Профессии, связанные с литературой

Чехов как-то сказал, что нет такой чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. Антоша Чехонте (псевдоним Антона Павловича в молодости) – прославленный мастер иронии, и спорить с ним сложно. Сегодня благодаря интернету у «доморощенных» авторов значительно больше возможностей найти своего читателя, чем было в докомпьютерную эпоху.

  На многочисленных литературных сайтах мы имеем удовольствие лицезреть тысячи страниц текста с неумелыми потугами начинающих авторов, а порой и с действительно интересными творениями их более опытных и талантливых коллег. Восторженные отзывы благодарных читателей найдутся даже под самыми убогими текстами, только вот на хлеб комментарии читателей не намажешь.

Так как же зарабатывать современным литераторам, и какие сегодня существуют профессии, связанные с литературой? Об этом и поговорим.

Говорят, что критик – это несостоявшийся писатель, но подобное утверждение справедливо лишь отчасти.

Чтобы создать конструктивную, подробную критическую статью, необходимо обладать не только вкусом, но и общей эрудицией, и выраженным литературным талантом. Разумеется, любой желающий сегодня может свободно написать рецензию на новую книжку модного современного автора и опубликовать ее на каком-нибудь онлайн-ресурсе.

Но профессиональный критик – тот, кто получает за свою работу гонорар. Таких людей мало. Чаще всего литературными критиками становятся люди с филологическим или журналистским образованием, но встречаются и мастера слова, которые в вузе словесности не учились, но имеют врожденные способности и опыт.

Как правило, критики работают в издательствах или в СМИ, в печатных и интернет-изданиях. Учтите, что конкуренция на этом поприще очень жесткая. К тому же лучше сразу избавиться от иллюзий: писать для и от души приходится чаще всего бесплатно. Обычно, в каком русле писать рецензию, за критика решает заказчик.

Редактор

Человек, который контролирует качество статей в издании и следит за тем, чтобы все материалы имели общий вектор, одну направленность, стремились к единой цели. Также редактор приводит тексты в соответствие с жанровыми требованиями, указывает авторам на ошибки в содержании.

Очевидно, что аналитическая статья пишется не так, как новостная, а заметка в журнале для подростков выглядит иначе, чем пресс-релиз. Проверка текста с точки зрения стиля, подачи – одна из задач редактора.

К тому же он проверяет достоверность указанных сведений, исправляет фактические неточности – словом, «идет по пятам» за автором и решает, можно ли принять текст для публикации или стоит вернуть его на доработку.

Главный редактор выполняет также функции цензора и менеджера: выбирает материал для публикации, координирует работу отделов, представляет издание на официальных встречах, общается с посетителями, выслушивает предложения, просьбы, жалобы и требования, иногда принимает кадровые решения.

Узнайте больше о профессии редактора.

Корректор

Профессии, связанные с литературой

  • обнаружить в тексте несоответствия языковым нормам;
  • исправить ошибки, «отшлифовать» текст, сделать его филигранным;
  • составить список ошибок с пояснениями и отправить его автору, если проблем в тексте много;
  • передать проверенный и откорректированный материал редактору.

Журналист

Основная задача журналистики – освещать ключевые события, происходящие на мировом уровне, в отдельных государствах, регионах и населенных пунктах. К сожалению, СМИ часто становятся рупорами режима и манипулируют общественным мнением.

Есть даже такая пословица: «Честный журналист – нищий журналист». В современной России дела со свободой прессы обстоят чрезвычайно плохо, но в идеале задача журналистики – доносить до людей информацию объективно и непредвзято.

Влияние СМИ на людей огромно, поэтому неслучайно средства массовой информации называют «четвертой властью». Где обычно работают специалисты:

  • радио;
  • телевидение;
  • печатные и интернет-издания;
  • PR-отделы;
  • пресс-службы.

Где бы журналист ни работал, основная функция у него одна: он собирает сведения о значимых событиях и доносит их до широкой общественности в простой, доступной форме.

Узнайте больше о профессии журналиста.

Переводчик

Перевод художественных произведений – высшая школа литературного мастерства. Специалист должен не только полностью изложить содержание текста, адаптировав его к нормам другого языка, но при этом передать все тонкости и изыски, которые содержатся в оригинале.

В лингвистике существует понятие «языковая картина мира», и она столь же различна, как языки, на которых люди говорят. Задача переводчика – подстроить текст под языковую картину мира читателей, сохранив при этом его изначальную специфику.

Это сложнейшая задача, поэтому переводчик как посредник должен не только в совершенстве владеть минимум двумя языками, но и обладать ярко выраженным литературным талантом, а также общей эрудицией.

Узнайте все о профессии переводчика.

Владимир Край.

Отзывы и обсуждения

Официальный сайт МБОУ "Центр образования №9"

Профессии, связанные с литературой

Многие люди во все времена любили читать. Чтение – это наилучшая возможность открыть для себя новый, неизведанный мир, узнать больше о том, как люди думали в прошлом, и поразмышлять о том, что ждет их в будущем. Книги сопровождают нас на протяжении всей жизни, начиная от первой сказки на ночь и заканчивая серьезными романами.

Однако в то время, как у некоторых людей чтение остается на уровне хобби, у других литература – источник заработка. Много ли существует профессий, связанных с литературой? И возможно ли чтением заработать себе на жизнь?

«Литературные» профессии – общая информация профессий, связанных с литературой существует огромное множество. Самые популярные из них: писатель, корректор, журналист и преподаватель литературы – описаны ниже.

Преподаватель литературы

Этот список был бы неполным без профессии учителя.

Для преподавателей литературы в ВУЗах и школах существует только одно требование: знать о литературе как можно больше! Причем задача учителя – не только быть полностью «подкованным» в вопросах школьной программы, но и выходить за ее рамки. Причем далеко.

А вдруг какой-нибудь ученик или студент задаст какой-то провокационный вопрос, связанный с определенным произведением? Главное для преподавателя – дать исчерпывающий ответ. А для этого – вечерком после работы за книжку – и читать, читать, читать.

Рекомендации

Тем, кто решил приобрести профессию, связанную с литературой, можно посоветовать одно: читать! И любить литературу. Такие люди должны находить время для того, чтобы ознакомиться с произведениями молодых авторов, проанализировать их.найти плюсы и минусы. Не стоит забывать и о критической литературе. О классике вообще говорить не нужно: ее надо знать наизусть.

Читайте также:  Куда сходить с детьми в ростове-на-дону

Библиотекарь

Библиотекарь – это специалист, который занимается выдачей книг, классифицирует издания, следит за сохранностью фондов и их пополнением, и т.д. Библиотеки, как правило, это государственные учреждения. Библиотеки существуют в школах, в средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, и т.д.

Писатель

Писатель – это человек тонкой душевной организации, способный создать оригинальное произведение в каком-либо жанре. Надо сказать, что любое произведение имеет определенную структуру, о которой должен быть осведомлен писатель.

Поэтому прежде чем начинать «творить», он должен прочесть тонны художественной и критической литературы, проанализировать сотни, а то и тысячи произведений. И конечно же, найти издательство, которое согласится его печатать.

  • Рекламный агент
  • Рекламный агент – специалист, выступающий в качестве посредника между производителем сложных видов товаров и населением, также это лицо, представляющее рекламное агентство и осуществляющее контакты от его имени.
  • Специалист по связям с общественностью

Специалист по связям с общественностью – специалист, работающий в сфере производства и крупной торговли. Он поддерживает имидж фирмы, отвечает за информационное продвижение проектов, за работу со средствами массовой информации, за поддержание связей с общественностью; ему требуется образование в сфере лингвистики, психологии, журналистики.

Иллюстратор

Чтобы стать успешным иллюстратором, необходимо, прежде всего, желание и умение рисовать. Если раньше представители этой профессии занимались в основном рисованием иллюстраций к текстам или создавали серии рисунков для мультфильмов, то сейчас спектр их услуг значительно расширился. Современные иллюстраторы занимаются разработкой web-иконок и аватаров, создают рисунки для Интернет-сайтов.

Материал подготовила

учитель русского языка и литературы

Т.И. Фильчукова

Профессии, связанные с литературой | Про профессии.ру

Многие люди во все времена любили читать. Чтение — это наилучшая возможность открыть для себя новый, неизведанный мир, узнать больше о том, как люди думали в прошлом, и поразмышлять о том, что ждет их в будущем. Книги сопровождают нас на протяжении всей жизни, начиная от первой сказки на ночь и заканчивая серьезными романами.

Однако, в то время, как у некоторых людей чтение остается на уровне хобби, у других литература — источник заработка. Много ли существует профессий, связанных с литературой? И возможно ли чтением заработать себе на жизнь? В этой статье даются ответы на эти вопросы.

Профессии, связанные с литературой

«Литературные» профессии — общая информация профессий, связанных с литературой существует огромное множество. Самые популярные из них: писатель, корректор, журналист и преподаватель литературы — описаны ниже.

 Писатель

Сегодня стать писателем не составляет никакого труда. Многие предпочитают издавать книги, содержащие советы по лечению какого-либо заболевания, похудению и т.д. Но можно ли назвать таких людей писателями? Конечно же, нет.

Писатель — это человек тонкой душевной организации, способный создать оригинальное произведение в каком-либо жанре. Надо сказать, что любое произведение имеет определенную структуру, о которой должен быть осведомлен писатель.

Поэтому прежде чем начинать «творить», он должен прочесть тонны художественной и критической литературы, проанализировать сотни, а то и тысячи произведений. И конечно же, найти издательство, которое согласится его печатать.

Корректор

 Творчество писателя невозможно без корректора. Корректор — человек, который исправляет орфографические, синтаксические и грамматические ошибки в тексте. Короче говоря, корректор делает текст правильным с точки зрения языка, чтобы людям было приятно его читать. Корректор, как правило, работает на издательство.

 Журналист

Профессия журналиста  — одна из самых сложных в этой категории. Журналист должен не только мастерски владеть словом, но и уметь писать статьи на различные темы. Сегодня главный редактор может предложить ему написать статью о герое войны, а завтра — о школьниках, больных гриппом. Добавьте ко всему этому еще и ненормированный график, командировки, интервью и постоянную нехватку времени.

Преподаватель литературы

Этот список был бы неполным без профессии обычного учителя .

Для преподавателей литературы в ВУЗах и школах существует только одно требование: знать о литературе как можно больше! Причем задача учителя — не только быть полностью «подкованным» в вопросах школьной программы, но и выходить за ее рамки. Причем далеко.

А вдруг какой-нибудь ученик или студент задаст какой-то провокационный вопрос, связанный с определенным произведением? Главное для преподавателя — дать исчерпывающий ответ. А для этого — вечерком после работы за книжку — и читать, читать, читать.

Рекомендации

Тем, кто решил приобрести профессию, связанную с литературой, можно посоветовать одно: читать! И любить литературу. Такие люди должны находить время для того, чтобы ознакомиться с произведениями молодых авторов, проанализировать их. найти плюсы и минусы. Не стоит забывать и о критической литературе. О классике вообще говорить не нужно: ее надо знать наизусть.

Литература – основа профессии журналист

Обратимся к словарю С.И. Ожегова.

  • Произведения письменности, имеющие общественно-познавательное значение.
  • Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений.
  • Совокупность произведений какой-либо отрасли знания, по какому-либо специальному вопросу.

Итак, литература – это произведения. А что же нужно нам? Нам нужно выяснить, чем школьный предмет под названием «литература» может быть нам полезен и интересен в жизни.

Кстати, первые литературные «творения» — это произведения устного народного творчества, возникшие многие сотни лет назад, а с появлением письменности «духовный опыт народа» стал перекладываться на бумагу (бересту, пергамент и т.д.).

Наука, изучающая произведения художественной литературы, называется «литературоведение», от двух слов – «литература» и «ведать» (знать, понимать).

Давайте вместе с вами попытаемся выяснить, чему же мы можем научиться на уроках литературы.

1. Читаем произведения литературы.

Благодаря чтению вы значительно расширяете свой кругозор, знакомитесь с историей, культурой, географией и т.п. многих стран и народов, а особенно с историей и культурой своей страны. Изучая сюжет, вы становитесь более мудрыми и духовно развитыми, т.к. конфликты, ситуации, проблемы и судьбы персонажей всегда нас чему-либо учат.

2. Анализируем текст.

Способности «раскладывать текст по полочкам» помогают нам находить главное, видеть  основное и второстепенное. Анализ литературного произведения помогает нам не только развить свое логическое мышление, но и учит рассуждать грамотно, правильно, понимать, что хотел донеси до нас автор и как ему это удалось.

Читайте также:  Игры на развитие внимания: для детей 6-7 лет

3. Читаем вслух и учим стихотворения (прозу) наизусть.

Тут, наверно, вы со мной спорить не будете: развитая крепкая память, способности к декламации наизусть, умение бегло, правильно, четко и выразительно читать любые виды текста– эти способности необходимы практически каждому современному человеку, желающему утвердиться в жизни и слыть грамотным и образованным.

4. Устные пересказы.

Умение живо, красочно, эмоционально передать содержание интересной книги, фильма, спортивного соревнования, интересного случая из жизни делает любого человека незаурядным собеседником, с которым никогда не соскучишься. Кроме того, эти способности необходимы вам как будущему профессионалу в областях жизнедеятельности, связанных с необходимостью передачи информации.

Вывод: уроки литературы учат нас правильно и красиво говорить, рассказывать, анализировать тексты (а значит, и ситуации, положения), свободно владеть  письменной речью, расширяют наш кругозор, способствуют духовно-нравственному, личностному росту и развитию, формированию эстетического вкуса в области литературы (и не только!), развитию творческих способностей.

На мой взгляд, этими качествами и умениями должен владеть любой человек.

Если посмотреть на перечень вступительных испытаний в основные вузы страны, то можно увидеть, что ЕГЭ по литературе  — не очень уж востребованный экзамен. Но давайте вместе с вами попробуем ответить на такой вопрос: людям каких профессий в большей степени необходимы те знания и умения, что приобретаются на уроках литературы?

Как мы видим, знания и умения (компетенции), которые вы приобретаете на уроках литературы, необходимы людям многих профессий. Но сейчас мне хотелось бы остановиться на профессии журналиста.

О журналистике   

Свою историю журналистика ведет со Средних веков, когда политическую информацию доставляли глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые зачитывали указы.

Отчасти поэтому в современной журналистике названия газет и журналов напоминают об этих гонцах: «Курьер ЮНЕСКО», Daily Herald (герольд), «Московский вестник», Chicago Tribune (трибуна — место для речей), «Форум» (площадь в Риме, где проходила агора — народное собрание) и т. д.

В России журналистика возникла в 1702 году с появлением по личному указанию и личному участию царя Петра Великогопервой печатной газеты «Ведомости», издававшейся типографским способом (первая российская газета «Куранты» возникла в 1621 г. и была рукописная, выпускалась в виде свитка).

Русская газета была с самого начала проводником определённой политики, пропагандистом, а подчас и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, в пользу защиты национальной самостоятельности и независимости. Газета дала начало быстрому развитию журналистики в России и способствовала культурному развитию страны.

В 1755 году была создана газета «Московские ведомости» под руководством русского ученого и основателя Московского университета Ломоносова М. В., который написал гениальную статью «Рассуждения об обязанностях журналистов», ставшую морально-этическим кодексом. Это — первая статья о том, каким должен быть журналист.

Вот основные требования Ломоносова, предъявляемые журналисту:

  • Компетентный
  • Скромный
  • Уважающий мнения других
  • Знающий фразу  «Стыдно воровать чужие мысли».

К середине XVIII века начали появляться частные журналы, которые издавали литераторы на правах частного предпринимательства. Позднее появились и сатирические журналы.

В литературной форме их издатели смогли поставить ряд острых социальных проблем, осуждая крепостное право, жестокосердечие помещиков, паразитизм, французоманию дворян и другие пороки.

Сама императрица (Екатерина II) вела полемику, под псевдонимом, с этими журналами.

При всей ограниченности содержания русских изданий XVIII века и ограниченности круга читателей, прежде всего из-за низкой грамотности населения, журналистика сыграла важную роль: она была единственным источником общественной информации, много способствовала литературному развитию.

В начале 19 века с приходом к власти Александра I во многих сферах жизни, в том числе и журналистике, появляются признаки либерализации: разрешен ввоз из-за границы периодических изданий (указ 1801 года), освобождены из тюрем многие вольнодумцы.

Но в 1804 году послабления заканчиваются, вводится предварительная цензура (формально уничтоженная в 1802 году) и принимается Цензурный устав, ограничивающий право обсуждать в прессе общественно-политические темы. 1818 году запрещается упоминание о крепостном праве.

Цензор мог единолично счесть произведение опасным или вредным и, боясь потерять свою должность и навлечь на себя гнев управления, запрещал к печати даже безобидные сочинения. Выпуск новых газет требовал личного разрешения императора.

В Первой половине 19 века в России издаются: — «Вестник Европы» (1802-1830гг) под редакторством Карамзина. Кстати, Карамзин был приглашенным редактором и получал за свой труд 3000 р. в год, что было первым в российской истории случаем оплаты редакторской деятельности.

— «Сын Отечества» (1812-1832гг) под редакторством Греча. Журнал издавался с целью повышения патриотизма во время Отечественной войны 1812г.- «Московский телеграф» (1825г. ) под редакторством Полевого.

Кстати, именно Полевой ввел в русский язык слово «журналистика» и попытался изложить историю русской журналистики.

В 1865 году был издан российский закон о печати. Он отменял предварительную цензуру для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объёмом более 10 печатных листов. Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Установилась ответственность печати перед судом.

  • Одновременно растет газетное дело, увеличивается число ежедневных изданий разного типа, обеспечивающих потребность в информации растущей аудитории.
  • Во время революции 1905 — 1907 годов противостояния правительства журналистика осознала себя в качестве третьей силы, выполняющей свои специфические задачи: информировать население о происходящих событиях, отражать настроения общества, а не только участвовать в революции на стороне одной из борющихся сил.
  • После большевистского переворота 25 октября 1917 года, в течение года были закрыты практически все старые русские периодические издания.

Уже на третий день после взятия большевиками власти начали появляться первые советские газеты. Они носили соответствующие названия, такие как «Голос трудового крестьянства», «Гудок». Это были газеты, учрежденные официальными органами, они информировали население о деятельности новой власти в различных областях жизни страны.

Читайте также:  Водянка яичек у новорожденного мальчика

В 1918 году было создано первое советское новостное агентство — Российское телеграфное агентство (РОСТА). Это агентство также занималось подготовкой журналистких кадров, изданием газет и журналов для самих журналистов и литературных работников.

В качестве средства массовой информации все большую роль играло радиовещание. Конец 20-х — 30-е годы характеризуется значительным усилием партийного контроля над средствами массовой информации. При этом возрастает тираж изданий. Интенсивно развиваются отраслевые газеты и журналы. Пресса становится мощным инструментом пропаганды.

Великая Отечественная война сразу же изменила весь облик советской печати. Более чем в два раза сократился тираж центральных газет. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты. Значительно сократилось число местных изданий. Содержание изданий было направлено на провозглашение побед Красной армии на фронте, а также на борьбу за коммунистические идеалы на завоеванных территориях.

В это время впервые в истории российских средств массовой информации в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни советских писателей, которые писали свои репортажи из самых горячих точек боевых действий. Что не могло не повлиять на жанры используемые в изданиях. Большую часть военной и послевоенной журналистики составляли красноречивые очерки и рассказы.

В послевоенные годы средства массовой информации каждодневно сообщали о трудовых успехах советских людей: строительство газопровода, запуск первого спутника Земли, первый полет человека в космос, открытие выставок народного хозяйства, публиковали отчеты о партийных съездах.

В 1990-е годы принимаются различные законодательные акты, отменившие цензуру. Принимается закон о печати.

В постсоветский период в газетном мире России произошли значительные изменения: взамен однообразных партийных стали выходить качественные и массовые официальные издания, отражающие точку зрения властных структур, так и частные издания, критикующие существующий режим. Кроме того, наряду с общественно-политическими издаются деловые, информационно-коммерческие, правозащитные, религиозные, литературно-художественные, спортивные, уфологические и многие другие газеты и журналы.

В 1990-х годах появляются первые представители так называемой «бульварной прессы» — газеты с гигантскими тиражами, чье содержание составляют вымышленные репортажи о прилетах пришельцев, НЛО, полтергейсте, интервью с колдунами, экстрассенсами, скандальными личностями, известными артистами, звездами поп-музыки.

В настоящее время российская журналистика развивается семимильными шагами: растет количество изданий различного толка и направленности, следовательно, растет и потребность в качественных кадрах, которых в нашем обществе явно недостаточно.

Как вы услышали, история и развитие журналистики тесно связаны с литературой. А сейчас познакомимся с определением профессии журналиста.

Журнали́ст — человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях.

Журналисты наиболее престижной специализации ориентированы на публицистическую работу, как правило имеющую своей целью формирование определённого общественного мнения.

В зависимости от используемых технологий и оборудования журналистику подразделяют на следующие виды:

  • газетно-журнальная журналистика
  • тележурналистика
  • радиожурналистика
  • интернет-журналистика
  • фотожурналистика

В обязанности журналиста входит сбор и обработка информации, преподнесение ее читателю (зрителю, слушателю).

Особенность профессии

Если говорить о газетно-журнальной журналистике, то человек, решивший работать в этой области должен быть человеком коммуникабельным, способным расположить к себе любого человека, уметь слушать, задавать необходимые вопросы, должен сам обладать даром красноречия, уметь правильно, живо и интересно написать статью, очерк, заметку и т.п.

Современный журналист должен быть уверенным пользователем ПК, интернета, знать (желательно) иностранный язык, быть в курсе политической ситуации в стране, мире, знать жизнь общества. Кроме того, журналист должен быть человеком ответственным, собранным, знать и понимать, что результат его деятельности всегда на виду и влияет на общественное мнение.

Работа журналиста предполагает частые командировки, ненормированный рабочий день.

Профессиональная деятельность журналиста тесно связана с таким понятием как конфиденциальность — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя; за несоблюдение конфиденциальности информации журналист может быть привлечён к административной или уголовной ответственности в судебном порядке.

Нельзя не отметить, что профессия журналиста – одна из самых опасных в мире. Эти люди всегда присутствуют в «горячих» военных точках, местах стихийных бедствий, массовых столкновениях людей, местах преступления, терактов и т.д., кроме того, деятельность многих журналистов затрагивает «нечистоплотных» политиков, крупных бизнесменов и т.п.

Как следствие – высокая смертность, травмоопасность людей этой профессии.  В 2007 году глава Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов заявил, что по его данным, в России с начала 1990-х годов погибли около 300 журналистов.

Среди известных журналистов, погибших в результате убийств, оставшихся нераскрытыми — Анна Политковская, Владислав Листьев, Дмитрий Холодов.

По данным на 2009 год в отрасли печатных СМИ журналистов работает не меньше 140-150 тысяч человек. Как минимум 50% журналистов имеют профессиональное образование, остальные — высшее.

В России по состоянию на 2009 год, было более сотни высших учебных заведений, обучающих профессии журналиста.

В вузах учебный процесс для журналистов отчасти схож с подготовкой филологов, но преподаются и специальные дисциплины, в том числе, связанные с ремеслом (вёрстка, монтаж, управление содержанием веб-сайтов и др).

Журналистов-международников готовят на факультете международной журналистики МГИМО(У) МИД России и в магистратуре МГИМО (У).

В нашей Коми республике вузов, занимающейся подготовкой журналистов нет, но есть спецкурсы и дополнительные дисциплины на филологических факультетах СыктГУ и КГПИ.

Профессия журналиста является востребованной как на территории нашей республики, так и в стране в целом. Возможности карьерного роста велики, т.к. уважаемых и признанных журналистов в нашей стране не так уж много, а их популярность очень велика и роль их в жизни современного общества также значительна. Известные журналисты печатаются в солидных изданиях, работают на радио и телевидении.

Размер заработной платы журналиста, в среднем, начинается от 15-17 тыс. рублей и зависит от сферы деятельности, места работы, статуса в профессии и др.

Сосновщенко Надежда Николаевна,

учитель литературы МОУ  «Томская средняя общеобразовательная школа» Республики Коми

Источник: moeobrazovanie.ru При использовании материала на другом сайте ссылка на статью обязательна

Ссылка на основную публикацию