fb.ru
Работая с детьми разного возраста (в лаборатории вон ждут трое за двадцать) каждый день, я часто сталкиваюсь с проблемами с внимательностью. Ребятам сложно сконцентрироваться, вникнуть в задачу, их всё отвлекает. Банальный вопрос соседа по парте «а число писать?» может надолго выкинуть из мудрых мыслей. А уж как часто ученики пишут ответы в задачах не на те вопросы… спросили скорость в километрах в час у мага на метле – ответили радостно «он пролетел 23 километра, а потом метла сломалась!»
Смешно, конечно. Правда, когда такие ответы сплошь и рядом встречаются на экзаменах, вот тогда становится очень грустно.
Что с этим делать? Работать с внимательностью. Здесь приведу любимые примеры тех упражнений, которые я использую в практике, их легко видоизменять для любого возраста, повышать сложность и отслеживать прогресс (обязательно делайте это, сегодня вот дайте ребёнку бланк одной из методик и сохраните результат, сравните, что будет через неделю регулярных занятий).
- Знаменитые картинки «найди __ отличий» – засекаете время (я обычно засекаю 5 минут) и даёте ребёнку возможность найти все различия в картинках. Для дошкольника будет важным после выполнения задания обсудить голосом, какие отличия он нашёл. В интернете огромное количество картинок с этим заданием, есть совсем простые, а есть те, с которыми продвинутый взрослый помучается.
- Игры в стиле «найди предмет» на планшете/телефоне (ограничивайте время!). Это интерактивные игры с множеством мелких, спрятанных предметов на одной картинке. И внизу написано (а бывает, нарисовано), что нужно найти. Ваша задача – внимательно вглядываясь в картинку, найти наконец эту спрятанную метлу, у которой торчит только кончик из-за фикуса.
- Игра «послушай» – я её использую с дошколятами, для более взрослых она уже как-то неактуальна. Мы усаживаем детей в круг и просим закрыть глаза и внимательно слушать, что происходит вокруг. Через пару минут все открывают глаза и делятся тем, что услышали.
- Игра «чья буква?» – тоже для маленьких. Каждому ребёнку мы даём карточку с буквой (у всех разные) и начинаем называть знакомые детям небольшие слова (заяц, крот, король, вода, каша…). Если ребёнок услышал слово, в котором есть «его» буква – он должен сделать какое-то действие: прыгнуть, хлопнуть и т.д. Аналогично можно играть с цифрами-числами.
- Зеркало (заодно пространственное мышление развиваем): ведущий показывает движения, их нужно повторять так, как это делает зеркало. Ведущий машет правой рукой, зеркало машет левой. И пока мы просто поднимаем левую руку – это легко. А попробуйте скрестить руки на груди и скрестить ноги – и сами запутаетесь в том, как это сделать ).
- Масса вариантов игры «что изменилось». В самом простом варианте я прошу ребят сложить из палочек такую же как у меня фигуру. Потом все честно закрывают глаза и я в ней что-то меняю (добавляю, удаляю, переставляю, меняю цвет палочки…). Задача детей заметить изменения и сделать у себя так же. Самый класс – ничего не изменить. Потом можно делать более сложные композиции, давать время их запомнить и что-то менять в закрытую (или не менять). Задача – понять, что изменилось.
- Ещё чуть-чуть усложняем предыдущее упражнение: делаем какую-то композицию из кучи разных предметов, даём минуту на то, чтобы это дело запомнить, закрываем и задача ученика теперь воспроизвести у себя такую же конструкцию с нуля.
- Игра «я вижу столько…». Я выдаю детям числа на карточках, их задача за минуту найти в комнате столько предметов. Например, здесь я вижу одно окно. Или я вижу 5 белых стульев. Или 2 синих стула.
- Упражнение «зачеркни разными способами» по методике Немова и Векслера. Ребёнку даётся лист с разными фигурами, а в начале приводится образец, что с ними нужно сделать: квадрат зачеркнуть по диагонали, в треугольнике поставить плюс, в круге знак равно… Задача ученика внимательно, строчка за строчкой пройтись по всем фигурам бланка и отметить их так, как указано в задании. Это прекрасное упражнение для включения в работу, можно использовать в начале урока.
- Упражнение «найди ошибки» – его удобно делать на основе текстов из русского языка или на несложных математических примерах (наша задача сейчас не проверить устный счёт, а потренировать внимательность).
- Знаменитая и отлично работающая таблица Шульте (есть таблицы разной сложности). Ученику предлагается квадрат с разбросанными в нем числами от 1 до… (тут зависит от сложности как раз). Задача – находить числа по порядку и показывать их как можно быстрее.
- Методика «корректурная проба». Есть разные её разновидности, но суть одна: развить концентрацию и распределение внимания. Для этого ученику даётся лист с кучей букв вперемешку (или, в других вариантах, связный текст, или текст без пробелов). Первая задача: находить там какую-то одну букву и обводить её определённым образом. Это задание на концентрацию внимания. Потом можно усложнять: найти 2 буквы – одну из них зачеркнуть, а другую подчеркнуть. Или ещё усложнить до 4, 5 и т.д. букв. Аналогично можно делать с числовыми наборами, а для детей помладше есть бланки с картинками.
- Методика Мюнстерберга. Это метод развития избирательности внимания. Ребёнку предлагается бланк с буквенным материалом, среди которых ему необходимо искать слова. Для всех вышеперечисленных классических методик есть нормативные границы для каждого возраста, если интересно.
- Интеллектуальные таблицы. Вопросы и задания таблицы просты, но есть существенное ограничение по времени (я даю 2 секунды на каждое задание, что учит ребёнка быстро принимать решения). Вариантов таблиц много в интернете, можно делать и самим с учетом возраста и уровня. Для тех, кто не знаком с таблицами, там задачи формата «если собаки лают, поставь в треугольнике плюс, если нет, то нарисуй круг».
- Работа с долговременной памятью. Игра «машина времени» (о, для взрослых и сильно занятых людей тоже очень полезна). Что вы ели вчера на завтрак, а? ???? Задача ученика в деталях вспомнить события прошедшего дня, прошедшей недели, месяца. Вспомнить самые яркие события года. А для продвинутых: берём календарь, тыкаем пальчиком в любое число месяца (этого или прошлого) и стараемся вспомнить, что было в тот день.
- Коллективные рассказы с кубиками story cubes. Здесь нужно внимательно слушать, что происходило с героями у прошлых рассказчиков и создать красивую, логичную сказку.
- Отлично помогают для развития внимательности анаграммы и филворды, начинайте с простых и играйте всей семьей. Я анаграммы использую с ребятами в индивидуальных занятиях для разминки.
- Помните игру из детства «да и нет не говорить, чёрное и белое не называть»? Вот вспомните и поиграйте со своими детьми ). Суть задания проста: есть запрет на определённые слова (их, конечно, можно менять и/или усложнять, например, нельзя произносить слова, в которых есть буква К), их нельзя произносить даже если очень хочется. Классический вариант игры начинается с вопроса «вы поедете на бал?» и дальше разворачивается история, которая вынуждает ребёнка говорить запрещённые слова. Его задача – удержаться, помнить о запрете и изворачиваться.
- Графические диктанты тоже работают с внимательностью плюс помогают развить ориентирование на плоскости. Их можно давать разными способами: классически 1 клеточка вверх, 3 влево и т.д. или, например, 1 клеточка на юг, 2 на северо-запад, или для более взрослых ребят диктант по координатам (х;у). Ещё можно играть в полицейских: нарисовать клеточное поле и в центр посадить вора. Потом взрослый диктует таким образом путь вора и задача ребёнка глазками следить за перемещениями, а когда тот выйдет за пределы поля – хлопнуть в ладоши. Аналогично можно давать лабиринты без карандаша, только глазами.
- Различные шифры дети тоже любят и задания на расшифровку/зашифровку требуют классной концентрации внимания. Из простых шифров: по номеру в алфавите, шифр Цезаря, Виженера, табличные шифры.
- Для тех, у кого из-за внимательности проблемы с математикой, я рекомендую чаще давать задачи с избыточным условием, задачи в виде рассказа, и, наоборот, задачи, в которых условие недостаточно для того, чтобы их решить. Ещё хорошо помогают задачи с множественным ответом, где нужно найти все возможные варианты. И с ребятами на занятиях любим такие задачи делать в формате аукциона, где каждая команда пытается улучшить результат противника. Например, на сколько треугольников вы сможете разделить круг семью прямыми линиями?
Как-то так. Старайтесь каждый день делать хотя бы одно упражнение, начинайте с этого занятия или проводите игру в середине, и результат обязательно будет.
Дополнительная литература с идеями и готовыми бланками:
- Зотов С.Г. Повышение скорости чтения (там шикарные задания именно на внимательность);
- Машталь Ольга. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений.
Расскажите, есть ли у вашего ребёнка проблемы с внимательностью? Как спасаетесь?
P.S. И да, лайк этой публикации не помогает вашему ребёнку стать более внимательным. Помогает ежедневная работа.
Но лайк всё равно поставьте, мне приятно.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания дошкольников
Дошкольный
возрастной период характеризуется бурным развитием речи, способностью к замещению, к символическим действиям и
использованию знаков при общении, наглядно-действенным и наглядно-образным
мышлением, повышенным вниманием к окружающему, воображению, хорошей памятью.
Возникающее неудержимое, естественное для этого возрастного периода стремление к
овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия
с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и
радости жизни.
В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию
освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В возрасте с трех до
семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что можно говорить о детской
личности.
- Развитие внимания в данный период имеет ряд особенностей:
- — расширяется круг предметов, их признаков, а
также действий с ними (ребенок может взаимодействовать с 2-3 предметами); - — сосредоточение
на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных
произведений, повышенное внимание к слову, речи; - — формирование
предпосылок для развития произвольного внимания;
— внимание становится более устойчивым. Поддержание
устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием
любознательности, познавательных процессов.
— у слабо концентрированных детей наблюдаются трудности переключения и
распределения.
Развитие
внимания дошкольника связано с изменением организации его жизни, В этот период
ребенок осваивает новые виды деятельности -игровую, трудовую, продуктивную. В
4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого.
Воспитатель
все чаще говорит дошкольнику: «Будь
внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования
взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного
внимания связано с усвоением средств управления им.
Первоначально — это внешние
средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте
таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую
функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», —
говорит малыш по дороге в зоопарк.
Он намечает цель «посмотреть», а затем
внимательно рассматривает интересующие его объекты.
Таким
образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием
речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.
Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил
поведения, становлением волевого действия.
Например, малышу хочется
присоединиться к игре других детей, но нельзя, потому что он сегодня дежурит по столовой, ему необходимо
сначала помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на
выполнении этой работы.
Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему
нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания
внимания уже не требуется.
Работа по
развитию переключения и устойчивости внимания должна осуществляться в следующих
направлениях: использование специальных упражнений на тренировку объема,
распределения и концентрации внимания; выполнение упражнений, являющихся
основой формирования внимательности как свойства личности. Ниже приведены
несколько несложных игр на развитие внимания у дошкольников младшего и старшего
возраста.
Игры и упражнения, направленные на развитие
устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно
распределять и переключать внимание
Игра «Найди
букву»
Для игры
понадобится небольшой текст, напечатанный крупными буквами и ручка. Дайте
ребёнку текст (даже если малыш ещё не умеет читать) и покажите, какую букву
надо подчеркнуть.
Если у ребёнка внимание ещё плохо развито, то нарисуйте
букву, которую ему надо подчеркивать на отдельном листе, и положите листок с
буквой перед ребёнком. Объясните, что просмотреть надо каждую строчку.
Затем
измените и усложните задание. Например: «Зачеркни букву Б, и подчеркни букву
С».
Для детей
3-ъх летнего возраста подойдут 2 — 3 предложения крупным шрифтом. Чем лучше
справляется малыш, тем больше слов добавляется в текст. Пятилетнему ребёнку
можно давать тексты из 2 — 3 абзацев.
Примечание:
игры этой серии развивают
устойчивость и концентрацию внимания, тренируют умение произвольно распределять
и переключать внимание
Упражнение
«Лабиринты»
Ребенку
показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?”
Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают
какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти
домик, в котором живёт её бабушка.
Сначала
предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием,
ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта
переходят к более сложному.
Игра «Золушка»
Для игры
понадобятся горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы.
Смешайте по
несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку
разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в
отдельные тарелочки или просто кучки.
Чем старше
ребёнок, тем больше по количеству и меньше по размеру крупы можно использовать.
Для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха.
Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу.
Игра «Найди
пару»
Для игры
понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно вырезать из бумаги
пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц. Выложите перед
ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание
подобрать пары.
Если это полоски, значит, ему необходимо подобрать пары полосок
одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 — 5 пар разных предметов.
Чем старше и
опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов
можно ему давать.
Игры и упражнения, направленные на развитие активного внимания
Упражнение «Будь
внимателен!»
Дети шагают
по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать
выполнять определенное действие: на слове «зайчики» — прыгать, на слове
«лошадки» — ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать,
раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.
Игра «Ухо-нос»
По команде
«Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете
вместе с ними эти действия по команде, но через некоторое время начинаете
делать ошибки.
Упражнение
«Зеваки»
Дети идут по
кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”)
останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и
начинают движение в другую сторону.
Направление меняется после каждого сигнала.
Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в
комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка.
Они объявляются
победителями и им все хлопают
Игры, направленные на развитие объема внимания
Игра «Что
пропало?»
Покажите
малышу 3-7 игрушек, затем спрячьте одну из них. Количество игрушек должно
соответствовать возрасту ребенка, для самых маленьких достаточно 3-х игрушек,
для детей 3-4 лет их может быть до 7. После чего спросите ребенка, чего не
хватает.
Игра «Что
изменилось?»
Поставьте
перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время
уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка
спрятана.
Игра «Найди
игрушку»
Выберите
любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы
спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам.
Примеры подсказок, по
которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым,
на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет
игрушку, а Вы ищете её по подсказкам ребёнка.
Если в игре участвует несколько
детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку.
- Упражнения, направленные на развитие
- наблюдательности,
концентрации и устойчивости внимания. - Упражнение «Найди отличия»
Покажите ребенку
два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от
другого. Если он затрудняется в определении, то предлагают получше рассмотреть
картинки, а также помогают ребенку принять решение наводящими вопросами.
Упражнение «Дни недели»
Суть
игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши,
а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром
темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.
Упражнение «Обведи картинку»
Картинку,
состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых
имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к
следующим. В итоге должно получиться изображение, например, кораблика.
Материал подготовлен Анастасией Алексиной, практическим психологом ДШИ №6
Развивающие игры для детей 6 и 7 лет: игры детям для развития
В возрасте 6-7 лет дети готовятся и идут в школу, у них появляются новые заботы и увлечения, а времени для игр с родителями остается меньше.
Однако в познании окружающего мира основным видом деятельности у дошкольников и младших школьников по-прежнему остается игра. Игровой процесс помогает им развиваться и способствует формированию новых навыков.
Во время развивающей игры ребенок может усвоить больше информации, чем в процессе обучения, его мышление становится более гибким, память и внимание активизируются.
Идеи для развивающих игр с детьми
Развивающие игры для детей 6-7 лет могут быть самыми разнообразными:
- Ролевые – с ребенком разыгрывают определенную жизненную ситуацию и заодно учат его самостоятельно выполнять домашние дела или другую работу.
- Творческие – совершенствуют творческие способности.
- Настольные – улучшают скорость реакции, развивают фантазию, память, мышление, а также навыки счета, грамотность и умение выражать свои мысли.
- Словесные – способствуют увеличению словарного запаса и совершенствованию речи, учат мыслить и выражать свои мысли.
В начале игры необходимо выбрать несколько слов, которые нельзя называть. Для первого раза можно ограничиться названиями цветов, например, сделать запретными слова «черный» и «белый».
Ребенку (или детям по очереди) задают вопросы, отвечать на которые они должны без использования запретных слов. Например, «какого цвета бумага?», «какого цвета ночное небо?» и т.д. Постепенно игру можно усложнять, исключив слова «да» и «нет» или вводя новые ограничения.
Назвав слово из запретного списка, ребенок становится ведущим или выбывает из игры.
Например, запретным словом является «белый». Ребенку задают вопрос «Какого цвета молоко?».
Верными будут ответы «светлого», «цвета облаков», «снежного», «как бумага» и т.п., а неверным – «белого».
Лучше всего такая игра подходит для занятий с детьми, у которых есть трудности с произношением определенных букв.
Например, для тренировки произношения звука «с» можно предложить ребенку несколько слов, начинающихся с буквы «с» (салат, стол, свекла) и попросить составить из них предложение (на столе стоит салат из свеклы). Сложность заданий можно увеличивать, предлагая школьнику большее количество слов.
Подходит для большой компании детей. Игроков необходимо разделить на 2 команды – одна будет «несмеянами», а вторая – «смешителями». Задача смешителей – вызвать улыбку на лицах несмеян.
Как они будут это делать – вместе или по одиночке, сговорившись или самостоятельно выбирая стратегию – зависит от детей, но взрослые могут давать подсказки, обучая младших школьников командному взаимодействию.
Каждая улыбнувшаяся несмеяна переходит на сторону смешителей. Если смешители за отведенное время сумели рассмешить всех несмеян, победа достается им. После первого раунда детям можно предложить поменяться ролями и провести еще одну игру.
Задача этой командной игры – научить детей взаимодействию, а также развить их творческое мышление и воображение.
Участники делятся на две команды и выбирают капитана, который получает от ведущего задание (оно может быть одинаковым для обеих команд или разным – интерес вызывают оба варианта).
Задание должно быть, например, таким: «нарисовать дом», «нарисовать цветочную поляну», «нарисовать наш класс» и т.п.
Тема рисунка должна быть известна только капитану! Он первым подходит к мольберту с прикрепленным листом ватмана и начинает рисовать. Ведущий считает до 10, после чего капитан отходит от мольберта, уступая очередь следующему участнику. Выигрывает та команда, которой удалось наиболее точно придерживаться задания.
Задача детей – по очереди подбрасывать мяч вверх или бить его об землю, произнося такие слова: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков, названий городов, цветов, животных, птиц…».
С каждым ударом или броском мяча он должен назвать одно название или имя: «Аня-раз, Света-два, Таня-три и т.д. Если игрок ошибся, не поймал мяч или надолго задумался, он выбывает из игры.
Победителем объявляется тот, кто ни разу не ошибся и продержался в игре дольше всех.
Задача взрослого – сказать ребенку несколько пар слов, которые можно ассоциативно связать между собой. Например, это могут быть пары: река-мост, школа-парта, зеркало-помада и др. Для начала достаточно придумать 5-6 пар слов.
Задача ребенка – запомнить эти слова. Затем взрослый называет только первые слова из каждой пары (река, школа, зеркало), а ребенок должен вспомнить вторые (мост, парта, помада). Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество пар слов и придумывая не такие явные ассоциации. Конечно, взрослому к такой игре лучше подготовиться заранее.
Среди творческих игр дошкольников или младших школьников лепка занимает особое место. Занятия с пластилином – своеобразный вид арт-терапии, во время которого ребенок избавляется от стресса и негативных эмоций, успокаивается. Лепить можно все, что угодно – животных или людей, сценки из школьной жизни или сказочный мир.
При этом родители должны много общаться с ребенком, спрашивать его, почему он выбрал ту или иную тему для работы с пластилином, чем занимаются созданные им персонажи, что ни чувствуют. Такое общение позволит понять эмоциональное состояние ребенка, научить его выходить из конфликтных ситуаций.
И, что немаловажно, разговаривая с детьми во время творческих игр и занятий, родители не теряют контакта с ними.
Игры развивающие внимание детям 5-6 лет
Развитие внимания у ребенка 5—6 лет — важный этап его подготовки к школе. Маленьким ученикам достаточно часто приходится сосредотачиваться на выполнении заданий, пусть даже и не всегда им интересных.
Внимание детей 5—6 лет зачастую является непроизвольным. Ребенку бывает сложно сконцентрироваться, в результате этого он отвлекается, с трудом сосредотачивается на чем-то одном и часто меняет занятия. Родителям юных непосед мы рекомендуем относиться к этому с пониманием, ведь такой этап развития вполне закономерен.
На недостаточность внимания у детей нередко жалуются преподаватели, поэтому при подготовке ребенка 5 лет к начальной школе важно включить в программу специальные занятия. Навык сосредоточения у школьников вырабатывается в процессе их основной деятельности — игры. Она может быть сюжетно-ролевой или с правилами.
Развитию внимания у детей 5 лет способствуют также специальные упражнения. Большая подборка подобных заданий представлена на сайте «Разумейкин». Наши специалисты разработали комплекс упражнений для детей 5—6 лет, направленных на тренировку различных характеристик внимания.
Они помогут малышам выработать навык концентрации, столь необходимый в начальной школе.
Все задания на развитие внимания у детей 6 лет содержат интересные красочные картинки. Для многих из них предусмотрен озвученный текст. Развивающие игры на внимание для детей 5 лет построены таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно, не обращаясь за помощью к родителям. Достигая определенных результатов, малыши получают заслуженную награду.
Для усиления развивающего эффекта вы самостоятельно можете предлагать ребенку несложные упражнения. Рассмотрим некоторые из них.
Занятия-игры на внимание для детей 6 лет, которые несложно выполнить на улице и в домашних условиях
Доказано, что легче всего дошкольники сосредотачиваются на визуально воспринимаемой информации. Выбирая игры на внимание для детей 6 лет, родителям важно учитывать этот нюанс.
Чтобы развить умение концентрироваться, предложите малышу собрать осенние кленовые листья, а затем рассмотреть один из них. После этого перемешайте его с остальными. Попросите ребенка найти тот лист, который он рассматривал.
Такое задание на развитие внимания для детей 5 лет можно повторять с ракушками, камешками, фруктами, овощами или любыми другими предметами, которые найдет сам дошкольник.
Развить воображение и способность концентрироваться помогут игровые упражнения, в которых малышу требуется рассмотреть облако и рассказать, на что оно похоже. Специалисты уверены, что сосредотачиваться полезно на различных объектах.
Вначале стоит рассматривать привычные и интересные (к примеру, игрушки), а затем переходить к малозаметным. К примеру, предложите малышу сосредоточить внимание на обычной столешнице и попросите рассказать, что особенного он заметил. Способность концентрироваться на звуковых сигналах не менее важна.
Попросите ребенка прислушаться к звукам на улице и дома, а затем предложите перечислить их.
Особенно трудно малышу 5—6 лет сконцентрироваться на ощущениях собственного тела. Чтобы развить этот навык, предложите ребенку прилечь, расслабиться и почувствовать, как он дышит, глотает и т. д.
Если с вышеописанными играми-тестами на внимание для детей 5 лет малыш научился успешно справляться, можно вводить задания на тренировку помехоустойчивости. Они считаются наиболее сложными.
К примеру, можно попросить малыша послушать неизвестный ему рассказ, затем дать ему рассмотреть картинку, которая не имеет к тексту никакого отношения. После этого продолжите чтение.
А затем попросите ребенка пересказать то, что он услышал.
При возникновении затруднений вы можете обратиться за консультацией к нашим специалистам.
Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет
Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка.
Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных способностей, генетической предрасположенности.
Можно ли развить внимание и концентрацию на объекте? Конечно, можно. Сделать это легко и просто при помощи игр.
«Угадай, кто кричал»
Эту веселую игру можно устроить на детской площадке или на празднике. Дети становятся в круг, они будут «овечками» и «пастухами». В центре круга стоит водящий.
Он закрывает глаза и кружится на месте, говоря такую фразу: «Кто овечка, кто пастух — выбираю я на слух!» Все дети кричат наперебой как можно громче. Задача водящего — выбрать одну «овечку» и одного «пастуха» и повторить то, что они кричали.
Если водящий угадал слово или фразу другого участника, тот становится на его место. Эта игра хорошо развивает слуховое внимание.
«Хозяин и тень». Предложите ребенку побыть вашей тенью. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать), а ребенок должен максимально точно повторять ваши движения.
Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» своего ребенка. Кроме развития внимания, это упражнение дает хорошую «настройку» на другого человека. Мы учимся больше чувствовать и понимать людей, отзеркаливая их позы и движения.
«Части тела». Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их. Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения.
Затем прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую. Задача ребенка — слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями.
У этой игры есть правило: реакции должны быть быстрыми.
«Назови картинки». Для проведения этой игры вам понадобятся заготовки: 10—15 картинок с изображениями животных, предметов быта, цветов, деревьев, одежды и т. д.
Расскажите ребенку о правилах игры: «Я буду показывать тебе картинки, ты должен их сначала рассмотреть и только по моей команде сказать, что изображено на картинке. А командой будет такая фраза: «Раз, два, три —…
(имя ребенка), говори!» Конечно, в начале игры ребенок, увидев хорошо знакомый предмет на картинке, будет «выскакивать» и нарушать правила. Затем он станет внимательнее.
Ведь у него будет хороший стимул: он получит картинки в подарок, если будет называть их не только правильно, но и вовремя. Эта игра хорошо развивает как концентрацию внимания на объекте, так и слуховое внимание. Этот навык пригодится вашему ребенку, когда он станет школьником.
«Карлики и великаны». В эту игру хорошо играть на детском празднике, когда есть большая компания детей. Ведущий (взрослый) говорит: «Когда я буду называть слово «карлики», вы должны приседать.
Когда я говорю «великаны», вы должны вставать». Участников можно легко запутать, произнося созвучные слова и слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве…тер, ве…дро, ве…сна, ве…лоси- пед!» Или «Ка…ртошка, ка…
питошка, ка…рета, ка…пуста!»
«Не говори „нет»». Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».
- Примеры вопросов с «ловушкой»:
- «Ты спишь с открытыми глазами?»
- «С неба падают шоколадки?»
- «Брюки надевают на голову?»
- «Человек спит в собачьей будке?»
- «Нос нужен для того, чтобы слышать?»
- «Хлеб пекут в холодильнике?»
- «Тяжелая гиря может плыть по реке?
- «Птицы долетают до Луны?»
- «Ты умеешь летать?»
- «Сладкое — это невкусная еда?»
«В мире животных». Водящий становится в круг.
Он вращается вокруг своей оси с закрытыми глазами, с вытянутой вперед рукой и говорит фразу: «Рыбы, птицы, звери!» Затем останавливается, указывает рукой на первого попавшегося и говорит любое из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери». Тот, на кого он указал, должен произнести соответствующее название животного. Если нет правильного варианта ответа, участник выходит из игры.
- Игры для детей 3, 4, 5 лет с мелками
- Развитие мелкой моторики у детей
- Игры на развитие речи ребёнка 5, 6, 7 лет
- Развивающие игры для детей 3, 4, 5 лет
- Обучение чтению дошкольников
Развиваем внимание у детей: 15 игр, 3500 заданий и упражнений, которые понравятся детям и взрослым
Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.
Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать
Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.
1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.
2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.
4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.
5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.
6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.
Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.
Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.
Выбирайте игры и задания по возрасту
детям 4-5 лет | 6-8 лет | 9-10 лет
Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет
Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.
Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания
- Перед началом игры установите правила: — нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
- — нельзя один и тот же цвет называть дважды.
А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».
Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания
Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.
Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.
Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания
- Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.
- Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны,
- Галки, макароны.
- Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи,
- Чайки и моржи.