори, а еще через три года вышла первая книга о ее методе.

В России последователи этого подхода официально появились только в 1990-х, и популярность его в последние десятилетия продолжает расти.

А в чем его суть? Какие знания, умения и навыки он помогает развить?

Главный принцип монтессори-педагогики — это свобода ребенка в его деятельности, дисциплине и самостоятельности.

Наблюдая за детьми и воздерживаясь от поощрений и наказаний (и вообще от любых оценок!), педагоги стараются не только формировать «обогащенную» среду для их развития, но и направлять этот процесс, исходя из индивидуальности и собственной активности каждого ребенка, то есть, позволяя заниматься тем, чем нравится, и тогда, когда хочется.

Читайте также:  Ребенка укачивает в машине: что делать?

Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию Сильви Д'Эсклеб, Ноэми Д'Эсклеб Твердый переплет356 ₽395 ₽-10%В корзину

Методики, разработанные Марией Монтессори и ее последователями, в первую очередь сконцентрированы на развитии сенсорики: от осязания и слуха до различения тончайших оттенков вкуса и запаха.

Упражнения на тренировку глазомера, а также игры с цифрами и геометрическими фигурами помогают детям незаметно перейти к абстрактным математическим понятиям.

А развитие общей и мелкой моторики, включающее в себя задания на лепку и штриховку, вместе со специальной «зарядкой» для губ и языка, незаменимы при подготовке дошкольника к освоению навыков чтения и письма.

Основной упор при выполнении всех упражнений делается на развитие внимания и самомотивации, в результате дети получают практически все, что нужно для формирования их интеллекта. Для развития творческого воображения, навыков игры и общения программу необходимо дополнить разнообразными играми и творческими занятиями.

Насколько универсален такой подход к развитию?

Хотя изначально метод разрабатывался для детей с особенностями развития, к настоящему моменту последователи Марии Монтессори успели адаптировать его для обычных и одаренных детей, а также для взрослых, желающих стать преподавателями в монтессори-классах.

Понятно, что универсальных подходов в педагогике, как и в других науках, не существует.

Но исследования психологов, педагогов и врачей разных лет подтверждают, что если четко следовать принципам метода, то вреда ребенку такое обучение точно не принесет, особенно если компенсировать его недостатки с помощью элементов других подходов.

Сложно не согласиться со сторонниками монтессори-педагогики в том, что большинство детей и так любят познавать новое, и потому главной задачей взрослого становится сохранение этого интереса.

Современным детям очень не хватает умения удерживать внимание на той деятельности, которая нравится, и сопротивляться отвлекающим факторам.

А монтессори-метод позволяет сформировать это умение с помощью несложных приемов.

Вот только, чтобы все получилось, нужно начать заниматься развитием ребенка очень рано: первые материалы для концентрации внимания ряд специалистов предлагает давать уже через несколько часов после рождения. А это может оказаться намного сложнее, чем перестать ругать дошколят за ошибки.

Еще один вопрос к сторонникам развития по Монтессори касается использования в обучении электронных устройств. Сейчас мы буквально окружены гаджетами (не то что в начале XX века), и полный запрет на их применение не всем покажется адекватным, но большинство монтессори-педагогов его придерживаются и по сей день.

Чем дети, воспитанные по методу Монтессори, отличаются от сверстников?

Многих удивляет, что в монтессори-школах и садах дети разных возрастов обучаются в одном классе и могут свободно по нему передвигаться, самостоятельно выбирая, какие упражнения они будут выполнять.

На первый взгляд кажется, что в таких условиях ребенок вырастет безответственным и капризным или развитым негармонично: по одним показателям опережающим сверстников, а по другим — сильно отстающим.

Практика показывает, что дети из монтессори-классов (от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет) вовсе не становятся неуправляемыми. Наоборот, чаще всего они очень дисциплинированны и раньше других учатся самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их.

Правда, некоторые из них могут еще и сопротивляться внешнему контролю, особенно, если взрослый навязывает свое видение того, чем «надо» заниматься.

Если же педагог способен предложить такому ребенку варианты, из которых можно выбрать себе задание, то обычно конфликтов не возникает.

В монтессори-садах дети предоставлены сами себе – не опасно ли это?

В детских садах, работающих по методике, есть и учебные планы, и четкие правила поведения, и схема подачи материала. Свобода детей состоит в выборе самого занятия из предложенных педагогом и того, сколько времени он потратит на его выполнение или повторение.

Методика Монтессори: суть и принципы

Воспитатель, как и при любой другой системе обучения, должен вмешиваться, когда это необходимо, или же не вмешиваться, если это позволит детям самостоятельно справиться с задачей или конфликтом.

Суть работы педагога в таком классе — следить за соответствием среды и условий обучения потребностям ребенка и менять их, предлагая все новые задачи и упражнения и выражая постоянную готовность помочь, но не навязывая свою помощь.

Могут ли родители самостоятельно применять эту методику?

Современные последователи метода Марии Монтессори часто подчеркивают важность индивидуального подхода к воспитанию ребенка и учета его собственных границ сензитивных периодов развития.

Они считают (и справедливо), что, например, такой важнейший процесс, как внимание, начинает формироваться уже с рождения, поэтому на его качество влияет даже то, в каких условиях протекают роды.

К тому же, никто не может знать личностных особенностей ребенка так, как его родители, и, с этой точки зрения, они даже имеют преимущество перед педагогами с самым лучшим образованием.

Каждый родитель без особого труда может научиться использовать развивающие методики и материалы, разработанные для обучения по методу Монтессори.

Но научиться наблюдать за ребенком, отмечать, к чему он сам стремится, и направлять его в поисках, не делая выбор за него, для родителей может оказаться сложнее, чем для любого педагога.

Любовь к науке и особый «дух ученого» Монтессори ставит выше любви человека к человеку, доступной, по ее мнению, каждому из нас.

Правда, что «после шести уже поздно»?

Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет Пола Порк Лиллард, Линн Лиллард Джессен Твердый переплет308 ₽338 ₽-9%В корзину

Многие родители выбирают монтессори-педагогику, потому что считают, что мозг ребенка развивается до 6 лет и нужно успеть дать ему максимум знаний и умений, пока момент не упущен.

На самом деле первые нервные связи появляются в мозгу человеческого эмбриона уже на пятом месяце беременности, и, по мнению некоторых ученых, при правильном образе жизни могут продолжить возникать до самой смерти этого потрясающего органа.

Темпы развития нервной системы ребенка и взрослого действительно различны. Скорость образования нейронных сетей резко возрастает сразу же после появления маленького человека на свет, а их количество достигает своего предела примерно к 20-30 годам.

Потом оно начинает медленно, но неуклонно снижаться за счет отмирания тех нервных путей, которыми мы меньше всего пользуемся в практической жизни.

Так что, чем мы старше, тем сложнее дается нам любое обучение, но, тем не менее, учиться новому никогда не поздно.

Могут ли родители, не будучи педагогами, заинтересовать ребенка?

Самый животрепещущий вопрос для всех родителей: «Как заставить ребенка заниматься?» Если говорить откровенно, это знает любой хороший педагог: если сам взрослый выполняет какие-то действия с удовольствием и энтузиазмом, выражая заинтересованность, то большинству детей захочется попробовать проделать эти же действия.

Дома с этим дела обстоят даже лучше, чем в школе или детском саду, потому как сама система Монтессори предоставляет ребенку не цель развития, а лишь способы.

А адекватные цели воспитания и обучения могут и, по мнению специалистов различных подходов, должны быть поставлены только самим ребенком в союзе с родителями, настроенными на понимание нужд своего чада и спокойную помощь ему во всех начинаниях.

Суть и основные принципы методики Монтессори за 5 минут

Методика Монтессори была разработана в начале прошлого века, но до сих пор является одной из самых ключевых и популярных методик раннего развития детей. Миллионы детей по всему миру обучаются в центрах Монтессори под чутким присмотром сертифицированных специалистов.

Такую популярность методика получила не спроста, ведь Мария Монтессори сделала переворот в системе образование. Она сильно опередила свое время и современные исследования подтверждают неоспоримую пользу методики.

В этой статье я расскажу вам суть и принципы методики Монтессори, которая поможет ребенку гармонично и своевременно развиваться.

           Содержание

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.

После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Суть методики Монтессори

Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.

Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.

Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.

А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.

Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:

  • не следует мешать другому ребенку, если тот занят
  • выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
  • не нужно шуметь — это может помешать остальным
  • закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
  • если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим
Читайте также:  Какой молокоотсос лучше: отзывы

В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.

6 базовых принципов обучения

Выделяют следующие основные принципы в методике:

  • Свободное передвижение по классу
  • Дети изучают специальные материалы Монтессори
  • Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога
  • В группе дети разного возраста
  • Подготовленный педагог
  • Обучение проходит в специально подготовленной среде, разделенной на различные зоны

Среда Монтессори

Среда представляет собой целый отдельный мир, наполненный различными интересными вещами и в котором ребенок может свободно выбирать какой деятельностью заниматься в данный момент. Вся среда наполнена специальными развивающими и обучающими материалами Монтессори.

Важным моментом в развивающей среде является доступность. Все пособия располагаются так, чтобы ребенок без посторонней помощи мог выбирать себе занятие по душе. Также малыш сам выбирает где, как и с кем ему заниматься, вправе свободно перемещать столы и стулья для более удобного изучения материала.

Развивающая среда разделяется на следующие зоны…Прочесть статью полностью вы можете на нашем сайте по этой ссылке

Принципы Монтессори педагогики

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: ребенок сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям

При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает.

Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. — и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.

Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. 

  • Лейтмотивом метода Монтессори является поддержание естественной радости ребенка от учения. 

По методике Монтессори эта радость учиться — одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности.

Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии со своими интересами, приобретают уверенность в себе и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Основные принципы Монтессори-системы   Как реализовать Чего достигаем,  соблюдая их
   Педагогические принципы
 СВОБОДА ВЫБОРА Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.  В результате ситуации выбора

  • ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
  •  учится делать выбор;
  • учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
  • свобода выбора  формирует в ребенке инициативность;
  • наряду с соблюдением правила «поработал — убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.   
 НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории.  Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.
  • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
  • максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
  • взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).
 КОНТРОЛЬ ОШИБОК В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.
  • формирование адекватной самооценки;
  •  развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
  • самоконтроль;
  • развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
  • проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.
 МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ — ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).
  • максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком;
  • возможность поэтапного освоения навыка;
  • развитие точности восприятия;
  • развитие концентрации внимания;
  • развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
  • развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).
 НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ
  1. Соблюдение правил:  — Убери за собой;  — Работа на ковриках;  — По классу передвигаемся тихо; 
  2. -Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого        и др.
  • приучение к порядку;
  • умение организовать свое рабочее место;
  • умение рационально использовать пространство;
  • умение нести ответственность за собственный выбор;
  • потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
  • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.

Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.

 РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне.  Подключать детей друг к другу:  в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.
  • Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
  • дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
  • формируется чувство взаимопомощи;
  • младшие имеют возможность учиться у старших;
  • старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве  собственной значимости, формируется чувство ответственности.
 ДЕТИ — АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга. Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.  Такой вид работы способствует:

  •  развитию уверенности в себе, самостоятельности;
  • удовлетворению  потребности в чувстве собственной значимости;
  • развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;
  • умению задавать вопросы и отвечать на них;
  • профилактике страха публичных выступлений;
  • развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;
  • умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.
   Психологические принципы
 НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО,   ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ Помоги мне это сделать самому!  Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам! Помощь взрослого должна быть минимальной.
  • уверенность в собственных силах;
  • самостоятельность,
  • решительность;
  • более интенсивное овладение   и усвоение различных навыков;
  • формирование адекватной самооценки;
  • удовлетворение потребности во взрослении.
 ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности.  Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно  оценивать собственную деятельность.
  •  независимость от чьей-либо оценки;
  • формирование позитивного образа «Я»;
  • уверенность в себе;
  • умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
  • ребенок работает с материалами  только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.
ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА Не сравнивать ребенка с другими.  Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».
  •  формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;
  • самодостаточность;
  • уверенность в себе.
         Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности,  мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого- помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

Ссылка на основную публикацию